Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современный толковый словарь

Поиск

Изд. "Большая Советская Энциклопедия", 1997 г.

OCR Палек, 1998 г.

Счастье – понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим бытием, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Счастье – чувственно- эмоциональная форма идеала.

Философский энциклопедический словарь.

Счастливый, благополучный, благоприятный, благодатный, блаженный, удачный, успешный. "Блажен кто верует: тепло тому на свете". Гриб. Во всем был счастлив он, а уж в своей семейной жизни так был взыскан судьбой, что другого такого счастливца и на свете не было.

"На белый свет он был матерью рожден в сорочке под счастливым зодиаком. Ему везло..."                                                                                         

Полонский. Ср. <Удачный, Веселый>. См. благополучный, благоприятный, подходящий, удачный.

Счастье, благополучие, благоденствие, благодать, блаженство, победа, удача, успех, случай. Счастье ему благоприятствует (улыбается), ему посчастливилось, везет. Красные дни. "А под случай попал, -- на здоровье гуляй". Кольц. "Жить там разлюли-малина, век бы оттоле не вышел". Печерск. Ср. <Судьба и Удача>. См. благополучие, судьба, удача || испытать счастье, кузнец своего счастья, на счастье

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.    

Автор Н. Абрамов.                         

Печатное издание М.: Русские словари, 1999.           

СЧАСТЛИВО - НЕСЧАСТЛИВО - Что тебе за дело, - спросил Райский, - как бы ни кончилось [действие романа], счастливо или несчастливо... - Ах, как можно, я плакать буду, не усну! - сказала [Марфенька]. И. Гончаров. Обрыв. - Как счастливо вышло тогда для Кити, что приехала Анна, - сказала Долли, - и как несчастливо для нее. Л. Толстой. Анна Каренина.

СЧАСТЛИВЫЙ - НЕСЧАСТНЫЙ Счастливый человек - несчастный человек.Несчастные дети умнеют скорее счастливых... на свою беду. Тургенев. Несчастная. - Друзьями мы не будем, вы это сами знаете. А будем ли мы счастливейшими или несчастнейшими из людей - это в вашей власти. Л. Толстой. Анна Каренина. Лицо его в эту секунду было настолько же счастливым, насколько несчастным выглядело лицо Ефремова. К. Симонов. Живые и мертвые.

Человек может прожить счастливую жизнь и - при тех же равных условиях - глупую и, в общем, несчастную.                                                                                                              

Важно, куда он расходует свои духовные силы и свой разум. В. Розов. С открытыми ладонями. В знач. сущ. Русский гений издавна венчает Тех, которые мало живут, О которых народ замечает: «У счастливого недруги мрут, У несчастного друг умирает...» Н. Некрасов. Не рыдай так безумно над ним... СЧАСТЛИВЫЙ - НЕСЧАСТЛИВЫЙ Счастливый человек - несчастливый человек. Счастливый год - несчастливый год.Он слишком умен, чтобы быть счастливым, и слишком несчастлив, чтобы быть злым. Ключевский. Записная книжка, дек. 1893. [Ева:] Нет, я проверяю себя, и действительно я, кажется, счастлива. [Аня:] Зато Дараган несчастлив. М. Булгаков. Адам и Ева. Когда человек задумывается, счастлив ли он, то он уже несчастлив. Бондарев. Берег.

СЧАСТЬЕ - НЕСЧАСТЬЕ Счастливый - несчастный (см.) счастливо - несчастно к счастью - к несчастью (см.) счастливый - несчастливый (см.) счастливо - несчастливо (см.) счастливец(-ица) - несчастливец(-ица) (см.) Приносить счастье - приносить несчастье. Счастье с несчастьем, как вёдро с ненастьем, живут переменчиво. Мелъников-Печерский. В лесах.- Возможно ли какое-нибудь не счастье уже, а только не мученье?... Мы жизнью расходимся, и я делаю его несчастье, а он мое. Л. Толстой. Анна Каренина. Не быть бы счастью, да несчастье помогло. Пословица. И он, обло-котясь на борт машины и глядя вниз, на несущуюся под колесами серую ленту дороги, стал думать о том, что ждет его теперь: счастье или несчастье? К. Симонов. Живые и мертвые. СЧАСТЬЕ-ГОРЕ Что составляет содержание мелких пьес Пушкина? Почти всегда любовь и дружба как чувства, наиболее обладавшие поэтом и бывшие непосредственным источником счастья и горя всей его жизни. Белинский. Сочинения Александра Пушкина.

  И от счастья с горем вся она застыла, Голову седую на руки склонила. Есенин. Молитва матери. Колесам сердца лихорадочно вторят, Сползает дымок под откос. Навстречу ли счастью, Навстречу ли горю Торопится паровоз? Ю. Друнина. Колесам сердца лихорадочно вторят... Кто горя не видал, тот и счастья не знавал. Пословица. СЧАСТЬЕ - БЕДА В счастье не возносись, в беде не унывай. Пословица. Счастью не верь, а беды не пугайся. Пословица. Рано виделось в нем то помазание, которое достается немногим, - на беду ли, на счастье ли, не знаю, но наверное на то, чтобы не быть в толпе. Герцен. Былое и думы. СЧАСТЬЕ - ЗЛОСЧАСТЬЕ (нар.-поэт.) Счастливый - злосчастный - Это колодники, а не строители своих судеб, к которым и счастье, и злосчастье приходит без всякого с их стороны предвидения. Салтыков-Щедрин. Либерал.                                                                                Словарь антонимов.

 

СЧАСТЬЕ. О продолжительности, прочности счастья; о неожиданном, неизведанном и т. п. счастье. Беглое (устар.), бесконечное, близкое, быстрое, быстролетное (устар. поэт.), быстротекущее (устар. поэт.), быстротечное (устар.), вечное, далекое, длительное, долговечное, долговременное, долгое, долгожданное, забытое, загадочное, зыбкое, изменчивое, капризное, коловратное (устар.), короткое, кратковременное, краткое, крепкое, мгновенное, мимолетное, многолетнее, надежное, неведомое, невозможное, негаданное (разг.), недолговечное, недолгое, нежданное (разг.), неизбывное, неизведанное, неизменное, неиспытанное, некрепкое, ненадежное, неожиданное, непостоянное, непродолжительное, непрочное, нечаянное, обманчивое, переменное (устар.), переменчивое, показное, постоянное, призрачное, прихотливое, продолжительное, прочное, резвое, своенравное, скоропреходящее, скоротечное, слепое, таинственное, тайное, твердое, утраченное, хрупкое, шаловливое, шаткое. О полноте, глубине, характере счастья.

Безграничное, бездейственное, беззаботное, безмерное, безмятежное, безоблачное, безудержное, безумное, бесконечное, беспечное, беспокойное, беспричинное, беспутное, большое, будничное, буйное, бурное, великое, внутреннее, всемирное, всеобщее, всесильное, всечеловеческое, высокое, высокомерное, горделивое, гордое, горемычное, горестное, горькое, громадное, грустное, действительное, дешевое, доброе, заурядное, земное, золотое, идиллическое, истинное, кроткое, крошечное, легкое, лучезарное (устар. поэт.), маленькое, мещанское, мирное, могучее, молодое, мучительное, мятежное (устар. поэт.), наивное, настоящее, насущное, невеселое, невыразимое, незавидное, неистовое, неисчерпаемое, неоглядное, неомраченное, неповторимое, неразменное, неспокойное, неудержимое, ничтожное, обывательское, огромное, особенное, острое, пленительное, подлинное, покойное, полновесное, полное, примитивное, простое, пустое, радостное, райское, реальное, свежее, светлое, светозарное (устар. поэт.), скромное, сладкое, смиренное, сокровенное, солнечное, спокойное, стопроцентное (разг.), тихое, томительное, трепетное, удивительное, умеренное, унылое, чистое, шалое (простореч.), шальное, яркое, ясное. Аккуратное, бодрое, вдохновенное, возмужалое, голодное, комнатное, огненное, отстоявшееся, очарованное, пронзительное, синее, трудное, тряпичное, тяжелое, хроническое, часовое. Бабье (разг.), боевое, военное, девичье, детское, единственное, женское, жизненное, житейское, личное, любовное, людское, мужицкое (устар.), народное, общее, семейное, семейственное (устар.), собственное, солдатское, спортивное, супружеское, трудовое, человеческое, чужое и т. п.                                                                                                                                             

Словарь эпитетов.                                                                                                            

СЧАСТЬЕ - субъективно переживаемое состояние единства сущности и существования личности, воспринимаемое в индивидуальной системе отсчета как аксио-логически-эмоциональный позитивный максимум.

В классической философии С. трактовалось, как правило, в этическом своем аспекте (потенциальное С. как результат достойной жизни и исполнения нравственного долга), задавая традицию эвдемонизма, и в аспекте психологическом (актуальное С. как состояние). В неклассической философии 20 в. феномен С. артикулируется, прежде всего, в экзистенциальном своем аспекте (см. Экзистенциализм). Даже далекие от непосредственно экзистенциалистской традиции авторы 20 в. интерпретируют С. в свете достижения человеком единства сущности и существования, - так, например, Парсонс, анализируя "типовые переменные деятельности", фиксирует в качестве дихотомии соотношение "достигаемого" (т.е. конституируемого в результате ориентации на общезначимые социальные характеристики, обеспечивающие идентификацию субъекта с определенным социальным статусом) и "предопределенного" (т.е. созидаемого в результате ориентации на имманентно личностные характеристики). Второй важнейшей особенностью философской трактовки С. в культуре 20 в. является ослабление (если не отказ от) классической презумпции, согласно которой С. является в принципе нерефлексируемым феноменом (ср. известная ситуация Мефистофеля у Р.Бернса: "И невдомек ему, что счастье - тут! // Предчувствия счастливых не терзают. // Они конца мучительно не ждут, // Безоблачно не зная о начале... //... Но сколько бы сдалось, синьор, // Когда б взамен "Остановись, // Мгновение!", Вы бы в договор // Внесли "Мгновение, вернись!"..."). Согласно классическому пониманию С., любая попытка рефлексии над собственным С. как состоянием переводит субъекта в состояние аналитики или сознательно рассудочной социальной адаптации (по оценке М.Ларошфуко, в этой ситуации "нас мучает не столько жажда счастья, сколько желание прослыть счастливцами"). Такая установка классики была связана с тем, что в контексте социального времени (см. Социальное время) феномен С. трактовался как локализуемый лишь непосредственно в настоящем, но не в будущем (см. Надежда) или прошлом. В отличие от этого, парадигма трактовки С. как экзистенциального феномена органично включает в себя такой его аспект, как С. осознанного (и в силу этого максимально глубокого) переживания единства собственных сущности и существования, что предполагает рафинированный рефлексивно-интроспективный самоанализ.

В этом контексте С. трактуется как феномен состоявшейся самореализации личности, что предполагает, с одной стороны, объективацию внутреннего потенциала субъекта (коммуникативного, когнитивного, творческого и т.д., а в идеале - всего спектра возможностей личности), с другой - принятие (признание) этой объективации другими субъектами, которые могут быть представлены как персонально индивидуализированными субъектами, так и абстрактными социальными группами. Феномен Другого оказывается, таким образом, принципиально важным для интерпретации С. в философии 20 в.: именно Другой выступает тем "зеркалом", в амальгаме которого субъект может увидеть себя счастливым, т.е. тем социокультурным механизмом, посредством которого оказывается возможным не только С. как таковое, но и личность вообще (см. Другой, "Воскрешение субъекта"). В контексте ориентации современной философии на лингвистический анализ языковой среды обитания человека (см. Антипсихологизм, Постмодернистская чувствительность) актуальным становится этимологический анализ соответствующих понятию "С." слов в различных языковых традициях. Осмысление феномена С. в опыте носителя той или иной культурной традиции конституирует универсалию культуры "С.", центрирующую собой все семантико-аксиологические аспекты характерных для данной культуры универсалий субъектного ряда (см. Универсалии, Категории культуры), причем этимология соответствующего слова в различных языках фиксирует социокультурные особенности осмысления данного понятия в различных традициях: ср. англ. happiness (от hap - случай, happen - случаться, происходить, hapless - несчастный, злополучный, happening - событие как однокоренное со словом "С", т.е. в осмыслении феномена С. фиксируется аспект события, случайно выпавшего шанс: С. как то, что случается, исполняется, имеет состояться; русск. "счастье" (от "часть", "участь", т.е. в осмыслении С. фиксируется аспект исполненности судьбы, С. как единство со своей участью (с-часть-е): не пройти мимо нее, своей участи, исполнить, свершить - см. Судьба) и т.п. В современной философии постмодернизма трактовка феномена С. осуществляется в контексте нарратологии, что ведет к его переосмыслению в качестве феномена, имеющего нарративный характер (см. Нарратив). М.А. Можейко

Новейший философский словарь. 3-е изд., исправл. – Мн., Книжный Дом. 2003.

 

У этого термина существуют и другие значения, см. Счастье (значения).

Сча́стье — психологическое состояние, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего бытия, полноту и осмысленность жизни, и осуществление своего назначения.

Вплоть до сих пор феномен счастья изучается философией — этикой и психологией. Однако ввиду того, что конкуренция идеологий приобретает особо острый характер, требуется строго научный подход к данным исследованиям. Это рождает необходимость создания особой науки (напр., «фелицитологии» или «эвдемологии»)

    В философской, психологической и научной литературе имеется масса вариантов определения, в том числе:

Парафразы вышеприведённого:                                                                                                                                                                      

Счастье — осознавание позитивности контекста собственного существования.

Счастье — мера успешности в реализации индивидуального экзистенциального проекта. Это определение с одной стороны допускает количественную оценку, а с другой предполагает качественное многообразие (Д.Галати).

   Счастье — внутреннее чувство гармонии и удовлетворенности, полученное в результате событий или действий.

Определения через отрицание:

Счастье — состояние души, при котором нет чувства горя и тоски (чувства утраты)

Неполные определения:

Счастье — чувства сами по себе, но чувства положительные, чувства радости и любви

Альтернативные определения:

Счастье — естественное состояние сознания, чувство, которое со временем и нагромождающимся грузом психологических проблем и комплексов постепенно исчезает. Это состояние большинством людей ощущается наиболее ярко только в раннем детстве

Слово «счастье» иногда используется также как синоним понятия «удача».

Характеристики счастья.

 Условия существования счастья.

Форма существования счастья — протекание (неизменчивость сути при изменении составляющих). Наборы источников счастья рождают разные наборы психологических состояний, составляющих счастье (переживаний, эмоций, настроений и др.).

Их изменение является психологическим процессом, но самого счастья не меняет, и оно остаётся психологическим состоянием.

Разновидности счастья.

Строго говоря, разновидностей счастья не существует. Термины, схожие по смыслу (радость, удовлетворение, наслаждение, благодать и др.) суть лишь психологические состояния, рождающие счастье в своей совокупности (см. Составляющие счастья) и синонимами счастья могут являться лишь в обиходной, но не в научной речи.

В художественной литературе.

Как правило, определение счастья в художественных текстах частично: содержит одну или несколько составляющих (перечисление источников счастья, условия протекания и др.) и научными не являются. Нередко они попросту искажают суть понятия. Несмотря на это, художественные тексты могут и должны служить материалом для научных исследований.

Примеры:

Счастье — это совмещение полезного с приятным (Современный устный фольклор)

Счастье — это когда тебя понимают (Киносценарий «Доживем до понедельника»)

Счастье — это когда сбывается мечта, когда получаешь то, чего больше всего на свете хочется, когда достигаешь того, к чему долго и упорно стремишься. Счастье ограниченно и скоротечно, потому что в жизни всегда появляются новые мечты, новые желания и новые цели. Первое счастье в жизни человека — молоко матери. Оно тоже ограниченно и скоротечно.  (Источник не указан)

http://cpsy.ru/cit1448.htm.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.145.67 (0.011 с.)