История возникновения промысла 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История возникновения промысла



История возникновения промысла для детей

Жил когда-то в нижегородских лесах чудо-мастер. Построил он дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет золотой посуды жителям села Хохлома, а сам исчез.

Узнав секрет мастера, жители занялись промыслом – росписью деревянной посуды, они вырезали из дерева тарелки, кувшины, солонки, стаканы. Эти готовые деревянные изделия несколько дней сушили, а затем покрывали очень тонким слоем жидкой глины, смешанной с мелом. Потом снова сушили, полировали, и наконец, покрывали «серебряным» порошком и расписывали. Расписанную посуду покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жара лак становился золотым, а серебро под лаковой пленкой начинало гореть как золото.

Свои изделия крестьяне отвозили на ярмарку и там продавали. По названию этого села и посуду стали называть «хохломской». Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду: с выдумкой и фантазией придумывают узоры, которые часто видят в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка - былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина — или цветы: маки, колокольчики, ромашки.

И сейчас на фабрике работает много художников и мастеров. Их красивые изделия покупают не только в нашей стране, но и в других государствах.

 

Программные задачи по ознакомлению дошкольников с Хохломской росписью

Старший возраст.

1. Знакомство с данным видом народного декоративно-прикладного искусства. Учить различать и называть Хохломскую роспись, знать историю промысла, его характерны особенности. Воспитывать гордость за свой народ, уважение к мастерам и желание самим создавать подобные работы. Показать характерные особенности Хохломской росписи, неё основные элементы. Формировать эстетическое отношение к русскому сувениру – изделиям Хохломы. Развивать воображение, творчество, самостоятельность.

2. Обучение декоративному рисованию, аппликации, лепке на основе неродного декоративно-прикладного искусства, знакомство с некоторыми приёмами народных мастеров в рисовании, аппликации, лепке. Учить составлять характерный узор для предметов быта по мотивам Хохломской росписи, выделяя характерные элементы; учить составлять узор на силуэте, чередовать элементы по величине, форме, цвету.

3. Формирование детского декоративного творчества. Обучение видению на предметах каждого вида народного декоративно-прикладного искусства вариативности элементов, сочетания цветов, композиций, умения мастера создавать новый неповторимый узор, не выходя за пределы традиции данного вида росписи. Формирование на основе этого декоративного творчества умения создавать узор на любой форме, свободно выбирая сочетания цветов, композицию, в зависимости от назначения узора, формы предмета, материала. Учить выбирать элементы, сочетания цветов, композиций, создавать творческие композиции, определив назначение предмета.

 

Художественное слово

Как волшебница Жар- птица,

Не выходит из ума

Чародейка – мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Всё вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной красоты.

 

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

 

Хохлома

Хохлома ты моя золотая,

Твой характер цветист без прикрас,

Над Россией жар-птицей взлетая,

Ты волнуешь придирчивый взгляд.

Чтоб светлели суровые лица,

Украшай вдохновенно дома,

Чудодействуй в веках, мастерица,

Золотая моя Хохлома!

 

Вы не знаете, ребята,

Отчего и почему

Очень часто называют

Золотою Хохлому?

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома,

Может всюду там сияют

Золотые купола?

Деревянная, резная,

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой-

Вот чем славится она!

Этот тонкий, этот дивный

Золотистый завиток!

Раз увидишь – не забудешь,

И хотел бы, да не мог!

Елена Никонова

 

Хохлома

Посуда не простая,

А точно – золотая!

С яркими узорчиками

Ягодками и листочками.

Называется она-

Золотая Хохлома.

 

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

В.Боков.

 

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым

Земляничка цветом алым

Засияла, поднялась,

Сладким соком налилась

А трава как, бахрома,

Золотая хохлома!

Хохлома, хохлома –

Наше чудо дивное!

Мы рисуем хохлому

Красоты невиданной.

Нарисуем травку

Солнечною краской,

А цветы-огоньки

Красной краской от зари.

Роспись хохломская.

Словно колдовская.

В сказочную песню

Просится она

И нигде на свете

Нет таких соцветий –

Всех чудес чудесней

Наша хохлома!

 

ЗАВИТОК

«Кистью плавно закручу,

Линию с нажимом.

В завиток я превращусь,

Словно я пружина».

 

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь.

Отголоски лета в золоте траве.

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

Роспись хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий

Всех чудесней наша Хохлома.

 

 

За окошком метели и морозы трещат, А в избе за палитрой мастерицы сидят.

Ни цветка, ни травинки

В сером зимнем лесу,

Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.

Пламя лижет дровишки и от печки тепла,

Словно летом, полянка

В их глазах расцвела.

Кисть купается в краске,

Здесь прижалась разок,

И блеснул на посуде золотой завиток.

Звонко тренькнет синичка

За промерзлым стеклом,

Кисть рисует реснички

Рядом с тем завитком.

А сухие былинки под веселым мазком Превратились в травинки,

Усик вьется ползком.

Блещут краски так ярко

Золотой хохломы,

Что в лучах ее теплых

Согреваемся мы.

(П. Синявский «Хохлома».)

 

 


Перспективное планирование в разных возрастных группах.

Примерная тематика занятий

Старшая группа

Месяц

Название занятия

Программное содержание

февраль

«В гостях у Хохломы»

Познакомить детей с Хохломской росписью – новым видом декоративно-прикладного искусства. Вызвать у детей желание заниматься подобной деятельностью. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.

март

«Ложка для Жихарки»

Познакомить с изделиями хохломских мастеров. Учить составлять узор из плавно изгибающейся ветки с ягодами, листьев, завитков, «травки», располагать ветку вдоль изделия, рисовать узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды, листья, завитки, «травка»), сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, «золотой» (охра).

Развивать интерес к народным промыслам.

 

 

Подготовительная группа

Месяц

Название занятия

Программное содержание

сентябрь

«Хохломская тарелочка»

Учить детей новой композиции хохломского узора — изображению закругленной ветки с ягодами, соответствующей форме изделия; ввести в узор новые элементы — ягоды клубники, малины, крыжовника.

Формировать умение рисовать узоры на разных фонах — красном, черном или желтом (охра), в соответствии с фоном самостоятельно подбирать краски для узора.

Воспитывать желание получать радость от сделанной работы.

октябрь

«Золотая Хохлома»

Закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавать растительный характер орнамента, праздничность, торжественность колорита.

Развивать самостоятельность, творческую активность.

Развивать художественный вкус, цветовое восприятие.

 

 


Старшая группа

Цель и задачи:

Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством – Хохломской росписью, историей ее возникновения, ее характерными особенностями (цвет, фон, материал).

Дать представление об основных элементах, используемых художниками, познакомить с названиями элементов росписи: ягоды, цветы, завиток, травка.

Развивать технику рисования концом кисти.

Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.

Материал и оборудование: иллюстрации, предметы быта с Хохломской росписью, альбомный лист, кисти, гуашь, вода, образцы элементов росписи, технологическая карта выполнения элементов росписи.

Ход

Ребята, сегодня в нашем музее новая выставка. Посмотрите, как можно назвать одним словом эти предметы (посуда). Чем еще похожи эти предметы (сделаны из дерева, одинаково расписаны). Эта красивая, сказочная роспись родилась давным-давно. А вот как она возникла, я вам сейчас расскажу, садитесь поудобнее и слушайте.

Жил когда-то в нижегородских лесах чудо-мастер. Построил он дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет золотой посуды жителям ближнего села, а сам исчез.

Узнав секрет мастера, жители занялись промыслом – росписью деревянной посуды, они вырезали из дерева тарелки, кувшины, солонки, стаканы. Эти готовые деревянные изделия несколько дней сушили, а затем покрывали очень тонким слоем жидкой глины, смешанной с мелом. Потом снова сушили, полировали, и наконец, покрывали «серебряным» порошком и расписывали. Расписанную посуду покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жара лак становился золотым, а серебро под лаковой пленкой начинало гореть как золото.

Свои изделия крестьяне отвозили на ярмарку в большое село Хохлому и там продавали. По названию этого села и посуду стали называть «хохломской». Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду: с выдумкой и фантазией придумывают узоры, которые часто видят в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка - былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина — или цветы: маки, колокольчики, ромашки.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

Подойдите к выставке и внимательно рассмотрите все предметы, найдите растительные элементы. Назовите их. (ответы детей) Какие цвета используют в Хохломской росписи? (ответы детей) Какие предметы вам понравились больше всего? Почему? (ответы детей) Эти предметы сделаны современными мастерами. На фабрике работает много художников и мастеров. Их красивые изделия покупают не только в нашей стране, но и в других государствах.

Хотите научиться рисовать Хохломские узоры? Садитесь за столы. Начнем мы учиться с самых простых элементов. Воспитатель показывает приёмы рисования элементов, помогает нуждающимся в помощи. Когда все дети закончат рисование волнистой линии с завитками, воспитатель раскладывает работы на столах, дети рассматривают их.

Воспитатель подводит итог занятия. Вспомните, а как называлась роспись, о которой мы беседовали? А почему она так называется? Что нового вы сегодня узнали? А вам самим понравилось рисовать элементы росписи? А трудно было? Давайте устроим выставку ваших работ!

 

 


Подготовительная группа.

Цель и задачи:

Учить видеть и выделять характерные элементы росписи.

Учить составлять узор по мотивам Хохломской росписи.

Обратить внимание на цветовую гамму.

Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.

Материал и оборудование: шаблоны посуды, краски, кисти, вода, краски, тонированные листы бумаги, простые карандаши.

Ход.

Ребята, у нас новая выставка, посмотрите на эти красивые изделия. Какой росписью украшены все предметы? (ответы детей) Почему её так назвали? (ответы детей) Какие элементы использовали мастера? (ответы детей) Какие цвета характерны для Хохломской росписи? (ответы детей) Какие элементы вы уже рисовали? (ответы детей) Вы так много знаете о Хохломской росписи! Молодцы!

Я для вас приготовила новую игру «Жар птица». У меня Жар птица, но без хвоста, вы должны найти перо, выполненное в стиле Хохломской росписи. На столе разложены картинки с разными видами росписи, по сигналу педагога надо найти картинку с хохломской росписью. Молодцы, собрали все перья для хвоста Жар птицы.

Как волшебница жар-птица

Не выходит из ума,

Чародейка, мастерица,

Золотая Хохлома!

И богата, и красива,

Гостю рада от души.

Кубки, чашки и ковши.

Хотите расписать посуду Хохломской росписью? Я приготовила тонированные листы бумаги и шаблоны разнообразной посуды, выберите себе шаблон и тонированный лист, садитесь за приготовленные столы. Сначала обведите шаблон простым карандашом. А потом приступайте к росписи. На мольберте я вывесила образцы росписи, рядом – технологическая карта выполнения завитка, криуля.

Дети самостоятельно выполняют работу, воспитатель оказывает необходимую помощь. После рисования все работы детей раскладываются для просушки на столах. Воспитатель подводит итог занятия. Какие вы все молодцы! Все старались! Что вам показалось трудным? Что далось легко? Когда ваши работы высохнут, мы их аккуратно вырежем и оформим выставку Хохломской посуды.

 

История возникновения промысла

Хохлома - старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье (селе Семино и городе Семёнове Нижегородской губернии). Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. Удивительно то, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Потом изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной. Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки.

Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень. Сюда мастера из окрестных деревень приносили свои изделия. Это было время возрождения России, наступившего после освобождения от опустошительного татаро-монгольского ига, время обновления храмов и церквей. Народные промыслы стали новым источником существования. Новый промысел объединил вековые традиции местных жителей и беженцев, особенно староверов.

Народный промысел развивался постоянно. Уже в конце 19 века Хохлома была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. И после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы резко вырос в различные страны. Особенно много покупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии. Даже один из немецких предпринимателей взялся за производство деревянных ложек, которые выдавал за хохлому. С началом 20 века народные промыслы пережили кризис, вызванныйМировой и гражданской войнами. Из-за этого многие мастера лишились заказов и закрыли свои мастерские.

Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. В настоящие время изделия с хохломской росписью производят несколько десятков предприятий, но подлинных хохломских центра два: это «Хохломской художник» в селе Семино и «Хохломская роспись» в г. Семенове. Семинская роспись более традиционна, ближе к своим истокам – крестьянской посуде. Семеновские мотивы более фантазийные и изысканы, предназначены для более взыскательных покупателей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.086 с.)