Педагогическая мысль в Древнем Китае 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая мысль в Древнем Китае



 

В Древнем Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе».

В основе воспитательных отношений лежало уважение к старшим. Учитель почитался как отец. Деятельность наставника пользовалась большим авторитетом. Приобретение образования было делом крайне важным и престижным.

Первые школы в Китае появились в 3‑м тысячелетии до н. э. Они назывались сян и сюй. Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, бравшихся обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука. Позже для обозначения учебного заведения стали пользоваться словом сюэ (от «учить, учиться»). Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI–XI века до н. э.). В сюэ того времени учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, верховая езда.

Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI–III века до н. э.). В этот период в школах обучались дети высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати (сансюэ): госюэ – в столице, сансюэ – в провинциальных городах.

Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие – так называемые пишущие жрецы. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно. Первые иероглифы были высечены на черепашьих панцирях и костях различных животных. Начиная с X века до н. э. стали появляться иероглифы на бронзовых сосудах. В VIII веке до н. э., открывшем новую эру для письма, уже использовались расщепленный на пластины бамбук и шелковая ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. С изобретением бумаги и туши в начале II века н. э. процесс написания иероглифов и обучения иероглифическому письму стал более простым.

Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле: легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить своих воспитанников самостоятельно ставить и решать различные вопросы.

Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи. Конфуций (551–479 годы до н. э.) создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тысяч учеников. В дальнейшем мыслитель почитался как божественный покровитель науки и образования. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам. Он обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области.

Конфуций рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия. Стабильность общества, по Конфуцию, покоится на воспитании согласно социальному назначению: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном». Природа человека – тот материал, из которого при правильном воспитании можно сформировать идеальную личность. Усматривая в воспитании огромную созидательную мощь, Конфуций, однако, не считал его всесильным, увязывая конечный педагогический результат с наследственностью.

Педагогические взгляды Конфуция нашли отражение в трактате «Беседы и суждения» («Лунь Юй»), в котором воспроизведены беседы философа с учениками. Начиная с II века н. э. этот труд был обязательным для заучивания наизусть в школе.

Конфуцианство на исходе эпохи Древнего Китая являлось официальной идеологией, в том числе в сфере образования и воспитания. В этот период обучение получило сравнительно широкое распространение. Престиж образованного человека вырос, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на чиновничьи должности. Молодые люди, прошедшие курс школьного обучения, видели в сдаче таких экзаменов путь к общественной карьере.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Основные факторы возникновения и развития первых учебных заведений в древних цивилизациях Востока.

2. Эволюция эдуббы в Древней Месопотамии.

3. Школьное дело в Древнем Египте.

4. Взгляды на воспитание и образование в индуизме и буддизме.

5. Педагогический смысл идей Конфуция и его последователей.

 

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы

 

1. Говинда А., лама. Психология раннего буддизма. – СПб.: Андреев и сыновья, 1993.

2. Васильев Л. С. История религий Востока. – М.: Университет, 1988.

3. Джуринский А. Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. – М.: Владос, 2000.

4. Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. – М.: Наука, 1993.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.004 с.)