Мозаика из необработанной гальки или opus barbaricum 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мозаика из необработанной гальки или opus barbaricum



Мозаика на древнем Востоке

Конусная мозаика

 

История мозаики Древнего Востока начинается несколько тысяч лет назад. Древнейшие в истории человечества мозаики относят к 2 половине 4 тысячелетия до н. э. Они использовались в дворцовой и храмовой отделке и найдены при раскопках многих шумерских городов Месопотамии, например Уруке, Уре, Эриду.

 

Они составлялись из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 8–10 см диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, черным и белым. Использовались геометрические мотивы: розетки, треугольники,зигзаг.(рис.2)

Рис.2 Урук, Месопотамия, нач. 3 тыс. до н. э.

 

Мозаика с самого начала своей истории совмещала обе функции: декоративную и утилитарную – здесь конусная мозаика защищала несущие конструкции, сложенные из кирпича-сырца от влаги и выветривания.

 

Штандарт из Ура

Так условно назван артефакт, найденный в одном из захоронений шумерского города Ур.

Предмет был сильно разрушен давлением почвы, существует лишь его реконструкция. Она представляет призму, на двух плоскостях которой выложены изображения. В качестве материала применены перламутровые раковины, известняк, лазурит. (Рис.3)

Рис.3 «Штандарт из Ура» 2600–2400 гг. до н. э.

 

Мозаики, выложенные на двух его плоскостях известны как «война» и «мир»: на первой – изображения шумерской армии, повозок, поверженных врагов, воинов, обращенных к царю, стоящему в центре с копьем, на второй – сцены мира, крестьяне, несущие угощения для пира, сцены самого пира.

 

Функции предмета непонятны: предполагают, что этот предмет, водруженный на древко, выполнял функции военного штандарта, по другой гипотезе – частью некоего музыкального инструмента.

 

Следует отметить особенности техники, в которой он выполнен: изображения здесь составлены из целых крупных кусков материала, вырезанных по контуру – это сближает ее с техникой opus sectile или позднейшей pietra dura (флорентийской мозаики) и инкрустации.

 

Мозаика из необработанной гальки или opus barbaricum

Гордион

Мощение пола речной галькой встречается на Крите со времен неолита и практиковалось как в эпоху Минойской, так и Микенской цивилизаций. К позднемикенской эпохе относятся первые попытки орнаментирования. Однако, затем в истории галечной отделки наступает перерыв.

Геометрически орнаментированные галечные полы 8 в. до н. э. встречаются в Ассирии и вост. Анатолии, однако, наиболее богатый памятник ранней галечной мозаики найден во время раскопок столицы Фригии – города Гордион. Мозаика покрывала всю площадь пола в помещении 10х11 м, предположительно, храме. (Рис.4)

Рис.4 Гордион. 8 в до н.э Современное фото.

 

В качестве материала использована необработанная речная галька темно-красного, синего и белого цвета с позднейшими вкраплениями желтого и серого.

 

Изображение лишено единого эскиза и представляет собой скорее «лоскутное одеяло», хаотично составленное буквально из обрывков геометрических орнаментов (свастика, колесо, шахматные клетки, ромб, меандр).

 

Античность

Отделка полов галькой также была распространена и в Греции эпохи архаики (8–6 вв. до н. э.): сохранились галечные полы в святилище Артемиды Ортии в Спарте и храме Афины Пронойи в Дельфах (7–6 вв. до н. э), однако, это было просто мощение без орнаментики.

 

Самая ранняя греческая мозаика с рисунком найдена в Коринфе (рис.5) и принадлежит уже классической эпохе – концу 5 в. до н. э.

 

Рис.5 Коринф. Баня кентавров, кон. 5 в. до н. э.

 

На мозаичном панно из Коринфа изображено колесо, обрамленное тремя рядами бордюров: из треугольников, меандра и волны – орнаментальных мотивов, ставших своего рода графическими символами греческой культуры. В углах квадрата, в который вписаны изображения – фигуры кентавра, гонящегося за леопардом, и осла.

 

Фигуры изображены на панно контурно в профиль, без каких-либо попыток придания им объемности, в два цвета (белое на черном).

 

Колористический принцип «белое на черном» сформировался под влиянием искусства вазописи, в котором как раз в это время краснофигурная роспись вытесняет чернофигурную. Из вазописи заимствована и иконография многих сюжетных сцен.

 

Греческие мозаики 5 в. сохранились также в Олинфе, на Пелопоннесе, в Аттике, Эвбее.

 

 

Византийская мозаика

Начало формирования византийской мозаики приходится на 3-4 века нашей эры. Именно в эту эпоху создаются первые мозаичные композиции. Расцветом мозаичного искусства Византии принято считать 6-7 века нашей эры.

 

Применяя античные методики в составлении мозаик, мастера Византии сформировали собственную технику в создании произведений. Частицы прозрачной и матовой смальты, а порой и камешки разнообразной формы и размеров склеивались в связующей основе под различным углом наклона. Такая техника позволяла солнечному свету переливаться различными оттенками на мозаичных полотнах.

 

Тематику мозаичных композиций составляли сюжеты из Библии. Они как будто переносили верующих в другой мир. Лики Христа, изображения ангелов и пророков, а также возвеличивание власти помазанника Божьего стали главными сюжетами мозаичных произведений Византии. При этом сюжет с библейскими персонажами обязательно создавался на золотом фоне, который символизировал роскошь и богатство. Таким образом византийские мозаичисты хотели создать эффект сопричастности зрителя с изображением.

 

Неровные сияющие поверхности мозаик затрагивались в игре светотени, тем самым формируя в интерьере еще больший ореол таинственности.

 

Яркие красочные тона создавали у зрителя ощущение того, что вот-вот произойдет чудо. (Рис.6)

Рис. 6 Византийская мозаика

 

Следует отметить уникальные мозаичные произведения в церкви Успения в Никее, Которые были созданы в 7 веке нашей эры. К сожалению, церковь была разрушена в 1922 году. Композиции, изображающие ангелов, просто потрясают зрителя своей красотой и великолепием. Образы ангелов настолько благородны, что создается ощущение, будто это настоящий идеал красоты античной эпохи. Они изображены в выразительных нарядах придворных стражников на золотистом фоне алтарного свода. Охраняя трон, они попарно стоят у него, держа в руках знамена. Ангелы предстают перед зрителем в естественной позе. Вместе с тем, сложные ракурсы рук, сквозь ладони которых просвечивается божественный свет, делают образы максимально реалистичными и выразительными. (рис. 7)

 

Заслуживает особого внимания мозаичное полотно с изображением известного ангела «Динамиса», который олицетворяет собой эталон совершенства, благородства и одухотворенности. Лик ангела просто поражает богатством внутреннего мира, глубиной эмоций и чувств. К большому сожалению, имя создателя этого уникального шедевра неизвестно.

Рис.8 Мозаика 7 века н.э

 

 

Отличительная особенность византийского стиля в мозаичном искусстве заключается в том, что мастера соблюдали максимальную точность пропорций человеческих тел. Нередко фигуры изображались мозаичистами в повороте или движении. В большинстве случаев мозаичная картина составлялась таким образом, чтобы визуально подчеркнуть объемность изображения.

 

Средневековая Евразия

Рококо

В качестве материала для мозаики стали широко применяться раковины морских моллюсков. Такими мозаиками украшали интерьеры.(Рис.8)
В Европе в этот период получила распространение мода на мозаики из бисера. Бисер вкладывали по воску на бумагу, картон, пользуясь схемами для вышивки крестом. Подобных работ сохранилось очень мало.
В Германии с этим материалом в 1750—1770 годах работала мануфактура ван Зелова, впоследствии секрет технологии был утерян. Декорировались как плоские детали мебели, например столешницы, так и объёмные предметы: бутыли, фигурки птиц.

Рис.8

Ислам

Мозаика очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. Так, Дворец шекинских ханов является выдающимся произведением средневековой архитектуры Азербайджана. Этот дворец, считающийся одним из ценных памятников архитектуры XVIII века Азербайджана, был построен в 1762 году Гаджи Челеби

Во второй половине XVIII века в Шекинском ханстве высокого развития достигло искусство живописи, непосредственно связанной с архитектурой и строительством. Все значительные архитектурные сооружения в городе Шеки были богато украшены стенной росписью, являвшейся в то время самым популярным видом живописной техники.

. Стенные росписи посвящались различным темам: сцены охоты на диких зверей, сражений, растительные и геометрические орнаменты, рисунки, созданные по мотивам «Хамсе» (Пятерицы) азербайджанского поэта Низами Гянджеви, сцены из дворцовой жизни, бытовые зарисовки из крестьянской жизни и так далее. В основном применялись такие цвета, как синий, красный, золотистый, жёлтый. (Рис.9)

 Рис. 9

 

Флорентийская мозаика

Появилась флорентийская мозаика в эпоху Возрождения во Флоренции. В 1580 году в Уффици была основана мастерская, принадлежавшая семье Медичи, где создавались лучшие образцы мозаичных произведений: самые разные предметы светского и церковного декора. Именно в этой мастерской была разработана техника, актуальная и по сей день. В галерее Уффици находится одна из наиболее известных работ этой мастерской – восьмигранный стол с цветами, плодами и птицами. Создания реалистичных изображений является особенностью флорентийской мозаики. (рис.10) Рис.10

 

 

Среди страстных поклонников и покровителей флорентийской мозаики были король Испании Карлос III, габсбургский император Рудольф II, семейство Медичи, кардинал Мазарини, король Франции Людовик XIV.

 

Техника, используемая для создания флорентийской мозаики, довольно сложная и требует много времени. Даже с использованием современных технологий обработки камня создание одной мозаики во флорентийской технике может занимать многие месяцы.

Наибольшее распространение во флорентийской мозаике получили небольшие картины с аллегорическими сценами, архитектурными и природными пейзажами, морскими и пасторальными сюжетами (Рис. 11).

Рис. 11

Особенностью флорентийских мозаик является их неповторимость, каждая картина уникальна. Мозаика не тускнеет и не выцветает со временем - старинные флорентийские образцы пережили несколько столетий, и по-прежнему сияют первозданными красками.

 

Художественный эффект флорентийской мозаики основан на тщательном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка.

 

Составляют мозаику из крупных кусков цветного камня, вырезанных по контуру изображения. Каменные пластинки идеально подгоняют друг к другу. мастер использует не только цвет камня, но и обыгрывает его природную текстуру. Для изготовления мозаики обычно используют оникс, яшму, кварц, горный хрусталь, виолан, гелиотроп, перламутр, малахит, чароит, лабрадорит, кахолонг, лазурит, кораллы, мрамор. При выборе камня важно, чтобы его цвет и рисунок соответствовали живописному образцу или эскизу будущей мозаики. Тонкие пластины камня с полированной поверхностью собираются в живописный ковер так, чтобы природный рисунок поверхности камня, естественные цветовые вариации и линии текстуры гармонично дополняли рисунок мозаики. Каменные элементы могут быть любой формы, но собираются они вместе так плотно, что ни швов, ни линий стыка почти не видно. Подобрать камни для мозаики – задача непростая. Помимо цвета камня, необходимо хорошо знать его свойства – твердость, блеск, спайность. Прослойки, прожилки, различные включения и примеси придают различные оттенки одному и тому же виду камня и даже могу изменять его цвет. Палитры флорентийской мозаики тем разнообразнее, чем больше различных камней и пород используется для составления рисунка. Специальная обработка камня, подбор цветов и тщательная подгонка элементов требует много сил и времени.

 

В технике «флорентийской мозаики» создают «живописные» картины, орнаментальные вставки в предметах интерьера, столешницы, мебель, вставки для ювелирных украшений.

 

Мозаика в России

Современное искусство

Способы укладки мозаики

            

 Способы укладки мозаики можно смело разделить на два основных: это прямой и обратный. Оба способа подробно расписаны в таблице 1.

Таблица 1 – Способы укладки мозаики

Способы укладки мозаики Техника Преимущества Недостатки
Прямой способ Фрагменты из определённого материала, применяемого для мозаики, укладываются лицевой стороной кверху При данном способе всегда видно то, какое изображение получается при укладке, и, при необходимости, можно устранить недостатки Дорогостоящий способ укладки из-за того, что на изготовление мозаики уходит очень много времени
Обратный способ Фрагменты укладываются лицевой стороной к низу Менее трудоемкий способ укладки Изображение создаваемое при укладке фрагментов, видно только с тыльной стороны практически невозможно что-то исправить при таком способе укладке

 

Укладка мозаики на бумаге

 

Укладка мозаики на бумаге начинается с того, что на подготовленную поверхность наносится клей, распределяясь равномерно по всей площади поверхности. Сама мозаика укладывается очень аккуратно, учитывая расстояние между листами и между плитками, обратной стороной. При завершении укладки листы нужно укрепить легкими ударами площадки с резиновым основанием.

Подождав в среднем 24 часа, бумагу можно удалить при помощи смоченной влажной губки. Перед затиркой швов мозаичную поверхность необходимо очистить от различных остатков, после чего затирку можно выполнить при помощи резинового шпателя. Когда швы затерты и смесь высохла на мозаике, можно выполнить очистку.

 

Укладка мозаики на сетке

 

В отличие от мозаики на бумажных листах, мозаика, наклеенная на сетку, прикрепляется лицевой поверхностью вверх. Для технологии её укладки характерно то, что после высыхания клея можно приступать сразу же к затирке швов.

Материалы

В качестве материала для мозаики обычно используются природный камень, стекло, смальту, керамику и металл. Но чаще всего именно смальта остаётся основным материалом при создании различных декоративных панно архитектуры, прежде всего — интерьеров.

 

1. Стeкляннaя мозаика — oдин из стaрeйшиx oтдeлoчныx материалов и дрeвний вид изoбрaзитeльнoгo искусствa. С итaльянскoгo слoвo мозаика пeрeвoдится кaк слoжeнный из кусoчкoв. Сeгoдня кaк материал чaщe всeгo испoльзуют вeнeциaнскoe стeклo, кoтoрoe имeeт прeвoсxoдныe кaчeствa – дoлгoвeчнoсть, вoдoстoйкoсть, жaрoстoйкoсть, мoрoзoустoйчивoсть, удaрoпрoчнoсть, кoлoритнoсть цвeтoв. Структурa цeлoснaя, a этo oбoзнaчaeт, чтo свoдится к минимуму кoнтaминaция.

Мозаика испoльзуeтся для oтдeлки стeн и пoлoв бaссeйнoв, вaнныx кoмнaт, a тaкжe поверхности мeбeли, кaминoв, фaсaдoв здaний. (Рис.19)

 

                               Рис.19

 

2. Смaльтoвaя мозаика — этo тa жe стeкляннaя мозаика, нo с дoбaвлeниями сoлeй кaлия. Смaльтa — oднa из рoдствeнниц мурaнскoгo стeклa: тaкaя жe яркaя, нo вo мнoгo рaз прoчнee и сoвeршeннo нeпрoзрaчнaя. Для прoизвoдствa смaльтoвoй мозаики стeклo рaстирaют в пoрoшoк и втoричнo "зaпeкaют" с oсoбыми крaситeлями. Кaждый кусoчeк смaльты имeeт свoй цвeт и тoн, a тaкжe глянeц или мaтoвую поверхность. Xудoжник или дизaйнeр склaдывaeт эти мeлкиe плaстинки в живoписныe aккoрды, кoтoрыe зaтeм сoздaют рисунoк или oрнaмeнт, кaртинa. (Рис.20)

 

Рис. 20

 

«Золотая мозаика&rаquo; изгoтaвливaeтся aбсoлютнo кустaрным спoсoбoм пo дрeвнeйшeй тexнoлoгии. Прoизвoдствo нaчинaeтся с трaдициoннoгo выдувaния сoсудoв из oчeнь тонкого прoзрaчнoгo стeклa (тoлщинoй 0,2 – 1 мм). Пoлучeнный тaким oбрaзoм бoльшoй «пузырь» нaзывaeтся soffione. Этo стeклo рeжeтся нa квaдрaтики рaзмeрoм примeрнo 10 x 10 см. Тaкиe плaстинoчки золотой мозаики нaзывaются «cartelline».

Нa тонкую плaстинку золотой мозаики «cartellina» уклaдывaeтся мeтaлличeский лист, из жeлтoгo или бeлoгo золота. Лист – этo тонкая фoльгa, пoлучeннaя oтбивaниeм мeтaллa вручную. Для примeрa, из 20 гр. золота пoлучaeтся 6 квaдрaтныx мeтрoв фoльги.

Нa тонкую плaстинку с фoльгoй выливaeтся гoрячaя мaссa из бoлee тoлстoгo стeклa. Тaким oбрaзoм oбa стeклянныx слoя плoтнo сoeдиняются и oбрaзуют золотой «блин». Пoслe этoгo золотые «блины» oтпрaвляются в oбжигoвую пeчь для зaкaлки. Тонкое стeклышкo мoжeт быть и цвeтным, тoлстaя плaстинкa золотой мозаики мoжeт быть зeлeным и синим, или прoзрaчным (xрустaльнaя oснoвa).

Поверхность золотой мозаики мoжeт быть глaдкoй или гoфрирoвaннoй. Блин рeжeтся спeциaльным инструмeнтoм для стeклoрeзки из oчeнь твeрдoй зaкaлeннoй стaли. Рeзкa нa тeссeры золотой мозаики, пишeт Инфoбуд, oсущeствляeтся вручную. (Рис.21)

Рис.21

3. Кeрaмичeскaя мозаика — внeшнe пoxoжa нa кeрaмичeскую плитку, нo с гoрaздo мeньшими рaзмeрaми, при этoм поверхность мoжeт быть глaзурoвaннoй, рeльeфнoй, с дoпoлнитeльными включeниями. Oнa прoчнee стeкляннoй мозаики и пoдxoдит для oблицoвки сaмыx рaзныx поверхностей. (Рис.22)

Рис.22

4. Кaмeннaя мозаика – в изгoтoвлeнии тaкoй мозаики испoльзуются сaмыe рaзныe пoрoды кaмня, нaчинaя с дeшeвoгo туфa и кoнчaя рeдчaйшими пoрoдaми мрaмoрa, oниксa и яшмы.Сooтвeтсвeннo, кaмeнь мoжнo пoлирoвaть, a мoжнo нoaбoрoт. Фoрмa чaстиц — пo вкусу.

Мрaмoрнaя мозаика.(Рис.23)

Рис.23

5. Нeтрaдициoнныe материалы. Тут и дрaгoцeнныe материалы, и всeми увaжaeмый кeрaмoгрaнит. Кeрaмoгрaнит прoчнee, чeм прoстo кeрaмикa, и гoрaздo дeшeвлe. Вaжнo сoблюдaть прaвильную тexнoлoгию при изгoтoвлeнии, инaчe кeрaмoгрaнит нaчинaeт рaсслaивaться и тeрять цвeт. Мeтaлличeскaя мозаика — штaмпoвaнныe мeтaлличeскиe кoлпaчки высoтoй 4 мм из пoлумиллимeтрoвoгo листa нeржaвeющeй стaли, зaкрeпляются нa зaпaтeнтoвaннoй рeзинoвoй пoдлoжкe, кoтoрaя придaeт плиткe нeoбxoдимую стeпeнь жeсткoсти. Поверхность стaли дeлaют пoлирoвaннoй, мaтoвoй, с нaсeчкaми рaзныx видoв и, нaкoнeц, пoкрытoй тонким слoeм лaтуни или брoнзы. Этoт материал дoвoльнo дoрoгoй, нo из нeгo пoлучaeтся oтличный дeкoр.

 

Художественный раздел.

На выбор темы выпускной квалификационной работы большое влияние оказало творчество Ивана Сергеевича Тургенева.

«Записки охотника» цикл состоящий из 24 рассказов. Рассказы,входящие в книгу, дали начало целому пласту литературы, стремящейся показать народ со всеми его нуждами и заботами. Главные герои рассказов, как правило, русские мужики,со свойственным им простодушием,проницательностью и трудолюбием. Рассказы полны местных наречий, метафор и сравнений.

 

.В ней прекрасно все:язык,описание природы,яркие герои, правда жизни и.т.д.Это наша классика которую обязан прочесть каждый.Мне понравилось то,что И.С.Тургенев сумел изложить все в прекрасном стиле и простой форме,при этом не делая никаких выводов.Вывод должны делать мы-читатели.

Поэтому мой выбор остановился на теме охоты. Были слишком постановочными, долгое время я не могла найти подходящий эскиз.  

Но совершенно случайно мне на глаза попадается иллюстрация к книге ……

В нем было все что нужно. Замечательный пейзаж, человек и собака. Также мне стала интересна жизнь этого охотник, его мысли. Через эту картину я почувствовала настроение героя. И не было уже сомнений, что остановлюсь я именно на этом варианте

 

 

Но прежде чем начать, я решила изменить положение руки охотника.

 

Разбивка эскиза

После окончательного выбор эскиза, начинается процесс разбивки. Условно его можно разделить на 3 этапа:

Первый этап включает в себя ручную разбивку эскиза по светотеням.

На цветном, заранее распечатанном эскизе, карандашом прочерчиваем все необходимые линии. Для более тонких карандашных линий рекомендуется использовать механический карандаш размером стержня 0,5 см.

 

Второй этап заключается в переводе эскиза через стекло на кальку.

Углы эскиза и кальки закрепляем между с собой малярным скотчем. Тем самым обеспечиваем более надежное крепление и следовательно правильный перевод эскиза.

Ручная разбивка эскиза имеет как достоинства, так и недостатки.

К достоинствам можно отнести скорость выполнения эскиза. Так как прочертить по контуру рисунка не составляет особого труда.

Из достоинств следует очевидный недостаток-это кривизна линий и их разный размер, который зависит от силы нажатия на карандаш. (Рис.28) Рис.28

 Для устранения этих недостатков мы используем ПК.

На третьем этапе мы сканируем полученный эскиз и начинаем работать в программе Photoshop.

Загружаем эскиз и создаем прозрачный слой, в котором и будет проходить основная проработка эскиза.

Для работы используем инструмент «перо кривизны» размером линий 1 пиксель, и проходим по всему контуру рисунка. Мелкие недочеты устраняем с помощью ластика. На каждой детали эскиза наносим нумерацию, это нужна для того чтобы не перепутать детали. После окончания обводки, удаляем фоновый слой и создаем новый слой с белым фоном, и получаем окончательный результат.(Рис.29)

 

                                                                                Рис.29

Чтобы увидеть полноценную картину из камня, необходимо подобрать нужный материал по цвету. Во второй части третьего этапа, мы находим в интернете подходящие текстуры камня и вставляем в каждую деталь эскиза.

В конце мы распечатывает контурный эскиз в количестве 6 штук, а так же один цветной эскиз, который будет храниться в файле, он нам понадобиться при окончательной подгонке деталей. Следует понимать, что цветной эскиз может не соответствовать готовой работе, тк исользуется исключительно для выбора цветового решения эскиза.

 

Пожарная опасность

Основной причиной загорания в мозаичной мастерской является неосторожное обращение с огнем, короткие замыкания, неисправности электрооборудования.


Вывод:

Предварительный анализ, проведенный в таблице 2показал, что наиболее опасными и вредными факторами являются: повышенная запылённость воздуха; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека. Чрезвычайные ситуации: возникновение пожара

 

Меры снижения запылённости воздуха
Задача пылеудаления достигается:
- общеобменной вентиляцией, снабженной пылеочистными устройствами;
- установкой вытяжек над оборудованием, являющимся источником пыли.
Для оптимального очищения воздуха необходимо провести вентиляцию помещения. Я использую циклическую и вытяжную вентиляцию.

Техника безопасности

К самостоятельной работе в качестве шлифовщика, полировщика, резчика по камню допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинскую комиссию

                                           1.Общие требования перед началом работы.

1. Привести в порядок рабочую одежду. Застегнуть обшлага рукавов, убрать волосы под головной убор.

2. Проверить состояние решетки под ногами, ее устойчивость на полу.

 

3. Привести в порядок рабочее место: убрать все лишнее, подготовить и аккуратно разложить необходимые инструменты и приспособления так, чтобы было удобно и безопасно пользоваться ими (то, что надо брать левой рукой, должно находиться слева, а то, что правой, — справ.

4. Проверить состояние станка: убедиться в надежности крепления стационарных ограждений, в исправности электропроводки, заземляющих (зануляющих) проводов, рукояток и маховичков управления станком.

5. Подключить станок к электросети, включить местное освещение и отрегулировать положение светильника так, чтобы рабочая зона была хорошо освещена и свет не слепил глаза.

6. На холостом ходу проверить исправность кнопок «Пуск» и «Стоп»

7. Подготовить средства индивидуальной защиты и проверить их исправность. Для предупреждения кожных заболеваний при необходимости воспользоваться средствами дерматологической защиты.

1. О всех обнаруженных недостатках, не приступая к работе, сообщить мастеру.

2.

2.Общие требования во время работы

Работать только исправными инструментами, вспомогательным оборудованием и приспособлением и пользоваться ими только по прямому назначению.

Станок должен быть сразу же выключен:

-при временном прекращение работы;

-при отходе от станка даже на короткое время;

-при перерыве в подаче электроэнергии.

Рабочему запрещается:

-обрабатывать детали изделий без предварительного снятия фасок по краям плайшайбы;

-работать одновременно вдвоем на одном станке;

-работать при снятых ограждениях вращающихся механизмов;

-облокачиваться, наваливаться на станок;

-класть заготовки, инструменты и т.п на любые части станка, кроме специальных столиков

-измерять обрабатываемую деталь (изделие) на ходу, производить на ходу ремонт, регулировку, смазку и уборку станка.

 

Общие требования по окончании работы

1.Выключить станок и привести в порядок рабочее место. Разложить режущий, вспомогательный и измерительный инструмент по местам хранения, предварительно протерев его.

2.Стружку смести в поддон или на совок щеткой; труднодоступные места очистить кистью или деревянной заостренной палочкой, обернутой ветошью. Во избежание несчастного случая и попадания стружки в механизмы запрещается для чистки станка использовать сжатый воздух.

3.Проверить качество уборки станка, выключить местное освещение и отключить станок от электросети.

4.О всех неполадках в работе станка, если они имели место па протяжении смены, сообщить сменщику или мастеру.

4.Требования безопасности при аварийных случаях:

1. При поломке станка рабочий должен обесточить оборудование и сообщить руководителю работ.

2. При пожаре рабочий должен принять незамедлительные меры по устранению пожара и сообщить руководителю работ. В случае возгорания электропроводов и электрооборудования запрещается тушить водой и пенными огнетушителями. Необходимо сначала обесточить линию, затем тушить очаг возгорания порошковым огнетушителем.

3. В случае возникновения опасности для жизни человека необходимо принять должные меры.

 

Технологический раздел

 

Для того, чтобы получить готовую мозаику из камня, нужно пройти через ряд специальных технологических операций, среди которых резка, шлифовка, затирка швов и многие другие.

 Резка – это процесс вырезания деталей с помощью прямого силового воздействия режущим инструментом..

 Шлифование – процесс обработки поверхности объекта для получения менее грубой поверхности и сглаживания острых углов.

 Сборка – один из финальных этап при создании мозаики, заключающийся в подгонке деталей друг к другу и приклеивании всех фрагментов при помощи эпоксидного клея.

 Рассмотрим более подробно и поэтапно каждый из процессов создания мозаики.

Спецтехнология

Одной из разновидностей классической мозаики является флорентийская мозаика. В мозаики этого вида плоские кусочки камня подгоняются друг другу так плотно, как делают из кусочков стекла витражи.

Исходным материалом для флорентийской мозаики являются напиленные на масленом распиловочном станке пластины толщиной 3-6 мм в зависимости от размеров работы. Более тонкие пластины годятся для инструкций и мозаик размером 60-75 мм. Для мозаик большого размера используют пластины потолще, поскольку они должны быть достаточно прочными чтобы выдержать последующие шлифования и полирования. Важно чтобы выбранные материалы были примерно одной твердости, поскольку при использование материалов различной твердости могут возникнуть проблемы с последующим шлифованием.

Таблица3.Шкала твердости Мооса

Единицы твердости Эталонный материал Сравнительная характеристика
1 Тальк Скорбится ногтем
2 Гипс Царапает ногтем
3 Кальцит Царапается медной монетой
4 Флюорит Легко царапается ножом
5 Апатит С трудом царапается ножом
6 Ортоклаз Царапается напильником
7 Кварц Царапает оконное стекло
8 Топаз Легко царапает кварц
9 Корунд Легко царапает топаз
10 Алмаз Не царапается ничем

 

  Подбор материала

Таблица 4.

Камень, название и рисунок Свойства
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

  Для изготовления изделия требуются следующие материалы

Таблица 5.

Материал Назначение Примечание
Клей «Момент» Для временной склейки деталей Используется в готовом виде
Эпоксидный клей Для окончательной проклейки изделий Разводится в соответствии 1:10 1 куб эпоксидной смолы и 10 капель отвердителя
Пигменты Для закрытия трещин и швов Добавляется в клей
Ацетон Для обезжиривания Марка ацетона
Шлифовальный порошок крупность зерна 120-140 мкрн Для черновой доводки Используется виде суспензии (порошок+вода)
Шлифовальный порошок крупность зерна 20 мкрн Предварительная доводка Используется виде суспензии (порошок+вода)
Шлифовальный порошок крупность зерна 5-10 мкрн Точная доводка перед полировкой Используется виде суспензии (порошок+вода)
Оксид хрома Для полировки Используется виде суспензии (порошок+вода)
Канцелярский нож Для вырезания деталей  

 

Таблица 6.

Оборудования и инструменты Назначение Характеристика
Подрезной станок Для распиливания каменных пластин на детали АОК посадочный 32 мм Внешний 125-150 мм
Шлифовальный станок Для дополнительной стыковки деталей Алмазная чаша крупного зерна 10-40 мкрн
Электрическая плита Для нагревания и быстрого схватывания клея Температура 60-70 С
Шлифовальный станок Для шлифования поверхности изделия Чугунная шайба ф1500 оборотов

 

 

Уход за готовой картиной

 

 мозаики из нaтурaльнoгo или aглoмeрирoвaннoгo мрaмoрa слeдуeт учeсть, чтo этo срaвнитeльнo мягкиe материалы, при уxoдe зa кoтoрыми нeльзя испoльзoвaть aбрaзивныe чистящиe срeдствa и жeсткиe щeтки, спoсoбныe oстaвлять нa пoлирoвaннoй поверхности цaрaпины. Нужнo избeгaть пoпaдaния нa иx поверхности кислoтoсoдeржaщиx жидкoстeй — фруктoвыx сoкoв, винa, уксусa и т. д. Бoльшинствo издeлий из этиx материалов рeкoмeндуeтся пoслe уклaдки в мeстax с интeнсивнoй эксплуaтaциeй нaтирaть спeциaльным вoскoм. Исключeниe сoстaвляют aглoмeрaты нa oснoвe квaрцa.

Экономическая часть

Наименование Количество Единица Цена руб.
  Сырье и материалы      
1. Камень      
         
  Расходные материалы      
1. Калька 1 шт  
  Клей «Супер» 4 шт 52
  Нож канцелярский 3 шт 87
  Эпоксидная смола      

 

Наименование Мощность кВ Количество Время работы час. Стоимость руб
         
         

 

Наименование затрат Сумма в руб.
  Расходные материалы  
  Энергозатратность  
  Итог  

 

Вывод

Мозаика на древнем Востоке

Конусная мозаика

 

История мозаики Древнего Востока начинается несколько тысяч лет назад. Древнейшие в истории человечества мозаики относят к 2 половине 4 тысячелетия до н. э. Они использовались в дворцовой и храмовой отделке и найдены при раскопках многих шумерских городов Месопотамии, например Уруке, Уре, Эриду.

 

Они составлялись из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 8–10 см диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, черным и белым. Использовались геометрические мотивы: розетки, треугольники,зигзаг.(рис.2)

Рис.2 Урук, Месопотамия, нач. 3 тыс. до н. э.

 

Мозаика с самого начала своей истории совмещала обе функции: декоративную и утилитарную – здесь конусная мозаика защищала несущие конструкции, сложенные из кирпича-сырца от влаги и выветривания.

 

Штандарт из Ура

Так условно назван артефакт, найденный в одном из захоронений шумерского города Ур.

Предмет был сильно разрушен давлением почвы, существует лишь его реконструкция. Она представляет призму, на двух плоскостях которой выложены изображения. В качестве материала применены перламутровые раковины, известняк, лазурит. (Рис.3)

Рис.3 «Штандарт из Ура» 2600–2400 гг. до н. э.

 

Мозаики, выложенные на двух его плоскостях известны как «война» и «мир»: на первой – изображения шумерской армии, повозок, поверженных врагов, воинов, обращенных к царю, стоящему в центре с копьем, на второй – сцены мира, крестьяне, несущие угощения для пира, сцены самого пира.

 

Функции предмета непонятны: предполагают, что этот предмет, водруженный на древко, выполнял функции военного штандарта, по другой гипотезе – частью некоего музыкального инструмента.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.18 с.)