Социология имеет дело с двумя классами вопросов: эмпирическими и теоретическими. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология имеет дело с двумя классами вопросов: эмпирическими и теоретическими.



Предыстория социологии – это процесс формирования онтологических предпосылок социологического знания: представлений об обществе, о социальности, о социальной реальности. Эти предпосылки сформировались к середине XIX в.

Предысторию можно разделить на 2 условных периода:

- Донаучный

- Преднаучный

Критерий: характер постановки вопросов о социальной реальности.

 

ДОНАУЧНЫЙ ПЕРИОД

Античность

В античности существовало две традиции по отношению к обществу: Общество естественно (Аристотель) и общество искусственно (Платон).

Платон и Аристо­тель рассматривали вопросы, которые можно от­нести к общественным наукам и социологии.

Платон (427-347) разработал структуру идеально­го государства, возглавляемого философами. В та­ком государстве особое значение придается вос­питанию. Государство занимает главенствующее положение, и люди приспосабливаются к его прин­ципам: человек — продукт государства. Воспита­ние в этом случае преследует выгоду государства, целью воспитания личности становятся интересы государства. Речь идет о ярко выраженной кол­лективности, когда индивид — зависимая, а общест­во — независимая переменная.

Первым в истории трудом по <общей социологии> считают <Государство> Платона. Он подчеркивал особую роль разделения труда и создал первую в мире теорию стратификации, согласно которой любое общество делится на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов (видимо, и в древности военно-промышленный комплекс играл не последнюю роль), охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне.

Высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. Чтобы этого не происходило, его необходимо лишить частной собственности, которая, согласно Платону, развращает нравы людей. К управлению обществом следовало допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых. Они должны вести суровый образ жизни и не предаваться земным утехам. (Как вы думаете, а сегодня высший класс следует этим требованиям?)

*Каждое сословие должно заниматься своим делом!!!

Наилучшей формой правления Платон считал аристократию - власть избранных. В порядке ухудшения располагаются тимократия (власть воинов), олигархия (власть богачей) и демократия (власть народа), крайней формой которой является охлократия (власть толпы). Демократия является худшей формой правления потому, что из неё обычно вырастает тирания, наихудшая форма, при которой царят произвол и насилие. Ведь тиран приходит к власти как ставленник народа.

В плохом государстве над всеми стоят правители, в разумном - законы. Закон призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых. На страже законов стоит правосудие. К отправлению правосудия должны быть причастны все граждане государства.

Взгляд Аристотеля (384-322) является проти­воположным: индивиды образуют общество и тем самым и государство. Качества индивидов определяют характер и своеобразие общества. Естественно, что и целью воспитания при таком подходе являет­ся индивид. Речь идет о концепции индивидуализ­ма, по которой индивид — независимая, а обще­ство — зависимая переменная.

В античности "общество" и "государство" не различали, оба понятия употреблялись в качестве синонимов.

Аристотель. У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него существуют еще два класса - богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если: 1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении; 2) эгоистические интересы богатых ограничены; 3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Структура государства:

1) Домохозяйство (удовлетворение потребностей человека)

2) Поселение (демос) – удовлетворение прочих потребностей человека в политике, есть глава – старейшина. Не удовлетворяются потребности безопасности и торговли.

3) Несколько поселений – полис – удовлетворяются потребности безопасности и торговли.

Государство – цель развития человека и оно доминирует естественным образом, часть политического организма (государства) – человек.

Оправданность социального неравенства – материальные и психологические факторы: тот у кого нет денег заслуживает этого (этот человек – раб по природе).

Аристотель осуждал любые проявление духа наживы и погони за прибылью, приветствовал нравственно-этические отношения между людьми.

Аристотелевская этика деловых отношений последовательно реализовывалась древнегреческим рынком, который был ориентирован не только и не столько на интересы богатых клиентов, сколько на удовлетворение повседневных запросов рядовых, среднего достатка афинян. Духовные ценности и гражданские доблести ставились греческой культурой много выше, чем владение вещами и деньгами. Да и сами деньги должны добываться честным и добросовестным трудом.

Несовершенства общества, учил Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частной собственностью может владеть каждый, она не вредит нравам людей и развивает здоровые эгоистические интересы. Человеком управляет множество стремлений, но главное среди них - любовь к деньгам. При коллективной собственности все или большинство бедны и озлоблены. С другой стороны, не менее опасно для государства и чрезмерное неравенство людей. Аристотель превозносит общество, в котором средний класс сильнее всех других.

Труды: «Политика», «Афинская полития».

1.2. Средневековая социология
Влияние христианства на философское учение. Понятие общества носило, прежде всего, конфессиональный характер.

Падение Западной Римской империи (476 г.).

Распад античного общества в Европе и формирования феодального общественного отношения, нового мировосприятия и образа жизни. В условиях рабовладельчества человек полностью зависел от природы и государства. Его мировоззрение вкладывалось в рамки фатализма, определения судьбы Всевышним. Вместе с тем, человек находится в центре государства- полиса, живое по его законам, действует и создает в той мере, в которой укладывались его представления об общей зависимости от собственников земли, отягощенные феодальными повинностями, испытывали внеэкономическое принуждение.

 

Преднаучный период

2.1. Эпоха Возрождения (примерно 14-16 вв.)

Николо Макиавелли (1469-1527 гг.) первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение <Государь> как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского <Государства>, но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Он впервые вывел государственно-политические вопросы из-под сферы влияния религии и морали. Труды Макиавелли придали социологии и политологии новое измерение: они стали наукой о поведении людей в обществе.

Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать мотивы поведения людей и руководствоваться в своей деятельности тремя основными принципами (законами). Первый принцип: человеческими действиями правят честолюбие и мотив власти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками - страсть приобрести то, чего их лишили. Второй принцип: умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных, а где зависимость - там нерешительность, малодушие и легкомыслие. Третий принцип: использование любви подчиненных, в начале карьеры правителя и использовать их страх при достижении им власти. Четвертый принцип: творить зло надо сразу, а добро - постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жесткость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени (хвост собаке лучше отрубать сразу, а не по частям). Пятый принцип: можно отобрать у подчиненных жизнь, но нельзя посягать на имущество.

*** Идеи работы «Государь»

1)  Раскрыть как завоевывается власть и как она теряется и как ее удержать

2) Мотив властвующего человека – достижение успеха

3) Политик погибнет, если будет милостив, надо быть хитрым, как лиса и свирепым как лев

4) Государь должен демонстрировать свои доблести, даже если их у него нет

5) Надо использовать пропаганду, чтобы все думали, что правитель сильный

6) Государь должен создавать законы и править, а народ должен подчиняться.

В <Государе> Макиавелли нарисовал образ идеального правителя и политическую технологию удержания власти.

В работах Макиавелли прослеживается политическая и социальная автономии, рациональный взгляд.

Труды: «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Государь» («Князь»).

2.2. Эпоха просвещения (конец 17 в. – начало 19 в.) Новое время



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.007 с.)