Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Изучение нового материала
ХОД УРОКА I. ВВЕДЕНИЕ Актуализация целей и задач урока (вступительное слово учителя) Организация словарной разминки по основным генетическим понятиям. Генетика Наследственность Изменчивость Доминантный признак Рецессивный признак Аллельные гены Гомозигота Гетерозигота Генотип Фенотип Моногибридное скрещивание Дигибридное скрещивание II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Часто развитие признаков является следствием сложного взаимодействия между несколькими генами. Характер взаимодействия генов различен. Во взаимодействие могут вступать как аллельные гены, так и неаллельные. Основные типы взаимодействия генов представлены в таблице: Типы взаимодействия генов
Взаимодействие аллельных генов. Теоретическая основа 1. Если гетерозиготные гибриды первого поколения имеют одинаковый фенотип и похожи на одну из родительских особей, то в этом случае имеет место полное доминирование. Расщепление во втором поколении по фенотипу 3:1. Таким образом, один из генов (доминантный) полностью подавляет действие другого (рецессивного). Пример полного доминирования признаков у человека Р: фенотип ♀ карие глаза х ♂ голубые глаза генотип АА аа гаметы: А а F 1 : генотип Аа фенотип 100 % карие глаза Самооценка (решение задачи) Белого кролика (аа) скрестили с черным кроликом (АА). Укажите виды гамет. Определите фенотип и генотип полученного потомства. Теоретическая основа 2. Доминантный признак не всегда полностью подавляет рецессивный, поэтому возможно появление промежуточных признаков у гибридов. Это явление получило название неполное доминирование. Во втором поколении расщепление по фенотипу и генотипу совпадает и равно 1:2:1 Пример неполного доминирования признаков у человека Р: фенотип ♀ курчавые волосы х ♂прямые волосы генотип ВВвв гаметы Вв F 1 : генотип Вв фенотип 100 % волнистые волосы Самооценка (решение задачи) Скрестили астру с красными цветками (АА) с астрой с белыми цветками (аа). Определите генотип и фенотип цветков в первом и во втором поколениях. Теоретическая основа 3. Кодоминирование - проявление в потомстве признаков обоих родителей. Примером кодоминирования является наследование группы крови у человека. В 1901 году чешский ученый Ян Янский изучая биохимический состав крови, обнаружил наличие белков в плазме и эритроцитах. В эритроцитах агглютиногены А и В, в плазме агглютинины α и β. В зависимости от содержания агглютиногена в эритроцитах и агглютинина в плазме различают 4 группы крови: Группы крови
Самооценка (решение задачи) Суд рассматривает иск о неуплате алиментов. У матери I группа крови, а у ребенка II группа. Возможно ли, что у отца ребенка группа крови III? Определите группу крови отца. Взаимодействие неаллельных генов. Теоретическая основа 1. В случае комплементарности (от лат. «комплементум» - дополнение) доминантные гены при совместном нахождении в генотипе обуславливают развитие нового признака. А В - признак проявляется аа В - признак не проявляется А вв- признак не проявляется По такому принципу наследуется форма гребня у кур, форма плодов у тыквы и др. Пример: У кур имеется 4 формы гребня: 1) Розовидный -А 2) Гороховидный -В 3) Ореховидный (при наличии двух доминантных неаллельных генов - АВ) 4) Простой (при отсутствии всех доминантных генов - аавв) Самооценка (решение задачи) У душистого горошка окраска цветов проявляется только при наличии двух доминантных геновА иВ. Если в генотипе имеется только один доминантный ген, то окраска не развивается. Какое потомство F1 и F2 получится от скрещивания растений с генотипами ААbb и ааВВ? Теоретическая основа 2. Тип взаимодействия неаллельных генов, при котором один из генов полностью подавляет действие другого гена, называется эпистаз. Ген, подавляющий действие другого гена называется ген-супрессор.
Пример: У тыквы ген А вызывает появление желтой окраски плодов, а- зеленой, В- подавляет действие любой окраски (ген –супрессор) в- не мешает проявлению окраски. Т.о при наличии в генотипе гена-супрессора окраска не проявляется ААВВ - плоды белые АаВв - плоды белые АаВв - плоды белые Самооценка (решение задачи) При скрещивании растений одного из сортов тыквы с белыми и желтыми плодами все потомство F1 имело белые плоды. При скрещивании этого потомства между собой в их потомстве F2 было получено:
Определить возможные генотипы родителей и потомства. Теоретическая основа 3. Тип взаимодействия неаллельных генов, при котором на проявление признака оказывают влияние одновременно несколько генов называется полимерия (от лат. «поли» - много) Чем больше в генотипе доминантных генов, обуславливающих этот признак, тем ярче этот признак проявляется. По этому принципу наследуется цвет кожи у человека: у человека цвет кожи определяется неаллельными генами А и В. Самооценка (решение задачи) Дочь белой женщины и негра вышла замуж за негра. Определите фенотип и генотип детей, рожденных от этого брака. Ответить на вопросы: Диссимиляция – это: а) фотосинтез; б) биосинтез белков; в) пластический обмен; г) энергетический обмен
Фермент – это: а) биологический катализатор белковой природы б) биологический катализатор углеводной природы; в) жироподобное вещество; г) инсулин.
Гликолиз – это этап: а) энергетического обмена б) фотосинтеза; в) пластического обмена; г) биосинтеза белка.
ХОД УРОКА I. ВВЕДЕНИЕ Актуализация целей и задач урока (вступительное слово учителя) Организация словарной разминки по основным генетическим понятиям. Генетика Наследственность Изменчивость Доминантный признак Рецессивный признак Аллельные гены Гомозигота Гетерозигота Генотип Фенотип Моногибридное скрещивание Дигибридное скрещивание II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Часто развитие признаков является следствием сложного взаимодействия между несколькими генами. Характер взаимодействия генов различен. Во взаимодействие могут вступать как аллельные гены, так и неаллельные. Основные типы взаимодействия генов представлены в таблице: Типы взаимодействия генов
Взаимодействие аллельных генов. Теоретическая основа 1. Если гетерозиготные гибриды первого поколения имеют одинаковый фенотип и похожи на одну из родительских особей, то в этом случае имеет место полное доминирование. Расщепление во втором поколении по фенотипу 3:1. Таким образом, один из генов (доминантный) полностью подавляет действие другого (рецессивного). Пример полного доминирования признаков у человека Р: фенотип ♀ карие глаза х ♂ голубые глаза генотип АА аа гаметы: А а F 1 : генотип Аа фенотип 100 % карие глаза Самооценка (решение задачи) Белого кролика (аа) скрестили с черным кроликом (АА). Укажите виды гамет. Определите фенотип и генотип полученного потомства. Теоретическая основа 2. Доминантный признак не всегда полностью подавляет рецессивный, поэтому возможно появление промежуточных признаков у гибридов. Это явление получило название неполное доминирование. Во втором поколении расщепление по фенотипу и генотипу совпадает и равно 1:2:1 Пример неполного доминирования признаков у человека Р: фенотип ♀ курчавые волосы х ♂прямые волосы генотип ВВвв гаметы Вв F 1 : генотип Вв фенотип 100 % волнистые волосы Самооценка (решение задачи) Скрестили астру с красными цветками (АА) с астрой с белыми цветками (аа). Определите генотип и фенотип цветков в первом и во втором поколениях. Теоретическая основа 3. Кодоминирование - проявление в потомстве признаков обоих родителей. Примером кодоминирования является наследование группы крови у человека. В 1901 году чешский ученый Ян Янский изучая биохимический состав крови, обнаружил наличие белков в плазме и эритроцитах. В эритроцитах агглютиногены А и В, в плазме агглютинины α и β. В зависимости от содержания агглютиногена в эритроцитах и агглютинина в плазме различают 4 группы крови: Группы крови
Самооценка (решение задачи) Суд рассматривает иск о неуплате алиментов. У матери I группа крови, а у ребенка II группа. Возможно ли, что у отца ребенка группа крови III? Определите группу крови отца. Взаимодействие неаллельных генов. Теоретическая основа 1. В случае комплементарности (от лат. «комплементум» - дополнение) доминантные гены при совместном нахождении в генотипе обуславливают развитие нового признака. А В - признак проявляется аа В - признак не проявляется А вв- признак не проявляется По такому принципу наследуется форма гребня у кур, форма плодов у тыквы и др. Пример: У кур имеется 4 формы гребня: 1) Розовидный -А 2) Гороховидный -В 3) Ореховидный (при наличии двух доминантных неаллельных генов - АВ) 4) Простой (при отсутствии всех доминантных генов - аавв) Самооценка (решение задачи) У душистого горошка окраска цветов проявляется только при наличии двух доминантных геновА иВ. Если в генотипе имеется только один доминантный ген, то окраска не развивается. Какое потомство F1 и F2 получится от скрещивания растений с генотипами ААbb и ааВВ? Теоретическая основа 2. Тип взаимодействия неаллельных генов, при котором один из генов полностью подавляет действие другого гена, называется эпистаз. Ген, подавляющий действие другого гена называется ген-супрессор.
Пример: У тыквы ген А вызывает появление желтой окраски плодов, а- зеленой, В- подавляет действие любой окраски (ген –супрессор) в- не мешает проявлению окраски. Т.о при наличии в генотипе гена-супрессора окраска не проявляется ААВВ - плоды белые АаВв - плоды белые АаВв - плоды белые Самооценка (решение задачи) При скрещивании растений одного из сортов тыквы с белыми и желтыми плодами все потомство F1 имело белые плоды. При скрещивании этого потомства между собой в их потомстве F2 было получено:
Определить возможные генотипы родителей и потомства. Теоретическая основа 3. Тип взаимодействия неаллельных генов, при котором на проявление признака оказывают влияние одновременно несколько генов называется полимерия (от лат. «поли» - много) Чем больше в генотипе доминантных генов, обуславливающих этот признак, тем ярче этот признак проявляется. По этому принципу наследуется цвет кожи у человека: у человека цвет кожи определяется неаллельными генами А и В.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.134 (0.01 с.) |