Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад



Вы узнаете

Что такое грех и греховадение.

Основные понятия

Грех Грехопадение Покаяние

Все религии в той или иной форме отвечают на вопрос, что такое добро и зло, как зло появилось в мире, и как в связи с этим должен вести себя человек. Эти вопросы издревле волновали людей, и разные религии по-своему отвечали на них. Например, древние вавилоняне считали, что добро и зло равновеликие силы и появляются вместе с этим миром???.

Совсем иначе на это смотрели авторы книг, которые составили Библию. Согласно библейскому рассказу, мир, сотворенный Богом, был прекрасен, «очень хорош». Деревья, травы, животные, птицы, морские существа – все они были прекрасны и удивительны. Во главе творения, как его «венец» был поставлен человек. Он должен был управлять миром, беречь и «возделывать» его в соответствии с замыслом Творца.

Однако человек не был послушен Богу. Он нарушил данную ему заповедь. Вследствие этого непослушания связь между Богом и людьми прервалась. Мир изменился, стал жестоким и страшным, а человек – смертным. Это непослушание человека Богу стали называть грехом, а первое нарушение заповеди – грехопадением. Эти представления о проникновении зла в мир в целом являются общими для иудеев, христиан и мусульман.

Это интересно

О грехопадении в Библии рассказывается в поэтической форме. В книге «Бытия» (гл. 2 и 3) описывается, как Бог поселил первых людей, Адама и Еву в прекрасном и совершенном саду. Человек должен был возделывать и оберегать этот сад. В нем росло множество деревьев. Со всех деревьев человек мог срывать плоды, кроме одного – дерева познания добра и зла. Запрет вкушать от плодов этого дерева и был тем единственным запретом, который Бог наложил на человека. Однако человек нарушил этот запрет и был изгнан из прекрасного сада.

Но грехопадение – это только начало человеческой истории. Согласно библейской традиции, Бог не хотел окончательной гибели человека, Он желал восстановления изначальной связи между Творцом и людьми. Поэтому последующая история человеческого рода представлена в Библии как своего рода «воспитание» человека Богом. В ходе этого воспитания человек постепенно осознавал свою беспомощность без Бога, необходимость раскаяться и вернуться к Творцу. Идея о необходимости и возможности покаяния (изменения) присутствует и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе. Раскаяние – единственный путь к восстановлению связи человека с Богом и к спасению от греха.

Это интересно

Очень ярко отношение Бога к грешному человеку описано в Евангелии, в притче о блудном (заблудившемся) сыне, которую Иисус Христос рассказывает Своим ученикам: У одного богатого человека был сын, который потребовал у отца часть его имущества и ушел в далекую страну, где жил в свое удовольствие. Но скоро деньги у него кончились, а в той стране наступил голод. Юноше пришлось наняться пасти свиней, и он питался вместе с ними из одного корыта. В это время он вспомнил об отце и решил вернуться на родину и стать хотя бы работником у своего отца, потому что он чувствовал, что не может называться его сыном, так как сильно обидел его. Но когда отец этого юноши еще издали, увидел его, он выбежал к нему навстречу, обнял его, велел одеть в новые праздничные одежды, «ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Евангелие от Луки, гл. 15, стих 24).

В иудаизме спасение понимается как последовательное следование предписаниям Бога, его заповедям, которые Бог даровал человечеству во время заключения с ним завета на горе Синай. Также и в исламе спасение достигается через исполнение заповедей, переданных Аллахом через пророка Мухаммада.

Христианство не отменило заповеди, существовавшие в иудаизме. Но здесь главным условием спасения стала вера в Иисуса Христа, Сына Божия и единственного Спасителя. Именно Он, став человеком, восстановил связь между людьми и Богом, которая была разорвана грехопадением. Теперь, после Иисуса этот путь к восстановлению связи с Богом открыт и всем верующим в Него.

Между тем, библейская картина мира предполагает не только начало, но и конец человеческой истории. С одной стороны, это момент торжества Бога и истины, это момент победы над грехом, окончательного восстановления связи человека и Бога. С этого момента ни греха, ни смерти больше не будет на земле. Однако это еще и момент суда и воздаяния всем людям за их дела, добрые или злые. Ведь те, кто не стремился к спасению, совершал злые поступки, не стремился жить по данным Богом законам, не сможет войти в царство праведности. Эта последняя точка человеческой истории в иудаизме связывается с царством Мессии, в исламе – с Судным днем Аллаха, в христианстве – со Вторым пришествием на землю Иисуса Христа.

В буддизме нет представления о Боге-творце мироздания. Поэтому нет и понятия о грехе, который разорвал связь человека с Творцом, как источнике зла. Зло для буддистов – это страдание, которым пронизана вся человеческая жизнь: мучительное рождение, болезни, ссоры с близкими, разлука с любимыми людьми, невозможность достичь поставленной цели и, наконец, старость и смерть дуккха не толькл боль это зависимость. Буддисты, как мы помним, верят, что душа??? бесконечное число раз рождается в этом мире в облике разных существ, и каждое новое перерождение продлевает и увеличивает страдание. Поэтому подлинное спасение для буддиста – это именно освобождение от страдания. Для достижения спасения необходимо уничтожить в себе ненасытную жажду желаний, отказаться от суетного мира. Тогда наступит просветление и перерождения души прекратятся. Такое состояние не проходящего покоя и удовлетворённости в буддизме именуется состоянием нирваны (в буквальном переводе – «угасание»).

Обсудим вместе

Вопрос по притче. Объясните, как вы поняли смысл этой притчи.

Вопросы и задания

Какую заповедь, согласно Библии, нарушил человек?

Как стали называть непослушание человека Богу?

Как в Библии показ путь восстановления отношения человека с Богом?

Что является главным условием спасения в христианстве? Чем это отличается от иудаизма и мусульманства.

Что такое зло в буддизме?

Уроки 18–19

История религий в России

Вы узнаете

Как в Россию пришло и распространилось христианство.

Какую роль сыграло православие в истории России.

Как в России распространился ислам.

Как в России распространился буддизм.

Как в России распространился иудаизм.

Основные понятия

Митрополия Патриарх Синод Протестанты

Рассказ о выборе веры.На заре истории нашей страны в городе Киеве, который тогда был столицей русского государства, правил князь Владимир. Летопись описывает замечательный эпизод из его жизни. К князю, который тогда еще придерживался традиционной для кого? Варягов? славян?языческой религии, приходили представители соседних народов и рассказывали ему о своей вере.

К Владимиру пришли мусульмане из страны Булгар, которая тогда находилась на берегу Волги. Затем его посетили иудеи из Хазарии. За ними перед Владимиром предстали христиане из стран Запада. И наконец, – греческий философ, служитель православной Церкви. Все они рассказывали о своей вере и призывали князя и его народ присоединиться к их традиции.

В такой символической форме летописец описал вопрос, который стоял не только перед князем, но и перед всей древней Русью: к какому религиозному культурному миру присоединиться молодой, но уже сильной державе? Выбор был сделан в пользу христианства. Причем христианство было принято от Византии – самой могущественной и культурно развитой страны тогдашнего мира.

Православное христианство в истории России. Церковь на протяжении столетий играла самую существенную роль в жизни нашей страны. В самом начале своей истории она пользовалась поддержкой русских князей, особенно Владимира и его сына Ярослава. При их поддержке на Руси утвердилась церковная иерархия, возникла митрополия с центром в Киеве, были учреждены первые церковные школы, построены прекрасные соборы (например, Святой Софии в Киеве и Новгороде).

Но уже очень скоро Церковь стала играть самостоятельную роль. Когда после смерти князя Ярослава Мудрого Русь распалась на несколько независимых княжеств, Церковь стала мощным связующим звеном между русскими землями. В эпоху раздробленности, окончательно восторжествовавшей к середине XII века, Церковь оказалась единственным институтом, скреплявшим общегосударственное единство. Дети еще ничего не знают по истории россии

Особое значение это стало иметь в эпоху монгольского владычества над Русью (середина XIII – конец XV века). В этот период русские митрополиты были советниками князей, выполняли их дипломатические поручения. Монастыри осваивали незаселенные земли, создавая тем самым основу для будущего экономического подъема страны. Церковная проповедь способствовала возрождению духа народа.

После освобождения страны от монгольского ига Церковь заняла важнейшее место в жизни народа и русского государства. В XV – XVII веках в недрах Церкви создавались замечательные литературные, живописные и архитектурные произведения, ставшие жемчужинами отечественной культуры. Представители русского духовенства, епископы и священники принимали участие в работе Земских соборов, которые выносили важнейшие решения о жизни страны. С 1589 году Русской Церковью стал управлять Патриарх, что стало знаком признания ее значения другими Церквами.

В эпоху Смутного времени (1605–1613 гг.) Патриарх Русской Церкви Гермоген (1530–1612, патриарх с 1606) обратился к жителям страны с воззваниями о защите веры и изгнании иноверных захватчиков. За это он был заточен в монастырь, где скончался от голода. На защиту национальных интересов страны встали православные монастыри. Троице-Сергиев монастырь выдержал в 1608–1610 гг. шестнадцатимесячную осаду вражеского войска. За все время осады монахи монастыря рассылали письма по разным концам русского государства, призывая сограждан постоять за веру и отечество. Призывы патриарха Гермогена и троицких монахов сыграли свою роль — религиозная и национально-освободительная война приняла всенародный характер. В 1612 г. ополчение под предводительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободило Москву. В память о победе на Красной площади в Москве был построен Казанский собор и 4 ноября, в день, когда ополчение овладело Китай-городом, было установлено празднование в честь Казанской иконы Божией Матери – с этой иконой шло к Москве ополчение Минина и Пожарского. Сегодня этот день – не только церковный, но и общегражданский праздник.

Между тем, отношения Русской Церкви и русского государства не были безоблачными. Уже в XVII веке русские цари попытались ограничить самостоятельность Церкви, а в XVIII столетии, с началом царствования Петра I эта политика приобрела планомерный характер. В это время государственная власть упразднила русское патриаршество, вместо Патриарха поставила управлять Церковью государственный орган – Синод, а потом отобрала у Церкви все земли, которые раньше ей дарили верующие.

Вместе с тем, XVIII–XIX века дали Российской Церкви выдающихся деятелей и святых. В это время был сделан первый перевод Библии на русский язык (так называемый Синодальный перевод). В России появились четыре Духовные академии, дававшие высшее богословское образование. Развивалась проповедь христианства как в России, так и за границей.

Это интересно

Выдающимся миссионером в Америке и на Камчатке и в Сибири был епископ Иннокентий (Вениаминов, 1797–1879). Он начал свой путь как простой священник и за время своей проповеди создал письменность для алеутского языка и перевел на него Евангелие. В конце жизни он был Московским митрополитом. Не менее известнее был епископ Николай (Касаткин, 1836–1912), который более 50 лет прожил в Японии и фактически стал основателем Японской Православной Церкви. Он перевел на японский Библию и православное богослужение, а также основал «Общество переводчиков», знакомившее японцев с русской и европейской религиозной и художественной литературой.

В 1917 году Церковь смогла провести свой собор??? и избрать Патриарха. Однако новая советская власть не была заинтересована в усилении влияния Церкви на общество. Верующих стали преследовать только за то, что они были христианами, храмы закрывали, иконы и церковную утварь уничтожали. Многие верующие и представители духовенства были убиты или погибли в заключении. Однако Церковь выжила, и сегодня мы видим возвращение многих людей к вере.

Другие христианские исповедания. Уже из рассказа о «выборе вер» мы знаем, что даже в самом начале истории Руси жители нашей страны были знакомы с самыми разными религиозными традициями. Одной из таких традиций были западные христиане. Дело в том, что в середине XI века произошло разделение христианской Церкви на восточную и западную. Это случилось из-за разницы в религиозных обычаях, а также из-за политических разногласий руководителей разных Церквей. Восточная Церковь стала называться Православной (что означает «правильно, истинно учащая о Боге»), а западная – Католической Церковью. Русь, как и другие страны, входившие в сферу влияния Византии (Болгария, Сербия, Греция, Грузия и др.), стала частью православного мира. Позднее, в XVI веке от Католической Церкви отделились протестанты, которые упростили ее учение и обряды.

Католики и протестанты издавна жили в России, но особенно большую роль они стали играть в жизни нашей страны в XVIII–XIX веках. Петр I и другие императоры с охотой приглашали в Россию иностранных специалистов, художников, музыкантов, которые принадлежали к западным христианским исповедания. Они внесли большой вклад в развитие культуры нашей страны. Во второй половине XVIII века целые группы немецкий протестантов приехали в Россию, стали здесь жить и завели образцовые сельскохозяйственные предприятия на берегах Волги.

Это интересно

В XIX веке в Москве жил католик врач Фёдор Петрович Гааз (1780–1853), которого в народе прозвали «святым доктором». Это прозвище он получил за то, что самоотверженно помогал тем, кого общество исключило из своих рядов – заключенным. Всю свою жизнь он посвятил облегчению участи заключённых и ссыльных. Он добился, чтобы от железных кандалов освобождали стариков и больных, отмены бритья половины головы у женщин. По его инициативе были открыты тюремная больница и школа для детей арестантов. Доктор Гааз постоянно принимал и снабжал лекарствами бедных больных. Боролся за отмену права помещиков ссылать крепостных. На благотворительность ушли все его сбережения.

Также в России живут представители армянского народа, которые, как правило, принадлежат к Армянской апостольской Церкви, связи которой с Византией разорвались еще в V веке. С тех пор Армянская Церковь не входит в содружество Православных Церквей.

Ислам. В XVI веке, когда территория Российского государства расширялась, в его состав вошли народы, религией которых был ислам. Может лучше начать с орды? Тогда российские мусульмане жили в основном в Поволжье и на Урале. Позднее, в XIX веке в состав России вошел Северный Кавказ и Азербайджан, где также большинство жителей были мусульманами. Представители различных мусульманских народов активно участвовали в жизни страны. Мусульмане служили в русской армии, были выдающимися военачальниками и полководцами. В России развивалась мусульманская культура. Так, в 1787 г. в типографии Академии наук в Санкт-Петербурге был издан полный арабский текст Корана, по своему качеству превзошедший европейские издания того времени.

Иудаизм. Верующие иудеи издревле жили на Руси, как это видно из русских летописей. Особое значение они стали играть с XVIII века, когда к России присоединились Подолия и Волынь (современная Украина) с очень большим еврейским населением. Здесь евреи в основном занимались торговлей, сельским хозяйством, были замечательными ремесленниками. Однако по законодательству того времени, иудеи были ограничены в выборе места жительства, что постепенно стало меняться только в начале ХХ века. После революции 1917 года антирелигиозная политика властей отразилась и на иудаизме.

Буддизм. Буддизм начал распространяться в России в ХVII–ХVIII веках, когда низовья Волги и Забайкалье заселили калмыки и буряты. В начале ХХ века семью буддийских народов России пополнили тувинцы. В 1741 г. императрица Елизавета издала указ, который провозглашал буддизм одной из официально признанных религий Российской империи. У буддистов были свои монастыри и духовенство.

Это интересно

Самым значительным из всех монастырей Калмыкии был Хошеутовский хурул. История его создания связана с участием калмыков в Отечественной войне с Наполеоном 1812 г. Выдающийся калмыцкий просветитель Батур-Убаши Тюмень в 1817 г. в благодарность Будде за победу над Наполеоном воздвиг каменный храмовый комплекс в ставке князей Тюменей на берегу Волги (ныне – территория Астраханской области). Хошеутовский хурул имел оригинальную архитектуру и по композиции напоминал Казанский собор в Санкт-Петербурге. В нем была собрана обширная библиотека тибетских и старомонгольских книг и многочисленные буддийские реликвии, среди которых было и древнее калмыцкое знамя, прошедшее с калмыцкими полками войну с Наполеоном.

Вопросы и задания

Как на Руси было принято христианство?

Какую роль в истории России сыграло православие

Какие еще христианские исповедания распространены в России?

Какую роль в истории России сыграл ислам?

Как в России распространился иудаизм?

Какие народы России исповедуют буддизм?

Уроки 20 – 21



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 1059; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.021 с.)