Сказание о князьях владимирских 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сказание о князьях владимирских



 

Сказание о князьях владимирских - литературно-публицистический памятник XVI века, использовавшийся в политической борьбе за укрепление авторитета великокняжеской, а затем царской власти. Относится к литературному жанру политической легенды. В основе «Сказания» лежат две легенды:

- о происхождении русских великих князей от римского императора Августа через легендарного Пруса, который, с одной стороны, состоял в родстве с Августом, с другой — якобы был родственником Рюрика;

- о приобретении Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора Константина Мономаха;

Этa лeгeндa, a eй в тo вpeмя был пpидaн xapaктep иcтopичecкoй дocтoвepнocти, cлyжилa вaжным пoлитичecким cpeдcтвoм oбocнoвa​ния пpaв мocкoвcкиx вeликиx князeй нa цapcкий титyл и нa caмoдep​жaвнyю фopмy пpaвлeния гocyдapcтвoм, coдeйcтвoвaлa yкpeплeнию внyтpипoлитичecкoгo aвтopитeтa этoй влacти и cпocoбcтвoвaлa yпpo​чeнию мeждyнapoднoгo пpecтижa Mocкoвcкoгo гocyдapcтвa.

Время появления обеих этих легенд не установлено. В начале 16 в. легенды были соединены в «Послании» тверского церковного писателя-публициста Спиридона-Саввы, претендовавшего на престол митрополита всея Руси. На основе «Послания» была составлена 1-я редакция «Сказания».

Написание С. следует связывать с деятельностью литературного окружения Максима Грека и Вассиана Патрикеева в период, когда последний был близок великому князю Василию III. Это подтверждают сохранившиеся материалы книгописной мастерской Михаила Медоварцева, который как профессионал-писец в 1518—1525 гг. работал под руководством Максима Грека и был тесно связан с Вассианом Патрикеевым.

Однако в научной литературе высказывалось иное мнение о времени создания С.: И. Н. Жданов и А. А. Зимин относили это произведение к концу XV в. По предположению А. Л. Гольдберга, автором сказания был Дмитрий Герасимов, согласно И. Жданову — легенда была создана ранее Пахомием Сербом.

Авторы сказания преследовали цель создать произведение, которое могло быть использовано в политической практике Русского государства. В первую редакцию включено родословие великих князей литовских, в основу которого положена легенда о низком происхождении первого князя литовского Гедимина, чем подчеркивалось превосходство русской династии над правителями Литовского княжества. В 10—20-х годах XVI века, когда велась упорная борьба с Литвой за пограничные земли, эта часть произведения имела актуальное политическое значение.

Текст С. был вновь переработан в связи с подготовкой венчания на царство Ивана IV, в результате чего появилась 2-я редакция. Рассказ о приобретении Владимиром Мономахом царских регалий был помещен как вступительная статья к чину венчания Ивана IV на царство в 1547 г. Сюжет этого рассказа передан в виде рельефов, украшающих “царское место” Ивана IV, которое было установлено в 1551 г. в Успенском соборе Московского Кремля.

Идеи С. были реализованы в дипломатических спорах при Василии III и Иване IV. Легенда о происхождении русских великих князей от Августа была использована составителями Воскресенской летописи, позднее была помещена как вступительная статья к Государеву родословцу 1555 г., включена в Степенную книгу.

 

ИВАН ПЕРЕСВЕТОВ

ПЕРЕСВЕ́ТОВ Иван Семёнович (16 в.), др.-рус. книжник. Выходец из Западной (Литовской) Руси. Сведения о жизни П. содержатся в его сочинениях – в Малой и Большой челобитных, адресованных Ивану IV Васильевичу Грозному. Сочинения П. были написаны в кон. 1540-х гг. и тогда же переданы Ивану IV. Личность Ивана Семеновича Пересветова долгое время казалась загадочной. Н. М. Карамзин, а вслед за ним М. Н. Покровский считали, что Пересветов никогда не существовал, а имя его является просто псевдонимом, может быть даже самого Ивана Грозного. Теперь многие вопросы, связанные с происхождением Пересветова и с историей его произведения, могут считаться решенными в новом исследовании А. А. Зимина.

Сохранилась челобитная Пересветова на царское имя, в которой он рассказывает о своей судьбе. Пересветов жил в разных странах: в Молдавии, в Венгрии, в Польше. Некоторое время он служил у румынского, «волошского» воеводы Петра. В Россию Пересветов вернулся около 1540 г. Сочинения Пересветова сохранились в различных редакциях, причем не всегда легко установить, с чем мы имеем дело, с компиляцией, использовавшей творение Пересветова, или с его подлинным произведением.

Осн. идеи произведений Пересветова, сохранившихся в сборниках 17 в., – укрепление армии и забота о «воинниках», реформа адм. управления и усиление самодержавной власти, пресечение судебного мздоимства, ограничение влияния вельмож-бояр, царская «гроза» как основа благополучия государства, необходимость завоевания Казанского царства – в точности соответствуют преобразованиям и воен. акциям, начатым Иваном IV в 1550-е гг. Пересветов в целом выражает интересы дворянства, но отрицает порабощение людей как дьявольское наущение. Для Пересветова характерна антитеза «веры» и «правды», причём «правда» – справедливое гос. устройство – ставится им выше «веры», характеризующей отношение человека к Богу, поскольку соблюдение «правды» – исполнение Божественной воли.

В своем «Сказании» Пересветов рассказывает, что султан Магмет по завоевании Царьграда будто бы велел собрать все книги греческого закона и приказал их истребить. Только по молитве патриарха книги были спасены. Пересветов противопоставляет твердое правление Магомета слабому правлению последнего греческого царя Константина.

Идеализация турецкого правления характерна и для многих западноевропейских сочинений XVI в. Так и Магмет-Салтан у Пересветова наделен чертами идеального государя. Но этот идеальный государь, по существу, живет в обстановке, заимствованной из русской действительности. Магмет, по «Сказанию» Пересветова, отменил наместничества. Он «дал суд во все царство» и жестоко казнил неправедных судей, приказывая с них с живых сдирать кожу, ведь «как конь под царем без узды, так царство без грозы». Особое значение Пересветов придает военным реформам Магмета. Даже успех турецких завоеваний объяснен Пересветовым тем, что султан постоянно держит войско «для того, чтобы царство не оскудело». У Магмета имеется 40 тыс. янычаров, которые верно ему служат.

Совсем иные порядки были при греческом царе Константине. При нем вельможи его богатели, пользуясь малолетством царя, и суды были неправедны. Так, под аллегорическими образами султана и христианского царя Пересветов рисует два образа правления: турецкое (самодержавное) и русское, сохранившее пережитки феодальной раздробленности. Турецкий способ правления выше русского, развращенного, но это может быть изменено.

Идеология Пересветова — это идеология служилого человека. Поэтому он выдвигает программу создания нового войска из служилых людей. Такая программа была отчасти осуществлена уже в 1550 г., когда тысяча «лучших» дворян была поселена на землях вокруг Москвы. Сам Пересветов, судя по его челобитной, принадлежал к числу служилых людей, ненависть которых была направлена главным образом против бояр. В обуздании боярского самовластия сильной властью самодержавного царя Пересветов видел возможность дальнейшего развития Российского государства.

Сочинения Пересветова переписывались и дополнялись, что является само по себе доказательством того интереса, какой они имели для современников. Его произведения вошли в состав многих списков Хронографа третьей редакции.

 

ПРОТОПОП АВВАКУМ

 

АВВАКУ́М Петров - протопоп, идеолог старообрядчества. Из семьи свящ. Петра, мать – Мария – оказала серьёзное влияние на нравств. развитие А. С 1642 диакон, с 1644 священник с. Лопатищи. Летом 1647 из-за преследований местного «начальника» бежал с женой и сыном в Москву.

Дар проповедника, дар исцеления больных и бесноватых, готовность «душу положить за овцы своя» привлекали к нему многочисленных чад из всех слоев общества. Но суровые обличения произвола местных властей и нравственной распущенности паствы вызывали недовольство и озлобление, вследствие чего он не раз был биен едва не до смерти и гоним. Ища защиты в Москве, сблизился там с кружком ревнителей благочестия.

Никоновские реформы застали Аввакума в Москве, где он служил в церкви Казанской Божией Матери на Красной площади. Сторонники Никона не гнушались самыми жестокими средствами: пытки, уморение голодом, сожжение на костре. Аввакум был посажен «на чепь», потом вместе с семьей сослан в Тобольск, затем еще дальше на восток, в Даурию (Забайкальский край), под начало «лютого воеводы» Пашкова.

После десятилетнего скитания в невероятно тяжелых условиях Сибири, где он потерял двух малолетних детей, страдальца вызывают в Москву и убеждают принять Никоновы новины. Но Аввакум остается непреклонен. Опять ссылка, теперь уже на север. Перед собором 1666 года Аввакума вновь привозят в Москву, в Боровский монастырь, и десять недель уговаривают отказаться от борьбы, но тщетно.

Беззаконно расстриженный и преданный анафеме, вместе со своими единомышленниками иереем Лазарем, дияконом Феодором и иноком Епифанием он был отправлен в далекий Пустозерск, расположенный близ Северного моря, в край вечной мерзлоты, где в земляной яме томился 15 лет. Лишенный возможности устной проповеди, Аввакум пишет и через верных людей рассылает по всей Руси послания, толкования и утешения чадам Церкви Христовой. Ныне известно более 90 творений святого, и почти все они созданы в годы пустозерского заточения. Здесь же им написано знаменитое «Житие».

Житие́ протопопа́ Авваку́ма — уникальный памятник русской литературы XVII века. У «жития» есть главное отличие от других произведений того времени — грубый язык, жестокий нрав, нарочитая простота. В произведении не отражены литературные каноны и нормы. В русской литературе Аввакум положил начало автобиографии, до него она практически не существовала. В отличие от канонических житий, здесь много бытовых подробностей, например, о жене, о хорошем отношении к ней. Композиция тоже имеет отличительную особенность — житие заканчивается не смертью.

14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозерске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и патриарха Иоакима, решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозерске.

Аввакуму приписывают 43 сочинения — знаменитое «Житие протопопа Аввакума», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и другие. Вероучительные взгляды Аввакума Петровича достаточно традиционны, его любимая область богословия — нравственно-аскетическая. Полемическая направленность выражается в критике реформ Никона, которые он ставит в связь с католичеством.

В старообрядчестве на протяжении всей его истории являлся авторитетной и знаковой фигурой и почитается как священномученик и исповедник. Долгое время сочинения Аввакума были известны только старообрядцам. В XIX—XX веках творчество Аввакума (прежде всего «Житие», а затем и другие сочинения) было опубликовано для широкого круга читателей и стало считаться одним из наиболее ярких памятников русской средневековой литературы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.011 с.)