SWOT-анализ развития промышленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

SWOT-анализ развития промышленности



 

Сильные стороны Слабые стороны
Концентрация предприятий промышленности строительных материалов (цементная подотрасль), базирующихся на местном сырье Выгодное географическое положение города, что позволяет диверсифицировать экономику Новороссийска Развитая транспортная инфраструктура, определяющая широкую географию сбыта продукции и использовать все преимущества кооперации Отсутствие земельных проблем для размещения ряда промышленных предприятий благодаря большому количеству населенных пунктов, которые входят в состав муниципального образования Благоприятная экономическая ситуация в Краснодарском крае, «имидж» одного из наиболее привлекательных регионов для инвесторов являются дополнительным стимулом для развития промышленности города   Низкое использование производственных мощностей промышленности (в среднем по городу на уровне 60-70%) Недостаточное развитие городской транспортной инфраструктуры в городе Неразвитость региональной и межрегиональной кооперации и интеграции Чрезвычайно сильные позиции Новороссийского морского торгового порта, развитие которого, прежде всего в территориальном плане, может привести к исчезновению многих промышленных площадок существующих заводов. Моноспециализация муниципального образования, что ведет к уязвимости экономики  
Угрозы Возможности
Вступление России в ВТО Чрезвычайная зависимость экономики города от функционирования Новороссийского портового комплекса Высокая инвестиционная привлекательность окружающей территории для жилищного строительства, что приводит к конфликту «функции места».   Реализуемая Программа комплексного развития Новороссийского транспортного узла мультипликативно приводит к расширению возможностей для развития новых производств на территории Развитие комплекса портово-промышленно-логистической направленности позволит сформировать полноценный устойчивый экономический комплекс территории, увеличит количество мест приложения труда Наличие относительно большого количества площадок для размещения предприятий промышленности по обслуживанию курортно-рекреационного комплекса края и в том числе олимпийской программы  

Основная цель развития промышленности неразрывно связана с развитием транспортно-логистического комплекса, формирование и развитие промышленно-портового района, создающего благоприятную основу для диверсификации и создания сбалансированной экономики города, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста. Подобный подход к развитию позволит элиминировать факторы конъюнктурного спроса на мировом рынке, которые могут в случае форс-мажорных обстоятельств негативно отразиться на экономике города. Это позволит обеспечить благоприятную экономическую и социальную среду жизнедеятельности населения, в которой каждый сможет сделать выбор для достижения поставленных целей. Развитие сопутствующих производств при развитом портовом комплексе города приведет к увеличению налогооблагаемой базы, что отразится на уровне формирования доходной части бюджета за счет собственных источников, приведет к созданию новых рабочих мест, развитию социальной, производственной и институциональной инфраструктуры и в итоге к повышению уровня и качества жизни населения.

Новороссийск – 2020 – это мощнейший транспортно-логистический центр всей России, которому необходимо развитие ремонтной базы. В этой связи становится необходимым восстановление позиций Новороссийского судоремонтного завода, а также Новороссийского вагоноремонтного завода.

Благодаря формированию промышленно-портового района с развитым комплексом перерабатывающих мощностей, инфраструктурой, г. Новороссийск должен занять место делового бизнес-центра на побережье, используя выгоды своего географического положения в отличие от Краснодара, который выполняет подобные функции внутри территории края. Это мультипликативно отразится и на развитии других отраслей экономики – торговля, малый бизнес, рекреационный комплекс (при этом не только самого города, но и окружающих территорий). В этой связи необходимо обратить внимание и на сельскохозяйственный потенциал территории, связанный, прежде всего, с виноградниками. Абрау-Дюрсо, входящее в состав муниципального образования, имеет известный «бренд» не только в России, но и на мировом рынке, многолетние традиции производства шампанских вин, что возможно и необходимо использовать и развивать. Бренды наряду с лицензиями, патентами, полезными новшествами и торговыми марками становятся все более дорогостоящим товаром в постиндустриальном мире. ЗАО «Мысхако» - также уникальное производство не только в рамках муниципального образования, но и всей России. Развитие этой подотрасли пищевой промышленности необходимо поддерживать как для обеспечения потребностей самого населения муниципального образования, так и для стремительно развивающегося курортно-рекреационного комплекса всего Краснодарского края.

Пищевая промышленность города, а именно производство виноградных и шампанских вин, должна менять стереотипы людей. Развитие функций бизнес-центра на побережье, проведение фуршетов, банкетов должно сопровождаться не французскими винами и шампанскими, а продукцией отечественных производителей. Особое развитие эта отрасль должна получить в рамках проведения Олимпиады «Сочи-2014».

Важнейшим механизмом для решения поставленной цели является использование возможностей Особой Портовой зоны. Помимо потенциала Особой Портовой Экономической зоны мероприятия администрации муниципального образования должны быть направлены на создание условий, способов и механизмов проведения инвестиционной политики, ориентирующейся на повышении инвестиционной привлекательности города и направленной, прежде всего, на привлечение стратегических инвесторов. Необходимо более активно привлечение инвесторов на условиях государственно-частного партнерства. Быстрое реагирование и использование преимуществ города для реализации мероприятий, связанных с олимпийской программой.

Реализация того или иного сценария будет означать смещение приоритетов в реагировании на складывающуюся ситуацию.

В случае реализации инерционного сценария (а точнее консервации сложившейся отраслевой структуры) развития города актуальными на протяжении всего периода реализации стратегии будут меры по развитию транспортной отрасли как наиболее привлекательной на данном этапе развития. Учитывая тот факт, что развитие КТК предусматривает доведение мощности нефтепровода Тенгиз-Новороссийск до 67 млн. т нефти (в 2006 г. объем прокачки по КТК составил 31,121 млн. т), значение трубопроводной составляющей в транспортной отрасли будет только увеличиваться.

Будут реализована полномасштабная программа развития Новороссийского транспортного узла (следует отметить, что ее реализация вписывается и в инновационный сценарий).

Одним из наиболее перспективных направлений развития является увеличение роста грузооборота контейнерных перевозок до 1,2 млн. TEU в год (18 млн. т). Контейнеры – основное направление развития мировой системы перевозки генгрузов и наиболее быстрорастущий сегмент в структуре грузопотока в портах РФ.

 

Прогноз контейнерооборота НТУ до 2010-2012 гг.

В рамках государственно-частного партнерства в составе Проекта по развитию Новороссийского транспортного узла разрабатывается 11 подпроектов частных инвесторов:

- Строительство терминала по перевалке мазута – создание мощностей по приему, временному хранению, накоплению судовых партий и отправки на экспорт мазута в объеме до 5 млн. т в год (ОАО «ИПП»)

- Строительство терминала по перевалке жидкой серы – создание мощностей по приему, временному хранению, накоплению судовых партий и отправки на экспорт жидкой серы в объеме до 1 млн. т в год (ОАО «ИПП»)

- Строительство зернового терминала, рассчитанного на прием с железнодорожного и автомобильного транспорта зерновых и масличных культур и отгрузки их морским транспортом в объеме 3,6 млн. т в год (ОАО «Новороссийский зерновой терминал»)

- Строительство контейнерного терминала с увеличением пропускной способности до 350 тыс. TEU в год (ОАО «Новорослесэкспорт»)

- Строительство лесного терминала с увеличением перевалки лесных грузов до 3 млн. м3 в год (ОАО «Новорослесэкспорт»)

- Строительство терминала по перевалке глинозема мощностью до 3 млн. т в год (ОАО «Новороссийский судоремонтный завод»)

- Реконструкция нефтерайона «Шесхарис» (ОАО «Новороссийский морской торговый порт»)

- Строительство 2-й очереди комплекса по перевалке для сухих минеральных удобрений на Восточном районе порта (ОАО «Новороссийский морской торговый порт»)

- Строительство контейнерного терминала на Юго-Восточном грузовом районе (ЮВГР) мощностью до 4,0 млн. т в год (350 тыс. TEU в год) (группа компаний «Дело»)

- Строительство зернового терминала на ЮВГР мощностью до 3 млн. т в год (группа компаний «Дело»)

- Строительство внепортового логистического контейнерного терминала – «Центр контейнерного сервиса» мощностью до 200 тыс. TEU в год ((группа компаний «Дело»)

Для данного сценария главной отраслью промышленности по объемам производства и налоговым отчислениям остается промышленность строительных материалов, темпы роста которой в последние годы в целом по муниципальному образованию увеличились, что связано с растущим потребительским спросом. С учетом прогнозируемого на ближайшие 10 лет растущим спросом на строительные материалы, это направление – одно из наиболее перспективных. Помимо цемента, в качестве перспективных направлений может рассматриваться производство сборных железобетонных конструкций, шифера и т.д. Это позволит диверсифицировать структуру отрасли и снизить зависимость экономики города от деятельности цементной отрасли.

Инновационный сценарий потребует добавления к вышеназванным мер по развитию отраслей, использующих внутренние возможности территории, инновационный потенциал, связанный с размещением в городе наиболее передовых технологий в транспортной отрасли, а также расстановки акцентов в отраслевом разрезе. Это, прежде всего, восстановление позиций машиностроения и металлообработки, развитие деревообрабатывающей подотрасли промышленности, выход на новые позиции пищевой отрасли, возможное развитие газовой переработки.

Для предлагаемой стратегии развития муниципального образования Новороссийск предлагается последовательная реализация предлагаемых сценариев развития – от инерционного через инерционно-инновациоонный к иновционному. Иными словами, постепенное дополнение современной специализации города новыми направлениями, которые будут диверсифицировать как структуру промышленности, так и в целом экономику муниципального образования Новороссийск. При этом портово-промышленная специализация города является локомотивом всей экономики, обеспечивающем значительную долю бюджетных поступлений и занятость населения.

1.5.6. Потребительская сфера: В структуре экономики г. Новороссийск доля торговля составляет чуть более 15%, доля платных услуг - 3,5%.

Муниципальное образование Новороссийск – крупный торговый центр и центр предоставления разнообразных услуг. По оценкам Департамента торговли и потребительского рынка Администрации муниципального образования г. Новороссийск, общее количество предприятий розничной и оптовой торговли и сферы услуг составляет 2,5 тыс., функционирует 13 розничных рынков, предоставляющие около 5 тыс. мест. В пределах муниципального образования расположено более 60 оптовых баз. В сфере общественного питания работает 298 предприятий. В настоящее время в г. Новороссийск активно ведется работа по реконструкции рынков. Потребительский рынок представлен почти полностью предприятиями негосударственной формы собственности. В потребительской сфере в целом занято около 30 тыс. человек. Среднемесячная заработанная плата на предприятиях общественного питания, розничной и оптовой торговли и сферы услуг составляет по крупным и средним предприятиям 6000 рублей.

Одним из основных направлений развития потребительского рынка города является увеличение количества сетевых магазинов. Лидирующие позиции в этом направлении принадлежат сети ЗАО «ТАНДЕР» (30 магазинов «Магнит»). В городе представлены также магазины сети «Пятерочка», построены и в 2008 году введены в эксплуатацию магазины  сети «Перекресток» и «Лента». Одной из проблем развития подобных магазинов является вопрос их размещения, поскольку в спальных районах свободные территории практические отсутствуют. Размещение вдали от потребителей неразрывно связано с созданием инфраструктуры – прежде всего, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.

Помимо сетевых магазинов, в городе развивается сеть фирменных магазинов, например ООО «Хлебкондитер», ЗАО «Мясокомбинат «Новороссийский», ЗАО «Птицефабрика «Новороссийская» и ряд других.

Регулярно, на территории города проводятся ярмарки, на которые приглашаются местные и краевые сельхозпроизводители. Ярмарки позволяют создать конкуренцию, удерживать цены, поддерживать селян и обеспечивать спрос населения в сельскохозяйственной продукции.

1.5.7. Строительная индустрия: В рамках растущего спроса на строительные материалы развитие соответствующей отрасли промышленности является одним из приоритетных направлений. В 2006 г. в России по оценкам произведено около 54 млн. т цемента. Максимальные производственные мощности оцениваются Росстроем в 69 млн. т. Только для обеспечения реализации ФЦП «Жилище» к 2010 г. необходимо производить не менее 80–90 млн. т цемента ежегодно. Первое место в России по производству цемента занимает «Евроцементгрупп»— российское производство в 2005 г. составило 20,5 млн. т. Вторая по объему выпуска цемента компания в России — ОАО «Новоросцемент». В 2005 г. произвела 3,5 млн. т., в 2006 г. – 3,7 млн. т. Расположенные в пределах муниципального образования ОАО «Верхнебаканский цементный завод» и ОАО «Атакайцемент» пока занимают незначительные объемы в производстве. Таким образом, одной из главных задач отрасли - расширение мощностей для покрытия потребностей жилищного строительства.

Вторым стратегическим направлением является производство строительных материалов для развития и благоустройства курортно-рекреационного комплекса. В июне 2007 г. в муниципальном образовании было запущено предприятие по производству элементов благоустройства – Выборстройинжиниринг. Подобное направление необходимо поддерживать и развивать.

Третьим направлением является использование представившихся возможностей по строительству объектов по олимпийской программе.

Жилищное строительство.

Жилищная проблема в Краснодарском крае и городе-герое Новороссийске является одной из наиболее острых социальных проблем.

В улучшении жилищных условий на 01.01.2009 года только из числа зарегистрированных граждан нуждаются 7256 семей.

Реальную потребность в улучшении жилищных условий испытывают более 10 тысяч семей. Объемы жилищного строительства в городе не обеспечивают эту потребность. Ежегодный объём ввода жилья снизился с 199 тыс.кв.м. в 2007 году до 181,7 тыс.кв.м. в 2008 году.

На территории города осуществляют свою деятельность 23 крупных строительных предприятий.

    Основными причинами, сдерживающими рост объёмов ввода в эксплуатацию жилья, являются:

    ограниченные возможности финансирования жилищного строительства из государственных и муниципальных бюджетов;

    недоступность для большинства граждан и юридических лиц кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок;

    недостаток площадок, обеспеченных инженерными коммуникациями.

В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, а также оказать бюджетную поддержку в приобретении жилья молодым семьям, перед которыми жилищная проблема стоит особенно остро, в том числе с помощью ипотечных кредитов.

Администрацией муниципального образования в целях решения существующих жилищных проблем разработана и принята целевая программа «Жилище 2009-2010». Настоящая программа основывается на новых подходах к решению жилищной проблемы, главный принцип которой – доступность жилья. В связи с этим в Программу включены мероприятия, реализуемые в рамках федеральных, краевых целевых программ.

Программа разработана в соответствии с федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, краевой целевой программой «Жилище» на 2009-2010 годы.

Реализация основной цели Программы позволит создать условия, обеспечивающие доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.246.218 (0.029 с.)