Тема 1 Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, международные стандарты и рекомендуемая практика в области поиска и спасания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, международные стандарты и рекомендуемая практика в области поиска и спасания.



МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ФГБОУ ВО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

 

АВАРИЙНО - СПАСАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Методические указания

по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы

для студентов ЗФ

 

Санкт-Петербург

2017г.


Одобрено и рекомендовано к изданию

Методическим советом Университета ГА

 

Ш 87(03)

 

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы / Университет ГА. С.-Петербург, 2017.

Издаются в соответствии с программой дисциплины «Аварийно-спасательная подготовка». Содержат программу, методические указания по изучению дисциплины, задание на контрольную работу, перечень вопросов к итоговому контролю, список рекомендуемой литературы.

Предназначены для студентов ЗФ.

 

Библ. 10 назв., табл. 5

 

Составитель: Донец С.И., ст. преподаватель кафедры № 18

 

Рецензент:   Костылев А.Г., зав. кафедрой №18, к.т.н., доцент

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1 Общие сведения 4
2 Объем дисциплины и виды учебной работы 7
3 Содержание разделов дисциплины 7
4 Разделы дисциплины и виды занятий 10
5 Практические занятия 11
6 Самостоятельная работа 11
7 Методические указания по выполнению контрольной работы 12
8 Перечень тем для написания контрольной работы 14
9 Перечень вопросов для промежуточной аттестации 15
10 Перечень вопросов для аттестации по итогам освоения дисциплины 19
11 Список литературы 24

 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Цели освоения дисциплины

Цели дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Аварийно-спасательная подготовка (Поиск и спасание)» является формирование у обучающихся теоретических знаний, умений и практических навыков необходимых для спасания людей при возникновении аварийной обстановки на борту воздушного судна и вне его.

Задачи дисциплины.

Для достижения поставленных целей задачами дисциплины являются:

- изучение законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, международных стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в области поиска и спасания;

- изучение порядка организации поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов;

- изучение порядка организации приема и передачи сообщений о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие;

- изучение порядка организации и проведения аварийно-спасательных работ на территории и в районе ответственности авиапредприятия;

- изучение типовых аварийных ситуаций на борту воздушного судна и факторов угроз сопровождающие эти ситуации;

- изучение требований по оснащению воздушных судов аварийно - спасательным оборудованием;

- изучение основ выживания в условиях автономного существования после авиационного происшествия.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Процесс освоения дисциплины направлен на формирование у студентов следующих компетенций:

общекультурных (ОК):

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-8);

- владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-13);

- владеть культурой безопасности, экологическим сознанием и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранением окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности (ОК-14).

профессиональных (ПК):

- уметь использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-1);

- готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции (ПК-3);

- готовностью участвовать в выполнении поисковых и аварийно-спасательных работ (ПК-56);

- владеть методами обеспечения и обслуживания воздушных перевозок и авиационных работ (ПК-65).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать:

- законодательные и нормативные правовые акты в области поиска и спасения (ПК-1));

- порядок организации поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (ОК-8, ПК-56);

- порядок организации приема и передачи сообщений о воздушных судах терпящих или потерпевших бедствие (ПК-56);

- порядок организации и проведения поисково-спасательных операций (работ) (ПК-56);

- порядок организации и проведения аварийно-спасательных работ на территории и в районе ответственности авиапредприятия (ПК-56);

- типовые аварийные ситуации на борту воздушного судна и факторы угроз, сопровождающие эти ситуации (ПК-3);

- общие требования по оснащению воздушных судов аварийно - спасательным оборудованием (ОК-14, ПК-65);

- основы выживания в условиях автономного существования после авиационного происшествия (ПК-3).

уметь:

- использовать законодательные и нормативные правовые акты в области поиска и спасания в профессиональной деятельности (ПК-1);

- передавать сигналы и сообщения о бедствии (ПК-3);

- принимать правильные решения при быстром развитии аварийных ситуаций (ОК-13, ПК-3);

-обеспечивать жизнедеятельность людей в условиях автономного существования после авиационного происшествия (ОК-14, ПК-3).

владеть:

- навыками применения законодательных и нормативных правовых актов в области поиска и спасания (ПК-1);

- способами передачи сигналов и сообщений о бедствии (ПК-3);

- навыками по обеспечению жизнедеятельности людей в условиях автономного существования после авиационного происшествия (ОК-14, ПК-3).

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72

академических часа.

Таблица 1

Наименование Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины 72
В т.ч.: аудиторные занятия, всего 18
из них: - лекции, 12
          - практические занятия (ПЗ), 6
Самостоятельная работа студента 54
Контрольные работы (количество) 1
Вид и количество промежуточного контроля (экзамен, зачет) зачёт  

Содержание разделов дисциплины

РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

 

Таблица 2

Наименование раздела, темы  дисциплины Л ПЗ СРС Всего  часов
Тема № 1 Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, международные стандарты и рекомендуемая практика в области поиска и спасания 4 2 10 16
Тема № 2 Организация поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов. 4 2 16 22
Тема № 3 Аварийные ситуации на борту ВС и факторы угрозы для пассажиров и членов экипажа. 4 2 28 34
Итого 12 6 54 72

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Таблица 3

Темы дисциплины Тематика практических занятий Трудо-емкость (часы)
1 ПЗ №1 Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, международные стандарты и рекомендуемая практика в области поиска и спасания 2
2 ПЗ №2 Организация поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов. Организация приема и передачи сообщений о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие. Организация и проведения поисково-спасательных операций (работ). Организация и проведения аварийно-спасательных работ на территории и в районе ответственности авиапредприятия. Организация и проведения поисково-спасательных операций (работ). Организация и проведения аварийно-спасательных работ на территории и в районе ответственности авиапредприятия. 2
3 ПЗ №3 Аварийные ситуации на борту ВС и факторы угрозы для пассажиров и членов экипажа. Бортовое аварийно - спасательное оборудование воздушного судна. Выживание в условиях автономного существования после авиационного происшествия 2

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Таблица 4

Темы дисциплины   Виды самостоятельной работы   Трудо-емкость (часы)
1   Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, международные стандарты и рекомендуемая практика в области поиска и спасания. [1, 3, 4, 6, 7] 10
2   Организация поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов. Организация приема и передачи сообщений о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие. Организация и проведения поисково-спасательных операций (работ). Организации и проведения аварийно-спасательных работ на территории и в районе ответственности авиапредприятия. [3, 4, 5, 6, 7] 16
3 Аварийные ситуации на борту ВС и факторы угрозы для пассажиров и членов экипажа. Бортовое аварийно - спасательное оборудование воздушного судна. Выживание в условиях автономного существования после авиационного происшествия. [2, 3] 28

Самостоятельная работа студента (обучающегося) является составной частью учебной работы. Ее основной целью является формирование навыка самостоятельного приобретения знаний по некоторым не особо сложным вопросам теоретического курса, закрепление и углубление полученных знаний, самостоятельная работа со справочниками, периодическими изданиями и научно-популярной литературой, в том числе находящимися в глобальных компьютерных сетях. Самостоятельная работа подразумевает выполнение учебных заданий.

Все задания, выносимые на самостоятельную работу, выполняются студентом либо в конспекте, либо на отдельных листах формата А4 (по указанию преподавателя). Контроль выполнения заданий, выносимых на самостоятельную работу, осуществляет преподаватель.

 

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ (РЕФЕРАТА)

Контрольная работа выполняется студентами в соответствии с учебным планом и рабочей программой дисциплины. Контрольная работа ставит своей целью закрепление теоретических знаний по организации воздушных перевозок с учетом обеспечения безопасности и качества перевозок, требований государственных органов власти.

Контрольная работа выполняется в виде реферата на одну из тем приведенного ниже перечня тем. При выполнении реферата необходимо показать знания действующего законодательства РФ, международных и российских отраслевых нормативных документов в области авиационной безопасности.

Контрольная работа включает следующие обязательные разделы:

Введение. В этом разделе определяются цель и задачи исследования, описываются объекты исследования, место и роль каждого из названных объектов в системе авиационной безопасности.

Основная часть реферата, в свою очередь,состоит из 1-ой темы, выбранной из Перечня по особой системе. Тема должна быть подробно раскрыта и проиллюстрирована собственными рисунками, схемами, таблицами, диаграммами или графиками. Все помещенные в работу таблицы и рисунки (графики, диаграммы) нумеруются в сквозном порядке.

Заключение. В этом разделекратко формулируются выводы по проведенному исследованию в целом по выбранной теме.

В конце реферата обязательно должен быть приведен перечень основных нормативно-правовых актов. Названия действующих законодательно-распорядительных документов необходимо представить в виде структуры соподчиненных документов с указанием номера и даты принятия каждого.

Список литературы. Список литературных (информационных) источников приводится в порядке их упоминания по тексту реферата. В тексте реферата обязательно даются в квадратных скобках [  ] ссылки на порядковый номер источника из Списка литературы.

Объем реферата в рукописном или печатном виде должен составлять не менее 10 страниц.

Контрольная работа (реферат) оформляется на стандартных листах (формат А4), 14 шрифтом Times New Roman, 1,5 междустрочным интервалом под одним титульным листом с названием КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (РЕФЕРАТ) по дисциплине «Авиационная безопасность» с соблюдением всех требований к содержанию и оформлению письменных работ.

Контрольную работу (реферат) необходимо сдать в распечатанном виде и на электронном носителе.

Выбор № темы осуществляется по двум последним цифрам номера зачетной книжки (Вашего шифра), исходя из следующего (таблица 5):

§ Если предпоследняя цифра – четная, то тема находится в первом десятке, и ее номер соответствует последней цифре Вашего шифра;

§ Если предпоследняя цифра – нечетная, то тема находится во втором десятке, и ее номер также соответствует последней цифре Вашего шифра.

Таблица 5

Предпоследняя

Цифра шифра

  Номер темы в соответствии с Вашим шифром

1 2 3 4 5 6
Четная №1 №3 №5 №7 №9 №11
Нечетная №2 №4 №6 №8 №10 №12

Вопросы для текущего контроля к теме 1

1 Факторы, определяющие необходимость создания авиационной системы поиска и спасания.

2 Характеристика состава нормативных документов (РФ, ИКАО) регламентирующих авиационный поиск и спасание.

3 Состав и основные требования законодательных актов и нормативных документов РФ, регламентирующих авиационный поиск и спасание.

4 Состав международных документов, регламентирующих авиационный поиск и спасание.

5 Основные требования Воздушного Кодекса РФ в области поиска и спасания

Вопросы для текущего контроля к теме 2

1 Федеральные авиационные правила поиска и спасания в РФ (общие положения, термины и определения).

2 Административный регламент федеральной аэронавигационной службы по оказанию государственных услуг по авиационно-космическому поиску и спасанию в РФ (общие положения, термины и определения).

3 Приложение 12 Поиск и спасание, к конвекции о международной ГА (общие положения, термины и определения).

4 Руководство ИКАО по поиску и спасанию Doc. 7333-ЛN/859 (общие положения, термины и определения).

5 Руководство ИКАО по международному авиационному и морскому поиску и спасанию. Doc. 9731-AN/958 (общие положения, термины и определения).

6 Структура Единой системы авиационно-космического поиска и спасания.

7 Руководящие и оперативные органы управления ЕС АКПС.

8 Принципы деления на зоны и районы ответственности.

9 Рекомендаций Международной организации гражданской авиации по структуре авиационной службы поиска и спасания (SAR).

10 Организация дежурств подразделений обеспечивающих, выполняющих поисково-спасательные и аварийно-спасательные работы.

11 Обязанности сотрудников подразделений поисково-спасательного и аварийно-спасательного обеспечения полетов при заступлении и несении круглосуточных дежурств.

12 Профессиональная подготовка спасателей (первоначальная подготовка и повышение квалификации).

13 Требования к оснащению помещений для дежурных экипажей поисково-спасательных воздушных судов и спасательных парашютно-десантных групп, СПАСОП.

14 Оборудование авиационных координационных центров поиска и спасания. Оборудование зала оперативного управления Главного авиационного координационного центра поиска и спасания единой системы поиска и спасания.

15 Состав документации, которая должна находиться в КЦПС и ПУ организаций ГА.

16 Система связи и передачи информации для своевременного и надёжного приёма сигналов и сообщений о бедствии.

17 Порядок оповещения расчетов АСК, ПДГ, экипажей поисково-спасательных ВС, взаимодействующих сторон при авиационных происшествиях.

18 Спутниковая система приема сообщений о бедствии КОСПАС-САРСАТ. Аварийные частоты.

19 Способы передачи сигналов и сообщений о бедствии. Порядок передачи и приема сигналов и сообщений о бедствии.

20 Сигналы, применяемые при проведении поисково-спасательных операций (работ).

21 Порядок действий должностных лиц при получении сообщения о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие. Ложные аварийные оповещения.

22 Случаи, когда организуются и проводятся поисково-спасательные операции (работы). Определение района поиска.

23 Сроки вылета (выхода) на поиск с момента подачи сигнала. Сроки проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств.

Вопросы для текущего контроля к теме 3

1 Методика выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие.

2 Действия экипажей поисковых ВС и десантных групп при выполнении поисково-спасательных операций (работ).

3 Действия наземных поисково-спасательных команд при выполнении поисково-спасательных операций (работ).

4 Эвакуация оставшихся в живых людей с места АП.

5 Случаи, когда организуются и проводятся аварийно-спасательные работы.

6 Сигналы оповещения применяемы для сбора расчетов аварийно-спасательной команды (АСК) при авиационном происшествии на территории и в районе ответственности авиапредприятия.

7 Действия расчетов аварийно-спасательной команды (АСК) при получении сигналов.

8 Время развертывания спасательных расчетов, действие расчетов АСК на месте авиационного происшествия. 

9 Аварийная ситуация на борту воздушного судна – пожар и его последствия.

10 Аварийная ситуация на борту воздушного судна - разгерметизация кабин ВС.

11 Аварийная посадка ВС на сушу и её последствия.

12 Аварийная посадка ВС на воду и её последствия.

13 Требования по оснащению ВС аварийно – спасательным оборудованием.

14 Состав аварийно - спасательного оборудования воздушного судна.

15 Факторы, влияющие на выживание человека и особенности выживания в различных климатогеографических условиях (природные условия выживания, факторы и стрессоры выживания).

16 Действия экипажа в условиях автономного существования.

17. Строительство и оборудование укрытий в условиях автономного существования.

18 Добывание огня и разведение костра в условиях автономного существования.

19 Добывание воды и пищи в условиях автономного существования.

20 Ориентирование на местности в условиях автономного существования.

21 Организация переходов и тактика движения в условиях автономного существования.

22 Средства спасения и выживания, используемые при выполнении поисково-спасательных работ и при выживании в условиях автономного существования.

23 Аварийная сигнализация (передача сигналов и сообщений) при выживании в условиях автономного существования после авиационного происшествия.

24 Инструкция 1907-2670 летным экипажам о действиях в безлюдной местности и на море при вынужденной посадке или покидании самолета

 

ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1 Факторы, определяющие необходимость создания авиационной системы поиска и спасания.

2 Характеристика состава нормативных документов (РФ, ИКАО) регламентирующих авиационный поиск и спасание.

3 Состав и основные требования законодательных актов и нормативных документов РФ, регламентирующих авиационный поиск и спасание.

4 Состав международных документов, регламентирующих авиационный поиск и спасание.

5 Основные требования Воздушного Кодекса РФ в области поиска и спасания.

6 Федеральные авиационные правила поиска и спасания в РФ (общие положения, термины и определения).

7 Административный регламент федеральной аэронавигационной службы по оказанию государственных услуг по авиационно-космическому поиску и спасанию в РФ (общие положения, термины и определения).

8 Приложение 12 Поиск и спасание, к конвекции о международной ГА (общие положения, термины и определения).

9 Руководство ИКАО по поиску и спасанию Doc. 7333-ЛN/859 (общие положения, термины и определения).

10 Руководство ИКАО по международному авиационному и морскому поиску и спасанию. Doc. 9731-AN/958 (общие положения, термины и определения).

11 Структура Единой системы авиационно-космического поиска и спасания.

12 Руководящие и оперативные органы управления ЕС АКПС.

13 Принципы деления на зоны и районы ответственности.

14 Рекомендаций Международной организации гражданской авиации по структуре авиационной службы поиска и спасания (SAR).

15 Организация дежурств подразделений обеспечивающих, выполняющих поисково-спасательные и аварийно-спасательные работы.

16 Обязанности сотрудников подразделений поисково-спасательного и аварийно-спасательного обеспечения полетов при заступлении и несении круглосуточных дежурств.

17 Профессиональная подготовка спасателей (первоначальная подготовка и повышение квалификации).

18 Требования к оснащению помещений для дежурных экипажей поисково-спасательных воздушных судов и спасательных парашютно-десантных групп, СПАСОП.

19 Оборудование авиационных координационных центров поиска и спасания. Оборудование зала оперативного управления Главного авиационного координационного центра поиска и спасания единой системы поиска и спасания.

20 Состав документации, которая должна находиться в КЦПС и ПУ организаций ГА.

21 Система связи и передачи информации для своевременного и надёжного приёма сигналов и сообщений о бедствии.

22 Порядок оповещения расчетов АСК, ПДГ, экипажей поисково-спасательных ВС, взаимодействующих сторон при авиационных происшествиях.

23 Спутниковая система приема сообщений о бедствии КОСПАС-САРСАТ. Аварийные частоты.

24 Способы передачи сигналов и сообщений о бедствии. Порядок передачи и приема сигналов и сообщений о бедствии.

25 Сигналы, применяемые при проведении поисково-спасательных операций (работ).

26 Порядок действий должностных лиц при получении сообщения о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие. Ложные аварийные оповещения.

27 Случаи, когда организуются и проводятся поисково-спасательные операции (работы). Определение района поиска.

28 Сроки вылета (выхода) на поиск с момента подачи сигнала. Сроки проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств.

29 Методика выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие.

30 Действия экипажей поисковых ВС и десантных групп при выполнении поисково-спасательных операций (работ).

31 Действия наземных поисково-спасательных команд при выполнении поисково-спасательных операций (работ).

32 Эвакуация оставшихся в живых людей с места АП.

33 Случаи, когда организуются и проводятся аварийно-спасательные работы.

34 Сигналы оповещения применяемы для сбора расчетов аварийно-спасательной команды (АСК) при авиационном происшествии на территории и в районе ответственности авиапредприятия.

35 Действия расчетов аварийно-спасательной команды (АСК) при получении сигналов.

36 Время развертывания спасательных расчетов, действие расчетов АСК на месте авиационного происшествия. 

37 Аварийная ситуация на борту воздушного судна – пожар и его последствия.

38 Аварийная ситуация на борту воздушного судна – разгерметизация кабин ВС.

39 Аварийная посадка ВС на сушу и её последствия.

40 Аварийная посадка ВС на воду и её последствия.

41 Требования по оснащению ВС аварийно – спасательным оборудованием.

42 Состав аварийно - спасательного оборудования воздушного судна.

43 Факторы, влияющие на выживание человека и особенности выживания в различных климатогеографических условиях (природные условия выживания, факторы и стрессоры выживания).

44 Действия экипажа в условиях автономного существования.

45 Строительство и оборудование укрытий в условиях автономного существования.

46 Добывание огня и разведение костра в условиях автономного существования.

47 Добывание воды и пищи в условиях автономного существования.

48 Ориентирование на местности в условиях автономного существования.

49 Организация переходов и тактика движения в условиях автономного существования.

50 Средства спасения и выживания, используемые при выполнении поисково-спасательных работ и при выживании в условиях автономного существования.

51 Аварийная сигнализация (передача сигналов и сообщений) при выживании в условиях автономного существования после авиационного происшествия.

52. Инструкция 1907-2670 летным экипажам о действиях в безлюдной местности и на море при вынужденной посадке или покидании самолета.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

а) основная литература:

1. Административный регламент Федеральной аэронавигационной службы по оказанию государственных услуг по авиационно-космическому поиску и спасанию в Российской Федерации. Утвержден приказом Федеральной аэронавигационной службы от 14.12.2006 г. №98 (зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2007 г., регистрационный №9190).

2. Инструкция 1907-2670 летным экипажам о действиях в безлюдной местности и на море при вынужденной посадке или покидании самолета. – М.: Военное издательство, 1991.

3. ИКАО. Конвенция о международной гражданской авиации DOC 7300/9, издательство девятое – 2006 год.

4. Международные стандарты и рекомендуемая практика. Приложение N12. Поиск и спасение – Канада: ИКАО, издательство восьмое – 2004 год.

5. Постановление правительства Российской Федерации от 23.08.2007 г. № 538 «О единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации».

6. Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (МАМПС) ИМО/ИКАО. Doc 9731-AN/958: Том 1. Организация и управление. Издание восьмое. – ИМО/ИКАО, Лондон/Монреаль, 2010; Том 2. Координация операций. Издание пятое. – ИМО/ИКАО, Лондон/Монреаль, 2010; Том 3. Подвижные средства. Издание восьмое. – ИМО/ИКАО, Лондон/Монреаль, 2010.   

7. Федеральные авиационные правила поиска и спасания в Российской Федерации. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2008 г. № 530.

8. Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации». Утверждены приказом Министерства транспорта РФ от 31.07.2009 N 128.

б) дополнительная литература:

9. Фельдман В.Ю. Аварийно-спасательное оборудование воздушных судов зарубежного производства В.Ю. Фельдман.- М.: Москва. - 2011. - 281с.

10. Чугунов В.И. «Поисковое и Аварийно-Спасательное обеспечение полётов Авиации», «Организация авиационной службы поиска и спасания» В.И.Чугунов - уч.пособие., г. Санкт-Петербург АГА-2004г. – 106 с.

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ФГБОУ ВО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

 

АВАРИЙНО - СПАСАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Методические указания

по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы

для студентов ЗФ

 

Санкт-Петербург

2017г.


Одобрено и рекомендовано к изданию

Методическим советом Университета ГА

 

Ш 87(03)

 

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы / Университет ГА. С.-Петербург, 2017.

Издаются в соответствии с программой дисциплины «Аварийно-спасательная подготовка». Содержат программу, методические указания по изучению дисциплины, задание на контрольную работу, перечень вопросов к итоговому контролю, список рекомендуемой литературы.

Предназначены для студентов ЗФ.

 

Библ. 10 назв., табл. 5

 

Составитель: Донец С.И., ст. преподаватель кафедры № 18

 

Рецензент:   Костылев А.Г., зав. кафедрой №18, к.т.н., доцент

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1 Общие сведения 4
2 Объем дисциплины и виды учебной работы 7
3 Содержание разделов дисциплины 7
4 Разделы дисциплины и виды занятий 10
5 Практические занятия 11
6 Самостоятельная работа 11
7 Методические указания по выполнению контрольной работы 12
8 Перечень тем для написания контрольной работы 14
9 Перечень вопросов для промежуточной аттестации 15
10 Перечень вопросов для аттестации по итогам освоения дисциплины 19
11 Список литературы 24

 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Цели освоения дисциплины

Цели дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Аварийно-спасательная подготовка (Поиск и спасание)» является формирование у обучающихся теоретических знаний, умений и практических навыков необходимых для спасания людей при возникновении аварийной обстановки на борту воздушного судна и вне его.

Задачи дисциплины.

Для достижения поставленных целей задачами дисциплины являются:

- изучение законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, международных стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в области поиска и спасания;

- изучение порядка организации поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов;

- изучение порядка организации приема и передачи сообщений о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие;

- изучение порядка организации и проведения аварийно-спасательных работ на территории и в районе ответственности авиапредприятия;

- изучение типовых аварийных ситуаций на борту воздушного судна и факторов угроз сопровождающие эти ситуации;

- изучение требований по оснащению воздушных судов аварийно - спасательным оборудованием;

- изучение основ выживания в условиях автономного существования после авиационного происшествия.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Процесс освоения дисциплины направлен на формирование у студентов следующих компетенций:

общекультурных (ОК):

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-8);

- владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-13);

- владеть культурой безопасности, экологическим сознанием и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранением окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности (ОК-14).

профессиональных (ПК):

- уметь использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-1);

- готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции (ПК-3);

- готовностью участвовать в выполнении поисковых и аварийно-спасательных работ (ПК-56);

- владеть методами обеспечения и обслуживания воздушных перевозок и авиационных работ (ПК-65).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать:

- законодательные и нормативные правовые акты в области поиска и спасения (ПК-1));

- порядок организации поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (ОК-8, ПК-56);

- порядок организации приема и передачи сообщений о воздушных судах терпящих или потерпевших бедствие (ПК-56);

- порядок организации и проведения поисково-спасательных операций (работ) (ПК-56);

- порядок организации и проведения аварийно-спасательных работ на территории и в районе ответственности авиапредприятия (ПК-56);

- типовые аварийные ситуации на борту воздушного судна и факторы угроз, сопровождающие эти ситуации (ПК-3);

- общие требования по оснащению воздушных судов аварийно - спасательным оборудованием (ОК-14, ПК-65);

- основы выживания в условиях автономного существования после авиационного происшествия (ПК-3).

уметь:

- использовать законодательные и нормативные правовые акты в области поиска и спасания в профессиональной деятельности (ПК-1);

- передавать сигналы и сообщения о бедствии (ПК-3);

- принимать правильные решения при быстром развитии аварийных ситуаций (ОК-13, ПК-3);

-обеспечивать жизнедеятельность людей в условиях автономного существования после авиационного происшествия (ОК-14, ПК-3).

владеть:

- навыками применения законодательных и нормативных правовых актов в области поиска и спасания (ПК-1);

- способами передачи сигналов и сообщений о бедствии (ПК-3);

- навыками по обеспечению жизнедеятельности людей в условиях автономного существования после авиационного происшествия (ОК-14, ПК-3).

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72

академических часа.

Таблица 1

Наименование Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины 72
В т.ч.: аудиторные занятия, всего 18
из них: - лекции, 12
          - практические занятия (ПЗ), 6
Самостоятельная работа студента 54
Контрольные работы (количество) 1
Вид и количество промежуточного контроля (экзамен, зачет) зачёт  

Содержание разделов дисциплины

Тема 1 Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, международные стандарты и рекомендуемая практика в области поиска и спасания.

Законодательные и нормативных правовые актывоздушного законодательстваРоссийской Федерации, состав: федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, федеральные правила использования воздушного пространства, федеральные авиационные правила, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ.

Международные нормативные документы. Состав: Приложение 12 Поиск и спасание (ИКАО), стандарты и практические рекомендации, правила, установленные международными договорами, участниками которых является РФ.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.187 с.)