Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мировая экономика как наука, её предмет, метод и задачи↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопрос Мировая экономика как наука, её предмет, метод и задачи Мировая экономика как наука — это часть теории рыночной экономики, изучающая закономерности хозяйственного взаимодействия между различными государствами в области международного обмена товарами и услугами, движениерабочей силы, капиталов и финансовых потоков. Опираясь на теорию мировой экономики, ученые пытаются объяснить и предсказать структуру и объем международных сделок, оценить их воздействие на внутреннюю экономику и рекомендовать такую национальную политику относительно мирохозяйственных связей, которая максимизирует национальное благосостояние. Исследование сущности и форм проявления международных отношений в процессе осуществления торговых, финансово-кредитных и других внешнеэкономических операций с целью удовлетворения потребностей национальной экономики в производственных ресурсах и благах составляет предмет мировой экономики. Изучая развитие и функционирование этих отношений, мировая экономика призвана выводить соответствующие законы и, опираясь на них в теоретических обобщениях, давать рекомендации для участников международных экономических сделок. Объектом мировой экономики выступает внешнеэкономическая деятельность субъектов этих сделок, тенденции развития международных связей и контактов. Мировая экономика не является простой суммой слагаемых, а представляет глобальную экономическую систему, в которой экономики отдельных стран настолько взаимосвязаны и переплетены между собой, что их воспроизводство, изолированное друг от друга, становится практически невозможным. Изучение проблем мировой экономики позволяет решить следующие основные задачи: · создать теоретическую и методологическую базу для правильного понимания закономерностей, процессов, проходящих как в мировом хозяйстве в целом, так и в его отдельных частях (странах и регионах); · выявлять тенденции мирового экономического развития в целом, регионов и отдельных стран, · обобщать и успешно использовать имеющийся опыт для решения национальных и международных экономических проблем. Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос
Вопрос Вопрос ВОПРОС Вопрос Развитие страны в мировом хозяйстве Вопрос Развавающиеся страны: основные признаки и место в мировом производстве. Развивающиеся страны Развивающиеся страны характеризуются социально -экономическим отставанием от развитых. Теоретически в их группу входят страны,чей показатель ВВП ниже стран с передовой экономикой.Они зависят от сильных хозяйств,так как те являются основными потребителями продукции,ресурсов. Международный валютный фонд ввел в систему классификации, которая учитывает следующие факторы. 1)Доход на одного гражданина 2)Степень диверсификации экспорта. 3)Уровень интеграции в мировое хозяйство. Всемирный банк имеет свою шкалу градации. Он делит все страны на четыре группы,среди которых страны с низким уровнем годового дохода -975 американских долларов на человека и меньше.Доходы ниже среднего находятся в промежутке между 976 и 3855 долларами,страны с доходом выше среднего показывают шкалу от 3856 до 11900 долларов. Отличительными чертами группы развеивающих стран можно назвать незначительный уровень индустриализации, их население имеет средний или низкий уровень жизни. Так же специалисты устанавливают прямую зависимость между низким уровнем дохода и демографической ситуацией в стране.В группу развивающих стран могут входить государства со слаборазвитой экономикой,страны третьего мира и сельскохозяйственные страны. По данным Международного Валютного Фонда к развивающимся относятся европейские страны - Албания, Болгария, Грузия, Сербия, Украина, Турция, Румыния и другие,из стран СНГ-Россия, Таджикистан, Узбекистан, Белоруссия, Армения. Больше всего развивающихся стран расположено В Азии и Латинской Америки. Также в эту группу входят страны Северной Африки, Среднего Востока и Тропической Африки. Место и Роль развивающихся стран в мировой экономике Последним значимым событием,повлиявшим на мировую экономику,стал мировой финансовый кризис. До него мировая экономика развивалась достаточно быстро и динамично.Это привело к приросту населения,увеличения масштабов потребления, а так же к умилившемуся негативному влиянию на экологию в мире. Самые крупные изменения сейчас происходит изменение климата, обеспечении энергетической продовольственной безопасности. Развитые страны достигли того уровня экономики, при котором капитал инвестируются в наукоемкие Отрасли народного хозяйства. Предприятие массового производства, а также компании, занимающиеся переработкой сырья, переносятся за рубеж. Больше всего заводов и фабрик открыта в азиатских и латиноамериканских странах, где достаточно трудовых относительно недорогих образованных ресурсов. Такое сотрудничество с развитыми странами дает возможность развивающимся экономикам ускорить темпы своего развития. Сегодня развитые страны показывают замедление экономического роста в силу естественных факторов, развивающиеся, напротив, выходит на первой позиции по объему выпуска и темпам производства. Однако, интеграция общее экономическое пространство не всегда приносит Положительные изменения. В развивающихся странах усиливается влияние на природу и климат, истощаются запасы полезных ископаемых, плодородность земли, вырубаются леса и приходят в негодность реки и подземные воды. Население развивающихся стран часто мигрируют в развитые страны, где занимается низкоквалифицированными и часто опасным трудом. Сегодня развитые страны начинают возвращать производство на свою территорию, что ведёт к росту безработицы в развивающихся экономиках. Это негативным образом сказывается на занятости, уровне доходах, как следствие на социально - экономическом развитии стран. Вопрос Место стран Восточной Европы в мировом хозяйстве. По классификации ООН к региону Восточной Европы относятся бывшие восточноевропейские социалистические страны, а также страны Балтии (Литва, Латвия и Эстония), некогда входившие в качестве союзных республик в бывший СССР. Эти государства относятся к типу стран с переходной экономикой, в которых с середины 1980-х гг. в основном завершен сложный переход от плановой к рыночной экономике. Структура промышленности стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в период социализма и сотрудничества в рамках СЭВ была чрезмерно утяжеленной. Приоритет отдавался, прежде всего, отраслям тяжелой промышленности и машиностроению. Доля промышленности в ВВП накануне реформ 1988 г. составляла в Румынии — 61 %, в Болгарии — 58, в Чехословакии — 57, в Польше — 52, Венгрии — 36 %. В настоящее время структура ВВП стран региона с небольшими отклонениями распределена следующим образом: доля промышленности от 25 до 33,2 %, сельского хозяйства — от 6,6 до 12 %, строительства — от 7 до 11 %. Позиции стран Центрально-Восточной Европы в мировом хозяйстве пока слабее. Скажем, доля их в мировом экспорте в конце 1990-х гг. составляла 1,5%, а в импорте — 2%. До развала социалистического лагеря в период существования Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) внешнеэкономические связи стран региона были ориентированы, прежде всего, на Советский Союз (кроме Югославии и Албании). Это стало одним из главных факторов их прогрессирующего отставания от развитых стран Запада по технологическому уровню, производительности труда, конкурентоспособности. В экспорте наиболее преуспевающих стран ЦВЕ преобладала продукция машиностроения довольно низкого качества. Переориентировавшись на Запад, страны ЦВЕ столкнулись с проблемой ухудшения товарной структуры экспорта. Вывозились в основном сельскохозяйственные продукты, черные металлы, продукция химической промышленности. Но наметились и позитивные сдвиги. Главный и очень обнадеживающий для стран ЦВЕ — стремительный рост иностранных инвестиций. Беспрецедентным в 1990-х гг. был рост Прямых инвестиций, направляемых в страны Центрально-Восточной Европы, — в 40 раз! Это объясняется тем, что реальные экономические реформы создали здесь очень благоприятные условия для привлечения и взаимовыгодного эффективного использования иностранных инвестиций. Но, несмотря на столь впечатляющий рост, доля стран ЦВЕ в мировых прямых иностранных инвестициях пока еще остается очень мала (4% в 2000 г. против 0,1% в 1990 г.). Для того чтобы жители стран ЦВЕ ощутили реальные плоды активного внедрения иностранного капитала в экономику региона, понадобится длинный «временной лаг», оцениваемый многими экспертами в несколько десятилетий. Вопрос Современное геополитическое положение России. Геополитика в России сегодня переживает свой ренессанс. Современный этап всемирной истории характеризуется серьезными сдвигами в сложившемся равновесии и требует принятия целого ряда неотложных политических решений. Изменение соотношения сил на мировой арене сопровождается крушением всего международного порядка, сложившегося после Второй мировой войны. В этой ситуации самым значимым событием стал развал СССР и социалистического лагеря, что явилось закономерным фактором исторического процесса. С распадом СССР произошли качественные изменения в структуре международных отношений, изменилось геополитическое и геостратегическое положение правопреемницы СССР - России. Мировую геополитическую ситуацию России следует рассматривать в двух аспектах: - военном (военностратегическом); - геоэкономическом. Характерной чертой сегодняшней России как бывшей супердержавы стало ее ослабление практически во всех областях политики, экономики, социальной сферы и культуры, но, одновременно, Россия остается второй в мире, после США, ядерной державой. Текущая ситуация напоминает передел мира, хотя, в отличие от предыдущих его проявлений, нынешнее положение отличается иной основой взаимодействия силовых полей. Вот как это выглядит сегодня. НАТО продвигается к границам России с запада и фактически контролирует бывшую сферу влияния СССР. Руководство НАТО объявило Закавказье и Среднюю Азию сферой своей ответственности. В регионах Закавказья и Средней Азии геополитическую активность проявляет также Турция. Утверждение в этом регионе Турции не приемлемо для России. Но в то же время Россия должна развивать отношения с Турцией как с черноморской державой [1, 359 с.]. Это необходимо также и потому, что существуют проекты российско-турецких газопроводов. Вновь для России возникла проблема пользования проливами Босфор и Дарданеллы. Определенные политические круги Турции вновь возвратились к доктрине "Черное море - турецкое море", используя экологический фактор риска прохода российских танкеров. Подобные запреты являются нарушением международной конвенции, принятой в Монтрё (Швейцария) в 1936 г., согласно которой черноморские страны проводят через проливы корабли без ограничений при соблюдении установленных условий; проход военных кораблей нечерноморских стран ограничен по классу, тоннажу и сроку пребывания в Черном море. Другой проблемой, не менее серьезной для России, является Китай. Россия и Китай имеют общую границу длиной около 4200 км. Ряд экспертов считают, что прогресс Китая в экономике представляет угрозу для России в форме постепенной китаизации редко заселенных областей Сибири и Дальнего Востока, тем более, что разрыв демографического потенциала между двумя странами огромен (Россия - 154 млн. человек, Китай - 1,3 млрд.). Отношения России с Японией упираются в проблему Курильских островов (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи). Япония хочет присоединить их к своей территории и на этих условиях согласна подписать мирный договор с Россией. Россия не отрицает наличие территориальной проблемы между двумя странами, но возвращение Южных Курил не расценивается как удовлетворение законных претензий Токио [5, 164 с.]. Российско-американские отношения характеризуются неустойчивостью. В результате распада СССР США и Запад в целом ничего не потеряли, а в России и бывших союзных республиках разразился экономический кризис, распались союзнические связи, начался вывод советских войск из Центральной и Восточной Европы и Афганистана, потребовавший огромных средств Вопрос Место Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Внешняя торговля России Внешняя торговля — торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. Осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами. Внешняя торговля страны регулируется государством. Для этого используются такие средства, как таможенный тариф, лицензирование, контингентирование и другие нетарифные ограничения, прямое и косвенное субсидирование экспорта и другие средства. Одной из главных форм связи между производителями продукции разных стран мира является внешнеторговая деятельность. Внешняя торговля России включает межстрановый обмен товарами, услугами и капиталом (получение кредитов). В структуру внешней торговли России входят следующие ее виды: экспорт, импорт, транзитная торговля (покупка товара за рубежом с одновременной продажей в третью страну), реэкспорт или реимпорт товаров, лицензионные торговые соглашения и др. На развитие внешнеторговых отношений России со странами мира основное воздействие оказывают: · либерализация мировой торговли; · регулирование мировой торговли по правилам ВТО; · углубление международного разделения труда, интернационализация производства под влиянием научно-технического прогресса. Россия в мировой экономике занимает промежуточные позиции между промышленно развитыми и развивающимися странами. Удельный вес страны в совокупном валовом продукте мира снизился с 3,4% в 1991 г. до 2,8% в 2005 г. Доля в мировом промышленном производстве не превышает 4% (5-е место в мире). По уровню производительности труда в промышленности (годовая выработка на одного занятого) - 64-е место, а в сельском хозяйстве - 77-е место в мире. Условиями расширения участия России в мировой торговле являются: 1) конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке; 2) развитие структуры внешней торговли; 3) динамичное развитие национальной экономики. В январе-октябре 2008 г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 659,6 млрд. долларов США (144,7% к январю-октябрю 2007 г.), в том числе экспорт - 413,4 млрд. долларов (147,8%), импорт - 246,2 млрд. долларов (139,8%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 167,2 млрд. доларов США (в январе-октябре 2007 г. - 103,6 млрд. долларов). Географическая структура торговли России характеризуется двумя основными направлениями: страны СНГ и дальнее зарубежье. В десятку основных торговых партнеров России входят Германия, Нидерланды, Италия, Китай, Турция, Польша, Швейцария, Великобритания, США и Финляндия. На ЕС приходится 52,1% российского товарооборота, на страны СНГ - 15,3%, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона - 16,1%. Основным торговым партнером России является Германия. Ее доля во внешней торговле России превышает 10%. Россия во внешнеторговом обороте Германии занимает 14-е место (2%). В десятку основных торговых партнеров России входят также Италия, Китай, Турция, Польша, Великобритания, США, Нидерланды, Финляндия и Швейцария. В 2007 г. в общем объеме экспорта России на долю Нидерландов приходилось 12,1%, Италии - 7,8, Германии - 7,5, Турции - 5,2, Китая - 4,5, Швейцарии - 4,0, Польши -3,8, Соединенного Королевства (Великобритании) - 3,1, Финляндии - 3,0, Франции - 2,5, США - 2,3%.В импорте преобладали поставки из Германии - 13,3%, Китая - 12,2, Японии - 6,4, США - 4,7, Италии - 4,3, Франции - 3,9, Соединенного Королевства (Великобритании) - 2,8, Финляндии - 2,5, Польши - 2,3, Нидерландов - 1,9%. [10] Основными торговыми партнерами России из стран СНГ остаются Республика Беларусь, Украина и Казахстан, формирующие вместе с Россией единое экономическое пространство. В 2007 г. в общем объеме экспорта России на долю Беларуси приходилось 4,9%, Украины - 4,6%, Казахстана - 3,4%. В импорте преобладали поставки из Украины - 6,7% от всего объема российского импорта, Беларуси - 4,4%, Казахстана - 2,3%. Экспорт России традиционно имеет сырьевую направленность. По стоимости в структуре экспорта доля минеральных продуктов составляла от 42,5% до 64,7%, доля металлов - 16,1%, машин, оборудования, транспортных средств - 5,6%. В импорте России основными статьями являются изделия машиностроения (51,0%), продовольствие и сырье для его производства (13,8%), продукты химии (13,8%). Последнее десятилетие характеризуется негативными тенденциями в развитии внешней торговли - сокращением российского присутствия на многих региональных и мировых товарных рынках, в странах - бывших членах СЭВ и в регионе СНГ. Отечественные товары на внутреннем рынке России потеснены иностранными конкурентами. Основные причины таких явлений - снижение объемов производства, низкая конкурентоспособность российских товаров, проблемы кредитования производства и поставок продукции, отсталость производственной базы, длительные сроки освоения современных видов оборудования, проблема неплатежей, отсутствие системы страхования и банковских гарантий. Цель внешнеторгового государственного регулирования - обеспечение оптимальной структуры платежного баланса за счет переориентации внешнеторгового оборота России с сырьевого экспорта и импорта потребительских товаров на наукоемкие, высокотехнологичные отрасли, развитие торговли с ведущими государствами мира, особенно со странами ЕС. Это обусловливается объективной потребностью национальной экономики России в расширении хозяйственных связей с промышленно развитыми странами. Показателями открытости национальной экономики являются: 1) экспортная квота в ВВП и производстве отдельных видов продукции; 2) доля импорта в потреблении; 3) удельный вес иностранных инвестиций в их общем объеме. Величина экспортной квоты (отношение объема экспорта товаров и услуг к объему ВВП) России составляет 10% при стоимостной оценке ВВП, равной 1 трлн. долл. Экспортная квота по ряду важнейших товаров российского экспорта за последние годы составила: сырой нефти - 43%, нефтепродуктов - 33, природного газа - 36,5, минеральных удобрений - 75, целлюлозы - 83%. Высокие уровни экспортных квот данных видов продукции представляют собой предел возможностей по их вывозу. Вопрос Вопрос ВОПРОС Вопрос Россия на рынке технологий
ВОПРОС Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Становление и перспективы развития российских международных компаний –промышленных групп (ФПГ) ВОПРОС Объективные основы, содержание и сущность экономической интеграции Вопрос Вопрос Вопрос Основные черты региональной экономической интеграции. Успехи развития экономической интеграции в Западной Европе привлекли внимание в развивающихся регионах мира. В Латинской Америке, Африке и Азии возникло несколько десятков зон свободной торговли, таможенных или экономических союзов. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) Одним из наиболее заметных развивающихся интеграционных процессов стал процесс организации и функционирования североамериканской зоны свободной торговли - НАФТА. Существующая экономическая интеграция США с Канадой и их сотрудничество с западноевропейскими партнерами перестала удовлетворять США. В результате интеграционные процессы в Северной Америке вышли за пределы двух государств. Был заключен договор о североамериканской зоне свободной торговли, вступившей в силу 1 января 1994 года, по которому НАФТА, кроме США и Канады, включила Мексику. Территория блока составляет обширную территорию с населением 370 млн. человек и мощным экономическим потенциалом. Ежегодное производство товаров и услуг этими странами составляет 7 трлн. долл. На их долю приходится около 20% всего объема мировой торговли. Основные положения соглашения включают: - отмену таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада, Мексика; - защиту североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику; - снятие запрета на капиталовложения и конкуренцию американских и канадских компаний в банковском и страховом деле в Мексике; - создание трехсторонних групп для решения проблем, связанных с охраной окружающей среды. Первые два года функционирования НАФТА не оправдали надежд в отношении создания дополнительных рабочих мест за счет увеличения объемов экспорта. В конечном счете, по планам создателей НАФТА, полноценный североамериканский общий рынок может быть создан к 2010 году. Уже сейчас американские экономисты моделируют создание самодостаточного панамериканского торгового блока протяженностью от Аляски до Огненной Земли. Южноамериканский общий рынок - МЕРКОСУР Интеграционные процессы активизируются и в Южной Америке. В свое время (начало 60-х годов) здесь планировалось создать "зону свободной торговли", а затем образование Центральноамериканского общего рынка - ЦАОР. Однако политический и экономический кризис не позволил реализовать эти планы. За годы своего существования общий рынок стран Южного Конуса - МЕРКОСУР превратился в одну из самых динамичных интеграционных группировок мира. Создание МЕРКОСУР привело к резкому увеличению взаимной торговли, расширению торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками. Заметно возросла взаимная инвестиционная активность, нарастают инвестиции из-за рубежа. Успешная деятельность МЕРКОСУР оказывает заметное влияние на политическую стабильность в регионе. В отличие от западноевропейской интеграции это южноамериканское объединение является показателем того, что разные по своему уровню государства могут не только сосуществовать в единой организации, но и успешно сотрудничать. Для этого требуется тщательная подготовка всех звеньев таких объединений; высококвалифицированное руководство их деятельностью; умение найти для каждой страны свое место в этом процессе, сгладить противоречия; желание и умение идти на компромиссы. Азиатско- Тихоокеанское экономическое сотрудничество - АТЭС В конце XX века набирают силу интеграционные процессы в Восточной Азии. Наиболее успешно на протяжении почти 30 лет действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят один из четырех азиатских "драконов" Сингапур, а также НИС "новой волны" - Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины. Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом большинства стран - участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества. В планах АСЕАН до 2000 г. - снизить таможенные пошлины стран - участниц в среднем на 5% по 38 тыс. наименований товаров. В конце 1995 г. принято решение о создании полноценной зоны свободной торговли в 2003 году, а при благоприятном развитии событий - в 2000 году. Оценивая процессы экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, многие специалисты указывают на особые условия и своеобразие ее развития. В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока невысока. Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к первому этапу развития экономической интеграции, т. е. к зоне свободной торговли с отменой тарифов и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не о зоне свободной торговли, а об "открытой экономической ассоциации". По некоторым оценкам, среднегодовые темпы экономического прироста АТЭС до 2000 г. составят 3-3,5%. Причем, азиатские страны в этом отношении будут значительно опережать своих промышленно более развитых западных партнеров. Высокие темпы экономического развития, нарастающие внутрирегиональные потоки товаров, услуг, капиталов дают основание в пользу вывода, что в XXI веке А ТЭС станет стержнем экономического роста мира. Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Валютный курс и факторы его определяющие. Главным элементом валютной системы каждой страны является ее национальная валюта. Практически все международные экономические операции предполагают обмен национальных валют, который происходит по определенной цене. Цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран (или в международной денежной единице), называется валютным курсом. Валютный курс предполагает взаимную котировку валют. Валютная котировка есть процесс определения валютного курса тем или иным методом. Существуют два основных метода валютной котировки: прямой и косвенный. При прямой котировке валютный курс одной национальной валютной единицы выражается через определенное количество иностранной валюты. Например, 1 руб. = 0,03 долл. = 3 цента. Для рубля это прямая котировка, а для доллара - косвенная. При косвенной котировке определенное количество единиц национальной валюты выражается через валютный курс одной единицы иностранной валюты. Например, 1 долл. = 31 руб. Для доллара это прямая котировка, а для рубля - косвенная. наиболее важные факторы, влияющие на валютный курс. 1. Изменение во вкусах покупателей. Если потребители предпочитают покупку импортных товаров, то это вызовет спрос на иностранную валюту и ее курс будет расти, а курс национальной валюты - падать. Дело в том, что курс валют - это своеобразные «сообщающиеся сосуды», и подорожание национальной валюты неизбежно означает обесценение иностранной. В свою очередь, подорожание иностранной валюты свидетельствует об обесценении национальной. 2. Протекционистская политика государства во внешней торговле. В случае применения заградительных мер по отношению к импорту спрос на иностранную валюту сокращается, и ее курс по отношению к национальной валюте падает. В свою очередь, курс национальной валюты растет. Поскольку эти меры сокращают объем международной торговли и вызывают межстрановые противоречия, то становится ясно, что широкое применение такой политики в целях стабилизации валютного курса может привести к негативным последствиям. 3. Изменение величины национального дохода страны, а следовательно, и доходов покупателей. С ростом доходов увеличивается потребление как собственных, так и импортных товаров, поэтому растет спрос на иностранную валюту. На валютном рынке это отразится в росте курса иностранной валюты и понижении курса национальной. Следовательно, все факторы, приводящие к росту национального дохода, могут влиять на курсы валюты. 4. Инфляция (относительное изменение цен). При прочих равных условиях уровень инфляции в стране обратно пропорционально влияет на величину курса национальной валюты, т. е. увеличение инфляции в стране приводит к уменьшению курса национальной валюты, и наоборот. Если темпы роста цен в одной стране превышают соответствующие показатели в другой, то импортные товары будут (пока курс неизменен) более дешевыми. Это увеличит спрос на них, что приведет к росту спроса на иностранную валюту и обеспечению национальных денег. К удорожанию иностранной валюты будет также приводить все увеличивающееся по мере роста инфляции стремление людей сохранить свои реальные доходы. Это отразится в увеличении спроса на «твердые» валюты с целью сохранения накоплений. Но поскольку предложение валюты остается неизменным, то рост денег в обращении и инфляция приводят к понижению курса национальной валюты. В связи с инфляционным фактором рассчитывается паритет покупательной способности (ППС), т. е. реальная цена национальной денежной единицы в валюте другой страны. Для расчета ППС сравниваются цены аналогичных товаров и услуг, произведенных в сравниваемых странах. Допустим, цена потребительской корзины в России составляет 5000 руб., аналогичный показатель в США равен 100 долл. Соотношение курсов валют в этом случае составит: 1 долл. = 50 руб., или 1 руб. = 0,02 долл. 5. Величина реальных процентных ставок. Повышению курса национальной валюты будут содействовать все факторы, вызывающие прилив иностранного капитала в страну. В свою очередь, важным моментом, определяющим для инвестора страну размещения капитала, является размер реальных процентных ставок (номинальная ставка за вычетом темпов роста цен). Чем выше реальные процентные ставки и, следовательно, доходность по ценным бумагам в стране относительно других стран, тем привлекательнее данная страна для вложения финансовых средств. Это ведет к росту предложения иностранной валюты и действует в сторону повышения курса национальных денег. Изменение процентных ставок двояко влияет на валютный курс. С одной стороны, их увеличение внутри страны вызывает уменьшение спроса на национальную валюту, так как кредит становится дорогим. Взяв же его, предприниматели увеличивают себестоимость своей продукции, что приводит к росту цен внутри страны и обесценивает национальную валюту по отношению к иностранной. С другой стороны, увеличение реальных процентных ставок делает прибыльным размещение средств в этой стране для иностранцев. Растет приток их капиталов, растет спрос на валюту этой страны, и она дорожает. Таким образом, изменение процентных ставок может как прямо, так и обратно пропорционально повлиять на величину валютного курса. 6. Состояние торгового баланса. Платежный баланс непосредственно влияет на величину валютного курса. Так, активный платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты, поскольку растет спрос на нее со стороны иностранных партнеров. Пассивный платежный баланс порождает тенденцию к снижению курса национальной валюты, так как отечественные должники, покупая иностранную валюту для погашения своих обязательств, увеличивают предложение своей национальной валюты. Размеры влияния платежного баланса на валютный курс определяются степенью открытости экономики страны. Чем выше доля экспорта в валовом национальном продукте (чем выше открытость экономики), тем выше эластичность валютного курса по изменению платежного баланса. Кроме того, на валютный курс влияет экономическая политика государства в области регулирования составных частей платежного баланса: текущего счета и счета движения капиталов (изменение пошлин, процентных ставок, ограничение импорта, торговые квоты, экспортные субсидии). Если растет положительное сальдо платежного баланса, то растет и спрос на валюту данной страны и соответственно растет ее курс. При отрицательном сальдо происходит обратный процесс: возрастает спрос на иностранную валюту. 7. Всякого рода ожидания различных субъектов рынка относительно изменения обменных курсов. У хозяйствующих субъектов формируются различные представления о будущих темпах роста экономики, темпах инфляции, значении реальных процентных ставок, направлениях макроэкономической политики. В итоге обобщения этих показателей складываются мнения об ожидаемых обменных курсах. При прочих равных условиях выгоднее хранить портфель активов в тех валютах, обменные курсы которых, согласно ожиданиям, повысятся. В свою очередь, на международном рынке выгоднее брать заем в той валюте, курс которой в будущем может упасть. Кроме того, держатели слабой валюты попытаются перевести ее в более сильную (курс ее вырастет). Обмен валюты, вызванный всеми этими причинами, усилит предполагаемое обесценивание или подорожание валют. 8. Государственное макрорегулирование экономики. К нему относятся использование официальных валютных резервов, торговая политика, валютный контроль и рационирование на валютном рынке, финансовая и денежно-кредитная политика. Манипулируя валютными резервами, можно увеличить предложение иностранной валюты, таким образом поддерживая определенный валютный курс на валютном рынке. Однако объем резервов лимитирован, и поддерживать курс подобным образом можно лишь кратковременно. Другим способом воздействия на спрос и предложение является валютный контроль, или рационирование. С целью увеличения предложения валюты государство может ввести обязательную 100%-ную продажу всей получаемой экспортерами валюты. Чтобы уменьшить спрос, можно ввести административные ограничения на потребителей валюты и т. д. 9. Валютные спекуляции, доверие к валюте, ее популярность и другие обстоятельства также оказывают воздействие на валютный курс. В любом государстве валютные резервы небезграничны. Если по каким-либо причинам спрос на иностранную валюту в течение длительного времени превосходит ее предложение, то искусственно удерживать курс национальной валюты от падения путем продажи иностранной валюты невозможно. Здесь встает вопрос о необходимости отказаться от защиты курса и перейти к режиму плавающего курса либо законодательно снизить стоимость своей национальной валюты до уровня, соответствующего рыночному равновесию. В этом случае валютные спекулянты могут опередить правительство и начнут активно сбрасывать национальную валюту в обмен на иностранную, чтобы избежать потерь. Возникает ситуация, известная в международной экономике под названием «спекулятивная атака на валюту». Существует рыночное и государственное регулирование величины валютного курса. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции и действии законов стоимости, спроса и предложения, осуществляется стихийно. Действие этих законов на валютных рынках обеспечивает эквивалентность обмена валют, соответствие их количества потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг, капиталов, кредитов. Через динамику валютного курса участники рынка узнают о величине спроса и предложения валют. Тем самым рынок выступает как источник информации о состоянии валютных операций. Государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений, на достижение устойчивого экономического роста, равновесие платежного баланса, снижение безработицы и инфляции в стране. Оно осуществляется с помощью валютной политики - совокупности мероприятий в сфере международных валютных отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями между государствами. К основным мерам государственного воздействия на величину валютного курса относятся: а) валютные интервенции; б) дисконтная политика; в) протекционистские меры. Важнейшим инструментом валютной политики государства являются валютные интервенции - операции ЦБ на валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют. Чтобы повысить курс национальной валюты, ЦБ должен продавать иностранные валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается спрос на иностранную валюту, а следовательно, увеличивается курс национальной валюты. Для того чтобы понизить курс национальной валюты, ЦБ продает национальную валюту, скупая иностранную валюту. Это приводит к повышению курса иностранной валюты: и снижению
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.211 (0.013 с.) |