Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восприятие древнегреческого мифа в европейской культуре.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Изучение трудов Гомера входило в систему классического образования в Древней Греции, Риме и Византии. «Быть греком значило быть образованным, а основой всякого образования был «Гомер»» [5, с. 217]. Сюжет «Илиады» повлиял на формирование европейской культуры, вдохновляя писателей и живописцев вплоть до настоящего времени. Гомер и сегодня считается одним из лучших европейских поэтов. Английский историк-антиковед Т. Уэйд-Джери настолько был впечатлён гением Гомера, что предположил возможность создания последним греческого алфавита на базе финикийского для записи своих поэм [8, с. 400]. Высоко оценивает значение «Илиады» русский литературный критик 19 в. В. Г. Белинский: «Мы читаем «Илиаду», как колыбельную песню человечества, по прекрасному выражению Гёте; но мы сочувствуем ей вполне, как своему собственному младенчеству, из которого развилась наша возмужалость» [4, с. 113]. Греческая православная традиция ставила Гомера в один ряд с «христианами до Христа», как называет св. Иустин Философ дохристианских мыслителей, причастных истине. На одной из икон греческого православного монастыря Великий Метеор (Преображенский) Гомер изображен рядом со св. Иустином и другими античными философами [рис. 1]. Изображения Гомера как провозвестника христианства были размещены в Благовещенском и Успенском соборах Московского Кремля. В древнерусских жизнеописаниях византийского происхождения можно встретить упоминания об античном поэте-сказителе. О просветителе славян св. равноап. Кирилле (Константине) говорится в житии: «И научи же ся Омиру (Гомеру) и геометрии... и всем философским учениям» [цит по: 12, с. 13]. Гомеровский вопрос остаётся актуальным и в настоящее время, являясь предметом научного исследования и дискуссий. В различные эпохи люди по-разному относились к наследию Гомера. Современники воспринимали гомеровский эпос как достоверную передачу событий, приключившихся с их предками. Он не только служил героическим примером для подражания, но играл важную роль в религиозном культе. Молитвы и гимны «Илиады», обращённые к богам, могли находить применение во время культовых церемоний. Одним из примеров такого гимна является молитва жреца Хриза к Аполону: ««Бог сребролукий, внемли мне: о ты, что, хранящий, обходишь Хризу, священную Киллу и мощно царишь в Тенедосе, Сминфей! если когда я храм твой священный украсил, Если когда пред тобой возжигал я тучные бедра Коз и тельцов, — услышь и исполни одно мне желанье: Слезы мои отомсти аргивянам стрелами твоими!» Так вопиял он, моляся; и внял Аполлон сребролукий» [Ил. I, cт. 37-43]. Российский и советский специалист по античной литературе Тронский И. М. так комментирует этот текст: «В этой короткой молитве соблюдены все правила античного обращения к божеству. Бог назван по имени (Сминфей – одно из ритуальных прозвищ Аполлона), вместе с эпитетом «сребролукий», – после чего он обязан явиться на зов. Указывается его мощь, – это делается для того, чтобы бог не мог отговориться, будто он не в силах исполнить просьбу молящего. Затем упоминается о почестях, которые были оказаны богу и наложили на него обязательство отплатить услугой за услугу, и излагается содержание просьбы» [27, с. 33]. Аполлон внимает молитве жреца и поражает чумой войско ахеян. В эпосе подробно описаны многие религиозные обряды, практиковавшиеся во времена Гомера и в классическую эпоху: жертвоприношения, погребальные культы, спортивные состязания - аналог Олимпийских игр, регулярно проводившихся с 776 г до н. э. Между тем, уже в Древней Греции с развитием рационального взгляда на мир мифы подвергаются критическому переосмыслению. Безнравственные поступки богов, описанные в мифах, не соответствуют даже языческим нормам морали и недопустимы в отношении идеала божественного совершенства. Многобожие противоречит единому началу мира, которое логически обосновывают милетские натурфилософы, начиная с Фалеса. Ксенофан, основатель Элеатской школы, порицает антропоморфизм и аморальность богов, считая их плодом человеческого воображения: «Всё, что есть у людей бесчестного и позорного, приписали богам Гомер и Гесиод: воровство, прелюбодеяние и взаимный обман… Но смертные думают, будто боги рождаются, имеют одежду, голос и телесный образ, как и они» [11, с. 222]. Софисты и стоики объясняют поэмы о богах аллегорически, видя в них персонификацию природных стихий, человеческих свойств и этических начал. В III в. до н. э. Эвгемер предположил, что мифические персонажи есть результат обожествления исторических деятелей. Таким образом, сами греческие мыслители подорвали веру в истинность древнегреческого пантеона, подготовив условия для принятия христианского единобожия. Но древние боги ещё остаются объектами поклонения в народе «как необходимый элемент духовной традиции и как объект эстетического любования, а религиозные культы будут долго поддерживаться как гражданское установление, объединяющее граждан данного полиса, и одновременно как символ общеэллинского единства» [25, с. 124]. «Демифологизация» греческого мифа [32, с. 149], произошедшая в античной культуре, привела к тому, что в богов перестали верить и совершать религиозные обряды, древние мифы превратились в культурное наследие. И именно в таком качестве, как выдающиеся литературные памятники и образцы народного фольклора, вдохновляя поэтов, ваятелей и живописцев, мифы вплелись в европейскую культуру, утратив религиозное значение. В 391 г. римский император Феодосий I Великий издаёт эдикт, которым официально окончательно запрещаются языческие культы. Христианская церковь также, как и Ветхозаветный иудаизм, отвергает древнегреческий пантеон, считая его собранием падших духов, либо использует аллегорический метод философов для доказательства языческих заблуждений. В эпоху Возрождения в мифах находят гуманистический идеал. Слова современного поэта и философа П. Киле вполне характерны для восприятия эпоса в духе нерелигиозной традиции: «В «Илиаде», несмотря на присутствие в ней богов, нет ничего религиозного… Гомер - …поэт Возрождения, зачинатель Ренессанса в Афинах, первоисточник классического стиля и античной культуры. Это становится особенно ясно из его отношения к богам, как к людям, со всеми их достоинствами и недостатками, а к людям - как к богам» [15]. Таким образом, «претерпев секуляризацию и эвгемеризацию, сохранились греческие боги, став со времени Ренессанса объектом научного исследования»[32, с. 157]. Мыслители эпохи Просвещения XVIII в. относятся к мифическим богам негативно, считая их плодом невежества первобытных людей, введенных в заблуждение жречеством в корыстных целях. Д. Вико впервые осуществляет попытку философски обосновать мифологическое мышление, применяя концепцию прамонотеизма. Языческая культура формируется, по его мнению, среди народов, которые забыли о Едином Боге и «постепенно отреклись от истинной Религии своего общего отца Ноя»[6, с. 128].Он сравнивает восприятие мира представителями духовно и интеллектуально деградировавших языческих народов с детской неразвитостью, «они были совершенно лишены рассудка, но обладали сильными чувствами и могущественной фантазией»[6, с. 132]. Романтическая философия XIX в., мифологию понимает как эстетическое явление, «необходимое условие и первичный материал для всякого искусства… мифология есть абсолютная поэзия, так сказать, стихийная поэзия»[31, с. 106].По мнению Ф. Шеллинга, «Боги сами по себе ни нравственны, ни безнравственны, но изъяты из этой альтернативы и абсолютно блаженны… они приобретают независимое существование для фантазии, т. е. независимое поэтическое существование» [31, с. 95, 99]. В XIX-XX вв. возникли новые направления философии и религиоведения, по-разному трактующие происхождение и содержание древних мифов на основании данных этнографии, археологии, лингвистики, антропологии, социологии. Были выявлены закономерности, структура мифов, связь с ритуалом и др. В Советском Союзе под влиянием господствовавшей марксистко-ленинской идеологии общепринятым стало отношение к мифам как к продукту воображения первобытного человека в доклассовом обществе: «Низкий уровень производительных сил, недостаточное господство над природой открывают в первобытном обществе широкий простор для фантастических представлений о действительности, а впоследствии, с развитием социального неравенства и с образованием классов, фантастические религиозные представления закрепляются в интересах господствующих слоев» [27, с. 26]. И в настоящее время распространено убеждение, что источник происхождения мифологических сюжетов о богах и героях лежит в воображении «примитивного» доисторического и донаучного человека, пытающегося объяснить природные явления действием сверхъестественных сил. ««Первобытный» человек еще не выделял себя отчетливо из окружающего природного мира и переносил на природные объекты свои собственные свойства, приписывал им жизнь, человеческие страсти, сознательную, целесообразную хозяйственную деятельность, возможность выступать в человекообразном физическом облике, иметь социальную организацию и т. п.»[21, с. 164-165].Если и признаётся рациональное начало мифотворчества, то оно объясняется желанием упорядочить, гармонизировать отношения древнего человека с окружающим миром и внутри социума. «Превращение хаоса в космос составляет основной смысл мифологии…» [21, с. 169]. Мифы по-прежнему считаются продуктом фантазии и творческого воображения. Возможность возникновения мифических сюжетов в результате реального опыта общения с античными «богами» практически не выносится на повестку дня, как не поддающаяся научному эксперименту. Почти не включается в сферу внимания нравственная составляющая мифологического сюжета, которая сводится к коллективному бессознательному и психическим архетипам юнгианства, или к подавленным сексуальным комплексам в учении З. Фрейда. Лишь немногие ученые воспринимают древнегреческих богов как действительно существующих. Немецкий филолог-классик и антиковед В. Oтто в середине XX в. подвергает критике существующие мифологические школы и научно обосновывает реальность мифических персонажей, общение с которыми послужило источником вдохновения древних и побудило к поэтическому и духовному творчеству. «В центре всех религий находится образ Бога. Его приход, Его присутствие — вот что наделяет значением и жизнью все первичные формы религии» [23., с. 43]. «Мы должны признать также, что проявление Божества, из которого происходят все религии, не только не есть бред, а является самой настоящей из всех возможных реальностей. Ведь его манифестация включает в себя все то, что мы называем «реальным» — от формирования человеческого общества и культуры до объектов опыта, мышления, ощущения и воли. И все эти формы были очерчены первоначальным феноменом мифа, а не человеческими намерениями или обстоятельствами» [23, с. 45-46]. Интерес к эпическому наследию Гомера не исчезает не только в научной среде, но и в массовой культуре. Однако вследствие неизбежной профанации сакральный смысл мифов ускользает, оставляя лишь приключенческий сюжет. К примеру, итальянский писатель А. Барикко, попытавшийся приблизить «Илиаду» к читателю, удалил богов из повествования, чтобы они не «мешали» увидеть реальные факты, и в результате утратил главный её смысл [3].Другой известный американский писатель Дэн Симмонс в дилогии «Илион» и «Олимп» замещает участие богов фантастическими историями о постлюдях, нанотехнологиях, квантовой телепортации и путешествиях во времени [26].Сюжет культового американского фильма 2004 г. «Троя», созданный по мотивам «Илиады» Гомера, также не включает богов, как действующих персонажей, и сконцентрирован на человеческом аспекте истории. Сегодня мы часто возвращаемся к переосмыслению Гомеровского вопроса, чтобы понять истоки европейской культуры. Ещё продолжаются дискуссии по вопросам места, времени, масштабности передаваемых Гомером событий. На мой взгляд анализ морально-нравственного аспекта взаимоотношений богов между собой и с людьми в эпосе является одним из главных источников понимания духовной культуры Древней Греции. Фактический материал, лежащий в основании любого мифа, при устной передаче посредством фольклорных механизмов порой сохраняет лишь внешнюю историческую канву, и иногда может утратить видимую связь с поддающимися научному анализу историческими данными. Но цель мифа – передача сакрального смысла, что является более значимым для сохранения национально-культурной идентичности, чем просто хронология и статистика. Миф использует исторические события для трансляции религиозных идей, изучение которых может дать достоверные сведения о духовной жизни народа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.4 (0.01 с.) |