Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура религиозная и культура светскаяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Противопоставление религии и атеизма, религиозной и светской культур - проблема не только идеологическая или философская, но и историко-культурная. Если понимать культуру как сложную, напряженную историческую реальность, насыщенную кризисами и конфликтами, то интересующее нас противоречие не предстает как противоречие между культурой (рассматриваемой как "чистое" и однородное, исключительно светское по своей сущности явление), с одной стороны, и религией - с другой. Речь идет о противоречиях между различными компонентами культуры, неизбежно возникающими внутри нее. Философское осмысление этих противоречий зависит от того, какого рода ценности находятся в центре, в фокусе каждого исторического типа культуры. А сами эти ценности всегда определены глубокими идеологическими и общественными причинами. Недостаточно просто декретировать, что религия не входит в культуру. Необходимо рассмотреть культуру в сложном процессе ее становления и развития, выявить в культуре взаимоотношение светского и религиозного. По мере теологической догматизации религии, канонизации ее норм, становящихся часто директивами для политического и морального сознания, усиливаются ее отрицательные аспекты, реакционная культурная и общественная роль. Религиозная культура выражает неспособность человека (психическую или социальную, индивидуальную или общественную, гносеологическую или психологическую) преодолеть свою подчиненность неведомым силам, природным или общественным, внешним или находящимся в глубинах нашего внутреннего мира. В религиозной культуре познание заторможено и фальсифицировано, а относительная беспомощность человека превращается в тотальную, абсолютную беспомощность; исторически обусловленная ограниченность его материальных и духовных сил становится естественной границей, которую невозможно преодолеть иначе, как в воображении, в фантасмагорических вымыслах. Сверхъестественная фантастика в этой культуре является единственной возможностью для человека преодолеть свое жалкое действительное положение. И в этом смысл религиозного преодоления человеком своего бессилия. Светская культура выражает фаустово и прометеево призвание человека. Борьба Прометея с богами, Иакова с ангелом, Фауста с Мефистофелем - это символическое выражение духовного натиска, характерного для культуры в ее усилиях преодолеть догматические и консервативные фикции, навязываемые божественным принципом или его демонической противоположностью. Сила и слабость человека как культурного существа воплотились в напряжении этих двух "модальностей" культуры. "Священные книги", которые призваны давать образцы поведения в духе религиозной культуры, несут на себе отпечаток этой духовной напряженности. Положительная роль, сыгранная в истории культуры такими книгами, как, например, иудейско-христианская Библия, проистекает не из их якобы сверхъестественного происхождения, а из того, что независимо от религиозных целей в них выразилось культурное призвание человека, жаждущего утвердить себя как независимое, наделенное свободной волей существо, а не как слепое орудие божества. Возможность прочитывать и трактовать эти книги в светском духе, в духе десакрализации стала очевидной уже в средние века, что привело к запрещению литературы, содержавшей светскую трактовку "священного писания". Даже тогда, когда получило всеобщее распространение приобщение верующих к сверхъестественным тайнам, будто бы заключенным в этих книгах, к "божественным истинам", результат оказывался нередко противоположным: выходил наружу светский характер содержания этих книг, выражавший богатый, сложный и весьма противоречивый человеческий опыт. Для некоторых гуманистов (Джаноццо Манетти*, Лоренцо Валла**) и даже для кое-кого из пап философское исследование "священных текстов" Библии стало источником критического отношения к ним и разочарования, а еще позднее оно дало толчок целому движению по систематической научной критике "священных книг". Идея прогресса, и в первую очередь морального прогресса, коренным образом противоположная христианской догме первородного греха, постепенно расшатывала толщу религиозных догм, расчищая путь гуманистическим проявлениям в культурном сознании эпохи. *(Манетти Джаноццо (1396-1469) - итальянский гуманист; отстаивал принцип антропоцентризма в качестве дополнения к богословскому теоцентризму, полемизировал с трактатом папы Иннокентия III "О бедствии мира или о ничтожестве человеческого бытия".) **(Валла Лоренцо (1405-1457) - выдающийся итальянский гуманист; выступал против схоластической догмы, считал, что "Константинов дар" (т. е. грамота, в которой император Константин якобы даровал власть над христианским миром римской церкви) является фальшивкой, обличал монашество.) Если религия есть форма культуры, в которой объективное познание вещей искажено беспомощностью, ограниченностью человека и которая дает возможность преодолевать эти искажения лишь в воображении сверхъестественного, то светская культура представляет собой рациональное стремление человека постоянно преодолевать ограниченность исторических рамок, постигать все новые, дотоле неведомые ему области жизни природы и общества. Творческая сила фантазии при этом не исключается. Но она подчиняется усилиям людей выйти за рамки непосредственного существования индивида, рационально упорядочить и организовать коллективный практический опыт и ощущения людей. Усилия эти реализуются в виде более или менее устойчивых элементов социальной жизни, материальных и идеальных, знаменующих собой определенные ступени на пути прогрессивного движения общества. Стабильность ценностей культуры, их способность влиять на личность и общество зависят от того, в какой степени воплощено в них богатство человеческого познания. На основе все более точных, богатых содержанием познавательных образов, отбираемых в соответствии с определенными критериями, формируются ценности, представляющие собой своеобразное слияние субъективного и объективного, духа и материи. Светская культура - это опредмечивание субъекта и гуманизация объекта в процессе творческой деятельности; религиозная культура - это отчуждение субъекта и обожествление объекта. В религиозном миросозерцании, в особенности в иудейско-христианском, статус человека, его достоинство имеют своим источником милость божью, выразившуюся в том, что бог наделил человека душой. Принцип духовного творчества находится за пределами этого миросозерцания, а познание как человеческое действие, как инициатива личности провозглашается грехом. Человек, следовательно, обречен на отчужденное существование, подчиненное враждебным ему силам, перед которыми он чувствует себя беспомощным. В светской культуре человек всегда цель, а не средство, поэтому принципы творчества являются ее неотъемлемой частью. Благодаря человеку природа становится культурой, ибо культура есть не что иное, как гуманизированная природа. Культура есть познание и осваивание природных богатств, создание ценностей и их интегрирование сознанием, чувствами и деятельностью людей. Человек, как культурное существо, созидающее новый мир вещей и ценностей - мир цивилизации, постоянно стремится к полному познанию вещей и явлений, хотя и сознает, что материя бесконечна по самой своей природе, неисчерпаема и необъятна. Будучи вечно недоволен существующим положением дел, человек находится в постоянном конфликте с миром. "...Люди, - писал Ф. Энгельс, - стоят перед противоречием: с одной стороны, перед ними задача - познать исчерпывающим образом систему мира в ее совокупной связи, а с другой стороны, их собственная природа, как и природа мировой системы, не позволяет им когда-либо полностью разрешить эту задачу"*. Именно в этой противоречивой ситуации - истоки трагизма и счастья человека. *(К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 36.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.166.34 (0.006 с.) |