Тема 1. Предприятие в системе национальной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предприятие в системе национальной экономики



Тема 1. ПРЕДПРИЯТИЕ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Уч.вопросы

1. Вводное слово. Экономическое образование как постижение смысла экономической культуры

 

2. Введение в дисциплину «Экономика предприятия»

Народно-хозяйственный комплекс России

Структурная перестройка экономики

Литература

1.Экономика предприятия: тесты, задачи, ситуации: учеб. пособие для студентов вузов по экон. спец. / Б. Н. Чернышев [и др.]; под ред. В. Я. Горфинкеля. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 335 с.

2. Экономика преприятиия: учеб. для студентов вузов по экон. спец. / под ред. В. М. Семенова. - СПб.: Питер, 2007. - 384 с.

3. Экономика организации (предприятия):Учебник / Под ред.НА. Сафронова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2004. - 618 с.

 

 

1. Вводное слово. Экономическое образование как постижение смысла экономической культуры

 

Образование – культура человека и предмет изучения «педагогики» как науки. Говоря иначе, педагогика – искусство образования человека, обязательно предполагающего наличие идеала национального образования. К.Д. Ушинский: у всех великих народов имеется особый принцип национального образования человека (система воспитания, в основе которой лежит погружение в сокровищницу национальной культуры или, иначе, постижение сути культурного богатства нации).

Культурное богатство нации можно представить в виде трех слоев (рис.1). Последние два слоя являются внешними условиями, при наличии которых только и может развиваться «образованность». Последняя и является той целью, к которой стремится любое национальное образование. Стремятся к ней и те, кто постигает культуру в том или ином учебном заведении.

 

Рисунок 1 – Внешний каталог культурного (национального) богатства

 

Речь – по сути – идет о «культуросообразном образовании», то есть образовании, сообразном культуре (соответствующему Образу данной культуры в данной стране). И прежде всего это касается высшего образования и, в частности, экономического. Образованность в данном случае связана с постижением высшего уровня экономической культуры. Педагогический процесс при этом выглядит следующим образом (рис.2).

 

 

Рисунок 2 – Педагогический процесс как взаимосвязь студентов и преподавателей вуза, дающего высшее экономическое образование

 

Подчеркнем необходимость в современных условиях диалога экономических культур. Важность его повышается в процессе международной интеграции европейских стран. А это означает необходимость по-новому осознать смысл экономического образования в нашей стране и нашем вузе, в частности.

Есть три точки зрения на преподавание экономических дисциплин:

- эмпиризм         (задача – приобретение- накопленных знаний);

- рационализм (задача – развитие экономического мышления);

 - критицизм     (задача – усвоение метода познания экономических

явлений и процессов).

Каждый преподаватель, осуществляющий педагогический процесс в вузе, принимает одну из этих точек (или их комбинацию). Он руководствуется также принципом свободы, не отвергающим такие понятия, как авторитет, долг, принуждение!

Под свободой понимается творчество в познании сущности экономической культуры, а не свободный выбор.

С. Гессен: «Человек рождается рабом окружающей его действительности. И потому принуждение может быть отменено только самой постоянно растущей личностью» (в нашем случае – экономической личностью).

Говоря иначе, свобода есть не факт образовательного процесса, а его глубинная цель – часто не до конца выполнимая. Преподаватель при этом лишь помогает рождению свободы, росту культурного богатства экономической личности.

 

 

2. Введение в дисциплину «Экономика предприятия»

 

 

Экономика — это область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук.

Потребности выступают движущей силой экономики, изменяясь под влиянием внешних воздействий. Изменяясь, они рождают новые потребности под влиянием развития техники, людей и рекламы. И вновь необходимо решать, какие средства могут быть использованы и на удовлетворение каких потребностей. В целях снижения напряженности этих отношений и принятия решений об удовлетворении очередных потребностей или обеспечения увеличения объема средств организуется хозяйственная деятельность организации (предприятия).

Производство, описание и объяснение всей хозяйственной деятельности предприятия и являются предметом изучения в курсе «Экономика организации (предприятия)». На основе познания закономерностей производственного процесса появляется возможность разработать хозяйственные методы реализации практических производственных целей.

Сферы экономики

 

С точки зрения участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода общественное производство подразделяется на две крупные сферы: материальное производство и непроизводственную сферу.

К материальному производству относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство), строительство, торговля, общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание, прочие виды деятельности сферы материального производства.

К непроизводственной сфере относятся жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления.

Отрасли экономики

 

Сферы экономики подразделяются на специализированные отрасли. Отрасль — группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве.

Например, сфера материального производства включает отрасли, в которых создаются необходимые для жизни и развития общества средства производства и предметы потребления.

Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса, развития общественного разделения труда.

Каждая из специализированных отраслей, в свою очередь, подразделяется на комплексные отрасли и виды производств. В составе промышленности, например, насчитывается более 15 таких крупных отраслей, как электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, легкая и пищевая промышленность и другие отрасли.

Специализированные отрасли характеризуются разной степенью дифференциации производства. Развитие общества и экономики, дальнейшее углубление специализации производства приводит к формированию новых отраслей и видов производства. Одновременно со специализацией и дифференциацией идут процессы кооперации, интеграции производства, приводящие к развитию устойчивых производственных связей между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.

 

Межотраслевые комплексы

 

Межотраслевой комплекс — интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта.

Межотраслевые комплексы возникают и развиваются как внутри отдельной отрасли экономики, так и между различными отраслями. В составе промышленности, например, существуют топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный и другие комплексы. Более сложной структурой отличаются агропромышленный и строительный комплексы, объединяющие разные отрасли национальной экономики.

Межотраслевые народно-хозяйственные комплексы условно можно подразделить на целевые и функциональные. В основу выделения целевых комплексов положены воспроизводственный принцип и критерий участия в создании конечного продукта. Например, выделим машиностроительный комплекс, топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, лесной и минерально-сырьевой комплексы, транспортный комплекс и др.

В основу выделения функциональных комплексов положены принцип и критерий специализации комплекса на определенной функции. Здесь можно выделить инвестиционный и инфраструктурный комплексы, научно-технический, в определенной степени и экологический комплекс.

По признаку разделения труда можно выделить многоотраслевые и одноотраслевые комплексы, территориально-производственные комплексы, межотраслевые научно-технические комплексы.

Секторы экономики

 

Составные элементы хозяйственного комплекса могут быть сгруппированы по различным экономическим признакам. В зарубежных исследованиях на основании системы национальных счетов для обобщающей характеристики экономических процессов выделяют крупные секторы экономики.

Под сектором понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение. К их числу обычно относят секторы предприятий, домашних хозяйств, государственных учреждений, а также внешний.

Сектор предприятий обычно подразделяется на сектор финансовых и сектор нефинансовых предприятий.

Сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за их деятельностью, они, в свою очередь, подразделяются на государственные, национальные, частные и иностранные нефинансовые предприятия.

Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством.

Сектор государственных учреждений — совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций.

Сектор домашних хозяйств включает в основном потребляющие единицы, т.е. домашние хозяйства и предприятия, образованные ими.

Внешний сектор, или сектор «остальной мир», — это совокупность институциональных единиц — нерезидентов данной страны (т.е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военные базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.

По степени связи с рынком в национальной экономике часто выделяю^ рыночный и нерыночный секторы.

Рыночный сектор охватывает производство товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке по ценам, оказывающим значительное влияние на спрос на эти товары или услуги, а также обмен товаров и услуг по бартеру, оплату труда в натуральной форме и запасы готовой продукции.

Нерыночный сектор — производство продуктов и услуг, предназначенных для использования непосредственно производителями или владельцами предприятия, а также предоставленных другим потребителям бесплатно или по ценам, которые не влияют, на спрос.

Иногда дополнительно выделяют смешанные отрасли, которые оказывают рыночные и нерыночные услуги.

По международной статистике экономика обычно подразделяется на отрасли, производящие товары, и отрасли, оказывающие услуги. К первой группе относятся промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли материального производства (издательская деятельность, утилизация вторичного сырья, сбор дикорастущих грибов и ягод и т.д.). К отраслям, оказывающим услуги, относятся образование, транспорт, торговля, здравоохранение, общее государственное управление, оборона и др.

Выводы

1. Национальный хозяйственный комплекс отражает экономическое и социальное развитие общества, углубление разделения труда, интеграционные процессы, происходящие в мире.

2. Экономика подразделяется на различные сферы и подразделения: материальное производство и непроизводственную сферу, сектор нефинансовых и финансовых корпораций, сектор государственных учреждений и домашних хозяйств, остальной мир. Возможны и другие классификации.

3. Отраслевая структура отражает основные виды производственно-хозяйственной деятельности: рыночное и нерыночное производство, отрасли, ] производящие товары или оказывающие услуги, смешанные отрасли.

4. Предприятие необходимо рассматривать в системе национальной экономики. Процессы, происходящие в народно-хозяйственном комплексе, влияют на все стороны деятельности предприятия, определяют направления его дальнейшего развития.

5. Знание тенденций развития экономики на макроуровне необходимо для разработки перспективной политики предприятия, повышения его конкурентоспособности.

6. Государственная экономическая политика регулирует процессы, происходящие в национальном хозяйственном комплексе, непосредственно затрагивает различные аспекты деятельности предприятия.

7. Структурная перестройка экономики отражает процессы, происходящие в различных сферах экономики: отраслях, регионах, в области капитальных вложений и инвестиций.

Тема 1. ПРЕДПРИЯТИЕ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Уч.вопросы

1. Вводное слово. Экономическое образование как постижение смысла экономической культуры

 

2. Введение в дисциплину «Экономика предприятия»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.031 с.)