Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школьная олимпиада по русскому языку в 3 классах

Поиск

План проведения предметной недели.

  Тема мероприятия. Классы
1 ДЕНЬ v Открытие предметной недели русского языка и литературного чтения. v Знакомство с планом проведения мероприятий в рамках предметной недели. v Конкурс «Король письма». v Занятие по речевому этикету: «Чистый ручеёк нашей речи». 1-4 классы     1 – 4 классы
2 ДЕНЬ v Путешествие в страну Грамматику. v Конкурс чтецов. v Игра «Чудеса во множественном числе». 1 – 2 классы 1-4 классы 3 – 4 классы
3 ДЕНЬ v Викторина по русскому языку. v Конкурс иллюстраций к произведения Л.Н.Толстого. v Литературная игра «Что? Где? Когда?» (По страницам книг Э.Успенского) 2-3 классы   1 классы   4 классы
4 ДЕНЬ v Олимпиада по русскому языку. v Игра «Орфографический этюд». v Русские пословицы. Лото. «Поговорки – цветочки, пословицы – ягодки». v Игра «Падежи на виражах». 3-4 классы 2-3 классы 1 -2 классы   3 -4 классы
5 ДЕНЬ v Конкурс инсценированной басни. v Викторина. «Ах, слова, слова, слова…» - омонимы, фразеологизмы, ребусы, загадки. v Игра. «Словарные слова или каждому слову - своё место». v Подведение итогов предметной недели. Награждение активных участников. 1 – 4 классы 1 – 2 классы 3 – 4 классы     1 – 4 классы

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ВИКТОРИНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Сколько букв в алфавите? (33.)

2. Сколько гласных букв? (10.)

3. Сколько парных согласных? (12.)

4. Как делятся слова? (На слоги.)

5. Сколько в слове слогов? (Сколько гласных, столько и слогов.)

6. Дом, сад, май. Какие это слова? (Односложные.)

7. Назовите двусложные слова. (Книга, мама.)

8. Назовите трехсложные слова. (Машина, азбука.)

9. К словам подберите антонимы:

холодно – жарко

темно – светло

низко – высоко

грустно – весело

10. Назовите многозначные слова. (Коса, ключ, лисички.)

11. Подберите синонимы к словам:

ласковый – добрый

храбрый – смелый

умный – сообразительный

быстрый – скорый, шустрый

12. Составьте предложение из 4 слов.

(Мама пошла на работу.)

13. Назовите слова-предметы. (Школа, ученики.)

14. Назовите слова-признаки. (Хороший, большой.)

15. Назовите слова-действия. (Учит, играет.)

16. Какие знаки препинания стоят в конце предложения? (Точка, восклицательный и вопросительный знаки.)

17. Назовите опасные места в словах: вода, молоко, ловил, друг, гриб.

18. Как проверить в конце слова и в середине парный согласный? (После согласного поставить гласный.)

19. Как пишутся имена? (C большой буквы.)

20. Как пишется начало предложения? (C большой буквы.)

21. Как пишутся в словах сочетания жи, ши? (C буквой и.)

22. Как называются маленькие слова в словосочетаниях: на столе, в классе, у друга, под партой. (Предлог.)

23. Как пишется предлог? (Отдельно.)

24. Назовите вежливые слова.

25. Как называется общая часть родственных слов? (Корень.)

26. С помощью какой части слова образуются новые слова? (Суффикс.)

27. Что меняется в конце слова? (Окончание.)

 

Школьная олимпиада по русскому языку в 3 классах

1. Выпиши слова, в которых только твердые согласные.

Водит, пашешь, верит, смех, мел, матч, можешь.

2. Перепиши и подчеркни в пословицах слова с противоположным значением. Укажи, к какой части речи они относятся.

Любишь брать – люби отдавать.

Неверный друг – опасный враг.

3. Прочитай предложения, найди ошибки. Запиши предложения правильно.

Повар посолил суп солью.

У Юры жил молодой котенок.

4. Спиши предложение без ошибок.

Назимле лижыт лества и сухие тровинки.

5. Выпиши из каждой группы «лишнее» слово.

Лес, леска, лесники, лесной.

Горение, гора, горелка, загорелый.

6. Подбери несколько прилагательных к словам.

Глаза – …

Улыбка – …

Душа – …

7. Составь 3 слова. Запиши их.

Грит. Сали. Хутеп.

8. Составь и запиши рассказ по его началу.

Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды… (3–5 предложений).

 

Станция «Алфавит»

Ведущая. Ребята, вас встречает дежурный по станции!

Дежурный. Здравствуйте, ребята, вы прибыли на станцию «Алфавит».

Буквы строго встали в ряд,

Будто на линейке,

Каждый знает свое место

И уйти не смеет.

Все они стоят красиво

По порядку, посмотри!

Ну а ты теперь сумеешь

Повторить все 33?

Ведущая. Ребята, давайте назовем весь алфавит! (Задание для 1 кл.)

– Какие гласные вы знаете? Согласные?

– А что вы знаете о согласных? (Они могут быть парными, звонкими, глухими, твердыми, мягкими.)

Дежурный. Действительно парными! Так найдите пару для согласной и вставьте нужную букву.

ГОРО-Д-----Т ЛАНДЫ-Ш-------Ж

ПОЕЗ-Д-----Т ДОРО-Ж-КА-----Ш

ДУ-Б---------П СКА-З-КА--------С (Задание для 3 кл.)

Ученик. Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг,

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

«Зуб» – на «зубы», «лед» – на «льды» –

Будешь грамотным и ты!

Дежурный. Молодцы, ребята, знаете буквы, не забывайте их. А то они такие хитрые! Так и хотят вас запутать.

– А вот вам и зеленый свет семафора! В путь, друзья, до свидания!

Звучит песенка, дети поют припев.

Станция «Буквостихотворово»

Дежурный 2. Здравствуйте, путешественники! Вы прибыли на станцию, где живут буквы-озорницы. Они любят играть в прятки. Разрешите им поиграть с вами!

Ведущая. Мы рады поиграть. Ребята, давайте вместе поищем озорные буквы.

Ученик. Эта буква широка

И похожа на жука (Ж) (Задание для 1 кл.)

Ученик. На эту букву посмотри

Она совсем как цифра 3. (З)

Ученик. Вот два столба наискосок

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква… )

Ученик. Ты с этой буквою знаком.

Стоят два колышка рядком,

А между ними – поясок,

Натянутый наискосок. (И)

Ученик. В этой букве нет угла,

До того она кругла.

До того она кругла –

Укатиться бы могла. (О)

Дежурный. Вот как здорово вы отгадали буквы! А для ребят постарше задание посложнее.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем!

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

Ученик. Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!» (Задание для 3 кл.)

На виду у детворы Тает снег. Течет ручей.

Крысу красят маляры. На ветвях полно врачей.

 

Врач напомнил дяде Мите: Куклу выронив из рук,

– Не забудьте об одном: Маша мчится к маме:

Обязательно примите – Там ползёт зелёный лук

Десять цапель перед сном. С длинными усами.

Ведущая. Дорогой дежурный! Мы справились с твоими заданиями, но наше путешествие продолжается. Включите нам зеленый свет вашего семафора.

Звучит песенка паровозика.

Станция «Почтовая»

Ведущая. Ребята, как вы думаете, почему эта станция называется «Почтовая»? (Ответы ребят.)

На этой станции всегда много писем и почтовых отправлений.

Люди живут в разных городах, скучают и не всегда могут встретиться друг с другом. И вы можете писать письма своим родным и близким. Но для этого нужно научиться писать красиво и грамотно.

Ученик. Ты лети, письмо, скорей

От моих больших друзей.

Буквы учимся писать,

Чтоб друзей не забывать.

Ведущая. Ребята, а на этой станции нас ожидает письмо от Незнайки.

Зачитывается письмо, которое учащиеся видят на доске.

летом я со своей собакой булькой был на даче

дачя была улеса. Утром я пошел на речьку.

Над водой кружылис чяйки я поймал щюку идва лещя.

– Незнайка допустил так много ошибок. Давайте поможем эти ошибки найти и исправить. (Задание для 1 и 3 кл.)

Ведущая. Мы прощаемся со станцией «Почтовой» и въезжаем в дремучий лес. Но что это?

Станция «Лесная»

Звучит мелодия «Звуки леса».

Ведущая. Проводим разминку.

Мишка шел, шел, шел,

Земляничку нашел.

Сел, поел и дальше пошел.

Мишка шел, шел, шел

И грибок нашел.

Сел, поел и дальше пошел.

Мишка шел, шел, шел,

Мишка мишку нашел.

Стали прыгать да плясать,

Громко лапами топтать.

На полянке сидит ежик.

Ведущая. Здравствуй, ежик! Почему ты такой печальный?

Ежик. Под ольхой в тени ветвей

Я созвал своих друзей.

Усадил их всех на кочку,

Дал росы им по глоточку.

Но внезапно за бугром

Громкий-громкий грянул гром.

Гости все свалились с кочки,

Разлетелись на кусочки.

Вам не сложно угадать?

Помогите их собрать!

МЕД ДЯ СУК

БАР ЛИ ВЕДЬ ЯЦ

ТЕЛ ЗА СА (Задание для 1кл.)

Ведущая. Ребята, составьте предложения с этими словами так, чтобы в конце стояли разные знаки препинания.

– А какие знаки препинания вам знакомы? (Ответы учащихся.)

– Расставьте знаки препинания в предложениях:

Медведь ловил рыбу_____

Догонит лиса зайца _____

Дятел, дятел, прилетай,

Червяков моих съедай____ (Задание для 3кл.)

Ведущая. Ну что же, ежик, нам пора, а тебя ждут твои друзья.

Звучит песенка паровозика.

Ведущая. Как много можно увидеть и услышать вокруг.

А вот и новая станция «Антонимово»!

Станция «Антонимово»

Ученик. Я житель здешних мест. Здравствуйте, друзья!

У нас что ни слово – АНТОНИМЫ.

А что это за слова?

Ответы учащихся.

– Точно, тогда вам не трудно будет отыскать их в моем стихотворении.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело. (Задание для 1 и 3 кл.)

Только КОНЬ сказал,

Что низко.

А МЫШОНОК – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А УЛИТКА – далеко.

А ТЕЛЕНОК – озабочен

Тем, что яблоко мало.

А ЦЫПЛЕНОК – тем,

Что очень велико и тяжело.

А КОТЕНКУ все равно:

Кислое – зачем оно?

– Что Вы! – шепчет ЧЕРВЯЧОК –

Сладкий у него бочок.

Г. Сапгир

Ведущая. Молодцы, ребята! Вы все слова услышали и назвали. Значит, Вы были очень внимательными. Ну, до свидания, местные жители! А наш путь продолжается.

Звучит песенка.

Станция «Двойники»

Дежурный. Рад приветствовать вас, дорогие гости, на нашей станции! А знаете, почему она так называется?

Есть на свете много слов,

Разные, преразные.

Ну а есть слова такие –

Просто одинаковые.

Близнецы, не близнецы –

Буквы в них такие же,

Только разные они –

Это сразу видно же!

На медведя вы, сосна,

Шишку бросили со сна,

А на нас, а на нас

Уронили ананас!

Что за странные слова?

Разберешься в них едва.

Ведущая. Да, ребята, есть слова, которые пишутся одинаково, но обозначают разные понятия. Эти слова мы знаем. Как они называются? (Многозначные.)

Учащиеся приводят примеры.

Дежурный. Вы совершенно правы! Но если слова произносят нечетко, то может получиться так, как у наших мальчиков.

Сценка «Несуразные вещи».

– Здравствуй!

– Привет!

– Что это ты несешь?

– Несу разные вещи.

– Несуразные? Почему они несуразные-то?

– Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел…

– Что не сумел?

– Отстань.

– Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?

– Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет…

– Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?

– Какая жена? Это у Мишки-то жена?! Ну ты шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.

– Вот оно что…

– А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

– Тамарка?

– Ага.

– И – ничего, симпатичная?

– Красивая! Зеленая такая…

– То есть как? У нее, что, волосы зеленые?

– У кого волосы зеленые?

– Да у Тамарки-то.

– Что-о?

– Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка…».

– Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.

– Ага, все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.

– Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там нарисована арка! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

– Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи!

– А ну тебя…

– Да! Стой! Стой!

– Ну что еще?

– Привет передай.

– Кому?

– Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!

А. Шибаев

Появляется Королева Грамматика.

Грамматика. Здравствуйте, дорогие ребята! Я за вами наблюдала во время вашего путешествия в свое волшебное зеркало. Какие же Вы умелые, сообразительные! Вы все выполняли правильно! Невозможно объехать всю мою страну. Но то, что вы уже знаете, – меня очень радует!

Ведущая. Спасибо, дорогая Грамматика, за знания наших ребят! Не покидай их в трудную минуту, будь всегда рядом, чтобы они выросли умными и грамотными!

Ученик. Спасибо, Грамматика,

Наука прекрасная!

За буквы, слова, предложения ясные.

Где трудное место в словах –

Ты же рядом

И с правилом четко подскажешь, как надо

Писать, говорить, размышлять

И трудиться –

Нам в жизни, Грамматика, все пригодится!

Грамматика. Спасибо, вам, ребята, за теплые слова! Я не прощаюсь, а говорю вам «до свидания»!

Ведущая. А наше путешествие завершено. Надеемся, ребята, Вы ничего не забудете из сегодняшней встречи. Удачи Вам во всем!

Звучит веселая песенка, дети поют.

Станция «Стихотворная»

Ведущий. Ребята, на станциях нас встречают дежурные.

Дежурный. Здравствуйте, ребята, вы прибыли на станцию «Стихотворная». Посмотрим, как вы умеете читать стихи. Ну-ка, второклассники, что вы нам приготовили?

Чтение стихотворения.

Об отметках

Пришёл я из школы,

От папы – вопрос:

– Ну, сколько отметок

Сегодня принёс?

– Одну, – отвечаю, –

Одну по письму,

А что за отметка –

И сам не пойму.

Похоже, четыре,

А может, и пять

(Марь Ванна забыла

Об этом сказать).

Ты, папа, не веришь?

Да вот, посмотри:

Поставила тройку

И пишет: «Не три!»

П. Голосов

– Четвероклассники, в чём состоит юмор этого стихотворения? (Используются слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию – слова-омонимы.)

– А теперь послушаем вас.

– Чем необычно это стихотворение?

НЕМНОЖКО НЕОБЫЧНОЕ НЕСТИХОТВОРЕНИЕ

Тим Собакин

Ж

ЖЖЖ

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

ЖЖЖЖЖ

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

БАЦ!

ЖЖЖЖЖ

Ж…Ж…

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

БАЦ! БАЦ!

ЖЖЖЖЖЖЖ

БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!

ЖЖЖЖЖЖЖ

ТОП.

ЖЖЖЖ

ТОП-ТОП.

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

ТОП-ТОП-ТОП.

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

ШЛЁП!!!

ШМЯК.

И стало тихо.

О б о б щ е н и е: русский язык очень богат; с помощью слов можно передать всё: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

К. Паустовский

Звучит песенка, дети поют припев.

Станция «Алфавит»

– Здравствуйте, путешественники! Вы прибыли на станцию, где живут буквы-озорницы. Они любят играть в прятки. Разрешите им поиграть с вами.

И г р а «Поиграем в шифровальщиков».

Вам предлагается зашифрованное письмо. Разгадать его тайну смогут лишь те, кто хорошо знаком с буквами русского алфавита.

– А известны ли вам секреты тайного письма? (Секрет замены букв.)

– Найдите ключ к шифру и расшифруйте эту фразу.

ШЫР-ПИР Ю ПЯПЮЖГЫ ЗЭЛЭМЪГЫЙ ГЕСРЫГ, ФЕД ГЯГ, ФЕД ГЯГ, ЗЭЛЭМЪГЫЙ ГЕСРЫГ.

(О т в е т: «Жил-был у бабушки серенький козлик». Замена: звонкие согласные заменены глухими, а глухие – звонкими; буква р заменяется на л, м – на н, и наоборот; буква й остаётся неизменной; гласные а, о, у заменяются на я, ю, е и наоборот.)

О б о б щ е н и е:на уроках русского языка продолжим открывать для себя тайны букв русского алфавита.

Звучит песенка, дети поют припев.

Станция «Знаки препинания»

Дежурный. Здравствуйте, знатоки русского языка! Как вы думаете, почему наша станция так называется? Познакомьтесь с жителями нашей станции.

Дети читают стихотворение и предлагают поучаствовать в конкурсе.

Знаки препинания

Внимание! Внимание!

Мы знаки препинания:

Тире,

Знак восклицания,

Кавычки,

Двоеточие,

И прочее,

И прочее…

Мы предлагаем устроить конкурс на лучшее предложение: восклицательное, вопросительное, побудительное. В конкурсе участвуют и второклассники, и четвероклассники.

О б о б щ е н и е: на уроках русского языка будем упражняться в составлении красивых, ёмких, интересных предложений.

Звучит песенка, дети поют припев.

Станция «Культурная»

Дежурный. Здравствуйте, гости дорогие! Я слышал, что вы отправились в далёкий путь и по дороге демонстрируете свои знания по русскому языку? А скажите-ка мне: «Русский язык нуждается в защите?»

Разыгрывание сценок.

2 к л а с с.

ПОГОВОРИЛИ

Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним!

– Как живёшь? – спрашиваю.

– Нормально, – отвечает.

– А с учёбой как?

– Нормально.

– Ты, говорят, болел… Теперь всё в порядке?

– Нормально.

– Хорошо, значит?

– Ну я же говорю – нормально.

– Странно ты говоришь…

– Почему? Нормально.

– Ты считаешь – нормально?

– Нормально.

«Да-а, – грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!»

А. Шибаев

 

ЧАС ВЕЖЛИВОСТИ.

Школа. Возле входа в класс стоят трое ребят.

Денис (самый активный, расставляет ребят). Ты, Мишка, будешь стоять здесь! Справа. А ты, Васька, будешь стоять слева. Ты, Мишка, будешь говорить: «Здравствуйте!» Улыбаешься и кланяешься. Ну-ка попробуй!

Мишка (грубо). Здрасьте!

Денис. Ну кто так здоровается! Надо вежливо и ласково: «Здравствуйте!» (Показывает.) Ты, Василий, говоришь: «Добро пожаловать!» (Протягивает руки к дверям, приглашает войти.)

Василий (бурчит под нос). Добро пожаловать!

Денис (возмущенно). Ну, кто так говорит, ты как будто тигров в клетку приглашаешь! Попробуй нежно и вежливо. (Василий старается.) Ну, ничего, сойдет. А что же мне сказать? Самые лучшие слова вам раздал.

Мишка. А ты скажи: «До свидания!»

Денис (сердится). Ну и как ты себе это представляешь? Один говорит: «Здравствуйте!», другой – «Добро пожаловать!», а я – «До свидания». Нет, так дело не пойдет.

Василий. Ну тогда скажи, как маленьким говорят: «У-тю-тю-тю! Кто к нам пришел!»

Денис (передразнивает его). У-тю-тю-тю! Я тебе сейчас как «у-тю-тю»! (Повторяет несколько раз.) У-тю-тю-тю! (Показывает пальчиками.) А вообще ничего, сойдет. Давайте прорепетируем.

Мишка. Здравствуйте! (Кланяется и улыбается.)

Василий. Добро пожаловать! (Протягивает руки к дверям, приглашая войти.)

Денис. У-тю-тю-тю! Кто к нам пришел?

По коридору идут девочки, Денис их видит, командует.

Все по местам!

Девочки подходят к классу. Мальчишки сердито смотрят на них, закрывая вход в класс. Затем, как будто вспоминают что-то, улыбаются.

Мишка. 3дравствуйте!

Василий. Добро пожаловать!

Денис. У-тю-тю-тю! Кто к нам пришел!

Девочки (испуганно озираются по сторонам и спрашивают недоуменно). Мальчики, вы, что, заболели? Что случилось? (Хором.)

Ребята еще больше стараются.

Мишка. 3дравствуйте!

Василий. Добро пожаловать!

Денис. У-тю-тю-тю! Кто к нам пришел!

Тут вбегает Петька. Он удивленно наблюдает за происходящим, опомнившись, кричит.

Петька. Ребята, что вы тут делаете? Там наши проигрывают 4-Б в футбол!

Денис. Не мешай, Петька, уйди!

Петька. Ребята, так ведь проигрываем... в футбол... (чуть не плача).

Мишка. Сказано – отвяжись, не видишь, час вежливости у нас!

Петька. А до которого часа у вас этот час?

Ребята (дружно). До четырех!

Петька (обрадованно). Так уже полпятого!

Ребята (дружно). Что, правда? (Как бы опомнившись, бросаются бежать, расталкивают девочек. Девочки падают.)

Денис. Даешь футбол!

Мишка. Кончай вежливость!

Василий и Петька (кричат). Ура!

Девочки (помогают друг другу подняться). А мы-то думали, они исправились!

Учитель. Каждый делает вывод сам. Но давайте постараемся сделать так, чтобы вежливыми быть не на час, не на день, а всегда!

О б о б щ е н и е: каждый из нас должен помнить о культуре речи и о правилах этикета.

Звучит песенка, дети поют припев.

Станция «Словарная»

Дежурный. «Усердней каждый день смотрю в словарь». (С. Маршак.)

– А вы, знатоки, любите заглядывать в словарь? А какие бывают словари?

– Словари помогают вам учиться?

Второклассник. Мне очень интересно узнавать значения слов, выражений. Вот хочу спросить у четвероклассников:

– Сегодня в автобусе пассажир сказал одному дяде: «Гражданин, возьмите себя в руки». А как он мог это сделать?

2-й второклассник. А я слышал, как доктор говорил одной тёте: «Больная, держите себя в руках!» Как это можно сделать?

Четвероклассники объясняют.

3-й второклассник. Я тоже хочу задать вопрос.

Я знаю, что слова базар и рынок – синонимы. Значит, выражения «птичий базар» и «птичий рынок» означают одно и то же?

Четвероклассники объясняют.

Четвероклассники. Мы тоже приготовили для вас вопросы. Скажите: что означают следующие фразеологизмы?

Клевать носом – … (дремать).

Заячья душа – … (трусливый человек).

И стар и млад – … (все).

Попасть пальцем в небо – … (случайно угадать).

Ведущий. Вас ждут ещё испытания. Один древний мудрец говорил: «Так же, как из года в год меняют леса свои листья – старые опадают, – так и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся новые и крепнут, как дети, на смену другие». (Гораций.)

Слова, как и люди, бывают старые и молодые. Наш язык постоянно пополняется новыми словами – неологизмами (I). А некоторые слова устаревают и уходят из нашей речи. Устаревшие слова называют архаизмами (II). А бывает и так, что устаревшие слова обретают второе рождение (III).

Попробуем распределить данные слова на группы.

Продлёнка, гимназист, этажерка, водолазка, воевода, сударь, шейпинг, плейер, октябрята, губернатор, миксер.

I – Продлёнка, водолазка, шейпинг, плейер, миксер.

II – Гимназист, этажерка, воевода, сударь, октябрята, губернатор.

III – Гимназист, губернатор.

Определите, в каком случае слово употреблено в прямом, а в каком – в переносном значении.

Золотое кольцо Золотые руки Золотой человек Золотое сердце Глухой человек Глухой лес Глухая стена Медвежья берлога Медвежья услуга Медвежья лапа

О б о б щ е н и е: будем чаще заглядывать в словари.

Звучит песенка, дети поют припев.

Станция «Орфографическая»

Дежурный. Здравствуйте, рад приветствовать вас на нашей станции. А знаете ли вы, что означает название нашей станции? («Орфо» – правильно, «графо» – пишу.)

Станция «Конечная»

Появляется королева Грамматика.

Грамматика. Здравствуйте, дорогие ребята! Я за вами наблюдала во время вашего путешествия в своё волшебное зеркало и с нетерпением ждала встречи с вами. Какие же Вы умелые, сообразительные! Вы все выполняли правильно! Невозможно объехать всю мою страну. Но то, что вы уже знаете, меня очень радует! Я поняла, что вы любите свой язык и с удовольствием его изучаете.

Ведущая. Спасибо, дорогая Грамматика, за знания наших ребят! Не покидай их в трудную минуту, будь всегда рядом, чтобы они выросли умными и грамотными!

Ученик. Спасибо, Грамматика,

Наука прекрасная!

За буквы, слова, предложения ясные.

Где трудное место в словах –

Ты же рядом

И правило четко подскажешь, как надо

Писать, говорить, размышлять

И трудиться, –

Нам в жизни, Грамматика, все пригодится!

Грамматика. Спасибо вам, ребята, за теплые слова! Я не прощаюсь, а говорю вам «до свидания»! Народная мудрость гласит: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». А русский язык следует изучать всю жизнь. И каждый раз вы будете делать удивительные открытия! Путешествие в Страну Грамматику продолжается! До встречи на уроках русского языка!

Ведущая. Успехов вам! Удачи во всем!

Звучит веселая песенка или дети поют сами.

Приветствие жюри.

Пусть глаз ваш будет остр, как эта игла,

А совесть чиста, как эта вода.

Конкурс «Ответь на “5”».

От каждой команды выступает по 3 человека.

Прочти правильно, что здесь написано:

Портфель, случай, красивее, средство, баловать, арест, петля.

Алфавит, статуя, звонит, столяр, повторим, каталог, начать.

Километр, магазин, километр, библиотека, шофёр, партер, начал.

Вставь пропущенные буквы там, где это нужно:

1-я к о м а н д а. Чудес..ный, мес..ность, гла..кий, но..ки, по..писать, об..явление, тр..пинка, к..ртофель.

2-я к о м а н д а. Прекрас..ный, трос..ник, сколь..кий, ло..ки, о..дать, под..езд, сн..жинка, м..рковь.

3-я к о м а н д а. Опас..ный, прелес..ный, ре..кий, сторо..ка, о..крыть, с..ехал, прин..сут, ж..нглёр.

– Сосчитай, сколько звуков и букв в словах:

1-я к о м а н д а. Юла. Коньки. Солнце.

2-я к о м а н д а. Сердце. Деньги. Ёж.

3-я к о м а н д а. Лестница. Васильки. Яблоки.

Анаграммы.

Карточки с заданиями раздать каждому участнику. Необходимо из букв одного слова составить новое слово: за каждый правильный ответ 1 балл.

Кулак (кукла); коршун (шнурок); право (повар).

Каприз (приказ); клоун (кулон, колун); сорт (рост, трос).

Камыш (мышка); кант (танк); просо (опрос).

Конкурс капитанов.

Капитаны должны проявить смекалку и ответить на следующие вопросы:

1. Может ли в слове быть сто одинаковых букв? (Сто – л, сто – г, сто – к.)

2. Что стоит посредине Волги? (Буква Л.)

3. Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком.)

4. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завра, послезавтра.)

5. Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным.)

6. Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Строчку, прошитую на швейной машинке.)

7. Какие буквы никогда не бывают в начале слова? (Буквы ъ, ь, ы.)

8. Придумать по одному вопросу противнику.

Конкурс болельщиков.

По названным частям составьте слово:

• Его корень в слове ЛЕСНОЙ, приставка в слове ПЕРЕЛЁТ, суффикс в слове ГРИБОК, окончание в слове ВОЛК. (Перелесок.)

• Его корень в слове ДОРОЖЕНЬКА, приставка в слове ПОПРЫГАТЬ, суффикс в слове ЛЕСНИК, окончание в слове ЗАЯЦ. (Подорожник.)

• Его корень в слове ЦЕНА, приставка в слове охватил, суффикс в слове ГОРКА, окончание в слове ВОДА. (Оценка.)

Хитрые вопросы (пока жюри подводит итог).

1. Как из маленького хвостика сделать большой? (Убрать «ик», получится «хвост».)

Можно ли превратить рыбу в человека? (Добавить «ак» – «рыбак».)

2. На каком языке написаны эти слова?

Попробуйте их прочитать:

С О Л

М В Е

Е С П

К Я О

А К М

Л О О

К М Ж

А Д Е

В Е Т

(Смекалка во всяком деле поможет.)

Жюри награждает победителей, благодарит за участие в конкурсах.

В заключение дети записывают поговорки и стихи на доске:

Сказанное слово – ветер, а записанное – век. (Поговорка.)

Доброму слову – добрый ответ.

Доброе слово сказать – посошок в руки дать.

Родной язык

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный.

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нём есть и усмешка,

И меткость и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

 

План проведения предметной недели.

  Тема мероприятия. Классы
1 ДЕНЬ v Открытие предметной недели русского языка и литературного чтения. v Знакомство с планом проведения мероприятий в рамках предметной недели. v Конкурс «Король письма». v Занятие по речевому этикету: «Чистый ручеёк нашей речи». 1-4 классы     1 – 4 классы
2 ДЕНЬ v Путешествие в страну Грамматику. v Конкурс чтецов. v Игра «Чудеса во множественном числе». 1 – 2 классы 1-4 классы 3 – 4 классы
3 ДЕНЬ v Викторина по русскому языку. v Конкурс иллюстраций к произведения Л.Н.Толстого. v Литературная игра «Что? Где? Когда?» (По страницам книг Э.Успенского) 2-3 классы   1 классы   4 классы
4 ДЕНЬ v Олимпиада по русскому языку. v Игра «Орфографический этюд». v Русские пословицы. Лото. «Поговорки – цветочки, пословицы – ягодки». v Игра «Падежи на виражах». 3-4 классы 2-3 классы 1 -2 классы   3 -4 классы
5 ДЕНЬ v Конкурс инсценированной басни. v Викторина. «Ах, слова, слова, слова…» - омонимы, фразеологизмы, ребусы, загадки. v Игра. «Словарные слова или каждому слову - своё место». v Подведение итогов предметной недели. Награждение активных участников. 1 – 4 классы 1 – 2 классы 3 – 4 классы     1 – 4 классы

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ВИКТОРИНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Сколько букв в алфавите? (33.)

2. Сколько гласных букв? (10.)

3. Сколько парных согласных? (12.)

4. Как делятся слова? (На слоги.)

5. Сколько в слове слогов? (Сколько гласных, столько и слогов.)

6. Дом, сад, май. Какие это слова? (Односложные.)

7. Назовите двусложные слова. (Книга, мама.)

8. Назовите трехсложные слова. (Машина, азбука.)

9. К словам подберите антонимы:

холодно – жарко

темно – светло

низко – высоко

грустно – весело

10. Назовите многозначные слова. (Коса, ключ, лисички.)

11. Подберите синонимы к словам:

ласковый – добрый

храбрый – смелый

умный – сообразительный

быстрый – скорый, шустрый

12. Составьте предложение из 4 слов.

(Мама пошла на работу.)

13. Назовите слова-предметы. (Школа, ученики.)

14. Назовите слова-признаки. (Хороший, большой.)

15. Назовите слова-действия. (Учит, играет.)

16. Какие знаки препинания стоят в конце предложения? (Точка, восклицательный и вопросительный знаки.)

17. Назовите опасные места в словах: вода, молоко, ловил, друг, гриб.

18. Как проверить в конце слова и в середине парный согласный? (После согласного поставить гласный.)

19. Как пишутся имена? (C большой буквы.)

20. Как пишется начало предложения? (C большой буквы.)

21. Как пишутся в словах сочетания жи, ши? (C буквой и.)

22. Как называются маленькие слова в словосочетаниях: на столе, в классе, у друга, под партой. (Предлог.)

23. Как пишется предлог? (Отдельно.)

24. Назовите вежливые слова.

25. Как называется общая часть родственных слов? (Корень.)

26. С помощью какой части слова образуются новые слова? (Суффикс.)

27. Что меняется в конце слова? (Окончание.)

 

Школьная олимпиада по русскому языку в 3 классах

1. Выпиши слова, в которых только твердые согласные.

Водит, пашешь, верит, смех, мел, матч, можешь.

2. Перепиши и подчеркни в пословицах слова с противоположным значением. Укажи, к какой части речи они относятся.

Любишь брать – люби отдавать.

Неверный друг – опасный враг.

3. Прочитай предложения, найди ошибки. Запиши предложения правильно.

Повар посолил суп солью.

У Юры жил молодой котенок.

4. Спиши предложение без ошибок.

Назимле лижыт лества и сухие тровинки.

5. Выпиши из каждой группы «лишнее» слово.

Лес, леска, лесники, лесной.

Горение, гора, горелка, загорелый.

6. Подбери несколько прилагательных к словам.

Глаза – …

Улыбка – …

Душа – …

7. Составь 3 слова. Запиши их.

Грит. Сали. Хутеп.

8. Составь и запиши рассказ по его началу.

Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды… (3–5 предложений).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.232 (0.013 с.)