Свертывание шведской военной помощи в связи с поворотом в политике Финляндии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свертывание шведской военной помощи в связи с поворотом в политике Финляндии



Новые военные планы шведских военно-воздушных сил были готовы в январе 1941 г. В ситуации II (война на востоке) военно-воздушным силам предстояло вести разведку на севере страны, осложнять продвижение противника в направлении Норланда и через Ботнический залив, защищать возможные морские перевозки в Финляндию или на Аландские острова, препятствовать вторжению вражеских кораблей в Ботнический залив, а также высадке десанта на восточном побережье Швеции и ее близлежащих островах. С этой целью необходимо было нанесение воздушных ударов по Ханко, а также по военно-воздушным базам и портам Прибалтики. В феврале 1941 г. бомбардировочной авиации были даны подробные инструкции на случай войны как с Германией, так и с Россией. Большие военные учения эскадрилий в конце февраля 1941 г., а также проведенные "военные игры" показали полную боевую готовность шведских военно-воздушных сил.
Тем не менее весной 1941 г. продолжалась разведка объектов, особенно аэродромов, на направлениях возможных военных действий. Существовало опасение, что, оккупировав Финляндию, Советский Союз активизирует собственную авиацию на Норланд, используя для этой цели финские аэродромы Соданкюля, Кемиярви, Рованиеми, Кеми, Пудасярви, Оулу, Каяни и Ваала. Помимо этих аэродромов возможными объектами бомбовых ударов шведской авиации называлась Мурманская железная дорога с ее мостами и прилегающими к ней портами, а также шлюзы ББК. В южной Финляндии ударам должны были быть подвергнуты русские укрепления в Ханко, городской порт, аэродром Тектом и военный порт Лаппохья.
Оперативное планирование шведских военно-морских сил завершилось лишь в первой половине 1941 г. Оперативный отдел шведского военно-морского штаба еще 16 января из числа своих лучших офицеров образовал "комиссию по вопросам оперативного планирования", которой была поручена данная работа. С ее завершением командующий флотом отдал 8 марта первые приказы на случай возможной восточной войны. Через пару дней начальнику штаба военно-морских сил были представлены планы по минированию акватории. С освобождением Балтики весной 1941 г. от ледового покрова флот Швеции находился, таким образом, в полной готовности к боевым
действиям.
Планирование же операций шведских сухопутных сил на финляндском направлении, судя по всему, могло застыть на начальной стадии, если бы новые дипломатические горизонты не придали ему необходимое ускорение. Уже 24 февраля генерал Айро заметил шведскому военному атташе о том, что у Финляндии не хватит собственных сил для обороны Аландских островов. Начальник финляндского генерального штаба Хейнрикс 26 апреля 1941 г. намекнул об этом же руководителю разведывательной службы Швеции полковнику Карлосу Адлеркройцу. В случае войны Германия все же могла бы разрешить шведам оккупировать Аланды, если бы их отношение к Германии не было бы столь неприязненным. Для нейтральной Финляндии подобная шведская помощь оказалась бы весьма выгодной, заметил Хейнрикс. Тема была продолжена в беседах между министрами иностранных дел обеих стран в ходе упоминавшегося выше визита Гюнтера в Хельсинки. Виттинг сообщил при этом слышанное от немцев мнение: если вспыхнет война, то между Германией и Советским Союзом начнется "состязание в беге", на финише которого расположены Аландские острова. Об этом Гюнтер сообщил своему правительству 9 мая 1941 г. В шведском генеральном штабе с его разрешения началась интенсивная подготовка аландской операции: Швеция решила принять участие в забеге и выиграть его. Переход Аландских островов под контроль Германии или Советского Союза был бы для Швеции крайне нежелательным в стратегическом отношении. Обладание архипелагом являлось бы наиболее предпочтительной формой помощи Финляндии со стороны Швеции.
Подоплека отношения шведов к проблеме Аландов лежала, судя по всему, в уроках первой мировой войны. Тогда Швеция, поддавшись на паническую пропаганду жителей архипелага, оккупировала острова и тем не менее вынуждена была отступить перед могущественной Германией. Теперь же переговоры о сотрудничестве с Финляндией велись, начиная с 1937 г., но не давали видимых результатов.

Во всяком случае Аландская проблема была известна всем политическим деятелям страны.
В основу "Операции X", родившейся после окончания Зимней войны, были положены планы, разработанные еще летом 1939 г. Согласно им, около 2000 солдат перебрасывались на гражданских самолетах на Аландские острова и в это же время из Гэвле и Стокгольма начиналась переброска войск на судах. Теперь действовали бы более осторожно (план 21 мая 1941 г.). Первая группа в 2200 человек отправлялась на кораблях. Погрузка должна была состояться ночью в Стокгольме, а выгрузка ранним утром в пяти портах архипелага. Как только был бы установлен контроль над аэродромом Мариенхамина, шведские самолеты, поднявшись с аэродрома Бромма для получасового полета, начали бы переброску еще 2600 солдат на главный остров Аландов.
Истребительная авиация обеспечивала безопасность воздушного моста, тогда как бомбардировщики должны были наносить удары по кораблям противника и по военной базе в Ханко. В Стокгольме уже задолго до этого были зарезервированы даже автобусы, которые должны были без привлечения внешнего внимания доставить солдат с их вооружением прямо из казарм на столичный аэродром. Во второй день операции на Аландские острова доставляется тяжелое вооружение: артиллерия, боеприпасы, лошади и пр. К вечеру второго дня на островах насчитывалось бы 8400 хорошо вооруженных солдат.
Для министра иностранных дел Швеции Гюнтера нейтралитет являлся не самоцелью, а средством удержать страну за гранью большой войны. Когда его в Хельсинки убеждали в приверженности Финляндии политике нейтралитета, он стремился укрепить последний вышеизложенными планами.
Мнения в коалиционных правительствах, как правило, никогда не отличались полным единодушием. Правительство Швеции далеко не во всем разделяло взгляды своего министра иностранных дел. Премьер-министр Пер Албин Ханссон, к примеру, уверял 2 мая 1941 г. главнокомандующего Швеции, что в том конфликте, в который втягивают Финляндию, Швеция останется на нейтральных позициях. Министр К.Г. Вестман 15 мая критически отметил в своем дневнике, имея в виду планы относительно Аландов, что Гюнтер "храбро рассуждает о направлении, которое означает самоубийство Швеции". И когда теперь шведский посол в Хельсинки К.-И. Вестман и его военный атташе Ёста фон Стединг стали бомбардировать в мае-июне 1941 г. шведское правительство сообщениями о том, что Финляндии втягивается в фарватер германской политики, подавляющее большинство правительства выступило против всяческой военной поддержки Финляндии. Особенно противились ей министр обороны Шёльд и министр финансов Вигфорс. В результате, когда главнокомандующий Швеции Тёрнель 10 июня 1941 г. оставил правительству свое предложение об оккупации в случае войны Аландских островов, Гюнтеру ничего не оставалось как 17 июня ответить, что правительство более не видит в этом необходимости. Тем не менее, генеральный штаб по своей инициативе завершил разработку своих планов. Окончательные предписания для "Операции X" датированы 20 и 21 июня 1941 г. Таким образом, накануне войны между надеждами военных кругов и целями правительства существовал несомненный разлад, но, тем не менее, подвергать сомнению солидарность военных кругов со своим правительством не было никаких оснований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.005 с.)