Существует множество форм социальных потребностей человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Существует множество форм социальных потребностей человека.



На примерах рассмотрим их в трёх основных признаках:

 

Потребность «ДЛЯ ДРУГИХ». Наиболее ярко потребность «ДЛЯ ДРУГИХ» выражены в альтруизме, в готовности беззаветно служить другим людям, жертвовать собой во имя другого. Чаще всего эта потребность защиты слабого, потребность бескорыстного общения.

 

Потребность «ДЛЯ СЕБЯ». Потребность, направленная на самоутверждение в обществе, на самореализацию личности. Это потребность самоидентификации человека. Потребность занять своё достойное место в обществе, в коллективе. Не в последнюю очередь такая потребность направлена на желание обладать определённой властью. «ДЛЯ СЕБЯ» является социальной потребностью человека потому, что реализована она может быть только через потребность «ДЛЯ ДРУГИХ».

Потребность «ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ». Это целая группа потребностей, определяющая причины объединённых действий многих людей, общества в целом. А именно: потребность безопасности, свободы, мира, потребность обуздания агрессора, потребность смены политического режима. Особенность потребности "ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ" состоит в том, что люди объединяются для решения назревших задач общественного характера.

 

 

 

Рис. Пирамида Маслоу.

3. Диагностика нарушений мышления при аномальном развитии.(64)

Аномальное развитие – развитие на дефектной основе.

По определению Л.С. Выготского, аномальное развитие – не дефектное, а своеобразное развитие, не ограничивающееся отрицательными признаками, а имеющее целый ряд положительных, возникающих в силу приспособления ребенка с дефектом к миру. Данное понятие входит в круг понятий, объединяемых термином «дизонтогенез», которым обозначают различные формы нарушений онтогенеза.

В понятие «аномальное развитие» входит ряд положений: во-первых, дефект у ребенка, в отличие от взрослого человека, приводит к нарушениям развития, во-вторых, дефект у ребенка может привести к нарушениям в развитии при определенных условиях. Детский мозг обладает большой пластичностью, и в детском возрасте велики способности к компенсации дефекта. В связи с этим даже при наличии поражений в определенных отделах мозга и проводящих путях может не наблюдаться выпадения отдельных функций. Выделение параметров анализа дизонтогенеза позволяет провести квалификацию аномального развития. К таким параметрам относятся:

– функциональная локализация нарушения, в зависимости от которого выделяют частный дефект, обусловленный нарушением гнозиса, праксиса, речи, и общий, связанный с нарушением регуляторных корковых и подкорковых систем головного мозга;

– время поражения. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление недоразвития функций, при позднем поражении возникают повреждения с распадом психических функций;

– степень поражения. Более глубокое поражение приводит к выраженным нарушениям в развитии.

Аномальные дети – дети с врожденными или приобретенными нарушениями физического и психического развития. Термин произошел от греческого anomalos – неправильный и в широком смысле слова им обозначают детей, имеющих более или менее выраженные нарушения в своем развитии, однако практически понятие «аномальные дети» до недавнего времени употребляли по отношению к детям, которые вследствие серьезного психического или физического дефекта должны были обучаться в специальных учебных заведениях.

К детям с нарушениями в развитии относят умственно отсталых; неслышащих, слабослышащих, позднооглохших; незрячих и слабовидящих; детей с тяжелыми речевыми нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм); множественными нарушениями. Они нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем помощь индивидуализированную.

Современным эквивалентом термина «аномальные дети» являются термины «дети с ограниченными возможностями», «дети с особыми нуждами» и «дети с особыми образовательными потребностями» («сhildren with special needs»).

Основными методами исследования мышления являются тес­ты на классификацию, исключение, силлогизмы, аналогии, обоб­щение, ассоциативный эксперимент, проблема Эверье, пиктограмма.

Методика классификации понятий включает в себя предложе­ние испытуемому классифицировать карточки с изображением животных, растений и предметов. Предлагается разложить карто­чки на группы так, чтобы они содержали однородные предметы и могли быть названы обобщающим словом. Затем в случае необхо­димости предлагается укрупнить группы.

Оценивается:

1. число этапов, затраченных на окончательную классифика­цию предметов (должно получиться три группы животные, цветы, неодушевленные предметы);

2. принципы классификации.

Заключения отражают количество этапов классификации, а также особенности мышления испытуемых.

Конкретное мышление — определяется в случаях, когда испыту­емый объединяет предметы в конкретные ситуационные группы (например, пальто со шкафом “потому, что пальто висит в шкафу)

Склонность к детализации — определяется в случаях, когда испытуемый выделяет дробные группы (например, “одежда домаш­няя и одежда на выход”, “корнеплоды и некорнеплоды”).

Опора в мышлении на латентные признаки — определяет в слу­чаях, когда в классификации делается упор на малоактуальные, скрытые признаки понятий (например, в одну группу объединя­ются автобус и медведь потому, что оба “склонны к плавному на­чалу движения”).

На основании методики классификации понятий возможно подтверждение клинически выявляемых специфических для опре­деленных групп психических заболеваний расстройств мышле­ния. Так, конкретность мышления может подтверждать наличие органически обусловленных психических расстройств, склонность к излишней детализации — эпилептический характер ассоциатив­ных нарушений, опора мышления на латентные признаки — на нарушения мышления шизофренического спектра.

Методики на исключение, обобщение понятий, выделение суще­ственных признаков, анализ отношений понятий (аналогии) при­меняются с целью определения особенностей мышления лиц, с различной психической патологией, а также тех, которые ложатся в основу интеллектуальных способностей.

Для оценки способности разграничивать разнородные понятия используется методика исключение понятий. Испытуемому пред­лагается из четырех предметов или из пяти слов исключить один предмет или слово, которые не подходят к остальным, сходным родовым понятием. Анализ методики сходен с методикой класси­фикации понятий

32. Содержание и механизмы социализации.

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивида социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Социализация – это процесс включения индивида в социальные отношения, в результате которых он усваивает и активно воспроизводит социальный опыт.

В ходе онтогенеза человек все больше включается во все большее количество социальных институтов, поэтому перед ним встает необходимость соответствовать предъявляемым ему требованиям, принимать нормы и ценности тех групп и институтов, в которых он взаимодействует, находить средства удовлетворения имеющихся потребностей в соответствии с нормами и возможностями данных групп и социальных институтов.

Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Здесь предполагается активность индивида в применении преобразовательного опыта, отдача, результатом которой является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень. Понимание взаимодействия человека и общества при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.

Процесс социализации обеспечивает у индивида определенный уровень согласованности поведения и владения основными средствами достижения цели, принятыми в данном обществе. Процесс соц-ции представляет собой совокупность всех соц-х процессов, благодаря которым индивид усваивает опред.систему норм и ценностей.

Механизмами социализации являются: подражание, обуславливание, рационализация, редукция когнитивного диссонанса, воспитание, обучение, принуждение и т.д.

Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности. Выделяют три сферы, в которых осуществляется это становление: деятельность, общение, самосознание.

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с освоением все новых видов деятельностей. При этом происходят еще три важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Как следствие этого возникает и второй процесс – центрирование вокруг главного, выбранного сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Вторая сфера – общение – рассматривается в контексте социализации так же со стороны его расширения и углубления. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что касается углубления общения, то это, прежде всего, переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, то есть умение ориентироваться на партнера,, более точное его восприятие.

Наконец, третья сфера социализации – развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. Экспериментально установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Выделяют два основных свойства самосознания: самосознание – это процесс понимания личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности; развитие самосознания в ходе социализации – процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.

Таким образом, процесс социализации может быть понят только в единстве деятельности, общения и самосознания. Они, взятые вместе, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает общается, тем самым, осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт. Поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного освоения.

Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания. Многие зарубежные авторы рассматривают в качестве стадий социализации периоды детства, отрочества и юности. Но в последние годы все чаще ставится вопрос о том, что и зрелый возраст надо включать в стадии социализации.

В отечественной социальной психологии сделан основной акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего, в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии (Андреенкова):

1.дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на две подстадии:

a)ранняя социализация, охватывающая время от рождения до поступления ребенка в школу;

b)стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина (школа, ВУЗ).

2.трудовая стадия охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности.

3.послетрудовая стадия.

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу. Но сам набор средств можно свести к следующему: нормы, ценности и знаки. То есть общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Институты соц-ции – это группы, в которых человек приобщается к системе соц.нор и ценностей.

На дотрудовой стадии такими институтами являются: в период раннего детства - семья и дошкольные детские учреждения. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Во втором периоде этой стадии основным институтом является школа, затем ВУЗ. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, школа так же должна подготовить человека к жизни в обществе, школа расширяет возможности ребенка в плане его общения.

Институт социализации на трудовой стадии – это трудовой коллектив.

На послетрудовой стадии в качестве институтов социализации можно выделить различные общественные организации.

Понятие социализации является синонимом развития личности. Соц-ция идет в течении всей жизни человека.

4 стороны процесса социализации:

1. Инкультурация. Момент влияния культуры и общ-ва в целом на форм-ние соц.поведения.

2. Интернализация – совокупность когнитивн. и мотивац. процессов, с помощью кот. внешние соц. требования становятся внутренними требованиями личности.

3. Адаптация – социализация изучается с точки зрения ее результатов…………….сформированности у чел-ка таких хар-к, кот. обеспечивают его успешное функционирование. Осн.критерий – это соц.успех.

4. Конструирование соц.мира. Чел-к в состоянии сам создавать свое соц.окружение, менять что-то.

Соц.-психолог. механизмы соц-ции:

- идентификация – отождествление индивида с некоторыми людьми или группами;

- подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта др.людей.

- внушение – воздействие на поведение и психику человека;

- фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на других, в результате кот. их деятельность протекает свободнее и интенсивнее;

- конфорность – внешнее согласие.

Ряд авторов выделяют три психол. механизма соц-ции:

- имитация – осознанное стремление ребенка копировать опред.модель поведения.

- стыд – переживание возможного разоблачения и позора.

- чувство вины – переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя.

33. Стадии и институты социализации.

Три основные стадии социализации:

— дотрудовая

а) ранняя социализация, до поступления в школу

б) стадия обучения, школа+ВУЗ

— трудовая

— послетрудовая

Некоторые настаивают на непрерывной социализации. Образование постоянно→ социализация постоянна. Специфика взрослой социализации в отличие от детской выражается в поведении, в оценивании норм, в осознании оттенков между черным и белым (а не простом следовании нормам), в овладении навыками, а не мотивациями.

Другие считают, что социализация взрослых – это преодоление сложившихся в детстве психологических тенденций

Одни считают, что в последтрудовой стадии нет никакой социализации. С точки зрения эйджеизма (негативное отношение к пожилым) социализации на послетрудовой стадии вообще не происходит.

Другие – что процесс социализации продолжается в зрелом возрасте, просто тип активности изменяется (концепция Эриксона).

Институты социализации

На всех стадиях социализации воздействие на личность происходит непосредственно или через группу. Средства воздействия: нормы, ценности, знаки.

Институты социализации – группы, в которых личность приобщается к системам норма и ценностей и трансляторы общественного опыта.

Институтами социализации являются семья, дошкольные детские учреждения, школа (общение со сверстниками), ВУЗ, организация.

Дотрудовая стадия – семья, дошкольные детские учереждения. В семье осуществляется первичная социализация, приобретаются первые навыки общения, формируется полоролевая идентичность. Тип поведения родителя (либеральынй или авторитарный) оказывает влияние на формирование у ребенка образа Я. У ребенка формируется представление о правах. Роль семьи как института социализации зависит от культуры, типа общества, места проживания.

Второй период ранней социализации – школа, вуз.

Школа готовит к жизни в обществе, дает систематическое образовани. Школа формирует первые представления о гражданских обязанностях. Важный элемент социализации – общение со сверстниками.

С т.з. социализации юность – особенно важный период. Это период активного принятия жизненно важных решений (в экспериментальных условиях активность личности изучается через принятие решений).

Трудовая стадия – трудовой коллектив, команда, организация.

Проблемы ухода из трудового коллектива. Возможные институты десоциализации: преступная группа, группа наркоманов, алкоголиков и т.д.

34. Сущность, структура и функции аттитюдов.

Аттитюд – социальная установка (термин введен в 1918г.).

В 1918 г. У. Томас и Ф. Знанецкий, изучая адаптацию польских крестьян, эмигрировавших из Европы в Америку, установили две зависимости, без которых нельзя было описать процесс адаптации: зависимость индивида от социальной организации и зависимость социальной организации от индивида. Томас и Знанецкий предложили характеризовать две стороны описанного отношения при помощи понятий «социальная ценность» (для характеристики социальной организации) и «социальная установка», «аттитюд» (для характеристики индивида).

Аттитюд – психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта (состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности).

После открытия феномена аттитюда начался своеобразный «бум» в его исследовании. Возникло несколько различных толкований аттитюда, много противоречивых его определений. В 1935 г. Г. Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия. Из этих семнадцати определений были выделены те черты аттитюда, которые отмечались всеми исследователями.

Аттитюд понимался всеми как:

а) определенное состояние сознания и нервной системы,

б) выражающее готовность к реакции,

в) организованное,

г) на основе предшествующего опыта,

д) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

Методы измерения аттитюдов: шкалы (Терстоун). Шкалы использовлаись потому, что аттитюды – это латентное отношение к социальным ситуациям и объектам, характеризующееся модальностью.

Функции аттитюдов:

1) приспособительная (адаптивная) — аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2) функция знания — аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3) функция выражения (функция ценности, саморегуляции) — аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4) функция защиты — аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой.

1942 г. М. Смит, трехкомпонентная структура аттитюда:

а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки);

б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему);

в) поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).

При использовании шкал было непонятно, измеряется аттитюд в целом или один его компонент (аффективный).

35. Социальная установка и реальное поведение.

Понятие установки было введено впервые в экспериментальной психологии Л. Ланге в 1888 г. при изучении особенностей восприятия и понималось как целостная модификация состояния субъекта, направляющая его реакции и взаимодействие (Г. Олпорт, Ф. Хайдер, С. Аш, Л. Фестингер). Эффекты установки непосредственно обнаруживаются в согласовании возникающих конфликтных содержаний. В теории Д.И Узнадзе установка – центральный объяснительный принцип, опосредующий процессы идентификации, номинации, логического мышления (Узнадзе Д.И., 1966). Она означает представленность единого феномена в сфере когнитивного, аффективного и поведенческого. Совокупности установок изображаются в виде иерархии диспозиций (лат. dispositio – расположение): элементарная фиксированная установка (ситуационная, set), социальная фиксированная установка (обобщенная, attitude, аттитюд), общая доминирующая направленность личности. Диспозиционная концепция устанавливает связи между социологическими, социально-психологическими и общепсихологическими подходами

Социально-психологические установки есть состояния психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. Понятие «установка» следует рассматривать не как вообще отношение, позицию к какому-либо предмету, явлению, человеку, а как диспозицию – готовность к определенному поведению в конкретной ситуации. Это понятие выражает конкретную связь между внутренним и внешним миром личности.

В социологии понятие «аттитюд» использовался впервые У. Томасом и Ф. Знанецким для обозначения ориентаций индивида в качестве члена группы относительно ценностей группы. Определение ситуации индивидом посредством социальной установки и ценностей группы дает представление о степени адаптации индивида. Таким образом, аттитюд в отличие от установки в исходном психологическом смысле фиксирует в большей мере ценностное (нормативное) отношение к социальному объекту, указывает и на факт переживания, и на факт разделенности (коммуницируемости). Понятие аттитюда было определено как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».

В истории исследований аттитюдов в западной социальной психологии выделяются четыре периода:

1) от введения этого термина в 1918 г. до Второй мировой войны (характерная черта этого периода – бурный рост популярности проблемы и числа исследований по ней);

2) 40–50-е гг. (характерная черта – упадок исследований по данной проблематике в связи с рядом обнаружившихся затруднений и тупиковых позиций);

3) 50–60-е гг. (характерная черта – возрождение интереса к проблеме, возникновение ряда новых идей, но вместе с тем признание кризисного состояния исследований);

4) 70-е гг. (характерная черта – явный застой, связанный с обилием противоречивых и несопоставимых фактов) (Шихирев П.Н., 1999).

После открытия феномена аттитюда начался своеобразный «бум» в его исследовании. Возникло несколько различных толкований аттитюда, много противоречивых его определений. В 1935 г. Г. Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия. Из этих семнадцати определений были выделены те черты аттитюда, которые отмечались всеми исследователями. В окончательном систематизированном виде они выглядели так. Аттитюд понимался всеми как определенное и организованное состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к реакции, использующее предшествующий опыт и оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.

М. Смит выделил четыре функции аттитюда (табл. 1).

Таблица 1

Функции аттитюда

Функции Источник возникновения Смысл
Приспособления Связана с необходимостью обеспечить максимально благоприятное положение человека в социальной среде Положительные установки к благоприятным стимулам. Отрицательные – к источникам неприятных стимулов
Энергозащитная Связана с необходимостью поддерживать внутреннюю устойчивость личности Отрицательные установки к тем лицам, действия которых могут послужить источником опасности для целостности личности. Источником отрицательной установки может служить негативное отношение к нам
Ценностно-выразительная Связана с потребностями в личностной устойчивости Положительные установки вырабатываются, как правило, к представителям нашего личностного типа
Организации Мировоззрения Вырабатываются по отношению к знаниям о мире. Научные представления + обыденные Система установок – это совокупность эмоционально окрашенных элементов знания о мире, о людях

В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура установки:

  • когнитивный компонент, содержащий знание, представление;
  • аффективный – отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту;
  • поведенческий (конативный) – выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.

В 1934 г. Ла Пьер в ходе проведенного эксперимента выявил, что между аттитюдом и поведением не всегда существует четкая связь.

Эксперимент состоял в следующем. Ла Пьер с двумя студентами-китайцами путешествовал по США. Они посетили 252 отеля и почти во всех случаях (за исключением одного) встретили в них нормальный прием, соответствующий стандартам сервиса. Никакого различия в обслуживании самого Ла Пьера и его студентов-китайцев обнаружено не было. После завершения путешествия (спустя два года) Ла Пьер обратился в 251 отель с письмами, в которых содержалась просьба ответить, может ли он надеяться вновь на гостеприимство, если посетит отель в сопровождении тех же двух китайцев, теперь уже его сотрудников. Ответ пришел из 128 отелей, причем только в одном содержалось согласие, в 52 % был отказ, в остальных – уклончивые формулировки. Ла Пьер интерпретировал эти данные так, что между аттитюдом (отношение к лицам китайской национальности) и реальным поведением хозяев отелей существует расхождение. Из ответов на письма можно было заключить о наличии негативного аттитюда, в то время как в реальном поведении он не был проявлен, напротив, поведение было организовано так, как если бы совершалось на основании позитивного аттитюда. Этот вывод получил название «парадокса Ла Пьера» и дал основания для глубокого скептицизма относительно изучения аттитюда. Если реальное поведение не строится в соответствии с аттитюдом, какой смысл в изучении этого феномена? Упадок интереса к аттитюдам в значительной мере был связан с обнаружением этого эффекта.

В последующие годы предпринимались различные меры для преодоления обозначившихся трудностей. С одной стороны, были сделаны усилия для совершенствования техники измерений аттитюдов (высказывалось предположение, что в эксперименте Ла Пьера шкала была несовершенной), с другой – выдвигались новые объяснительные гипотезы. Некоторые из этих предложений вызывают особый интерес. М. Рокич высказал идею, что у человека существуют одновременно два аттитюда: на объект и на ситуацию.

«Включаться» может то один, то другой аттитюд. В эксперименте Ла Пьера аттитюд на объект был негативным (отношение к китайцам), но возобладал аттитюд на ситуацию – хозяин отеля в конкретной ситуации действовал согласно принятым нормам сервиса. В предложении Д. Каца и Э. Стотленда мысль о различном проявлении каких-то разных сторон аттитюда приобрела иную форму: они предположили, что в разных ситуациях может проявляться то когнитивный, то аффективный компоненты аттитюда, и результат поэтому будет различным. Возникло и еще много различных объяснений результатов эксперимента Ла Пьера, в частности предложенных М. Фишбайном (и аттитюд, и поведение состоят каждый из четырех элементов, и соотносить следует не вообще аттитюд с поведением, а каждый элемент аттитюда с каждым элементом поведения, возможно тогда расхождение наблюдаться не будет).

Современные социальные психологи (Зимбардо Ф., Ляйппе М., 2000) считают целесообразным говорить об установочной системе, поскольку установка представляет собой комплексное образование, состоящее из взаимосвязанных отдельных элементов. Ф. Зимбардо и М. Ляйппе дают следующее определение. Установка – это ценностная диспозиция, устойчивая предрасположенность к определенной оценке, основанная на когнициях (знаниях, мнениях), аффективных реакциях, сложившихся поведенческих намерениях (интенциях) и предшествующем поведении, способная, в свою очередь, влиять на познавательные процессы, на аффективные реакции, на складывание интенций и будущее поведение.

Аттитюд оказывает большое влияние на восприятие и оценку социальных явлений и объектов. Возникает так называемый эффект ореола. В первую очередь «ореол» создают факторы внешней привлекательности, превосходства, хорошего отношения к нам.

Одна из главных проблем, возникающих при изучении социальных установок, это проблема их изменения. Обыденные наблюдения показывают, что любая из диспозиций, которыми обладает конкретный субъект, может изменяться. Степень их изменяемости и подвижности зависит, естественно, от уровня той или иной диспозиции: чем сложнее социальный объект, по отношению к которому существует у личности определенная диспозиция, тем более устойчивой она является. Если принять аттитюды за относительно низкий (по сравнению с ценностными ориентациями, например) уровень диспозиций, то становится ясно, что проблема их изменения особенно актуальна.

36. История исследований социальных установок.

Социальные установки являются одним из механизмов регуляции поведения человека. Они помогают уяснить, почему именно люди поступают тем или иным образом в определенных ситуациях. Социальные установки человека определяют его существование в макросистеме «в обществе, в определенной культуре и на микроуровне -- в конкретной социальной группе, на уровне межличностного взаимодействия. Причем, с одной стороны, сами установки формируются под воздействием социума, с другой -- они влияют на социум, определяя отношение к нему людей.

В житейской практике понятие социальной установки используется в значении,, близком понятию отношение (например: Он не пойдет на матч - у него предубеждение против больших сборищ людей. Ей нравятся брюнеты. N - блондин, он не в ее вкусе).

Социальные установки в социальной психологии обозначают субъективные ориентации индивидов как членов групп (или общества) на те или иные ценности, предписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведения.

Если понятие социальной установки разрабатывается в социальной психологии, то в общей психологии существуют давние традиции исследования установки. В общей психологии установка была предметом специального исследования в трудах выдающегося советского психолога Д. Н. Узнадзе и его школы (А. С. Прангишвили, И. Т. Бжалава, В. Г. Норакидзе и др.), которые разработали об-щепсихологическую теорию установки.

Д. Н. Узнадзе ввел представление об установке как «целостной моди-фикации субъекта». Установка - это целостное динамические состояние субъекта, состояние готовности к определенной избирательной активности. Установка возникает при «встрече» двух факторов -- потребности и соответствующей ей объективной ситуации удовлетворения потребностей, что определяет направленность любых проявлений психики и поведения субъекта. Фиксированная установка возникает в случае повторения данного сочетания (потребности и ситуации). Установка в контексте теории Д.Н.Узнадзе касается реализации простейших физиологических потребностей человека. В данной теории установка трактуется как форма проявления бессознательного.

Идея выявления особых состояний, которые предшествующих ее реальному поведению, присутствует во многих исследований.

В концепции В.Н. Мясищева используется категория отношений как система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами.

В теории Л.И. Божович при анализе процессов формирования личности используется понятие направленности, которое также может быть интерпретировано как своеобразная предрасположенность действовать определенным образом в отношении сфер жизнедеятельности.

В теории А.Н. Леонтьева близким к социальной установке является понятие «личностный смысл», которое рассматривается как отношение мотива и цели предполагаемой деятельности.

В том случае, если импульсивное поведение наталкивается на те или иные препятствия, оно прерывается, начинает функционировать специфи-ческий только для сознания человека механизм объективации, благодаря которому человек выделяет себя из действительности и начинает относиться к миру как к существующему объективно и независимо от него. Установки регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности человека.

Исследование социальных установок было начато в 1918 г. социологами У.Томасом и Ф.Знанецким при рассмотрении ими проблемы адаптации польских крестьян, эмигрировавших в Америку. В своей работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» они определяли социальную установку (аттитюд) как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности», переживание смысла этой ценности [Thomas, Znaniecki, 1918]. Их основной интерес был сконцентрирован на том, как социальная среда и культура в целом могут определять отношение людей к некоторым социальным объектам, значимым для них. (У. Томасом и Ф. Знанецким была разработана типология личностей в соответствии с характером их адаптации к социальному окружению: 1) мещанский тип (характеризуется устойчивыми, традиционными установками); 2) богемный тип (нестойкие и несвязные установки, но высокая степень приспособляемости); 3) творческий тип, способный к изобретениям и нововведениям в связи с гибкостью и креативностью своих установок. Именно «творческие» личности, по мнению этих авторов, способствуют развитию общественной жизни и культуры). Сама природа социальной системы определяется характером социальных действий индивидов, в основе которых находятся ценности и установки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.107 с.)