Тема 22. «предприниматель и рынок товаров. Правовое регулирование деятельности по реализации товаров и по передаче имущества в пользование» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 22. «предприниматель и рынок товаров. Правовое регулирование деятельности по реализации товаров и по передаче имущества в пользование»



План:

1. Предприниматель и рынок товаров.

2. Правовое регулирование деятельности по реализации товаров и по передаче имущества в пользование.

1. Рынок товаров (работ, услуг) – сфера обращения товаров, определяемая исходя из возможностей покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории или за ее пределами.

В качестве важнейшего объекта рыночной экономики выступает товар – продукт труда, удовлетворяющий ту или иную общественную потребность посредством купли-продажи или обмена. Он обладает двумя свойствами:

1) удовлетворять потребность людей (это потребительная стоимость);

2) обмениваться (пропорции, в которых один товар обменивается на другой, есть его меновая стоимость).

Для полной характеристики товарных рынков и оценки состояния на них конкурентной среды последовательно определяются следующие показатели:

· продуктовые (товарные) границы товарного рынка – группа (набор) взаимозаменяемых товаров;

· географические (территориальные) границы товарного рынка – территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами;

· структура рынка – совокупность количественных и качественных показателей, к которым относятся: число хозяйствующих субъектов (количество и состав продавцов и покупателей) и доли, занимаемые ими на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации; условия входа на рынок; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли;

· барьеры входа на рынок – обстоятельства, препятствующие возможностям для новых хозяйствующих субъектов войти на товарный рынок;

· рыночный потенциал хозяйствующего субъекта – экономическая (рыночная) власть предприятия.

Правовой формой обмена товарами в рыночной экономике является договор. Из всей совокупности предпринимательских договоров особое значение для предпринимателя имеют договоры на реализацию (приобретение) продукции (товаров). Существуют различные способы реализации продукции: по прямым связям изготовителей с потребителями; через посредников; на аукционах, торгах, ярмарках, по конкурсу, посредством проведения тендера, по почте, посредством бартерных сделок; через товарные биржи.

Распространенной в торговле, особенно машинами и оборудованием, является такая форма реализации продукции, как финансовая аренда – лизинг. В лизинговых операциях, как правило, присутствуют три стороны: производитель (поставщик машин и оборудования), финансирующая сделку организация (арендодатель-лизингодатель) и тот, кто использует в своих интересах арендованное имущество (арендатор-лизингополучатель).

Одним из привлекательных способов реализации товаров являются аукционы. Аукцион – это способ продажи товаров с публичного торга покупателю, предложившему наивысшую цену. Аукционы, как правило, организуются специально на то уполномоченной организацией либо самим продавцом. Если аукцион проводится через организацию, то она в данном случае выступает в качестве комиссионера.

Одной из форм реализации продукции и товаров являются ярмарки – ежегодные рынки, которые представляют собой периодически, как правило, ежегодно, организуемые в установленном месте торги. На ярмарках торгуют как наличным товаром, так и по образцам товаров.

2. Гражданский кодекс РФ устанавливает правила реализации товаров (продукции, услуг, работ, производимых предприятием) по договору купли-продажи, разновидностями которого являются:

  • договор розничной купли-продажи;
  • договор поставки товаров;
  • договор поставки товаров для государственных нужд;
  • договор контрактации;
  • договор энергоснабжения.

Правовой институт купли-продажи положен также в основу правового регулирования торгового оборота производственных активов:

.купля продажа недвижимости;

.продажа предприятия как имущественного комплекса.

Институт купли-продажи охватывает также отношения, связанные с продажей недвижимости и продажей предприятия, осуществляемой в хозяйственной деятельности в порядке управления производственными активами. Общие положения Гражданского кодекса, посвященные купле-продаже, должны применяться, кроме того, к купле-продаже имущественных прав, результатов интеллектуальной деятельности, фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания и иных средств индивидуализации гражданина или юридического лица, выполняемых ими работ или услуг, если иное не вытекает из содержания или характера соответствующих прав или существа объекта гражданских прав.

Предметом договора являются: наименование товара (имущества, сложного имущественного комплекса), его количество, условия, по которым стороны в момент заключения договора достигли соглашения или относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, и вытекающие из этих условий обязательства сторон.

Договор считается заключенным при соблюдении двух необходимых условий:

.сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора;

.достигнутое сторонами соглашение по своей форме должно соответствовать требованиям, предъявляемым к такого рода договорам (ст. 432 ГК РФ).

Наиболее сложными условиями, по которым должно быть достигнуто соглашение сторон по договору купли-продажи, обычно являются ассортимент, качество и цена товара. В условиях достаточно широкой олигополиии, характерной для современных рынков, продавец и покупатель имеют возможность выбора потребителя (производителя). Более того, товаропроизводитель уже на стадии опытной разработки продукции планирует выбор своих позиций в конкуренции, предпочтительность тех или иных рынков и свой конкурентный статус на этих рынках. При этом он определяет свою ассортиментную политику, политику в области качества товара и ценовую политику. Стремясь продемонстрировать покупателю добротность своего товара, товаропроизводитель индивидуализирует свой товар посредством товарного знака, знака обслуживания или наименования места происхождения товара.

Государство, со своей стороны, содействует участникам рынка (сторонам договора купли-продажи), оказывая поддержку добросовестной конкуренции и ограничивая монополистическую деятельности и недобросовестную конкуренцию.

                           

         ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ по предмету «Предпринимательское право»

1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Соотношение предпринимательской и экономической деятельности.

2. Особенности банкротства градообразующих и стратегических предприятий и организаций.

3. Классификация предпринимателей. Основные критерии.

4. Упрощенная процедура банкротства. Понятие, цели и особенности.

5. Предпринимательское право как наука и учебная дисциплина.

 6. Предприятие как имущественный комплекс. Особенности владения, пользования и распоряжения.

7. Основные этапы развития предпринимательского законодательства в России.

8. Использование объектов авторских и патентных прав в сфере предпринимательства.

9. Основные направления развития предпринимательского законодательства в зарубежных странах.

10.Понятие договора в сфере предпринимательства. Отличительные признаки предпринимательского договора.

11.Понятие предпринимательского права. Предмет и метод предпринимательского права. 12.Способы обеспечения исполнения обязательств в предпринимательской деятельности. 13.Источники предпринимательского права. Понятие и система.

14.Правовое регулирование поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд. Концессионные соглашения.

15.Акты Конституционного Суда РФ по вопросам предпринимательства. Понятие и значение.

16.Биржевые сделки. Понятие, виды и основы правового регулирования.

17.Правовое регулирование рынка труда. Общая характеристика. 18.Внешнеэкономические сделки. Понятие, стороны и система отечественного законодательства.

19.Основы правового статуса индивидуального предпринимателя. Отличие от юридического лица.

20.Рынок ценных бумаг. Понятие и основы правового регулирования.

21.Особенности прекращения индивидуальным предпринимателем своей предпринимательской деятельности.

22.Особенности банковских сделок: понятие, виды, условия, система законодательства. 23.Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Понятие, принципы, порядок осуществления.

 24.Крупные сделки: понятие, законодательные критерии и ограничения. Аффилированные лица.

25.Понятие лицензирования. Система законодательства о лицензировании в России. Лицензирование и саморегулирование.

26.Понятие приватизации государственного и муниципального имущества. Соотношение приватизации и национализации. Деприватизация.

27.Основания прекращения действия лицензии. Понятие и классификация.

28.Основные этапы проведения приватизации в России. Система законодательства о приватизации.

29.Коммерческое представительство как вид предпринимательской деятельности. 30.Объекты приватизации. Понятие и виды. Имущество, не подлежащее приватизации. 31.Обособленные подразделения юридических лиц. Особенности правового статуса. 32.Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества. Понятие и система.

33.Особенности правового положения сельскохозяйственных кооперативов.

34.Порядок проведения приватизации государственного и муниципального имущества. 35.Крестьянское (фермерское) хозяйство. Правовой статус и особенности банкротства. 36.Способы приватизации. Понятие и система.

 37.Коммерческие организации с иностранными инвестициями. Понятие и виды консорциумов.

38.Понятие инвестиционной деятельности. Законодательство об инвестициях. Гарантии для иностранных инвесторов.

39.Особенности правового статуса кредитных организаций.

 40.Правовой режим особых экономических зон и наукоградов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.015 с.)