На тему: «прогулка как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На тему: «прогулка как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста»



Курсовая работа

по учебной дисциплине ОП.01 Основы общей и дошкольной педагогики

На тему: «Прогулка как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста»

 


 

Выполнила:

студентка 3 курса 34 группы

специальность 44.02.04

Специальное дошкольное образование

очное отделение

Митрофанова Светлана

Руководитель:

Томашевская Анжелика Владимировна

 

Ульяновск

2020 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Глава 1. Теоретические основы организации прогулок с детьми младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. 5

1.1 Анализ современных исследований по проблеме организации прогулки в дошкольном образовательном учреждении.. 5

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста. 7

Глава 2. Методические основы организации прогулок с детьми младшего дошкольного возраста 10

2.1 Педагогические условия эффективного проведения прогулок с детьми младшего дошкольного возраста. 10

2.2 Организация и методика проведения наблюдений с детьми младшего дошкольного возраста 13

2.3 Организация двигательной активности детей на прогулке. 15

2.4 Трудовые поручения как средство трудового воспитания младших дошкольников. 16

2.5 Направления индивидуальной работы с детьми младшего дошкольного возраста на прогулке 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 22

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Прогулка–важный компонент в распорядке дня учреждения дошкольного образования. Её проведение направлено на снятие напряжения ребёнка после занятий. Она способствует созданию жизнерадостного настроения, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для гармоничного разностороннего развития личности ребёнка. Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке —это обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив, и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни. Грамотный подход к планированию, организации и проведению прогулки позволяет педагогу реализовать возможность органичного соединения оздоровительных и образовательных задач дошкольного образования. Но не следует делать прогулку ещё одной формой обучения детей. Им необходимо предоставить возможность отдохнуть и удовлетворить свою потребность в движении.

Прогулки решают не только воспитательные, но и оздоровительные задачи. На прогулке педагог проводит индивидуальную работу по развитию движений, подвижные, спортивные игры, развлечения и физические упражнения. Специальное время отводится для трудовой и самостоятельной деятельности детей. Разумное чередование и сочетание этих разнообразных занятий делает прогулку интересной, привлекательной. Такая прогулка обеспечивает хороший отдых, создает у детей радостное настроение.

Пребывание детей младшего дошкольного возраста на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице малыши получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у малышей интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей. В процессе прогулки воспитатель обучает детей навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному краю.

Малыши выполняют элементарные трудовые действия в цветнике —поливают цветы, собирают семена. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика —все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Актуальность исследования: прогулка детей младшего дошкольного возраста —это не только время для игр и активного времяпровождения. Это время, когда ребенок общается со сверстниками, развивается физически и духовно. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет необходимость осуществления с детьми на прогулке разных видов деятельности по всем образовательным областям («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») [2]. Необходимо, чтобы благоустройство участков детского сада осуществлялось согласно всем нормам и требованиям безопасности, которые определяют санитарные правила и нормы [1]. Так же немаловажно, чтобы воспитатели детского сада правильно планировали и организовывали прогулки.

Проблема исследования – активизация всестороннего развития детей через прогулки, находится всегда в центре изучения, однако многие идеи не подкреплены реальными подтверждениями и представлены лишь общими представлениями, неконкретными суждениями. Данное противоречие легло в основу определения проблемы исследования – активизация средств всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста через организацию прогулок.

Объект исследования –процесс всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования прогулка как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста.

Цель курсовой работы – выявление педагогических условий всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста при организации и проведении прогулки в условиях дошкольной образовательной организации.

Задачи исследования:

1.Изучить и проанализировать нормативные документы и научно-методическую литературу по проблеме исследования.

2.Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего дошкольного возраста.

3.Раскрыть методические основы организации прогулок в условиях дошкольного образовательного учреждения с использованием наблюдений, двигательной активности детей, трудовых поручений, индивидуальной работы с детьми младшего возраста.

 

 

Глава 1. Теоретические основы организации прогулок с детьми младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

 

 

1.1 Анализ современных исследований по проблеме организации прогулки в дошкольном образовательном учреждении

 

Организация и проведение прогулки – сложнейший вид педагогической деятельности. Во время пребывания на площадке детского сада не только восполняется потребность дошкольников в подвижных играх, но и реализуется комплекс задач разностороннего развития. Согласно требованиям, санитарным правилам и нормам, воспитанники должны проводить на свежем воздухе 3-4 часа ежедневно (за исключением тех дней, когда погодные условия сокращают время прогулки или препятствуют проведению занятия на площадке). Пребывание на улице является здоровьесберегающим видом деятельности: смена обстановки способствует улучшению эмоционального фона детей, служит профилактикой переутомляемости и восстановлению функциональных ресурсов [1].

Прогулка – один из лучших видов досуга, во время которого активизируются защитные функции организма, происходит закаливание. Содержание Образовательной Программы дошкольной образовательной организации согласно федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования должно обеспечивать формирование и развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, при планировании прогулки обязательно включать все образовательные области:

• социально-коммуникативное развитие

• познавательное развитие

• речевое развитие

• художественно-эстетическое развитие

• физическое развитие [2].

Интегрирование данных областей в образовательном процессе совершается в течение всего дня в детском саду. Правильная организация прогулок в дошкольном образовательном учреждении позволяет правильнее осуществить детские потенциальные и творческие проявления [2].

Трудно переоценить значение прогулки в детском саду. На прогулке дети активно двигаются, дышат свежим воздухом, познают окружающий мир, приучаются к труду. Все это полезно для здоровья, физического и умственного развития детей.

Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину –до обеда и во вторую половину– после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15˚Си скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15˚С и скорости ветра более 15 м/с.

В теплое время года на прогулке предусматриваются кратковременное (3­5 минут) пребывание детей под прямыми лучами солнца. В конце прогулки можно разрешить походить 2 – 3 минуты босиком по теплому песку (убедившись предварительно в его чистоте и безопасности). После окончания прогулки в летнее время сочетать гигиенические и закаливающие процедуры при умывании и мытье ног, при этом учитывая состояние здоровья каждого ребенка и степень его привыкания к воздействию воды.

Нельзя сокращать продолжительность прогулки. Важно обеспечить достаточное пребывание детей на свежем воздухе в течение дня [1].

Ученные, такие как Д.В. Хухлаева, А.В. Кенеман, П. Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, Э.Я. Степененкова, Е.А. Тимофеева, Л.И. Пензулаева и многие другие, исследуя влияние подвижных игр на здоровье и двигательную активность человека, сочли необходимым обратиться и к младшему дошкольному возрасту. В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни ребенка в детском саду, к формированию его здоровья, умственной активности, умения действовать «рядом» и «вместе» с другими. Этот ключ – движения [8].

Раскрывая значимость подвижных игр в развитии ребенка, Ю.Ф. Змановский справедливо подчеркивал, что движения в игре игра с движениями могут и должны быть замечательным фундаментом гармоничного развития и укрепления здоровья ребенка [7].

Психолого-педагогические исследования (Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Л.А. Венгер, А.В. Запорожца, Т.А. Куликовой и др.) показывают, что в дошкольном возрасте познавательный интерес проявляется как стремление ребенка проникать во все многообразие окружающего мира [8].

В современных исследованиях, указывается, что для оптимизации процесса развития познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста на прогулке необходимо следовать ряду педагогических условий.

Прогулка необходима для укрепления здоровья детей, удовлетворения их потребности в двигательной активности [12].

На прогулке дети много двигаются, движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

В настоящее время доказано, что интеграция возможна в процессе освоения сенсорных эталонов при овладении правилами безопасного поведения, речевыми умениями, опытом общения с детьми и взрослыми, отражении в подвижных играх различных сюжетов, обыгрывании действий персонажей сюжетно-ролевых игр, формировании привычки чередовать малоподвижные виды деятельности с активными двигательным отдыхом, расширении представлений о человеке, его окружении, благоприятных условиях жизни [15].

Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.

В исследованиях отмечается, что специфической особенностью восприятия детей младшего дошкольного возраста является то, что наблюдательность как качество личности отсутствует, или развито в недостаточной степени. Для успешного решения этой проблемы приемы привлечения внимания ребенка должны соответствовать возрасту, в первую очередь – это опора на ориентировочные реакции в разных формах. Задача взрослого заключается в поддержании у детей стремления замечать изменения в природном окружении, привлекать внимание к отдельным моментам, которые остались незамеченными ребенком.

Проведение прогулок должно опираться на здоровьесберегающие виды деятельности, должно происходить закаливание. После интенсивной физической деятельности, занятия на свежем воздухе следует начинать в спокойном темпе, и наоборот после творческих занятий, планируются активные физические упражнения. Во время прогулки должна происходить мотивация к различным видам деятельности. В программе «От рождения до школы» указывается, что прогулка необходима для укрепления здоровья детей, удовлетворения их потребности в двигательной активности [12].

Таким образом, можно сделать вывод, что образовательная работа в младшей группе детского сада направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Ребёнок младшего дошкольного возраста требует особых индивидуализированных способов воздействия и форм общения. В работе с детьми младшего дошкольного возраста необходимо: любовь и чуткость, поскольку воспитатели компенсируют детям отсутствие матери на период пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Организация всех видов детской деятельности, руководство ими, создание и совершенствование детского коллектива и развитие индивидуального детского творчества постоянно находятся в центре внимания воспитателя. Воспитатель должен заботиться о том, чтобы жизнь детей в детском саду была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов детей. Для развития детских интересов воспитатель использует игры, занятия, режимные моменты жизни в дошкольном образовательном учреждении, руководит деятельностью детей.

В ходе разработки курсовой работы была изучена и проанализирована психолого-педагогическая и научно-методическая литература, дана психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста, определены особенности прогулки как режимного момента в детском саду и выделены ее образовательный и развивающий потенциал.

В теории исследовании показано, что в условиях прогулки возможно решение задач всех пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» в различных видах детской деятельности.

Прогулка как режимный момент обладает большим оздоровительным потенциалом: пребывание на свежем воздухе благоприятно воздействует на развитие детского организма и является закаливающим фактором. Для того, чтобы усилить это воздействие проводятся занятия, включающие двигательные упражнения.

Познавательную направленность носят беседы, организуемые на прогулках, сопровождающиеся наблюдениями за явлениями природы и деятельностью людей.

Трудовые поручения дают возможность формировать трудовые навыки и умения у детей. У детей младшего дошкольного возраста, путем трудовых поручений, воспитываются интерес и любовь к труду, дети приучаются выполнять поручения, беречь материалы, способствуют формирование стремления к достижению определенных целей.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми младшего дошкольного возраста, направленную на коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.

Так же в курсовой работе были раскрыты методические основы организации прогулок в условиях дошкольного образовательного учреждения с использованием наблюдений, двигательной активности детей, трудовых поручений, индивидуальной работы с детьми младшего возраста.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация прогулки в младшей группе детского сада требует от воспитателя знания образовательных программных задач, особенности психического и физического развития детей в этой возрастной группе, наличие способности быстро реагировать на изменяющиеся условия воспитательно-образовательного процесса, умения применять индивидуальный подход к детям. Образовательная работа на прогулке должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

 

Курсовая работа

по учебной дисциплине ОП.01 Основы общей и дошкольной педагогики

на тему: «Прогулка как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста»

 


 

Выполнила:

студентка 3 курса 34 группы

специальность 44.02.04

Специальное дошкольное образование

очное отделение

Митрофанова Светлана

Руководитель:

Томашевская Анжелика Владимировна

 

Ульяновск

2020 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Глава 1. Теоретические основы организации прогулок с детьми младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. 5

1.1 Анализ современных исследований по проблеме организации прогулки в дошкольном образовательном учреждении.. 5

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста. 7

Глава 2. Методические основы организации прогулок с детьми младшего дошкольного возраста 10

2.1 Педагогические условия эффективного проведения прогулок с детьми младшего дошкольного возраста. 10

2.2 Организация и методика проведения наблюдений с детьми младшего дошкольного возраста 13

2.3 Организация двигательной активности детей на прогулке. 15

2.4 Трудовые поручения как средство трудового воспитания младших дошкольников. 16

2.5 Направления индивидуальной работы с детьми младшего дошкольного возраста на прогулке 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 22

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Прогулка–важный компонент в распорядке дня учреждения дошкольного образования. Её проведение направлено на снятие напряжения ребёнка после занятий. Она способствует созданию жизнерадостного настроения, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для гармоничного разностороннего развития личности ребёнка. Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке —это обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив, и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни. Грамотный подход к планированию, организации и проведению прогулки позволяет педагогу реализовать возможность органичного соединения оздоровительных и образовательных задач дошкольного образования. Но не следует делать прогулку ещё одной формой обучения детей. Им необходимо предоставить возможность отдохнуть и удовлетворить свою потребность в движении.

Прогулки решают не только воспитательные, но и оздоровительные задачи. На прогулке педагог проводит индивидуальную работу по развитию движений, подвижные, спортивные игры, развлечения и физические упражнения. Специальное время отводится для трудовой и самостоятельной деятельности детей. Разумное чередование и сочетание этих разнообразных занятий делает прогулку интересной, привлекательной. Такая прогулка обеспечивает хороший отдых, создает у детей радостное настроение.

Пребывание детей младшего дошкольного возраста на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице малыши получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у малышей интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей. В процессе прогулки воспитатель обучает детей навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному краю.

Малыши выполняют элементарные трудовые действия в цветнике —поливают цветы, собирают семена. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика —все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Актуальность исследования: прогулка детей младшего дошкольного возраста —это не только время для игр и активного времяпровождения. Это время, когда ребенок общается со сверстниками, развивается физически и духовно. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет необходимость осуществления с детьми на прогулке разных видов деятельности по всем образовательным областям («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») [2]. Необходимо, чтобы благоустройство участков детского сада осуществлялось согласно всем нормам и требованиям безопасности, которые определяют санитарные правила и нормы [1]. Так же немаловажно, чтобы воспитатели детского сада правильно планировали и организовывали прогулки.

Проблема исследования – активизация всестороннего развития детей через прогулки, находится всегда в центре изучения, однако многие идеи не подкреплены реальными подтверждениями и представлены лишь общими представлениями, неконкретными суждениями. Данное противоречие легло в основу определения проблемы исследования – активизация средств всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста через организацию прогулок.

Объект исследования –процесс всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования прогулка как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста.

Цель курсовой работы – выявление педагогических условий всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста при организации и проведении прогулки в условиях дошкольной образовательной организации.

Задачи исследования:

1.Изучить и проанализировать нормативные документы и научно-методическую литературу по проблеме исследования.

2.Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего дошкольного возраста.

3.Раскрыть методические основы организации прогулок в условиях дошкольного образовательного учреждения с использованием наблюдений, двигательной активности детей, трудовых поручений, индивидуальной работы с детьми младшего возраста.

 

 

Глава 1. Теоретические основы организации прогулок с детьми младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

 

 

1.1 Анализ современных исследований по проблеме организации прогулки в дошкольном образовательном учреждении

 

Организация и проведение прогулки – сложнейший вид педагогической деятельности. Во время пребывания на площадке детского сада не только восполняется потребность дошкольников в подвижных играх, но и реализуется комплекс задач разностороннего развития. Согласно требованиям, санитарным правилам и нормам, воспитанники должны проводить на свежем воздухе 3-4 часа ежедневно (за исключением тех дней, когда погодные условия сокращают время прогулки или препятствуют проведению занятия на площадке). Пребывание на улице является здоровьесберегающим видом деятельности: смена обстановки способствует улучшению эмоционального фона детей, служит профилактикой переутомляемости и восстановлению функциональных ресурсов [1].

Прогулка – один из лучших видов досуга, во время которого активизируются защитные функции организма, происходит закаливание. Содержание Образовательной Программы дошкольной образовательной организации согласно федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования должно обеспечивать формирование и развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, при планировании прогулки обязательно включать все образовательные области:

• социально-коммуникативное развитие

• познавательное развитие

• речевое развитие

• художественно-эстетическое развитие

• физическое развитие [2].

Интегрирование данных областей в образовательном процессе совершается в течение всего дня в детском саду. Правильная организация прогулок в дошкольном образовательном учреждении позволяет правильнее осуществить детские потенциальные и творческие проявления [2].

Трудно переоценить значение прогулки в детском саду. На прогулке дети активно двигаются, дышат свежим воздухом, познают окружающий мир, приучаются к труду. Все это полезно для здоровья, физического и умственного развития детей.

Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину –до обеда и во вторую половину– после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15˚Си скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15˚С и скорости ветра более 15 м/с.

В теплое время года на прогулке предусматриваются кратковременное (3­5 минут) пребывание детей под прямыми лучами солнца. В конце прогулки можно разрешить походить 2 – 3 минуты босиком по теплому песку (убедившись предварительно в его чистоте и безопасности). После окончания прогулки в летнее время сочетать гигиенические и закаливающие процедуры при умывании и мытье ног, при этом учитывая состояние здоровья каждого ребенка и степень его привыкания к воздействию воды.

Нельзя сокращать продолжительность прогулки. Важно обеспечить достаточное пребывание детей на свежем воздухе в течение дня [1].

Ученные, такие как Д.В. Хухлаева, А.В. Кенеман, П. Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, Э.Я. Степененкова, Е.А. Тимофеева, Л.И. Пензулаева и многие другие, исследуя влияние подвижных игр на здоровье и двигательную активность человека, сочли необходимым обратиться и к младшему дошкольному возрасту. В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни ребенка в детском саду, к формированию его здоровья, умственной активности, умения действовать «рядом» и «вместе» с другими. Этот ключ – движения [8].

Раскрывая значимость подвижных игр в развитии ребенка, Ю.Ф. Змановский справедливо подчеркивал, что движения в игре игра с движениями могут и должны быть замечательным фундаментом гармоничного развития и укрепления здоровья ребенка [7].

Психолого-педагогические исследования (Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Л.А. Венгер, А.В. Запорожца, Т.А. Куликовой и др.) показывают, что в дошкольном возрасте познавательный интерес проявляется как стремление ребенка проникать во все многообразие окружающего мира [8].

В современных исследованиях, указывается, что для оптимизации процесса развития познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста на прогулке необходимо следовать ряду педагогических условий.

Прогулка необходима для укрепления здоровья детей, удовлетворения их потребности в двигательной активности [12].

На прогулке дети много двигаются, движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

В настоящее время доказано, что интеграция возможна в процессе освоения сенсорных эталонов при овладении правилами безопасного поведения, речевыми умениями, опытом общения с детьми и взрослыми, отражении в подвижных играх различных сюжетов, обыгрывании действий персонажей сюжетно-ролевых игр, формировании привычки чередовать малоподвижные виды деятельности с активными двигательным отдыхом, расширении представлений о человеке, его окружении, благоприятных условиях жизни [15].

Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.

В исследованиях отмечается, что специфической особенностью восприятия детей младшего дошкольного возраста является то, что наблюдательность как качество личности отсутствует, или развито в недостаточной степени. Для успешного решения этой проблемы приемы привлечения внимания ребенка должны соответствовать возрасту, в первую очередь – это опора на ориентировочные реакции в разных формах. Задача взрослого заключается в поддержании у детей стремления замечать изменения в природном окружении, привлекать внимание к отдельным моментам, которые остались незамеченными ребенком.

Проведение прогулок должно опираться на здоровьесберегающие виды деятельности, должно происходить закаливание. После интенсивной физической деятельности, занятия на свежем воздухе следует начинать в спокойном темпе, и наоборот после творческих занятий, планируются активные физические упражнения. Во время прогулки должна происходить мотивация к различным видам деятельности. В программе «От рождения до школы» указывается, что прогулка необходима для укрепления здоровья детей, удовлетворения их потребности в двигательной активности [12].

Таким образом, можно сделать вывод, что образовательная работа в младшей группе детского сада направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.079 с.)