Тема 13 Основы конституционного права Великобритании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13 Основы конституционного права Великобритании



Тема 13 Основы конституционного права Великобритании

1. Конституция Великобритании, ее структура

2. Парламент Великобритании

3. Монарх Великобритании

4. Правительство Великобритании

 

Парламент Великобритании

Парламент - триединое учреждение: монарх (санкционирует закон, вето традиционно не используется, без разрешения не может присутствовать на заседаниях, все акты контрассигнуются премьер-министром), Палата лордов (только редкие возражения против законов), Палата общин (фактический законодатель, вето палаты лордов преодолевается простым большинством голосов, но лишь на сессии следующего года).

Парламент - теоретический хранитель суверенитета - в любой момент может предложить новое правило, отменив или упразднив предыдущий обычай. Суверенитет парламента - фундаментальный принцип британского конституционного права - также является принципом обычного права.

Принцип парламентского верховенства означает: парламент «имеет, при английском государственном устройстве, право издавать и уничтожать всевозможные законы; нет ни одного лица, ни учреждения, за которым бы английский закон признавал право преступать или не исполнять законодательные акты парламента...»

Всякий парламентский акт (или часть его), создающий новый закон или же отменяющий или изменяющий существующий закон, должен быть исполняем всеми судами. Тот же самый принцип с отрицательной стороны может быть выражен так: никакое лицо, никакое собрание лиц при английской Конституции не имеют права издавать постановления, которые были бы не согласны с парламентскими актами, или, другими словами, пользовались бы судебной защитой вопреки парламентскому акту, как писал выдающийся английский государствовед А.В. Дайси.

Палата общин (659 чел.) избирается на 5 лет без права отзыва членов. Кворум для принятия решений - 40 человек. Заседания - полная рабочая неделя.

В палате создаются следственные комиссии, Комитет всей палаты, постоянные комитеты. Возможно выражение недоверия правительству.

Нижняя палата - Палата общин - единственный выборный центральный орган государственной власти. Только депутаты этой Палаты могут именоваться членами Парламента. Численный состав Палаты - 659 членов, избираемых сроком на пять лет. Распущена Палата может быть монархом. Палату общин возглавляет спикер. Последний назначается монархом (фактически избирается палатой), голосует только при равенстве прочих голосов, выступать и комментировать выступления не может, полностью административно руководит процессом работы (выступления, прения, лишение слова). Данная ответственная должность существует с 1377 г.

Избираться в Палату может любой британский подданный (а также проживающие в стране граждане Ирландии и Содружества, достигший 21 года и удовлетворяющий установленным в законодательстве цензам. Среди таких цензов следует назвать ценз несовместимости: запрет быть членами Парламента для лиц, занимающих определенные государственные должности (профессиональные оплачиваемые судьи, гражданские служащие, военнослужащие и т.д.). Избирательный залог составляет 500 фунтов стерлингов, он не возвращается, если кандидат набрал меньше 5% голосов.

Выборы в Палату общин проводятся по мажоритарной системе относительного большинства. При этом отсутствует требование о получении кандидатом минимального процента голосов избирателей.

К важнейшим полномочиям Палаты относятся: принятие законов, бюджета, рассмотрение финансовых биллей, парламентский контроль за деятельностью Правительства и т.д. Только эта Палата может выразить последнему недоверие.

Палата лордов (около 1200 пэров) – верхняя Палата британского парламента. Председательствует в Палате лорд-канцлер, назначаемый премьер-министром (формально - монархом). Примечательно, что, несмотря на столь расширенный состав Палаты, кворум составляет всего три человека и в основном участие в ее работе принимают около 100 человек (судебные лорды и пожизненные лорды).

Традиционно в Палате лордов существует четыре вида членства:

1) духовные лорды (архиепископы Йоркский и Кентерберийский и епископы англиканской церкви);

2) судебные лорды (назначенные в Палату бывшие и действительные высшие судебные чины для оказания квалифицированной помощи при решении судебных дел);

3) наследственные пэры;

4) пожизненные пэры (получившие титул и место в Палате за выдающиеся заслуги перед Короной), они не имеют права передавать свой титул по наследству.

Длительное время Палату возглавлял Лорд-Канцлер, назначавшийся на должность Премьер-министром и являвшийся одновременно членом Кабинета (министром). Однако в связи с конституционной реформой с 2004 г. руководитель Палаты лордов занимает данную должность на внутрипалатной выборной основе и не входит в состав Правительства. По традиции руководитель Палаты лордов принимает участие в дебатах и голосовании, однако не решает процедурные вопросы, как это делает спикер Палаты общин. Эти полномочия осуществляются Палатой самостоятельно при координации лидера Палаты, которым является руководитель её наиболее крупной партийной фракции. В Палате имеются лишь неспециализированные комитеты.

В общих чертах компетенция Палаты лордов включает в себя следующие полномочия: 1) законодательные, 2) контрольные, 3) судебные. Первая группа обеспечивает участие палаты в законодательном процессе (рассмотрение в соответствии с процедурой вносимых законопроектов - биллей, исключением здесь является особое требование для внесения финансовых биллей, которые вносятся лишь в Палату общин; внесение поправок в законопроекты, принятые нижней палатой, и т.д.). Вторая группа полномочий главным образом заключается в контроле за работой Правительства. Судебные полномочия Палаты значительны и определяются тем, что она является высшей судебной инстанцией Великобритании. Однако в 2003 г. создано новое министерство по конституционным делам, которое должно взять на себя большинство полномочий Лорд-Канцлера, в том числе в судебной сфере.

Законодательный процесс. Законопроекты вносятся в Палату общин: от имени монарха проекты вносят министры, они же обычно вносят все общие проекты, а частные (персонального характера) поступают в виде петиций. 95% проектов - по инициативе Правительства. Спикер может ставить на голосование один из вариантов поправок комитетов по законопроектам по своему усмотрению, ограничивать время прений. Принятие решения - большинством общего числа членов Палаты общин. Палата лордов имеет право вето (возврат в Палату общин), преодолеваемое большинством Палаты общин, но только на сессии следующего года. Денежные проекты обязательно принимаются Палатой лордов в течение месяца (иначе - авто-согласие).

Большинство из принимаемых ежегодно около 100 законов - частные. Голосование производится возгласами (аккламация), выходом в разные двери («за» и «против»). Законопроекты обсуждаются только один день в неделю.

Монарх Великобритании

Глава государства занимает свой пост не путем выборов, а по наследству. Применяется кастильская система наследования: трон переходит к старшему сыну, а если сына нет - к старшей дочери. Трон наследуется по прямой восходящей линии наследниками обоих полов, однако преимущество отдается мужчинам («младший брат исключает старшую сестру»). Супруг или супруга монарха не являются престолонаследниками. В качестве особого требования, предъявляемого к британскому монарху и членам его семьи, выступает принадлежность к Англиканской Церкви.

До сих пор юридически королевские полномочия весьма велики, но в действительности они фиктивны. С XVIII в. полномочия монарха теоретически остаются неизменными. Монарх - составная часть парламента, глава исполнительной и судебной власти, глава Англиканской Церкви и Церкви Шотландии, имеющей отдельный статус.

В Великобритании термин «монарх» не совпадает с термином «Корона». Если первый обозначает личность и пост главы государства, то второй обозначает, во-первых, то же самое и, во-вторых, всю исполнительную власть в стране, включающую помимо монарха Премьер-министра и Кабинет министров, составляющих Правительство.

Монарх - символ единства нации, преемственности государства, гарант стабильности в обществе; лицо неприкосновенное, он не подлежит уголовной, административной, гражданской ответственности, не может быть задержан и т.д. Монарх политически нейтрален, не является членом какой-либо партии. Юридически монарх обладает значительными полномочиями, которые подразделяются на личные и политические. К личным относятся: право на атрибуты монаршей власти; право на содержание королевского двора; право на освобождение от уплаты налогов.

Политические прерогативы монарха охватывают полномочия по осуществлению государственной власти, касающиеся влияния на внешнюю и внутреннюю политику государства. Такие политические прерогативы осуществляются по совету и при участии соответствующих членов Кабинета. Их можно подразделить на полномочия, связанные со следующими сферами:

- законодательной (являясь частью Парламента, монарх имеет право созывать и распускать Парламент, право подписи законопроектов, принятых этим органом, право абсолютного вето);

- управленческой (право назначать и увольнять министров, главу Кабинета, осуществлять руководство вооруженными силами, управление собственностью Короны, жаловать почетные звания, дворянские титулы, назначать членов Палаты лордов и т.д.);

- судебной (правосудие осуществляется от имени монарха, ему принадлежит право помилования);

- внешнеполитической (право объявления войны и заключения мира; назначения дипломатических представителей; право на признание иностранных государств и правительств; право подписания международных договоров).

Монарх - очевидный символ исполнительной власти. Формально последняя целиком принадлежит монарху. Правительство - это всего лишь «министры ее Величества». Теоретически монарх назначает Премьер-министра, руководит администрацией государства, дипломатией и вооруженными силами. Английский Король - глава Сообщества и некоторых иностранных государств (например, Канады).

Являясь составной частью парламента, монарх санкционирует принятые последним законы, объявляет о созыве и роспуске Палаты общин, открывает и закрывает сессии парламента. На практике же эти права не могут быть реализованы монархом по собственной воле. Премьер-министр - лидер победившей на парламентских выборах партии, т.е. в основе его назначения лежит всеобщее голосование.

В законодательной области с 1708 г. монарх ни разу не отказал в санкционировании закона. Роспуск Палаты общин ни в коем случае не может быть произведен без «совета» Премьер-министра. Фактически монарх стал выполнять символические функции, олицетворяя единство королевства, включающего Северную Ирландию и Великобританию (Англию, Шотландию и Уэльс), и историческую близость к народу (монарх является главой Англиканской Церкви и Церкви Шотландии). Кроме того, царствующая Королева выполняет функцию национального и международного представительства страны, в некоторой мере облегчая соответствующие обязанности Премьер-министра.

На практике самым значительным полномочием монарха является консультирование своих министров, и прежде всего Премьер-министра на регулярных встречах с Премьер-министром (по меньшей мере раз в неделю); монарх должен подписывать значительное число важнейших государственных актов. Многолетнее нахождение на престоле делает английского монарха весьма искушенным в политических делах. На практике премьер-министры всегда прислушиваются к голосу Королевы, хотя многое зависит от личности Премьер-министра.

При монархе состоит Тайный совет, но даже этот орган; его состав формируется помимо монаршей воли. Все законодательные, исполнительные и судебные органы формально получают свою власть от монарха.

Конституция США.

Соединенные Штаты Америки по праву считаются родиной первой в мире Конституции, которая и в настоящее время остается действующей. Ее называют юридической библией. Она была принята 17 сентября 1787 г. в Филадельфии 55 делегатами от штатов специально созванного учредительного органа - Конституционного конвента. Через два года 4 марта 1789 г. после ратификации 11 из 13 учредивших Североамериканское государство штатов Конституция вступила в силу. Этот документ вошел в конституционную и политическую историю прежде всего как основополагающий акт организации государственной власти и закрепления судебного механизма защиты основных прав и свобод граждан от посягательств со стороны государственных органов федерального и регионального уровня. В Конституции и иных актах закреплены принципы республиканского правления, федерализма, принцип разделения властей, дополненный системой сдержек и противовесов, механизмом независимой и влиятельной судебной власти.

Основной Закон США является консолидированным по форме и лаконичным по содержанию конституционным актом.

Конституция состоит из преамбулы (введения), не являющейся ее нормативной частью (в которой говорится, что народ принимает конституцию для создания союза, утверждения правосудия и внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия благосостоянию и свободе), и семи статей, соответственно регламентирующих: статус Конгресса США, статус Президента, организацию судебной власти Федерации, федеративное устройство, процедуру изменения Конституции, а последние две статьи главным образом имеют значение переходных и заключительных положений.

Важнейшие конституционные документы: Декларация независимости 1776 г. и поправки к Конституции. Декларация заявила о независимости от Британской короны, закрепила неотъемлемые права человека - на жизнь, свободу и др. Поправки обозначаются римскими цифрами, не включены в текст конституции, а прилагаются к ней; существует 27 поправок (последняя была принята в 1992 г.).

Основные черты Конституции:

первая писаная конституция (оказала влияние на конституции многих стран);

закрепила образование суверенного федеративного государства, провозгласила суверенитет;

определила демократические принципы государственности (разделение властей, республиканская форма правления);

права человека закреплены только в поправках. Первые 10 поправок включают политические права, получили название «Билль о правах»;

нет описания кабинета министров;

нет четкого закрепления формы правления, акцент на разделении властей.

По Конституции США - президентская республика, централизованная федерация, с демократическим государственным режимом.

Фактически статьи являются главами (разделами) для дифференциации основополагающих постулатов. Данная Конституция относится к числу жёстких, процедура изменения ее существенно затруднена. Для внесения поправки необходимо, чтобы за нее проголосовало не менее двух третей депутатов обеих палат Конгресса либо специальный конвент, созванный по инициативе двух третей штатов. Эти поправки подлежат ратификации (утверждению) законодательными собраниями трех четвертей штатов либо тремя четвертями конвента штатов, созванного по решению федерального конгресса. Созданная система гарантирования жесткости Конституции позволила ей сохранить стабильность и жизнеспособность: из более чем 10 тыс. предложений о поправках за весь период её существования Конгресс принял 40, но штаты ратифицировали только 27.

Самые важные поправки - первые 10 (Билль о правах), ратифицированные одновременно с самой Конституцией;12, 14, 15, 17, 19 поправки, касающиеся избирательного права; знаменитая 13 поправка (1865 г.), признававшая бывших рабов-негров американскими гражданами и провозглашавшая равенство прав граждан; 22 поправка, устанавливающая запрет на занятие должности президента одним и тем же лицом более двух сроков подряд при отсутствии перерыва, и последняя - 27 поправка, устанавливающая усложненный порядок повышения размера денежного содержания для сенаторов и членов палаты представителей.

В американской Конституции отсутствуют положения о праве ее толкования. Но на практике эту функцию осуществляют обычные суды и, прежде всего, Верховный суд США, превратившийся в важный инструмент политической системы. В литературе широкое распространение получило мнение о том, что на основании казуального толкования, осуществляемого Верховным судом и обычными судами, была создана новая, так называемая «живая конституция». Фактически акты по толкованию Конституции действуют наравне с самим Основным Законом, нередко дополняя и конкретизируя его.

Вопросы конституционного права регулируются также конституциями штатов, федеральными законами штатов и решениями Верховного суда.

Конституционный контроль осуществляется общими судами, оконча-тельное решение по федеральным актам принимает Верховный суд, по актам штатов - Верховный суд штата, затем Верховный Суд США.

Американский федерализм. Классический федерализм в Северной Америке, построенный на симметрии конституционного статуса субъектов Федерации, имеет более чем двухсотлетнюю историю. Отцы-основатели американской национальной государственности, преобразуя конфедерацию в федерацию, основанием будущего государственного устройства усматривали максимальную интеграцию самостоятельных частей государства на основе принципа «дискреционного надзора», предполагающего, в частности, что активными участниками федеративных отношений должны быть не только штаты, но и в некоторых случаях граждане.

Центральным элементом американского федерализма являются правомочия отдельных штатов определять свою собственную политическую структуру, впрочем, как и саму политику, а также воздействовать на центральные (федеральные) органы государственной власти.

Федеративное территориальное устройство, наравне с существующей в США двухпартийной системой, является одним из доминирующих элементов в политической жизни. США состоят из 50 штатов и федерального округа Колумбия с особым статусом, на территории которого находится столица страны - город Вашингтон.

Федеральный Основной закон имеет приоритет перед конституциями штатов, поскольку «Конституция и законы Соединенных Штатов, изданные в ее исполнение, равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены властью Соединенных Штатов, являются высшими законами страны, и судьи в каждом штате обязываются к их исполнению, даже если в Конституции и законах какого-либо штата встречаются противоречащие положения» (абз. 2 ст. VI). Основные законы штатов признают верховенство федеральной Конституции. Так, ныне действующая Конституция Калифорнии 1879 г. с многочисленными последующими поправками в разд. 3 ст. 1 указывает: «Штат Калифорния составляет неотъемлемую часть Американского Союза, и Конституция Соединенных Штатов является высшим законом страны». Штаты могут принять только республиканскую форму правления (разд. 4 ст. IV Конституции США).

По численности населения, размерам территории, экономической мощи штаты во многом превосходят некоторые европейские государства. Штаты обладают весьма значительной собственной компетенцией. Наиболее крупные из них представляют собой почти независимые государства, чьи руководители (т.е. губернаторы) по своим полномочиям и возложенной на них ответственности (исключая иностранные дела, оборону и некоторые другие) могут быть сопоставимы с главами значительного числа государств современного мира. Штаты копируют федеральную систему власти: они имеют парламент, называемый законодательным собранием или легислатурой, включающий две палаты. Исключение составляет штат Небраска, в 1937 г. учредивший у себя однопалатный представительный орган. Весьма похожа на федеральную и исполнительная власть в штатах, возглавляемая губернатором.

При анализе американского федерализма необходимо учитывать императивный характер принципов и требований, обеспечивающих эффективное функционирование этой формы государственного строительства. К таким традиционным чертам относятся:

- безусловный приоритет федеральной Конституции и федеральных законов по отношению к правовым установлениям штатов;

- наличие двух уровней управления (Федерации и ее субъектов), обеспечение распределения для каждого из этих уровней финансовых годовых доходов;

- одинаковый равноправный конституционный статус субъектов Федерации (отсутствие официальной классификации штатов в соответствии с их национальным составом или экономическим потенциалом);

- четкое разграничение полномочий между центром и штатами (в основном в законодательной сфере, где компетенция Федерации сформулирована в виде конкретных полномочий Конгресса). Причем полномочия Федерации имеют исключительный характер, а полномочия штатов - остаточный: это вопросы принятия собственной конституции, определения региональной системы органов государственной власти, административное деление, вопросы уголовного права, избирательное законодательство. Предметы исключительного ведения штатов в Конституции специально не перечисляются, ими считаются вопросы, которые прямо не отнесены к ведению Федерации.

Конституция США предполагает правовую возможность путем издания обычного закона Конгрессом расширять конституционно установленный круг предметов, находящихся в исключительном ведении (разд. 8 ст. I),что неоднократно использовалось в американской политической практике;

- конституционные гарантии территориальной целостности Федерации (отсутствие в Конституции права на сецессию (от лат. secessio — уход), т.е. на выход штата из состава Федерации), подтвержденные несколькими решениями Верховного суда США;

- отнесение решения всех вопросов, касающихся защиты целостности государства от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов, исключительно к подведомственности Федерации: только американский Конгресс имеет право набирать и содержать армию, флот, издавать правила по управлению и организации вооруженных сил, объявлять войну, определять порядок призыва на службу в милицию для обеспечения законов центра, подавления восстаний и отражения вторжения противника.

Вместе с тем имеются определенные особенности в государственном устройстве США, обусловленные историческими, географическими, этническими и иными факторами:

- выделен особый регион - федеральный округ Колумбия, имеющий специальный статус столичного округа, в отношении которого согласно Конституции Конгресс имеет исключительные законодательные полномочия. Такое выделение статуса объясняется месторасположением правительства и его органов и соответственно сосредоточением важнейших финансовых и административных ресурсов, что безусловно ставит эту территорию в особое положение;

- присутствует достаточно широкий круг полномочий штатов в сфере собственной внутренней политики (штаты сами определяют свой электорат, устанавливают обязательные требования прохождения партийных кандидатов на государственные посты через праймериз (первичные выборы); отдельно субъекты вправе создавать однопалатный парламент (штат Небраска), могут принимать законы, в соответствии с которыми суды и члены кабинета должны избираться (на федеральном уровне они назначаются); отдельные штаты правомочны принимать законы о проведении петиционных референдумов);

- судебная система включает федеральные суды и суды штатов;

- установлен особый статус для неинкорпорированных территорий (Пуэрто-Рико, Гуам, Микронезия, Виргинские острова, Восточное Самоа и т.д.). При этом следует учитывать, что, имея статус ассоциированных государств, в Конституции США они не определяются как субъекты Федерации: эти так называемые «примыкающие (ассоциированные)» территории, как правило, имеют совещательный голос при принятии решений и в принципе могут прекратить или приостановить свои привилегированные отношения с Вашингтоном.

Правовой статус личности

Американская конституционная концепция прав и свобод человека сформировалась на основе теории естественного права. Эта теория исходит из того, что человек обладает в его естественном состоянии (т.е. вне общества или политической общности, государства) правами, которыми он наделен самим фактом своего существования. Иными словами, признание за человеком естественных и неотчуждаемых прав является важнейшим постулатом конституционной доктрины.

Такой гуманитарный подход был отражен в принятой 4 июля 1776 г. Декларации независимости США, провозгласившей создание нового государства, а также закрепившей некоторые права и свободы, исходя из их естественного происхождения.

В Декларации говорится: «Мы полагаем самоочевидными те истины, что все люди созданы равными, что они наделены Творцом определенными неотчуждаемыми правами, что к ним относятся жизнь, свобода и стремление к счастью, что для обеспечения этих прав среди людей учреждаются государства, черпающие свои разумные полномочия в согласии управляемых».

Действующая Конституция США не закрепила четко сформулированного исчерпывающего перечня личных (гражданских) прав и свобод. В то же время она содержит ряд конкретных запретов нарушения прав и свобод граждан.

Например, ст. I Конституции, устанавливая основы конституционного регулирования законодательной власти, запрещает принятие законов, имеющих обратную силу. Статья III, говоря о судебной власти, предусматривает обязательность рассмотрения всех дел о преступлениях с участием присяжных заседателей, а также устанавливает необходимость строгих правил доказательств при осуждении за государственную измену.

Статья IV гарантирует, что «гражданам каждого штата предоставляются все привилегии и льготы граждан других штатов»,а статья VI запрещает применение проверки религиозности в качестве условий для занятия государственных постов и должностей.

Первые 10 поправок к Конституции США, получившие название «Билль о правах», были приняты Конгрессом в 1789 г. и вступили в силу в 1791 г. Билль о правах, так же как и предшествующие конституционные документы, исходил из идеи неотчуждаемых, неотъемлемых прав человека. Провозглашенные в Билле о правах личные и политические права и свободы сформулированы как негативные права - установленные и гарантированные законом сферы автономии гражданина по отношению к государственной власти и другим лицам.

Наиболее важные нормы, регламентирующие гражданские права и свободы, содержатся в первой поправке к Конституции США, регламентирующей свободу религии, слова, печати, собраний. Она гласит: «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное вероисповедание либо ограничивающих свободу слова и печати или право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями об удовлетворении жалоб».

Основные правовые позиции, касающиеся содержания, особенностей реализации и ограничения настоящих прав и свобод, были сформулированы Верховным судом США при рассмотрении конкретных дел.

Поправки к Биллю о правах провозглашают право граждан на ношение оружия, на защиту личности, дома, документов и имущества от необоснованного обыска или конфискации, на судебное разбирательство дел судом присяжных. Не допускается двойное (повторное) наказание за одно и то же преступление, запрещается требовать большой залог по судебным делам, налагать чрезмерный штраф, применять жестокие и необычные наказания.

Помимо Билля о правах к Конституции США было принято еще 10 поправок, затрагивающих права и свободы человека.

Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина США дополняется законодательным регулированием, прежде всего путем судебного толкования конституционных норм. Так, например, развивая конституционное положение о свободе вероисповедания, Верховный суд сформулировал принцип, согласно которому государственные институты должны соблюдать нейтралитет в своих взаимоотношениях с церковью.

Также на протяжении двухсотлетней политической истории Америки Верховным судом сформулированы критерии, определяющие допустимые пределы, за которыми свобода слова и свобода печати перестают охраняться первой поправкой.

В целом закрепленный на конституционном уровне перечень основных прав и свобод человека и гражданина в Соединенных Штатах Америки несколько отстает от международного европейского стандарта основных прав и свобод. Однако эффективно действует система судебных и административных гарантий защиты прав и свобод, в том числе на региональном и муниципальном уровне.

Гражданство США. Американцами и гражданами США по рождению считаются:

- лицо, родившееся в США и находящееся под их юрисдикцией;

- лицо, родившееся в США, родители которого - представители коренных племен (индейцы, алеуты, эскимосы);

- лицо, родившееся за пределами США от родителей граждан США, один из которых имел постоянное место жительства на территории США до рождения ребенка;

- лицо, родившееся за пределами США от родителей граждан США, один из которых имел постоянное место жительства на территории США в течение года до рождения ребенка, а второй американец не являющийся гражданином США.

- лицо, родители которого неизвестны и которое обнаружено в США в возрасте до пяти лет, если до достижения им возраста 21 года не будет установлено, что данное лицо родилось не в США;

- лицо, родившееся за пределами США, если один из родителей иностранец, а другой - гражданин США, проживший до рождения ребенка не менее 10 лет на территории США.

Американцы, не являющиеся гражданами США:

- лицо, родившееся в заморских владениях США в день формального присоединения владений и после этого дня;

- лицо, родившееся за пределами США, оба родители которого американцы, но не являющиеся гражданами США;

- лицо, родители которого неизвестны и которое обнаружено в заморских владениях США в возрасте до пяти лет.

Натурализация включает:

- знание английского языка, в том числе умение писать, читать и использовать в речи. Не применяется к лицам, физически не способными его выполнить, любое лицо, достигшее возраста свыше 50 лет и проживающими в США более 20 лет, приобретает гражданство автоматически;

- знание и понимание истории, принципов и форм правления США;

- постоянное место жительства в США не мене пяти лет непосредственно до подачи заявления, а также проживал в штате, где подано заявление не менее 6 месяцев и в течение этого срока обладало высокими моральными качествами;

- отсутствие в стране свыше 6 месяцев, но менее года в течение срока, когда требуется постоянное проживание для приема в гражданство, непосредственно до подачи заявления о натурализации.

Окончательное рассмотрение заявления о натурализации проводится в открытом судебном заседании в составе одного или нескольких судей после принесения присяги перед судом подателем заявления.

Государственные органы

Конгресс США. В соответствии с Конституцией все полномочия законодательной власти принадлежат органу народного представительства - Конгрессу Соединенных Штатов, состоящему из двух палат: Сената и Палаты представителей. Считается, что Палата представителей представляет интересы всего американского народа, а верхняя палата Конгресса - Сенат - интересы штатов.

Обе палаты избираются на основе всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании. Срок полномочий сенаторов - 6 лет, членов Палаты представителей - 2 года. Конгресс работает сессионно - одна сессия ежегодно с перерывами на каникулы.

Палата представителей состоит из 435 депутатов, избираемых на основе мажоритарной системы относительного большинства без требования кворума. От Пуэрто-Рико избирается резидент, не обладающий правом голоса в палате, но участвующий в дискуссиях. В качестве основных избирательных цензов следует назвать возрастной (возраст кандидатов 25 лет), ценз гражданства (состояние в американском гражданстве не менее семи лет), ценз оседлости (проживание в штате, на территории которого находится избирательный округ).

Палата представителей не может быть досрочно распущена. Члены Палаты представителей (конгрессмены) не могут быть отозваны досрочно. Неприкосновенность только на время сессии и на пути на сессию и обратно, но за ряд преступлений могут быть арестованы и во время её.

Палату возглавляет спикер, избираемый самой палатой (ее партийным большинством). Он ведет заседания, направляет законопроекты в комитеты, имеет право голоса и т.д.

В состав Сената входят 100 членов, избираемых независимо от численности населения по два от каждого штата на основе той же избирательной системы. Каждые два года проходят выборы одной трети сенаторов. Сенатором может быть избран любой гражданин США при условии состояния его в гражданстве не менее девяти лет, достижения им 30-летнего возраста, проживания в пределах штата. В Сенат входит вице-президент США, который является его председателем, обладающим правом подписания принятых палатой законопроектов. Однако право голоса в ординарной ситуации не имеет.

Члены каждой партии в палатах образуют фракцию, избирающую лидеров, которые практически руководят своими палатами, в то время как партийное меньшинство организует оппозицию.

Важную роль в деятельности Конгресса играют постоянные и временные комитеты, комиссии и подкомиссии, деятельность и компетенция которых строго определена в регламентах палат.

Могут создаваться и объединенные комитеты двух палат по разработке проектов законов, проведению совместного обсуждения ряда вопросов. Для преодоления разногласий между палатами создаются согласительные комиссии.

Система парламентских полномочий сформулирована в разд. 8 ст. I Конституции предельно жестко. Это касается предметов ведения, по которым парламент вправе принимать законы. Однако этот перечень нельзя назвать абсолютно исчерпывающим, поскольку парламентская компетенция может быть расширена путем толкования так называемых «подразумеваемых полномочий».

Компетенция подразделяется на общую, осуществляемую обеими палатами по принятию законов и резолюций в соответствии с установленными Основным законом предметами ведения, и специальную, принадлежащую каждой палате в отдельности. Общие полномочия - при согласовании решений обеих палат. К их общим полномочиям относятся: принятие законов и резолюций в финансово-бюджетной сфере (право введения и взимания налогов, пошлин, акцизов, чеканка монет, займы, регулирование банкротств, принятие федерального бюджета); в сфере обороны и внешних сношений (исключительное право объявлять войну, решать вопросы формирования вооруженных сил, объявлять призыв милиции для отражения вторжения в страну); в сфере организации внутренней политики (учреждение федеральных судов, регулирование порядка приобретения гражданства, патентное и авторское право, регламентация торговли с иностранными государствами, установление единых мер и весов и т.д.).

В законодательном процессе палаты равноправны. Закон считается принятым, если за него проголосовало большинство парламентариев в обеих палатах. Только финансовые законопроекты должны вноситься в Палату представителей.

К специальным полномочиям относятся полномочия каждой из палат по организации процедуры импичмента, избрание Президента и вице-президента, если выборщики не смогут их выбрать. Палата представителей возбуждает импичмент. Сенат ратифицирует международные договоры.

По решению Верховного Суда Конгресс имеет право делегировать законодательные полномочия исполнительной власти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.091 с.)