Лексико-грамматические упражнения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лексико-грамматические упражнения



А) Образование именительного падежа множественного числа имен существительных:

 Игра «Один –много».

Предлагается поиграть в мяч. Взрослый называет слово в единственном числе, а ребенок во множественном. Можно использовать слово-помощник «ОНИ».

Например: губа- (они) …губы, пуговица – (они)…пуговицы

 

бег – …(бега)                              газета - … (газеты)

гвоздь - … (гвозди)                    гном -…. (гномы)

гудок - … (гудки)                       гнездо - … (гнёзда)

гусь - … (гуси)                            гамак - … (гамаки)

игла - … (иглы)                           год - … (года/годы)

гость -… (гости)                          богач - … (богачи)

 

Б) Словообразование прилагательных:

 

Игра «Измени по образцу».

Например: загадка – (какай?) …загадочный

 

богач - … богатый                          огонь - …огненный

ягода - …ягодный                       гной -… гнойный

гном - … гномий                         голова - … головной

гнев -… гневный                         голод - …голодный

 

В) Словообразование существительных с уменьшительно – ласкательным значением:

 

Игра «Сделай маленьким»

Например: гнездо – гнёздышко

 

гном - … (гномик)   голова - …(головка)    газета - …(газетка)

год - …(годик)            телега - …(тележка)    гвоздь - …(гвоздик)

ягода -…(ягодка)     огонь - …(огонёк)       попугай - …(попугайчик)

 

Г) Составление предложений из заданных слов:

 

 Ребенку предлагается составить предложения, поменяв слова местами.

 

лугу, по, гуси, гуляли -…

тайге, много, в, снега -…

багаж, в, получил, юнга, августе -…

на, и, попугай, телеге, едут, летяга - …

гусями, гномом, с, баба Яга, за, гонится - …

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Рассказы с вопросами.

 

Сначала взрослый читает весь рассказ. Затем по одному предложению, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.

Гриша и Галя пошли в лес за грибами.

Кто...? Зачем...?

Дети набрали много грибов.

Чего...?

Вдруг началась гроза. Загрохотал гром.

Что случилось...?

Крупные горошины дождя запрыгали по земле.

Что...? Какие...?

Гриша и Галя очень испугались и спрятались в кустах.

Кто...? Что с ними произош­ло...?

Их густая листва ук­рыла ребят от грозы.

Что...? От чего...?

Когда гроза кончилась, Гриша и Галя пошли домой с полными кор­зинами грибов.

Кто...? С чем пошли...? Когда...?

 

2. Гене Голикову по­дарили губную гармош­ку.

Кому...? Что...?

Гена стал учиться играть на ней.

Что стал делать...?

Дует Гена изо всех сил, гармошка то пищит, то гудит, да так громко!

Кто...? Как играет...?

- Гена, прекрати, — говорит мама,— а то голова от твоей гармошки кругом идёт.

Что говорит...?

Гена положил гармошку ипошёл гулять.

Кто...? Что сделал...?

 

Инга с мамой гуляли на берегу реки.

Кто...? Что делала...? Где...?

Инга собирала круглые бело-голубые камешки.

Какие...?

Вдруг Инга подняла голову и увидела радугу.

Кто...? Что...?

— Радуга, радуга! — закричала Инга и побежала к горке, чтобы лучше рассмотреть ее.

Куда...? Зачем...?

По дороге она попала ногой в неглубокую ямку и рассыпала камушки.

Где...? Чем...? Куда...?

Когда собрала их, то увидела, что набежала тучка — и радуга ис­чезла.

Когда исчезла...? Что...?

 

Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а потом его пересказать.

                             Галка и голуби.

Галка увидала, что голубей хорошо кормят и о них заботятся. Вот выбелилась она и влетела в голубятню. Голуби подумали сперва, что она такой же голубь, и пустили её. Но галка забылась и закричала по – галочьи. Тогда её голуби стали клевать и прогнали. Галка полетела назад к своим, но галки испугались оттого, что она была белой и тоже прогнали.

Л. Н. Толстой

 

                             Гога и Гуси.

На лугу были гуси: гусь, гусыня и два гусёнка. А Гогу в это время мама отпустила погулять. Увидел Гога на лугу гусей и хотел погладить маленького гусёнка. Но гусыня загоготала: «Га-га-га, не ходи сюда!» А гусь нагнул шею и зашипел. Он больно ущипнул Гогу за ногу. Нога долго болела. Так Гога и погладил гусёнка.

 

                                       Гуси.

Ганя маленькая. Ганю испугали гуси. Гуси гоготали: «Гага-га!». Не бойся Ганя. Гони гусей. Ганя гонит гусей. Гуси бегут от Гани. Ганя довольна.

Письменная речь.

А) Прочитай слова, написанные наоборот, запиши правильные:

 

камаг – (гамак)    тогог –             акбуг –

нозаг –                  итсог –                  агьлоф –

аклаг –                  абуг –                    агуд –

монг –                   илсуг –             агутоп –

 

 Б) Переставь слоги, прочитай полученные слова:

 

бой-го –                  гай-пу-по –            фе-ли-га –

док-гу –                  бе-у-гу –                 би-тель-гу –

сак-гу –                   ка-за-гад –             сё-гу-нок –

кать-гав –                ка-го-тов –                 е-га-ни-да –

 

В) Подбери слова, заканчивающиеся на слог «ГА» и начинающихся на этот слог; к данным табличкам:

 

Г

А

 

 

Г

А

 

 

 

Г

А

 

 

 

 

Г

А

Г

А

 

Г

А

 

 

Г

А

 

 

 

Г

А

 

 

 

 

 

 

 

Г) Преобразование слов путём перестановки букв:

 

               мга – … (гам, маг)

               гони –... (огни, ноги)

 

Д) Составь новые слова, используя буквы данных слов. Запиши полученные слова.

 

              гомонить – гон, нить...

              графиня – гриф, ар...

              грузовик – воз, груз…

 

Далее прилагаются картинки для автоматизации звуков «Г», «ГЬ». Порядок используемых слов приводится ниже.

 

таблица №1: гнездо-газон, губка-голова, газета-гусь;

таблица №2: голубь-губы, гвоздики-гусли, гамак-гудок;

таблица №3: гном-гуава, гага-гвоздика, багаж-баба Яга;

таблица №4: ягода-юнга, бумага-жгут, телега-огонь;

таблица №5: фольга-попугай, фуга-книга, иголка-уголь;

таблица №6: ноги – бегемот, деньги – штангист, гиена – гель;

таблица №7: гид –гигант, осьминоги – сапоги, гиббон – багет.

 

 

 

 

 
 
 

 

 

   
             

 

 

 

 

 

 
 
   

 

                           Материал по автоматизации звука «ГЬ»

 

Артикуляция звука «ГЬ»:

- губы раскрыты, нейтральны,

- зубы разомкнуты,

- кончик языка прижат к нижним зубам,                                                                                                                                                                                              

- спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба,

- под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба,

- голосовые связки сомкнуты, напряжены и вибрируют, образуя голос.

 

Подготовительные упражнения для артикуляционного аппарата:

Те же, что и для звука «Г».

 

Постановка звука:

а) по подражанию

б) с механической помощью («гя» от «дя»)

 

      Основные направления автоматизации:

1. Повтори слоги и слоговые ряды:

ГЯ, ГЁ, ГЮ, ГЕ, ГИ

гя-гя-гя                  гя-гё-гю-ги             

гё-гё-гё                  гё-гю-ги-гя            

ге-ге-ге                  гю-ги-гя-гё             

ги-ги-ги                 ги-гя-гё-гю         

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.13.229 (0.035 с.)