Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации



В компетенцию конституционного (уставного) суда входит рассмотрение вопросов

соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также толкование конституции (устава) субъекта РФ.

Решения, принятые конституционным (уставным) судом субъекта РФ в пределах его

полномочий, не могут быть пересмотрены каким-либо иным судом.

Порядок судопроизводства в этих судах устанавливается законом соответствующего

субъекта РФ, а финансирование осуществляется за счет бюджета субъекта.

Мировые судьи

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Они рассматривают

единолично в качестве суда первой инстанции наиболее простые гражданские и уголовные дела,

дела об административных правонарушениях, отнесенные федеральным законом к их компетенции, а также рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых ими и вступивших в законную силу.

Порядок организации и деятельности мировых судей устанавливается Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации", другими федеральными законами, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

 

Отличительные признаки судебной системы РФ:

1. Суд. с-ма РФ устанавливается Конст-й РФ и ФКЗ. Создание чрезвыч-х судов не допускается.

Это обеспечивает:

- стабильность суд. с-мы РФ

- не допускает возможности ее изменения путем применения иных ФЗ, з-в SРФ или др. НПА.

- искл-т возм-ть передачи суд-х ф-й каким-либо иным органам, создаваемым вне рамок суд. с-мы.

Изменение с-мы суд. ор-в возможно только путем внесения соответствующих поправок в Конст. РФ и ФКЗ.

2. Конст. РФ и з-н о суд-й с-ме РФ устанавливают исчерпывающий перечень судов, которые образуют единую суд. с-му.

3. Суд. с-ма РФ построена в соотв-и с нац-гос и адм-территориальным делением страны и состоит из федеральных судов и судов субъектов РФ.

13. Федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации, их соотношение.

К числу федеральных судов относятся: КС РФ, ВС РФ, ВС Р, К, О, ГФЗ, АО и АО, районные суды, военные и специализированные СОЮ, фед. АСО, ААС, АСS РФ

К судам SРФ относятся: К(У)СSРФ и являющиеся СОЮ мировые судьи (ч. ч. 2-4 ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ»). К(У)СSРФ создается SРФ. Это аналог КС РФ, но на уровне не РФ, а всего лишь SРФ.

И соответственно он рассматривает вопросы соответствия законов SРФ, НПА органов гос. власти S РФ, органов МСУ S РФ не Конст. РФ, а Конст(У) S РФ.

Кроме того, он правомочен производить толкование самой Конст. (У) S РФ. Каждым S РФ самостоятельно разрабатывается и устанавливается законом S РФ порядок осуществляемого К(У)С данного S РФ судопроизводства.

 Между тем одно из положений, составляющих данный порядок закреплено в ч. 4 ст. 27 ФКЗ «О судебной системе РФ». Оно заключается в том, что решение К(У)С S РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Так как это не фед. орган, а суд S РФ, то и его финансирование производится за счет средств бюджета соответствующего S РФ, а не за счет фед. бюджета. 

 

14. Система судов общей юрисдикции (общ. характеристика).

К СОЮ относятся ВС РФ, ВС Р, К, О, ГФЗАО. и АО, Р(городские), военные специализированные суды, мировые судья.

Полномочия, устанавливаются Конституцией РФ, ФКЗ "О судебной системе РФ"

Полномочия, мировых судей устанавливаются ФКЗ "О судебной системе РФ" и ФЗ,

1. создаются и упраздняются только ФЗ.

2. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами SРФ

3.Расмотр дел в состязательности и равноправии сторон.

4.Судебная власть независимо от законодательных и исполнительных органов гос. власти

5.Разбирательство дел в суде открытое и закрытое заседание допускаеться только ФЗ

Осуществление правосудия разрешает споры и дела отнесенные к гражданским, административным и уголовным делам и иным делам отнесеных к Конст.РФ, ФКЗ и ФЗ.

 

15. Понятие судебных инстанций. Соотношение понятий «звено судебной системы» и «судебные инстанции».

Судебная инстанция – это группа судебных органов, обладающих равнозначными процессуальными полномочиями при производстве по конкретному делу.

Отнесение суда или судебного органа к той или иной инстанции не зависит от территории, на которой создан и действует суд. Здесь главным становится то, какой из судов рассмотрел данное дело по существу и как далее оно продвигалось по судебной системе, что происходило с делом в разные моменты производства. При производстве по любому делу могут участвовать суды I, II (апелляционной или кассационной) и надзорной инстанции.

Судом I инстанции называется суд, рассматривающий и разрешающий дело по существу. В роли суда I инстанции может оказаться любой из СОЮ.

Судом II инстанции называется суд, проверяющий решения нижестоящего суда, не вступившие в законную силу.

Производство во II инстанции для СОЮ различается в зависимости от порядка проверки на две самостоятельные процедуры и может осуществляться в апелляционном или в кассационном порядке.

Апелляционная инстанция СОЮ проверяет законность и обоснованность решения, не вступившего в законную силу, вынесенного мировым судьей.

Кассационной инстанцией в подсистеме судов общ.юрисдикции называется суд, проверяющий не вступившие в законную силу решения, вынесенные фед. судами в качестве суда I инстанции, а также решения апелляционной инстанции. Кассационная инстанция в подсистеме арбитражных судов – это судебный орган, проверяющий решения арбитражных судов SРФ, вступившие в законную силу, и решения апелляционных судов.

Надзорная инстанция – это судебный орган вышестоящего суда, правомочный проверять решения нижестоящих судов (I, апелляционной, кассационной и нижестоящей надзорной инстанции), вступившие в законную силу.

Через систему судебных инстанций, обеспечивается функциональная связь всех судов отдельной подсистемы и единство всей судебной системы.

Звено судебной системы – это суды, наделенные законом однородными полномочиями (например, суды полномочные рассматривать дела только по существу, суды, рассматривающие дела по существу и в апелляционном порядке, суды, рассматривающие дела по существу, в кассационном и в надзорном порядке) и занимающие одинаковое организационное место в судебной системе.

 

16. Понятие первой инстанции. Суды, реализующие полномочия первой инстанции.

Судом I инстанции называется суд, рассматривающий и разрешающий дело по существу.

Этот суд первым принимает дело к производству. Суд I инстанции исследует все доказательства, выслушивает доводы и аргументы сторон, после чего принимает решение по существу спора или обвинения. При рассмотрении уголовного дела это может быть обвинительный или оправдательный приговор или постановление о прекращении уголовного дела. При рассмотрении гражданского дела это может быть, например, решение об удовлетворении иска или отказе в его удовлетворении, постановление о мировом соглашении между сторонами.

В роли суда I инстанции может оказаться любой из судов общ.юрисдикции. В подсистеме арбитражных судов дела по I инстанции вправе рассматривать суды первого звена., суд I инстанции может действовать или в составе судьи, единолично рассматривающего дело, или в коллегиальном составе (3 проф.судьи, или судья и 12 присяжных заседателей, или судья и 2 арбитражных заседателя).

 

17. Понятие апелляционной инстанции. Суды, реализующие полномочия апелляционной инстанции.

Апелляционная инстанция СОЮ проверяет законность и обоснованность решения, не вступившего в законную силу, вынесенного мировым судьей.

Ей даны полномочия повторно исследовать доказательства по делу, в том числе и новые, которые не исследовались судом I инстанции. На основании непосредственного их исследования апелляционная инстанция дает оценку правосудности решения суда I инстанции и может признать жалобу необоснованной и оставить решение суда I инстанции без изменения. Признав жалобу обоснованной, она вправе отменить решение суда I инстанции и вынести новое решение по существу дела.

Функцию апелляционной инстанции выполняют только районные суды, где дела в апелляционном порядке рассматриваются единолично судьей данного дела.

Для арбитражных судов апелляционный порядок проверки установлен для решения суда субъекта РФ, не вступивших в законную силу. С целью выполнения этой ф-ции формируются 20 арбитражных апелляционных судов. Каждый из них будет обслуживать группу арбитражных судов субъектов РФ, определенную Законом об арбитражных судах. суд апелляционной инстанции рассматривает жалобы в составе трех проф.судей.

 

18. Понятие кассационной инстанции. Суды, реализующие полномочия кассационной инстанции.

Кассационной инстанцией в подсистеме СОЮ называется суд, проверяющий не вступившие в законную силу решения, вынесенные фед. судами в качестве суда I инстанции, а также решения апелляционной инстанции.

Полномочиями кассационной инстанции наделяются спец.судебные органы в составе вышестоящих судов. Так, для районного суда роль кассационной инстанции выполняют судебные коллегии вышестоящего суда SРФ. Если I инстанцией был суд SРФ, то для него кассационной инстанцией будет соответствующая коллегия ВС РФ. Решения ВС РФ, вынесенные по I инстанции, в кассационном порядке проверяются кассационной коллегией данного суда. Кассационная инст. всегда действует в составе трех проф.судей вышестоящего суда.

Кассационная инстанция в подсистеме арбитражных судов – это судебный орган, проверяющий решения арбитражных судов субъектов РФ, вступившие в законную силу, и решения апелляционных судов, поэтому ее нельзя назвать II инстанцией.

Функции кассационной инстанции выполняют фед. арбитражные суды округов (с. 24 Закона «об арбитражных судах»). Кассационная инстанция действует в составе трех проф.судей.

19. Составы суда при рассмотрении дел в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.

Судом I инстанции называется суд, рассматривающий и разрешающий дело по существу.

В роли суда I инстанции может оказаться любой из СОЮ. суд I инстанции может действовать или в составе судьи, единолично рассматривающего дело, или в коллегиальном составе (3 проф.судьи, или судья и 12 присяжных заседателей, или судья и 2 арбитражных заседателя).

Апелляционная инстанция СОЮ проверяет законность и обоснованность решения, не вступившего в законную силу, вынесенного мировым судьей. Суд апелляционной инстанции рассматривает жалобы судьей единолично.

Кассационной инстанцией в подсистеме СОЮ называется суд, проверяющий не вступившие в законную силу решения, вынесенные фед. судами в качестве суда I инстанции, а также решения апелляционной инстанции. Кассационная инстанция действует в составе трех проф.судей.

Надзорная инстанция – это судебный орган вышестоящего суда, правомочный проверять решения нижестоящих судов (I, апелляционной, кассационной и нижестоящей надзорной инстанции), вступившие в законную силу. В подсистеме СОЮ такими полномочиями наделяются президиумы судов SРФ и окружные (флотские) ВС, судебные коллегии ВС РФ, Президиум ВС РФ.

Согласно УПК РФ на суде докладывает судья-член президиума, решение выносит прокурор.

 

20. Районный суд: понятие, состав и полномочия. Председатель районного суда, его права и обязанности.

Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"

Районные суды представляют собой основное звено судов общей юрисдикции.

Полномочия районного суда:

1 рассматривает все угол., гражд. и админ. дела в к ачестве суда 1 инстанции, за исключением дел, отнесенных ФЗ к подсудности других судов.

2. В случаях, установленных ФЗ, рассматривает дела об админ. правонарушениях.

3. вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конст. РФ в КС РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

4. рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

5. в соответствии с ФЗ рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей), которые назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и судей районного суда. Рассмотрение дел проводится судьей единолично или коллегией из трех судей. Рассмотрение дел в апелляционном порядке осуществляется. судьей Р суда единолично.

Председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи и иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

3) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;

4) организует работу по повышению квалификации судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

 

21. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа: состав, структура, полномочия.

ВС Р, К, О, ГФЗ, АО и АО являются фед СОЮ, нижестоящими по отношению к ВС РФ и вышестоящими для Р(городского) судов, действующих на территории соответствующего SРФ.

Полномочия, порядок образования BC SРФ устанавливаются ст.20 Закона "О судебной системе РФ", Полномочия BC SРФ:

•         рассмотрение угол. и гражд. дел, дел об админ. правонарушениях в пределах своей компетенции в качестве суда 1 и кас. инстанции в порядке надзора и по новым и вновь открывшимся обстоятельствам;

•         изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики;

•         реализация права законодательной инициативы в законодательном органе соответствующего SРФ в соответствии с К(У)SРФ.

Верховный суд SРФ действует в составе Президиума, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, иных судебных коллегий.

Структура высших судов SРФ: президиум, судебные коллегии, помощники председателя и заместителя, помощники судей, администратор суда, аппарат суда, в т.ч. отделы - кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики;

 

22. Президиум Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: порядок его образования и работы, полномочия.

Состав: председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в кол-во, определяемом Президентом РФ.

Состав президиума суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя BC РФ. Утверждение состава президиума суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей данного SРФ. Срок, на который судьи назначаются членами президиума суда, законодательством не установлен.

Основные полномочия президиума верховного суда SРФ:

•         является надзорной инстанцией. возлагается рассмотрение дел по надзорным жалобам и представлениями на вступившие в законную силу решения, постановления районных судов и мировых судей, а также на кассационные определения судебных коллегий этого суда.

•         рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

•         заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий;

•         оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства;

Заседания президиума проводятся не реже двух раз в месяц. правомочно при наличии большинства членов президиума и во всяком случае не менее трех судей. дела рассматриваются по докладу члена президиума.

 

23. Председатель Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, его полномочия.

Назначается на должность Президентом РФ сроком на 6 лет по представлению Председателя ВС РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Полномочия

1) организует работу суда и руководит организацией работы судебных коллегий соответствующего суда;

3) созывает президиум суда и председательствует в его заседаниях;

4) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;

5) организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;

6) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

7) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

8) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Полномочия осуществляет по решению Председателя ВС РФ один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по решению Председателя ВС РФ один из судей этого суда.

 

24. Военные суды. Понятие, система, полномочия.

Военные суды Российской Федерации – это федеральные суды общей юрисдикции, входящие в судебную систему Российской Федерации, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

1. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах.

2. Военные суды создаются и упраздняются ФЗ. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Численность судей военных судов устанавливается Верховным Судом Российской Федерации в пределах общей численности судей федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

3. Особенности организации и деятельности военных судов в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими ФКЗ.

Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией РФ, ФКЗ "О судебной системе РФ"

Осущ. правосудие от имени РФ, рассматривая подсудные им дела в порядке гражд., админ. и угол. судопроизводства.

1.Военные суды осущ. правосудие самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ

2. Судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны.

3. Всякое вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность, предусмотренную ФЗ.

4. Гарантии независимости судей, установленные Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ, не могут быть отменены или снижены в отношении судей военных судов.

В систему военных судов входят кассационный военный суд, апелляционный военный суд, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

 

25. Апелляционный суд общей юрисдикции: полномочия, состав и структура.

полномочия определены ст. 307 ГПК.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции апелляционный суд вправе:

1) постановить определение об отклонении апелляционной жалобы и оставлении решения без изменений;

2) отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение по существу исковых требований;

3) изменить решение;

4) постановить определение об отмене решения суда первой инстанции и прекращении производства по делу или оставлении заявления без рассмотрения;

5) постановить определение о полной или частичной отмене решения суда первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

По результатам рассмотрения жалобы на определение суда первой инстанции апелляционный суд вправе:

1) постановить определение об отклонении апелляционной жалобы и оставлении определения без изменений;

2) отменить определение и постановить новое определение;

3) изменить определение;

4) отменить определение и передать вопрос на новое рассмотрение суда первой инстанции.

Апелляционный суд отклоняет апелляционную жалобу и оставляет решение без изменений, если признает, что суд первой инстанции принял решение с соблюдением норм материального и процессуального права. Не может быть отменено правильное по существу и справедливое решение по одним лишь формальным соображениям (ст. 308 ГПК).

Важным полномочием суда апелляционной инстанции является его право отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение по существу исковых требований или изменить решение.

Основания для отмены решения суда первой инстанции и принятия нового решения или изменения решения апелляционным судом являются:

– неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела;

– недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд считал установленными;

– несоответствие выводов суда обстоятельствам дела;

– нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.

Нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными, если применен закон, который не распространяется на эти правоотношения, или не применен закон, подлежащий применению.

Нарушения норм процессуального права могут быть основанием для отмены или изменения решения, если это нарушение привело к неправильному разрешению дела (ст. 309 ГПК).

Суд апелляционной инстанции может постановить определение об отмене решения суда первой инстанции и прекращении производства по делу или оставлении заявления без рассмотрения по основаниям, определенным статьями 205 и 207 ГПК. Если судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, смерть физического лица или прекращение юридического лица – стороны в спорных правоотношениях после принятия решения, которое не допускает правопреемства, не может быть основанием для применения требований ч. 1 ст. 310 ГПК.

Полномочием апелляционного суда является постановление определения о полной или частичной отмене решения суда первой инстанции и направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Оно обусловлено наличием нарушений, допущенных судом первой инстанции, которые не могут быть исправлены при рассмотрении дела в апелляционном порядке.

Основания для отмены решения суда и передачи дела на новое рассмотрение, определены ст. 311 ГПК. Решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в следующих случаях:

– дело рассмотрено неполномочным судьей или составом суда;

– решение принято или подписано не тем судьей, который рассматривал дело;

– дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, надлежащим образом не извещенных о времени и месте судебного заседания;

– суд разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не участвовавших в деле;

– суд рассмотрел не все требования, и этот недостаток не был и не мог быть устранен принятием дополнительного решения судом первой инстанции.

Заключения и мотивы, по которым отменены решения, являются обязательными для суда первой инстанции при новом рассмотрении дела (ст. 311 ГПК).

Апелляционный суд может постановить определение об отклонении апелляционной жалобы и оставлении определения без изменений по основаниям, предусмотренным ст. 312 ГПК. Рассмотрев жалобу на определение суда первой инстанции, апелляционный суд:

– отклоняет жалобу и оставляет определение без изменений, если судом первой инстанции постановлено определение с соблюдением требований закона;

– меняет или отменяет определение суда первой инстанции и постановляет определение по данному вопросу, если оно не было разрешено судом первой инстанции с нарушением норм процессуального права или при правильном решении было ошибочно сформулировано существо процессуального действия или основания его, применения;

– отменяет определение и передает вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции, если последний нарушил порядок, установленный, для его решения.

Структура судов

Апелляционные суды общей юрисдикции имеют в своем составе:

· президиум суда

· судебную коллегию по гражданским делам

· судебную коллегию по административным делам

· судебную коллегию по уголовным делам

Суд апелляционного производства, независимо от его предметной специфики, состоит из:

Президиума. Его составляют председатель и заместители председателя. В их компетенцию входит организация деятельности аппарата, анализ и унификация судебной практики.

Состава суда. Это непосредственно судьи, которые могут быть сгруппированы по коллегиям, например, – отдельно по гражданским, административным и уголовным делам.

Аппарата суда. Опекается организационной частью свершения правосудия. Апелляционная жалоба на решение суда попадает изначально в канцелярию, затем помощнику судьи, оформляется секретарем, а после рассмотрения попадает в архив – все это и есть составляющие судебного аппарата.

 

26. Кассационный суд общей юрисдикции: полномочия, состав и структура

1. По результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе:

1) оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3) отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) изменить либо отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;

6) оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379.1 настоящего Кодекса, или прекратить производство по кассационным жалобе, представлению, если после принятия кассационных жалобы, представления к производству суда от лица, их подавшего, поступило заявление об отказе от кассационных жалобы, представления и отказ принят судом в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса.

2. После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления кассационных жалобы, представления без рассмотрения, заинтересованное лицо вправе вновь обратиться в суд с кассационными жалобой, представлением.

В случае прекращения производства по кассационным жалобе, представлению повторное обращение того же лица по тем же основаниям в суд с кассационными жалобой, представлением не допускается.

3. Кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.

4. Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Кассационные суды общей юрисдикции имеют в своем составе:

· президиум суда

· судебную коллегию по гражданским делам

· судебную коллегию по административным делам

· судебную коллегию по уголовным делам

Кассационная инстанция имеет схожую с остальными структуру, хоть и с некоторыми особенностями, и состоит из:

Президиума. В него входит председатель суда и его заместители, которые решают организационные вопросы внутри суда и отвечают за обобщение практики.

Коллегий. В них объединяются судьи в зависимости от специализации. На третьей ступени в общей юрисдикции действуют коллегии по гражданским, административным и уголовным спорам. Кассационный военный суд может и не иметь их в своей структуре.

Аппарат а. Это та часть суда, которая обеспечивает его функционирование: систематизацию и хранение дел, фиксацию судебного процесса, материально-техническую базу.

 

 

27. Верховный Суд Российской Федерации. Структура и полномочия.

ВС РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным и иным делам, подсудным СОЮ, осуществляет в предусмотренных ФЗ процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст.126 Конституции РФ).

Может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ устанавливаются ФКЗ.

ВС РФ действует в составе Пленума, Президиума, Кассационной коллегии, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии. Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, а также Военная коллегия утверждаются Пленумом ВС РФ из числа судей ВС РФ. Судебные коллегии ВС РФ подразделяются на судебные составы по 6-8 судей ВС РФ.

Полномочия ВС РФ:

1) осуществление правосудия: в пределах своей компетенции рассматривает дела, подсудные СОЮ, в качестве суда кассационной инстанции, в порядке надзора, ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств, а в случая, предусмотренных ФЗ, - также в качестве суда 1 инстанции.

2) иные полномочия: изучает и обобщает судебную практику;

 

28. Пленум Верховного Суда Российской Федерации. Состав и полномочия. Разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, их значение.

Пленум ВС РФ действует в составе Председателя Суда, его заместителей и всех судей ВС РФ.

Полномочия Пленума оговорены в ст.58 Закона «О судоустройстве РСФСР»:

1) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представлении Ген. прокурора РФ и Министра юстиции РФ

2) утверждает по представлению Председателя ВС РФ составы судебных  коллегий и кандидатуру секретаря Пленума ВС РФ;

3) утверждает по представлению Председателя ВС РФ состав Научно-консультативного совета при ВС РФ;

5) заслушивает сообщения о работе Президиума ВС РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий ВС РФ о деятельности коллегии;

6) рассматривает представления Председателя ВС РФ о несоответствии постановлений Пленума ВС РФ действующему законодательству или другим постановлениям Пленума ВС РФ;

Пленум ВС РФ: не обладает судебными полномочиями. Созывается не реже одного раза в 4 месяца. правомочно не менее двух третей полного состава. Принимают участие Ген. прокурор РФ и министр юстиции РФ. Участие Ген. прокурора РФ обязательно. Постановления принимаются открытым голосованием. Постановления подписывает Председатель ВС РФ и секретарь – судья ВС РФ.

 

29. Президиум Верховного Суда Российской Федерации. Состав, порядок формирования, полномочия.

Президиум ВС РФ состоит из 13 судей: Председатель ВС РФ, его заместителей,. Члены Президиума утверждаются на должность Советом Федерации Фед.Собрания РФ по представлению Президента РФ, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Президиум ВС РФ является высшей судебной инстанцией в РФ полномочием проверка законности обоснованности и справедливости вступивших в законную силу решений, постановленных нижестоящими судами, в порядке надзора. Постановление Президиума ВС РФ

Другие полномочия Президиума ВС РФ:

•         рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

•         рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата ВС РФ;

•         оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту работу с Министерством юстиции РФ;

•         осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заседания проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. Постановление принимается большинством голосов членов Президиума. Президиум ВС РФ выносит постановление которое подписывается Председателем ВС РФ.

 

30. Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Состав, порядок формирования, полномочия

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам утверждаются президиумом суда из числа судей соответствующего суда.

Полномочия судебных коллегий определены ст.36, 48 Закона "О судоустройстве РСФСР", ст.31, 109, 463 УПК РФ, ст.27 ГПК РФ,

В качестве суда I инстанции судебные коллегии рассматривают:

1) уголовные дела:

•         о преступлениях, большая часть отнесена к числу тяжких или особо тяжких: терроризм, гос.измена, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля,

•         содержатся сведения, составляющие гос.тайну (п.3 ч.3 ст.31 УПК РФ);

•         по жалобам на решения Ген. прокурора РФ (ч.1 ст.463 УПК РФ);

•         о продлении срока содержания под стражей свыше 12 месяцев в период проведения предварительного расследования в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений (ч.3 ст.109 УПК РФ);

2) гражданские дела:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.135 с.)