Проблемы нормативно-правового регулирования процедуры принятия актов об амнистии в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы нормативно-правового регулирования процедуры принятия актов об амнистии в Российской Федерации



Принятие акта об амнистии является юридическим фактом, на основе которого вступают в действие нормы других отраслей права. Пункт «ж» ст. 103 Конституции Российской Федерации относит к ведению Государственной Думы объявление амнистии. Вместе с тем, Основной закон страны и иные нормативные правовые акты детально не регламентируют понятие и сущность данного правового феномена. Кроме того, отсутствует детальная процедура непосредственной реализации амнистии правоприменительными органами. На практике данный пробел восполняется принятием ведомственных нормативно-правовых актов в виде приказов, инструкций, распоряжений и т. д.

Временный характер данных нормативно-правовых актов, отсутствие целостного подхода к их изданию, различия в толковании акта об амнистии порождают препятствия для ее реализации, приводят к разнообразной практике применения амнистии, несоблюдению принципа справедливости, нарушению прав, свобод и законных интересов осужденных и иных граждан.

Для определения сущности института амнистии и порядка ее регламентации логично обратится к доктринальному толкованию. Так, комментируя Конституцию России Е. Ю. Бархатова отмечает, что на уровне субъектов Федерации решения об амнистии приниматься не могут, так как эти вопросы, являются исключительной компетенцией Российской Федерации в лице Государственной Думы (пункт «о» ст. 71 Конституции РФ)[40].

В комментарии Конституции Российской Федерации под редакцией С.А. Комарова справедливо подмечено, что принятие постановлений об объявлении амнистии регулируется ст. ст. 181–182 Регламента ГД РФ[41].

В соответствии с ч. 1 ст. 181 Регламента ГД РФ порядок принятия актов об амнистии устанавливается процедурой принятия Государственной Думой РФ проектов Федеральных законов[42].

Постановление Государственной Думы РФ об объявление амнистии не требует рассмотрения Советом Федерации – это положение вытекает из содержания ст. 106 Конституции России, согласно которой Советом Федерации рассматриваются только проекты Федеральных законов. Таким образом, ч. 1 ст. 181 Регламента ГД РФ вступает в противоречие со ст. 106 Конституции РФ.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации внести на рассмотрение Государственной Думы РФ, проект акта об амнистии могут субъекты, наделенные правом законодательной инициативы.

После стадии законодательной инициативы Совет ГД РФ направляет проект акта об амнистии Правительству Российской Федерации, которое в течение 14 дней перенаправляет проект соответствующим ведомствам и готовит заключение. Прежде всего, проект должен направляться правоохранительным министерствам и ведомствам (Министерству внутренних дел, Министерству Юстиции, Генеральной прокуратуре, Федеральной службе безопасности и т. д.), так как объявление амнистии может ставить под угрозу все усилия правоохранительных органов по борьбе с преступностью и дискредитировать органы государственной власти. К тому же, правоохранительным и судебным органам предстоит реализовывать принятое Постановление об амнистии.

Далее проект акта об амнистии со всеми материалами направляется в профильный комитет Государственной Думы, он также может рассматриваться несколькими комитетами одновременно с назначением ответственного комитета.

Следующей стадией является рассмотрение и принятие акта об амнистии в трёх чтениях, после чего происходит подписание Постановления об амнистии Председателем Государственной Думы РФ и ее обнародование[43].

Сравнивая процедуры принятия Федерального закона и Постановления об амнистии, следует отметить, что Президент на стадии подписания Федерального Закона обладает правом вето, в отличие от Председателя Госдумы, для которого решение большинства депутатов, является обязательным при подписании Постановления об амнистии. Также, заключение Правительства РФ носит рекомендательный характер, и как уже отмечалось ранее, Совет Федерации в рассмотрении проекта акта об амнистии никакого участия не принимает. По нашему мнению, такой порядок принятия амнистии односторонен, что в корне не соответствует такому важному принципу демократического общества, как разделение властей.

Некоторые авторы выступают за усложнение процедуры принятие актов об амнистии. Так В. Вырастайкин предлагает объявлять амнистию в форме Федерального закон[44]. И. Л. Марогулова считает нужным усложнить процедуру принятия амнистии путем внесения изменений в ст. 106 Конституции РФ, чтобы наравне с Федеральными Законами Совет Федерации рассматривал проекты Постановлений об объявлении амнистии[45].

Интересную позицию по этому вопросу занимает В. Ткаченко, который предлагает решение данной проблемы без внесения изменений в Конституцию Российской Федерации. Автор говорит о том, что Конституция РФ не запрещает принимать Федеральные законы для регламентации процедуры принятия акта об амнистии и порядка ее реализации правоприменительными органами.

Вдобавок, В. Ткаченко считает целесообразным после рассмотрения акта об амнистии в первом чтении направлять его Генеральной прокуратуре РФ для ознакомления и составления соответствующего заключения[46].

Полагаем, что принятие Федерального Закона об амнистии, продиктовано не только необходимостью совершенствования законодательной техники, но и по причине отсутствия единой практики ее реализации различными субъектами, а согласование проекта акта амнистии с Генеральной прокуратурой после первого чтения не имеет смысла, так как подобная процедура предусмотрена на стадии рассмотрения проекта акта об амнистии Правительством РФ.

Комплекс всех норм и источников, обеспечивающих регламентацию института амнистии можно разделить на постоянно-действующие и временные, создаваемые для реализации конкретной амнистии.

Постоянно-действующие: Конституция РФ (п. «о» ст. 71, п. «ж» ст. 103); УК РФ (ст. 84); УИК РФ (ст. ст. 7, 172, ч. 4 ст. 175); УПК РФ (стL_л_`ѕh. ст. 27, 302); КоАП РФ (п. 4 ст. 24.5, п. 1 ст. 31.7); Регламент Государственной Думы от 22 января 1998 г.

Временные: Постановление Государственной Думы РФ об объявление амнистии; Постановление Государственной Думы о порядке применения амнистии; Ведомственные нормативно-правовые акты (Например: Приказ ФСИН от 21 апреля 2010 г. № 168 «Об организации исполнения акта об амнистии»; Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 января 1998 г. № 58 «Об организации исполнения акта об амнистии») и др.

В качестве особого, третьего вида источников, регулирующих институт амнистии, стоит выделить постановления (определения) и разъяснения Конституционного и Верховного суда РФ, поскольку их правовые позиции имеют официальный и общеобязательный характер. Они распространяются не только на конкретный случай, ставший предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, но и на все аналогичные дела, имеющие место в правовой практике.

Позиции Верховного Суда РФ также носят общий характер, поскольку адресованы не какому-либо конкретному судебному органу, а всей существующей в стране системе судов общей юрисдикции. ст. 79 Федерального Конституционного Закона «О Конституционном суде Российской Федерации» закрепляет юридическую силу, принимаемых им решений[47].

К примеру: в первоначальной редакции амнистии в честь 55-летия Великой Победы указывалось, что лица награжденные орденами и медалями СССР либо Российской Федерации, инвалиды 1-й или 2-й группы диспансерного учета подпадают под амнистию независимо от тяжести содеянного и от назначенного и отбытого срока наказания. Эта несправедливость вызвала резкую критику со стороны правоохранительных органов, поэтому в июне 2000 г. Госдума РФ внесла в акт об амнистии определенные изменения, исключившие в дальнейшем амнистирование таких лиц. В постановлении № 11-Пот 05 июля 2001 г. Конституционный Суд РФ, отметив неконституционность обоих указанных решений Госдумы РФ, сформулировал правовую позицию о том, что упомянутые лица, не амнистированные до внесения этой поправки в акт об амнистии, не подпадают под нее и впредь. Некоторые лица, принадлежащие к этой категории, настаивали на амнистировании, мотивируя свое требование тем, что поправка к акту об амнистии признана неконституционной. Хотя, это действительно так, однако и акт об амнистии от 26 мая 2000 г. в этой части, признан также неконституционным, именно по этой причине не подлежит применению (поэтому в отношении данной категории лиц восстановлено действие уголовного закона)[48].

Достаточно часто в своей практике суды общей юрисдикции прибегают к разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда СССР «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям».

Исходя из всего вышеизложенного очевидно, что существует объективная необходимость принятия единого нормативно-правового акта, регламентирующего весь комплекс правоотношений, возникающих в связи с принятием, объявлением и реализацией амнистии. Данный нормативный правовой акт должен иметь форму Федерального Закона, консолидировать существующие нормы, правила и практику. В тоже время ядром института амнистии выступают конституционно-правовые нормы, характеризующие его как акт государственной власти, выражающий фундаментальные принципы российской государственности – милосердие и гуманизм.

Бесспорно, что заблаговременно определить условия амнистии и круг лиц, на которых она будет распространяться невозможно, это остается прерогативой Государственной Думы РФ и иных государственных органов, причастных к данному процессу. Думается, что Федеральный Закон «Об амнистии» должен раскрывать понятие амнистии, определять ее сущность, цели и задачи; устанавливать строгую процедуру принятия актов об амнистии; указывать перечень категорий лиц, в отношении которых применение амнистии запрещается; определять органы, реализующие амнистию, порядок их деятельности и виды контроля; закреплять участие общественности в реализации амнистии; предусматривать меры по ресоциализации, освобождаемых лиц; способы примирения с потерпевшими и восстановления материального ущерба от совершенных преступлений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

Согласно статье 84 УК РФ, уголовная амнистия – это один из способов применения гуманизма, который используют государственные органы к людям, совершившим преступление.

Целью амнистии может быть:

1) Проявление милосердия.

2) Экономические факторы – разгрузить исправительные учреждения путём уменьшения в них количества, отбывающих срок наказания.

3) Политические мотивы. Например, если после амнистии может прекратиться вооружённое столкновение.

В истории нашего государства амнистия применялась в разных ее видах и применяется на современном этапе развития отечественного права.

Впервые в России законодательно понятие амнистии было закреплено в Указе об амнистии, принятым Временным правительством 7 марта 1917 г. Интересен тот факт, что за период Советской власти было принято 70 актов об амнистии. В Российской Федерации издано 35 актов об амнистии.

Согласно ч. 1 ст. 84 УК амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Это значит, что в акте об объявлении амнистии не указываются конкретные лица (по фамилии), однако круг лиц, на которых распространяется и на которых не распространяется амнистия, всегда строго определен.

Акт амнистии распространяется на деяния, совершенные до его принятия. Кроме того, он не вносит изменений в уголовный закон, не ставит под сомнение законность и обоснованность приговор суда, имеет, как правило, универсальный характер, обычно применяется к лицам, в отношении которых производится предварительное расследование, к лицам, в отношении которых дела находятся в производстве суда, к лицам, осужденным судом и отбывающим наказание.

Вопросы, которые подлежат разрешению в конкретном акте амнистии, строго регламентированы в ч. 2 ст. 84 УК:

1) лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности;

2) лица, осужденные за совершение преступления, могут быть освобождены от наказания;

3) назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания;

4) лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания;

5) с лиц, отбывших наказание, может быть снята судимость.

Акты амнистии являются проявлением государственного гуманизма в отношении лиц, совершивших преступление. «Цель амнистии — смягчение участи определенной категории лиц, совершивших преступление (освобождение от наказания, от неотбытой его части и т. п.), поскольку это не противоречит задачам борьбы с преступностью в целом и применения в этой борьбе уголовно-правовых мер».

Освобождение от уголовной ответственности на основании акта амнистии возможно на стадии возбуждения уголовного дела, предварительного следствия, судебного разбирательства до вынесения приговора. Согласно ст. 27 УПК РФ в случае принятия акта амнистии уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого.

Принятие акта об амнистии является юридическим фактом, на основе которого вступают в действие нормы других отраслей права. Пункт «ж» ст. 103 Конституции Российской Федерации относит к ведению Государственной Думы объявление амнистии. Вместе с тем, Основной закон страны и иные нормативные правовые акты детально не регламентируют понятие и сущность данного правового феномена.

На наш взгляд, существует объективная необходимость принятия единого нормативно-правового акта, регламентирующего весь комплекс правоотношений, возникающих в связи с принятием, объявлением и реализацией амнистии. Данный нормативный правовой акт должен иметь форму Федерального Закона, консолидировать существующие нормы, правила и практику. В тоже время ядром института амнистии выступают конституционно-правовые нормы, характеризующие его как акт государственной власти, выражающий фундаментальные принципы российской государственности – милосердие и гуманизм.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.02 с.)