ВСН 214-93 Нормы проектирования и производства гидромеханизированных работ в транспортном строительстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВСН 214-93 Нормы проектирования и производства гидромеханизированных работ в транспортном строительстве



Требования к изысканиям


2.1. Изыскания, необходимые для составления ПОС и ППР на производство земляных работ с применением средств гидромеханизации, следует производить одновременно с изысканиями по титулу (объекту) в целом в соответствии с заданием на производство изысканий.

 

2.2. Типографическую съемку объектов гидромеханизации необходимо выполнять в масштабах 1:2000-1:5000 и охватывать: карьеры грунта для намыва, места укладки грунта, участки расположения водозаборных сооружений и водохранилищ для водоснабжения, места отвалов и сброса отработанной воды, места отстойников, трассы проектируемых пульпопроводов и водопроводов, трассы линий электропередачи и связи дорог и других коммуникаций.

 

2.3. При производстве изысканий необходимо осветить климатические, гидрологические, геологические, гидрогеологические и другие местные условия района работ, устанавливаемые программой изысканий, а также условия электроснабжения.

 

2.4. В процессе обследования необходимо установить наличие железнодорожных, автомобильных и речных путей и выявить возможность использования их для доставки машин, оборудования и материалов на объект строительства, а также состояние речных путей сообщения в отношении возможности проводки по ним на буксире плавучих землесосных снарядов и барж с оборудованием и материалами.

Должно быть определено расстояние объекта от ближайшей железнодорожной станции и установлено наличие на ней железнодорожных путей для производства погрузочно-разгрузочных работ, а также приведена характеристика автомобильных дорог и их состояние в различные времена года. Кроме того, необходимо указать источники электроснабжения и отразить другие вопросы, связанные с проведением изысканий и проектирования электроснабжения потребителей гидромеханизации.

 

Геологические, гидрогеологические и инженерно-геологические исследования

2.5. В комплекс геологических изысканий входят:

инженерно-геологические исследования выемок и оснований транспортных объектов для выяснения возможности и условий применения средств гидромеханизации при их сооружении;

разведка карьеров грунта для намыва земляных сооружений;

согласование с местными организациями расположения карьеров грунта, использования водотоков или водоемов в качестве источника для водоснабжения гидроустановок и отвода в них отработанной воды.

 

2.6. Выделить и дополнительно охарактеризовать геологические условия участков земляного полотна: с залеганием в основаниях сооружений лессов и лессовидных пород; в карстовых районах; в районах с вечномерзлыми грунтами; в районах сильно засоленных грунтов; на склонах с активными и древними консолидированными оползнями; полосу отвода первого пути в пределах границ примыкания к нему второго пути; в районах со слабым основанием, в том числе на болотах.

 

2.7. При изысканиях грунтов для гидронамыва следует выбирать карьеры с минимальной вскрышей. При соотношении мощности вскрыши к мощности слоя полезной толщины более 1:4 пригодность карьера для гидронамыва устанавливают на основе технико-экономического расчета.

 

2.8. Общие разведанные запасы грунта в карьерах, используемых для намыва транспортных объектов, должны превышать проектный объем намываемого сооружения не менее чем на 30%.

 

2.9. Грунты, разрабатываемые в карьере плавучими земснарядами, не должны содержать по объему более 1% крупных включений размером белее 0,7 минимального проходного сечения землесоса, а также прослоек глин толщиной, превышающей 0,2 м.

Грунты, разрабатываемые в карьере гидромониторами, не должны содержать по объему более 2% валунов. Использование грунтов с большим содержанием крупных включений и грунтов с содержанием глинистых и пылеватых частиц более 15-20% должно быть обосновано проектными данными.

Грунты выемок и карьеров, используемые для намыва земляных сооружений, должны удовлетворять требованиям СН 449-72.

 

2.10. Мощность полезной толщи грунта в карьерах, разрабатываемых гидромониторами, должна быть более 3 м. Целесообразность разработки забоев высотой менее 3 м следует установить технико-экономическим расчетом.

 

2.11. Запасы грунтов разведанных карьеров в русле и поймах рек, используемых для строительства автомобильных и железных дорог, не подлежат утверждению в территориальной и Государственной комиссиях по запасам.

 

2.12. При разведке обводненных карьеров расчетом определяются: возможность использования грунтовых вод в качестве источника водоснабжения для производства работ, дебит воды в начальной и конечной стадиях разработки карьера, а также отметки расположения горизонта ненапорных грунтовых вод.

 

Гидрологические изыскания

2.13. Гидрологические изыскания должны производиться в соответствии с утвержденной программой для выявления гидрологического режима поверхностных источников и установления пригодности их для водоснабжения объекта гидромеханизации и с требованиями СНиП 2.01.14-83 и СНиП 1.02.07-87.

 

2.14. В качестве источников водоснабжения для производства гидромеханизированных земляных работ могут быть использованы:

большие и средние реки, имеющие постоянный сток, обычно значительно превышающий потребности в воде объектов гидромеханизации;

малые реки и периодически действующие водотоки, использование которых для целей гидромеханизации обычно возможно при условии зарегулирования стока;

озера и искусственно созданные водоемы с достаточным поступлением поверхностных и грунтовых вод.

 

2.15. По материалам гидрометрических наблюдений должны быть составлены графики колебания уровней за средний, многоводный и маловодный годы и горизонты расчетной обеспеченности для характеристики паводковых и минимальных уровней; необходимо также привести данные о среднемесячных секундных расходах за средний, многоводный и маловодный годы, а также сведения о средних, ранних и поздних датах ледохода и ледостава, явлениях донного льда и шуги.


3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ

3.1. Техническая возможность и экономическая целесообразность применения средств гидромеханизации для возведения насыпей и разработки выемок должны определяться с учетом физико-механических свойств грунтов карьеров и выемок согласно Сборнику 1 СНиР-91, наличия и расположения источников водоснабжения и в зависимости от других местных условий, изложенных в п.1.3 настоящих Норм.

 

3.2. В проекте намыва насыпей земляного полотна в первую очередь следует рассматривать вопрос использования грунтов выемок. Намыв насыпей из карьеров предусматривается лишь в случае технической нецелесообразности и неэффективности использования грунтов выемок.


4. РАЗРАБОТКА ГРУНТА ПЛАВУЧИМИ ЗЕМЛЕСОСНЫМИ СНАРЯДАМИ


Грунты и грунтозаборные устройства

4.1. Карьеры грунта для намыва насыпей следует выбирать на основании технико-экономического расчета и наличия необходимого объема грунтов, удовлетворяющих требованиям СНиР-91.

 

4.2. При разработке обводненного грунтового карьера плавучими землесосными снарядами глубину разработки карьера от уровня воды следует принимать по табл.4.1.

 

4.3. Недобор грунта при разработке карьера земснарядами следует определять в зависимости от высоты забоя и подстилающего полезную толщу слоя грунта согласно СНиП 3.02.01-87. При засоренности забоя валунами, топляками, пнями и прочими предметами процент недобора грунта в зависимости от степени и характера засоренности карьера увеличивается более чем на 10%.

Разработка грунта земснарядами

4.4. Разработка грунта земснарядами в контурных и профильных выемках и карьерах должна производиться в соответствии с проектными данными и с учетом доработки откосов землеройными машинами.

 

4.5. Слабоуплотненные, гравелистые и песчано-гравелистые грунты следует разрабатывать под водой свободным всасыванием или гидрорыхлителем.


Таблица 4.1

       
Производительность плавучего землесосного снаряда по грунту, м/ч Наименьшая глубина забоя от уровня воды, м

Наибольшая глубина разработки, м

    с рыхлителем со свободным всасыванием
80 1,5 6 8...12
200 2,5 7...10 10...15
400 3,5 10...15 15...20


Примечания: 1. При работе со свободном всасыванием верхний предел относится к разработке песчаных грунтов, нижний - гравелистых.

 

2. При технико-экономической целесообразности глубина разработки может быть увеличена путем установки на всасывающей линии эжектирующего устройства. При этом следует учитывать, что до глубины 12 м норма выработки увеличивается, a при глубине более 12 м - снижается.


4.6. Связные, плотнослежавшиеся и сцементированные грунты разрабатывают механическими рыхлителями.

Глины следует разрабатывать послойным способом путем резания специальными грунтозаборными устройствами горизонтальными слоями по направлению сверху вниз.


5. РАЗРАБОТКА ГРУНТА ГИДРОМОНИТОРНЫМИ УСТАНОВКАМИ

5.1. Гидромониторный способ разработки грунтов следует применять при устройстве каналов, котлованов, выемок для земляного полотна дорог, при разработке необводненных притрассовых карьеров для намыва насыпей дорог и при производстве вскрышных работ. Разработка выемок гидромониторами рекомендуется во всех грунтах, кроме скальных и жирных глин.

 

5.2. Грунты карьера разрабатывают гидромониторами в один или несколько уступов. Наибольшая высота уступа не должна превышать 20 м.

 

5.3. Грунт следует размывать участками, разрабатываемыми с одной стоянки землесосной станции. Разработку верхних уступов целесообразно вести участками максимальной длины. Получающийся при этом недомыв грунта должен убираться при разработке нижележащего уступа. Разработку нижнего уступа следует предусматривать участками небольшой длины, при которой обеспечивается минимальный недомыв. Ширину участка для двух гидромониторов (рабочий + резервный) следует принимать в зависимости от производительности и напора струи гидромониторов в следующих размерах от напора струи при вылете из насадки (Н, м): для песчаных грунтов - 1,1...1,3; для супесчаных грунтов - 0,7...0,9; для суглинистых грунтов - 0,5...0,8; для глинистых грунтов - 0,3...0,5.

Производительность насосных и землесосных станций должна быть увязана с производительностью работающих гидромониторов.

 

5.4. При разработке выемок железных и автомобильных дорог нельзя допускать перебора грунта и нарушения его естественного состояния ниже проектных отметок и за пределами проектных откосов. Недобор грунтов на откосах следует принимать 1,5 м для песчаных и 1,0 м - для глинистых грунтов. Доработку откосов выемок необходимо производить землеройными механизмами.

 

5.5. Группа грунтов при разработке их гидромониторными установками принимается согласно п.1.5.


6. ТРУБОПРОВОДЫ

6.1. Трассу магистральных трубопроводов, состоящих из водоводов и пульповодов, следует прокладывать, избегая поворотов в плане, выполняя их по плавным кривым; избегая резких переломов в профиле; с минимальным пересечением рек, оврагов, заболоченных участков, железных и шоссейных дорог и других коммуникаций.

 

6.2. При прокладке трубопроводов по территории населенного пункта, промышленного предприятия, аэродрома или другого объекта трасса должна согласовываться с заинтересованными организациями.

 

6.3. Ширина полосы отвода земли для прокладки одной линии магистрального пульпопровода и водовода должна быть не менее 8 м, а для каждой последующей линии добавляется полоса шириной 2 м.

 

6.4. Магистральные трубопроводы укладываются, как правило, по земле на деревянных подкладках, которые следует располагать по обе стороны стыка труб.

При переходе через пониженные места, малые реки, овраги, заболоченные участки трубопровод прокладывается на опорах по отсыпанным или намытым дамбам. При укладке на косогорных участках трубы следует надежно укреплять анкерами или другими средствами.

 

6.5. При монтаже магистральных трубопроводов, укладываемых по поверхности земли и подверженных колебаниями температуры воздуха, на прямолинейных участках устанавливают сальниковые компенсаторы.

Количество компенсаторов определяется по формуле:

 

, (6.1)


где - длина прямолинейного участка трубопровода, м;

- коэффициент линейного расширения материала трубопровода (для стальных труб =0,000011);

- алгебраическая разность между максимальной и минимальной температурой воздуха за сезон эксплуатации трубопровода;

- ход компенсатора, = 0,25 м.

 

Трубопроводы через водные преграды

6.6. Магистральные трубопроводы через водные преграды (реки, водохранилища, озера, каналы и др.) прокладываются над водой или под водой (дюкеры).

 

6.7. Перед спуском дюкер должен быть спрессован давлением 1МПа. Стыки донора соединяют сваркой.

 

6.8. При работе одного земснаряда дюкер, как правило, укладывают из двух ниток труб: рабочей и резервной.

 

6.9. Крутизну откосов подводных траншей при ширине водной преграды более 30 м или глубине более 1,5 м следует принимать с учетом безопасных условий производства водолазных работ.

Длина подводной траншеи должна составлять сумму величин: ширина русла водной преграды и длина разрабатываемых урезных участков водной преграды.

 

6.10. Силовой кабель и кабель связи в общей траншее с подводным трубопроводом прокладывают на расстоянии в свету не менее 1 м от трубопровода и ниже по течению реки.

 

6.11. Земляные работы по устройству подводных траншей должны заканчиваться одновременно с подготовкой трубопровода к укладке. Участок подводной траншеи, подвергающийся интенсивному заносу грунтом, должен разрабатываться непосредственно перед укладкой трубопровода.

Дюкеры следует укладывать свободным погружением на дно. Укладка дюкеров в период паводка и ледохода не разрешается при ширине водной преграды более 200 м и скорости течения более 0,5 м/с.

Укладку дюкеров в паводок при ширине водной преграды до 200 м и скорости течения воды не более 0,5 м/с следует устанавливать в проекте.

 

6.12. После укладки дюкера в подводную траншею, во избежание повреждения трубопровода от механических воздействий, траншею следует засыпать грунтом.

 

Трубопроводы на пересечениях железных и автомобильных дорог

6.13. Пересечения трубопроводами железных и автомобильных дорог следует проектировать в соответствии со СНиП 2.05.07-85, СНиП 2.05.06-85, СНиП III-4-80*.
________________
На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют СНиП 2.05.07-91, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.


6.14. Пересечение магистральными трубопроводами нефте- и газопроводов осуществляют по согласованию с организациями, их эксплуатирующими.

 

Трубопроводы на болотах

6.17. Магистральные трубопроводы на болотах укладываются и монтируются, как правило, на предварительно намытом пионерным способом основании (тропе). Способ укладки устанавливается проектом.

 

6.18. На затопляемых в паводки поймах магистральные трубопроводы монтируются до паводка и закрепляются против всплытия анкерами.


7. ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ ГРУНТА

7.1. При разработке грунта землесосными снарядами и гидромониторно-насосно-землесосными установками транспортирование грунтовой смеси осуществляется под напором по трубам, а при разработке грунта гидромониторно-насосными установками - самотеком по канавам и лоткам.

 

Основы расчета напорного гидротранспорта грунта

7.2. Расчет гидротранспорта грунта заключается в определении скоростей для его транспортирования, а также диаметров пульпопроводов и потерь напора в них.

 

7.3. Ориентировочные значения средних скоростей движения пульпы приведены в приложении 2. Диаметр пульпопровода устанавливается по расходу и требуемой скорости транспортирования грунтовой смеси (пульпы).

 

7.4. Потери напора при движении пульпы в напорном пульпопроводе следует рассчитывать по формуле

 

, (7.1)


где - удельные потери напора на 1 м трубопровода при движении воды (приложение 3);

- коэффициент, учитывающий повышение сопротивлений при движении пульпы, зависящий от крупности транспортируемого материала, консистенции пульпы и скорости движения (приложение 4).

 

7.5. Методика уточненного расчета гидротранспорта приведена в приложении 5.

 

7.6. Если согласно расчету дальность транспортирования пульпы не обеспечивается головной машиной, то необходимо предусматривать применение землесосных станций перекачки, количество которых определяется проектом. Максимальное количество последовательно установленных перекачивающих станций баз разрыва цикла должно быть на более двух. В отдельных случаях допускается установка третьей станции перекачки на основе технико-экономического обоснования.


8. НАМЫВ ЗЕМЛЯНЫХ СООРУЖЕНИЙ


Технология намыва


8.1. До начала намыва следует подготовить основание сооружения, возвести дамбы первичного обвалования по контуру карт намыва, устроить водосбросные сооружения, уложить трубопроводы и подготовить линии электроснабжения и электроподстанции.

 

8.2. Земляные сооружения следует намывать в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01-87, СНиП III-4-80*, СНиП III-38-75, СН 449-72, СНиП 2.05.02-85 и проектной документации.

 

8.3. Рекомендуются для намыва следующие способы возведения земляных сооружений.

Безэстакадный, слоями в 1...1,5 м при выпуске пульпы из торцов специальных раструбных труб, укладываемых на поверхности карты намыва краном повышенной проходимости без прекращения процесса намыва.

Данный способ следует применять при намыве песчаных грунтов гидроустановками производительностью более 400 м/ч по пульпе.

Послойно-грунтоопорный, при котором производится сосредоточенный выпуск пульпы из торцов стандартных труб, укладываемых на земляные валы высотой до 1,5 м, заменяющие опоры.

Продольно-торцовый, при котором производится сосредоточенный выпуск пульпы из торца трубы, укладываемой непосредственно на намытый грунт. Намыв производится слоями толщиной от 1,5 м и более, в отдельных случаях - на полную проектную высоту.

Продольно-торцовый способ применяется при намыве линейных сооружений и частично при намыве штабелей грунта.

Эстакадный, при котором производится рассредоточенный выпуск пульпы из отверстий в стенках труб, укладываемых на эстакадах более 2 м с подачей пульпы к основанию обвалования при помощи подвесных лотков.

Регулирование фронта намыва по длине карты осуществляется при непрерывном процессе намыва с помощью специальных шиберных задвижек, устанавливаемых на трубах.

Встречно-торцовый способ, при котором намыв каждого очередного слоя производится в противоположном направлении при работе из двух попеременно работающих водосборных колодцев. Это позволяет рассредоточить скопление мелких фракций грунта у колодцев как по высоте слоев, так и в плане. Этот способ может применяться при повышенных требованиях к плотности и равномерности распределения грунта по фракциям при намыве линейных сооружений и штабелей песка для всех способов намыва, кроме продольно-торцового.

Метод набивки гребня, при котором верхняя часть насыпи высотой 1-1,5 м набивается намытым грунтом при помощи бульдозера в направлении, противоположном намыву, при этом вынутое бульдозером корыто заполняется намывом. Этот метод применяется при намыве узкопрофильных земляных сооружений.

 

8.4. При намыве насыпей высотой более 4 м прудок-отстойник следует размещать по оси сооружения.

 

8.5. Заложение откосов насыпи при одностороннем способе намыва следует устанавливать в соответствии с данными, приведенными в табл.8.1.


Таблица 8.1

     
Грунты

Заложение откосов

  с обвалованием без ограничения растекания пульпы
Гравелистый песок 1:4 1:6
Крупный песок 1:5 1:8
Средней крупности песок 1:8 1:12
Мелкий песок 1:10 1:25
Пылеватый песок 1:15 1:50


Волноустойчивое заложение пляжных откосов устанавливается по расчету в зависимости от волнового воздействия, крупности намываемого грунта и технологических параметров.

Перемыв грунта по высоте и ширине гребня и откосам к профилю намыва, принятому в проекте, не допускается.

 

8.6. Интенсивность намыва насыпи (м/сут) следует устанавливать в зависимости от крупности грунта:

 

   
для пылеватых и мелких песков - 0,2...0,6
для песка средней крупности - 0,6...0,8
для песка крупного - 0,8...1,5
для гравелистого песка - до 2,0


8.7. Подводную часть насыпи следует намывать при сосредоточенном выпуске пульпы из торца пульпопровода. При этом интенсивность намыва не ограничивается, происходит дополнительный отмыв мелких фракций за пределы сооружения; плотность намытого грунта ниже, чем при надводном намыве; откосы намываемой насыпи на уровне уреза воды образуют перелом.

Намыв со свободным откосом надводной части насыпи следует производить выше уровня на 1-1,5 м в месте пересечения линии свободного откоса с проектными.

 

8.8. Заложение подводных откосов следует принимать по табл.8.2 в зависимости от физико-механических свойств грунтов при скорости течения воды водотока 0,2-0,5 м/с. При скорости течения воды водотока более 0,5 м/с заложение откосов следует устанавливать по проектным данным.


Таблица 8.2

   
Вид грунта Заложение подводного откоса
Пылеватые пески 1:8... 1:10
Мелкозернистые пески 1:6... 1:8
Среднезернистые пески 1:5
Крупнозернистые пески 1:4
Гравий 1:2... 1:2,5

8.9. Проектный объем намываемой насыпи следует определять суммированием объема, вычисленного по поперечным профилям насыпи, объема грунта на осадку основания и нормативными допусками превышения проектного объема.

 

8.10. Общие потери грунта при намыве земляных сооружений (разность объема разрабатываемого в карьере грунта и проектного объема сооружения) устанавливают в соответствии со Сборником 1 СНиР-91. Они складываются из потерь на обогащение грунта карьера в связи со сбросом мелких частиц вместе с водой; на унос частиц грунта течением и волнением воды; на унос ветром; на потери грунта при транспортировании пульпы; на вынос грунта за пределы профильного сооружения или штабели фильтрационной водой; на перемыв, предусмотренный нормами.

 

Намыв насыпей на болотах


8.11. Намыв насыпей на болотах следует производить на основание, подготовленное в соответствии с требованиями СН 449-72 в зависимости от типа и глубины болота, высоты и конструкции насыпи.

 

Наружное освещение

10.21. Электрическим освещением должны оборудоваться карты намыва, пульпопроводы, отвалы, колодцы, дороги, проезды, вспомогательные здания и другие сооружения и установки.

 

10.22. Минимальную освещенность участков устанавливают в соответствии с приложением 7.

 

10.23. Наружное освещение должно проектироваться светильниками с лампами накаливания, подвешиваемыми на опорах, устанавливаемых вдоль пульпопроводов, дорог, проездов, карт намыва, штабелей и других коммуникаций, а также прожекторами, монтируемыми на передвижных деревянных и металлических мачтах, устанавливаемых в местах сосредоточения работ.

 

Заземление

10.24. Заземлению подлежат: подстанции 35(110)/6 кВ, комплектные подстанции 6(10)/0,4 кВ, шкафы типа ЯКНО-6(10), порталы и опоры 6...10 кВ с оборудованием и кабельными разделками, опоры с оборудованием в сетях 0,38/0,22 кВ и наружного освещения.

Заземляющие устройства должны проектироваться в соответствии с нормами Правил устройства электроустановок (ПУЭ).

 

ВСН 214-93 Нормы проектирования и производства гидромеханизированных работ в транспортном строительстве


ВСН 214-93


ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ГИДРОМЕХАНИЗИРОВАННЫХ РАБОТ В ТРАНСПОРТНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

 

Дата введения 1993-10-01

РАЗРАБОТАНЫ Акционерным обществом Научно-исследовательский институт транспортного строительства (АО ЦНИИС) - действительным членом Академии транспорта А.А.Цернантом, канд. техн. наук Н.А.Ефремовым, Акционерным обществом Мосгипротранс - С.Н.Махлисом.

ВНЕСЕНЫ Акционерным обществом Научно-исследовательский институт транспортного строительства (АО ЦНИИС).

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ научно-техническим центром корпорации "Трансстрой".

РАССМОТРЕНЫ Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (Минприроды России).

СОГЛАСОВАНЫ Всероссийским экологическим центром.

УТВЕРЖДЕНЫ Государственной корпорацией "Трансстрой" N МО-19 от 28.01.93 г.


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Нормы распространяются на проектирование и производство гидромеханизированных земляных работ в транспортном строительстве.

 

1.2. Средства гидромеханизации применяют в транспортном строительстве при намыве насыпей земляного полотна железных и автомобильных дорог и других земляных сооружений (регуляционных сооружений, дамб и др.); разработке выемок под земляное полотно; разработке грунта при строительстве судоходных каналов; намыве земляного полотна под второй путь; намыве насыпей на болотах; добыче дренирующего грунта, путевого балласта и инертных материалов.

 

1.3. Возможность и целесообразность выполнения земляных работ средствами гидромеханизации определяют следующие условия:

наличие грунтов, годных для возведения земляного полотна и поддающихся разработке, транспортированию и укладке средствами гидромеханизации;

наличие источников воды с дебитом, достаточным для обеспечения технологического процесса гидромеханизации при прямом и обратном водоснабжении;

местные условия, определяющие технико-экономическую целесообразность применения средств гидромеханизации (качество грунтов, источник электроэнергии, дальность транспортирования пульпы и воды, сосредоточенность объемов земляных работ, соотношение вскрыши к полезной толще, требования охраны окружающей природы и др.)

 

1.4. В зависимости от местных условий возможны следующие схемы водоснабжения: использование поверхностных источников с регулированием или без регулирования стока; использование подземных вод (кроме напорных).

В обоих случаях применяют схемы прямого и оборотного водоснабжения.

 

1.5. Грунты, приведенные в Сборнике 1 СНиР-91 для сооружения транспортных объектов способом гидромеханизации, должны удовлетворять требованиям СНиП 2.05.02-85 и СН 449-72.

 

1.6. Возведение транспортных сооружений способом гидромеханизации должно осуществляться по проекту производства работ (ППР), составленному согласно требованиям СНиП 3.01.01-85, СНиП 3.02.01-87, СНиП 2.05.02-85, СНиП III-4-80* и СН 449-72 (приложение 1).

 

1.7. При разработке проекта производства работ, составляемого строительными организациями или (по их заказу) специализированными проектными организациями, должны быть сохранены проектные решения утвержденного ТЭО (ТЭР), проекта (рабочего проекта).

При наличии особо сложных условий производства земляных работ (в экстремальных природно-географических условиях, на сложных и крупных объектах), разработка ППР выполняется проектной организацией. Во всех остальных случаях в составе рабочей документации на возведение земляного полотна, сооружаемого средствами гидромеханизации, проектные организации должны давать только основные решения по производству работ, необходимые для составления смет к рабочей документации.

 

1.8. Проект производства работ включает в себя:

обоснование выбора основного оборудования;

способ производства работ, определение группы разрабатываемых грунтов;

технологию намыва;

последовательность разработки карьеров и намыва земляных сооружений;

расстановку земснарядов и гидроустановок;

необходимость использования дополнительных станций перекачки;

диаметр и длину пульпопроводов и водопроводов;

решения по отводу воды;

основные материальные и энергетические и трудовые ресурсы, а также условия охраны окружающей среды и раздел оценки воздействий на природную среду.

 

1.9. Проект организации строительства (ПОС) должен составляться проектной организацией в виде раздела проекта (рабочего проекта) и являться основанием для составления сметной документации, материально-технического обеспечения, организации и осуществления строительства.

 

1.10. В необходимых случаях проектная организация включает в состав проекта рабочую документацию нетиповых временных сооружений водоснабжения, энергоснабжения и других вспомогательных служебных сооружений, необходимых для строительства.


2. ИЗЫСКАНИЯ

Требования к изысканиям


2.1. Изыскания, необходимые для составления ПОС и ППР на производство земляных работ с применением средств гидромеханизации, следует производить одновременно с изысканиями по титулу (объекту) в целом в соответствии с заданием на производство изысканий.

 

2.2. Типографическую съемку объектов гидромеханизации необходимо выполнять в масштабах 1:2000-1:5000 и охватывать: карьеры грунта для намыва, места укладки грунта, участки расположения водозаборных сооружений и водохранилищ для водоснабжения, места отвалов и сброса отработанной воды, места отстойников, трассы проектируемых пульпопроводов и водопроводов, трассы линий электропередачи и связи дорог и других коммуникаций.

 

2.3. При производстве изысканий необходимо осветить климатические, гидрологические, геологические, гидрогеологические и другие местные условия района работ, устанавливаемые программой изысканий, а также условия электроснабжения.

 

2.4. В процессе обследования необходимо установить наличие железнодорожных, автомобильных и речных путей и выявить возможность использования их для доставки машин, оборудования и материалов на объект строительства, а также состояние речных путей сообщения в отношении возможности проводки по ним на буксире плавучих землесосных снарядов и барж с оборудованием и материалами.

Должно быть определено расстояние объекта от ближайшей железнодорожной станции и установлено наличие на ней железнодорожных путей для производства погрузочно-разгрузочных работ, а также приведена характеристика автомобильных дорог и их состояние в различные времена года. Кроме того, необходимо указать источники электроснабжения и отразить другие вопросы, связанные с проведением изысканий и проектирования электроснабжения потребителей гидромеханизации.

 

Геологические, гидрогеологические и инженерно-геологические исследования

2.5. В комплекс геологических изысканий входят:

инженерно-геологические исследования выемок и оснований транспортных объектов для выяснения возможности и условий применения средств гидромеханизации при их сооружении;

разведка карьеров грунта для намыва земляных сооружений;

согласование с местными организациями расположения карьеров грунта, использования водотоков или водоемов в качестве источника для водоснабжения гидроустановок и отвода в них отработанной воды.

 

2.6. Выделить и дополнительно охарактеризовать геологические условия участков земляного полотна: с залеганием в основаниях сооружений лессов и лессовидных пород; в карстовых районах; в районах с вечномерзлыми грунтами; в районах сильно засоленных грунтов; на склонах с активными и древними консолидированными оползнями; полосу отвода первого пути в пределах границ примыкания к нему второго пути; в районах со слабым основанием, в том числе на болотах.

 

2.7. При изысканиях грунтов для гидронамыва следует выбирать карьеры с минимальной вскрышей. При соотношении мощности вскрыши к мощности слоя полезной толщины более 1:4 пригодность карьера для гидронамыва устанавливают на основе технико-экономического расчета.

 

2.8. Общие разведанные запасы грунта в карьерах, используемых для намыва транспортных объектов, должны превышать проектный объем намываемого сооружения не менее чем на 30%.

 

2.9. Грунты, разрабатываемые в карьере плавучими земснарядами, не должны содержать по объему более 1% крупных включений размером белее 0,7 минимального проходного сечения землесоса, а также прослоек глин толщиной, превышающей 0,2 м.

Грунты, разрабатываемые в карьере гидромониторами, не должны содержать по объему более 2% валунов. Использование грунтов с большим содержанием крупных включений и грунтов с содержанием глинистых и пылеватых частиц более 15-20% должно быть обосновано проектными данными.

Грунты выемок и карьеров, используемые для намыва земляных сооружений, должны удовлетворять требованиям СН 449-72.

 

2.10. Мощность полезной толщи грунта в карьерах, разрабатываемых гидромониторами, должна быть более 3 м. Целесообразность разработки забоев высотой менее 3 м следует установить технико-экономическим расчетом.

 

2.11. Запасы грунтов разведанных карьеров в русле и поймах рек, используемых для строительства автомобильных и железных дорог, не подлежат утверждению в территориальной и Государственной комиссиях по запасам.

 

2.12. При разведке обводненных карьеров расчетом определяются: возможность использования грунтовых вод в качестве источника водоснабжения для производства работ, дебит воды в начальной и конечной стадиях разработки карьера, а также отметки расположения горизонта ненапорных грунтовых вод.

 

Гидрологические изыскания

2.13. Гидрологические изыскания должны производиться в соответствии с утвержденной программой для выявления гидрологического режима поверхностных источников и установления пригодности их для водоснабжения объекта гидромеханизации и с требованиями СНиП 2.01.14-83 и СНиП 1.02.07-87.

 

2.14. В качестве источников водоснабжения для производства гидромеханизированных земляных работ могут быть использованы:

большие и средние реки, имеющие постоянный сток, обычно значительно превышающий потребности в воде объектов гидромеханизации;

малые реки и периодически действующие водотоки, использование которых для целей гидромеханизации обычно возможно при условии зарегулирования стока;

озера и искусственно созданные водоемы с достаточным поступлением поверхностных и грунтовых вод.

 

2.15. По материалам гидрометрических наблюдений должны быть составлены графики колебания уровней за средний, многоводный и маловодный годы и горизонты расчетной обеспеченности для характеристики паводковых и минимальных уровней; необходимо также привести данные о среднемесячных секундных расходах за средний, многоводный и маловодный годы, а также сведения о средних, ранних и поздних датах ледохода и ледостава, явлениях донного льда и шуги.


3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.181 с.)