Задачи нашего исследования сформулированы, согласно гипотезе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи нашего исследования сформулированы, согласно гипотезе.



ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

 

 

на тему

 

«СМИ и КУЛЬТУРА РЕЧИ»

 

по дисциплине

«Русский язык»

 

Обучающийся: Соваренко Вадим Николаевич

(фамилия, имя, отчество)

Группа ТПХ - 915

 

Руководитель проекта Жукова Татьяна Олеговна

(фамилия, имя, отчество)

 

«1» января 2020 г.

                                               (дата сдачи проекта)

 

г.Брянск, 2020 г.


Оглавление

Введение. 4

1. Влияние средств массовой информации на речевую культуру. 7

1.1 Как влияют на речевую культуру средства массовой информации? Почему речь работников СМИ в наше время не может служить образцом литературного языка? 7

1.2 Средства массовой информации и культура речи. Роль и значение культуры речи в средствах массовой информации. 9

1.3 Виды речевых ошибок в СМИ. Влияние их на речь подростков. 11

1.4 Примеры речевых ошибок. 12

2. Практическая значимость проекта. 18

2.1. Речевые ошибки телеведущих ток-шоу. Анализ их речи с точки зрения их соответствия нормам литературного языка. 18

2.2. Анализ речевых ошибок политиков и ошибки в современной рекламе. 19

Заключение. 20

Используемая литература. 21


                                Введение

Актуальность исследования

Язык является не только основным средством общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, но и неотъемлемой частью культуры.

Испокон веков обращалось большое внимание на речь окружающих людей, выступающих. Недаром существует утверждение: «Речь говорящего – зеркало его души». Народные пословицы гласят: «Хорошую речь хорошо и слушать», «От учтивых слов язык не отсохнет». Известный академик, писатель и переводчик, Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил: «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Мы живём в век развития техники, информационных технологий. Трудно представить себе жизнь без телевизора, компьютера. Огромное влияние на массовое сознание, речевую культуру людей оказывают средства массовой информации. Сумели ли они сохранить национальное достояние, переданное нам нашими предшественниками, - русский язык? Опыт работы в данном проекте способствует воспитанию чувства гражданственности и патриотизма, интереса и любви к русскому языку. Мы получаем возможность опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения. В этом заключается актуальность нашей работы. Прежде, чем перейти к рассмотрению проблемы нашего исследования, следует сформулировать ряд проблемных вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе работы:

- Каксохранить русский язык – национальное достояние, переданное нам нашими предшественниками?

- Каковы причины возникновения речевых ошибок разного типа в СМИ?

- Как современная поп-культура влияет на речь подростков?

- Как снизить негативное влияние СМИ на речевую культуру людей?

- Является ли реклама «двигателем прогресса» в развитии речевой культуры?

- Какие теле- и радиопередачи чаще всего смотрят и слушают школьники?

- Какие типы речевых ошибок встречаются в речи радио- и телеведущих?

- Какие ошибки допускают политики в своих выступлениях?

Исходя из вышесказанного, формулируем противоречие.

Противоречие

Позволять СМИ воздействовать на публику, не анализируя речевые ошибки и недочеты в эфире или же принять тот факт, что речь работников СМИ в наше время не может служить образцом литературного языка и требует глубинного анализа и коррекции с нашей стороны

Проблема

Как влияют на речевую культуру средства массовой информации? Почему речь работников СМИ в наше время не может служить образцом литературного языка?

Цель исследования

Учитывая актуальность данного вопроса, цель данной работы состоит в том, чтобы на основании изучения специальной литературы, собственных исследований в данной области выяснить, как влияют на речевую культуру средства массовой информации? Почему речь работников СМИ в наше время не может служить образцом литературного языка?

Объект исследования

Исследование речевых ошибок телеведущих и ток-шоу, ошибок в эфире и политиков

Предмет исследования

Исследование речевой культуры средств массовой информации

Гипотеза

Если:

- изучитьвиды речевых ошибок на телевидении,проанализировать речь телеведущих и ток-шоу;

- проанализировать случайные и неслучайные рекламные ошибки, которые намеренно внедряют с целью привлечения внимания покупателя к товару;

- проанализировать речь политиков на телевидении,

то мы, вероятно, сможем ответить на главный вопрос нашего исследования: как влияют на речевую культуру средства массовой информации? Почему речь работников СМИ в наше время не может служить образцом литературного языка?

Этапы исследования

- теоретический

- экспериментально – практический

- аналитический

Теоретическая значимость

Заключается в исследовании необходимой литературы по теме, опыта специалистов-филологов, способных помочь в решении проблемы по теме нашего исследования.

Практическая значимость

Заключается в опытно – экспериментальной части нашего исследования: проведение наблюдений, собственных умозаключений по теме нашего исследования.

База исследования

Средства массовой информации

 


Примеры речевых ошибок

Правильность речи – это соблюдение действующих норм русского литературного языка. Прежде всего говорящий должен владеть произношением и ударением, то есть знать орфоэпические правила. Изучая материалы исследования, мы пришли к выводу, что на первом месте по частотности ошибки в звукоупотреблении и ударении (речь дикторов телевидения, учащихся).

Цитата из СМИ: За ис [т,о]кший срок совершенно 12 краж…(Источник: НТВ, «Чрезвычайное происшествие»)

Результат воздействияна речь учащихся: За ис[т,о]кшую четверть мы освоили несколько новых правил (Правильный вариант: Ис[т,э]кший).

Цитата из СМИ: Ребенок передается под о[п,о]ку соответствующих органов…(Источник: «Россия», «Местное время»)

Результат воздействия на речь учащихся: Я мечтаю выйти из-под о[п,о]ки родителей. (Правильный вариант: О[п,э]ка)

Проанализировав вышеизложенный материал, мы пришли к выводу, что данная звукозамена производится вследствие абсолютной частотности ударной Ё перед ударной Е в русском языке. В связи с тем, что в русском языке действует тенденция к приспособляемости звукового облика заимствованных слов с «е» после твердого согласного, многие такие слова «обрусели» и произносятся теперь с мягким согласным перед «е». Другие сохраняют твердый согласный. Нами обнаружен ряд нарушений этой нормы:

Цитата из СМИ: Ге[н,]етика наука-непростая… (Источник: «Россия», «В поисках приключений»)

Результат воздействия на речь учащихся: Ге[н,]етический код человека. (Правильный вариант: Ге[н]етика, ге[н]етический).

Цитата из СМИ: Ст[р,]есс не должен стать нормой…(Источник: «Первый канал», «Здоровье»)

Результат воздействия на речь учащихся: Ст[р,]ессовые ситуации можно предотвратить. (Правильный вариант: Ст[р]есс, ст[р]ессовые).

В процессе исследования мы пришли к выводу, что абсолютный лидер по уровню частотности среди орфоэпических ошибок – ошибки в ударениях:

Цитата из СМИ: Есть плюсА и минусА… (Источник: НТВ, «Сегодня»)

Результат воздействия на речь учащихся: ПлюсАми его положения можно считать, то, что… (Правильный вариант: ПлЮсы, мИнусы).

Цитата из СМИ: ПрОтоколы заседания приложены к делу…(Источник: НТВ, «Дежурная часть»)

Результат воздействия на речь учащихся: ПрОтокол собрания отсутсвовал. (Правильный вариант: ПротокОл).

Цитата из СМИ: Русский алфАвит неоднократно преобразовывался…(Источник: НТВ, «Сегодня»)

Результат воздействия на речь учащихся: В алфАвите 33 буквы. (Правильный вариант: АлфавИт)

Цитата из СМИ: УкрАинская сторона согласилась…(Источник: НТВ, «Сегодня»)

Результат воздействия на речь учащихся: УкрАинская сечь существовала не один год. (Правильный вариант: УкраИнская)

Следующая категория ошибок связана с нарушение грамматических норм:

Морфологические требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи, синтаксические предписывают нормативное построение словосочетаний и предложений. Мы рассмотрели ряд сложных случаев:

А) Очень часты в СМИ и речи людей ошибки в образовании родительного падежа существительных и местоимений множественного числа.

Цитата из СМИ: Ирина Понаровская займется рекламой чулков…Источник: МК, «Заголовок».

Цитата из СМИ: Я извиняюсь перед ихними мамами…Источник: КП, «Игра в крысу».

Б) Нами установлено, что самое большое количество речевых погрешностей встречается при употреблении имени числительного. В приведенных далее примерах ошибки объясняются именно незнанием особенности склонения слов этой части речи (материал получен из телепрограмм): «Вчера еще здесь (в Североморске) было около четыреста камер» (правильно: «около четырехсот»). «Операции будут проводиться пятидесятью процента акций холдинга» (правильно: «с пятьюдесятью процентами»). «Более восемьсот тысяч пенсионеров могут жить теперь достойно» (правильно: «более восьмисот тысяч пенсионеров»).

Несклонение или неполное склонение сложных и составных числительных является нарушением литературной нормы. Нами замечено, что в спонтанной речи редко правильно склоняется числительное «полтора»: «В течение полтора суток город опустел» (правильно: «полутора суток»).

Мы обнаружили ошибки и в выборе падежной формы составного числительного, оканчивающегося на «два», «три», «четыре» в сочетании с одушевленным существительным. В таких конструкциях независимо от категории одушевленности винительный падеж сохраняет форму именительного, например: «Всего за этот месяц доставили тридцать два раненых» (а не «тридцать двух раненых»)

На наш взгляд не соответствует литературной норме и такое предложение: «Строительство комплекса должно быть завершено к двум тысячам третьему году» (правильно: «…к две тысячи третьему году», так как в составном порядковом числительном склоняется только последнее слово).

Встречаются ошибки и такого рода: «Правительство обещает выплатить пенсии к десятому сентябрю» (правильно: «…к десятому сентября»).

Нередки погрешности и при употреблении собирательных числительных. Их использование в сочетании с существительными, относящимися к официально-деловой лексике, в литературном языке не рекомендуется (тем более в информационных программах). Например: «Не случайно оказались в этом регионе сразу двое сенаторов» (правильно: «два сенатора»).

Не всегда верно употребляются СМИ и числительные «оба» (муж.р) и «обе» (жен.р), например: «Введение другой валюты (кроме рубля) пагубно для обоих стран» (правильно: «…для обеих стран»).

Самой распространенной синтаксической ошибкой является нарушение норм управления, например:

1.Взвесил о том… Взвесил все «за и против»

2.Закон предусматривает о том… Закон предусматривает, что…

3.Утверждает о том… Утверждает, что…

4.Понимает о том… Понимает, что нужно…

5.Показыая в нескольких словах о том…  Показывая, как это происходило…

Грамматические ошибки

Цитата из СМИ: Мое кофе уже остыло…Источник: НТВ, «Кулинарный поединок». Правильный вариант: Мой кофе.

Цитата из СМИ: Саша пьет утром свой какао…Источник: «Первый канал», «Пусть говорят». Правильный вариант: Свое какао.

К сожалению, о таких ошибках можно говорить очень много. Но особо хотелось бы остановиться на речевой избыточности, которой грешат в наше время многие ораторы. Типичными для телерадиоэфира являются погрешности следующего рода: «Пожар возник на очень высокой высоте», «Репортер проводил репортерское расследование», «Отличившиеся в этой операции награждены государственными наградами». Этот ряд можно продолжать долго. Явления такого порядка в лингвистике принято называть тавтологией. Речевая избыточность может принимать форму плеоназма-употребление в речи близких по смыслу слов. Только безразличием к значению слова можно объяснить общепринятое употребление таких сочетаний, как: Глубокая (бездонная) бездна, подскочит вверх, подняться наверх, вздернутый кверху нос, наружная внешность, сегодняшний день, главный и основной, житница зерна, ладонь руки, я лично, ежедневный обиход, в марте месяце, празднично приодеться, промахнуться мимо, пропал зря (даром, напрасно), соединить воедино, построить сооружение, широкая панорама, хороший достаток, денежные купюры и др.

Примеры плеонастических ошибок в СМИ:

Лариса Вербицкая, телеведущая: «Эта традиция ВНОВЬ стала ВОЗРОЖДАТЬСЯ» РТР, «Утро»

Екатерина Стриженова, ведущая концерта: «ВЫ ЗНАЕТЕ, я даже НЕ ЗНАЮ, как объявить следующего исполнителя». ОРТ, «Праздничный концерт»

Лиля Гильдеева, ведущая: «Основываясь на этом, невозможно предотвратить ВСЕМИРНУЮ ГЛОБАЛИЗАЦИЮ». НТВ, «Сегодня»

Алексей Пивоваров, ведущий: «Обнаружены и уничтожены НЕЗАКОННЫЕ БАНФОРМИРОВАНИЯ». НТВ, «Сегодня» (А бывают законные бандформирования?)

Мария Ситтель, ведущая: «В результате землетрясения город был почти ПОЛНОСТЬЮ СТЕРТ С ЛИЦА ЗЕМЛИ». ОРТ, «Время» (Стерт с лица земли –полностью уничтожен)

Нарушение чистоты речи

Чистота речи – отсутствие в ней лишних слов, слов-«сорняков», слов-«паразитов». Конечно, в языке этих слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете и т.д.

Несомненно, разговорные элементы, просторечные вкрапления (именно вкрапления) имеют право на жизнь в публицистике. Однако чувство меры в использовании средств разговорного стиля у журналистов нередко отсутствует:

Цитата из СМИ: Премьер-министр утвердил поправки к ПДД, разрешающие ментам забирать любую машину…Источник: КП, «Заголовок».

Цитата из СМИ: В Европе поражает умение горожан парковать свои бибики…

Источник: «Первый канал», «Непутевые заметки».

Цитата из СМИ: Очуметь! Источник: «Моя прекрасная няня», СТС.

Следует заметить, что разговорная тональность в информационно-аналитических программах нередко тяготеет к грубовато-просторечной, а то и вовсе подменяется ею.

Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.

Высокий уровень речевой культуры-неотъемлемая черта современного человека, следует не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений, однако добиться этого достаточно сложно в нынешней ситуации, когда СМИ, оказывающие значительное влияние на культуру речи общества, столь далеки от норм.

Речевые ошибки в рекламе

Сейчас реклама повсюду: в газетах, в журналах, на телевизионном экране, а также на домах, остановках, щитах, магазинах. Она распространяется очень быстро, и сейчас рекламодатели практически не уделяют внимание грамотному написанию или произношению текстов объявлений. Встречаются совершенно нелепые рекламные ошибки и недочеты. Они создаются специально рекламодателями с целью привлечения покупателей.

В рекламе лекарственного препарата. «Непросто «пшик», а Стопангин»,-неоправданное употребление междометия. В рекламе распродажи пальто была допущена логическая ошибка в написании слова «писец». В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова слово «писец» означает переписчик, писарь. В данной рекламе подразумевалось слово «песец» – полярная лисица с ценным мехом, из которого можно сделать прекрасное тёплое зимнее пальто.

Чтобы не быть голословными, приводим примеры видео с ошибками разного уровня в речи телеведущих и рекламе.

 


Заключение

Ошибки в средствах массовой информации не являются редким явлением. Они допускаются не только в малотиражных газетах, авторских каналах, где дефицит средств не позволяет привлечь к работе корректора, но и в крупных общероссийских изданиях, и на телевидении. Скорее всего, причиной этого также является экономия. СМИ в значительной степени определяют нормы языка и общения, и тем более высока их ответственность за то, чтобы эти нормы отвечали лучшим культурным традициям. Но остается только надеяться.

Подводя итоги проделанной работы, хотим отметить, что проблема сохранения культуры речи актуальна в наши дни, когда снижается внимание к родному языку, происходит засорение русского языка. Мы проанализировали теорию по данной проблеме. В теоретическую часть поместили виды речевых ошибок и возможные варианты для того, чтобы избежать этих ошибок. Это теоретическая значимость нашей работы. В практической части мы проанализировали речевые ошибки СМИ. При помощи газет, журналов, телевизионных передач мы сделали подборку речевых ошибок, которые встречаются в речи телеведущих, политиков, в рекламе. В качестве примера речевых ошибок на телевидении сделали подборку видео фрагментов. В этом заключается практическая значимость нашей работы.

Все исследования, проведённые нами в данной области, позволили подтвердить главное предположение гипотезы. Мы нашли ответы на вопросы: как влияют на речевую культуру средства массовой информации? Почему речь работников СМИ в наше время не может служить образцом литературного языка?

В перспективе исследования мы планируем продолжить работу по нахождению речевых ошибок в СМИ, т.к. для того, чтобы что-то исправить, нужно научиться это находить.

 


Используемая литература

1. Володина М. Н. Язык средств массовой информации. М.: Академический 

2. Вакуров В. Н., Кохтев Н. Н., Солганик Г. Я. Стилистика газетных жанров. – М., 1998.

3. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. – М., 2004.

4. Солнцев В.М., Михальченко В.Ю. Русский язык: проблема языкового пространства // Языки Российской Федерации и нового зарубежья: статус и функции. – М., 2000, С. 12.

5. СМИ: телевидение, газеты, журналы

6. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. – М., 2006.

7. ФЗ «О средствах массовой информации» от 06.06.1995 № 87-ФЗ

8. Назаров Б.Н. Массовая коммуникация и общество. М 2005 г.

9. Виноградов С.И., Платонова О.В. и др. Культура русской речи. – М.: 2005.

10. Гаузенблас К. Культура языковой коммуникации. – М.: 2006.

11. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. – М., 2005.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

 

 

на тему

 

«СМИ и КУЛЬТУРА РЕЧИ»

 

по дисциплине

«Русский язык»

 

Обучающийся: Соваренко Вадим Николаевич

(фамилия, имя, отчество)

Группа ТПХ - 915

 

Руководитель проекта Жукова Татьяна Олеговна

(фамилия, имя, отчество)

 

«1» января 2020 г.

                                               (дата сдачи проекта)

 

г.Брянск, 2020 г.


Оглавление

Введение. 4

1. Влияние средств массовой информации на речевую культуру. 7

1.1 Как влияют на речевую культуру средства массовой информации? Почему речь работников СМИ в наше время не может служить образцом литературного языка? 7

1.2 Средства массовой информации и культура речи. Роль и значение культуры речи в средствах массовой информации. 9

1.3 Виды речевых ошибок в СМИ. Влияние их на речь подростков. 11

1.4 Примеры речевых ошибок. 12

2. Практическая значимость проекта. 18

2.1. Речевые ошибки телеведущих ток-шоу. Анализ их речи с точки зрения их соответствия нормам литературного языка. 18

2.2. Анализ речевых ошибок политиков и ошибки в современной рекламе. 19

Заключение. 20

Используемая литература. 21


                                Введение

Актуальность исследования

Язык является не только основным средством общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, но и неотъемлемой частью культуры.

Испокон веков обращалось большое внимание на речь окружающих людей, выступающих. Недаром существует утверждение: «Речь говорящего – зеркало его души». Народные пословицы гласят: «Хорошую речь хорошо и слушать», «От учтивых слов язык не отсохнет». Известный академик, писатель и переводчик, Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил: «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Мы живём в век развития техники, информационных технологий. Трудно представить себе жизнь без телевизора, компьютера. Огромное влияние на массовое сознание, речевую культуру людей оказывают средства массовой информации. Сумели ли они сохранить национальное достояние, переданное нам нашими предшественниками, - русский язык? Опыт работы в данном проекте способствует воспитанию чувства гражданственности и патриотизма, интереса и любви к русскому языку. Мы получаем возможность опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения. В этом заключается актуальность нашей работы. Прежде, чем перейти к рассмотрению проблемы нашего исследования, следует сформулировать ряд проблемных вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе работы:

- Каксохранить русский язык – национальное достояние, переданное нам нашими предшественниками?

- Каковы причины возникновения речевых ошибок разного типа в СМИ?

- Как современная поп-культура влияет на речь подростков?

- Как снизить негативное влияние СМИ на речевую культуру людей?

- Является ли реклама «двигателем прогресса» в развитии речевой культуры?

- Какие теле- и радиопередачи чаще всего смотрят и слушают школьники?

- Какие типы речевых ошибок встречаются в речи радио- и телеведущих?

- Какие ошибки допускают политики в своих выступлениях?

Исходя из вышесказанного, формулируем противоречие.

Противоречие

Позволять СМИ воздействовать на публику, не анализируя речевые ошибки и недочеты в эфире или же принять тот факт, что речь работников СМИ в наше время не может служить образцом литературного языка и требует глубинного анализа и коррекции с нашей стороны

Проблема

Как влияют на речевую культуру средства массовой информации? Почему речь работников СМИ в наше время не может служить образцом литературного языка?

Цель исследования

Учитывая актуальность данного вопроса, цель данной работы состоит в том, чтобы на основании изучения специальной литературы, собственных исследований в данной области выяснить, как влияют на речевую культуру средства массовой информации? Почему речь работников СМИ в наше время не может служить образцом литературного языка?

Объект исследования

Исследование речевых ошибок телеведущих и ток-шоу, ошибок в эфире и политиков

Предмет исследования

Исследование речевой культуры средств массовой информации

Гипотеза

Если:

- изучитьвиды речевых ошибок на телевидении,проанализировать речь телеведущих и ток-шоу;

- проанализировать случайные и неслучайные рекламные ошибки, которые намеренно внедряют с целью привлечения внимания покупателя к товару;

- проанализировать речь политиков на телевидении,

то мы, вероятно, сможем ответить на главный вопрос нашего исследования: как влияют на речевую культуру средства массовой информации? Почему речь работников СМИ в наше время не может служить образцом литературного языка?

Задачи нашего исследования сформулированы, согласно гипотезе.

Методы исследования:

-теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение; методы формулировки гипотезы (индуктивные, дедуктивные).

- экспериментально – практические: наблюдение, беседа, опрос.

-методы сводки и обработки результатов: таблицы, заключения экспертов, анкеты, графики, диаграммы.

Этапы исследования

- теоретический

- экспериментально – практический

- аналитический

Теоретическая значимость

Заключается в исследовании необходимой литературы по теме, опыта специалистов-филологов, способных помочь в решении проблемы по теме нашего исследования.

Практическая значимость

Заключается в опытно – экспериментальной части нашего исследования: проведение наблюдений, собственных умозаключений по теме нашего исследования.

База исследования

Средства массовой информации

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.198 (0.128 с.)