Принципы речевого поведения оратора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы речевого поведения оратора.



1. Внимание к адресату. Готовясь к выступлению, надо заранее представить себе аудиторию, чтобы не затрагивать темы, которые вызовут негативную реакцию слушателей. Например: докладчика пригласили выступить в клубе феминисток по теме речевое поведение женщин. Сам докладчик не придерживается феминистских взглядов. В этом случае любые его оценки вызовут резкие возражения слушательниц. Лучше сделать чисто научное сообщение, без личных оценок.

Нужно выяснить: Социальное положение адресата, Размер аудитории (2-4, 12-15, 40-5- и более человек), Возраст, Круг особых интересов и набор запретных тем,

Почему и зачем люди собрались? Что будут делать в результате собрания?

Как ваше сообщение связано с личными интересами и потребностями адресата?

Что они хотят получить от вас как от оратора? Что вы можете им предложить? (может быть, нужно не столько информация, сколько поддержка или укрепление чувства сплоченности коллектива)

Как, когда, каким образом они буду использовать полученные от вас сведения?

2. Принцип близости. Предварительно оценив аудиторию, можно выбрать те факты, аргументы, образы, которые относятся к хорошо знакомой, жизненно важной и доступной для слушателей области.

3. Принцип конкретности. Конкретность помогает зримо воспринимать звучащее слово: примеры, образность речи, отбор слов (не головной убор, а шляпа; не транспорт, а троллейбус, не цветок, а астра), формулировать тему и отдельные вопросы как можно конкретнее. Например:

1) сегодня я хочу поговорить с вами об экологии. – Я давно думаю о том, что имеют в виду, говоря об экологическом образовании. Сегодня я хочу поделиться этим с вами.

2) Сначала об актуальности темы. – Можно ли считать, что хоть кто-то из нас, присутствующих здесь,- человек экологически образованный?

Второй закон риторики – закон продвижения и ориентации адресата.

Речь становится эффективной, если говорящий осведомляет адресата о том, каков «маршрут» совместного продвижения от начала речи к ее концу.

Чувство движения у адресата в первую очередь создается структурой речи, ее организацией. Структура должна быть ясной. Должны быть переходы от одной мысли к другой. Фраза должна иметь четкую структуру. Не должно быть лишних пауз, заполненных междометиями.

 

Третий закон риторики – закон эмоциональности речи.

Говорящий должен не только мыслить и словами творить мысль, но и чувствовать, переживать эмоционально то, о чем он сообщает.

Только субъективно (внутреннее, личностно) пережитое, прочувствованное можно убедительно сообщить, не оставив слушателя равнодушным. Поэтому требуются умения выражать свои эмоции в речи, делать ее выразительной. При этом риторика требует гармонии: степень выражаемых говорящим эмоций должна быть подчинена чувству меры, а характер этих эмоций должен соответствовать характеру адресата и особенностям речевой ситуации. Закон эмоциональности речи реализуется с помощью обилия специальных экспрессивных средств, а также особых принципов их использования в речи.

 

Четвертый закон риторики – закон удовольствия.

Речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю. Это становится возможным тогда, когда говорящий ставит себе целью доставить радость слушателям, сделать общение приятным.

Специальные средства:

Игровая установка. Слушатель вместе с оратором пытается разгадать загадку, обнаружить парадокс. Его радует каламбур, юмор.

Чередование трудных мест с легкими (анекдот, история, поэтическая цитата, афоризм и под.).

Разнообразие речи. Это общий принцип ораторской деятельности. Помимо названного выше, это разнообразие акустики (темп, диапазон, ритм, громкость), переходы оратора от неподвижности к движению, изменения позы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.15.248 (0.006 с.)