Методические указания по выполнению расчетно-практических работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по выполнению расчетно-практических работ



Техническая механика

для студентов ГРУПП ПО специальности

Архитектура

 

2019 г.

 

 

РАССМОТРЕНО  на заседании ЦК общепрофессиональных и специальных дисциплин     Протокол № __ от «__» _____2019 г. председатель ЦК ________ /Кузнецова М.Н./ УТВЕРЖДАЮ Директор ______________/Ю.А.Груздев/    «___» ______2019 года  
     

   Методические указания разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. № 965 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

 

 

Разработчик:

Васильева Елена Иосифовна, преподаватель технической механики СПб ГБПОУ «СПАСК»

 

Содержание

              

1. Введение стр.4
2. Рекомендации по выполнению расчетно-практических работ         стр.6
3. Методические указания по выполнению расчетно-практических работ  стр.7
4. Варианты заданий для расчетно-практических работ           стр.13
5. Список литературы стр.24

              

 

 

Введение

Строительство в нашей стране – одна из крупнейших отраслей хозяйства. Перед строителями стоят задачи повышения эффективности капитальных вложений, снижения материалоемкости строительных конструкций, улучшения качества работ.

В решении этих задач принимают участие техники-строители.

Предмет «Техническая механика» для архитектурных специальностей техни­кумов включает в себя два раздела: теоретическую механику, сопротивление материалов. Назначение предмета—дать будущим специалистам основные сведения о законах равновесия мате­риальных тел, о методах расчета элементов конструкций на прочность, жест­кость и устойчивость. Указанные методы расчета обеспечивают надежность работы сооружений, предусматривают повы­шение экономичности строительства.

Базой для изучения предмета «Техническая механика» являются знания, полученные при изучении математики и физики. Знания, которые будут приоб­ретены при изучении технической механики, явятся в дальнейшем базой для изучения смежных специальных предметов.

 

В пособии представлены задания для расчетно-практических работ. В результате выполнения расчетно-практических работ студент должен знать:

- законы механики деформируемого твердого тела, виды деформаций, основные расчеты;

- определение направлений реакций, связи;

-определение момента силы относительно точки и оси, его свойства;

- типы нагрузок и виды опорных балок, ферм, рам;

- напряжения и деформации, возникающие в строительных элементах при работе под нагрузкой;

- моменты инерции простых сечений и др.

уметь:

- выполнять несложные расчеты на прочность, жесткость и устойчивость элементов сооружений;

- определять аналитическими и графическими способами усилия, опорные реакции балок, ферм, рам;

- определять усилия в стержнях ферм;

- строить эпюры поперечных сил, изгибающих моментов.

Рекомендации по выполнению расчетно-практических работ

- К выполнению работы рекомендуется приступать после изучения теории по теме, связанной с выполнением работы.

- Следует сопровождать расчет необходимыми расчетными схемами, а в разделе «Сопротивление материалов» построением эпюр, выполненных с соблюдением масштаба.

- Оформление расчетно-практических работ проводить на листах формата А4 в соответствии с ГОСТ 2.301-68. Штамп оформляется в соответствии с ГОСТ 2.104-2006.

- Результаты расчета в работах №№ 3,4 сводить в таблицы.

- Вычисления проводить с точностью до сотых.

- Решение задач вести по пунктам, указывая, что именно в данном пункте определяется.

- Каждый пункт должен содержать расчетную формулу, записанную в общем виде и с проставленными значениями.

Задание состоит в определении усилий в стержнях фермы методом вырезания узлов.

Последовательность выполнения задания:

1. Вычертить расчетную схему фермы с приложенными силами, соблюдая масштаб размеров. Проставить численные значения размеров, сил и угла α.

 2. Обозначить узлы фермы буквами, а стержни - цифрами.

3. Обозначения узлов и стержней фермы начинать со свободного конца, т.е. справа, так как опорные реакции фермы в этой работе неизвестны.

4. Первым вырезать узел, в котором сходятся только два стержня.

5. К вырезанному узлу приложить внешнюю силу, направить усилия на рассеченных стержнях на растяжение, провести оси координат таким образом, чтобы неизвестное усилие совпало хотя бы с одной осью.

6. Составить уравнение равновесия ∑Х=0; ∑У=0 и определить искомые усилия.

7. Следующим вырезается узел по принципу статической определимости, т.е. в нем должно быть не более 2-х неизвестных.

8. После окончания расчета на схеме фермы стрелками показать деформации стержней фермы – растяжение и сжатие.

Если при решении уравнений равновесия искомое усилие получилось со знаком минус, то в последующем узле его надо направить на сжатие и надписать значение по абсолютной величине. На схемах вырезанных узлов не должно быть значений со знаком минус.

Работу выполнять в табличной форме:

Обозначение узла Схема вырезанного узла Уравнения равновесия, решение Искомое усилие Значение, кН
         
         

 

Задание состоит в определении опорных реакций.

Последовательность выполнения задания:

Задача №1

1. Вычертить расчетную схему балки на двух опорах с заданными  нагрузками, соблюдая масштаб размеров по длине балки. Проставить численные значения размеров и нагрузок.

2. Обозначить опоры буквами А и В. Освободить балку от связей (опор) и их действие заменить реакциями – RАи RВ   или  YА и YВ. Реакции направить вверх.

3. Заменить равномерно распределенную нагрузку равнодействующей и приложить ее в середине участка. 

4. Составить и решить (найти опорные реакции) уравнения равновесия:

∑ МА=0; ∑МВ=0

5. Для проверки использовать уравнение ∑У=0.

Задача №2

1. Вычертить расчетную схему рамы с жестким закреплением на одном конце (заделкой), с заданными нагрузками, соблюдая размеров. Проставить численные значения размеров и нагрузок.

2. Обозначить заделку буквой А. Освободить раму от связи (заделки) и ее действие заменить тремя реакциями.

3. Заменить равномерно распределенную нагрузку равнодействующей силой и приложить ее в середине участка. 

4. Составить уравнения равновесия:

∑Х=0 – для определения горизонтальной реакции;

∑У=0 - для определения вертикальной реакции;

∑ МА=0- для определения момента в заделке.

5. Для проверки использовать уравнение ∑ Мк=0. Точка «К» выбирается произвольно.

Задание состоит в определении центра тяжести сечения.

Последовательность выполнения задания:

1. Вычертить расчетную схему сечения соблюдая определенный масштаб размеров.

2. Разбить сечение на простые фигуры.

3. Провести оси координат: одну ось совместить с осью симметрии, вторую ось провести касательно к сечению.

4. Определить площадь каждой фигуры. Для профилей проката площади определяются по таблицам ГОСТов.

5. Определить расстояние от центра тяжести каждой фигуры до оси,

проведенной касательно к сечению и показать на расчетной схеме в см.

6. Определить статический момент каждой фигуры относительно оси, как произведение площади этой фигуры на расстояние от центра тяжести до оси.

7. Определить координату центра тяжести всего сечения по одной из формул:       YC=∑SX/∑Ai. если ось Y совпадает с осью симметрии

               XC=∑SY/∑Fi, если ось Х совпадает с осью симметрии

8. Показать координату центра тяжести на расчетной схеме сечения.

Работу следует выполнять в табличной форме:

(таблица составлена для сечения с вертикальной осью симметрии)

 

Сечение

Ai Yi Sxi=Ai ∙ Yi YC= ∑ Sxi / ∑ Ai
см2 см см3 см
       

 

       
         
  ∑Ai   ∑Sxi  

 

Задание состоит в построении эпюр продольных сил, нормальных напряжений и перемещений по длине стержня.

Последовательность выполнения задания:

1. Вычертить расчетную схему в определенном масштабе, указать все размеры и величины нагрузок.

2. Определить реакцию в заделке и показать ее на схеме.

3. Определить количество участков и на каждом участке перпендикулярно

продольной оси стержня провести сечения. Пронумеровать эти сечения арабскими цифрами 1-1,2-2 и т.д.

4. На каждом участке определить значение продольной силы N с учетом знака. Продольная растягивающая сила имеет знак «+», сжимающая сила знак «-».

5. Построить эпюру продольных сил. На эпюре написать численные значения всех характерных ординат с указанием их размерности в кН.

6. Определить величину нормального напряжения на каждом участке стержня и построить эпюру нормальных напряжений с указанием размерности в МПа.

7. Определить абсолютную продольную деформацию каждого участка по формуле:

∆ l = N ∙ l /(E ∙ A)                 E =2 ∙ 105 МПа

 

Абсолютную продольную деформацию определить в см.

8. Построить эпюру перемещений ∆ в см.

Эпюра перемещений строится, начиная от заделки. Перемещение в заделке равно нулю ( = 0).Перемещение границы первого участка от заделки равно ∆ l

этого участка. Перемещение границ следующих участков равно сумме деформаций этих участков: ∆ = ∆ l 1 + ∆ l 2 + ∆ l 3 и т.д.

Задание состоит в определении главных моментов инерции сечения. Для выполнения этой работы используется расчетная схема из расчетно-практической работы №3.

Последовательность выполнения  задания:

 

1. Вычертить расчетную схему сечения соблюдая определенный масштаб размеров.

2. Провести главные оси инерции Y и X. Одна ось должна совпадать с осью

симметрии, вторая ось проводится перпендикулярно ей через центр тяжести всего сечения (берется из работы №3).

3. Разбить сечение на простые фигуры и определить их площади Ai (данные берутся из работы №3).

4. Главные моменты инерции сечения определяются по формулам:

Jx = Jxi + ai 2 ∙ Ai Jy = Jyi + bi 2 ∙ Ai где

Jxi и     Jyi - осевые моменты инерции каждой фигуры относительно собственной центральной оси(оси, проходящей через центр тяжести конкретной фигуры). Для профилей проката осевые моменты инерции определяются по ГОСТу, для прямоугольного сечения по формуле;

ai и   bi - расстояние между главной осью инерции и параллельными ей осями, проходящими через центр тяжести каждой фигуры.

 

Работа выполняется в табличной форме.

Сечение Ai Jxi ai2 Jx=Jxi+ai2 ∙ Ai Jyi bi2 Jy=Jyi+bi2 ∙ Ai
  см2 см4 см2 см4 см4 см2 см4
               
               
        Jx     Jy

 

 

Задание состоит в построении эпюр Q и М.

Для трех заданных расчетных схем требуется:

1. Разбить балку на участки, обозначив длину каждого из них;

2. При необходимости определить реакции опор;

3. Используя уравнения равновесия, записать аналитические выражения для внутренних усилий Q и М в произвольном сечении каждого из участков;

4. Построить эпюры внутренних усилий в выбранном масштабе;

5. Проверить правильность построения эпюр, используя дифференциальные зависимости между М, Q и q.

Последовательность  выполнения  задания:

1. Вычертить расчетную схему балки с заданными нагрузками, соблюдая масштаб размеров по длине балки. Проставить численные значения размеров и нагрузок.

2. Показать направление и значение опорных реакций.

3. Установить число участков, по границам участка провести сечения и пронумеровать их арабскими цифрами.

4. В каждом сечении определить величину поперечной силы Q и изгибающего момента М.

5. Построить эпюры Q и М. В пределах каждой эпюры соблюдать один масштаб для откладываемых величин. Поперечная сила измеряется в кН, изгибающий момент в кН∙м.

6. Положительные значения Q откладываются вверх от оси отсчета, отрицательные - вниз от оси отсчета.

7. Положительные значения М откладываются вниз от оси отсчета, отрицательные - вверх от оси отсчета.

Контроль правильности построения эпюр Q и М.

На участке балки, где отсутствует q, эпюра Q постоянна, а эпюра М очерчена прямой наклонной линией.

На участке балки, где имеется q, эпюра Q очерчена прямой наклонной линией, а эпюра М по параболической кривой.

На участке балки, где эпюра Q=0, эпюра М постоянна(чистый изгиб).

В сечении балки, где имеется сосредоточенная сила, на эпюре Q должен быть скачок на величину этой силы, а на эпюре М излом.

В сечении балки, где имеется момент, на эпюре М должен быть скачок на величину этого момента.

В сечении, где Q=0 изгибающий момент достигает экстремального значения.

Варианты для выполнения расчетно-практических работ

Исходные данные для выполнения расчетно-практической работы № 1

Вариант Схема F1, кН F2, кН F3, кН угол α, град. d, м
01 1 100 200 500 45 1
02 2 200 300 600 45 2
03 3 300 500 100 45 2
04 4 500 400 200 45 1
05 5 100 200 300 45 2
06 6 100 200 500 45 2
07 7 200 300 600 30 3
08 8 300 500 100 45 3
09 9 500 400 200 60 2
10 10 200 200 100 45 1
11 1 300 200 500 45 1
12 2 300 300 600 45 1
13 3 300 500 100 45 2
14 4 400 400 200 45 3
15 5 300 200 300 45 3
16 6 300 200 500 45 3
17 7 400 300 600 30 2
18 8 300 500 200 45 2
19 9 500 400 300 60 1
20 10 100 200 100 45 1
21 1 100 200 200 45 3
22 2 200 300 200 45 3
23 3 300 500 300 45 2
24 4 500 400 300 45 2
25 5 300 200 300 45 2
26 6 300 200 500 45 1
27 7 200 300 300 30 1
28 8 300 500 300 45 3
29 9 300 400 200 60 2
30 10 300 200 300 45 2

Задача №1.

Задача №2.

Исходные данные для выполнения расчетно-практической работы №2

Номер варианта Номер схемы F1, кН F2, Кн m, кН∙м q, кН/м a, м
1 1 10 16 4 2 2
2 2 20 22 10 4 1
3 3 10 18 6 4 2
4 4 14 20 6 2 1
5 5 20 14 8 4 2
6 6 26 20 10 2 1
7 1 12 20 14 4 2
8 2 8 10 20 4 1
9 3 30 20 16 2 2
10 4 10 16 6 4 1
11 5 20 18 4 4 2
12 6 20 14 10 4 1
13 1 30 28 20 4 2
14 2 10 14 6 2 1
15 3 16 30 8 4 2
16 1 20 10 4 2 2
17 2 10 16 10 4 1
18 3 20 14 6 4 2
19 4 14 20 6 2 1
20 5 20 12 8 4 2
21 6 16 20 10 2 1
22 1 14 20 14 4 2
23 2 18 10 20 4 1
24 3 16 20 16 2 2
25 4 10 18 6 4 1
26 5 20 14 4 4 2
27 6 10 14 10 4 1
28 1 20 28 20 4 2
29 2 10 24 6 2 1
30 3 10 30 8 2 1

Исходные данные для выполнения расчетно-практических работ № 3,5

Номер

варианта

Схема сечения

Исходные данные для выполнения расчетно-практической работы № 4

Номер варианта Номер схемы F1, кН F2, Кн А1, см 2 А2, см 2 a, м
1 1 50 80 50 40 2
2 2 20 60 40 30 1
3 3 40 70 50 40 2
4 4 10 50 40 50 1
5 5 40 60 40 30 2
6 6 30 50 40 50 1
7 7 20 40 40 50 2
8 8 30 20 30 40 1
9 9 30 40 50 40 2
10 10 10 30 40 30 1
11 1 20 30 50 40 2
12 2 20 40 40 30 1
13 3 50 60 50 40 2
14 4 20 60 40 50 1
15 5 40 70 40 30 2
16 6 10 50 40 50 2
17 7 40 60 40 50 1
18 8 30 50 30 40 2
19 9 20 40 50 40 1
20 10 30 20 50 40 2
21 1 30 40 40 30 1
22 2 20 30 50 40 2
23 3 30 20 40 50 1
24 4 50 80 40 30 2
25 5 20 60 40 50 1
26 6 40 70 40 50 2
27 7 10 50 30 40 1
28 8 40 60 50 40 2
29 9 30 50 40 30 1
30 10 20 40 50 40 1

Исходные данные для выполнения расчетно-практической работы №6

В ариант Схема a, м F, кН М,кНм q,кН/м В ариант Схема a, м F, кН М, кНм q,кН/м
01 1 4,0 10 30 3 19 1 4,0 10 30 4
02 2 3,0 14 12 5 20 2 3,0 14 12 6
03 3 2,0 12 24 4 21 3 2,0 12 24 9
04 4 2,0 16 18 8 22 4 2,0 16 30 3
05 5 3,0 20 20 10 23 5 3,0 20 12 5
06 6 4,0 18 22 7 24 6 4,0 18 24 4
07 7 3,0 10 16 6 25 7 3,0 10 18 8
08 8 2,0 14 26 9 26 8 2,0 14 20 10
09 9 3,0 12 28 3 27 9 3,0 12 22 7
10 10 4,0 16 14 5 28 10 4,0 16 16 6
11 11 2,0 20 22 4 29 11 2,0 20 26 9
12 12 2,0 18 30 8 30 12 2,0 18 28 3
13 13 3,0 10 24 10 31 13 3,0 10 14 5
14 14 4,0 14 16 7 32 14 4,0 14 22 4
15 15 2,0 12 20 6 33 15 2,0 12 30 6
16 16 2,0 16 28 9 34 16 2,0 16 24 9
17 17 3,0 20 14 3 35 17 3,0 20 16 3
18 18 3,0 18 18 5 36 18 3,0 18 20 5

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Техническая механика для строительных специальностей: учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф.образования/ В.И. Сетков.- 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.- 400 с.

Дополнительные источники:

 Техническая механика: учебник /Е.П. Сербин.- Москва: КНОРУС, 2018,- 400 с. – (Среднее профессиональное образование).

Техническая механика

для студентов ГРУПП ПО специальности

Архитектура

 

2019 г.

 

 

РАССМОТРЕНО  на заседании ЦК общепрофессиональных и специальных дисциплин     Протокол № __ от «__» _____2019 г. председатель ЦК ________ /Кузнецова М.Н./ УТВЕРЖДАЮ Директор ______________/Ю.А.Груздев/    «___» ______2019 года  
     

   Методические указания разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. № 965 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

 

 

Разработчик:

Васильева Елена Иосифовна, преподаватель технической механики СПб ГБПОУ «СПАСК»

 

Содержание

              

1. Введение стр.4
2. Рекомендации по выполнению расчетно-практических работ         стр.6
3. Методические указания по выполнению расчетно-практических работ  стр.7
4. Варианты заданий для расчетно-практических работ           стр.13
5. Список литературы стр.24

              

 

 

Введение

Строительство в нашей стране – одна из крупнейших отраслей хозяйства. Перед строителями стоят задачи повышения эффективности капитальных вложений, снижения материалоемкости строительных конструкций, улучшения качества работ.

В решении этих задач принимают участие техники-строители.

Предмет «Техническая механика» для архитектурных специальностей техни­кумов включает в себя два раздела: теоретическую механику, сопротивление материалов. Назначение предмета—дать будущим специалистам основные сведения о законах равновесия мате­риальных тел, о методах расчета элементов конструкций на прочность, жест­кость и устойчивость. Указанные методы расчета обеспечивают надежность работы сооружений, предусматривают повы­шение экономичности строительства.

Базой для изучения предмета «Техническая механика» являются знания, полученные при изучении математики и физики. Знания, которые будут приоб­ретены при изучении технической механики, явятся в дальнейшем базой для изучения смежных специальных предметов.

 

В пособии представлены задания для расчетно-практических работ. В результате выполнения расчетно-практических работ студент должен знать:

- законы механики деформируемого твердого тела, виды деформаций, основные расчеты;

- определение направлений реакций, связи;

-определение момента силы относительно точки и оси, его свойства;

- типы нагрузок и виды опорных балок, ферм, рам;

- напряжения и деформации, возникающие в строительных элементах при работе под нагрузкой;

- моменты инерции простых сечений и др.

уметь:

- выполнять несложные расчеты на прочность, жесткость и устойчивость элементов сооружений;

- определять аналитическими и графическими способами усилия, опорные реакции балок, ферм, рам;

- определять усилия в стержнях ферм;

- строить эпюры поперечных сил, изгибающих моментов.

Рекомендации по выполнению расчетно-практических работ

- К выполнению работы рекомендуется приступать после изучения теории по теме, связанной с выполнением работы.

- Следует сопровождать расчет необходимыми расчетными схемами, а в разделе «Сопротивление материалов» построением эпюр, выполненных с соблюдением масштаба.

- Оформление расчетно-практических работ проводить на листах формата А4 в соответствии с ГОСТ 2.301-68. Штамп оформляется в соответствии с ГОСТ 2.104-2006.

- Результаты расчета в работах №№ 3,4 сводить в таблицы.

- Вычисления проводить с точностью до сотых.

- Решение задач вести по пунктам, указывая, что именно в данном пункте определяется.

- Каждый пункт должен содержать расчетную формулу, записанную в общем виде и с проставленными значениями.

Методические указания по выполнению расчетно-практических работ



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.112 с.)