Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста



 

 

Дошкольный возраст– это время приобретения и организации чувственного опыта ребенка, постижения особых форм восприятия и мышления, присущих человеку, стремительного развития воображения, становления основ произвольного внимания и смысловой памяти. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему еще недоступно и стремится к самостоятельности.

Отсюда рождается ролевая игра. Происходят качественные изменения в психике ребёнка– центральное новообразование: новая внутренняя позиция, соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

Мышление в младшем дошкольном возрасте характеризует переход от наглядно-действенного к наглядно-образному. Ребенок образно мыслит, так как он еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Поэтому ребенок много фантазирует. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы выступают показателем любознательности [3].

На умственное развитие ребенка младшего дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить своё собственное поведение.

Развитие речи, ее становление влияет на восприятие, внимание ребенка. Постепенно язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения. Язык для ребенка становится действительно родным.

Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный запас ребенка. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерность: строение слова, построение фразы.

Ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь. Речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения, рассказы.

Память, как считал Л.С. Выготский, становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал [4].

У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда он сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка[3].

Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Восприятие – произвольные действия, то есть наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – ребенок начинает активно использовать названия качеств и признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.

Воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов), поэтому мы в младшей группе на занятиях «путешествуем» в красную, зеленую, синюю страну, соотносим предметы с силуэтами.

Совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность умений, поэтому необходимо учить ребенка ориентироваться во времени суток, во временах года, предмет «над», «за», «под» [13].

В этом возрасте значительно возрастает концентрация, объем и устойчивость внимания; складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов (игры на внимание с проговариванием); внимание становится опосредованным; внимание связано с интересами ребенка к деятельности; появляются элементы послепроизвольного внимания.

Воображение – особая деятельность, которая превращается в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов.

Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Развитие мотивационной сферы – важный личностный механизм, формирующийся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Появление соподчинения мотивов –это начало становления личности.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок легко может принять решение в ситуациях выбора одного предмета из многих, не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей». Самый сильный мотив для дошкольника –поощрение, получение награды. Самый слабый – наказание (в общении с детьми в первую очередь, исключение из игры), еще слабее собственное обещание ребенка [4].

Регулировать свое поведение дошкольнику младшего возраста помогает другой человек (взрослый или ребенок). Сначала ребенку младшей группы нужно, чтобы кто-нибудь был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он будет вести себя более свободно и импульсивно. Затем, по мере развития представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле [9].

Для достижения гармонии в целом, нужно уделять достаточное внимание каждой составляющей:

1. Физическое развитие предполагает развитие тела.

2. Психологическое развитие затрагивает эмоциональную сферу, душу.

3. Интеллектуальное развитие [13].

Условия гармоничного развития ребенка младшего возраста:

1. Наличие взрослого рядом, то есть иметь рядом близкого человека, маму, папу, к которому ребенок может в любую минуту сесть на колени, обнять его, поделиться секретами. Ошибаются те родители, которые считают, что ребенок старше 3 лет меньше нуждается в маминой любви и ласке, чем младенец.

2. Одинаковые принципы воспитания в семье. Ребенок только тогда сможет их понять, когда все правила будут едины: если наказывают, то сразу мама и папа и т. д.

3. Развитие ребенка в игре. Ребенок должен познакомиться не только с простыми игрушками, но и сюжетными играми, и с ролевыми.

4. Умеренные нагрузки. Для гармоничного развития детей младшего дошкольного возраста важны ежедневные прогулки, музыкальные занятия с разучиванием песен, зарядка. Но не стоит перегружать малыша секциями и домашними занятиями.

5. Пример для подражания. Вряд ли ребенок будет есть полезную цветную капусту, если родители питаются жареной картошкой. Чтобы ребенок рос здоровым и успешным, ему нужен пример для подражания.

6. Личное пространство. Ребенок нуждается если не в отдельной комнате, то хотя бы в своем собственном уголке [13].

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности, появляются и новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, – мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, которые усваиваются в это время моральными нормами, и некоторые другие. Гармоничное развитие личности ребенка – предполагает воспитание всестороннего развития человека: физически, психологически, интеллектуально. Все эти стороны одинаково важны и всячески дополняют друг друга.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.005 с.)