Отличие сюрреализма от других направлений в искусстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличие сюрреализма от других направлений в искусстве



  Период появления Страна возникновения    Ключевая идея
Сюрреализм Начало XX столетия Франция Сновидения наяву, сочетание абстрактных форм и аллюзии.
Футуризм 1910-1920 гг. Италия Культ будущего и отказ от прошлого
Экспрессионизм Первые десятилетия XX века Германия и Австрия Художественный стиль, в котором автор стремится показать не объективную реальность, а своё субъективное видение (эмоции и реакции) того, что события и предметы в нём вызывают
Модернизм Конец XIX — начало XX века Франция Некий разрыв с имеющимся историческим опытом изобразительного искусства, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм
Абстракционизм Начало XX века  Германия Отказ от привычного изображения предметов и явлений в пользу нефигуративных композиций, открывающих «новую» реальность.
Дадаизм 1916-1922 гг. Швейцария Примитивнейшее отношение к окружающей действительности
Кубизм 1906-1907 гг. Франция Слияние простых геометрических форм.

Глава 2. Сюрреализм в Росии

Сюрреализм как самостоятельное и отчётливое художественное направление в России не сложился. Этому помешали вполне понятные идеологические обстоятельства, когда любые, самые безобидные фантазии и «странности» объявлялись вредным мистицизмом, беспочвенной метафизикой, чуждыми настроениями и так далее. Тем не менее внутренние предпосылки для сюрреалистического восприятия (влечения, страхи, сновидения, иррациональные состояния, мерцающие смыслы) существовали, а в творчестве ряда художников можно найти произведения, близкие поэтике бессознательного. В последнее время в искусствознании наметилась тенденция выявления подобных примеров. Так, в произведениях А.Г.Тышлера обнаружили не только моменты, родственные сюрреалистическому видению, – фантастические образы и пространственное ощущение (К.А.Светляков. 2007), но и конкретные переклички с приёмами Сальвадора Дали: в картине «Директор погоды» (Приложение 5) (1926) Тышлер «обессмысливает рациональные измерения подобно тому, как это будет делать Дали с его знаменитыми мягкими циферблатами часов» (Е.Ю.Дёготь. 2003). «Смерть Марата» (1927) А.Д.Гончарова выдерживает сравнение с лучшими (и более поздними) работами Макса Эрнста: Гончаров «акцентирует тот факт, что представленное в картине есть не конструкция, а видение: всю верхнюю часть композиции занимает пустое окно, место для “подсматривающего”» – таким ощущает себя художник в европейском сюрреализме (Е.Ю.Дёготь. 2003). Развилкой, от которой идут пути как к соцреализму, так и к сюрреализму, видятся исследователям и более ранние проекционизм, электроорганизм. Картины К.Н.Редько, связанные с программой электроорганизма, – «Жена и муж» (1922. ГТГ), «Число рождений» (1922. РГАЛИ) – вызывают ассоциации с «машинами желания» Эрнста, Пикабиа, Дюшана: это одновременно механические тела и эротизированные технические объекты (Е.Ю.Дёготь. 2003). С «автоматическим письмом» сюрреалистов типологически соотносят «моментальное творчество» А.Е.Кручёных, являющееся особым способом актуализации бессознательного (Е.А.Бобринская). Элементы сюрреализма можно найти и в творчестве С.Б.Никритина, П.Ф.Челищева, а также П.Н.Филонова и его учеников, в связи с которыми в искусствоведческой литературе так или иначе заходит разговор об этом направлении.

 

 

Глава 3. Сюрреализм в искусстве

Сюрреализм в живописи

Большое влияние на развитие стиля оказали работы знаменитого австрийского врача-психиатора Зигмунда Фрейда, для создания своих специфических шедевров сюрреалисты использовали сны и галлюцинации.

Для получения новых фантазийных изображений художники-сюрреалисты использовали такие инновационные способы и методики как:

 

· Текстурирование. Лист бумаги помещается на неровную поверхность (дерево или камень) и обрабатывается мелом или карандашом до получения текстуры подложенного материала;

· Декалькомания. Краска наносится на два листа бумаги, поверхность которых художник трет друг об друга, таки образом получая фантастические образы и узоры;

· Соскабливание. Окрашенное полотно помещается на текстурную поверхность и обрабатывается методом соскабливания, часть краски удаляется, а поверхность с оставшейся краской приобретает фактурный, оригинальный вид;

· Фьюмаж. Под лист бумаги помещаю горящую свечу, и двигают ею в различных направлениях, образуется фантазийный узор за счет следов сажи;

· Капельный метод. Капли краски попадают на раскачивающуюся поверхность листа;

· Метод коллажа. Создание графических и живописных картин посредством сбора сюжета вырезок из журналов, газет и разнообразных фотографий. Цельная композиция создается путем расположения картинок и вырезок в задуманном автором порядке;

· Чертеж. Линии выполняются пером или кистью хаотично, без соблюдения правил и определенного плана;

· Ready-made. В качестве своего произведения определенный объект или предмет, созданный не им самим и не имеющий никакой художественной ценности («Колесо от велосипеда», «Фонтан», «Сушилка для бутылок» Марселя Дюшана).

Очень часто картины художников-сюрреалистов характеризуют как абсурдные, полностью лишенные всякой логики и полные противоречий произведения, которые все-таки совершили революцию во взаимоотношениях человеческого разума с окружающей нас действительностью. Сюрреалисты считали, что только искусство способно сделать разум человека абсолютно свободным.

 

Сюрреализм в литературе

Сам термин «сюрреализм» был придуман французским поэтом Гийомом Аполлинером, а его основоположником считается поэт и художник Андре Бретон, создавший идеологию сюрреализма в начале 20-х годов ХХ века («Манифест Сюрреализма», 1924 год) и пропагандирующий его основы на протяжении всей своей жизни.

Бретон рассматривал данное направление как психический автоматизм, в котором мысль не диктуется разумом и не зависит от нравственных соображений. Французские сюрреалисты в своем большинстве были разрознены, и не имели общих взглядов и позиций в своем разнообразном творчестве, их объединяла единая цель – не только создание абсолютно нового стиля в искусстве, а еще и полностью измененного нового мира, по их мнению, высшей истиной на земле являлось бессознательное начало.

Провести анализ работ поэтов и художников, работавших в данном стиле, практически невозможно, и неподготовленный зритель или читатель не сможет в полной мере понять смысл сюрреалистических полотен или произведений. Можно сказать, что произведения данного направления имеют ориентацию на создание идей и образов, а не самого предмета. Только человек, обладающий хорошим воображением и способностью широко мыслить, может погрузиться в мир творчества сюрреалистов и открыть для себя нечто новое и неизведанное.

Понятие сюрреализма в литературе связано с выходом в свет книги «Магнитные поля» (Приложение 6) (1918 год), её авторы Андре Бретон и Филипп Супо называют её сборником «автоматических текстов», и она является первым литературным произведением, написание которого полностью не контролировалось авторским сознанием. Оно было создано по предложенному Бретону методу использования фраз и мыслей на грани сна, который очень часто в произведениях писателей и художников-сюрреалистов является идейным вдохновителем и способом познания реального мира. Творцы сюрреализма искали свои творческие источники в глубинах подсознания, в сновидениях, сверхъестественных состояниях, сумасшествии, галлюцинациях («Бдение» Андре Бретона, «Воскресение» Филиппа Супо, «Вздыхающая тень» Элюара).

Сюрреалистическая поэзия сильна традициями любовной лирики, однако не в её традиционном понимании, а в переосмыслении с использованием приемов психоанализа, возникающих в нашем подсознании образов и символов. Наиболее известные из них: «Огонь радости», Луи Арагон, «Свет земли» «Седовласый револьвер», «Дух воды», Андре Бретон, «Траур за траур», «Со всем имуществом», Робер Деснос, «Смерть от бессмертия», «Столица боли», «Сама жизнь», Поль Элюар, «Небесный триктрак», «Пуповина лимба», Антонен Арто.

Сюрреализм в архитектуре

Архитектура сюрреализма может потрясти каждого, кем бы он не был, если он соприкоснётся с ней – это необыкновенное соединение действительности и прекрасных сновидений.

Оригинальность и исключительность форм, подлинность и воображение, не прогнозируемость занимаемого площадей, обманчивость и соединение не совмещаемых с первого взгляда предметов – это является главными специфическими особенностями стиля.

Направление сюрреализма появилось благодаря его родоначальнику Сальвадору Дали. Он один из самых ярких представителей данной школы искусства.

Представители сюрреализма

Известные современные продолжатели Сальвадора Дали в архитектурном стиле сюрреализм:

· Алекс Чиннек.

· Терунобу Фудзимори.

· Дионисио Гонсалес.

· Рон Ван Зил.

· Архитектурная студия «Weichlbauer und Ortis».

· Фриденсрайх Хундертвассер (Фридрих Штовассер).

Яркие примеры сюрреализма в архитектуре:

«Парящий дом» в Лондоне (Приложение 7)

Внешний вид улицы в городе Маргит, который расположен в графстве Кент, Великобритания, был полностью испорчен старым забытым людьми домом в течение 11 лет. Было сделано несколько безуспешных попыток стереть с лица земли эту развалину. Но однажды этот дом приглянулся английскому художнику и дизайнеру Алексу Чиннек. В результат его заинтересованности заброшенным домом на свет появился шедевр архитектурного искусства в стиле сюрреализма – фасад дома, который сползал на дорогу.

Входная дверь уже лежала на земле, а окна судорожно цеплялись за фасад дома. Прекрасно выполненная сюрреалистичная композиция сползающего дома помогла Алексу Чиннек осуществить ещё более колоссальную концепцию – «Парящий дом» в центральной части Лондона, перед входом на рынок Ковент Гарден.

Там был установлен солидный двухэтажный дом, высотой двенадцать метров, в старинном викторианском стиле. Нижняя часть этого дома уверенно стоит на брусчатке рыночной площади, а вот второй этаж просто парит в воздухе. На возведение необычной, иллюзорно парящей постройки дома у Алекса Чиннек ушло примерно четыре месяца. Воплотив в жизнь свой проект Алекс Чиннек добился потрясающей лёгкости сооружения и создал настоящий шедевр.

 

Чайный домик на курьих ножках (Приложение 8)

Терунобу Фудзимори – японский архитектор, строитель и сюрреалист, прославившийся способностью задумывать и строить классические чайные домики на курьих ножках из дерева в современной модификации. Два дерева каштана оказались первыми куриными ножками для домика, который он соорудил для себя в префектуре Нагано (Рис.2). Почитая японские традиции и отлично зная историю японской архитектуры, Фудзимори умудряется строить уникальные, сказочные сооружения, в которые грех не заглянуть.

Всего лишь два правила соблюдает Терунобу при построении своих сооружений. Первое правило гласит, что будущая постройка разниться от уже кем-то построенного, и стиль данного шедевра должен быть индивидуальным и отличаться от всех существующих стилей. Согласно второму правилу, материалы для строительства должны использоваться только натуральные.

Дом архитектурной студии «Weichlbauer und Ortis» (приложение 9)

Архитектурная студия «Weichlbauer und Ortis» соорудила прекрасный сюрреалистический жилой дом неподалёку от городка Фронтлайтера в Австрии, элементами которого стали в основном окна и двери (Рис. 5).

Окна и двери, как будто «выпадают» из контекста и работают в виде поручней несуществующих балконов, лестницы без перил, ведущие в никуда, стены, перекрытия и кровля, покрытые зеленым «ковром» травы. Конструкция данного сооружения сложна для восприятия человеком и вызывает оптический обман при просмотре с различных точек.

Идея для строительства этого дома была взята из рисунка известного голландского художника-графика Маурица Корнеелиса Эшера, который популярен как исследователь симметрии и взглядов на бесконечность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.166.122 (0.018 с.)