Методические указания и программа курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания и программа курса



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ОСНОВЫ ГЕНДЕРОЛОГИИ

 

 

Методические указания и программа курса

для студентов, обучающихся по направлению

«Социальная работа»

 

 

У ф а

РИЦ БашГУ

2018

 

 

Печатается по решению кафедры социальной работы

факультета философии и социологии

(протокол № 5 от 1 6 декабря 2016 года)

 

 

Составитель: Рахматуллина З.Б., кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы

 

В работе представлены тематический план курса, планы лекционных и семинарских занятий, темы докладов, рефератов и контрольных работ, а также вопросы экзамена по дисциплине «Основы гендерологии».

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение ………………………………………………………….. 4
Расчет часов лекционных и семинарских занятий по курсу ….. 6
Темы лекционных занятий ………………………………………. 7
Планы семинарских занятий ……………………………………. 11
Вопросы для экзамена по дисциплине …………………………. 19
Темы рефератов, докладов и контрольных работ ……………… 20

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Гендерные исследования как самостоятельные научные направления сложились за рубежом в конце 80-х годов прошлого столетия, а в нашей стране несколько позднее. Во многом они явились результатом определенного переосмысления движения и идеологии феминизма, ограниченности так называемых женских исследований, получивших распространение в 1960-х годах. Проблематика, выдвинутая феминистской критикой общества, потребовала научной проверки, уточнения с позиций различных экономических, социологических, политологических, культурологических, психологических, лингвистических подходов изучения реальности. В ходе этого процесса сложилось понятие «гендер» (англ. g еп d е r), означающее социокультурные основания пола, а следовательно, различные системы взаимоотношений мужчин и женщин, комбинирования мужского и женского начал.

Гендерный подход в целом при всех существующих теоретических расхождениях отдельных концепций предполагает, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими особенностями, сколько процессом социализации, воспитанием и распространенными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского. Такое понимание полов расширяет возможности преодоления стереотипов их иерархичности, дискриминации, асимметрии и предлагает новые интерпретации общественных и личных проблем.

В этой связи в рамках гендерологии рассматриваются социальное положение женщины, ее место и роль в экономической, политической и культурной жизни, проблема дискриминации женщин, гендерная роль женщины в обществе и семье, отстаивание права на одинаковое с мужчинами положение в обществе, на равные с ними социальные возможности. Необходимо отметить, что широкий взгляд на проблемы пола оказывается во многом показателем уровня общего культурного развития человека, включенности его в цивилизованный мир.

Поэтому цель направления «Основы гендерологии» состоит в том, чтобы научить студентов, будущих работников социальной работы, анализировать представления о себе самом и ориентироваться в различных общественных и культурных представлениях о своем предназначении как мужчины или женщины, преодолевая сексистские, расистские и прочие дискриминационные стереотипы. Кроме того, данный курс открывает студентам возможность для междисциплинарного подхода к изучению таких учебных курсов как «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Содержание и методика психосоциальной работы», «Проблемы социальной работы с молодежью» и позволяет уяснить особенности организации и проведения социальной работы с представителями мужского и женского пола.

Данная программа построена в соответствии с требованиями программы Государственного образовательного стандарта по направлению – «Социальная работа». Изучение курса предполагает сочетание лекционных и семинарских занятий, в ходе которых студентам предлагаются для изучения и обсуждения темы и вопросы к ним. При проведении семинарских занятий предусматривается подготовка студентами докладов и рефератов, содержание и форма которых предполагает более углубленное и наиболее полное рассмотрение вопросов. Работа студентов на семинарских занятиях должна проходить преимущественно в виде устных выступлений, дискуссий, что обеспечивает более эффективное усвоение материала и формирует навыки самостоятельной работы с той или иной информацией. Форма итоговой аттестации для студентов очной формы обучения – экзамен.

Для студентов заочного отделения содержание курса данной дисциплины предполагает то, что темы лекционных и семинарских занятий представляют собой самостоятельные взаимодополняющие материалы, изучение которых в комплексе дает достаточно полное представление о дисциплине « Основы гендерологии ».

 

 

РАСЧЕТ ЧАСОВ

ТЕМЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1.

Тема 2.

Тема 3.

Тема 4.

Тема 5.

Гендерная социализация.

 

Сущность понятий «социализация» и «гендерная социализация». Гендерная стратификация. Биологический пол и гендерный статус. Гендерная идентичность. Стереотипы мужского и женского поведения в различных культурах. Гендерные роли (Маргарет Мид). Гендерные различия в социализации: особенности социализации мальчиков и девочек.Теории социализации (З. Фрейд, Ж. Пиаже, Н. Ходороу, К. Гиллиган, С. Бем). Механизмы социализации. Институты социализации.

 

Тема 6.

Семья: гендерные аспекты.

 

Семья как важнейший институт первичной гендерной социализации. Стили поведения матери и отца. Гендерные различия в социализации. Особенности влияния отца и матери на социализацию детей разного пола. Психология гендерных отношений в семье. Лидерство в семье. Кросс-культурные исследования семейного лидерства. Типологические особенности современной российской семьи. Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом.

 

Тема 7.

Тема 8.

Гендер и культура.

 

Гендерные стереотипы культуры и языка. Традиционная критика культуры: структурализм. Постструктуралистская феминистская критика культуры. Возможность нового языка. Гендерные измерения новейшей философии языка. Субъективная идентичность и проблема репрезентации телесности.

 

Тема 9.

Гендерные аспекты политики.

Политика и гендер: подходы и точки зрения. Свобода, демократия и пол в политических идеях Нового времени. Гендерное неравенство и современная представительная демократия. Изменения гендерных структур политики и проблема политических альтернатив. Женщины и мужчины в политической жизни современной России.

 

Тема 10.

Тема 11.

Тема 12.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1.

Литература

 

1. Абубикирова Н. И. Что такое «гендер»? // Общественные науки и современность. 2010. № 6.

2. Беляева Г. Ф., Горшкова И. Д., Костикова И. В. Университетские женщины. Штрихи к портрету // Общественные науки и современность. 2010. № 2.

3. Бовуар де С. Второй пол. М., 2010.с.800.

4. Брандт Г. Природа женщины// Общественные науки и современность. 1998. №2. С. 167-180.

5. Воронина О. А. Гендерная экспертиза законодательства РФ о средствах массовой информации. М., 2011.

 

Дополнительная литература

 

1. Воронина О., Клименкова Т. Гендер и культура // Женщины и социальная политика (гендерный аспект). М., 2012.

2. Воронина О. А. Философия пола // Философия: Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Ошориной, В. П. Филатова. М., 2013. С. 388–408.

3. Гендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития. М., 2011.

4. Гурко Т. А. Гендерная социология // Социология в России. М., 2010.

5. Нечаева Н. Гендерные идеалы молодёжи (1999-2014 гг.) // Петербургская социология сегодня. 2017. Вып. 8. С.160-178.

 

 

Тема 2.

Литература

1. Айвазова С. Российская женщина: пути выбора и мире традиций и перемен. М., 2010.

Гиллиган К. Иным голосом // Этическая мысль. М., 2011.

2. Добротвор М. Суфражистское движение в США (1848—1920).Горький, 2014.

3. Клименкова Т. Феминизм как культурная позиция // Преображение. Русский феминистский журнал. 2013. № 1.

 

Дополнительная литература

 

1. Эванс С. Рожденная для свободы. История американских женщин. М., 2013. с.320.

2. Эллиот П., Менделл И. Теории феминизма // Гендерные исследования: феминистская методология в социальных науках. Харьков, 2014. С.15-51.

 

Тема 3.

Литература

 

1. Зуйкова, Е.М. Феминология и гендерная политика: учебник / Е.М. Зуйкова, Р.И. Ерусланова. - 3-е изд. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 307 с.Градскова Ю. В. «Обычная» советская женщина: обзор описаний идентичности. М., 2011.

2. Груздева Е. Б., Чертихина Э. С. Труд и быт советской женщины. М., 2011.

3. Захарова И., Посадская А., Римашевская И. Как мы решаем женский вопрос // Коммунист. 2010. № 4. С. 56–65.

 

Дополнительная литература

 

1. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Материалы первой российской летней школы по женским и гендерным исследованиям. М., 2011.

2. Козлова Н. Е., Сандомирская И. И. Я так хочу назвать кино. М., 2010.

3. Коллонтай А. Женский день (1913) // Избранные статьи и речи. М., 2010.

 

Тема 4.

Литература

 

1. Биология человека / Под ред. Дж. Харрисона и др. 2-е изд. М., 2012.

2. Брызгалина Е. В. Индивидуальность человека. М., 2010.

3. Женщина и свобода. Пути выбора в мире традиций и перемен // Материалы международной конференции 2010 г.

Тема 5.

Гендерная социализация.

 

1. Биологический пол и гендерная идентичность.

2. Стереотипы мужского и женского поведения в различных культурах.

3. Теории и механизмы социализации.

4. Институты социализации.

5. Гендерная социализация в дошкольных и школьных учреждениях. Влияние сверстников и средств массовой информации на гендерную социализацию.

 

Литература

 

1. Виноградова Т., Семенов В. Сравнительные исследования познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов// Вопросы психологии. 1993. № 2.

2. Гиллиган К. Иным голосом // Этическая мысль. М., 2011.

3. Добровольская В. Социокультурные различия смертности мужчин и женщин в России// Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен. М., 2014.

4. Здравомыслова Б., Темкина А. Социальное конструирование гендера как феминистская теория // Женщина, гендер, культура. М., 2011.

 

Дополнительная литература

 

1. Кон И. С. Лунный свет на заре. М., 2010.

2. Мид М. Культура и мир детства. М., 2011.

3. ХорниК. Женская психология. СПб., 2013.

 

Тема 6.

Семья: гендерные аспекты.

 

1. Семья как важнейший институт первичной гендерной социализации.

2. Гендерные различия в социализации. Особенности социализации мальчиков и девочек.

3. Стили поведения матери и отца. Особенности влияния отца и матери на социализацию детей разного пола.

4. Психология гендерных отношений в семье. Лидерство в семье. Кросс-культурные исследования семейного лидерства.

5. Типологические особенности современной российской семьи. Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом.

 

Литература

 

1. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М., 2016.

2. Григорьева Н. С, Чубарова Т. В. Социальная политика: Гендерный аспект. М.,2014.

3. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 2010.

4. Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 2015.

 

Дополнительная литература

 

1. Тулина Н. В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. М., 2010.

2. Фромм Э. Искусство любить (исследование природы любви).М., 2010.

 

Тема 7.

Литература

 

1. Вулли Ф. Феминистский вызов неоклассической экономической теории // THESIS. 2014. № 6.

2. Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. М., 2012.

3. Гендерные проблемы и развитие. Стимулирование развития через гендерное равенство в правах, в доступности ресурсов и возможности выражать свои интересы. М., 2012.

4. Домохозяйство, семья и семейная политика. М., 2010.

 

Дополнительная литература

 

1. Калабихина И. Социальный пол и проблемы населения. М., 2015.

2. Калабихина И. Социальный пол: экономическое и демографическое поведение. М., 2010.

 

Тема 8.

Гендерные аспекты политики.

 

1. Гендер и политика: различные подходы.

2. Свобода, демократия и пол в политических идеях Нового времени.

3. Гендерное неравенство и современная представительная демократия.

4. Изменения гендерных структур политики и проблема политических альтернатив.

5. Женщины и мужчины в политической жизни современной России и за рубежом.

 

Литература

 

1. Воронина О. А. Феминизм и гендерное равенство. М., 2014.

2. Гендерная реконструкция политических систем / Ред.-сост. М. П. Степанова и Е. В. Кочкина. СПб., 2014.

3. Ковалева Т., Иванчук И. Женщины: ресурсы политического поведения // Социологические исследования. 2015. № 7.

4. Нечаева Н.

Гендерные идеалы молодёжи (1999-2014 гг.) // Петербургская социология сегодня. 2017. Вып. 8. С.160-178.

 

Дополнительная литература

 

1. Константинова В. Женщины и проблемы политического лидерства // Женщины и социальная политика (гендерный аспект). М., 2012.

2. Кочкина Е. Демократия минус женщина — не демократия // Преображение. Русский феминистский журнал. 2013. № 1.

3. Мэнсбридж Дж. Женшины, правление и общее благо // США — экономика, политика, идеология. 2012. № 3.

4. Огден К. Маргарет Тэтчер, женщина у власти: портрет человека и политика. М., 1992.

 

Тема 9.

Литература

 

1. Бреслов Г., Хасан Б. И. Пол и образование. Красноярск, 2015.

2. Бреслов Г., Хасан Б. Половые различия и современное школьное образование // Вопросы психологии. 2010. № 3.

3. Мишель А. Долой стереотипы! Преодолеть сексизм в школьных учебниках. Париж: ЮНЕСКО, 2011.

4. Общество и гендер // Материалы летней школы в Рязани. Рязань, 2013.

 

Дополнительная литература

 

1. Попова Л. В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 2016.

2. Попова Л., Орешкина И. Как школа может содействовать реализации способностей одаренных девочек // Педагогическое обозрение. 2015. № 3.

3. Солодников В. В. Идеальный ребенок в представлении педагогов // Социологические исследования. 2010. № 4.

Тема 10.

Литература

 

1. Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы: в 2 т. М., 2011.

2. Некрасов C., Возилкин И.В. Жизненные сценарии женщин и сексуальность. Свердловск, 2011.

3. Основы социальной работы. Под ред. Павленка. Москва, 2012.

4. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница. М., 2010.

 

Дополнительная литература

 

1. Русин Т. Профессия социального работника в США // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций / Под общ. ред. М.М. Малышевой. М., 2012. 520 с.

2. Социальная работа / Под ред. Курбатова С.Н. М., 2010.

3. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. М., 2010.

4. Социальная работа: теория и практика: учебное пособие / Под ред. Е.И. Холостовой. М., 2011. 427 с.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ГЕНДЕРОЛОГИИ»

 

1. Понятие гендера. Различные подходы к понятиям «маскулинность», «феминность». Гендерные исследования.

2. Возникновение и развитие феминизма на Западе. («Первая волна» феминизма)

3. Политические идеи феминизма «второй волны» на Западе. Глобализация и женские движения конца XX — начала XIX вв.

4. Женское движение в России XIX — начала XX вв.

5. Гендерная идеология в Советской России.

6. Антропобиологические аспекты гендерных исследований.

7. Гендерная социализация. Гендерные роли.

8. Семья как важнейший институт первичной гендерной социализации. Психология гендерных отношений в семье.

9. Гендерная экономика. Гендерная структура занятости и ее развитие.

10. Дискриминация по полу в сфере занятости. Гендерная профессиональная сегрегация на рынке труда.

11. Мужская и женская безработица. Феминизация бедности.

12. Распределение труда в домохозяйстве. Факторы домохозяйства и возрастные модели занятости женщин.

13. Гендерные стереотипы культуры и языка. Традиционная критика культуры: структурализм. Постструктуралистская феминистская критика культуры. Возможность нового языка.

14. Политика и гендер: подходы и точки зрения.

15. Гендерное неравенство и современная представительная демократия.

16. Изменения гендерных структур политики и проблема политических альтернатив.

17. Женщины и мужчины в политической жизни современной России.

18. Традиционная и критическая теории в педагогике. Гендерный подход в педагогике.

19. Термин «скрытая учебная программа». Взгляды П. Бурдье, Б. Бернштейна, П. Макларена, А. Грамши. Практические аспекты гендерной педагогики.

20. Гендерный разрыв» в доступе к информационным технологиям. Социально-демографическая специфика интернет-аудитории.

21. Гендерная проблематика в деятельности социального работника.

22. Кризис маскулинности в современном обществе. Особенности социальной работы с клиентами мужчинами.

23. Психосоциальные проблемы мужчин в контексте брачно-семейных отношений.

24. Особенности социальной работы с клиентами женщинами. Типичные проблемы женщин-клиенток в социальной работе.

25. Гендерные аспекты социальной работы как фактор формирования здорового образа жизни мужчин и женщин.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ

И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

1. Специфика женского религиозного опыта.

2. Понятие «гендер» в современных гуманитарных науках.

3. Философия пола и современная теория гендера.

4. Тело, пол, гендер — новые определения вечных философских вопросов.

5. Мужские и женские образы в греческих мифах.

6. Ф. Ницше: апология принципиального неравенства мужчины и женщины.

7. Отношения полов в утопии Сен-Симона.

8. Метафизика пола у Д. Мережковского.

9. Пол в философии П. Флоренского.

10. Философия пола у И. Ильина.

11. Книга Б. Фридан «Загадка женщины» и женское движение в Америке.

12. Мужская поддержка борьбы за женское образование в России.

13. Феминизм в Англии XIX вв.

14. Современный американский феминизм — «равенство с различиями».

15. Мужские движения и их идеология.

16. Октябрьская революция об «освобождении женщины».

17. Женщины в годы первых пятилеток в СССР.

18. Изменение гендерных ролей во время Великой Отечественной войны.

19. Мужчина и женщина как трудящиеся в СССР (сходство и различие).

20. Этнокультурные факторы и на положение женщины в семье и обществе.

21. Особенности обряда инициации в различных культурах.

22. Гендерные аспекты изучения продолжительности жизни у человека.

23. Особенности социализации девочек и мальчиков.

24. Гендерный аспект семьи.

25. Становление единой буржуазной культуры и семья.

26. Старение в семье и без нее (гендерный аспект).

27. Материнство как социокультурный феномен.

28. Исторические аспекты женской занятости.

29. Экономические трансформации в России и динамика женской занятости.

30. Социально-демографические факторы гендерной структуры занятости в России.

31. «Частная» и «производственная» сферы человеческой жизни.

32. Распределение гендерных ролей в современном домохозяйстве.

33. Семья и карьера.

34. Женщина-политик — трудности и преимущества.

35. Скандинавский вариант решения «женского вопроса».

36. Политическая роль и гендерные аспекты идеологии экологического движения.

37. Гендерные особенности избирателей российских политических партий (по материалам газет и журналов).

38. Лингвистический сексизм и его проявление в современной литературе, журналистике, юриспруденции.

39. «Фемининное» и «маскулинное» в философских концепциях.

40. Гендерная критика современной цивилизации.

41. Архетипы языка и гендерная лингвистика.

42. Феминизм и психоанализ.

43. Концепция полового воспитания у В. Зеньковского.

44. Особенности воспитания мальчиков и девочек в неевропей-ских культурах.

45. Теория полоролевой социализации Э. Эриксона.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ОСНОВЫ ГЕНДЕРОЛОГИИ

 

 

Методические указания и программа курса

для студентов, обучающихся по направлению

«Социальная работа»

 

 

У ф а

РИЦ БашГУ

2018

 

 

Печатается по решению кафедры социальной работы

факультета философии и социологии

(протокол № 5 от 1 6 декабря 2016 года)

 

 

Составитель: Рахматуллина З.Б., кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы

 

В работе представлены тематический план курса, планы лекционных и семинарских занятий, темы докладов, рефератов и контрольных работ, а также вопросы экзамена по дисциплине «Основы гендерологии».

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение ………………………………………………………….. 4
Расчет часов лекционных и семинарских занятий по курсу ….. 6
Темы лекционных занятий ………………………………………. 7
Планы семинарских занятий ……………………………………. 11
Вопросы для экзамена по дисциплине …………………………. 19
Темы рефератов, докладов и контрольных работ ……………… 20

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Гендерные исследования как самостоятельные научные направления сложились за рубежом в конце 80-х годов прошлого столетия, а в нашей стране несколько позднее. Во многом они явились результатом определенного переосмысления движения и идеологии феминизма, ограниченности так называемых женских исследований, получивших распространение в 1960-х годах. Проблематика, выдвинутая феминистской критикой общества, потребовала научной проверки, уточнения с позиций различных экономических, социологических, политологических, культурологических, психологических, лингвистических подходов изучения реальности. В ходе этого процесса сложилось понятие «гендер» (англ. g еп d е r), означающее социокультурные основания пола, а следовательно, различные системы взаимоотношений мужчин и женщин, комбинирования мужского и женского начал.

Гендерный подход в целом при всех существующих теоретических расхождениях отдельных концепций предполагает, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими особенностями, сколько процессом социализации, воспитанием и распространенными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского. Такое понимание полов расширяет возможности преодоления стереотипов их иерархичности, дискриминации, асимметрии и предлагает новые интерпретации общественных и личных проблем.

В этой связи в рамках гендерологии рассматриваются социальное положение женщины, ее место и роль в экономической, политической и культурной жизни, проблема дискриминации женщин, гендерная роль женщины в обществе и семье, отстаивание права на одинаковое с мужчинами положение в обществе, на равные с ними социальные возможности. Необходимо отметить, что широкий взгляд на проблемы пола оказывается во многом показателем уровня общего культурного развития человека, включенности его в цивилизованный мир.

Поэтому цель направления «Основы гендерологии» состоит в том, чтобы научить студентов, будущих работников социальной работы, анализировать представления о себе самом и ориентироваться в различных общественных и культурных представлениях о своем предназначении как мужчины или женщины, преодолевая сексистские, расистские и прочие дискриминационные стереотипы. Кроме того, данный курс открывает студентам возможность для междисциплинарного подхода к изучению таких учебных курсов как «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Содержание и методика психосоциальной работы», «Проблемы социальной работы с молодежью» и позволяет уяснить особенности организации и проведения социальной работы с представителями мужского и женского пола.

Данная программа построена в соответствии с требованиями программы Государственного образовательного стандарта по направлению – «Социальная работа». Изучение курса предполагает сочетание лекционных и семинарских занятий, в ходе которых студентам предлагаются для изучения и обсуждения темы и вопросы к ним. При проведении семинарских занятий предусматривается подготовка студентами докладов и рефератов, содержание и форма которых предполагает более углубленное и наиболее полное рассмотрение вопросов. Работа студентов на семинарских занятиях должна проходить преимущественно в виде устных выступлений, дискуссий, что обеспечивает более эффективное усвоение материала и формирует навыки самостоятельной работы с той или иной информацией. Форма итоговой аттестации для студентов очной формы обучения – экзамен.

Для студентов заочного отделения содержание курса данной дисциплины предполагает то, что темы лекционных и семинарских занятий представляют собой самостоятельные взаимодополняющие материалы, изучение которых в комплексе дает достаточно полное представление о дисциплине « Основы гендерологии ».

 

 

РАСЧЕТ ЧАСОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.163 с.)