Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Вскармливание ребенка до года
Уважаемые студенты!
Инструкция: изучите теоретический материал, обратите внимание на основные моменты темы, запомните. Знание теоретического материала поможет Вам сделать шаг к формированию следующих профессиональных компетенций ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения / знание: преимуществ грудного вскармливания; правил кормления ребенка грудью; основ рационального вскармливания; способов удовлетворения потребности «есть» в зависимости от возраста и вида вскармливания; возможных проблем при грудном вскармливании; характеристики смешанного и искусственного вскармливания; видов молочных смесей; правил введения докорма; возможных проблем при этих видах вскармливания; правил обработки сосок и бутылочек.
Показатели
|
Характеристика
| Грудное вскармливание
| питание детей на первом году жизни грудным молоком
| Виды грудного молока
| § молозиво (в конце беременности и 1-3 день после родов)
§ переходное молоко (с 4-5 дня)
§ зрелое молоко (со 2-3 недели после рождения
| Способы расчета необходимого количества молока
| суточный объем = разовый объем х на число кормления
до 10 дней разовый объем = n х 10 (n - число дней)
со 2 –ой недели суточное количество пищи рассчитывается объемным способом:
2 недели - 2 месяца
| 1/5 массы тела
| 2 - 4 месяца
| 1/6 массы тела
| 4 - 6 месяца
| 1/7 массы тела
| 6 - 9месяцев
| 1/8 массы тела
| 9 -12месяцев
| 1/9 массы тела
| Калорийный метод:
в сутки ребенок должен получать:
от рождения до 6 месяцев – 115 ккал/кг массы тела
от 6 – 12 месяцев – 110 ккал/кг массы тела.
в 1 л женского молока 700 ккал.
| Виды и оптимальная схема введения прикорма
| 4 мес. – яблочный сок с нескольких капель до 20 – 30 мл, в течение месяца довести до 50 – 60 мл, позднее сливовый сок, черносмородиновый, абрикосовый, вишневый соки; осторожно – малиновый, клубничный, томатный, сок цитрусовых к 1 году до 100 мл
4,5 мес. (через 1 – 2 недели после освоения сока) – тертое яблоко, затем пюре из бананов, абрикосов и других фруктов с 2 – 5 г до 20 – 30 г за 1 – 2 недели. В течение месяца до 50 г, к 1 году – до 100 г. Давать соки и фруктовые пюре лучше через 30 минут после кормления или между кормлениями.
5 месяцев – овощное пюре, готовят его из моркови, капусты, баклажанов, кабачков, тыквы, зеленого горошка, картофельное пюре дают не ранее 6 месяцев и не более 1/3 объема. В пюре добавляют растительное масло, можно добавить желток. Разводят овощи горячим овощным отваром или молоком. К 6,5 месяцам объем порции 120 – 130г, к 12 месяцам – 160 – 180г. Дают это блюдо, как правило, в третье кормление.
5,5 мес. – 8-10 % молочная каша (вводят через 2 недели после овощного пюре), давать лучше с рисовую, гречневую, кукурузную, затем можно вводить овсяную кашу, начинают с 1 – 2 чайных ложек, через 2 недели доводят до 130 – 150г, к 1 году - до180 – 200г. Кашу дают обычно во второе кормление.
5 месяцев вводят растительное масло ½ - 1 чайная ложка в овощное пюре.
5.5 месяцем вводят сливочное масло ½ - 1 ч.л. в кашу.
6 месяцев – творог с 1 ч.л. до 50 гр. к году (с 8 месяцев к 3 прикорму)
7 месяцев ребенку дают мясные блюда, сначала фарш из вареной говядины, дважды провернутой через мясорубку. Можно давать фарш из нежирной свинины, телятины, мяса кур, кролика. Фарш начинают давать с 1/2 – 1 чайной ложки до 20г через неделю, к 8 месяцам – до 50г, к 1 году – 60 – 70г. Рекомендуется печень, язык.
7 месяцев – 2-3 раза в неделю желток, растирая с грудным молоком, и давать перед кормлением грудью с 1/8 – 1/4 до 1/2 желтка в сутки к 8 месяцам.
8 месяцев вводят адаптированную кисло - молочную смесь (НАН 6-12), йогурт «Агуша».
С 8 месяцев в четвертое кормление ребенку вводится творог с 5 г до 40 – 50 г
С 9 – 9,5 месяцев 1 – 2 раза в неделю мясное блюдо можно заменить рыбным фаршем
С 10 месяцев вместо фарша можно давать фрикадельку.
12 месяцев – паровую котлету. Гарниром может быть овощное пюре.
С 10 – 11 месяцев ребенку можно давать в третье кормление салаты (20 – 30 г) из протертых на мелкой терке овощей и фруктов (морковь, капуста, яблоки, помидоры) с добавлением мелко нарезанной зелени (укроп, петрушка, салат, зеленый лук), растительного масла и лимонного сока
| Правила введения
прикорма
| § прикорм (овощное пюре, молочная каша, кисло – молочная смесь) нужно давать с ложечки перед кормлением грудью, начиная с малых количеств (2 – 3 чайных ложек), и в течение 5 – 7 дней довести до полного объема (100 – 120 г), в конце кормления ребенка следует приложить к груди;
§ овощное пюре вводят с одного компонента (например: кабачок), после привыкания, через 2-3 дня вводят другие компоненты;
§ новые блюда лучше вводить в утренние часы, чтобы проследить за реакцией ребенка (стулом, поведением, кожей).
§ по своей консистенции блюдо прикорма должно быть гомогенным и не вызывать затруднений при глотании, Т- 370;
§ не рекомендуется 2 раза в день давать кашу;
§ с введением прикорма ребенку необходима дополнительная жидкость для питья (вода, овощной отвар между кормлениями в суточном объеме 150 – 200 мл.);
§ вводят только здоровым детям;
§ не вводят в дни прививки;
§ если ребенок сидит – его кормят за специальным столиком, дают в руку ложку, поят из чашки.
| Смешанное вскармливание
| вид вскармливание, при котором ребенок в первые 4 – 6 месяцев жизни наряду с материнским молоком получает его заменители.
(в этих случаях вводимая, вместо недостающего грудного молока пища, называется докормом)
основная причина перевода ребенка на смешанное вскармливание - гипогалактия
| Правила введения
докорма
| § докорм нужно давать только после кормления грудью, вводить постепенно;
§ докорм вводится только при необходимости;
§ если количество докорма небольшое, то лучше его давать с чайной ложки или чашечки;
§ можно использовать имитационный метод: с помощью тонкой полиэтиленовой трубочки или пипетки, можно во время кормления грудью, капать смесь на сосок так, чтобы она стекала в рот ребенку;
§ режим кормления и объем пищи, как при грудном вскармливании;
§ адаптированная молочная смесь готовится перед кормлением, не хранится;
§ кормят одной смесью, меняют только при необходимости;
§ бутылочки и соски должны быть чистыми, стерильными.
| Режим кормлений
| до 3 месяцев 7 раз через 3 часа
3 мес. – 5 мес. 6 раз в сутки через 3.5 часа
5 мес. – 12 мес. 5 раз в сутки через 4 часа
| Лечение гипогалактии
| § частое прикладывание к груди
§ ночные кормления;
§ прикладывание к обеим молочным железам;
§ перед кормлением – теплые ванны для рук и ног, общее согревание, горячий чай за 30 минут;
§ после кормления обмывают грудь горячим душем (45 °) и одновременный массаж железы;
Медикаменты:
1 комплекс: апилак, поливитамины, витамин Е, глутаминовая кислота, никотиновая кислота;
2 комплекс: назначается через 7-10 дней после первого: пивные дрожжи, пантотенат кальция, липоевая кислота, аспаркам или биотин
| Искусственное вскармливание
| такой вид вскармливания, при котором ребенок получает только заменители женского молока или в его суточном рационе менее 1/5 объема грудного молока.
(объем питания рассчитывается так же, как при грудном вскармливании)
|
Таблица
Преддошкольный (с 1 до 3 лет ) и дошкольный период (3-7 лет)
Уважаемые студенты!
Инструкция: изучите краткий конспект, запомните. Знание теоретического материала поможет Вам сделать шаг к формированию следующих профессиональных компетенций ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения / Знание: характеристики периодов; анатомо-физиологических особенностей органов и систем детей изучаемых возрастных периодов; особенностей физического и нервно-психического развития; значения игрушек, игр в воспитании детей; особенностей питания детей данных периодов; нормальных сроков полового созревания; психологических проблем перехода от детства к взрослой жизни; факторов риска для детей, безопасной окружающей среды; основных потребностей и способов их удовлетворения.
Показатели
| Характеристика
| Физическое развитие
| Масса тела Рост
Ежегодная прибавка 2 кг Ежегодная прибавка: 5-6 см
Формула: М = 10 + (2 x n) Формула: Р = 75 (5 x n)
1 период округления: 1-4 года
1 период вытягивания 6-7 лет
| Зубы
| на 2-м году прорезываются малые коренные и клыки, в 2 года 20 молочных зубов, в 5-6 лет – смена молочных зубов на постоянные в том же порядке, как прорезывались молочные, 6 лет - не менее 1 постоянного зуба, в 7 лет – не менее 4.
| Дыхательная система
| к 2-м годам формируются придаточные пазухи; ткань лимфоидного кольца (миндалины); дыхательные пути остаются узкими; дыхание пуэрильное до 3-х лет, затем везикулярное; тип дыхания смешанный (диафрагмально- грудной);
ЧДД 3 г – 25 в 1 мин; 7 л – 20 в 1 мин
| Сердечно - сосудистая система
| сердце занимает косое положение;
ЧСС в 2 года 110 в 1 мин; в 5 лет 100 в 1 мин,
(на каждый недостающий год + 5 ударов в минуту, на каждый последующий год - 5 ударов в минуту; в 6 лет – ЧСС – 95 в мин., 4 года – 105 в мин.)
АД (сист)= 100+ n
АД (диаст) = ½ сист + 10
n – возраст ребенка
| Кровь
| лейкоцитарная формула: до 5 лет преобладают лимфоциты, затем нейтрофилы, как у взрослых (в 5 лет происходит II перекрест)
| Мочевыделительная система
| к 5-6 годам число мочеиспусканий 8-10 раз в сутки;
относительная плотность мочи: 1010 – 1020
суточный диурез: V = 600 + 100 (n – 1)
водный баланс как у взрослых: 75 – 80 %
| Нервная система
| 1.5 года - 40-50 слов
2 года – 200-300 слов (простые предложения)
3 года – 1200-1300 слов
5-6 лет - 4000-5000 слов
| Питание
| ежедневно в рационе должно быть молоко
(в детском учреждении – рекомендуются продукты прошедшие термическую обработку, например, нельзя сметану и т.д., можно творожную запеканку)
режим питания:
до 1.5 лет – 5 кормлений; старше - 4 приема пищи, т.е. постепенно режим приближается к режиму взрослых.
объем суточного питания
в год - 1000 г., затем объем увеличивается на 150 мл ежегодно
V = 1000 мл + (150 х n), где n – число лет
|
Таблица
Период младшего (7 – 11 лет) и старшего школьного возраста ( 12- 18 лет)
Уважаемые студенты!
Инструкция: изучите краткий конспект, запомните. Знание теоретического материала поможет Вам сделать шаг к формированию следующих профессиональных компетенций ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения / Знание: характеристики периодов; анатомо-физиологических особенностей органов и систем детей изучаемых возрастных периодов; особенностей физического и нервно-психического развития; значения игрушек, игр в воспитании детей; особенностей питания детей данных периодов; нормальных сроков полового созревания; психологических проблем перехода от детства к взрослой жизни; факторов риска для детей, безопасной окружающей среды; основных потребностей и способов их удовлетворения.
Показатели
| Характеристика
| Физическое развитие
| До 10 лет средняя прибавка в массе 2 кг в год
Формула определения массы М = 10+ (2 х n)
Масса в 10 лет – 30 кг
После 10 лет средняя прибавка - 4 кг в год
После 10 лет формула определения массы М = 30 + 4 х (n -10)
Для более точной оценки физического развития используют центильные таблицы.
Формула для определения роста Р = 75 + (5 х n)
Окружность головы в 5 лет – 50см,
за каждый последующий год ОГ увеличивается на 0.5 см, т.е. за все последующие годы окружность голова увеличивается на 5-6 см.
Окружность груди к 10 годам – 63 см
затем ежегодное увеличение окружность груди на 3 см.
| Кожа
| В 8-10 лет начинают функционировать апокриновые железы (большие), в области гениталий, подмышечных впадин, и выделяют пот со специфическим запахом. На коже лица могут появляться гнойнички, угри, т.к. усиленно работают железы внутренней секреции. У девочек отмечается развитие подкожно-жирового слоя.
| Костная система
| Зубы. Продолжается смена молочных зубов на постоянные; заканчивается к 12-13 годам, в 12-14 лет прорезываются большие коренные зубы. 18 лет - зубы «мудрости». Смена идет в том же порядке, как и прорезывание молочных. При оценке биологического возраста детей используют зубной возраст
| Органы дыхания
| К 8-10 годам разрастается пещеристая ткань носовой полости
(склонность к носовым кровотечениям)
До полового созревания у обоих полов грудной тип дыхания, затем
У юношей брюшной тип дыхания, у девушек – грудной.
ЧДД 10 лет - 20 в 1 мин
15 лет – 15 в 1 мин
| Сердечно - сосудистая система
| Рост сердечной мышцы не успевает за ростом подростка, анатомически сердце развито.
ЧСС 10 лет – 90 в 1 мин
15 лет – 80 в 1 мин.
АД (сист) = 100+ n
(n – возраст ребенка)
АД (диаст) = ½ сист + 10
| Половое созревание
| До 10 лет развитие мальчиков и девочек происходит одинаково. О начале полового развития свидетельствует: у девочек - формирование молочных желез, мальчиков - мутация голоса, возникновения вторичных половых признаков происходит последовательно: формирование молочных желез (Ма), оволосение на лобке (Р), оволосение в подмышечной впадине (Ах), менструации (Ме). У мальчиков: Р (12 - 13лет) Ах (14-15 лет), оволосение лица (14 - 15), мутация голоса (16 - 17лет) формирование кадыка (перстневидного хряща). Половое созревание продолжается 5 лет + 2 года
|
Оценка гемо и урограмм
Уважаемые студенты!
Инструкция: для оценки гемо и урограмм необходимо выучить показатели гемо и урограмм соответственно возраста ребенка, особенности лейкоцитарной формулы. Отклонения (снижение или повышение) показателей свидетельствует о патологии.
Изучение учебного материала поможет Вам в формировании профессиональной компетенции: ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения/ Знание: характеристики периодов; анатомо-физиологических особенностей органов и систем детей изучаемых возрастных периодов; Умение: оценивать общий анализ крови и мочи; выявлять нарушения удовлетворения потребностей, определять возможные проблемы.
|