Основные правила и приемы резьбы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные правила и приемы резьбы



Приступая к резьбе, надо изучить свойства древесины, потому что каждая порода обладает прису­щими только ей определенными качествами и текстурой, вследствие чего имеются отличия в способах обработки различных пород. Нужно иметь представление о разнообразии цветовой палитры, уметь придать дереву искусственным путем (кра­шением, тонированием, отбелива­нием) нужный цвет и оттенки. Кроме того, мастер должен учи­тывать способность древесины легко обрабатываться и приобретать глад­кость или матовый блеск, воспри­нимать лицевую отделку, а также различия текстуры трех основных срезов – вдоль или поперек волокон и на торце.

Каждый резчик, приступая к работе, должен усвоить и соблю­дать основные правила резьбы, ко­торые имеют решающее значе­ние.

Выполнение резьбы в любой технике обязательно начинают с того, что прочно, закрепляют заго­товку на верстаке державками или другими приспособлениями.

Безусловно, только практический опыт, приобретенный в работе, под­скажет наиболее правильный выбор технологии при изготовлении резных изделий. Начинающий резчик-любитель сможет освоить срезы и резьбу профильных форм на трех основных сторонах заготовки (рис. 37-39).

Срез по наклонной (рис. 37) выполняется исключительно по наклонной линии к слою и в направ­лении идущих волокон. Такой срез получается чистым, гладким, блестя­щим. Несоблюдение этого правила, например срез против направления волокон, приводит к образованию задиров и сколов.

Срез поперек волокон (рис. 38) выполняется полукруглой стамеской с двух сторон (навстречу друг дру­гу) от края заготовки к центру. Нельзя резать от одного края до другого одним движением, так как непременно получатся сколы.

На ровной торцевой плоскости направление резания идет от краев к середине. Резьба от середины к краям неизбежно вызывает сколы (рис. 39).

Резьба выемки, расположенной по кривой или по окружности (рис. 40), выполняется следующим образом. Размеченную заготовку про­резают полукруглой стамеской или косяком сначала по средней ли­нии, затем режут боковые грани выемки в направлениях, указанных на рисунке стрелками. Важно толь­ко, чтобы лезвие снимало стружку вдоль волокон. Следует обращать особое внимание на участки встречи граней выемки (они помечены крес­тиками). Снятие древесины должно проходить стружка в стружку (т. е. по очереди с каждой стороны). Резьба по кривой или круглая выемка, расположенная на пласти вдоль во­локон древесины, получается хо­рошо, когда режется в четырех направлениях. Резьба круглой вогнутой выемки, расположенной на пласти, выполня­ется двумя способами.

1-й способ. Режут от линии раз­метки, проходящей параллельно рас­положению волокон в древесине, до вертикальной линии, перпендикуляр­ной ей и также проходящей через центр (показано стрелками на рис. 41, поз. а). Места встречи следует резать от края к центру по вер­тикальной линии.

2-й способ. Выемка режется по встречным параллельным направ­лениям по слоям строения древе­сины. В местах встречи направления резания стружка срезается поперек волокон от краев к центру (рис. 41, поз. б).

Резьба круглой вогнутой выемки, расположенной по торцевой стороне заготовки, выполняется боковыми движениями резца полукруглой стамеской вдоль слоев древесины (рис. 42, поз. а). Направление резьбы идет от центра вкруговую, параллельно границам выемки.

 


     
 

Контурная резьба

Контурная резьба по технике вы­полнения является самой простой. Линейный, несколько углубленный рисунок из прямых, извилистых или ломаных линий в виде двухгранной или полукруглой выемки на ровной поверхности древесины, четко очер­чивающий контур изображения, вы­глядит резким и жестковатым.

Эта техника широко применя­ется в русской народной резьбе: различные орнаменты на деревянных резных элементах дома, при из­готовлении панно, мебели, посуды, сувениров. Контуром режут всевоз­можные прожилки, сетки, детали крупных элементов композиций. От­сутствие рельефа в контурной резь­бе не снижает ее художественной выразительности. Разные по глубине и ширине линии, выборка фона вокруг линейных, орнаментальных или фигурных композиций, а также сочетание с другими видами резьбы находят очень большое распростра­нение (рис. 43).

Контурная резьба, несмотря на простоту рисунка, требует навыков свободного владения резчицким ин­струментом, аккуратности и вни­мания. Для выполнения контурно­го рисунка, в зависимости от его сложности, применяют ножи-косяки различных углов заточки, резаки, стамески-косяки, стамески-уголки, полукруглые стамески, клюкарзы, от­логие стамески (рис. 44). В от­дельных операциях используют и прямые стамески.

Начинающему резчику лучше вы­полнять контурную резьбу на древе­сине мягких пород – липе, осине, а затем после приобретения навы­ков — на более твердых. Работать следует стоя, так как это дает большую свободу движения. Правой рукой держат инструмент за черенок, а левой придерживают и направляют лезвие.

Резьба косячком (рис.45). Резьба выполняется в два приема – надрезание и подрезание. Нож-ко­сяк держат лезвием на себя и не­сколько наклонно, вводят лезвие в древесину и с усилием ведут по линии рисунка, направляя движе­ние лезвия большим пальцем левой руки.

Надрезав линию с одной стороны, приступают к подрезанию. Положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется в противоположную сторону, и также с усилием делается подрезка уже надрезанного контура. В результате из-под ножа выходит трехгранная полоска – «соломка» а на заготовке получается двухгранная выемка. Для получения закруглений разных радиусов нужно использовать косячки и резачки с маленьким углом заточки клинка. Ножом-косячком можно резать во всех направлениях: на себя, от себя, наклоняя его во все стороны.

При резьбе розеток или орна­ментов с кривыми линиями ши­рину и глубину двухгранных выемок делают разными – это необходимо для большей выразительности ри­сунка и формы. Косячок в этом слу­чае держат носком в глубине дре­весины для утоньшения линии, а выход к поверхности и заужение де­лают пяткой. Если вершины сторон розетки сходятся в центре, то на­чинают резать носком от края окружности, а к середине выводят обязательно пятку косячка, так как иначе возможны сколы древесины.

 


 

Резьба линий полукруглыми ста­месками. Контурную линию с полу­круглой выемкой режут крутыми, средними и отлогими стамесками.

Рассмотрим приемы резьбы небольшой розетки (рис. 46). Круг­лой стамеской надрезают лепесток. Лезвие вводят в древесину в начале линии и, вращая стамеску, совме­щают лезвие с кривой, наклоняя к центру розетки. Продолжают над­рез того же лепестка средней ста­меской и заканчивают надрез от­логой стамеской.

Этими операциями надрезают все лепестки розетки, а подрезку контура делают более отлогими стамесками. Все лепестки подряд подрезают сна­чала средней стамеской, а затем от­логой.

Чеканка фона. При выполнении контурной резьбы в композиции нередко используют растительные и животные мотивы. В этом случае вокруг контура рисунка делают чеканку фона (рис. 47), т. е. фон режут полукруглыми стамесками или клюкарзами в виде неглубоких ли­ний или хаотических выемок, что придает резьбе весьма живописный вид. Если орнамент имеет крупный и глубокий контур, то иногда фон делают в виде мелкой сетки из порезок, что лучше выявляет рисунок.

 

Геометрическая резьба

Геометрическая резьба представляет собой всевозможные орнаменты и композиции, составленные из не­сложных геометрических фигур в разнообразных комбинациях.

Относительная простота геомет­рической резьбы, ее декоративность, небольшой набор инструментов, не­обходимый для ее выполнения, сделали этот вид резьбы очень по­пулярным. Простые и предельно четкие геометрические орнаменты с богатой игрой светотени при опре­деленном освещении хорошо укра­шают изделия, различные по своему назначению, и дают возможность фантазировать и создавать ориги­нальные изделия (рис.48).

 

 


Основные элементы геом

етриче­ской резьбы – это дву

хгранные клинорезные выемки разной кон­фигурации, глубины и ширины; трех­гранные выемки различной ширины и глубины; четырехгранные, а так­же криволинейные выемки в виде скобок. Различные узоры получают путем повторения прямых и криволинейных выемок, заключен­ных в какую-либо геометрическую фигуру (круг, многоугольник и т. д.).

Наиболее распространены в гео­метрической резьбе трехгранные выемки (треугольники), отличающиеся формой и размером. Поэтому часто такую резьбу называют клинорезной, или трехгранно-выемчатой. Комбинациями из треугольников можно получить огромное количество вариантов разнообразных узоров для художественного оформления поверхностей – выемки, змейки, ромбы, цепочки, - различного вида «сияния» и т. д (рис 49).

 

Широко распространенным мотивом геометрической резьбы является круг-розетка. Невозможно даже вообразить многочисленность ее ва­риантов. Некоторые, наиболее час­то употребляемые, с делением окружности на 4–10 частей и более при­ведены на рис. 50. В сочетании с треугольниками, квадратами, ром­бами, прямоугольниками, прямыми и ломаными линиями мотив розетки встречается во многих композициях.

В технике трехгранно-выемчатой резьбы можно получать также раз­личные орнаменты растительных форм в виде листьев, цветов, пло­дов и т. д. В этой технике харак­терными углублениями и порезками на плоской поверхности выполняют панно, орнаментальные полосы, все­возможный декор.

В геометрической резьбе поми­мо трехгранных выемок иногда применяют четырехгранные выемки разной формы (квадратной, прямо­угольной и другой). Обычно их режут более крупно и глубоко, но они требуют при работе больших навыков и мастерства.

К разновидностям геометриче­ской резьбы относится и скобча­тая резьба, выполняемая полу­круглой стамеской. След от лезвия на поверхности древесины такой стамески похож на скобку или но­готь, поэтому скобчатую резьбу на­зывают иногда и ногтевидной.

Простейший элемент скобчатой резьбы — скобка делается в два приема, что получается намного бы­стрее, чем в трехгранно-выемчатой резьбе.

Скобчатая резьба отличается плавными округлыми линиями и мягким переходом светотеней в желобчатых выемках. Скобчатой резьбой выполняют как отдельные самостоятельные орнаментальные по­лосы, розетки, геометрические фи­гуры, так и элементы других видов резьбы – скульптурной и рельеф­ной (рис.51).

Техника геометрической резьбы. Многие элементы геометрической резьбы («сияния», розетки и т. п.) необходимо резать в разных направ­лениях, поэтому во время работы приходится постоянно вращать заго­товку, чтобы избежать скола.

Резьбу двухгранных, выемок в виде орнаментальных полос (лесенок) на прямолинейном или дугообразном отрезке в декоре, розетке и других элементах при­ходится выполнять вдоль, поперек или по наклонной к направлению волокон. Поэтому необходимо учи­тывать, какой при этом использу­ется материал.

Например, на мягких породах мелкие двухгранные выемки выпол­няются следующим образом. Носок косяка ставят на начало размечен­ной линии, наклонив в левую или правую сторону, и с нажимом, движением на себя прорезают линию на нужную глубину. Угол наклона должен быть постоянным – в пределах 30–40° (рис. 52). Проре­зав одну грань выемки, косяк на­клоняют в противоположную сторону и режут вторую грань так, чтобы место их встречи проходило на одной глубине параллельно вершинам. Гра­ни выемок, расположенных наклонно к строению волокон, легко проре­зают в направлении слоев, а выемки вдоль и поперек волокон режутся вообще без затруднений. Надо также знать, что резьбу следующей (со­седней) выемки всегда начинают от уже вырезанной грани; если же резать ее с противоположной стороны на­встречу к вырезанной выемке, про­исходит скол.

Для получения двухгранной вы­емки на твердых породах дерева или в рисунке с крупными эле­ментами, требующими большой глу­бины резьбы, применяют следующий прием. Сначала прорезают среднюю линию выемки (рис. 53) одним или несколькими движениями, а за­тем последовательно прорезают бо­ковые грани за несколько движе­ний – линия в линию, косяк дер­жат с одинаковым углом наклона.

При резьбе крупного элемента двухгранные выемки можно выпол­нять и прямыми стамесками, немного меньшими по ширине, чем длина выемки. В этом случае косяком сна­чала прорезают линии, ограничиваю­щие длину выемки и среднюю линию на необходимую глубину, а затем стамеской выбирают обе грани от линии разметки (вершины грани).

 Причем стамеску удерживают на­клонно и помогают в работе киянкой. Если грани получились шерохова­тыми, их зачищают широким кося­ком, срезая тонкую стружку с уче­том направления волокон.

Резьба трехгранных вые­мок. Сначала осваивают резьбу наиболее простых трехгранных вые­мок – равносторонних треуголь­ников с углублениями в центре, более сложные – равнобедренные треугольники с углублениями у ос­нования (вытянутые лучи, «сияния») а также с углублениями в вершине (уголки) требуют уже некоторого навыка.

Перед началом резьбы опреде­ляют положение узора на заготовке по отношению к строению волокон, чтобы решить, в каком направлении резать грани. Резьбу начинают с вер­тикальных надрезов по средним ли­ниям, делящим углы треугольников пополам из центра (рис. 54).

Носок косяка с нажимом вводят на полную глубину, а пятку косяка подводят к одной из вершин тре­угольника. Сделав надрезы по сред­ним линиям, срезают боковые грани треугольников по направлению слоя древесины.

Боковые грани срезают за один или несколько приемов, обязательно грань в грань, косяк держат наклонно.

Если орнамент очень крупный, сна­чала прорезают средние линии ста­месками-уголками, а затем срезают грани широким косяком или прямой стамеской. При выполнении трехгранных выемок небольшого размера (за один прорез) на мягких породах древесины можно обходиться без надреза средних линий. В этом слу­чае косяк держат наклонно (под углом 30–40) и сначала надрезают основания треугольников; если они находятся на одной линии – прямой полосе орнамента или окружности розетки, боковые грани срезают так же, как и в первом случае.

Резьба розетки с «сия­нием». Равнобедренные треуголь­ники в виде лучей, вписанные в окружность, деленную на 6, 8, 10 и более частей, образуют красивые розетки. Резьба розеток выполняется следующим образом: учитывая направление волокон, сначала прорезают косяком основания каждого равнобедренного треугольника по всей длине окружности розетки, вращая заготовку, а затем режут грани лучей так же, как трехгран­ные выемки.

При резьбе розетки пятка косяка должна доходить до ее центра, не врезаясь в глубину, только в этом случае вершины лучей розетки полу­чатся без сколов (рис. 55).

Здесь необходим особенно острый косяк, так как несколько лучей ро­зетки обязательно расположатся про­тив направления волокон и грани могут получаться шероховатыми.

Резьба четырехгранных выемок. Квадрат, прямоугольник, ромб с пирамидальными углубления­ми четырех граней называется че­тырехгранной выемкой. Все четыре грани этих фигур представляют собой углубления в виде различных тре­угольников. Грани четырехгранных выемок тоже неизбежно располо­жены вдоль, поперек и под углом к направлению волокон.

Техника резьбы четырехгранной выемки аналогична технике резьбы трехгранной выемки. Эти же приемы работы можно использовать в резьбе квадратов, ромбов, прямоугольников и других многоугольников произ­вольных очертаний.

Скобчатая резьба выпол­няется полукруглыми стамесками различного диаметра в два приема: вертикальная надрезка и подрезка под углом в зависимости от ха­рактера. Если выполняют рисунок большого раз­мера или на твердой породе дре­весины, необходимо пользоваться киянкой.

 

Задание 1

Резьба по дереву. Укажите буквами названия стамесок.

Задание 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.151 (0.025 с.)