Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие эффективной коммуникации

Поиск

Эффективность коммуникации в речевом воздействии рассматривается как достижение говорящим своих целей посредством общения. Цели общения следующие:

Информационная – донести свою информацию до собеседника, получив подтверждение, что она получена.

Предметная – что-любо получить, узнать, изменить в поведении собеседника.

Коммуникативная – сформировать определенные отношения с собеседниками.

Коммуникативные барьеры

Это типичные трудности, возникающие в общении людей в связи с действием субъективных или объективных причин, и препятствующие пониманию людьми друг друга.

Социальные – несовпадение социального статуса коммуникантов: возраст, социальное и имущественное положение, принадлежность к мужскому или женскому полу и под.

Наличие разных целевых установок: физиологических (еда, выживание); связанных с безопасностью (жилище, чувство безопасности); установки взаимоотношений (дружба, любовь); потребность в уважении; самоактуализация (самовыражение, творчество).

Ролевые барьеры. Человек не может изменить роль при изменении ситупации общения (отец всегда выступает для сына отцом, начальник ведет себя с женой и детьми как с подчиненными).

Психологические барьеры. Особенности психики коммуникантов: оптимист – пессимист, экстраверт – интраверт, развитость самоконтроль.

Межкультурные барьеры. Например, этноцентризм (восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры). Группоцентризм (центризм профессиональной группы, объединения людей по дружеским связям и др.).

Когнитивные барьеры. Вытекающие из особенностей действия мыслительных механизмов человека, наличия особых мыслительных стереотипов в сознании человека, приемов мышления, способов получения выводов. Они определяют восприятие и интерпретацию фактов теми или иными группами людей.

Языковые барьеры. Собеседники говорят на разных языках или у них разный уровень владения языком. Барьер возникает и тогда, когда собеседники не стараются быть понятыми, например употребляют привычные слова, незнакомые собеседнику (научные термины, иноязычные слова, жаргонизмы).

Знание коммуникативных барьеров и умение их преодолевать – важнейшая составляющая успешного общения.

 

Чувство аудитории, или

Принцип коммуникативного сотрудничества в публичной речи.

Коммуникативное сотрудничество возможно тогда, когда оратор говорит, а не читает по бумажке. Только процесс говорения (а не чтения) помогает установить контакт с аудиторией. У каждого из слушателей возникает ощущение, что оратор обращается именно к нему, возникает эффект общения.

Разговорность речи. Самым эффективным стилем публичной речи признан естественный, разговорный (в прошлом публичная речь воспринималась как хорошо подготовленный спектакль, и оценивалась соответствующе). Такой стиль свидетельствует о комфортном состоянии говорящего, которое передается и слушателям. Чтобы имитировать разговорный язык (настоящая РР в ситуации публичного выступления невозможна), нужно:

1. фразы должны быть как можно короче. Сложные конструкции – принадлежность устной речи, они затрудняют восприятие смысла на слух и мешают самому оратору.

2. нужно избегать официально-деловых клише, ограничить употребление книжных устойчивых оборотов, которые создают впечатление официальности общения. Например: Нужно сказать, что собака – первый друг и помощник человека. Нельзя не упомянуть о том, что немецкая овчарка является очень умной собакой.

3. представьте себе, что сообщаете содержание вашего выступления близкому приятелю, знакомому в личной беседе. Говорить надо с живыми, реальными людьми.

Соблюдение коммуникативной нормы: соблюдение правил речевого этикета, соблюдение норм речевой культуры (ударение, средний темп, оптимальная громкость, слова в правильных значениях, отсутствие грубых слов и под.).

Зрительный контакт. Оратор должен контролировать свой взгляд во время речи. Нельзя смотреть в потолок, в пол, в пространство, на одного из присутствующих в первом-втором ряду. В этом случае оратор не может следить за реакцией слушателей. Обратная связь отсутствует. Слушатели не чувствуют, что речь обращена к ним. Необходимо смотреть в глаза слушателям, переводя взгляд с одного на другого, но не слишком быстро.

Голосовой контакт. Голос говорящего направляется вместе со взглядом. Поэтому зрительный контакт сопровождается с контактом голосовым. В этом случает речь будет не слишком тихой, благоприятной для ее восприятия.

Для установления коммуникативного сотрудничества необходимо также учитывать следующие факторы:

Фактор содержания речи. Говорить на тему, которая интересует или должна заинтересовать собеседника, сообщать больше положительной информации, чаще обращаться к слушателям (называть их), приводить аргументы, приводить примеры из жизни.

Фактор стиля общения. Необходимо демонстрировать общительность и приветливость, искренность, воодушевление, умеренную эмоциональность, физическую бодрость, способность не повышать голос в споре, конфликте.

Фактор расположения информации. Важную информацию давать в начале речи, а также повторять ее в разных местах речи.

Фактор адресата. Существуют правила поведения в детской, мужской и женской аудитории, в большой и маленькой аудитории, в подготовленной и неподготовленной аудитории, в гуманитарной и технической аудитории.

Переведите данный письменный текст в устный:

Среди функциональных разновидностей языка особое место занимает разговорная речь. Разговорной является такая речь носителей литературного языка, которая реализуется спонтанно (без всякого предварительного обдумывания) в неофициальной обстановке при непосредственном участии партнеров общения. Разговорная речь имеет существенные особенности на всех языковых уровнях, и поэтому ее часто рассматривают как особую языковую систему. Поскольку языковые особенности разговорной речи не зафиксированы в грамматиках и словарях, ее называют некодифицированной, противопоставляя тем самым кодифицированным функциональным разновидностям языка. Важно подчеркнуть, что разговорная речь — это особая функциональная разновидность именно литературного языка (а не какая-то нелитературная форма). Неверно думать, что языковые особенности разговорной речи — это речевые ошибки, которых следует избегать. Отсюда вытекает важное требование к культуре речи: в условиях проявления разговорной речи не следует стремиться говорить по-письменному, хотя надо помнить, что и в разговорной речи могут быть речевые погрешности, их надо отличать от разговорных особенностей.

Успешное речевое общение — это осуществление коммуникативной цели инициаторов общения и достижение собеседниками согласия. Обязательными условиями успешного общения являются заинтересованность собеседников в общении, настроенность на мир адресата, умение проникнуть в коммуникативный замысел говорящего, способность собеседников выполнить жесткие требования ситуативного речевого поведения, разгадать «творческий почерк» говорящего при отражении реального положения дел или «картины мира», умение прогнозировать «вектор» диалога или полилога. Поэтому центральное понятие успешности речевого общения — понятие языковой компетенции, которая предполагает знание правил грамматики и словаря, умение выражать смысл всеми возможными способами, знание социокультурных норм и стереотипов речевого поведения, которая позволяет соотнести уместность того или иного языкового факта с замыслом говорящего и, наконец, делает возможным выражение собственного осмысления и индивидуального представления информации.

Причины коммуникативных неудач коренятся в незнании языковых норм, в различии фоновых знаний говорящего и слушателя, в разнице их социокультурных стереотипов и психологии, а также в наличии «внешних помех» (чуждой среде общения, дистантности собеседников, присутствии посторонних).

Коммуникативные цели собеседников обусловливают речевые стратегии, тактики, модальность и приемы ведения диалога. К составляющим речевого поведения относятся экспрессивность и эмотивность высказываний. При этом Разговорная речь имеет свою эстетическую атмосферу, которая обусловлена глубинными процессами, соединяющими человека с обществом и культурой.

Исторически сложились относительно устойчивые формы речевого общения — жанры. Все жанры подчинены правилам речевой этики и языковым канонам. Этика речевого общения предписывает говорящему и слушающему создание благожелательной тональности разговора, которая приводит к согласию и успешности диалога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.249.63 (0.008 с.)