Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и об охране труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и об охране труда



ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время существует большое количество видов надзора и контроля в сфере техносферной безопасности. Однако в большинстве существующих учебников по безопасности жизнедеятельности, как правило, ограничиваются государственным надзором и контролем и общественным контролем.

Цель пособия – получения знаний будущими специалистами по охране труда и промышленной безопасности о видах, порядке и способах проведения такого надзора и контроля.

Для этого в пособии последовательно представлены такие виды контроля, как государственный, общественный, административно общественный, производственный, ведомственный и аудит системы управления охраной труда.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Техносферная безопасность» профиля подготовки «Безопасность технологических процессов и производств» и может быть полезно специалистам в области техносферной безопасности.

ВВЕДЕНИЕ

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении нормальных условий деятельности людей, в защите человека и окружающей его среды (производственной, окружающей, бытовой) от воздействия вредных факторов как природного, так и техногенного характера.

В настоящее время четко обозначены некоторые глобальные проблемы всего человечества, грозящие самому существованию человека как индивидуума, и приоритет комплексной безопасности, т.е. безопасности жизнедеятельности, слагающейся из множества сфер, областей, отраслей знаний, сред обитания и жизни как таковой.

Поэтому основополагающая формула безопасности жизнедеятельности – предупреждение и упреждение реальной и потенциальной опасности. Значительная роль в предупреждающих мерах принадлежит надзору и контролю, который позволяет в большой степени снизить риск возникновения несчастных случаев, профессиональных заболеваний и материального ущерба. Это также подтверждается тем, что основные положения государственного контроля (надзора) и ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательств определены Трудовым кодексом Российской Федерации [2].

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ О ТРУДЕ И ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА

Федеральная инспекция труда (Роструд) – единая централизованная система, состоящая из [5]:

– Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– его территориальных органов (Государственных инспекций труда).

Свою деятельность Федеральная инспекция труда осуществляет во взаимодействии с:

– федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

– иными федеральными органами исполнительной власти;

– органами исполнительной власти субъектов РФ;

– органами местного самоуправления;

– органами прокуратуры;

– профессиональными союзами (их объединениями);

– объединениями работодателей;

– другими организациями (ст. 365 ТК РФ).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет Руководитель Роструда – главный государственный инспектор труда Российской Федерации. Главный государственный инспектор труда Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации.

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

– обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

– обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– доведения до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не попадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 355 ТК РФ).

Полномочия Федеральная инспекция труда осуществляет посредством [5]:

– проверок, обследований;

– выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;

– составления протокола об административных правонарушениях в пределах полномочий;

– подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственные инспектора имеют право (ст. 357 ТК РФ) [2]:

– в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц;

– запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

– изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ, в порядке, установленном федеральными законами, с уведомлением об этом работодателя и составлять соответствующий акт;

– расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

– предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

– направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

– выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

– запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

– составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности;

– выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения выдает работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента получения работодателем или его представителем (ст. 357 ТК РФ) [2].

В случае выдачи предписания по вопросам расследования, учета, квалификации несчастного случая подача жалобы не является основанием для невыполнения работодателем (его представителем) решений государственного инспектора труда.

Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ст. 27.16 КоАП).

Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения:

– непосредственной угрозы жизни или здоровью людей;

– возникновения эпидемии;

– эпизоотии;

– заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;

– наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;

– причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Временный запрет деятельности осуществляют должностные лица, уполномоченные в области контроля и надзора:

– Роструд и подведомственные ему государственные инспекции труда;

– федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы;

– государственные органы, осуществляющие лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий.

О временном запрете деятельности составляется протокол.

Протокол подписывается:

– составившим его должностным лицом;

– представителем юридического лица или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В случае если кем-либо из указанных лиц протокол не подписан, должностное лицо делает в нем об этом соответствующую запись.

Срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий

или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор в сфере трудового законодательства и труда, их основные функции.

2. Задачи и полномочия Федеральной инспекции труда. Права государственного инспектора.

3. Административная ответственность за невыполнение предписания государственного инспектора труда и за нарушение трудового законодательства.

4. Задачи и полномочия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

5. Задачи и полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

6. Задачи и полномочия Государственной экспертизы условий труда.

7. Права юридических лиц при проведении государственного контроля.

8. Административное приостановление и временный запрет деятельности организации.

В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

 

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права [2].

Профессиональные союзы могут создавать правовые и технические инспекции труда.

Профессиональные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц), у которых работают члены данного профсоюза.

Профессиональные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право (ст. 370 ТК РФ) [2]:

– осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

– принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

– получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей (индивидуальных предпринимателей) о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

– защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве;

– предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

– направлять работодателям Представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения. Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах;

– осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;

– принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

– принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

– принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

– принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

– обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

При осуществлении указанных полномочий профессиональные союзы взаимодействуют:

– с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства;

– его территориальными органами;

– другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Кем осуществляется общественный контроль за охраной труда?

2. Роль профессиональных союзов в области охраны труда.

3. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда.

4. Комитеты (комиссии) по охране труда.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Основные задачи проведения производственного контроля Абз.11 п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ устанавливает обязанность организаций, эксплуатирующих опасный производственный объект, организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности. Аналогичную обязанность устанавливает ст.11 указанного Федерального закона [22].

Кроме того, п.1 ст.11 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ:

1) определяет обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

2) устанавливает, что требования по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 10.03.99 N 263 утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.

Производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.

Основными задачами производственного контроля являются:

- обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;

- анализ состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации, в том числе путем организации проведения соответствующих экспертиз;

- разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде;

- контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

- координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий;

- контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;

- контроль за соблюдением технологической дисциплины.

Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Производственный контроль в эксплуатирующей организации осуществляют назначенный решением руководителя организации работник или служба производственного контроля.

Права и обязанности работника или должностных лиц службы производственного контроля, ответственных за осуществление производственного контроля.

Работник, ответственный за осуществление производственного контроля (должностные лица службы производственного контроля, ответственные за осуществление производственного контроля), обязан (обязаны):

- обеспечивать проведение контроля за соблюдением работниками опасных производственных объектов требований промышленной безопасности;

- разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации;

- проводить комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности, выявлять опасные факторы на рабочих местах;

- ежегодно разрабатывать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и аттестации рабочих мест;

- организовывать разработку планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II или III классов опасности;

- организовывать работу по подготовке проведения экспертизы промышленной безопасности;

- участвовать в техническом расследовании причин аварий, инцидентов и несчастных случаев;

- проводить анализ причин возникновения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и осуществлять хранение документации по их учету;

- организовывать подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности;

- участвовать во внедрении новых технологий и нового оборудования;

- доводить до сведения работников опасных производственных объектов информацию об изменении требований промышленной безопасности, устанавливаемых нормативными правовыми актами, обеспечивать работников указанными документами;

- вносить руководителю организации предложения:

- o проведении мероприятий по обеспечению промышленной безопасности;

- o устранении нарушений требований промышленной безопасности;

- o приостановлении работ, осуществляемых на опасном производственном объекте с нарушением требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью работников, или работ, которые могут привести к аварии или нанести ущерб окружающей природной среде;

- o отстранении от работы на опасном производственном объекте лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию по промышленной безопасности;

- o привлечении к ответственности лиц, нарушивших требования промышленной безопасности;

- проводить другие мероприятия по обеспечению требований промышленной безопасности;

- соблюдать иные обязательные требования и исполнять обязанности в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Работник, ответственный за осуществление производственного контроля (должностные лица службы производственного контроля, ответственные за осуществление производственного контроля), обеспечивает (обеспечивают) контроль за:

- выполнением условий лицензий на виды деятельности в области промышленной безопасности;

- строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасных производственных объектов, а также за ремонтом технических устройств, используемых на опасных производственных объектах, в части соблюдения требований промышленной безопасности;

- устранением причин возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев;

- своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;

- наличием документов об оценке (о подтверждении) соответствия технических устройств, применяемых на опасном про изводственном объекте, обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

- выполнением предписаний Ростехнадзора и ее территориальных органов, а также соответствующих федеральных органов исполнительной власти по вопросам промышленной безопасности.

Работник, ответственный за осуществление производственного контроля (должностные лица службы производственного контроля, ответственные за осуществление производственного контроля), имеет право:

- осуществлять свободный доступ на опасные производственные объекты в любое время суток;

- знакомиться с документами, необходимыми для оценки состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;

- участвовать в разработке деклараций промышленной безопасности;

- участвовать в деятельности комиссии по расследованию причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;

- вносить руководителю организации предложения о поощрении работников, принимавших участие в разработке и реализации мер по повышению промышленной безопасности.

Порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований промышленной безопасности.

Лицо, ответственное за осуществление производственного контроля, осуществляет проверки за соблюдением требований промышленной безопасности в подразделениях организации в соответствии с планом, утвержденным руководителем эксплуатирующей организации.

Комплексная проверка за соблюдением требований промышленной безопасности осуществляется при проведении проверок структурных подразделений организации согласно годовому и месячному планам работы.

Лицо, ответственное за осуществление производственного контроля, работает по месячному плану работы, составленному на основании годового плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на опасных производственных объектах организации.

План должен быть составлен таким образом, чтобы в течение календарного года все опасные производственные объекты организации были проверены лицом, ответственным за организацию производственного контроля.

Обязанности по составлению ежегодного плана работы по обеспечению промышленной безопасности в структурных подразделениях, обслуживающих опасные производственные объекты, возлагается на их руководителей.

План должен включать в себя:

- организацию работы с персоналом, обслуживающим опасные производственные объекты;

- обучение и аттестацию вновь принятого персонала;

- периодическую проверку знаний персонала (составление графика), повышение квалификации персонала;

- разработку, пересмотр должностных и производственных инструкций, инструкций по ОТиТБ, планирование (составление графика) и организацию противоаварийных и противопожарных тренировок;

- составление скорректированных и утвержденных списков лиц, допущенных к выполнению специальных работ, связанных с обслуживанием ОПО;

- организацию и планирование (составление графиков) проведения всех видов обходов и осмотров, проверок и испытаний, периодических и внеочередных технических освидетельствований, обследований и диагностики (экспертиза промышленной безопасности), технических устройств, зданий и сооружений опасных производственных объектов, в сроки, установленные нормативными правовыми актами и нормативными документами, экспертиз промышленной безопасности документации для ОПО;

- мероприятия по устранению отступлений от требований промышленной безопасности, выявленных в результате производственного контроля, а также всеми ступенями контроля по системе управления охраной труда (СУОТ), намеченные по предписаниям инспектирующих органов, по результатам анализа технологических нарушений, а также мероприятия по замене или реконструкции оборудования, совершенствования технологии, модернизации и т.д.;

- мероприятия, назначенные к выполнению в текущем году, должны включаться в планы работы с указанием срока их выполнения.

На каждую комплексную проверку разрабатывается и утверждается программа (перечень вопросов, подлежащих проверке). По результатам комплексной проверки каждого подразделения издается приказ.

Приказ должен содержать оценку состояния промышленной безопасности в подразделении, мероприятия по устранению выявленных нарушений, ответственного за устранение выявленных нарушений и срок устранения выявленных нарушений, а также при необходимости, взыскание, наложенное на ответственных лиц и персонал, виновных в выявленных нарушениях.

Целевые проверки проводятся лицами, ответственными за осуществление производственного контроля, по целевым, «острым» вопросам с изданием приказа.

Оперативные проверки за соблюдением требований промышленной безопасности в подразделениях и на рабочих местах осуществляются в следующих формах: непосредственно руководителем работ (мастерами, механиками, крановщиками); специалистами и работниками аппарата управления; начальником участка. Принимаются меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, о чем делается запись в оперативном журнале.

Результаты анализа нарушений, выявленных всеми видами проверок, докладываются руководителю эксплуатирующей организации на совещании или в письменном виде и оформляются приказом по организации. Приказ должен содержать оценку состояния промышленной безопасности в подразделении, мероприятия по устранению выявленных нарушений, ответственного за устранение выявленных нарушений и срок устранения выявленных нарушений, а также при необходимости, взыскание, наложенное на ответственных лиц и персонал, виновных в выявленных нарушениях.

Устраненные нарушения должны подвергаться повторному контролю во время проведения плановых проверок.

ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

 

Ведомственный контроль за охраной труда ведут службы охраны труда предприятий, министерств, ведомств, ассоциаций, концернов.

На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют также соответствующие службы, а при их отсутствии инженеры по охране труда либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 217) установлено, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность (на предприятии) с численностью более 100 работников создаётся служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области [2].

Основными задачами службы охраны труда являются:

– организация и координация работы по охране труда на предприятии;

– контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда работниками предприятия;

– совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний и улучшению условий труда;

– консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда.

Для выполнения поставленных задач рекомендуется на службу охраны труда возлагаются функции по осуществлению контроля за:

– соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

– правильным применением средств индивидуальной защиты;

– соблюдением Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве;

– выполнением мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора, соглашения по охране труда, по устранению причин, вызвавших несчастный случай (из акта формы Н-1), предписаний органов государственного надзора и контроля, других мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда;

– наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

– соблюдением графиков замеров параметров опасных и вредных производственных факторов;

– своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

– эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;

– состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;

– своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и всех видов инструктажей по охране труда;

– организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

– правильным расходованием в подразделениях предприятия средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда.

Ведомственный контроль за состоянием охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов проводят в виде комплексных и целевых, плановых и внеплановых проверок должностными лицами уполномоченного органа проверок. При комплексных проверках контролируют все вопросы охраны труда. Целевые проверки проводят для выяснения состояния отдельных вопросов охраны труда (организация обучения безопасным приемам труда или обеспечение средствами индивидуальной защиты и т.п.).

Предметом проверок является соблюдение руководителем подведомственной организации в процессе своей деятельности требований законодательства об охране труда, устранение выявленных в ходе проверок нарушений и проведение мероприятий по предотвращению нарушений государственных нормативных требований охраны труда и по защите трудовых прав работников подведомственных организаций.

Ведомственный контроль за состоянием охраны труда в подведомственных организациях направлен на:

– проверку выполнения руководителем уполномоченного органа, руководителями подразделений и специалистами должностных обязанностей в области охраны труда;

– проверку выполнения работниками подведомственной организации требований охраны труда;

– проверку организации и проведения обучения и инструктажей по охране труда;

– выявление и предупреждение нарушений и отклонений от требований государственных стандартов системы безопасности труда, правил, норм и инструкций по охране труда;

– проверку соответствия состояния условий труда работающих государственным нормативным требованиям охраны труда по результатам специальной оценки условий труда, выполнения плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;

– оценка безопасности производственных зданий и сооружений, производственных процессов, оборудования, приспособлений, инструментов, сырья и материалов, отдельных операций, эффективности средств коллективной защиты работающих;

– проверку правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

– проверку обеспеченности работников сертифицированными средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

– проверку организации и проведения медицинских осмотров работников;

– принятие эффективных мер по устранению выявленных недостатков.

Полученная при осуществлении ведомственного контроля информация о состоянии условий и охраны труда в подведомственных организациях может использоваться уполномоченным органом для:

– анализа состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в подведомственных организациях, подготовки предложений по их предупреждению;

– разработки политики в области охраны труда, направленной на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников подведомственных организаций, в том числе порядка предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

– организации обучения и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов подведомственных организаций;

– совершенствования организационно-методического руководства службами охраны труда в подведомственных организациях;

– изучения, обобщения и распространения в подведомственных организациях передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

– организации проведения конференций, семинаров, выставок,дней охраны труда, отраслевых смотров-конкурсов, других мероприятий по охране труда для подведомственных организаций.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Административно-общественный контроль в системе управления охраной труда. Сроки, ступени, порядок проведения.

2. Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и норм. Сроки и порядок проведения.

3. Нормативно-правовая база проведения производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, его основные задачи.

4. Права работника или должностных лиц службы производственного контроля, отв



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.105 с.)