Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Условно – рефлекторная деятельностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Научение – это выработка в онтогенезе приспособительных форм поведения.На более поздних этапах онтогенеза по мере созревания организма поведение все в большей мере приобретает активный характер. Значительно расширяется спектр внешних факторов, приобретающих то или иное сигнальное значение в зависимости от ассоциации их с целостной биологической реакцией организма (ассоциативное или факультативное обучение). Форма ассоциативного обучения характеризуется совпадением во времени (ассоциации) какого – либо воспринимаемого индифферентного раздражителя – внешнего или внутреннего – с деятельностью самого живого организма. Биологический смысл такой ассоциации (условного рефлекса) в его сигнальности, т. е. в приобретении этим раздражителем роли предупреждающего фактора, сигнализирующего наступление предстоящих событий и подготавливающего организм к взаимодействию с ними. Различают классические и инструментальные условные рефлексы. Инструментальное научение отличается от классического условного рефлекса тем, что последовательность событий здесь задается не жестко экспериментатором, а непосредственно зависит от поведения животного. При выработке условных рефлексов необходимо соблюдать определенные условия. Основными из них являются: 1. Животное должно быть здорово. 2. Необходимо деятельное состояние головного мозга, т.е. бодрствующее состояние организма. 3. Наличие мотивации для выполнения требуемых действий под влиянием каких – либо побуждений. 4. Нервные центры коры головного мозга в момент выработки условного рефлекса должны быть свободными от других видов нервной деятельности. 5. Посторонние раздражители, вызывающие ориентировочную реакцию и отвлечение, должны отсутствовать, т. к. они тормозят образование нужного условного рефлекса. 6. Наличие двух раздражителей: индифферентного (безразличного), который в будущем станет условным и безусловного, вызывающего ответное действие животного. 7. Сигнальный раздражитель должен предшествовать действию безусловного раздражителя. 8. Сочетание условного и безусловного раздражителей должно совпадать во времени в пределах 0,5 – 2 секунды. 9. Физиологическая сила безусловного раздражителя должна быть больше физиологической силы условного сигнала. Под физиологической силой понимают биологическое значение данного сигнала.
10. Многократное повторение сочеитаний условного и безусловного раздражителей. Механизм образования условного рефлекса Под механизмом образования условного рефлекса И.П.Павлов понимал физиологический процесс установления и замыкания нервной связи в коре головного мозга между двумя возбужденными очагами – нервными центрами условного и безусловного раздражителей. Действие индифферентного раздражителя вызывает ориентировочный рефлекс («что такое?»), который: - тормозит общую двигательную активность; - отменяет действующие рефлексы; - обеспечивает лучшее восприятие сигнального раздражителя; - вызывает возбуждение соответствующего нервного центра (слухового, зрительного и т.д.). По закону инертности и последействия в коре головного мозга остается в памяти очаг слабого возбуждения и следы соответствующих ощущений. Действие безусловного раздражителя вызывает врожденную ответную реакцию с участием готовой рефлекторной дуги. В корковом представительстве данного безусловного рефлекса возникает очаг возбуждения, более сильный, стойкий и доминирующий над другими очагами. Наличие двух очагов возбуждения в коре головного мозга закономерно вызывает движение процесса возбуждения от более слабого, вызванного условным раздражителем, к более сильному, вызванному безусловным раздражителем. Доминирующий очаг притягивает к себе возбуждение из более слабых очагов, тем самым облегчает путь прохождения более слабым импульсам возбуждения. При многократном повторении сочетаний условного и безусловного раздражителей происходит замыкание связи между этими очагами возбуждения. Образуется временная связь. При этом повышается возбудимость, лабильность и трансформация нервных центров в обоих очагах возбуждения. После этого возбуждения из центра условного сигнала может свободно переходить в корковый центр безусловного рефлекса и вызывать этот рефлекса и вызывать этот рефлекс без применения безусловного раздражителя. Дальнейшее закрепление и упрочение образовавшейся временной связи происходит по следующему механизму. При этом в центральной нервной системе происходят не только функциональные, но и морфологические перестройки:
- в синапсах промежуточных нейронов повышается возбудимость и проводимость; - под влиянием повторных раздражений в нервных клетках происходит утолщение нервных отростков и их синаптических окончаний; - в синапсах увеличивается количество медиаторов; - уменьшается промежуток в синаптической щели. Таким образом, синапсы превращаются в легкопроходимые, и все это создает условия для быстрой передачи и прохождения возбуждения между нервными центрами, что приводит к образованию рефлекторной дуги. Условный рефлекс образуется не сразу, а постепенно, по стадиям. Для его образования требуется определенное количество сочетаний. Различают следующие стадии образования условного рефлекса: Ориентировочная реакция На этой стадии отмечается повышение электрической активности головного мозга. Особенно выражен этот процесс в проекционных зонах коры двух сочетаемых раздражителей. Ориентировочная реакция предельно обостряется при наличии доминанты, которая повышает реактивность нервной системы на раздражители различной модальности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.46.108 (0.009 с.) |