Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для учащихся 10 класса медико-биологического лицеяСтр 1 из 26Следующая ⇒
Для учащихся 10 класса медико-биологического лицея
Луганск – 2017
УДК 811.124:81’276.6(072) Составители: кандидат педагогических наук, доц.А.А. Агаркова
Рецензент: Рассмотрено на заседании Ученого совета, протокол №
Аннотация Данное пособие представляет собой один из компонентов комплекса методических рекомендаций для изучения курса «Латинский язык и основы медицинской терминологии». Данное пособие содержит основные таблицы и справочные материалы, необходимые для практической и самостоятельной работы над курсом «Латинский язык и основы медицинской терминологии». В пособии представлены справочные материалы по грамматике латинского языка, основные способы словообразования, набор справочных таблиц, содержащих основные терминоэлементы, префиксы, латино-греческие дублеты, названия лекарственных растений, химических элементов, основные научные специальные латинские выражения, употребляемые в медицинской практике, названия некоторых медицинских инструментов. К каждой из рассматриваемых тем предложены наборы упражнений; прилагается краткий словарь. Также в пособии представлены краткое изложение основ синтаксиса, краткие сведения из системы имянаречения, летоисчисления, истории. Поскольку данные методические рекомендации предназначены для учеников лицея, начинающих изучение латинского языка, помимо комплекса медицинской терминологии в пособии представлены некоторые тексты из других отраслей знаний, что направлено на формирование у учащихся комплексного представления о латинском языке и сферах его применения. Литература
8. Кочеткова В.К., Соболева Е.В. Латинский язык для начинающих. – М.: Восточная книга, 2009. – 544 с.
Вводная беседа. Требования к результатам усвоения элективного курса. В результате прохождения элективного курса учащийся должен: Иметь представление о: 1) важнейших фонетических законах латинского языка; 2) системе латинской морфологии; 3) системе латинского склонения; 4) системе латинского глагола; 5) словообразовании; 6) синтаксисе; 7) словообразовательных элементах; 8) системе латинской медицинской терминологии (анатомо-гистологической, клинической, фармацевтической); 9) системе латинской терминологии (общенаучной, юридической, ботанической, филологической). Задачи элективного курса латинского языка: - научить учеников элементам латинской грамматики, которые требуются для понимания и грамотного использования анатомо-гистологических, фармацевтических и клинических терминов и общепринятых медицинских выражений на латинском языке; - научить учеников основам анатомо-гистологической, фармацевтической и клинической терминологий во всех их подсистемах; - сформировать у учеников представления об общеязыковых закономерностях, характерных для европейских языков; - сформировать у учеников умение переводить и правильно употреблять термины; - сформировать у учеников умение переводить рецепты с русского языка на латинский и наоборот; - формировать у учеников представления об органической связи современной культуры с античной культурой и историей; - формировать у учеников навыки общения и взаимодействия с коллективом, партнерами. В процессе изучения дисциплины постепенно и последовательно решаются следующие частные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели и общих, формирование у студента общекультурных и профессиональных компетенций, выраженных в знаниях, умениях и практических навыках: Владеть: - чтением и письмом на латинском языке; - переводом со словарем с латинского языка на русский и с русского на латинский терминов и рецептов разного уровня сложности, а также пословиц и афоризмов, несложных текстов; - определением общего смысла клинических терминов в соответствии с продуктивными моделями; - грамотным оформлением латинской части рецепта; - образованием наименований на латинском языке химических соединений.
Урок 1. Урок 2. Урок 3. Образец склонения существительное I склонения + прилагательное + существительное в Gen.
Словообразование (суффиксы) существительных I склонения
*Если исходное существительное I склонение, с основой, заканчивающейся на согласную букву, используется суффикс -ul-;
**Если исходное существительное I склонение, с основой, заканчивающейся на гласную букву, используется суффикс -ol-; ***Если исходное существительное III склонение, используется суффикс -cul- и соединительная буква -i-.
Урок 4. Образец склонения существительное II склонения m + прилагательное + существительное в Gen.
Образец склонения существительное II склонения n + прилагательное + существительное в Gen.
Словообразование (суффиксы) существительных I I склонения
*Если исходное существительное с основой, заканчивающейся на согласную букву, используется суффикс -ul-; **Если исходное существительное с основой, заканчивающейся на гласную букву, используется суффикс -ol-; ***Если исходное существительное III склонение, используется суффикс -cul- и соединительная буква -i-.
Урок 5. Чтобы согласовать Кости верхней конечности. Урок 7. Урок 8. Типы III склонения
Урок 9. Образование согласованного и несогласованного определения с существительным третьего склонения в медицинской терминологии. Суставы и связки костей.
Образец склонения существительные III склонения + прилагательные разных групп (склонений) Согласный тип: homo, inis m – homo, homin-is m; peritus, a, um; sapiens, entis; homo peritus; homo sapiens;
articulatio, onis f – articulatio, articulation -is f; compositus, a, um; cubitalis, e; articulatio composita; articulatio cubitalis;
corpus, oris n – corpus, corpor -is n; callosus, a, um; minor, us; corpus callosum; corpus minus;
Названия мышц по функции
Обратите вимание, в латыни название мышцы, выполняющей действие (tensor, masseter) всегда стоит в том же падеже, что и само слово musculus! Таким образом, структура термина, называющего мышцы, будет отличаться от привычной (Nulla regula sine exceptione, sed exceptio non impedit regulam).
Урок 11. Sceletum Omnium ossium compages vocatur sceletum vel sceletus, quem naturalem dicimus, si ossa ligamentis suis et cartilaginibus cohaerent, artificialem vero, si artis ope sibi invicem juncta sunt. Sceletus masculmus in universum non differt a feminlno, nisi in eo, quod ossa in sexu sequiore graciliora sunt, quam in potiore, et eminentiae ac depressiones minus notabiles. Sceletus dividitur in a) caput, quod constat e cranio et facie; b) truncum, ad quem referimus columnam vertebralem s. spinam dorsi et pelvim, ac sternum costasque; c) extremitates, quae sunt vel superiores vel inferiores. Ossa Ossium substantia triplex invenitur: substantia compacta, spongiosa, reticularis. Color substantiae compactae est albido-rubens. Ast pro varia adipis sanguinisque in ossibus inclusi copia diversus prehendirur corum color: externae cranii tabulae est albido-caerulescens, substantiae spongiosae est fusco-rubens, substantiae adamantinae dentium est albissimus et splendens. Figura ossium varia est, quaedam ossa sunt longa, alia lata, alia multiformia. Usus ossium. Fulciunt totum corpus. Formant corpdris figuram et staturam, promovent agilitatem motumque et trunci et artuum. Defendunt viscera. Dant musculis, vasis, nervis, visceribusque adhaesionem et situm. Dentes Dentes in cavo oris locati sunt. In aetate puerili dentes lactei increscunt. Postea dentes lactei decidunt et dentes permanentes increscunt. In omni dente corona dentis, collum dentis et radix dentis distinguitur. Alii dentes unam radicem, alii plures radices habent. Materia dentium ex substantia eburnea, adamantina et substantia ossea constat. Radix dentis periodonto cingitur. Gingivae dentes cingunt item et periosteum. In apice radicis dentis est foramen apicis dentis. Per foramen apicis dentis in cavum dentis, ubi pulpa dentis est, vasa sanguifeira et nervi intrant. Dentes forma coronae sunt: dentes incisivi, dentes canini, dentes praemolares, dentes molares et dentes sapientiae (serotini). Pulmones Pulmones in cavo dextro et sinistro pectoris locati, majorem partem cavi sinistri occupant. Pulmo dexter in tres lobos, pulmo sinister in duos lobos dividitur. Pulmones ex multis alveolis constant. Parietes alveolorum tegit rete vasorum sanguiferorum. Sub pulmonibus et corde diaphragma situm est, quod cavum pectoris a cavo abdominis seiungit. Arteriae circuli sanguinis minoris in pulmones sanguinem venosum afferunt. Divisio pelvis Pelvis est cavum, quod inter columnam vertebrarum et membra inferiora locatur. Pelvis dividitur in pelvim majorem et minorem, vel superiorem et inferiorem. Pelvis major et pelvis minor linea innominata seiunguntur. Pelvis major ultimis vertebris lumbalibus, ossibus ilium et integumentis cutaneis abdominis limitatur. Pelvis minor osse sacro, ossibus coccygeis, ligamentis et musculis terminatur. De arteriis Arteriae sunt canales longi, membranacei, qui pulsant, sensim angustiores fiunt et sanguinem a corde ad alias partes vehunt. Origo omnium arteriarum est a corde: 1) arteria pulmonalis, quae a dextro; 2) arteria aorta, quae a sinistro ventriculo incipit. Divisio unius arteriae est in truncum, ramos, ramulos et vasa capillaria. Урок 12. Мышцы нижней конечности. Группы прилагательных
Словообразование (суффиксы) прилагательных
*Причастие прошедшего времени страдательного залога. Склоняется по I – II склонению, записывается в словарной форме и согласуется с существительными как прилагательные 1-й группы. **Причастие настоящего времени действительного залога. Склоняется по III гласному склонению, записывается в словарной форме и согласуется с существительными как прилагательные 2-й группы 1-го окончания (однако в Abl. sing. причастия обычно оканчиваются на -e).
Урок 14. Урок 15. Образование анатомо-гистологических и клинических терминов разных типов. Пищеварительная система. Образец склонения существительное IV склонения m + прилагательные разных групп (склонений)
processus, processus m; uncinatus, a, um; articularis, e; inferior, ius; processus uncinatus; processus articularis; processus inferior;
Образец склонения существительное IV склонения n + прилагательные разных групп (склонений)
cornu, cornus n; cutaneus, a, um; occipitalis, e; anterior, ius; cornu cutaneum; cornu occipitale; cornu anterius;
В некоторых словах в Dat. и Abl. plur. используется окончание –ubus: artubus (artus, us m), lacubus (lacus, us m).
Упражнение 1. Здесь перечислены наиболее употребительные латинские анатомические термины четвертого склонения. Выучите их, выберите по одному существительному каждого рода и просклоняйте их aditus, us m - вход, доступ; arcus, us m - дуга, арка; cornu, us n – рог, рожок; ductus, us m - проток, ход, канал; genu, us n – колено; hiatus, us m - отверстие, щель, зияние; manus, us f – кисть руки; meatus, us m – ход, проход, канал; plexus, us m – сплетение; processus, us m – отросток; recessus, us m - впадина, углубление, карман; sensus, us m - чувство, ощущение; sinus, us m - пазуха, полость. Упражнение 3. Самостоятельно закончите словарную форму существительных, переведите Lingua; truncus, i; genu; lobus, i; ganglion; cerĕbrum; gyrus, i; aquaeductus, us; maxilla; tibia; nasus, i; encephălon; plexus, us; tonsilla; muscŭlus, i; spatium; olecrănon; protuberantia; thymus, i; stratum; nodŭlus, i; recessus, us; medulla; facies; porus, i; vesīca; intestīnum; palpĕbra; ramus, i; hiātus, us; bursa; canalicŭlus, i; spina; cornu; vagīna; ala; tractus, us; palātum; tympănum; incisūra; meātus, us. Упражнение 4. Выпишите термины и выучите их наизусть. Пищевод (esophagus). 1-глотка (гортанная часть); 2-глоточно-пищеводный переход (верхнее сужение пищевода); 3-среднее (бронхо-аортальное) сужение пищевода; 4-нижнее (диафрагмальное) сужение пищевода; 5-диафрагма; 6-кардиальная часть (кардия) желудка. Esophagus. 1-pharynx (pars laryngea); 2-pars pharyngoesophagea (constrictio superior); 3-constriclio media (bronchoaortica); 4-constrictio inferior (phrenica); 5-diaphragma; 6-pars cardiaca gastrica (ventriculi). Желудок (ventriculus, s. gaster) и двенадцатиперстная кишка (duodenum). 1- брюшная часть пищевода; 2-кардиальная вырезка желудка; 3-дно (свод) желудка; 4-кардиальная (кардия) желудка; 5-передняя стенка; 6-большая кривизна; 7-привратниковая (пилорическая) часть; 8-двенадцатиперстная кишка (горизонтальная часть); 9-нисходящая часть двенадцатиперстной кишки; 10-верхняя часть двенадцатиперстной кишки; 11-зона отверстия привратника (сфинктера привратника); 12-привратниковая пещера; 13-угловая вырезка; 14-малая кривизна желудка; 15-пищеводно-желудочный переход (зона кардиального отверстия). Ventriculus, s. gaster et duodenum. 1-(o)esophagus (pars abdominalis); 2-incisura cardialis (ventriculi); 3-fundus gastricus; 4-pars cardiaca (gastrica); 5-paries anterior; 6-curvatura major; 7-pars pylorica; 8-duodenum (pars horizontalis); 9-pars descendens duodeni; 10-pars superior duodeni; 11-regio ostii pylori (musculi sphincteris pylorici); 12-antrum pyloricum; 13-incisura angularis; 14-curvatura minor; 15-regio ostii cardiacum. Упражнение 5. Выпишите из словаря словарные формы и составьте анатомические термины. Укажите формулу. Печень (hepar). 1-задняя часть печени; 2-надпочечниковое вдавление; 3-почечное вдавление; 4-правая треугольная связка; 5-правая доля печени; 6-ободокишечное вдавление; 7-двенадцатиперстно-кишечное вдавление; 8-желчный пузырь; 9-квадратная доля; 10-пузырный проток; 11 круглая связка печени; 12-общий желчный проток; 13-общий печеночный проток; 14-воротная вена (печени); 15-собственная печеночная артерия; 16-венозная связка; 17-желудочное вдавление; 18-левая доля печени; 19-пищеводное вдавление; 20-сосочковый отросток; 21-хвостатая доля; 22-хвостатый отросток; 23-связка нижней полой вены; 24-нижняя полая вена. Урок 16. Образец склонения существительное V склонения + прилагательные разных групп (склонений) res, rei f; res, rei f; optimus, a, um; utilis, e; major, us; res optima; res utilis; res major;
Кровеносная система. Числительные
Количественные числительные от 1 до 10, 20, 100, 1000 считаются основными; названия десятков и сотен (30-90, 200-900) являются производными от основных, с некоторыми фонетическими изменениями. Остальные числительные – составные производные. 1. Количественные числительные от 11 до 17 образуются путем присоединения к основному числительному -decim (измененное decem): undecim, duodecim, tredecim etc..
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.124 с.) |