Практические занятия по риторике 6 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практические занятия по риторике 6



Практические занятия по риторике 6

ЭЛОКУЦИЯ

Элокуция (словесное выражение) – третий этап риторического канона.

- «облечение мысли в слова», важен отбор слов и словосочетаний, выбор тропов и фигур речи (у Ломоносова – «украшение»)

 

Троп – это оборот речи, образное употребление слова или выражения в переносном значении.

К тропам относятся: метафора, метонимия, синекдоха, катахреза, оксюморон, аллегория и т.д.

Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность или экспрессивность речи.

К фигурам речи относятся: повтор, синтаксический параллелизм, антитеза, парадокс, парафраз, градация, риторический вопрос, восклицание.

Существуют различные приемы речи (риторические тропы и риторические фигуры), помогающие оратору сделать речь целесообразной, воздействующей и гармонизирующей. Активное использование тропов и фигур лежит в основе метаболического стиля, отказ от их использования – в основе асхематона. В использовании изобразительных средств необходимо знать меру, образность должна быть ненавязчивой, естественной и новой, оригинальной (избегать банальностей и штампов).

Риторические приемы создания образа

 

Подчеркните метафоры (слова в переносном значении) в следующих публицистических фрагментах.

Китай активно строит свой транспортный коридор – через Казахстан в обход РФ.

Роль России среди стран – членов Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) проста: служить мостом между Европой и Азией.

На экраны кинотеатров в новогодние праздники высадился десант отечественных комедий.

Кроме того, европейские банки могут сокращать присутствие в России, что создаст дефицит ликвидности на рынке. В этой ситуации правительству и пригодится подушка безопасности в виде суверенных фондов.

Президент объявил об официальном начале предвыборной гонки

Выборы в Думу состоятся 4 декабря.

Партийцы, впрочем, уже давно нарезают круги на предвыборном стадионе, обвиняя друг друга в использовании административного «допинга», неспортивном поведении и «договорных матчах».

Метонимия – (переименование) перенос названия предмета с одного на другой по смежности или близости.

1. материал – изделие (Янтарь в устах его дымился. Не то на серебре, — на золоте едал» - А. С. Грибоедов. Хрусталь, бронза…)

2. содержимое – содержащее (чайник кипит Трещит затопленная печь – А. С. Пушкин. Я три тарелки съел, вкусное блюдо)

3. носитель свойства и свойство (радость моя, любовь моя. Смелость города берёт)

4. творение и творец (Мужик... Белинского и Гоголя с базара понесёт - Н. А. Некрасов, играли Шопена, читаю Пушкина)

5. внешнее выражение – внутреннее состояние (сидеть сложа руки)

6. место – те, кого оно вмещает (театр рукоплескал, ликует буйный Рим, площадь веселилась, весь пароход сбежался)

7. действия – орудие (предать огню и мечу, бойкое перо)

8. время называется по предмету или явлению, характеризующее это время (учиться до седых волос, любить до гроба)

Синекдоха

Замена названия целого названием какой-либо его части и наоборот.

Синекдоха выражает один из признаков предмета, именует часть предмета вместо его целого, причем называется часть, а целое лишь соподразумевается; мысль сосредоточивается на том из признаков предмета, на той из частей целого, которая или бросается в глаза, или почему либо важна, характерна, удобна для данного случая.

- называется вместо целого часть, явственно представляющая в данной ситуации целое.

Слова лицо, рука, рот, голова в прямом значении служат названиями частей тела, но могут выступать и в значении "человек". «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?» (Н. Гоголь); очаг, угол, кров в смысле дома (у родного очага, в родном углу, гостеприимный кров), носорог (название животного по одной его части, бросающейся в глаза); «дожить до седых волос» вм. до старости, «до гробовой доски», лето в смысле года (сколько лет, сколько зим), хлеб да соль и пр. Все флаги в гости будут к нам.

- употребление одного числа вместо другого

зритель был удивлен; «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (М. Ю. Лермонтов). «Все спит – и человек, и зверь, и птица»

Олицетворение (одушевление) – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека: даром речи, способностью мыслить, чувствовать, совершать поступки (чаще всего используется при описании природы).

Аллегория (иносказание, аллюзия – “намек”) – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах с целью пояснения определенной моральной истины. Используется в баснях былинах сказках.

Антономазия (переименование) – метафорическое применение собственного имени для обозначения лица, наделенного свойствами первоначального носителя этого имени (Геркулес, Дон Жуан, Отелло, Плюшкин, Афродита).

Эпитет – образное определение предмета или действия.

Гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты.

Литота (простота) – обратная гипербола, образ. выражение намеренно преуменьшающее размер, силу, красоту.

Эвфемизм

Непрямое, прикрытое, вежливое, смягчающее обозначение к-л. предмета или явления

Он в почтенном возрасте (стар), скончаться вместо умереть, говорить неправду вместо врать, Ее трудно назвать красавицей – об уродливой женщине

Повтор-подхват (стык)

Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова. Все сделал для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня

Кольцо фигура повторения, в которой массив текста замыкается тем же, чем был начат.

Рефрен - повторение фразы или строфы

Обманывать себя не стану, Залегла забота в сердце мглистом. Отчего прослыл я шарлатаном, Отчего прослыл я скандалистом? И теперь уж я болеть не стану. Прояснилась омуть в сердце мглистом. Оттого прослыл я шарлатаном, Оттого прослыл я скандалистом.(Есенин)

 

Эдгар По – Никогда,

Некрасов – Нравственный человек

Синтаксический параллелизм

Развернутое сопоставление в сходных синтаксических конструкциях, одинаковое расположение сходных элементов

А месяц будет плыть, Роняя весла по озерам, И Русь все также будет жить, Плясать и плакать у забора (Есенин) То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит, То мое сердечко стонет, Как осенний лист дрожит

Практические занятия по риторике 6

ЭЛОКУЦИЯ

Элокуция (словесное выражение) – третий этап риторического канона.

- «облечение мысли в слова», важен отбор слов и словосочетаний, выбор тропов и фигур речи (у Ломоносова – «украшение»)

 

Троп – это оборот речи, образное употребление слова или выражения в переносном значении.

К тропам относятся: метафора, метонимия, синекдоха, катахреза, оксюморон, аллегория и т.д.

Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность или экспрессивность речи.

К фигурам речи относятся: повтор, синтаксический параллелизм, антитеза, парадокс, парафраз, градация, риторический вопрос, восклицание.

Существуют различные приемы речи (риторические тропы и риторические фигуры), помогающие оратору сделать речь целесообразной, воздействующей и гармонизирующей. Активное использование тропов и фигур лежит в основе метаболического стиля, отказ от их использования – в основе асхематона. В использовании изобразительных средств необходимо знать меру, образность должна быть ненавязчивой, естественной и новой, оригинальной (избегать банальностей и штампов).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.007 с.)