Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Паспорт экологической тропы.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Экологическая тропа в ДОУ. Всестороннее развитие и воспитание дошкольников осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, звери. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят: живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности. Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение живым существам. Ввести ребенка в мир природы, научить его понимать ее, воспитывать бережное отношение к ней – важнейшая задача экологического воспитания детского сада. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в д/с в первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство – начальный этап личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Цель экологического образования – научить детей экологически целесообразному образу жизни. Начинать работу в этом направлении нужно уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему. Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая педагогическую развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно- правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знаний взаимосвязи внутри природных сообществ. Процесс становления осознанно- правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критериями оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями). В своей работе с детьми я использую следующие методы и формы ознакомления дошкольников с природой – наглядные (наблюдения), практические (подвижные игры, дидактические игры, словесные игры), труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд), элементарные опыты, экскурсии, прогулки, работа в уголке природе, а также экологическую тропу, как один из важнейших компонентов экологической развивающей среды. Я считаю, что экологическая тропа позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по своему решить их. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу. Я пришла к выводу, что при организации работы на экологической тропе важно использовать разнообразные формы. Это могут быть экскурсии, занятия- опыты, занятия- наблюдения, экологические игры, конкурсы знатоков, викторины, праздники. Экологическая тропа помогает мне реализовать очень важную педагогическую идею – воспитание ребенка через общение с природой. Ведь во время прогулок, экскурсий по экологической тропинке дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, а видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развивается мышление, речь, память, а самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее беречь и охранять.
Перспективные планы наблюдений на экологической тропе(старшая группа). Занятие 1. Осень (октябрь). Программное содержание. · Обучающее: продолжать учить детей замечать и называть сезонные изменения в природе, устанавливая взаимосвязи: осенью солнце светит меньше - растения завяли – насекомые исчезли – насекомоядные птицы улетели. · Развивающее: развивать умение детей узнавать и называть растения родного края; доказывать принадлежность растения и животного к определенному виду: дерево – толстый ствол, ветви; кустарник – несколько тонких веток и т.д. · Воспитательное: воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на красоту родного края. Предварительная работа: рассматривание зарисовок, сделанных после весеннего и летнего походов, заучивание стихов об осени, изготовление дождемеров. Ход занятия. Часть. Воспитатель. Ребята, Незнайка узнал, что мы идем на прогулку по экологической тропе, и прислал письмо: «Здравствуйте, ребята. Прошу вас посмотреть, как там поживают те красивые бабочки, которых мы с вами видели летом. Так же красивы они, когда пьют нектар из душистых одуванчиков?» Я думаю, мы ответим Незнайке, когда придем с экскурсии. Внимательно смотрите, что изменилось на экологической тропе, а что осталось прежним, чтобы потом описать Незнайке. Часть. Последовательно обойти все объекты, отметить изменения в растительном и животном мире. Установить цепочку: стало холоднее – насекомых нет – птицы улетают. Зарисовать. Обратить внимание на красоту осенней природы. v Предложить детям установить дождемеры (устройство для измерения количества выпавших осадков) под деревом и на открытом участке, для сравнения количества осадков. v Предложить детям создать коробку для коллекции» - куда поместятся плоды, семена, сухие листья, камешки, найденные рядом, кусочки коры. Объект: «Рябина красная». Часть. Воспитатель. Ребята, что мы ответим Незнайке? (Напоминает содержание письма). Давайте ответим на вопросы, что произошло с погодой? Как изменились растения? Какие изменения мы наблюдали в животном мире? В заключении воспитатель обращается к детям с просьбой прочитать стихи об осени.
Занятие 2. Зима (январь). Программное содержание. · Обучающее: уточнить знание детей об изменениях в природе зимой: земля покрыта снегом, растительность исчезла, некоторые птицы улетели на юг; сформировать знания о способах приспособления деревьев к зиме (лиственные деревья сбрасывают листья). · Развивающее: развивать умения детей устанавливать взаимосвязи: стало холодно – земля покрылась снегом – растительность исчезла – насекомые спрятались – некоторые птицы улетели на юг; развивать речь детей, умение правильно формулировать свои мысли, пользоваться образными выражениями, использовать в речи пословицы, поговорки. · Воспитательное: воспитывать у детей желание помочь птицам перезимовать. Предварительная работа: рассматривание зарисовок, сделанных детьми после осеннего похода, чтение рассказов, заучивание стихотворений о зиме, чтение пословиц о зиме, изготовление кормушек.
Ход занятия. Часть. Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по экологической тропе. Как всегда, с нами хочет отправиться Незнайка. Он говорит, что очень благодарен вам за письмо. Вы очень хорошо описали осеннюю природу, и ему хочется самому увидеть эту красоту своими глазами. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Как вы думаете, ребята, Незнайка сможет увидеть осеннюю природу сейчас? (Ответы детей). Давайте покажем Незнайки, какие изменения произошли с растениями и животными зимой. Часть. Последовательно обойти природные объекты, рассмотреть, сравнить. Вспомнить пословицы о зиме. Объяснить, зачем нужна помощь зимующим птицам. Развесит кормушки. Воспитатель. Как вы думаете, почему ель стоит зеленая? Почему березы, вязы, тополи и клены стоят без листьев? Куда исчезли насекомые? Почему одни птицы исчезли, а другие появились? Объект: «Перелетные и зимующие птицы». Дети знакомятся с конкретными видами птиц своей местности, узнают их названия, характерные особенности внешнего облика, поведения. Выясняют, чем питаются, как приспособлены к наземно-воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся условиям неживой природы. Узнают, что зима очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день (в светлое время птицы не успевают прокормиться). Разные птицы по-разному приспособились к жизни в зимнее время: одни, которые кормятся насекомыми, улетают в теплые края, где нет снега и морозов, это – перелетные птицы; другие на юг не улетают, кормятся семенами растений, остатками пищи человека, приближаются к его жилью, это зимующие птицы. Человек может помочь зимующим птицам, подкармливая их крошками хлеба, семенами различных растений. Часть. Воспитатель. Дети, давайте расскажем, Незнайки о том, какие изменения произошли в природе.
1. Изменения в неживой природе. 2. Изменения в растительном мире. 3. Изменения в животном мире. После экскурсии – зарисовки, составление рассказов. Занятие 3. Весна. Программное содержание · Обучающее: учить детей различать и называть лиственные и хвойные деревья: ель, березу, тополь, вяз; учить сравнивать их, находя общие признаки: у всех деревьев есть крона, ствол, ветви, корни; уточнить знания детей о состоянии растений весной: на деревьях набухают почки, появляются проталины у основания деревьев, так как начинается сокодвижение. · Развивающее: развивать умение логически мыслить, устанавливая взаимосвязи: состояние неживой природы – растительный мир – животный мир; развивать речь детей, умение подбирать определение к слову. · Воспитательное: воспитать у детей потребность в общения с природой, развивать любовь к родной природе, желание любоваться окружающим миром. Предварительная работа: выучить стихотворения о весне. Ход занятия. Часть. Воспитатель. Какое сейчас время года? Незнайка: Зима, так как есть еще снег, нет цветов, листьев. Воспитатель. Дети, прав ли Незнайка? Воспитатель. Ребята, давайте внимательно посмотрим вокруг и докажем Незнайке, что сейчас весна, солнышко пригревает, посылает на землю свои веселые теплые лучи. Объект: дерево тополь. Воспитатель. Что это? (ответы детей). Почему вы думаете, что это дерево? Как расположены ветки по отношению к стволу? Какого цвета кора тополя? Какое это дерево: хвойное или лиственное? (ответы детей).
Воспитатель наклоняет ветку с крупными почками: «Это домик листика. Теплый солнечный лучик стучится в домик весной. Листик просыпается. Весна пришла!» Объект: дерево береза. Воспитатель. Что это? (ответы детей). Сравните ее с тополем. Чем они похожи? Чем отличаются? Объект: вяз, ель, клен. Объект: сирень, черемуха. Рассматривание набухших почек. Ответы детей на вопросы об этих деревьях, чтение стихов. Объект: травянистые растения, кустарники. Дети вышли на полянку и увидели первые одуванчики. Воспитатель комментирует: «Солнышко пригрело землю, разбудило зеленую травку, а вместе с зеленой травкой показались на свет желтые цветы - одуванчики. Объект: божья коровка, майский жук. Неожиданное появление божьей коровки всегда радость для детей. В апреле на солнечных местах (на ветке кустарника, на заборе, стене дома, пнях и так далее) можно увидеть маленького жучка – божью коровку. Она круглая, спинка выпуклая, яркой окраски (красная, оранжевая, желтая) с черными или белыми точками – ее легко заметить. Жучок греется на солнечных местах после зимней спячки. Божья коровка имеет шесть лапок. Два мягких прозрачных крылышка и два твердых надкрылья. При помощи лапок она быстро бегает по листьям, коре, камням, руке. Крылья позволяют ей летать. Жучок питается разными, еще более мелкими, чем он сам, насекомыми, которые из растений сосут сок и приносят большой вред плодовым садам и вообще многим растениям. Часть. Воспитатель. Ребята, докажите Незнайке, что настала весна. Расскажите, какие признаки весны вы увидели на экологической тропе. Дети. Набухли почки, появились первые цветы одуванчики, первые насекомые – божья коровка. Воспитатель помогает, уточняя, установить взаимосвязи: солнце греет сильнее – тает последний снег, появились ручьи, появились проталины, началось сокодвижение. После экскурсии – зарисовки, рассказы детей об увиденном.
Занятие 4. Лето. Программное содержание. · Обучающее: учить детей замечать и называть сезонные изменения на экологической тропе и устанавливать взаимосвязи: наступило лето – солнце греет сильнее – появились растения – появились насекомые – прилетели птицы; продолжать знакомство с природой родного края. · Развивающее: развивать умение доказывать, используя соответствующие фразы: потому что, так как, исходя из… · Воспитательное: воспитывать интерес к природе родного края, развивать чувство прекрасного. Предварительная работа: посмотреть зарисовки, сделанные во время и после экскурсии весной, вспомнить объекты, находящиеся на экологической тропе; перечислить рассказы, выучить стихотворения о лете. Ход занятия. Часть. Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости опять пришел Незнайка. Незнайка говорит, что он хочет еще раз посмотреть, остался ли снег на участках. Как вы думаете, сможет он это увидеть сейчас? (ответы детей) Давайте пойдем опять по нашему маршруту и внимательно посмотрим, что изменилось и почему. А потом Незнайке расскажем. Часть. Последовательно обойти все объекты, отметить изменения в растительном и животном мире. Особенно отметить появление птиц, насекомых. Установить цепочку: появились растения – насекомые могут в них прятаться, питаться – насекомоядные птицы прилетели с юга, так как появилась пища для них (комары, жуки и т.д.). Отметить, какие травянистые растения появились (одуванчик, мхи, подорожник). Зарисовать. Объект. «Ель». Обращается внимание ребят на то, что ель хвойное дерево. Они рассматривают хвоинки, сравнивают обычные листья и хвою, изучают и трогают кору, ветки, шишки. Глядя на крону, убеждаются, что ель пример светолюбивого дерева. Объект: «Сирень». Педагог напоминает детям, что сирень – это кустарник. У него много стволиков и растут они прямо из земли. Дошкольники сравнивают этот кустарник с деревом, с другими кустарниками: чем они похожи и чем отличаются? Объект: «Луг аптекарский». Воспитатель рассказывает о многообразии лекарственных растений, их биологических особенностях. Ребята наблюдают за подорожником, ромашкой, цикорием. Они исследуют форму, цвет, размер, запах листьев и цветков. Проводят тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т.д.). Объект: «Дождевой червяк». Воспитатель предлагает детям возможность поближе познакомиться с дождевым червем, потрогать, выяснить, как он ползет. Многим кажется неприятным, что червяк скользкий. Объяснить, что слизь помогает этим подземным жителям передвигаться в почве и сохранять влагу. Дождевые черви рыхлят почву, перерабатывают гниющую листву, а значит, оказывают помощь растениям. Объект: «Овощной огород». В гостях у Дарьи-огородницы и овощей. Хозяйка огорода приветливо встречает ребят: «Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, проходите, наши грядки посмотрите. Про огород вам все расскажем, грядочки покажем. Видите, какая хорошая земля на огороде – рыхлая, влажная, и еды в ней для растений хватит. Вот и выросли они тут большие и красивые. Сколько в эти грядочки вложено труда, знают только солнышко, ветер и вода. Для начала я, ребята, загадаю вам загадки. Про кого загадку отгадаете, того на моей грядке мигом узнаете». · В зеленом домишке полно ребятишек, сидят в рядок, к колобку колобок (горох). · Красна, да не девица, с хвостом, да не мышь (морковь). · Все меня любят, а как раздевать – слезы проливать (лук). Воспитатель. Мы прошли по тропе, увидели, что изменилось. Давайте, объясним Незнайке, что же произошло с погодой, с растениями, с животными. В заключении воспитатель предлагает прочитать стихи о лете, отгадать загадки. После экскурсии – зарисовки, рассказы. Перспективные планы наблюдений на экологической тропе.(Подготовительная группа). Занятие 1. Осень. Программное содержание. · Обучающее: продолжить учить детей замечать, называть, сравнивать сезонные изменения в природе, используя разные виды анализаторов: запах, звуки, тактильные ощущения, зрительные. · Развивающее: развивать сенсорные восприятия детей и умения их описывать: пахнет опавшей листвой, чувствую прикосновения капель дождя, вижу осенний наряд деревьев и т.д.; развивать логическое мышление, речь – доказательство: птицы улетели, потому что… · Экологическое: продолжать учить устанавливать взаимосвязи в природе: солнце греет меньше – растения завяли – насекомые исчезли – насекомоядные птицы улетели. · Воспитательное: воспитывать любовь к родному краю, эмоциональную отзывчивость на красоту осенний природы. Предварительная работа: рассматривание зарисовок, экскурсии по экологической тропе в старшей группе, чтение стихов об осени; рассматривание альбома «Воспоминание о лете», изготовление дождемеров. (Сделаны из большой пластиковой бутылки, разрезанной пополам. Ее верхняя часть переворачивается горлышком вниз и вставляется в нижнюю часть бутылки. Маркером обозначаются деления).
Ход занятий. Часть. Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он узнал, что мы пойдем на экскурсию по экологической тропе, и захотел пойти с нами. Мы будем внимательно смотреть, слушать, запоминать и зарисовывать все, что увидим. Дети вместе с воспитателем вспоминают объекты экологической тропы, знакомые с прошлого года. Часть. Воспитатель обращает внимание детей на различные участки и объекты экологической тропы. Объекты: ель, береза, тополь, вяз. Обратить внимание детей на старые и молодые деревья, деревья с несколькими стволами. Объект: кустарник рябины. Дошкольники исследуют листья и ягоды, выясняют, какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные (чтобы их легче было заметить). На примере рябины изучается явление листопада: как изменился цвет листьев осенью? Где их теперь больше – на дереве или под ним? Почему? Дошкольники сравнивают живой и опавший листики. Воспитатель. Почему ель не изменилась, а береза, клен изменились? (ответы детей). Понюхайте воздух. Чем пахнет? (Ответы детей). Закройте глаза, прислушайтесь. Что вы слышите? (Ответы детей). Незабываемые ощущения вызывает ходьба по листьям. Разные способы ходьбы (скользящим шагом, крадучись, подкидывая листья ногами, кружась на месте) приводят к разным звуковым эффектам, что усиливает интерес к их повторению. Предложить детям отгадать загадки. v Летом вырастают, а осенью опадают (Листья). v Падают с ветки золотые монетки (Листья осенью). v Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью). Предложить детям вспомнить пословицы об осени.
ü Осень – перемен восемь; ü Осень идет, дождь за собой ведет; ü Весна красна цветами, а осень пирогами. Предложить детям собрать опавшие листья для гербария. Объект: «Пень». Воспитатель выясняет со своими воспитанниками, что такое пень (спиленное дерево). С помощью лупы они рассматривают годичные кольца, считают их, определяют, сколько лет было дереву. Затем исследуют, что растет на пне (мхи, грибы), ищут жуков короедов и следы их деятельности, обсуждают роль этих насекомых в природе. Воспитатель. А теперь давайте почитаем стихи об осени. После экскурсии - зарисовки, составление рассказов.
Занятие 2. Зима. Программное содержание. · Обучающее: продолжать учить детей замечать, называть сезонные изменения в природе; знакомить с природно-климатическими условиями нашего края: зимой выпадает снег, холодно. · Развивающее: продолжать развивать сенсорные восприятия детей и умение их описывать: запахи, звуки зимы, тактильные и зрительные ощущения; умение сравнивать с прошлыми ощущениями. · Экологическое: продолжать детей устанавливать взаимосвязи в природе: наступила зима – стало холодно – выпал снег, замерзла река – исчезли растения – насекомые спрятались – насекомоядные птицы улетели. · Воспитательное: воспитывать у детей чувство любви, гордости за свой край; чувство признательности людям, населяющем его, развивать чувство прекрасного. Предварительная работа: рассматривание альбома с рисунками и рассказами о прошлых экскурсиях; заучивание стихов о зиме. Ход занятий. Часть. В гости к детям приходит Незнайка. Он предлагает им отправиться на экскурсию, просит, чтобы ему показали экологическую тропу. Дети последовательно обходят все объекты экологической тропы, рассказывают о них гостью. Дети учатся узнавать деревья по веткам, коре. Воспитатель. Дети, кто ответит мне, почему ель стоит зеленая, а другие деревья без листвы? (Ответы детей). Расскажите мне, какими были деревья осенью. (Ответы детей). Чем пахнет сейчас в природе? (Ответы детей). Закройте глаза, что вы слышите? А что слышали осенью? (Ответы детей). Потрогайте снег. Какой он? Что вы можете рассказать о снеге? (Ответы детей). Предложить детям подвижную игру «Протаптывание тропинок». Предложить детям нарисовать свою, не похожею на другие, тропинку, используя ходьбу приставным шагом прямо, боком, спиной вперед и т.д. Тропинка может быть широкая, узкая, длинная, короткая, круглая, извилистая. Предложить детям вспомнить пословицы о зиме: ü Зимой солнце сквозь слезы улыбается. ü Солнце летом греет, зимой морозит. ü Зима – не лето, в шубу одета. ü Зима лодыря морозит. Отгадать загадки: ü Не снег, не лед, а с серебром деревья убирает (иней). ü Одеяло белое не руками сделано, не ткалось и не кроилось, с неба на землю свалилось (снег). Объект: «Кормушки и птичьи столбы». Предложить детям покормить птиц, заготовленными с лета семенами подорожника, семечками подсолнуха. Воспитатель. Птицы - верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов. Из поколения в поколение передавались приметы, которые создали люди, внимательно наблюдая и подмечая природные изменения. Вот некоторые зимние народные приметы: ü Ворона кричит зимой к метели. ü Воробьи дружно расчирикались – к оттепели. ü Вороны и галки вьются в воздухе – перед снегом.
Загадки: ü Пусть я птичка - невеличка, У меня друзья привычка – Как начнутся холода; Прямо с севера сюда (снегирь). ü Чик-чирик! К зернышку – прыг. Клюй, не робей, кто же это? (Воробей). В заключении дети по традиции читают стихи о зиме. (А. Яшина «Покормите птиц») После экскурсии – зарисовки, составление рассказов.
Занятие 3. Весна. Программное содержание. · Обучающее: учить замечать и называть сезонные изменения в природе; продолжать знакомить с растениями, занесенными в Красную книгу. · Развивающее: развивать наблюдательность, умение замечать пробуждение природы, описывать свои чувства, используя разные виды анализаторов (звук капели, ощущение солнечного тепла на коже). · Экологическое: продолжать учить детей устанавливать взаимосвязи в природе: солнце пригревает – тает снег – появились первые растения, набухли почки – появились насекомые – прилетели птицы. · Воспитательное: Воспитывать у детей стремление к бережному отношению к природе, желание охранять ее, формировать умение получать удовольствие от духовного общения с природой. Предварительная работа: рассматривание рисунков о прошлых экскурсиях, заучивание стихов о весне, рассматривание иллюстраций, изображающих редкие растения. Ход занятия. Часть. В группу приходит письмо от имени весенних первоцветов: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам ваши знакомые – первые весенние цветы, с которыми вы встречались на экологической тропе. Просим вас навестить нас. До свидания». Воспитатель. Ребята, надо отправиться к цветам, узнать, может быть, им требуется помощь. Часть. Дети последовательно обходят все объекты, называют их, рассказывают, что с ними произошло с прошлой экскурсии, зарисовывают. Воспитатель. Почему растаял снег? Почему набухли почки? Почему в некоторых местах снег остался? (Ответы детей). Потрогайте землю. Какая она? Какие растения появились? (Ответы детей). Воспитатель. Природу не обязательно трогать руками. Природу можно чувствовать и по-другому. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (Солнечное тепло). Что слышите? (Капель, шорох и т.д.) Объект: «Сухое дерево». Воспитатель предлагает ребятам высказать свое мнение: - Почему дерево засохло? - Чем оно отличается от живого? (Дети исследуют кору, ветки.) - Есть ли на дереве насекомые? - Как можно помочь деревьям на территории детского сада оставаться как можно дольше живыми? Дети предлагают - окопать, обрезать сухие ветки, замазать раны, полить. Воспитатель. Вот так и в природе вокруг нас: цветы, деревья, наши питомцы в уголке природы будут хорошо себя чувствовать, если мы к ним будем проявлять доброту, заботиться о них. Они будут хорошо себя чувствовать и нас порадуют красотой и здоровьем. Объект: «Участок для наблюдения за сосульками». Воспитатель. Почему сосульки тают? Почему одни сосульки тают быстрее других? Объект: «Огромная лужа». Исследуют, почему появилась эта лужа. Находят ручейки. Объект: «Стайка воробьев». Воспитатель. Птичкам тепло, но земля еще покрыта снегом, нет ни травинок, ни червячков, ни мошек – нечего им есть. Давайте угостим веселых воробушков! Дети перечисляют названия знакомых слетевшихся птиц, отмечают особенности их поведения. В заключении воспитатель предлагает полюбоваться красотой весенний природы, вдохнуть весенний воздух, несколько минут молча послушать звуки, понюхать запахи весенней природы. В конце экскурсии дети по традиции читают стихи о весне. После экскурсии – зарисовки, составление рассказов.
Занятие 4. Лето. Программное содержание. · Обучающее: продолжать учить детей различать и называть растения, насекомых, встречающихся на экологической тропе; устанавливать взаимосвязи: наступило лето – солнце греет сильнее – появились растения, насекомые. · Развивающее: развивать умение детей образно описывать свое эмоциональное состояние при общении с природой: я чувствую, что моя кожа теплая от солнца; я слышу шуршание листвы на деревьях, когда дует ветер; развивать наблюдательность. · Экологическое: продолжать знакомить детей с разнообразным видом растений и насекомых, продолжать учить устанавливать взаимосвязи в природе летом: солнце греет – тепло – растений много – для насекомых есть пища, укрытие – много птиц. · Воспитательное: воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Предварительная работа: чтение и заучивание стихов о лете; рассматривание иллюстраций, рисунков о лете, о прошлых экскурсиях. Ход занятия. Часть. Воспитатель предлагает отправиться на экскурсию, чтобы заполнить последнюю страничку альбома об экологической тропе. Часть. Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами последовательно обойдем все объекты, отметим изменения, происшедшие в природе, назовем растения, насекомых. Объект: «Наши друзья деревья». Проводится игра «Угадай по описанию». Воспитатель называет разные признаки деревьев, а дети определяют о каком именно растении идет речь. Объект: «Живые барометры», - дождевые черви. В почве живут дождевые черви. Их норки под приподнятыми кусочками земли можно обнаружить среди посадок деревьев, на лугу. Червей называют «дождевыми» потому, что их можно увидеть только перед дождем или во время его, почувствовав изменение влажности воздуха, они выползают из своих норок. Почему они так себя ведут, пока неизвестно даже ученым. Но это служит приметой надвигающегося ненастья. Объект: «Луг аптекарский». Воспитатель рассказывает о многообразии лекарственных растений (календула, подорожник, ромашка, одуванчик), их биологических особенностях, лечебных свойствах, правилами сбора этих растений, а так же о том, какие именно части растений применяются для лечения болезней. Объект: «След белого человека». Дошкольники узнают о подорожнике, его приспособленности к произрастанию вдоль дорог, на тропинках, игровых площадках. Педагог обращает внимание на строение, низкорослость, выносливость растения. Кто питается его семенами? Как растение исследуется человеком? Воспитатель рассказывает, почему подорожник называют «следом белого человека» (его семена попали в Америку вместе с обувью приезжих, потому растение распространялось вдоль дорог, там, где побывали европейцы). Объект: «Пень». Пень – жилище для мелких организмов: насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов и многих других. Он постепенно разрушается, превращаясь в труху. Наблюдения за пнем помогает детям понять круговорот веществ в природе. Обитатели пня: на коре яркими желтыми пятнышками сверкает лишайник – степная золотянка. Гриб трутовик разросся красивыми серо-коричневыми оборками. Под корой поселились мокрицы, жуки-дровосеки, жуки- усачи и другие насекомые. В солнечный день на пне можно встретить клопов – «солдатиков», муравьев. Объект: «Клумба с цветами». Дети называют название знакомых цветов, строение цветка. Воспитатель предлагает взять палку и попробовать воткнуть ее в землю – сухая земля или нет. Предложить детям полить цветы. Воспитатель. Обратите внимание на разнообразие растений летом в отличие от других сезонов. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). После экскурсии – зарисовки, составление рассказов.
Анкета для родителей. 1. Что такое экология? 2. Есть ли у вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему? 3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные? 4. Посадили ли Вы дерево? 5. Мастерили ли вы когда-нибудь кормушки для птиц? 6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе? 7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, телепередачи о природе? 8. Любит ли ваш ребенок бывать в лесу? 9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком? 10. Знает ли Ваш ребенок название деревьев, цветов, ягод и т.д. 11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц? 12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе? 13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям? 14. Как Вы думаете, получает Ваш ребенок знание о природе в детском саду?
Коллекционирование. Это еще один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование не должно наносить вреда природе, поэтому лучше всего собирать различные породы и минералы. Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах России, об их использовании («Как получается стекло, железо?»; «Что такое уголь?») Коллекционировать можно все что угодно: запах, звуки, краски природы, открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.
Уроки мышления. Усвоение зависимости между объектами и явлениями живой природы – наиболее сложная для детей дошкольников тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные
«Как?»; «Почему?»; «Отчего?». Например, «Почему у елки зеленые иголки?», «Как дышит береза?», «Где ночуют птицы?» Не следует забывать познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием им природы. Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формирование у детей чувства природы.
Уроки доброты. Проводится индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений. Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?», «Как заботиться о комнатных растениях?»; «Чем красив цветок?»; «Красота человека»; «Гармония красок»;»Чем удивительна лягушка?»; «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»; «Как ты проявляешь любовь к животным?»; «Что рассказала тебе природа?» и др.
Осень. Осень – запасиха, зима – подбириха. Осень – перемен восемь; Октябрь землю покрыл где снежком, где листом. Осень идет, дождь за собой ведет; Весна красна цветами, а осень пирогами.
Зима. Зимой солнце сквозь слезы улыбается. Солнце летом греет, зимой морозит. Зима – не лето, в шубу одета. Зима лодыря морозит. Зимой съел бы грибок, да снег глубок. Весна. Весна днем красна. Весна да осень – на дню погод восемь. Весна – зажги снега, заиграй овражки. Весенний дождь растит, зимний – гноит. Весна красна, да голодна. Лето. Лето запасает, а зима поедает. Летом нагуляешься, зимой наголодаешься. Летняя неделя дороже зимней. Летний день – за зимнюю неделю. Лето работает на зиму.
Литература. 1. И.И.Гром «Растения витаминоносители». 2. В.В.Петров «Растительный мир нашей родины». 3. С.Н.Николаева «Юный эколог», 4. Н.А.Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», 5. В.А.Шишкина, М.Н.Дедулевич «Прогулки в природу». 6. Б.Г.Воланский, К.И.Бендер… «Лекарственные растения в научной и народной медицине». 7. В.В.Смирнова, Н.И.Балуева, Г.М.Парфенова «Тропинка в природу». 8. ж. «Ребенок в детском саду» 2002 г. №5. 9. ж. «Дошкольное воспитание» 2001г. № 3, № 7, № 10; ст. Н. Рыжова «Здравствуй, дерево». 10. В.Волина «Пословицы, поговорки, реб
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.48.115 (0.014 с.) |