Территориальная организация местного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Территориальная организация местного самоуправления



 

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ (с учетом последующих изменений) в Российской Федерации могут существовать муниципальные образования 8 видов: муниципальные районы, городские и сельские поселения, муниципальные округа (с 2019 года), городские округа, городские округа с внутригородским делением (с 2014 года), внутригородские районы (с 2014 года), внутригородские территории (внутригородские муниципальные образования) в городах федерального значения. Общее число муниципалитетов подвержено изменениям в связи с преобразованиями, происходящими в ряде субъектов Российской Федерации.

По состоянию на 1 января 2019 года в Российской Федерации в соответствии с действовавшими на указанную дату законами субъектов Российской Федерации насчитывалось 21 452 муниципальных образования, в том числе:

1 731 муниципальный район;

1 488 городских поселений;

17 331 сельское поселение;

613 городских округа;

3 городских округа с внутригородским делением (города Махачкала, Самара, Челябинск);

19 внутригородских районов в городских округах c внутригородским делением;

267 внутригородских муниципальных образований в границах городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя).

По состоянию на 1 января 2020 года в Российской Федерации насчитывалось 20 819 муниципалитетов, в т.ч. 1 667 муниципальных районов, 1 392 городских и 16 800 сельских поселений, 39 муниципальных и 632 городских округа (количество городских округов с делением, внутригородских районов в городских округах с внутригородским делением и внутригородских муниципальных образований в 2019 году не менялось).

По состоянию на 1 июля 2020 года общее число муниципалитетов составило 20 354, число муниципальных районов – 1 612, городских поселений – 1 350, сельских поселений – 16 376, муниципальных округов – 95 (число муниципалитетов иных видов за первое полугодие 2020 года не поменялось).

Таблица 1. Изменение количества муниципальных образований в разбивке по видам

 в 2019 году и в первой половине 2020 года

Количество муниципальных образований, в т.ч.

По состоянию

на 1 января 2019 г. на 1 января 2020 г. на 1 июля 2020 г.
муниципальных районов 1 731 1 667 (–64) 1 612 (–55)
городских поселений 1 488 1 392 (–96) 1 350 (–42)
сельских поселений 17 331 16 800 (–531) 16 376 (–424)
муниципальных округов 0 39 (+39) 95 (+56)
городских округов 613 632 (+19) 632 (без изменений)
городских округов с делением 3 3 (без изменений) 3 (без изменений)
внутригородских районов 19 19 (без изменений) 19 (без изменений)
внутригородских территорий 267 267 (без изменений) 267 (без изменений)
ВСЕГО 21 452 20 819 (–633) 20 354 (–465)

Информация о количестве муниципальных образований в разрезе федеральных округов и субъектов Российской Федерации приводится в приложении 1.

Наименьшее число муниципальных образований расположено в Магаданской области (9), городе Севастополе (10) и Сахалинской области (18), наибольшее – в Республике Татарстан (956), Республике Башкортостан (895) и Республике Дагестан (761). Среднее число муниципалитетов в регионе, сохраняющее многолетнюю тенденцию к снижению, составило 252 в начале 2019 года, 245 в начале 2020 года и 239 в середине 2020 года.

Муниципальный район – сложносоставное муниципальное образование, состоящие из городских и сельских поселений и образующее двухуровневую систему местного самоуправления. В начале 2019 года муниципальные районы существовали в 79 из 85 субъектов Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, разделенных между внутригородскими муниципальными образованиями, а также Калининградской, Магаданской и Сахалинской областей, состоящих только из городских округов). К середине 2019 года преобразовала все муниципальные районы в городские округа и перешла на полностью одноуровневую систему организации местного самоуправления Московская область, в начале 2020 года ее примеру последовал Ставропольский край (после чего число оставшихся субъектов Российской Федерации с муниципальными районами составило 77). Во всех субъектах Российской Федерации, в которых есть муниципальные районы, существуют и сельские поселения, а в большинстве из них – также городские поселения. Исключение составляют Республика Алтай, Республика Ингушетия, Пермский край, Оренбургская и Тюменская области, в которых есть муниципальные районы и сельские поселения, но нет городских поселений.

Число муниципальных районов в субъекте Российской Федерации составляет от 1 (Заполярный район Ненецкого автономного округа) до 59 (в Алтайском крае), их среднее число в расчете на каждый субъект Российской Федерации (в котором они в принципе существуют) составляет 21 – 22 муниципальных района.

Муниципальные районы насчитывают от 2 – 3 до нескольких десятков поселений. Единственным муниципальным районом, не имеющим поселений, является Северо-Енисейский район Красноярского края, существующий в соответствии с Федеральным конституционным законом от 14 октября 2005 г. № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа». Согласно Федеральному закону № 87-ФЗ преобразования, результатом которых стало бы образование муниципального района с единственным поселением, не допускаются. Ранее существовавший Алеутский муниципальный район Камчатского края, располагавшийся на Командорских островах и состоявший из единственного Никольского сельского поселения, в апреле – мае 2020 года был преобразован в муниципальный округ.

Как правило, муниципальный район состоит из городских и сельских поселений или только из сельских поселений. Муниципальные районы, состоящие только из городских поселений (например, Еманжелинский и Коркинский районы Челябинской области) представляют собой крайне редкое явление. Среднестатистический муниципальный район насчитывает 1 городское и 9,5 – 10 сельских поселений, а максимально зафиксированное число поселений в муниципальном районе составляет 42 (Хасавюртовский район Республики Дагестан). Межселенные территории к началу 2020 года существовали в 111 муниципальных районах, а к началу июля 2020 года – в 105 муниципальных районах), расположенных в границах 21 субъекта Российской Федерации (Республики Бурятия, Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Республики Хакасия; Забайкальского, Камчатского, Красноярского, Приморского и Хабаровского краев; Амурской, Архангельской, Иркутской, Псковской, Самарской, Свердловской, Томской и Тюменской областей, Ненецкого, Ханты-Мансийского, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов).

Городские округа существуют в 82 субъектах Российской Федерации (во всех, кроме городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). По одному городскому округу существует в 7 субъектах Российской Федерации – Республике Калмыкия (г. Элиста), Республике Северная Осетия – Алания (г. Владикавказ), Ленинградской области (г. Сосновый Бор), Новгородской области (г. Великий Новгород), Омской области (г. Омск), Еврейской автономной области (г. Биробиджан), Ненецком автономном округе (г. Нарьян-Мар), максимальное их число (68 городских округов) – в Свердловской области. Только из городских округов к началу 2019 года состояли 3 субъекта Российской Федерации (Калининградская, Магаданская, Сахалинская области), с середины 2019 года к ним добавилась Московская область, а с середины 2020 года – еще и Ставропольский край. Среднее число городских округов в субъекте Российской Федерации (без учета городов федерального значения, в которых городских округов нет) составляет около 7,5.

38 городских округов в пределах 22 субъектов Российской Федерации (Республики Башкортостан, Алтайского, Забайкальского, Камчатского, Красноярского, Пермского и Приморского краев, Амурской, Архангельской, Астраханской, Владимирской, Кировской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Саратовской, Свердловской, Тверской, Томской и Челябинской областей) обладают статусом закрытых административно-территориальных образований (далее – ЗАТО).

12 городских округов в пределах 5 субъектов Российской Федерации – города Дубна, Жуковский, Королев, Протвино, Пущино, Реутов, Фрязино и Черноголовка в Московской области, город Бийск в Алтайском крае, город Обнинск в Калужской области, город Мичуринск в Тамбовской области и поселок Кольцово в Новосибирской области, а также одно внутригородское муниципальное образование в г. Москве (округ Троицк) обладают статусом наукоградов.

3 городских округа с внутригородским делением (Махачкала, Самара и Челябинск) являются административными центрами и крупнейшими городами своих субъектов Российской Федерации – Республики Дагестан, Самарской и Челябинской областей, и содержат в общей сложности 19 внутригородских районов. При этом город Челябинск (7 внутригородских районов) получил статус городского округа с внутригородским делением в 2014 году, город Махачкала (3 внутригородских района) и город Самара (9 внутригородских районов) в 2016 году, с тех пор количество городских округов с внутригородским делением остается неизменным, а новые проекты их образования не рассматриваются.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе образовано в общей сложности 267 внутригородских муниципальных образований, в том числе 146 муниципалитетов в Москве (из них 19 – бывшие поселения и 2 – бывшие городские округа Троицк и Щербинка Московской области, вошедшие в состав города Москвы в 2012 году), 111 муниципалитетов в Санкт-Петербурге (9 из них были образованы на основе городов и 21 – на основе поселков), 10 муниципалитетов в Севастополе (из них 4 были образованы на основе административных районов города, 1 – на территории города Инкерман, еще 5 – на пригородных территориях с поселками и сельскими населенными пунктами). Общее число внутригородских муниципальных образований остается неизменным с 2014 года.

В границах 85 субъектов Российской Федерации и более чем 20 тысяч муниципальных образований находится 155,5 тысяч населенных пунктов, из которых 1,1 тысячи – города, 1,3 тысячи – поселки городского типа, остальные – сельские населенные пункты.

При этом, в среднем, на одно городское поселение приходится
4 населенных пункта, на один городской округ с внутригородским делением –
6 населенных пунктов, на одно сельское поселение – 7 населенных пунктов,
на один городской округ – 27 населенных пунктов (на один городской округ – административный центр субъекта Российской Федерации – 10 населенных пунктов), на один муниципальный район – 75 населенных пунктов, на один муниципальный округ – 101 населенный пункт.

В течение 2019 года (с учетом вступивших в силу в этот период законов субъектов Российской Федерации) законами 30 субъектов Российской Федерации было произведено 172 преобразования муниципальных образований. Еще 78 преобразований произведены в 17 субъектах Российской Федерации в первой половине 2020 года.

Преобразования, наиболее заметно повлиявшие на систему организации местного самоуправления, были связаны с образованием новых городских и муниципальных округов. При этом объединения всех поселений муниципальных районов с образованием новых городских округов осуществлялись в 2019 году 22 раза в 3 субъектах Российской Федерации, в том числе 9 раз в Московской области (Волоколамский, Воскресенский, Ленинский, Лотошинский, Пушкинский, Раменский, Сергиево-Посадский, Солнечногорский, и Щелковский муниципальные районы), 1 раз в Нижегородской области (Воротынский муниципальный район) и 12 раз в Пермском крае. Преобразование последнего из оставшихся в Московской области муниципальных районов (Ленинского) в городской округ в июне 2019 года завершило процесс перехода Московской области на одноуровневую систему местного самоуправления, занявший около 4 лет.

Объединения уже существовавших городских округов со всеми поселениями муниципальных районов с образованием укрупненных городских округов осуществлялись в 2019 году 5 раз, в том числе по одному разу в Брянской области (при объединении городского округа Новозыбков с поселениями Новозыбковского муниципального района), в Тверской области (при объединении городского округа Вышний Волочек с поселениями Вышневолоцкого муниципального района), в Московской области (при объединении городского округа Звенигород с поселениями Одинцовского муниципального района), а также 2 раза в Кировской области (при объединении недавно образованных Богородского и Санчурского городских округов с поселениями одноименных муниципальных районов).

Механизм объединения всех поселений муниципального района с образованием муниципального образования нового вида – муниципального округа, предусмотренный Федеральным законом № 87-ФЗ, впервые был применен в Весьегонском районе Тверской области в конце мая 2019 года. В общей сложности в 2019 году такие объединения производились 37 раз в 5 субъектах Российской Федерации, в том числе по 13 раз – в Пермском крае и Кемеровской области – Кузбассе, по 4 раза в Кировской области (Арбажский, Кикнурский, Свечинский и Фаленский районы) и в Тверской области (Андреапольский, Весьегонский, Лесной и Оленинский районы), 3 раза в Приморском крае (Анучинский, Пограничный и Чугуевский районы). Кроме того, бывшие Богородский и Санчурский муниципальные районы Кировской области стали муниципальными округами в результате произведенных в 2018 – 2019 гг. растянутых во времени цепочек преобразований, включавших наделение Богородского и Санчурского поселений статусом городских округов в существовавших границах (в декабре 2018 года), объединения вновь образованных городских округов со всеми поселениями одноименных муниципальных районов (в апреле 2019 года) и преобразования «расширенных» городских округов в муниципальные округа (в декабре 2019 года). В результате указанных преобразований к концу 2019 года существовало уже 39 муниципальных округов в пределах 5 субъектов Российской Федерации.

В первой половине 2020 года объединения поселений, входящих в состав муниципальных районов, с образованием новых муниципальных округов осуществлялись 56 раз в пределах 12 субъектов Российской Федерации, в том числе 16 раз в Ставропольском крае, 11 раз в Нижегородской области, по 5 раз в Приморском крае (Лазовский, Октябрьский, Тернейский, Хорольский и Ханкайский районы) и в Тверской области (Западнодвинский, Краснохолмский, Пеновский, Сандовский и Селижаровский районы), 4 раза в Новгородской области (Волотовский, Маревский, Солецкий и Хвойнинский районы), по 3 раза в Красноярском крае (Пировский, Тюхтетский и Шарыповский районы) и в Ямало-Ненецком автономном округе (Надымский, Пуровский и Тазовский районы), 2 раза в Амурской области (Белогороский и Ромненский районы), по одному разу в Камчатском крае (Алеутский район), в Архангельской области (Каргопольский район) и в Мурманской области (Печенгский район). По итогам произведенных преобразований к середине 2020 года насчитывалось уже 95 муниципальных округов в пределах 14 субъектов Российской Федерации, а Ставропольский край после вступления в силу в марте 2020 года ряда законов о преобразованиях стал восьмым субъектом Российской Федерации с полностью одноуровневой системой организации местного самоуправления.

Ставшие традиционными объединения (укрупнения) сельских поселений в 2019 году проводились в 2019 году 88 раз в 19 субъектах Российской Федерации, наиболее активно – в Республике Мордовия (35 преобразований, затронувших в общей сложности 82 поселения), в Брянской области (17 преобразований и 53 поселения), в Волгоградской области (7 преобразований и 16 поселений), в Ленинградской области (6 преобразований и 16 поселений). По 3 объединения сельских поселений произведено в 2019 году в Курганской и Пензенской областях, по 2 объединения – в Республике Коми, Алтайском крае, Костромской и Тюменской областях, по одному объединению – в Краснодарском и Красноярском краях, Амурской, Вологодской, Воронежской, Кировской, Курской, Омской и Саратовской областях.

В первой половине 2020 года объединения сельских поселений производились 20 раз в 4 субъектах Российской Федерации – Республике Мордовия (16 объединений), в Курганской области (2 объединения), в Амурской и Омской областях (по одному объединению).

Объединения городских поселений с сельскими производились в 2019 году 7 раз (2 объединения в Республике Мордовия, по одному объединению в Красноярском крае, Архангельской, Волгоградской, Курганской и Ленинградской областях), в первой половине 2020 года одни раз (в Республике Мордовия). Также в 2019 году в Чеченской Республике 2 сельских поселения, ранее входившие в состав Грозненского муниципального района (Гикаловское и Пригородненское) были объединены с городским округом Грозный, а еще 2 сельских поселения (Комсомольское и Чечен-Аульское) – с городским округом Аргун (соответствующие законы республики вступили в силу с 1 января 2020 г.)

Объединения городских округов производились по одному разу в 2019 году и в первой половине 2020 года в Московской области, в первый раз – в марте 2019 года, когда просуществовавший около полутора лет городской округ Ликино-Дулево был объединен с городским округом Орехово-Зуево, и в апреле 2020 года, когда городской округ Рошаль был объединен с более крупным городским округом Шатура. Примерно в то же время, в апреле 2020 года, в Краснодарском крае было произведено разделение городского округа Сочи, из которого был выделен новый городской округ Сириус, расположившийся на территории Имеретинской низменности.

Преобразования городских поселений в сельские производились в 2019 году 6 раз в пределах 4 субъектов Российской Федерации (Балаганское, Большелугское и Усть-Удинское поселения в Иркутской области, Чебсарское поселение в Вологодской области, Яблоновское поселение в Забайкальском крае и поселок Оссора в Камчатском крае), преобразование сельского поселения в городское – 1 раз (поселок Мурино в Ленинградской области, насчитывающий около 65 тыс. жителей и ставший городом).

Кроме того, в 2019 году были упразднены 2 городских поселения (Горно-Чуйское и Согдидионское) и одно сельское поселение (Бубновское) в Иркутской области. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ упразднение поселений предполагает отнесение занимаемой ими территорий к категории межселенной и не считается преобразованием муниципальных образований.

Динамика изменений, произведенных в течение 2019 года в 30 субъектах Российской Федерации в первой половине 2020 года в 17 субъектах Российской Федерации, подтверждает ранее выявленные тенденции по уменьшению общего числа муниципальных образований (–633, –465), в первую очередь сельских поселений (–531, –424), в несколько меньшей степени – городских поселений (–96, –42) и муниципальных районов (–64, –55). Остановился рост численности городских округов (+19, 0), в дальнейшем ожидается снижение их численности ввиду частичного замещения муниципальными округами, число которых, наоборот, увеличивается (+39, +56).

После завершения процедур принятия органами местного самоуправления и государственной регистрации уставов вновь образованных муниципальных образований в территориальных органах Минюста России эти муниципальные образования включаются в государственный реестр муниципальных образований. По состоянию на 1 января 2019 г. в указанный реестр было включено 21 629 муниципальных образований, на 1 января 2020 г. – 21 154 муниципальных образования, на 1 июля 2020 г. – 20 780 муниципальных образований.

 

Таблица 2. Количество муниципальных образований (в разбивке по видам),

включенных в государственный реестр муниципальных образований

Количество муниципальных образований, в т.ч.

По состоянию

на 1 января 2019 г. на 1 января 2020 г. на 1 июля 2020 г.
муниципальных районов 1 736 1 702 1 668
городских поселений 1 499 1 449 1 390
сельских поселений 17 498 17 085 16 779
муниципальных округов - 5 25
городских округов 607 624 629
городских округов с делением

3

внутригородских районов

19

внутригородских территорий

267

ВСЕГО 21 629 21 154 20 780

Расхождение между данными реестра и данными, представленными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в основном носит технологический характер, связанный с незавершенностью процессов преобразования муниципалитетов и принятия новых уставов органами местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований.

Изменения границ муниципальных образований, в отличие от преобразований, не влияют на общую численность муниципальных образований. Заметные изменения были произведены в 2019 году в Чеченской Республике (вскоре после официального утверждения границы с Республикой Ингушетией в 2018 г.), в рамках которых 5 поселений Грозненского района изменили принадлежность, перейдя в Ачхой-Мартановский, Урус-Мартановский и Шатойский районы, Бамутское поселение из Ачхой-Мартановского муниципального района перешло в Сунженский муниципальный район (впоследствии переименованный в Серноводский) Илсхан-Юртовское сельское поселение – из Гудермесского района в Курчалоевский, а часть территории Старо-Ачхойского сельского поселения Ачхой-Мартановского района была разделена между 5 сельскими поселениями 3 муниципальных районов.

Изменения границ, затрагивающие часть территории отдельных муниципальных образований и, как правило, направленные на расширение территорий городских поселений и городских округов за счет непосредственно прилегающих к ним территорий сельских поселений, производились в 2019 году в республиках Башкортостан, Татарстан, Забайкальском крае, Калужской и Рязанской областях, в первой половине 2020 года в Калужской и Рязанской областях. В ряде случаев (например, при изменении границ между городским округом Тольятти и сельским поселением Подстепки Ставропольского муниципального района в Саратовской области в целях правового обеспечения функционирования особой экономической зоны Тольятти) изменения границ муниципалитетов осуществлялись путем внесения изменений в ранее принятые законы об утверждении границ муниципалитетов. В свою очередь, принятие в 2019 – 2020 гг. в ряде субъектов Российской Федерации большого числа актов, содержащих описания границ между муниципальными образованиями, было связано с уточнением прохождения этих границ с применением более совершенных методов их описания, необходимостью завершения процессов преобразования муниципальных образований, а также с реализацией заключенных между субъектами Российской Федерации соглашений о прохождении границ между ними.

Муниципалитеты всех видов характеризуются такими показателями как площадь территории, число расположенных на этой территории населенных пунктов и проживающих в них жителей, плотность населения, соотношение численности городского и сельского поселения, особенностями географического положения (приграничное или эксклавное положение, наличие выхода к открытому морю), а также особенностями действующих на их территориях правовых режимов (районы Крайнего Севера, особые экономические зоны, территории опережающего экономического развития, инновационные центры, свободные порты, территории традиционного природопользования и др.).

Наименьшая документально зафиксированная площадь поселения составляет 0,23 кв. км. (Ярыш-Мардинское сельское поселение в Чеченской Республике), наибольшая – 336,4 тыс. кв. км. (сельское поселение Хатанга Красноярского края). Площадь городских округов составляет от 1 кв. км. (поселок Горный Забайкальского края) до 91,8 тыс. кв. км. (Среднеканский городской округ Магаданской области), муниципальных районов – от 103 кв. км. (Коркинкий муниципальный район Челябинской области) до 880 тыс. кв. км. (Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район Красноярского края).

Около 87 процентов муниципальных районов и 95 процентов городских округов находятся в пределах 10 тысяч квадратных километров, что соответствует квадрату со стороной 100 километров и при наличии сети автомобильных дорог с твердым покрытием или иных путей сообщения позволяет обеспечить жителям периферийных населенных пунктов транспортную доступность административных центров туда и обратно в течение одного дня. В то же время лишь 56 процентов городских и 38 процентов сельских поселений имеют площадь в пределах 100 квадратных километров, что соответствует квадрату со стороной 10 километров и позволяет с некоторой долей условности предполагать возможность пешеходной доступности административных центров этих поселений.

Согласно подсчетам, произведенным в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по состоянию на 1 марта 2020 года 873 муниципальных образования в пределах 39 субъектов Российской Федерации непосредственно примыкают к государственной границе Российской Федерации, а 443 муниципалитета в пределах 23 субъектов Российской Федерации, включая 6 городских округов – административных центров Российской Федерации (Анадырь, Архангельск, Владивосток, Магадан, Петропавловск-Камчатский) имеют выход к открытому морю. 26 муниципалитетов (с 2020 года – 25 муниципалитетов) в пределах 7 субъектов Российской Федерации, включая 18 городских округов в Сахалинской области, городской округ Новая Земля в Архангельской области, ЗАТО Солнечный в Тверской области, муниципальное образование округ Крондштадт в Санкт-Петербурге, Алеутский муниципальный район с Никольским сельским поселением в Камчатском крае (в 2020 году преобразованные в муниципальный округ) и по одному сельскому поселению в Архангельской области (Соловецкое), в Иркутской области (Хужирское) и в Ненецком автономном округе (Колгуевский сельсовет) расположены на островах.

Наименьшая документально зафиксированная численность жителей муниципалитета – 15 человек (сельское поселение Оскоба в Красноярском крае), еще 2 существующих поселения (пос. Крутоборка в Республике Коми
и пос. Кунерма в Иркутской области) постоянного населения не имеют. Муниципальным образованием с наибольшей численностью жителей является городской округ Новосибирск, насчитывающий 1,6 млн. жителей.

Таблица 3. Муниципальные образования с наименьшей и наибольшей численностью населения

  (по видам)

Вид муниципального образования с наименьшим числом жителей с наибольшим числом жителей
Муниципальный район Тунгиро-Олекминский муниципальный район Забайкальского края – 1,3 тыс. жителей Всеволожский муниципальный район Ленинградской области – 438,6 тыс. жителей
Городское поселение Городское поселение поселок Эсе-Хая Республики Саха (Якутия) – 185 жителей Городское поселение Энгельс Саратовской области – 265,3 тыс. жителей
Сельское поселение Поселок Оскоба Эвенкийского района Красноярского края – 10 жителей Каневское сельское поселение Краснодарского края – 45,9 тыс. жителей
Муниципальный округ Алеутский муниципальный округ Камчатского края – 676 жителей Шпаковский муниципальный округ Ставропольского края – 149,0 тыс. жителей
Городской округ Городской округ Островной Мурманской области – 1 731 жителей Городской округ Новосибирск – 1 626 тыс. жителей
Городской округ с внутригородским делением Городской округ Махачкала – 735,6 тыс. жителей Городской округ Челябинск – 1 197 тыс. жителей
Внутригородской район Самарский район города Самары – 30,4 тыс. жителей Промышленный район города Самары – 272,5 тыс. жителей
Внутригородское муниципальное образование в городе федерального значения Муниципальное образование поселок Серово (Санкт-Петербург) – 281 житель Муниципальный округ Марьино (Москва) – 254,1 тыс. жителей
Муниципальное образование – административный центр субъекта Российской Федерации Город Магас Республики Ингушетия – 12,2 тыс. жителей Город Новосибирск – 1 613 тыс. жителей

Законодательство не связывает статус муниципалитета с численностью его жителей напрямую, однако исходя из сложившейся практики следует отметить, что для большинства сельских поселений характерна численность жителей до 5 – 10 тысяч жителей, для городских поселений – до 25 – 30 тысяч жителей, для муниципальных районов и округов – от 10 до 100 тысяч жителей. Города, достигшие численности жителей 30 – 50 тысяч жителей, как правило, обладают свойствами центров межрайонного притяжения, самодостаточной инфраструктурой, и тяготеют к статусу городских либо муниципальных округов. Поселения, насчитывающие несколько десятков тысяч жителей, но сохраняющие статус сельских, существуют в Краснодарском крае и некоторых других субъектах Российской Федерации, а городские поселения, насчитывающие 100 и более тысяч жителей, но остающиеся в составе муниципальных районов – только в Татарстане (городские поселения Альметьевск, Зеленодольск и Нижнекамск) и в Саратовской области (городские поселения Балаково и Энгельс).

Особенности организации местного самоуправления и осуществления отдельных полномочий по решению вопросов местного значения установлены в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ и иными федеральными законами для отдельных муниципалитетов и территорий, в том числе:

для районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 402 – статьей 821 Федерального закона № 131-ФЗ;

для муниципальных образований Арктической зоны Российской Федерации – Федеральным законом от 13 июля 2020 г. № 193-ФЗ
«О государственной поддержке предпринимательской деятельности
в Арктической зоне Российской Федерации»;

для приграничных территорий – Законом Российской Федерации
от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе»;

для инновационного центра «Сколково» (часть муниципального образования «Кунцево» в городе Москве) – Федеральным законом
от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;

для инновационных научно-технологических центров – Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

для свободного порта Владивосток (38 муниципальных образований
в пределах 5 субъектов Российской Федерации – Камчатского, Приморского, Хабаровского краев, Сахалинской области и Чукотского автономного округа) – Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток»;

для территорий опережающего социально-экономического развития (около 170 муниципалитетов по оценкам субъектов Российской Федерации),
а также для муниципалитетов с монопрофильной экономикой (моногородов), перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. № 1398-р – Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;

для особых экономических зон (около 360 муниципалитетов по оценкам субъектов Российской Федерации) – Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

для исторических поселений (44 населенных пункта, утвержденных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и 103 – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) – Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» и другими законами;

для территорий традиционного природопользования (около 350 муниципалитетов по оценкам субъектов Российской Федерации) – Федеральным законом от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

 

 


 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.041 с.)