Специфика вербальной коммуникации, ее функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика вербальной коммуникации, ее функции.



 

Одним из основных средств коммуникации является речь, речевое общение, называемое так же вербальной коммуникацией. По подсчетам ученых, человеческое общение (коммуникация) на две трети состоит из речевого общения.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности языкового кода и понимания ситуации участниками коммуникативного процесса.

Вербальная коммуникация – это информационно-смысловой обмен, взаимодействие между людьми, происходящий посредством речи, естественного языка. В процессе вербальной коммуникации при помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации (сообщения, смысла): коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

И тот, и другой оперируют при этом словами, понятиями, как в процессе осмысления, говорения или письма, так и процессе слушания, чтения, понимания, интерпретации. Именно средство, каким осуществляется передача информации или чувства, является решающим основанием (критерием) разделения социальной коммуникации на два основных вида – вербальную (речевую, словесную) и невербальную (неречевую, «бессловесную»).

Простейшая схема вербальной коммуникации состоит из следующих элементов:

· Источник информации – как правило в его роли выступает создатель сообщения, то есть субъект, который говорит, пишет или кодирует сообщение другим образом.

· Канал – средство передачи сообщения, это может быть голос, текст, а также другие средства распространения информации, которые используются людьми (интернет, телевидение, радио).

· Код – в случае речевого общения кодом является сама речь.

· Получатель информации – тот, кто слушает или читает сообщение, он выполняет один из основных этапов коммуникации – декодировку сообщения.

Итогами коммуникации могут быть:

· изменения в знаниях получателя;

· изменение установок получателя;

· изменения в поведении получателя.

Средства вербальной коммуникации

Базовой знаковой системой человека является язык.

Язык – грамматическая система, которая потенциально существует в сознании совокупности индивидов.

Специфика естественного человеческого языка:

· Каналом языковых сообщений является вокально-слуховой, то есть сообщения передаются голосом и воспринимаются слухом (за исключением производного вида языка – письменной речи).

· Языковая деятельность биологически нерелевантна, то есть не имеет прямого биологического значения.

· Возможны разночтения одного и того же языкового символа в зависимости от контекста.

Языковая система реализуется через речь – письменное и устное говорение. В свою очередь речевое общение представляет собой средство передачи информации между индивидами, то есть коммуникации.

Виды и характеристики средств вербальной коммуникации

Вербальную коммуникацию можно разделить на два уровня: устноречевую и письменноречевую коммуникацию.

Устноречевая коммуникация состоит из говорения и слушания.

Говорение – вид речевой коммуникации, который осуществляется посредством голосового аппарата человека.

Существует ряд предпосылок, из-за которых осуществляется процесс говорения:

· наличие цели сообщить свои мысли;

· наличие определенных знаний;

· отношение к объекту речи, понимание его настроения, взглядов;

· наличие средств выражения своих эмоций;

· наличие средств выражения своих мыслей.

Слушание – вид речевой коммуникации, который обусловлен принятием сообщения посредством слуховой деятельности, а также последующая обработка полученной информации.

Слушание может быть:

· критическим (критическое отношение к полученной информации);

· эмпатическим (уделяется большее внимание эмоциональной части сообщения);

· нерефлексивным (минимальное вмешательство в речь говорящего);

· рефлексивным, то есть активным (мгновенное отражение полученной информации, отклик на нее).

Письменноречевая коммуникация разделяется на письмо и чтение.

Письмо – вид речевой коммуникации, который заключается в отражении в письменной форме необходимой информации.

Особенностями письма являются:

· отсутствие промежуточной связи между источником и получателем информации;

· невозможность для пишущего интонировать свою речь;

· возможность более качественного подбора речевых знаков из-за отсутствия временного лимита;

· отсутствие пауз и интонаций, что усложняет восприятие информации;

· невозможность мгновенного уточнения информации;

· возможность неоднократного восприятия информации.

Чтение – восприятие рукописных или напечатанных текстов, а также последующая обработка полученной информации.

Функции вербальной коммуникации

Функции, которые будет выполнять вербальная коммуникация в конкретном акте взаимодействия, зависят от целей, которые ставят перед собой участники общения.

Основные функции коммуникации:

1. Познавательная – заключается в получении, обработке информации, а также применении полученных знаний.

2. Убеждающая – ставит целью вызвать у получателя информации определенные мысли, идеи.

3. Экспрессивная – благодаря ей субъект способен выражать свои эмоции, а также воздействовать на эмоции собеседника.

4. Суггестивная – заключается в воздействии на объект и формировании определенного поведения у него, а также изменений в его установках и ценностях.

5. Ритуальная – осуществляется для установления контакта между субъектами коммуникации.

Причины неэффективной вербальной коммуникации

Основной проблемой коммуникации является возникновение коммуникативных барьеров. Под барьерами понимается все те факторы, которые препятствуют эффективности коммуникации.

Выделяют основные группы барьеров:

· Барьеры, обусловленные факторами среды — все те факторы внешней окружающей среды, которые создают дискомфорт в общении. Это могут быть температурные условия, погода, отвлекающая обстановка.

· Технологические барьеры — происходят по причине проблем с передатчиком информации. Например, помехи телевизора, прерывающийся интернет, искажение картинки на экране телефона.

· «Человеческие» барьеры — факторы, связанные с участниками коммуникации. Это могут быть физиологические барьеры, например, если человек заикается, картавит, говорит тихо, быстро и так далее.

· Психологические барьеры — из-за особенностей характера, поведения участников коммуникации. Например, когда коммуникатор является интровертом, застенчивым, апатичным или нервничает, находится в нестабильном психологическом состоянии.

· Социальные факторы, возникающие из-за того, что субъекты коммуникации относятся к разным социальным группам. Например, начальник и подчиненный.

· Культурные барьеры — участники принадлежат к разным культурам. Это может выражаться как в лингвистике, то есть люди говорят на разных языках, так и в интерпретации, когда один и тот же коммуникативный символ участниками коммуникации воспринимается по-разному.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.007 с.)