Перевод чисел из q-ичной системы в десятичную 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перевод чисел из q-ичной системы в десятичную



Для перевода числа из q -ичной системы счисления в десятичную необходимо:

1) пронумеровать каждую цифру q -ичного числа следующим образом: целую часть нумеруем, начиная с 0, справа налево в сторону увеличения, а дробную часть, начиная с –1, слева направо в сторону уменьшения;

2) каждую цифру q -ичного числа умножить на основание системы счисления q в соответствующей степени;

3) выполнить арифметические действия.

Задача 3. Перевести число 100112 в десятичную систему счисления.

Пронумеруем каждую цифру числа 100112, распишем число по степеням двойки и выполним арифметические операции.

100112=1×24 + 0×23 + 0×22 + 1×21 + 1×20 = 16 + 0 + 0 + 2 +1 = 1910.

4 3 2 1 0

Задача 4. Перевести число АС16 в десятичную систему счисления.

АС = А×161 + С×160 = 10×161 + 12×160 = 160 + 12 = 17210.

1 0

Задача 5. Найти разность чисел 2328 и 168 и записать результат в 16-ричной системе счисления.

Переводим число 2328 в десятичную систему:

2328 = 2×82 + 3×81 + 2×80 = 128+24+2=15410.

2 1 0

Переводим число 168 в десятичную систему:

168 = 1×81 + 6×80 = 8+6 =1410.

1 0

Выполним необходимые арифметические действия:

15410 – 1410 = 14010.

Переведем результат, т.е. число 14010, в 16-ричную систему счисления:

Перевод чисел из двоичной системы счисления в 2 n -ичную

Основной недостаток двоичных чисел – высокая избыточность обрабатываемых чисел, громоздкость записи. Аппаратные средства ЭВМ накладывают известные ограничения на длину двоичных чисел. В современных компьютерах помимо двоичной системы счисления применяют и другие, более компактные по длине чисел системы, в частности восьмеричную и шестнадцатеричную.

При переводе двоичного числа в систему счисления с основанием, являющимся степенью числа 2 (восьмеричную, шестнадцатеричную и др.), используют таблицу 2.2.

Общее правило перевода двоичного числа в систему счисления с основанием 2 n:

  1. Разбить исходное число на группы по n цифр в каждой, начиная от запятой (целая часть – налево, дробная часть – направо), дописав слева и справа нужное количество нулей.
  2. Перевести каждую группу в систему счисления с основанием 2 n.

Задача 6. Перевести число 10101101011112 в восьмеричную систему счисления.

Разобьем исходное число справа налево на группы по 3 цифры в каждой (8=23), дописав слева нужное количество нулей, и заменим каждую группу соответствующим восьмеричным числом (табл. 2.2):

Ответ. 126578.

Таблица 2.2 – Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления

 

Задача 7. Перевести число 0, 11111112 в 8-ричную систему.

Разобьем исходное число слева направо от запятой на группы по 3 цифры в каждой, дописав в конце нужное количество нулей, и заменим каждую группу соответствующим восьмеричным числом (см. табл. 2.2):

Задача 8. Перевести число 1001101011,112 в 16-ричную систему.

Разобьем исходное число от запятой на группы по 4 цифры в каждой (16=24), дописав нужное количество нулей, и заменим каждую группу соответствующим 16-ричным числом (см. табл. 2.2):

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в данной лекции были рассмотрены основные задачи и структура дисциплины информатика, понятие информации и ее свойства.

Подробно изложены основы кодирования и измерения информации, а также перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую и наоборот.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.45 (0.03 с.)