Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные правила и приемы резьбы ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Приступая к резьбе, надо изучить свойства древесины, потому что каждая порода обладает присущими только ей определенными качествами и текстурой, вследствие чего имеются отличия в способах обработки различных пород. Нужно иметь представление о разнообразии цветовой палитры, уметь придать дереву искусственным путем (крашением, тонированием, отбеливанием) нужный цвет и оттенки. Кроме того, мастер должен учитывать способность древесины легко обрабатываться и приобретать гладкость или матовый блеск, воспринимать лицевую отделку, а также различия текстуры трех основных срезов – вдоль или поперек волокон и на торце. Каждый резчик, приступая к работе, должен усвоить и соблюдать основные правила резьбы, которые имеют решающее значение. Выполнение резьбы в любой технике обязательно начинают с того, что прочно, закрепляют заготовку на верстаке державками или другими приспособлениями. Безусловно, только практический опыт, приобретенный в работе, подскажет наиболее правильный выбор технологии при изготовлении резных изделий. Начинающий резчик-любитель сможет освоить срезы и резьбу профильных форм на трех основных сторонах заготовки (рис. 37-39). Срез по наклонной (рис. 37) выполняется исключительно по наклонной линии к слою и в направлении идущих волокон. Такой срез получается чистым, гладким, блестящим. Несоблюдение этого правила, например срез против направления волокон, приводит к образованию задиров и сколов. Срез поперек волокон (рис. 38) выполняется полукруглой стамеской с двух сторон (навстречу друг другу) от края заготовки к центру. Нельзя резать от одного края до другого одним движением, так как непременно получатся сколы. На ровной торцевой плоскости направление резания идет от краев к середине. Резьба от середины к краям неизбежно вызывает сколы (рис. 39). Резьба выемки, расположенной по кривой или по окружности (рис. 40), выполняется следующим образом. Размеченную заготовку прорезают полукруглой стамеской или косяком сначала по средней линии, затем режут боковые грани выемки в направлениях, указанных на рисунке стрелками. Важно только, чтобы лезвие снимало стружку вдоль волокон. Следует обращать особое внимание на участки встречи граней выемки (они помечены крестиками). Снятие древесины должно проходить стружка в стружку (т. е. по очереди с каждой стороны). Резьба по кривой или круглая выемка, расположенная на пласти вдоль волокон древесины, получается хорошо, когда режется в четырех направлениях. Резьба круглой вогнутой выемки, расположенной на пласти, выполняется двумя способами.
1-й способ. Режут от линии разметки, проходящей параллельно расположению волокон в древесине, до вертикальной линии, перпендикулярной ей и также проходящей через центр (показано стрелками на рис. 41, поз. а). Места встречи следует резать от края к центру по вертикальной линии. 2-й способ. Выемка режется по встречным параллельным направлениям по слоям строения древесины. В местах встречи направления резания стружка срезается поперек волокон от краев к центру (рис. 41, поз. б). Резьба круглой вогнутой выемки, расположенной по торцевой стороне заготовки, выполняется боковыми движениями резца полукруглой стамеской вдоль слоев древесины (рис. 42, поз. а). Направление резьбы идет от центра вкруговую, параллельно границам выемки.
Контурная резьба Контурная резьба по технике выполнения является самой простой. Линейный, несколько углубленный рисунок из прямых, извилистых или ломаных линий в виде двухгранной или полукруглой выемки на ровной поверхности древесины, четко очерчивающий контур изображения, выглядит резким и жестковатым. Эта техника широко применяется в русской народной резьбе: различные орнаменты на деревянных резных элементах дома, при изготовлении панно, мебели, посуды, сувениров. Контуром режут всевозможные прожилки, сетки, детали крупных элементов композиций. Отсутствие рельефа в контурной резьбе не снижает ее художественной выразительности. Разные по глубине и ширине линии, выборка фона вокруг линейных, орнаментальных или фигурных композиций, а также сочетание с другими видами резьбы находят очень большое распространение (рис. 43). Контурная резьба, несмотря на простоту рисунка, требует навыков свободного владения резчицким инструментом, аккуратности и внимания. Для выполнения контурного рисунка, в зависимости от его сложности, применяют ножи-косяки различных углов заточки, резаки, стамески-косяки, стамески-уголки, полукруглые стамески, клюкарзы, отлогие стамески (рис. 44). В отдельных операциях используют и прямые стамески.
Начинающему резчику лучше выполнять контурную резьбу на древесине мягких пород – липе, осине, а затем после приобретения навыков — на более твердых. Работать следует стоя, так как это дает большую свободу движения. Правой рукой держат инструмент за черенок, а левой придерживают и направляют лезвие.
Резьба косячком (рис.45). Резьба выполняется в два приема – надрезание и подрезание. Нож-косяк держат лезвием на себя и несколько наклонно, вводят лезвие в древесину и с усилием ведут по линии рисунка, направляя движение лезвия большим пальцем левой руки. Надрезав линию с одной стороны, приступают к подрезанию. Положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется в противоположную сторону, и также с усилием делается подрезка уже надрезанного контура. В результате из-под ножа выходит трехгранная полоска – «соломка» а на заготовке получается двухгранная выемка. Для получения закруглений разных радиусов нужно использовать косячки и резачки с маленьким углом заточки клинка. Ножом-косячком можно резать во всех направлениях: на себя, от себя, наклоняя его во все стороны. При резьбе розеток или орнаментов с кривыми линиями ширину и глубину двухгранных выемок делают разными – это необходимо для большей выразительности рисунка и формы. Косячок в этом случае держат носком в глубине древесины для утоньшения линии, а выход к поверхности и заужение делают пяткой. Если вершины сторон розетки сходятся в центре, то начинают резать носком от края окружности, а к середине выводят обязательно пятку косячка, так как иначе возможны сколы древесины.
Резьба линий полукруглыми стамесками. Контурную линию с полукруглой выемкой режут крутыми, средними и отлогими стамесками. Рассмотрим приемы резьбы небольшой розетки (рис. 46). Круглой стамеской надрезают лепесток. Лезвие вводят в древесину в начале линии и, вращая стамеску, совмещают лезвие с кривой, наклоняя к центру розетки. Продолжают надрез того же лепестка средней стамеской и заканчивают надрез отлогой стамеской. Этими операциями надрезают все лепестки розетки, а подрезку контура делают более отлогими стамесками. Все лепестки подряд подрезают сначала средней стамеской, а затем отлогой. Чеканка фона. При выполнении контурной резьбы в композиции нередко используют растительные и животные мотивы. В этом случае вокруг контура рисунка делают чеканку фона (рис. 47), т. е. фон режут полукруглыми стамесками или клюкарзами в виде неглубоких линий или хаотических выемок, что придает резьбе весьма живописный вид. Если орнамент имеет крупный и глубокий контур, то иногда фон делают в виде мелкой сетки из порезок, что лучше выявляет рисунок.
Геометрическая резьба Геометрическая резьба представляет собой всевозможные орнаменты и композиции, составленные из несложных геометрических фигур в разнообразных комбинациях. Относительная простота геометрической резьбы, ее декоративность, небольшой набор инструментов, необходимый для ее выполнения, сделали этот вид резьбы очень популярным. Простые и предельно четкие геометрические орнаменты с богатой игрой светотени при определенном освещении хорошо украшают изделия, различные по своему назначению, и дают возможность фантазировать и создавать оригинальные изделия (рис.48).
Основные элементы геом етрической резьбы – это дву хгранные клинорезные выемки разной конфигурации, глубины и ширины; трехгранные выемки различной ширины и глубины; четырехгранные, а также криволинейные выемки в виде скобок. Различные узоры получают путем повторения прямых и криволинейных выемок, заключенных в какую-либо геометрическую фигуру (круг, многоугольник и т. д.). Наиболее распространены в геометрической резьбе трехгранные выемки (треугольники), отличающиеся формой и размером. Поэтому часто такую резьбу называют клинорезной, или трехгранно-выемчатой. Комбинациями из треугольников можно получить огромное количество вариантов разнообразных узоров для художественного оформления поверхностей – выемки, змейки, ромбы, цепочки, - различного вида «сияния» и т. д (рис 49).
Широко распространенным мотивом геометрической резьбы является круг-розетка. Невозможно даже вообразить многочисленность ее вариантов. Некоторые, наиболее часто употребляемые, с делением окружности на 4–10 частей и более приведены на рис. 50. В сочетании с треугольниками, квадратами, ромбами, прямоугольниками, прямыми и ломаными линиями мотив розетки встречается во многих композициях. В технике трехгранно-выемчатой резьбы можно получать также различные орнаменты растительных форм в виде листьев, цветов, плодов и т. д. В этой технике характерными углублениями и порезками на плоской поверхности выполняют панно, орнаментальные полосы, всевозможный декор. В геометрической резьбе помимо трехгранных выемок иногда применяют четырехгранные выемки разной формы (квадратной, прямоугольной и другой). Обычно их режут более крупно и глубоко, но они требуют при работе больших навыков и мастерства. К разновидностям геометрической резьбы относится и скобчатая резьба, выполняемая полукруглой стамеской. След от лезвия на поверхности древесины такой стамески похож на скобку или ноготь, поэтому скобчатую резьбу называют иногда и ногтевидной.
Простейший элемент скобчатой резьбы — скобка делается в два приема, что получается намного быстрее, чем в трехгранно-выемчатой резьбе. Скобчатая резьба отличается плавными округлыми линиями и мягким переходом светотеней в желобчатых выемках. Скобчатой резьбой выполняют как отдельные самостоятельные орнаментальные полосы, розетки, геометрические фигуры, так и элементы других видов резьбы – скульптурной и рельефной (рис.51). Техника геометрической резьбы. Многие элементы геометрической резьбы («сияния», розетки и т. п.) необходимо резать в разных направлениях, поэтому во время работы приходится постоянно вращать заготовку, чтобы избежать скола. Резьбу двухгранных, выемок в виде орнаментальных полос (лесенок) на прямолинейном или дугообразном отрезке в декоре, розетке и других элементах приходится выполнять вдоль, поперек или по наклонной к направлению волокон. Поэтому необходимо учитывать, какой при этом используется материал. Например, на мягких породах мелкие двухгранные выемки выполняются следующим образом. Носок косяка ставят на начало размеченной линии, наклонив в левую или правую сторону, и с нажимом, движением на себя прорезают линию на нужную глубину. Угол наклона должен быть постоянным – в пределах 30–40° (рис. 52). Прорезав одну грань выемки, косяк наклоняют в противоположную сторону и режут вторую грань так, чтобы место их встречи проходило на одной глубине параллельно вершинам. Грани выемок, расположенных наклонно к строению волокон, легко прорезают в направлении слоев, а выемки вдоль и поперек волокон режутся вообще без затруднений. Надо также знать, что резьбу следующей (соседней) выемки всегда начинают от уже вырезанной грани; если же резать ее с противоположной стороны навстречу к вырезанной выемке, происходит скол. Для получения двухгранной выемки на твердых породах дерева или в рисунке с крупными элементами, требующими большой глубины резьбы, применяют следующий прием. Сначала прорезают среднюю линию выемки (рис. 53) одним или несколькими движениями, а затем последовательно прорезают боковые грани за несколько движений – линия в линию, косяк держат с одинаковым углом наклона. При резьбе крупного элемента двухгранные выемки можно выполнять и прямыми стамесками, немного меньшими по ширине, чем длина выемки. В этом случае косяком сначала прорезают линии, ограничивающие длину выемки и среднюю линию на необходимую глубину, а затем стамеской выбирают обе грани от линии разметки (вершины грани). Причем стамеску удерживают наклонно и помогают в работе киянкой. Если грани получились шероховатыми, их зачищают широким косяком, срезая тонкую стружку с учетом направления волокон. Резьба трехгранных выемок. Сначала осваивают резьбу наиболее простых трехгранных выемок – равносторонних треугольников с углублениями в центре, более сложные – равнобедренные треугольники с углублениями у основания (вытянутые лучи, «сияния») а также с углублениями в вершине (уголки) требуют уже некоторого навыка.
Перед началом резьбы определяют положение узора на заготовке по отношению к строению волокон, чтобы решить, в каком направлении резать грани. Резьбу начинают с вертикальных надрезов по средним линиям, делящим углы треугольников пополам из центра (рис. 54). Носок косяка с нажимом вводят на полную глубину, а пятку косяка подводят к одной из вершин треугольника. Сделав надрезы по средним линиям, срезают боковые грани треугольников по направлению слоя древесины. Боковые грани срезают за один или несколько приемов, обязательно грань в грань, косяк держат наклонно. Если орнамент очень крупный, сначала прорезают средние линии стамесками-уголками, а затем срезают грани широким косяком или прямой стамеской. При выполнении трехгранных выемок небольшого размера (за один прорез) на мягких породах древесины можно обходиться без надреза средних линий. В этом случае косяк держат наклонно (под углом 30–40) и сначала надрезают основания треугольников; если они находятся на одной линии – прямой полосе орнамента или окружности розетки, боковые грани срезают так же, как и в первом случае. Резьба розетки с «сиянием». Равнобедренные треугольники в виде лучей, вписанные в окружность, деленную на 6, 8, 10 и более частей, образуют красивые розетки. Резьба розеток выполняется следующим образом: учитывая направление волокон, сначала прорезают косяком основания каждого равнобедренного треугольника по всей длине окружности розетки, вращая заготовку, а затем режут грани лучей так же, как трехгранные выемки. При резьбе розетки пятка косяка должна доходить до ее центра, не врезаясь в глубину, только в этом случае вершины лучей розетки получатся без сколов (рис. 55). Здесь необходим особенно острый косяк, так как несколько лучей розетки обязательно расположатся против направления волокон и грани могут получаться шероховатыми. Резьба четырехгранных выемок. Квадрат, прямоугольник, ромб с пирамидальными углублениями четырех граней называется четырехгранной выемкой. Все четыре грани этих фигур представляют собой углубления в виде различных треугольников. Грани четырехгранных выемок тоже неизбежно расположены вдоль, поперек и под углом к направлению волокон. Техника резьбы четырехгранной выемки аналогична технике резьбы трехгранной выемки. Эти же приемы работы можно использовать в резьбе квадратов, ромбов, прямоугольников и других многоугольников произвольных очертаний. Скобчатая резьба выполняется полукруглыми стамесками различного диаметра в два приема: вертикальная надрезка и подрезка под углом в зависимости от характера. Если выполняют рисунок большого размера или на твердой породе древесины, необходимо пользоваться киянкой.
Задание 1 Резьба по дереву. Укажите буквами названия стамесок.
Задание 2
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.151 (0.025 с.) |