Небо, какао, одинаково, чувство, тоскливо. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Небо, какао, одинаково, чувство, тоскливо.



 

86. Выдели окончания у существительных

Городов, коров, слонов, облаков, слов, голов.

87. В каких словах нет окончаний?           (В неизменяемых.)

88. Укажи, какие из следующих слов имеют одинаковые окончания?

Домов, столов, коров, голов, основ.

89. Составь и запиши по 3 слова, чтобы сочетание ов было

суффиксом; окончанием, частью корня.

 

90. Подбери однокоренные слова, в которых были бы

1) корень, окончание;

2) корень, суффикс, окончание;

3) приставка, корень, суффикс, окончание.

91. Напиши три – четыре сложных слова, у которых вторая часть состояла бы из корней воз, ход, мер, рез.

(Электровоз, паровоз, тепловоз, атомоход, пароход, вездеход, секундомер, землемер, силомер, камнерез, ледорез, стеклорез.)

92. Запиши 10 сложных слов, используя по одному разу корни указанных слов из обоих столбцов.

мир            строить

единый       хранить

любить       жить

общий        знать

взаимный   убирать

машина      любить

вода           помощь

хлопок       душа

93. Подберите несколько сложных слов, состоящих из трёх корней.

  (Паровозостроительный, самолётостроение,)

Предложение

1. Лишних слов не говорить!

   Прочитай предложения, найди лишние слова. Исправь речевые ошибки.

Коля ушиб колено ноги.

Мальчик страдал от недоедания пищи.

Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

Вторая четверть заканчивается в декабре месяце.

Я должна написать мою автобиографию.

Мой брат хочет быть военным солдатом.

Если у вас болит горло, не ешьте холодное мороженое.

Повар посолил суп солью.

Мама подарила мне молодого щенка.

На хрустальной люстре было много висячих висюлек.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Мы сварили рыбную уху.

Два мальчика парой пошли на рыбалку.

На речке они ловили рыбу в воде.

Алеша поймал щуку, окуня, рыбу и карася.

 

  2. Иностранец, недавно начавший изучать русский язык, выразил свои мысли так. Поправьте его.

Мальчик сделал родителей испуганными.         Напугал, испугал.

Слова врача сделали родителей спокойными.  Успокоили.

Саша сделала молодых людей знакомыми.    Познакомила.

Врач сделал ребёнка здоровым.                    Вылечил, исцелил.

Бабушка сделала нас сытыми.                       Накормила.

Солнце сделало снег растаявшим.                 Растопило.

Мой ответ сделал её грустной.                      Опечалил, огорчил.

 

3. Отредактируй предложения.

Наши хоккеисты перещеголяли всех и получили высшую награду.

В посёлке год назад возвели несколько одноэтажных домов.

Ученик обратно опоздал на урок.

Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление.

Костёр всё больше распалялся.

Дедушка и бабушка сидит на лавочке.

У реки росли ивы, берёзки и другие цветы.

Осенью часто ходят холодные дожди.

4. Как сказать правильно?

Страшно было смотреть на со всех сторон надвигающиеся тучи.

Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ.

 

5. Прочитай и отредактируй предложение. Запиши его правильно.

 Здесь фотографируют детей на понях и отправляют по любому адресу в любой

  город России.

(Здесь фотографируют детей на пони. Фотографии отправляют по любому адресу. или

  Здесь фотографируют детей на пони, и фотографии отсылают в любой город России.)

 6. Одинаковы ли по смыслу эти предложения?

1) Они обедали в три часа. Они обедали три часа.

2) Мальчик купил альбом. Альбом купил мальчик.

3) Костя вёл брата за руку. Костю вёл брат за руку.

7. Какая разница в смысле предложений?

Кто не приходит, получает взыскание.

Кто ни приходит, получает взыскание.

(В 1 предложении выражена мысль о необходимости приходить, чтобы не получить взыскания; во 2 предложении высказана мысль о том, что приходить не нужно, иначе получишь взыскание.

или 1 -Взыскание получает тот, кто не пришёл. 2 -Взыскание получает тот, кто пришёл.)

 

8. Подчеркни подлежащее в каждом предложении.

1) Мать встретила Катю. Мать встретила Катя.

2) Брат сварил кофе. Кофе выпил брат.

3) Яркие краски утомляют глаза. Глаза утомляют яркие краски.

4) День сменил ночь. День сменила ночь.

 

9. Вставь, где нужно, предлог за.

Я … три года учила грамматику.  Я … три года выучила грамматику.

10. Составь предложения, в которых будут слова

на бок, набок, в начале, вначале.

 

11. Распространи это предложение восемью второстепенными членами.

Пришла весна.

Заскулил щенок.

 

Фразеологизмы и сравнения.

1. Малышу сказали поставить корзину с фруктами на солнышко. Он ответил:

«Не могу, я до солнышка не достану». Объясните малышу его ошибку.

 

2. Соотнеси предложение и фразеологический оборот.

1) Очень старательно что-либо охранять.

2) Появляться быстро и в большом количестве.

3) Чувствовать себя легко и непринуждённо.

4) Беспокоиться, испытывать тревогу.

     а) Сидеть как на иголках.

     б) Как грибы после дождя.

     в) Беречь как зеницу ока.

     г) Как рыба в воде.

 

3. Постарайся подобрать фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл описанного.

  

Валентин немногословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «бьют в цель». Как говорит Валентин?                                       (Редко, да метко.)

 

Дядя Вася умеет всё: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может. Как можно назвать дядю Васю?      (Мастер на все руки.)

  

Только что мы вспомнили о Светлане, а она тут как тут, пришла. Что говорят в таком случае?                                                               (Легка на помине.)

   

Наш дядя говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет и если пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово. Как об этом сказать кратко?                                                                   (Слов на ветер не бросает.)

 

Коля напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным. Как говорят об этом?                                                                       (Вышел сухим из воды.)

Но мы этого так не оставим. Мы раскроем его проделки и расскажем о них маме. Что мы сделаем?                                               (Выведем его на чистую воду.)

4. Подбери фразеологические сочетания к следующим толкованиям.

Овладеть собой, успокоиться.                     Взять себя в руки.

Очень тесно.                                                       Яблоку негде упасть.

Усиленно думать над трудным вопросом.    Ломать голову.

Хорошо помнить.                                                Зарубить на носу.

 

5. Какие устойчивые словосочетания вы бы привели к следующим словам?

Быть готовым к отъезду.                            Сидеть на чемоданах.

Быть под угрозой опасности с двух сторон. Между двух огней.

Превзойти кого-нибудь.                              Заткнуть за пояс.

Испортить, сломать, уничтожить.                Вывести из строя.

 

6. Какие фразеологизмы можно употребить вместо следующих толкований?

Глядеть в упор друг на друга.               Глаза в глаза.

Осмелиться посмотреть.                 Поднять глаза.

Часто плачет.                               Глаза на мокром месте.

Говорить о ком-то в его отсутствии.      Говорить за глаза.

Говорить наедине.                                  Говорить с глазу на глаз.

Назовите другие крылатые выражения с тем словом, которое повторилось в найденных вами фразеологизмах.

7. Объясни значение выражения одним словом.

Видимо – невидимо.                 В час по чайной ложке.

На краю света.                     Надуть губы.

Держать в уме.                          Намозолить глаза.

Шевелить мозгами.

8. Замени выражение одним глаголом:

Чесать языки - …            болтать

Дать стрекоча - …     убегать

Ломать голову - …    думать

Мозолить глаза - …    надоедать

Точить лясы - …               болтать

Бить баклуши - …             бездельничать

Надуть губы - …               обидеться

Задирать нос - …                    важничать

9. В каком значении употребляются выражения? Замени выражения близкими по смыслу словами.

Камень преткновения - …

Сказка про белого бычка - …

При царе Горохе - …

Ахиллесова пята - …

10. Объясни смысл фразеологических оборотов:

Морочить голову              обманывать

Язык проглотил           растерянно молчать

С глазу на глаз            наедине

Повесить нос               грустить

Ни в зуб ногой             ничего не знать

Пропустить мимо ушей прослушать

Взять себя в руки        успокоиться

11. Что означает выражение «человек с головой»?

Какие ещё фразеологизмы со словом голова ты знаешь?

12. Как вы понимаете выражения «золотая рожь», «золотые руки»?

Назовите другие такие же выражения со словом золотой.

13. Что означает выражение «Уж вечер на носу»? Какие ещё фразеологизмы со словом нос вы знаете?

14. «Ох, уж этот нос!»

Замените словосочетания глаголом:

Задирать нос, зарубить на носу, клевать носом, повесить нос, водить за нос.

                                           (Важничать, запомнить, дремать, опечалиться, обманывать.)

15. Вам дано несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, заменёнными точками. Узнайте их.

…… об …….                          Сидеть сложа ……….

Золотые ………….                  Как ………… сняло.

Из ………. вон плохо.            Мастер на все ……….

16. Заполни пропуски в устойчивых словосочетаниях и фразеологизмах.

   Под ………… пешком ходить.                    Чужая …………… потёмки.

   Запретный …………….. сладок.              Всё идёт своим …………….

   Денег …………… не клюют.                    Без …………… в голове.

   Куда ни ……………, всюду клин.

   Зарыть …………… в землю.

   Дрожит как осиновый …………….

 

17. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.

Делить шкуру неубитого ……. Купить …… в мешке. …… в мешке не утаишь. Платить той же ……. Беречь как …… ока. Согнуть в ……рог. Толочь …… в ступе. Не в бровь, а в ……. Выйти …… из воды. Надуться как …… на крупу.

(Медведя, кота, шила, монетой, зеницу, бараний, воду, глаз, сухим, мышь.)

18. Доскажи:

Дружнее этих двух ребят               Мы исходили городок

На свете не найдёшь.                     Буквально вдоль …

О них обычно говорят:                   И так устали мы в дороге,

«Водой…».                                     Что еле …

 

Товарищ твой просит украдкой       Фальшивят, путают слова,

Ответы списать из тетрадки.           Поют кто в лес, …

Не надо! Ведь этим ты другу           Ребята слушать их не станут:

Окажешь …                                     От этой песни уши …

 

Ежатки – детки хоть куда!               Не умеет дятел петь.

И что же тут дивиться?                    Нет у дятла слуха.

Ведь мама держит их всегда            Говорят, ему …

В ежовых …                                          Наступил на …

19. К каждому фразеологизму подбери синонимичный фразеологизм.

   Во всю прыть - …                    

 Кот наплакал - …

Видимо – невидимо - …

 

20. Выпиши из данных словосочетаний фразеологизмы-синонимы.

Хлопать ушами.

Водить за нос.

Ловить ворон.

Мчится сломя голову.

Как сельди в бочке.

Делать из рук вон плохо.

Лететь стрелой.

Как огурцы в банке.

21. Напиши 3 фразеологизма со значением «быстро», «бездельничать»,

«обманывать».

22. Выпиши фразеологизмы в следующем порядке:

1) Устойчивые сочетания со значением «быстро».

2) Устойчивые сочетания со значением «бездельничать».

3) Устойчивые сочетания со значением «обманывать».

Со всех ног, сидеть сложа руки, водить за нос, бить баклуши,

Сломя голову, втирать очки.

23. Подбери фразеологизмы с повторяющимися словами «ни…ни…».

                    (Ни кола ни двора, ни свет ни заря; ни конца ни краю; ни жив ни мёртв)

24. Напиши 3 фразеологизма со словами-синонимами.

                    (Ни конца ни краю; цел и невредим; переливать из пустого в порожнее;

                      вкривь и вкось; целиком и полностью.)

25. Запиши 3 фразеологизма со словами-антонимами.

                   (Валить с больной головы на здоровую; ни жив ни мёртв; вопрос жизни

                     или смерти; ни больше ни меньше; и стар и млад; чёрным по белому.)

26. Напиши 3 фразеологизма с повторяющимися словами.

                   (Зуб на зуб не попадает; бок о бок; с глазу на глаз; из конца в конец; изо дня

                       в день; со дня на день; с минуты на минуту; от слова до слова.)

27. Отгадай задуманные слова и составь с ними по одному устойчивому сочетанию. 

1) Их заговаривают, скалят, кладут на полку.

2) Под ними теряют почву, их под собой не чуют, под ними путаются.

3) Его задирают, с ним остаются, за него водят.  

Что это?

1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют,

вмешиваясь не в своё дело.

2. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают;

не бельё, а их развешивают доверчивые и любопытные.

3. Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в

поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не

 ценит.

4. Её заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом

расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно

  сговориться; её «просит» рваная обувь.

5. Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом;

её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей;

в  неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими.

6. Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подве-

шен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут или дёргают,   

настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят  

 говорить лишнего, его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь вкусным;

на нём вертится то, что вот-вот вспомнишь. 

29. Напиши 3 фразеологизма со словами

1) глаз, зуб, нога;              2) язык, рука, нос;

3) ухо, держать, взять;       4) выйти, встать, дать.

30. Соедините крылатые выражения, противоположные

по значению.

Хоть иголки собирай
Заварить кашу
В час по чайной ложке
Повесить нос
Душа в душу
Сидеть сложа руки
Воспрянуть духом
Жить как кошка с собакой
Ни зги не видно
Работать не покладая рук
Расхлёбывать кашу
Одним духом

 

          


31. Выпиши из данных словосочетаний фразеологизмы–антонимы.

Трудиться засучив рукава.  Потерять голову.

Работать спустя рукава.      Пропустить мимо ушей.

Заговаривать зубы.             Навострить уши.

Язык без костей.                 Водой не разольёшь.

Проглотить язык.

32. Закончите крылатые выражения, встречающиеся во многих сказках:

Поди туда – не знаю куда, …    принеси то – не знаю что.

Скоро сказка сказывается, …   не скоро дело делается.

Я там был, мёд-пиво пил, …          по усам текло, в рот не попало.

Это всё присказка, …               сказка будет впереди.

В некотором царстве, …           в некотором государстве.

Жили-были …                          дед да баба.

33. Когда мы говорим ослиное упрямство, мы подразумеваем «очень сильно, непреодолимое упрямство». Есть еще много выражений, связанных с животными.

   Объясните значение следующих выражений:

Черепаший шаг - …                 очень медленное движение.

Орлиное зрение - …                очень острое зрение.

Лебединая шеи - …                 длинная, тонкая шея.

Львиная доля - …                    большая часть.

Орлиный нос - …                     прямой нос с горбинкой.

Лебединая песня - …                    последнее проявление таланта.

Ежовые рукавицы - …                 очень строгое, суровое обращение.

Крокодиловы слёзы -…                лживое, лицемерное, показное горе.

    Приведи свои примеры подобных выражений.

                                                       (Собачья жизнь, волчий голод, собачья верность и др.)

34. Назови сравнения.  

Извивается как …         змея.                      Спит как …                 сурок.

Долбит как …              дятел.                     Трещит как …              сорока.

Сражается как …          лев.                      Здоровый как …          бык.

Налетел как …            ястреб.                    Голоден как …            волк.

Надут как …                индюк.                    Хитёр как …                лиса.

Нем как …                   рыба.                     Труслив как …             заяц.

Грязный как …            свинья.                    Упрямый как …            осёл.

Изворотлив как …         уж.              

Болтлив как …      сорока или попугай.

 

35. Назови постоянные сравнения.

1.Тщетельно, заботливо охранять что-либо.       Беречь как зеницу ока.

 2. Всё видно очень ясно, отчётливо.                   Видно как на ладони.

3. Проливной дождь, ливень.                        Льёт как из ведра.

4. Чувствовать себя неловко; беспокоиться, волноваться, нервничать.

                                                                       Сидеть как на иголках.

  1. Появляться быстро, в большом количестве. Как грибы после дождя.
  2. Дело идёт с трудом, еле ладится.              Скрипит как несмазанное колесо.
  3. Рухнуть тяжело, всем телом.                     Повалиться как сноп.
  4. Очень быстро бежать.                               Лететь как стрела.
  5. Ничего не действует на кого-либо.            Как с гуся вода.

10.Быть в постоянных хлопотах, суетиться.    Вертеться как белка в колесе.

11.Очень много людей в тесном помещении.  Как сельдей в бочке.

12.Хорошо, свободно, непринуждённо себя чувствовать. Как рыба в воде.

36. Устойчивые выражения заблудились. Соедини их в нужное предложение.

Дождь лил
Скоро дело наладилось и пошло
Я знал городские переулки
Гости свалились
Он всегда врёт
У себя во дворе Мишка был
как снег на голову
Как сивый мерин
как рыба в воде
как из ведра
как по маслу
как свои пять пальцев

 

  

 

 

Список литературы.

1.Белицкая Н.Г., Орг А.О.

«Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы».

Москва, «Айрис-пресс», 2005

2.Составитель Волина В.В.

«Занимательное азбуковедение».

Москва, «Просвещение», 1991

3.Составитель Дьячкова Г.Т.

«Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы».       

Волгоград, «Учитель»,2006

4.Ерёмушкина О.А.

«Школьные олимпиады для начальных классов».

Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005

5.Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В.

«Учим русский с увлечением».

Москва, «5 за знания», 2005

6. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В.

«Учим русский с увлечением – 2».

Москва, «5 за знания», 2005

7.Королёва Е.В.

«Предметные олимпиады в начальной школе. Математика.

Русский язык. Литература. Природоведение. Методические

рекомендации для руководителей образовательных учреждений».

Москва, АРКТИ, 2005

8.Составитель Огурэ Л.Б.

«Московский интеллектуальный марафон. Сборник заданий.

1-4 класс».

Москва, «Интеллект-Центр», 2002

9.Узорова О.В., Нефёдова Е.А.

«Мой первый экзамен по русскому языку».

Москва, «Аквариум», 2000

10.Ушаков Н.Н.

«Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах».

Москва, «Просвещение», 1978

11.Шведова Л.М.

«Развитие логического мышления, сообразительности, воображения

и интеллекта. Детям 5-12 лет».

Донецк, ООО ПКФ «БАО», 2005

12. «Я иду на урок в начальную школу. Внеклассная работа.

Олимпиады и интеллектуальные игры».

Москва, «Первое сентября», 2000

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.173 с.)