Экономическое и политическое развитие Польши в конце 1940 — середине 1950-х гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическое и политическое развитие Польши в конце 1940 — середине 1950-х гг.



На рубеже 40-50 гг. в Польше стала складываться командно-распределительная система по советскому образцу. Ее централь­ным звеном являлась Польская объединенная рабочая партия. ПОРП взяла на вооружение сталинскую кон­цепцию форсированного строительства социализма. В соответствии с ней необходимыми условиями успешного построения социализма были: установление диктатуры пролетариата, понимаемой как обес­печение за коммунистической партией монопольной позиции в государстве; форсированные индустриализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства; культурная революция, предусматривающая не только повышение общеобразовательного уровня населения, но и превращение догматизированной марксист­ско-ленинской идеологии в господствующую. Хотя в Польше существовали сейм и правительство, но реальная власть была сосредоточена в политбюро и ЦК ПОРП, которые в своей деятельности фактически не подлежа­ли никакому контролю, в том числе и со стороны партийных масс. Тоталитарная по существу политическая система была зак­реплена конституцией 1952 г. Тогда же было принято новое название страны — Польская Народная Республика (ПНР). В развитии сельского хозяйства был взят курс на производствен­ную кооперацию. Число производственных кооперативов возросло. Сельское хозяйство при этом рассматривалось как источник средств, сырья и рабочей силы.

26. Оформление командно-распределительной системы. На рубеже 40-х - 50-х гг. в Польше стала складываться командно-распределительная система по советскому образцу. Центральное звено Польская объединенная рабочая партия, цель ПОРП форсированное строительство социализма: установление диктатуры пролетариата, понимаемой как обеспечение за коммунистической партией монопольной позиции в государстве; форсированные индустриализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства; культурная революция, предусматривающая не только повышение общеобразовательного уровня населения, но и превращение догматизированной марксистско-ленинской идеологии в господствующую.

Разгромив в конце 40-х гг. оппозиционные либеральные силы и подполье, ПОРП не решилась на ликвидацию т. Н. “союзнических партий”.. В 1948 г. было унифицировано молодежное движение. В 1949 г. прекратило свое существование ПСЛ (Миколайчик и другие либерально настроенные политики покинули страну в конце 1947 г.), часть его членов вошла в Объединенную крестьянскую партию (ОКП). В 1950 г. самораспустилась партия труда, часть ее членов вступила в Демократическую партию (ДП). Утвердилась новая политическая система, в которой не было места для оппозиционных партий. Роль ОКП, ДП, Союза польской молодежи, профсоюзов и других общественных организаций была сведена к выполнению функции “трансмиссии” влияния ПОРП на широкие слои населения. При сейме и правительстве, реальная власть была сосредоточена в политбюро и ЦК ПОРП. Тоталитарная по существу политическая система была закреплена конституцией 1952 г.(списана с Советской 1936 г) Тогда же было принято новое название страны - Польская Народная Республика (ПНР).

Успешное выполнение трехлетнего плана хозяйственного восстановления Польши на 1947-1949 гг., создали условия для перехода к политике индустриализации. Ее предопределяли потребность ликвидировать огромное аграрное перенаселение, порождавшее серьезные социальные проблемы, напряженная обстановка “холодной войны” и гонки вооружений. В следующем шестилетнем плане социально-экономического развития страны на 1950-1955 гг. упор на развитие тяжелой и оборонной промышленности, машиностроения. Изначально закладывались диспропорции. Нехватка товаров повседневного спроса.

 

В с/х курс на производственную кооперацию. Высокие темпы кооперирования путем применения административного принуждения, жестким налоговым прессом на единоличников и т.д. Были введены обязательные государственные поставки зерна, мяса, молока, картофеля.

 

Поможем написать работу на аналогичную тему

·

Реферат

Польские кризисы 1950-х – 1980-х годов.

От 250 руб

 

·

Контрольная работа

Польские кризисы 1950-х – 1980-х годов.

От 250 руб

 

·

Курсовая

Польские кризисы 1950-х – 1980-х годов.

От 700 руб

 

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

 

 

Кризис 50-х

Рост недовольства национальной политикой, репрессиями, гнета сверху.

Первые попытки скорректировать курс после смерти Сталина в 1953 г., но они робкие и непоследовательные. Осуждение ХХ съездом КПСС культа личности нанесло сильный удар по позициям его последователей в Польше. Почти сразу же после съезда умер Б.Берут. Политический кризис - открытый и всеобщий характер. В июне 1956 г. начались стачки рабочих в Познани, выдвигавших экономические требования. Игнорирование властей привело к тому, что забастовщики вышли на улицы города. Руководством страны было принято решение о разгоне демонстраций силой, в том числе и с применением огнестрельного оружия. Кризис продолжал углубляться. Руководство переставало контролировать ситуацию в стране. Политический кризис грозил перерасти в гражданскую войну.

Нужны решительные действия. Состоявшийся в октябре 1956 г. VIII пленум ЦК ПОРП произвел кадровые изменения в партийном руководстве. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран В.Гомулка, находившийся в заключении с 1951 по 1954 г. и восстановленный в партии только летом 1956 г.

27. Во времена В. Гомулки Польша весьма отличалась от Советского Союза и других социалистических стран. Особенностями ее развития было преобладание частного сектора в сельском хозяйстве и мелкого частного (торгово-ремесленного) сектора в городе, сильное влияние католической церкви на общественное сознание и частную жизнь, значительные интеллектуальные свободы, культурный плюрализм, постоянное расширение контактов с Западом, в том числе возможностей выезда туда и др. Ю. Тейхма писал: «Самым важным в польской действительности было то, что нас отличало от обязывающего образца. Польша до конца сохранила свое своеобразие…, так как оно лучше отвечало нашим историческим условиям, нашим традициям и национальной психологии»[1188]. Хотя Гомулка выступал против коллективизации сельского хозяйства, он все же в аграрной политике делал ставку на развитие госсельхозов, был противником свободной продажи сельскохозяйственной земли, техники крестьянам. По сути, лидер ПОРП выступал за постепенное огосударствление польского сельского хозяйства. Польский путь к социализму вызывал раздражение у руководителей не только Советского Союза, но и большинства остальных социалистических стран, критику в ходе встреч с польскими лидерами. Особенности развития Польши рассматривались в советском блоке как внутренняя потенциальная угроза сплоченности блока и существовавшим политическим режимам, проводимой ими политике. Новость о смещении Хрущева застала Гомулку в Новой Гуте, где он находился вместе с первым секретарем ЦК ВСРП Я. Кадаром. Для первого секретаря ЦК ПОРП, впрочем, как и для Кадара, эта новость была полной неожиданностью. На следующий день Гомулке позвонил член Президиума ЦК, секретарь ЦК КПСС М. А. Суслов, который от имени нового руководства КПСС заверил его, что внешняя политика СССР, в том числе в отношении Польши, не изменится. Спустя несколько дней ему позвонил и новый первый секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. Придавая большое значение отношениям с Польшей, ухудшившимся из-за «фокусов» Хрущева, перед встречей с польским руководством 22 октября 1964 г. ЦК КПСС принял даже специальное постановление «О встрече с представителями ПОРП». Встреча представителей двух партий состоялась 24 октября 1964 г. в районе Беловежской пущи. С советской стороны в ней участвовали Л. И. Брежнев, А. Н. Косыгин, Ю. В. Андропов, с польской, как обычно, – В. Гомулка, Ю. Циранкевич и 3. Клишко. Гомулка выразил удовлетворение решением ЦК КПСС о снятии Хрущева, указав, в частности, на его нетерпимость к мнениям других товарищей. Хрущев, говорил он, выступал от имени всех социалистических стран без совета с нами, нередко менял позиции по важным международным проблемам. Гомулкой было высказано недоумение обозначившимся в 1964 г. стремлением Хрущева к сближению с Западной Германией («его согласие на визит в ФРГ было выгодно Бонну и в тоже время создавало трудности для нас»)[1189]. Знаменательно, что Гомулка подверг критике политику десталинизации, проводившуюся Хрущевым. Руководитель ПОРП заявил, что не всегда целесообразной была публичная критика Сталина, в частности на XXII съезде КПСС: «В Советском Союзе появилось немало вредных книг вроде повести Солженицына, которые бросали тень на советский строй. Такая литература создавала немалые трудности и для ПОРП. Она подогревала существующие в Польше антирусские настроения»[1190]. Эти утверждения Гомулки свидетельствовали о существенной консервативной эволюции его взглядов по сравнению с 1956 г., а также о желании установить дружеские и деловые контакты с новым первым секретарем ЦК КПСС. В свою очередь новое советское руководство демонстрировало уважение к польскому лидеру за его личную смелость и политическую мудрость. Но со временем руководителей СССР стала раздражать личная «независимость» Гомулки, отсутствие лести в адрес их самих и Советского Союза, что было свойственно остальным руководителям социалистических стран. В 1965 г., во время второй встречи Л. И. Брежнева с В. Гомулкой, советский лидер неожиданно попросил своего собеседника о помощи при проведении международной политики. Брежнев сказал: «Товарищ Веслав, должен Вам сказать, что мне очень тяжело… С внутренними проблемами я справляюсь, но могут возникнуть трудности с международными вопросами, с проблемами международного коммунистического и рабочего движения и отношений с братскими странами. Очень Вас прошу, Вас лично, помогите мне своим огромным опытом и авторитетом на международной арене, в социалистическом лагере и за его рамками»[1191]. Гомулка слушал генерального секретаря КПСС со все большим смущением. Затем он стал убеждать его, что тот уже является политиком, известным на международной арене, что он проявил себя как выдающийся деятель рабочего движения. Что же касается опыта, то это дело наживное[1192]. Гомулка не забыл просьбы советского лидера. Он постоянно стремился содействовать Брежневу в укреплении единства международного коммунистического и рабочего движения, социалистических стран. Для этой цели в аппарате ЦК ПОРП был создан международный отдел, в котором работали молодые и хорошо образованные сотрудники. Они умели вести переговоры, полемизировать, если это было необходимо. Польские делегации стали играть важную роль в подготовке и проведении совещаний и рабочих встреч коммунистических и рабочих партий. На этих совещаниях особенно выделялся 3. Клишко, который оказался быстро реагирующим, смелым полемистом, отстаивающим крепость связей между коммунистическими партиями Европы. Активность ПОРП на международной арене и однозначная поддержка политики КПСС облегчали Гомулке решение экономических проблем в отношениях с Советским Союзом. Более частыми стали встречи между двумя лидерами. Например, в октябре 1966 г. – феврале 1967 гг. они встречались многократно – во время визитов, в Москве и Варшаве, в ходе совещаний коммунистических и рабочих партий, встреч руководителей социалистических стран. И на каждой встрече Гомулка добивался дополнительных поставок сырья и товаров, новых кредитов или ускорения получения обещанных ранее. Гомулка не был сторонником развития экономических связей с Западом, опасался западных банков и инвестиционных кредитов. Он прямо говорил Брежневу об опасности зависимости социалистических государств от западного капитала. Брежнев, которого советские специалисты призывали в те годы к более открытому обмену с Западом, даже пытался объяснить Гомулке, что, может быть, стоит использовать эти средства для целей социализма. В ответ польский лидер заявил: «Вы можете себе это позволить, Вы являетесь страной с неограниченными ресурсами, Польша же – нет, это приведет лишь к долгам. Пусть сильный Советский Союз сотрудничает с сильным капиталом, а мы получим капитал в процессе сотрудничества с вашей экономикой»[1193]. Л. И. Брежнев был хорошо проинформирован о том, что Польше средства для инвестиции нужны как воздух. Консультанты отдела ЦК КПСС провели анализ этой проблемы и представили свои выводы советскому руководству. Из них следовало, что Польша будет вынуждена использовать западные кредиты для модернизации ряда отраслей своей промышленности. Это могло бы быть полезно для оборонных интересов Варшавского договора, а также для производства современных потребительских товаров. Однако Гомулка предпочитал брать долларовые кредиты от Советского Союза, а не на Западе. Взамен за советскую экономическую помощь он был готов политически поддерживать КПСС и Советский Союз. Именно тогда в Кремле и на Старой площади стали говорить, что Польша является самым надежным звеном блока социалистических государств. Брежнев высоко ценил Гомулку и защищал его от нападок в своем окружении. Кредиты на Западе все же приходилось брать. В разработанном при Гомулке плане на 1971–1975 гг. предусматривалось увеличение задолженности у развитых капиталистических стран на 1 млрд долл. Однако эти кредиты предназначались исключительно на покупку современных промышленных предприятий. Гомулка был категорически против потребительских кредитов. Интервенция войск Варшавского договора в Чехословакию повлияла на внешнюю политику ФРГ. В начале 1969 г. Гомулка получил информацию, что Бонн под руководством нового канцлера В. Брандта хочет кардинальным образом изменить свою восточную политику. Цели, которые ставил прежний канцлер Адэнауэр – постепенное поглощение ГДР и возвращение восточных польских территорий, – не только не были достигнуты, но и отдалились. Брандт и его окружение пришли к выводу, что перемены на Востоке легче будет стимулировать при помощи политики разрядки, а не конфронтации. В результате начались переговоры Бонна с Москвой, а затем и с Варшавой, чем вначале был недоволен Брежнев. Он и Громыко хотели, чтобы признание границы по Одеру и Нейсе получило отражение в большом договоре между СССР и ФРГ. Тем самым польско-немецкую границу по-прежнему гарантировал бы Советский Союз. Однако Гомулка, узнав о советско-немецких переговорах, потребовал заключения отдельного договора между Польшей и Западной Германией. Он говорил, что без послевоенных западных и северных земель Польша была бы «копией Герцогства Варшавского». Эти шаги Гомулки с большим недоверием наблюдали руководители ГДР. По их мнению, Польша не нуждалась в признании границы по Одеру – Нейсе со стороны ФРГ, так как с ней она не граничила. Это создавало впечатление, что ПНР не верит в прочность существования ГДР. Ответ Гомулки был простым: существуют два наследника немецкого рейха, и они оба должны подписаться под границей, определенной в Потсдаме. Гомулка никогда не верил в неизменность советской политики в отношении Германии. Поэтому он стоял на позиции, что Народная Польша не может довольствоваться только московской гарантией польской западной границы, а должна получить ее подтверждение также и от Западной Германии[1194]. 17 мая 1969 г. на встрече с избирателями Варшавы Гомулка предложил властям ФРГ заключение договора, в котором нормализация отношений между двумя государствами была тесно увязана с признанием Западной Германией западной границы Польши. Это заявление было полной неожиданностью для советского руководства. Но Гомулке удалось убедить Брежнева в правильности польского предложения, так как нормализация отношений с ФРГ будет способствовать упрочению территориального статус-кво в Европе. От советского лидера первый секретарь ЦК ПОРП получил обещание, что советский договор с ФРГ не будет обычной декларацией о неприменении силы, в этот договор будет включено положение о нерушимости границ в Европе[1195]. Официально В. Гомулка был противником объединения Германии. В июле 1970 г. во время беседы с министром иностранных дел СССР A. A. Громыко польский лидер сказал: «Никогда мы не будем заинтересованы в объединении немецких государств»[1196]. На самом деле, как утверждает Ю. Тейхма, Гомулка был убежден, что это объединение является лишь вопросом времени, главная же задача Польши – гарантировать свои интересы[1197]. Почти два года велись переговоры с ФРГ, которые увенчались успехом. Вначале, 12 августа 1970 г. Западная Германия заключила договор с СССР, в котором признала границу по Одеру и Нейсе. Четыре месяца спустя, 7 декабря, в Варшаву приехал канцлер ФРГ. Ю. Циранкевич и В. Брандт подписали договор о нормализации польско-немецких отношений и польской западной границе. Сбылись мечты Гомулки: Польша перестала быть государством с неполноценными границами. 14 декабря 1970 г. в своем выступлении на пленуме ЦК ПОРП польский лидер сказал: «Договор является формально-правовым признанием Федеративной Республикой Германией границы на Одре и Нысе Лужицкой. Тем самым с точки зрения международного права вопрос необратимости и нерушимости границы окончательно закрыт»[1198]. Это был самый большой международный успех Гомулки, который стал венцом его многолетних упорных усилий, направленных на обеспечение Польше стабильного положения в послевоенной Европе. Одновременно Брандт обещал Гомулке предоставление кредита в 10 млрд марок. Почти все 1960-е годы послом СССР в ПНР был бывший член Президиума и секретарь ЦК КПСС А. Б. Аристов, который был назначен на эту должность постановлением президиума ЦК КПСС 20 января 1961 г. А. И. Микоян характеризовал его как «неподходящего человека с большими претензиями»[1199]. Аристов был другом Л. И. Брежнева и не очень стремился к надлежащему исполнению своих дипломатических обязанностей. Это весьма раздражало руководство ПОРП. В конце 1960-х годов 3. Клишко пожаловался П. К. Костикову: «Этот Аристов… ненавидит Польшу, ничего не хочет делать, не интересуют его вопросы, которые мы перед Вами ставим, мы не можем добиться решения проблем, по которым договорились Гомулка и Брежнев…»[1200]. В конце концов Костикову при поддержке секретаря ЦК КПСС по связям с социалистическими странами К. В. Русакова удалось добиться рассмотрения в конце 1970 г. на заседании Политбюро ЦК КПСС вопроса об отзыве Аристова. В начале марта 1971 г. он, совершая прощальные визиты руководителям ПНР, неожиданно для новых польских руководителей посетил В. Гомулку, с которым имел двухчасовую беседу. Тогдашний советник посольства ПНР в Москве Б. Рыхловский так охарактеризовал атмосферу в советско-польских отношениях конца 1960-х годов: «Среди советской политической и военной элиты довольно широко было распространено понимание важности партнерства в отношениях между нашими странами. Более того, достаточно часто это были даже пропольские настроения. Они чаще всего были связаны с польскими этническими корнями лиц, участвовавших в этих отношениях, а также вытекали из подлинного интернационализма или позитивного опыта от связей с поляками. Впрочем, и сам Л. Брежнев в контактах с нами демонстрировал такие же настроения». По мнению польского дипломата, степень суверенитета Польши в отношениях с СССР при Гомулке достигла самого высокого уровня за всю историю ПНР. Польша проводила тогда политику, схожую с политикой Советского Союза, но только по тем направлениям, которые соответствовали польским национальным интересам

 27. В.Гомулкой была сформулирована концепция строительства социализма в польских условиях, предусматривавшая пересмотр аграрной политики, нормализацию отношений с католической церковью, развитие рабочего самоуправления, повышение роли сейма (хотя он и так был высок по конституции 1952) и народных советов в управлении страной, налаживание партнерских отношений с ОКП, ДП, организациями светских католиков, профсоюзами и другими общественными организациями, обеспечение за Польшей равноправных позиций в отношениях с СССР и т.д.

В 1956-1957 г. первые шаги по реализации этой концепции. Совместно с Объединенной крестьянской партией были разработаны основы новой аграрной политики. Подавляющая часть производственных кооперативов распалась или была распущена. Доминирующей формой хоз. в обобществленном секторе стали государственные земледельческие хозяйства, в целом же - единоличные крестьянские хозяйства..

Был освобожден глава польской римско-католической церкви кардинал С.Вышиньский. По желанию родителей дети могли изучать закон божий в специальных катехизисных пунктах.

 

 

По новому закону о выборах избиратели получили право выбора из нескольких кандидатов, => в сейме увеличилась доля представителей союзнических партий, светских католиков и беспартийных.

Получили возможность вернуться из СССР в ПНР более 100 тыс. поляков, были урегулированы вопросы польской задолженности Советскому Союзу и поставок польского угля в СССР, определен статус Северной группы войск Советской Армии в Польше.

 

Первые симптомы отхода от послеоктябрьского курса на реформы проявились уже на III съезде ПОРП в 1959 г., а в 60-е гг. вновь стали нарастать экономические и политические трудности. В Польше, как и в других странах Центральной и Юго-Восточной Европы, продолжался курс на экстенсивное развитие, прежде всего материало- и капиталоемких производств с большой долей ручного труда.

В марте 1968 г. польские университетские центы стали местом активного протеста студенческой молодежи против идеологического диктата партийного руководства в области культуры и образования. Студентов поддержала творческая интеллигенция и часть профессуры. Особенно активную роль сыграли выходцы из кругов политической элиты первой половины 50-х гг. Я.Куронь, А.Михник, К.Модзелевский и др.,

 

Пытаясь стимулировать экономику, правительство приняло в декабре 1970 г. решение о значительном повышении цен на продовольствие и некоторые промышленные товары. Это вызвало Недовольство горожан. Особенно активно протестовали рабочие предприятий Гданьска, Гдыни, Щецина, Эльблонга. Забастовки кончились только с принятием в марте 1971 г. решения об отмене повышения цен.

Реакцией на трагические события на Побережье явились кадровые изменения в руководстве: смещен с поста первый секретарь ЦК ПОРП В.Гомулка, вместо него пришел Э.Герек, (госсовет стал ЯБлоньский). Подали в отставку премьер-министр Ю.Циранкевич, возглавлявший правительство с небольшими перерывами с 1947 г., и председатель Госсовета М.Спыхальский. Новым премьером сейм назначил П.Ярошевича, председателем Госсовета стал известный историк и политический деятель Х.Яблоньский.

 

Началось Строительство в Польше общества “развитого социализма”.

В качестве первоочередной задачи была названа экономическая реформа. Используя благоприятную международную обстановку, связанную с подготовкой Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству, польское руководство стало проводить политику активного использования западных кредитов и технологий для модернизации народного хозяйства. Была существенно повышена заработная плата. Быстрыми темпами шло перевооружение промышленности, увеличивалось число закупаемых на Западе лицензий. Окрыленное успехами, руководство ПОРП заявило, что Польша вступила в этап строительства “развитого социалистического общества”.

 

Кризис 70-х

В середине 70-х гг. вновь экономические трудности. В конце 1974 г. польская задолженность на Западе превысила 100 % стоимости ее экспорта. Для покрытия долгов стали использовать краткосрочные займы. Государственный долг Польши непрерывно рос и составил к концу 70-х гг. около 20 млрд. долларов.

Стремясь это разрешить правительство в 1976 г. резко повысили цены на продовольствие с незначительной компенсацией заработной платы. решительное сопротивление рабочих. В 10 воеводствах прошли организованные забастовки протеста, а в Радоме, Плоцке и на тракторном заводе “Урсус” под Варшавой рабочие вышли на улицы. Разгон, аресты.

Появление организованной оппозиции. Июньские события 1976 г. дали новый толчок деятельности оппозиционно настроенной части интеллигенции. В сентябре 1976 г. создан Комитет защиты рабочих, в составе активные участники студенческих выступлений 1968 г., Особое внимание было на рабочую среду. В конце 70-х гг. началось создание свободных профсоюзов.

Другие оппозиционные организации: Движение в защиту прав человека и гражданина, Конфедерация независимой Польши, Движение молодой Польши и др. После избрания в 1978 г. папой римским краковского кардинала К.Войтылы (Иоанн Павел II) начался стремительный рост авторитета католической церкви как идеологической и политической силы, противостоящей режиму. Особенно отчетливо это проявилось во время паломничества папы римского в Польшу в 1979 г. Герековский социализм подходил к концу.

 

Кризис 80-х

Кризис 1980 г. и рождение “Солидарности”.Партийно-государственное руководство бессильно перед надвигавшимся социально-политическим и экономическим кризисом. Не помогла замена на посту главы правительства П.Ярошевича Э.Бабюхом.

 

Летом 1980 г. в ответ на повышение цен на продовольствие стала подниматься забастовочная волна, вначале под экономическими лозунгами. Апогей в августе, когда забастовали предприятия Гданьска, Щецина, Силезии. Оккупационный характер, уличных манифестаций не было, чтобы исключить возможные провокации со стороны властей.

Герек отправлен в отставку в 1980.

Подписание с забастовочными комитетами соглашений, удовлетворение экономических требований рабочих, и их право на создание независимых от администрации профсоюзов, освобождение политзаключенных, отказ от преследования советников и экспертов бастующих из числа членов оппозиционных организаций.

В ноябре 1980 г. зарегистрирован независимый самоуправляющийся профсоюз “Солидарность”. К концу 1980 г. в нем состояло около 8 млн. членов. В 1981 г. был создан профсоюз единоличных крестьян “Сельская солидарность”. “Солидарность” представляла объединение автономных организаций отдельных регионов. Координировала ее действия Всепольская согласительная комиссия во главе с председателем гданьского межзаводского забастовочного комитета, электриком судоверфи им.Ленина Л.Валенсой. Большую помощь оказывали известные деятели оппозиции Б.Геремек, Я.Куронь, Т.Мазовецкий, А.Михник, Я.Ольшевский и др.

“Солидарность” была преимущественно общественно-политическим, а не профсоюзным движением. Выросла на волне рабочего протеста, и в первое время не имела четких планов дальнейшего развития страны. Опасения перед советской интервенцией заставили интеллектуальный штаб движения выступить с концепцией “саморегулирующейся революции”: Польша, оставаясь участником советского военнополитического блока, одновременно должна стремиться к внутреннему преобразованию общественно-политического строя: политическому плюрализму, установлению общественного контроля за деятельностью государства, обеспечению независимости общественных и государственных институтов от ПОРП.

В 1981 г. произошла концентрация власти в партийно-государственном руководстве ПНР. Генерал В,Ярузельский был назначен председателем Совета министров, избран первым секретарем ЦК ПОРП и сохранил за собой пост министра национальной обороны.

Резкое обострение политического противостояния в декабре 1981 г. Радикальное крыло в руководстве “Солидарности” взяло курс на открытую конфронтацию с правительством, грозя проведением всеобщей стачки. Возникала опасность неконтролируемого развития конфликта с перерастанием в гражданскую войну и интервенцией союзников по Варшавскому договору. В этих условиях Госсовет ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране. Была приостановлена деятельность всех политических партий, общественных организаций и профсоюзов, свыше 5 тыс. руководящих деятелей “Солидарности” всех уровней были интернированы. Вся полнота власти в руках Военного совета национального спасения во главе с В.Ярузельским.

От военного положения к “круглому столу”.

 

Начатая в 1982 г. Экономическая реформа, в соответствии с которой деятельность предприятий строилась на принципах самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, не принесла ожидаемых результатов. Преодолению кризиса мешало и введение Западом эмбарго на экономические отношения с Польшей. Продолжала увеличиваться внешняя задолженность, росли цены на внутреннем рынке.

“Солидарность” была ослаблена, но не разгромлена, постепенно в подполье возрождались ее структуры всех уровней. В апреле 1982 г. была создана Временная координационная комиссия “Солидарности”. В октябре 1982 г. сейм принял решение о роспуске всех профсоюзов и создании новых, строящихся по отраслевому принципу. Многолетняя борьба за легализацию “Солидарности”,

Все это время “Солидарность” пользовалась активной поддержкой католической церкви. В 1983 г. Л.Валенсе была присуждена Нобелевская премия мира.

К 1988 г. стала очевидной неспособность правительства вывести страну из кризиса без существенного понижения жизненного уровня населения. В апреле 1988 г. произошел взрыв забастовок. требовали повышения заработной платы и легализации “Солидарности”. Власти вынуждены были пойти на переговоры с “Солидарностью”, изъявивших к этому готовность, а с конца августа началась подготовка заседаний “круглого стола” властей и оппозиции. Лишь в середине января 1989 г. группе партийных реформаторов, в состав которой входили первый секретарь ЦК ПОРП В.Ярузельский и премьер-министр М.Раковский, удалось провести на пленуме ЦК резолюцию о политическом и профсоюзном плюрализме - путь к легализации “Солидарности”. “Круглый стол” с участием представителей “Солидарности”, правительства, ПОРП, союзнических партий, Всепольского соглашения профсоюзов (ВСПС) - профцентра новых профсоюзов, созданного после 1982 г. и епископата проходил с 6 февраля по 5 апреля 1989 г. В числе его важнейших итогов были решения о проведении досрочных парламентских выборов, введении президентского поста, создании в парламенте второй палаты - сената, а также о разделе мандатов между различными политическими силами в сейме.

 

30 После заводских забастовок в начале 1980-х и последующего формирования (тогда еще подпольного) движения Солидарность под руководством Леха Валенсы, политическая ситуация в Польше стала несколько расслабляться. Несмотря на попытку правительства подавить профсоюзное движение, движение набрало обороты, и теперь стало невозможно сдерживать изменения. Кроме того, существовал страх социального взрыва из-за экономического недуга и безудержной инфляции, которая снизила уровень жизни в Польше и усугубила общественное недовольство и разочарование. К 1988 г. власти начали серьезные переговоры с оппозицией.

 

В сентябре 1988 г., когда волна забастовок подходила к концу, было проведено секретное собрание, на котором присутствовали Лех Валенса и министр внутренних дел Чеслав Кищак. Они договорились о проведении в ближайшем будущем так называемого «круглого стола», чтобы наметить план действий в стране. Переговоры за круглым столом начались 6 февраля 1989 г. в 14:23 по центральноевропейскому времени. В их число вошли оппозиционная фракция солидарности и фракция коалиционного правительства. Переговоры прошли в Аппарате Совета Министров. Сопредседателями встреч были Валенса и Кищак.

 

Польские коммунисты во главе с генералом Ярузельским надеялись объединить видных лидеров оппозиции в правящую группу, не внося серьезных изменений в структуру политической власти. На самом деле переговоры радикально изменили облик польского правительства и общества. События в Польше ускорили и дали импульс падению всего европейского коммунистического блока; Ялтинская договоренность распалась вскоре после событий в Польше.

 

Сессии

Сессии были разделены на три основные рабочие группы:

 

рабочая группа по политической реформе

и партийная плюрализм рабочая группа

Рабочая группа по экономическим и социальным вопросам

Эти рабочие группы решали конкретные вопросы, хотя встречи часто прекращались. Это было вызвано взаимным недоверием фракций и явным нежеланием правительственной фракции уступить власть. Самыми спорными вопросами были:

 

Повышение зарплаты и индексация

Будущие плюралистические выборы

Предел компетенции будущего президента

Предел компетенции на будущее Сейм и Сенат

Доступ к средствам массовой информации для оппозиционных сил

Ряд (радикальных) оппозиционных организаций были категорически против переговоров, поскольку они не верили в благих намерениях действующего правительства. Несмотря на их опасения, 5 апреля, по завершении заседаний, был подписан ряд важных документов. Эти документы стали известны как Соглашение за круглым столом.

 

Результаты

4 апреля 1989 г. было подписано соглашение («Соглашение за круглым столом»). Наиболее важными требованиями, в том числе отраженными в апрельской новелле, были:

 

Легализация независимых профсоюзов

Введение должности президента (тем самым аннулируя полномочия генерального секретаря коммунистической партии), который будет избираться на 6-летний срок

Формирование Сената

В результате реальная политическая власть была передана недавно созданному двухпалатному законодательному органу и президенту, который должен был стать главой исполнительной власти. Солидарность стала легитимной и легальной политической партией. Были обеспечены свободные выборы до 35% мест в Сейме и полностью свободные выборы в Сенат.

 

выборы 4 июня 1989 г. принесли «Солидарности» убедительную победу: 99% всех мест в Сенате и все 35% возможных мест в Сейме. Ярузельский, имя которого было единственным Польской объединенной рабочей партией, которое было допущено к выборам президента, победил в Национальном собрании всего с одним голосом. Разделение 65–35 вскоре было отменено после первых действительно свободных выборов в Сейм.

 

Заседания круглого стола имели огромное значение для будущего политического развития Польши. Они проложили путь к свободной и демократической Польше, а также к окончательной отмене коммунизма в Польше.

На основе расширяющегося диалога между властью и различными политическими и общественными силами в Польше к началу 1989 г. было подготовлено коалиционное совещание представителей различных общественных организаций, партий, представителей Костела. Оно вошло в историю новой Польши под названием «Круглого стола», и его решения предопределили коренные перемены в стране, в том числе и в журналистике.

Подобные события, связанные с поиском консенсуса между различными общественными силами и партиями, происходили и в других странах, входивших ранее в содружество социалистических стран. Так, в Венгрии еще в 1988 г. состоялось коалиционное совещание различных политических и общественных сил. Поиски мирного пути политических перемен были характерны для большинства стран Центральной и Восточной Европы. Успехи польских демократов повлияли на события в других странах, например в Болгарии. Каждая из стран, некогда составляющая восточноевропейский блок, находила свои национальные формы для выхода из социалистического содружества.

В начале февраля 1989 г. в Варшаве собирается коалиционное совещание «Круглый стол», которое продлилось шесть недель. Его организация была весьма трудной задачей из-за негативного отношения властей ПНР к независимому профсоюзу «Солидарность». Только под давлением авторитета президента В. Ярузель- ского и известного политика и журналиста М. Ракове кого, главного редактора авторитетной «Политики», совещание смогло начать свою работу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.083 с.)