Районная олимпиада по биологии для школьников 8 класса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Районная олимпиада по биологии для школьников 8 класса



Дорогие ребята!

Поздравляем вас с участием в олимпиаде по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции.

Успеха Вам в работе!

Задание I. (25 баллов) Выберите правильный ответ из четырех предложенных:

1. Какое свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на Земле?

а) обмен веществ;

б) раздражимость;

в) размножение;

г) изменчивость.

2. В царство Растения объединяют организмы, способные создавать органические вещества из неорганических с использованием энергии:

а) тепловой;

б) солнечной;

в) механической;

г) химической.

3. Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы на основе родства?

а) морфология;

б) систематика;

в) экология;

г) физиология.

4. Грибница белого гриба, поселяясь на корнях березы, получает от нее:

а) минеральные вещества;

б) органические вещества;

в) соединения фосфора;

г) соединения серы.

5. Растения какой систематической группы занимают в настоящее время господствующее положение на Земле?

а) папоротниковидные;
б) водоросли;
в) голосеменные;
г) покрытосеменные.

6. Пыльца цветковых растений формируется в:

а) семязачатке;

б) рыльце пестика;

в) завязи пестика;

г) тычинках.

7. Почему злаки относят к классу однодольных?

а) имеют мелкие, невзрачные цветки без околоцветника;

б) имеют мочковатую корневую систему и параллельное жилкование листьев;

 

 

в) имеют стержневую корневую систему и сетчатое жилкование листьев;

г) плод зерновка богат питательными веществами, которыми питается зародыш при прорастании.

8. У плаунов ветвление:

а) боковое;

б) дихотомическое;

в) верхушечное;

г) симподиальное.

9. Запасающую функцию в зерновках выполняет ткань:

а) основная;

б) покровная;

в) проводящая;

г) образовательная.

10. Придаточные корни лучше образуются при:

а) окучивании;

б) поливе;

в) пасынковании;

г) пикировке.

11. Какой из перечисленных ниже процессов характерен только для животных?

а) образование органических веществ из неорганических на свету;

б) восприятие раздражений из окружающей среды и преобразование их в нервные импульсы;

в) поступление веществ в организм, их преобразование и удаление конечных продуктов жизнедеятельности;

г) поглощение кислорода и выделение углекислого газа в процессе дыхания.

12. У каких червей развитие связано с водоемами?:

а) бычьего и свиного цепней;
б) планарии, печеночного сосальщика;
в) бычьего цепня, планарии;
г) свиного цепня, планарии.

13. Среди беспозвоночных выделительная система метанефридиального типа у:

а) кишечнополостных;

б) плоских червей;

в) круглых червей;

г) кольчатых червей.

14. Личиночная стадия развития всегда отсутствует у моллюсков:

а) головоногих;

б) двустворчатых;

в) брюхоногих;

г) панцирных.

15. Наибольшее число видов рыб относится к отряду:

а) карпообразные; в) камбалообразные;

б) трескообразные; г) окунеобразные.

16. Единственным видом представлен отряд:

а) чешуйчатые; в) клювоголовые;

б) черепахи; г) крокодилы.

17. Земноводные не уходят далеко от водоемов, потому что:

а) они медленно двигаются; в) у них трехкамерное сердце;

б) в воде развиваются их личинки; г) на берегах меньше врагов.

18. В типе Хордовые дифференциация головного мозга на пять отделов впервые встречается у представителей класса:

а) головохордовые; в) рыбы;

б) круглоротые; г) амфибии.

19. У большинства млекопитающих в постэмбриональном развитии происходит:

а) полное превращение;

б) прямое развитие;

в) непрямое развитие;

г) неполное превращение.

20. Среди куриных птиц к перелетным относится:

а) белая куропатка;

б) рябчик;

в) фазан;

г) перепел.

21. Воздухоносные пути человека выстланы изнутри тканью:

а) соединительной;

б) мышечной поперечнополосатой;

в) эпителиальной;

г) мышечной гладкой.

22. Недостаток или отсутствие в организме витамина D приводит к нарушению обмена:

а) кальция;

б) углеводов;

в) жиров;

г) белков.

23. Нервная регуляция функций в организме человека осуществляется с помощью:

а) электрических импульсов;

б) механических раздражений;

в) гормонов;

г) ферментов.

24. В какой среде вирус СПИДа, как правило, погибает?

а) в лимфе;

б) в грудном молоке;

в) в слюне;

г) на воздухе.

25. Нарушение преломляющей силы хрусталика, при которой лучи фокусируются позади сетчатки, называют

а) дальнозоркостью;
б) аккомодацией;
в) близорукостью;
г) конъюктивитом.

Задание II. (10 баллов)

Правильно ли суждение:

1. Расцвет травянистых растений в большей степени был связан с увеличением освещенности Земли.

2. Прочность и упругость корня обеспечивается проводящей тканью.

3. Покрытосеменные – самая совершенная и многочисленная группа высших растений.

4. Беззубка передвигается, разрыхляя створками грунт.

5. Аскарид относят к животным-гермафродитам.

6. По способу питания паукообразных в основном делят на две группы: хищники и паразиты.

7. Гуппи относят к живородящим рыбам.

8. У земноводных по сравнению с рыбами в процессе эволюции впервые появляется мозжечок.

9. Главная часть любого анализатора – это рецепторы.

10. Кости голени относят к губчатым костям.

Задание III. (за каждую задачу по 3 балла)

Решите задачи:

1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Кольчатые черви – это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей. 2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему. 3. Тело кольчатого червя состоит из отдельных члеников. 4. Полость тела у дождевых червей отсутствует. 5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным кольцом и спинной нервной цепочкой.

2. Каковы причины малокровия у человека? Укажите не менее 3-х возможных причин.

Максимальное количество баллов – 41

Желаем удачи!

 

Часть 1. Выберите один правильный ответ.

1.Какая наука изучает взаимосвязи организмов и окру­жающей среды?

1) Зоология 3) Ботаника

2) Физиология 4) Экология

2. Какие органоиды клетки можно увидеть в школьный световой микроскоп?

1) Митохондрии 3) Аппарат Гольджи

2) Рибосомы 4) Ядро

3. Живым организмам, в отличие от тел неживой при­роды, свойственно

1)Рост 3) Раздражимость

2) Движение 4) Ритмичность

4. Почему подберезовики часто можно найти в березовом лесу?

1) В березовом лесу много света.

2) Подберезовики с корнями берез образуют мико­ризу.

3) У подберезовиков в березовом лесу нет конкурентов.
4) В березовом лесу отсутствуют животные, которые пи-
таются подберезовиками.

5. Какие растения не имеют побега и корня?

1) Водоросли 3) Папоротники

2) Плауны 4) Мхи

6. Чем является луковица тюльпана?

1) корневищем

2) корнеплодом

3) сочным плодом

4) видоизмененным побегом

7. Жабы, в отличие от лягушек, могут жить вдали от во­доема. Чем это можно объяснить?

1) Они размножаются на суше.

2) У них лучше развиты легкие и более сухая кожа.

3) У них короткие задние конечности и длинные пере­дние.

4) Они питаются наземными беспозвоночными живот­ными.

8. Самое большое количество видов включает класс

1) Насекомые

2) Хрящевые рыбы

3) Земноводные

4) Птицы

9. Каких древних животных считают предками земноводных?

1) Ихтиозавров

2) Археоптериксов

3) Стегоцефалов

4) Кистеперых рыб

10. Каких древних животных считают предками птиц?

1) Ихтиозавров

2) Археоптериксов

3) Стегоцефалов

4) Кистеперых рыб

11. У человека, в отличие от млекопитающих животных, развито

1) абстрактное мышление

2) разные виды торможения

3) четырехкамерное сердце

4) большие полушария головного мозга

12. У больного перед операцией определяют группу крови. Это позволяет врачу

1) назначить правильное лечение

2) определить причину болезни

3) найти нужного донора

4) вычислить количество форменных элементов

13. Проявлением какого рефлекса является поворот го­ловы в сторону громкого звука?

1) болевого 2) условного

3) защитного 4) ориентировочного

14. Речевые центры, в отличие от центров безусловных, расположены у человека в

1) мозжечке 3) коре больших полушарий

2) среднем мозге 4) промежуточном мозге

15. В какие отношения вступают олень и лось, живущие в одном лесу?

1) конкурентные 3) хищник—жертва

2) симбиотические 4) паразитические

16. Сходство строения клеток автотрофных и гетеротроф­ных организмов состоит в наличии у них

1) лейкопластов

2) плазматической мембраны

3) оболочки из клетчатки

4) вакуолей с клеточным соком

17. Испарение воды листьями способствует

1) передвижению минеральных солей в растении

2) снабжению листьев органическими веществами

3) усвоению углекислого газа хлоропластами

4) повышению скорости образования органических веществ

18. Часто у детей наблюдаются изменения формы костей
конечностей, которые связаны с нарушением обмена
кальция и фосфора. При недостатке какого витамина
наблюдается это явление?
1)С 2)В2 3)А 4)D

19. Что общего между агроэкосистемой пшеничного поля и экосистемой луга?

1) короткие цепи питания

2) преобладание растений разных видов

3) незамкнутый круговорот химических элементов

4) наличие продуцентов, консументов и редуцентов

20. Почему врачи рекомендуют употреблять в пищу йоди­рованную соль? Так как йод

1) влияет на укрепление костной ткани

2) нормализует деятельность щитовидной железы

3) предупреждает заболевание рахитом

4) способствует образованию витамина А

Часть 2. Выберите три верных ответа из шести. Запишите в ответе выбранные цифры в порядке возрастания.

В1. К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка?

1) нарушению строения суставов верхних конечностей

2) смещению внутренних органов

3) нарушению функций костного мозга

4) изменению химического - состава костей

5) нарушению кровоснабжения органов

6) затруднению работы сердца

В2. В чем сходство покрытосеменных и голосеменных, растений?

1) характеризуются многообразием жизненных форм

2) размножаются семенами

3) имеют хорошо развитые вегетативные органы

4) способны образовывать обширные леса

5) образуют сочные и сухие плоды опыляются насекомыми и птицами

6) включают большое количество водных видов

Часть 3. Задания со свободным ответом.

С1. Что нужно обязательно внести в инструкцию об оказании первой помощи при растяжении конечности?

С2. Прочитайте текст «Оплодотворение у цветковых рас­тений» и найдите в нем предложения, в которых со­держатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сфор­мулируйте.

Оплодотворение у цветковых растений

1. Пыльцевое зерно, попав на рыльце пестика, прорас­тает. 2. Одна из клеток пыльцевого зерна образует длинную пыльцевую трубку, по которой передвигаются женские га­меты — яйцеклетки. 3. Удлиняясь, трубка проходит между клетками рыльца, столбика и достигает семязачатка. 4. В зародышевом мешке содержатся два зрелых спермия 5.Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а второй по­гибает. 6.Слияние женской и мужской гамет называют оп­лодотворением

С3. Какие приспособления имеет акула для добывания пищи?

 

Ответы

Часть 1.

1-4, 2-4, 3-3, 4-2, 5-1, 6-4, 7-2, 8-1, 9-4, 10-2, 11-1, 12-3, 13-4, 14-3, 15-1, 16-2, 17-1, 18-4, 19-4, 20-2.

Часть 2.

В1. – 2,5,6 В2. – 2,3,4

Часть3.

С1. Обездвижить конечность, приложить холод, обратиться к врачу.

С2. Исправлено. 2. Одна из клеток пыльцевого зерна образует длинную пыльцевую трубку, по которой передвигаются мужские га­меты — спермии. 4. В зародышевом мешке содержатся две зрелых яйцеклетки. 5.Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а второй с центральной клеткой.

С3. Форма тела, обоняние, несколько рядов зубов, смещенность рта, скорость передвижения, всеядность, способность поддерживать мышцы в «разогретом» состоянии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.046 с.)