С) Классификация государственных форм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С) Классификация государственных форм.



По мнению Платона, государство должно быть представлено тремя сословиями. Первое сословие - это философы. Им предоставляется неограниченная власть. Платон считает, что только мудрые могут управлять государством и заботиться о благополучии всех. Второе сословие – воины, они должны осуществлять защиту государства как снаружи, так и следить за безопасностью внутри. Для них установлена общность имущества и быта. Третье сословие включает в себя ремесленников, дельцов и крестьян. Их задача обеспечивать государство всем необходимым. В настоящее время такая классификация никак не вписывается в рамки современного общества. Никто не сможет поделить социум по таким признакам как «разум», «ярость» и «вожделение». Одна из его идей – наличие политической власти у воинов. Поэтому перед ним встает проблема единства государства, и он решает ее, запретив этому сословию иметь семью для того, чтобы избежать индивидуализма. Такая идея противоречит нормам морали. Также в диалог включена систематика видов государственного устройства. Платон распределяет их в порядке увеличения личной выгоды человека. Аристократия – такая форма правления, при которой вся власть принадлежит знати. Ее отличительная особенность в том, что власть сосредоточена в руках «высших» умов и избранных. Именно она, по мнению Платона, является наилучшей. Близкой к аристократии является тимократия – «несправедливая» власть меньшинства. В таком государстве наблюдается стремление к обогащению. Следующая - олигархия – власть очень богатых. При этой форме правления явно выражено деление на «богатых» и «бедных». Платон обращает внимание на то, что развитие олигархии приводит к демократии. Демократия – власть народа. Платон считал, что такой строй способствует усилению беспорядков в обществе и его дифференциации. В последствие возможно возникновение худшей формы правления – тирании. Тирания – форма, при которой отсутствует свобода. Она возникает в противовес демократии, как несправедливая власть одного человека. Стоит отметить, что в каждой из форм, предложенных Платоном можно выделить как положительные, так и отрицательные черты. Можно предположить, что для определенного этапа развития общества может подойти определенная форма. Таким примером может служить Российское государство в разные периоды своего становления. На взгляды Платона оказал влияние его учитель Сократ, который полагал, что идеал государственного управления – это аристократия мудрых. Его требование «править должны знающие» относится ко всем политическим формам. Такой политический шаблон расходится с принципами демократии, родовой аристократии, олигархии и тирании. В основе характеристики форм государства Сократ выделил принцип «законности». Законность, по его мнению, состоит в том, чтобы подчиняться законам государства и перед ними должны быть равны все, как правители, так и подданные. Он различает такие формы правления как царство и тиранию, аристократию и олигархию, правильную и неправильную демократии. Первая из них в каждой паре, по мнению Сократа, правильная, а вторая – неправильная. Предложенная им классификация в последствие была переработана Аристотелем (учеником Платона) и стала классической.

9.Аристотель:

c) Аристотель как основатель многих наук;

d) Теория государства.

  Аристотель (Αριστοτέλης) родился в 384 г. до н.э. в городе Стагире. Его отец, Никомах, был врачом при дворе македонского царя Аминты III, где сын с детства общался со своим сверстником, будущим царем Филиппом II. Отец дал сыну некоторые медицинские знания и, очевидно, привил интерес к изучению живой природы. В 15-летнем возрасте Аристотель потерял родителей, и его воспитывал дядя по матери Проксен из Атарнея. В возрасте 17 лет Аристотель уехал в Афины, где поступил в Академию – философскую школу Платона. В Академии Аристотель пребывал 20 лет, сначала как слушатель, а затем как преподаватель риторики. Он на всю жизнь сохранил глубокое уважение к учителю и писал, что дурной человек не должен сметь даже хвалить Платона.

В 343 или 342 г. до н.э. Аристотель получил приглашение Филиппа II стать воспитателем его сына Александра, которому исполнилось тринадцать лет. Аристотель переселился в царскую резиденцию Пеллу, а затем – в Миезу. Он преподавал Александру историю Греции и Персии, географию, политику, поэзию, прежде всего произведения Гомера. Впоследствии Александр Македонский говорил, что от отца он получил жизнь, а от Аристотеля то, что придает ей ценность. В 339 г. до н.э. воспитательная деятельность Аристотеля закончилась. Он переселился в родной город Стагир, где прожил три года.

После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. в Афинах произошло антимакедонское восстание. «Македонофила» Аристотеля обвинили в неуважительном отношении к богам (как в свое время Сократа). Он не стал дожидаться суда, передал руководство Ликеем Теофрасту и переселился в город Халкиду (остров Эвбея), чтобы, по его словам, не дать афинянам во второй раз совершить преступление против философии (намек на смертный приговор Сократу). Там Аристотель через год умер от застарелой болезни желудка.

А) В своих трудах Аристотель подвел итоги более чем двухсотлетнего периода развития древнегреческой философии и дал свое решение всех главных проблем этой философии, касающихся познания природы, общества, мышления, над которыми размышляло не одно поколение философов.

Как известно, первые философы, которых называют физиками, или фисиологами (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), рассуждали о том, как устроен мир, из чего состоят вещи, почему они различные и как они изменяются. Впоследствии философы задумались над проблемами познания мира, в том числе над такой: если в мире все изменяется, то как можно познать то, что каждое мгновение другое? Сократ учил, что главное для человека – знать не то, как устроен мир, а в чем его благо. Он начал исследовать сам процесс познания и доказывать необходимость определения общих понятий, утверждал, что отличить хороший поступок от плохого можно только в тому случае, если известно, что такое благо. Платон, соглашаясь с мнением Парменида, что человек может познавать только то, что неизменно утверждал, что неизменное и вечное – это идеи, идеальные бестелесные образы (эйдосы), которые вечно пребывают в высшем мире и образуют реальные вещи, соединяясь с материей. Он считал, что человек познает идеи потому, что его душа до рождения находилась в мире идей, а теперь, когда видит те или иные вещи, вспоминает (узнает) те эйдосы, которые созерцала там.

В своей первой философии Аристотель всесторонне обсудил сущность познания, а в своих логических трактатах создал средства для поиска и доказательства истины. Тем самым он заложил философские основы науки, на которых основывалось ее дальнейшее развитие на протяжении многих веков.

Б) С точки зрения античного мыслителя, человек по своей природе - существо государственное, и тот, кто выбрал жизнь вне государства, либо выше человека, либо морально недоразвит. Таким образом, совершенство человека определяется наличием у него качеств образцового гражданина, которым можно стать только в идеальном государстве. Создав такое государство, мы обеспе­чим себя наилучшими условиями для жизни, так как "государство создается не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно счастливо"[1].

Созданию идеального государства не должно предшествовать разрушение существующего политического строя, а должно следовать его улучшение. Для осуществления этого политический деятель должен иметь представления обо всех формах государственного строя, поэтому Аристотель классифицировал все виды правления и предложил свой собственный проект идеального государства с совершенной формой политической власти. Разделение идет на правильные и неправильные государственные устройства, где правильный строй - тот, при котором преследуется общее благо, а неправильный - при котором преследуются частные цели правителей. Для государства с одним правителем правильной формой является монархия, где вся верховная власть принадлежит монарху, и неправильной - тирания - власть, имеющая выгоды одного правителя. Там, где правят немногие, в качестве правильной формы представлена аристократия, где власть передается по наследству родовой знати, а неправильной - олигархия, где отстаиваются интересы состоятельных граждан. Неправильной формой, при которой правит большинство, является демократия, где власть сосре­доточена в руках свободнорожденных, но неимущих граждан. Несмотря на то, что Аристотель считал демократию неправильной формой правления, он в тоже время говорил о ней как о более "сносной", так как она все же реализует желания большинства.

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.163 (0.006 с.)