Орг. Момент. Тема урока (5 мин) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Орг. Момент. Тема урока (5 мин)



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

По дисциплине Методика преподавания изобразительного искусства

 

ТЕМА: Методика обучения графическому портрету на занятиях в художественной школе

 

Выполнила:

Дадыкина Татьяна Сергеевна

4 курс, гр. 1602

 

Научный руководитель:

Кузнецова Светлана Григорьевна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры истории художественной культуры

и методики преподавания изобразительного искусства

 

Москва, 2020

 

Задание №1 Репродукции работ художников, для показа ученикам

 

Рис.1 П.П. Рубенс «Портрет камеристки инфанты Изабеллы». Середина 1620-х. Эрмитаж

 

 

Рис.2. А.О. Орловский «Автопортрет». 1809.

 

 

Рис.5 В.А. Серов. «Портрет П.П. Чистякова». 1881. ГТГ

 

 

Рис.6. М.А. Врубель. «Автопортрет». 1904

 

 

Рис.7. О.А. Кипренский «Портрет Натальи Кочубей». 1813. ГРМ.

 

Задание  №2

Программа учебной дисциплины «Портрет в рисунке»

1. Пояснительная записка

1.1. Общее описание программы

Образовательная программа по предмету «Портрет» рассчитана на процесс обучения детей в детской художественной школе. Занятия направлены не только на то, чтобы научить детей технически правильно изображать портрет, но и на развитие художественного мира в целом. Основной упор делается на графический портрет, ведь конструкция и светотень - это основа всего изображаемого. Рисунок является ведущей дисциплиной, тесно связанной с другими предметами, а именно живописью и композицией.

Задача курса состоит в том, чтобы научить детей видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости листа, используя при этом знания композиции, пластического построения формы, перспективы, распределения света и навыки графических приемов изображения. Вся работа строится последовательно: от простого к более сложному. В процессе обучения, учащиеся знакомятся с основными понятиями анатомии человеческого тела и лица, приобретают навыки изображения гипсовой и живой модели, архитектурных деталей и интерьера в целом, моделирования и построения сложных деталей, создания композиционно-грамотных и законченных работ. При этом важно сочетать длительные постановки с краткосрочными, вводить обучение технике быстрого рисунка для формирования легкости линии и четкости глаза. Все обучение ведется под контролем и руководством преподавателя и с учётом особенностей возраста и личности учащихся.

1.2. Обоснование актуальности программы

Развитие глазомера, анализ формы и отражение внутреннего мира человека на листе бумаги являются важным компонентом в отработке художественных навыков, которые необходимы для поступления в творческие ВУЗы. Расположение головы человека в пространстве, её объёмное конструктивное изображение, повороты и наклоны головы – это те трудности в рисовании портрета, с которыми сталкиваются дети.

В 7 классе при изучении бытового и исторического жанров образ человека – это главная тема сюжетных композиций. И от того, как дети научились рисовать портрет, изображать голову человека в пространстве, зависит тема и сюжет картины, передача эмоционального отношения юного художника к её героям.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что обучающиеся по ней дети получат дополнительные знания по таким общеобразовательным предметам, как история, технология и изобразительное искусство. Наряду с этим они приобретут практические навыки при работе с различными материалами. Занятия по портрету позволяют развивать образное мышление, пространственное воображение, художественно-конструктивные способности на основе собственного творческого опыта и знаний, полученными детьми в дошкольном возрасте.

Новизна представляемой программы состоит в том, что дети получают глубокие теоретические знания и практические умения и навыки в различных традиционных техниках. Это стимулирует в детях потребность в творчестве и способствует более раннему пробуждению детских талантов, что позволяет детям достаточно рано определить для себя наиболее близкие направления при дальнейшем обучении изобразительному искусству.

1.3. Предназначение программы

Данная программа ориентирована на детей 12-14 лет, обучающихся в художественной студии. Программа направлена на развитие у детей навыков изображения гипсовых голов и различных по характеру лиц людей.

Программа рассчитана на 48 часов (12 занятий по 4 академических часа) и составлена в соответствии с государственными требованиями к образовательным программам.

 

 

1.4. Цель программы

Цель:формирование у учащихся общеучебных и специальных умений выполнения портретного рисунка, овладение основными знаниями, умениями и навыками в области портретного изображения человека, развитие художественно-творческой активности.

1.5. Задачи программы

Обучающие:

· Углублять знания об основных видах и жанрах изобразительного искусства на примере портретного

· Формировать знания и практические навыки изображения портрета человека с учетом конструктивной формы головы и пропорций лица

· формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

· формировать умения пользоваться художественно-выразительными средствами живописи и графики для рисования портрета

Развивающие:

· развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер, умения сопоставлять и сравнивать для достижения портретного сходства с натурой

· развивать эмоциональный отклик и эстетический вкус при анализе портретного рисунка

Воспитывающие:

· воспитывать интерес к человеку, подчеркивая его уникальность и индивидуальность

· воспитывать уважение к труду художника, умение чувствовать, какие проблемы волнуют художника, умение чувствовать, какие проблемы волнуют художника, работающего в жанре портрета

· выявлять склонности, развивать и обеспечивать творческую деятельность каждого в соответствии с его возрастными возможностями, учитывая индивидуально – психологические особенности детей.

1.6. Формы и режим занятий

Занятия проводятся с группой учащихся 1 раз в неделю. Теоретическое и практическое обучение учащихся происходит через интеграцию изобразительной деятельности и технологии, где используются: беседа и наглядный показ, презентации с работами художников и техниками. Универсальные учебные действия в практической работе помогают понять технологию и освоить техники рисования портрета. Диагностика результатов осуществляется через контроль, оценку и включает в себя проверку усвоения программы и коррекцию, как отдельных процессов, так и результатов деятельности на этапе обучения. Деятельность учащихся носит индивидуальный характер.

 

 

2. Учебно-тематический план

 

Номер Тема практического занятия Кол-во часов Практическая работа
1 Повторение симметрии и пропорций. Рисунок гипсового орнамента 4
2 Урок-беседа. Портрет в искусстве России (работы художников) 2  
3 Конструкция головы человека и ее пропорции 2
4 Рисунок глаз Давида 4
5 Наброски фигуры человека мягкими материалами 2
6 Рисунок губ Давида 4
7 Рисунок носа Давида 4
8 Портрет-аппликация 4
9 Урок экскурсия в картинную галерею 2  
10 Сатирический образ 4
11 Портрет в объеме 4
12 Организация итоговой выставки 2  

 

 

Задание  № 3 Примеры учебных работ учеников

 

 

Рис.1 «Конструкция головы человека и ее пропорции», 13 лет

 

 

Рис.2 «Сатирический образ», 13 лет

 

 

Рис.3 «Портрет в объеме», 14 лет

 

 

Задание  №4

Конспект урока № 3

Тема: «Конструкция головы человека и ее пропорции»

Выполнила: Дадыкина Татьяна Сергеевна, ИЗО и ДО, гр. 403-2   

Вид занятий: рисование с натуры

Тип урока: комбинированный урок

Цель занятия: выполнить изображение конструкции головы человека, соблюдая пропорции.

Задачи урока:

Обучающие: Развивающие: Воспитательные:
- дать знания о принципах изображения головы, пропорциях лица человека; -овладение средствами художественного изображения; - дать понятие средней линии и симметрии лица. - развивать образное мышление, творческое воображение, память, наблюдательность; - развивать пространственное, перспективное мышление. -выразить психологическое состояние портретируемого и свое отношение к нему. - содействовать воспитанию личности, отзывчивой к духовно-нравственным ценностям; - убедить в целесообразности, значимости умения видеть окружающую действительность с креативной позиции.

 

Материальное обеспечение учителя:

Презентация «пропорции головы человека» и пособия, рисунки, работы из методического фонда.

Материальное обеспечение учащихся: бумага А3, карандаши простые, ластик, кнопки.

 

 

План схема урока (1 час):

1 Организационный момент. Сообщение задач урока 7 мин
2 Изучение нового материала 10 мин
3 Практическая работа учащихся 35 мин
4 Просмотр и анализ детских работ 3 мин.
5 Подведение итогов. Завершение урока. Домашнее задание 5 мин
Этап урока Содержание Наглядное пособие
1.Организационный момент (2 мин.) Учитель: Сегодня у нас интересный урок. Мы будем учиться рисовать голову человека. Проверяет готовность обучающихся к уроку.    
Задачи  (5 мин)   Рисование с натуры - ведущий метод обучения и творческой практики реалистического искусства. Работая над рисунком головы человека, важно не только правильно изобразить форму, но и передать индивидуальный характер и выразительность, свойственные человеческому лицу. Поэтому, решая задачи учебного рисунка, одновременно необходимо развивать в себе наглядное представление о человеке, умение быстро схватывать и с предельной лаконичностью передавать его сущность, его характер. Цель: Выполнить конструкцию головы человека. Учитывая пропорции. Задачи на данное занятие: 1. Проанализировать конструкцию головы. 2. Выполнить рисунок головы человека. Большое значение имеет выполнение зарисовок головы натурщиков в различных поворотах. Краткосрочные рисунки головы не должны быть в натуральную величину или больше натуры. В самом начале определяют общую форму и ее пропорции.  
2. Изучение нового материала (10 мин) Портреты - это самый сложный вид изобразительного искусства. Сложность рисунка портрета человека состоит в умении передать эмоциональное состояние человека, его мимику, глубину взгляда и т.д. Человек — самое совершенное создание природы, а также самый сложный и интересный объект для рисования. Знание пластической формы и конструкции фигуры здесь особенно важно. При начальном наброске общей массы головы и шеи необходимо обратить внимание на их положение по отношению к вертикали и к горизонтали. В каком положении может быть голова? Голова может быть поставлена прямо, наклонена или повернута. Повороты и наклоны часто сочетаются в движении. Благодаря парности в строении головы (два лобных бугра, две надбровные дуги, две глазничные впадины, две скулы), можно представить серединную (профильную) линию, проходящую по лицу. При прямом положении головы, повернутой к зрителю, такая линия пройдет по вертикали, разделив голову на две равные части. При повороте головы вправо или влево эта вспомогательная линия примет более или менее вогнутый характер и разделит голову на две неравные части. Соотношения этих частей определяют степень поворота. Серединная (профильная) линия помогает в процессе рисунка ставить на место все парные формы головы и, проходя посредине переносицы, основания носа, губ и подбородка, точно определяет их положение. Поперечная, вспомогательная линия, проходящая через середину глазничных впадин по направлению к ушным отверстиям, делит голову на две приблизительно равные части: верхнюю лобную — от теменных костей до переносицы и нижнюю — от переносицы до подбородка. Эта поперечная (вспомогательная) линия характером своего расположения по объему головы (прямая или вогнутая) помогает определить степень наклона головы и ракурса. На рис.1можно проследить, как при запрокинутой голове сокращаются ее верхние формы за счет нижних, а при опущенной голове наблюдается обратное явление. Вышеупомянутые вспомогательные линии (профильная и поперечная), перекрещиваясь в точке на переносье, образуют так называемую «крестовину». Правильно намеченная в начале рисунка, она определяет положение головы в пространстве и является основой для дальнейшей работы. Опираясь на поперечную линию «крестовины», намечают параллельные ей линии, определяющие расположение лобных бугров, надбровных дуг, глаз, скул, основания носа, нижнего края подбородка. Одновременно необходимо обращать внимание на пропорциональные отношения частей, все время сравнивая их друг с другом и со всей головой. Нужно учитывать еще и перспективные сокращения форм в зависимости от положения головы. Одинаковые по величине парные формы воспринимаются глазом как неравные (например, при трехчетвертном повороте, наклоне и ракурсе). Разместив на листе общую форму головы, уловив ее основной характер (яйцевидный, шарообразный, расширяющийся кверху или книзу), наметив вспомогательные линии, определяющие поворот и наклон, следует постепенно переходить к остальным частям головы.       (рис.1)
3.Практическая работа учащихся под контролем преподавателя (35 мин.) Сегодня на уроке вы нарисуете портрет одноклассника (или близкого) с учетом пропорций головы, по желанию можно в ракурсе. (Инструктаж по выполнению самостоятельной практической работы по компоновке изображения головы. Педагогический рисунок). Первое важное условие любого рисунка — размещение изображения на листе. Вы уже знакомы с композицией, поэтому на этом этапе не должно возникать трудностей. Не забудьте перед работой внимательно рассмотреть натуру с разных сторон. Учитель поэтапно рисует на доске голову, проговаривая основные пропорции. Корректировка деятельности учащихся.    
4.Просмотр работ. (3 мин.)   Выставка и презентация работ. Обобщение сведений, оценивание результатов работы Закрепление основных понятий: «анализ конструкции», «компоновка», «перспектива».  
5.Подведение итогов. (2 мин.) Учащиеся отвечают на вопросы: – Что нового вы узнали на уроке? – Все ли вам удалось в этом задании? – Что не удалось? Почему? – Понравился ли вам урок? – Как вы оцениваете свое настроение?  
Завершение урока. Спасибо за урок, вы прошли сегодня интересную и очень познавательную тему и хорошо постарались. Урок окончен.  

Технологическая карта.

Пропорции головы человека Иллюстрации и план
Цель: 1.Выполнить изображение конструкции головы человека, соблюдая пропорции. (Ученик) 2.Сформировать представление о портрете. (Учитель)
  • Задачи:
  • 1. Изучить основные пропорции головы человека;
  • 2. Развивать у детей глазомер при рисовании головы
3. Воспитывать любовь к рисованию
Упражнения: Наброски головы человека в фас и в ракурсе.
Материалы и оборудование Ход занятия
Ученикам: бумага, карандаши Т-3М, ластик, кнопки Учителю: работы из методического фонда, презентация «пропорции головы человека» и пособия.

Упражнения (10 мин)

Самостоятельная работа (30-35 мин)

Итог. Просмотр (5 мин)

Оформление доски
Содержание Иллюстрации
1.Орг. момент. Объявление и раскрытие темы урока 2. Особенности рисунка, изучение пропорций головы, ее компоновка на листе 3. Подготовка к выполнению упражнений, возможные варианты формы лица 4. Последовательность рисования 5. Выбор каждым учащимся, кого он будет рисовать. 6. Выполнение задания 7. Подведение итогов и завершение урока Показ на доске

 

 

Конспект урока № 4

Тема: «Рисунок глаз Давида»

Выполнила: Дадыкина Татьяна Сергеевна, ИЗО и ДО, гр. 403-2   

Вид занятий: рисование с натуры

Тип урока: комбинированный урок

Цель: Выполнение объемно-пространственного изображения гипсовой части лица слепка с необходимым применением тона.

Задачи урока:

Обучающие: Развивающие: Воспитательные:
- Познакомить со строением глаза. - Развивать графические навыки. - Развивать творческое воображение, наблюдательность, память, умение анализировать пропорциональные отношения. - Развитие умения работать самостоятельно, правильно пользоваться поэтапным планом работы. - учить бережно относиться к зрению; - содействовать воспитанию личности, приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям. - активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

 

Материал и оборудование: бумага, А-3, карандаши Т-3М, ластик

Зрительный ряд:репродукции и фотоматериал: голова Давида, Таблица «Строение глаза», последовательность рисования гипсового слепка, примерные варианты работ из методического фонда; предмет натурной постановки: части лица глаза

 

 

План схема урока (1 час):

1 Организационный момент 2 мин
2 Мотивационный этап 7 мин
4 Изучение нового материала 10 мин
4 Практическая работа учащихся 35 мин
5 Просмотр и анализ детских работ 3 мин.
6 Подведение итогов 2 мин
7 Завершение урока  

Ход урока

Этап урока Содержание Наглядное пособие
1.Организационный момент (2 мин.) Подготовка рабочих мест. Организация искусственного освещения. Приветствие.    
2.Мотивационный этап (7 мин) Что вы изучали на уроках, для того чтобы подойти к изучению живой головы? (Череп, обрубовочную голову) С какой целью вы изучали каждую из них? Достаточно нам этих знаний чтобы работать с гипсовой головой и живой натурой? (Необходимо изучить отдельные элементы головы) Прежде чем приступить к рисованию гипсовой головы человека, необходимо изучить каждую ее часть отдельно путем поэтапного рисования гипсовых слепков. Лучшими для изучения являются слепки частей головы прекрасной мраморной статуи Микеланджело «Давид». Из истории искусств вам знаком скульптор и его знаменитая статуя. Кто нам может напомнить о ней? (На доске статуя) Микеланджело изобразил Давида прекрасным юношей, подобно античным статуям, совершенно обнаженным. Давид стоит, твердо опираясь на правую ногу, слегка отставив левую. Расслабив тренированные мускулы, он готов напрячь их, взмахнуть пращой, зажатой в левой руке. Могучая голова с шапкой вьющихся волос повернута влево, в сторону врага. Брови сдвинуты, около носа и углов рта залегли складки, широко раскрытые глаза бестрепетно высматривают противника. Непреклонная воля выражена в этом юношески прекрасном и в то же время не по-юношески гордом, властном и даже грозном лице Глаза так много могут рассказать о человеке. Слова и жесты вовсе не нужны Не зря же говорили люди, Глаза – есть зеркало его души. Наверное, вы уже догадались, о чем сегодня пойдет речь? Сформулируйте тему нашего урока (Рисунок гипсовых частей лица Давида). Определите цель нашего урока. (Выполнить конструктивное построения глаз Давида, узнать, как строить глаз, его строение) Какие задачи необходимо поставить перед собой? (Композиционное размещение в листе, определение общих пропорции, конструктивное построение от общего к частному). К основным частям лица относятся глаза, нос, губы, уши. Каждая из них имеет свое сложное строение. Однако, посмотрев внимательно и обобщив каждую часть лица, можно привести их к простой форме, что облегчит начало работы.
4.Изучение нового материала (10 мин) Давайте рассмотрим основные части, которые нам предстоит изучить, но остановимся мы сегодня на глазах: Глаз активно участвует в выражении лица, он подвижен и поэтому сложен для рисования. Давайте рассмотрим внешнее строение глаза человека. (Обращение к наглядному пособию «Строение глаза»). Глаз (глазное яблоко) имеет шаровидную форму, погружен в глазничную впадину так, что наружу выступает лишь полушарие, в центре которого имеется выпуклость с радужной оболочкой, окружающей зрачок. Когда глаз смотрит прямо перед собой, верхнее веко лежит на выпуклости радужной оболочки, приближаясь к зрачку, а нижнее веко — около нижнего края радужной оболочки. Тогда нижняя часть полушария глаза открыта. Линия ресниц верхнего века имеет излом над зрачком; с перемещением взгляда излом века следует за зрачком. Прежде чем рисовать живые глаза, необходимо изучить их строение на гипсовых моделях частей лица - слепков со скульптуры Давида. Почему? Так как на нем достаточно ясно и четко видна конструктивно-анатомическая основа формы и отсутствуют отвлекающие моменты, как цвет кожи, морщины, цвет глаз и т.п. Снаружи глаз покрыт веками (нижним и верхним). В слепке глаза Давида, Микеланджело показал зрачок глубокими впадинами, а радужная оболочка обрисована контуром. Теперь выберите точку зрения, организуйте рабочее место.      
4.Практическая работа учащихся под контролем преподавателя (35 мин.) Приступая к рисунку глаза, сначала надо определить, в каком положении находится натура, как поставлен глаз: в фас, три четверти, опущен или поднят. (Учитель рисует на доске) Начинаем требу с общего размера гипсового слепка. Построение намечаем с прямоугольника (квадрата), затем уточняем выступающие части и пропорции и рельеф. Прежде, чем определить размещение глазного яблока, необходимо наметить линию надбровных дуг. Так же нужно наметить выступы в области надпереносья и бровей. Обратите внимание на наружные и подглазничные формы, надглазничные выступы с бровями, области надбровных бугров, надпереносья. Далее определите линии разреза глаз. Она всегда ниже переносицы, от которой следует отталкиваться. Слезники глаза находятся на этой линии, внешние уголки глаз могут быть на уровне, а могут быть чуть выше или ниже. Далее, определите размеры и посадку формы глазного яблока, затем рисуйте веки. Не забывайте о перспективном сокращении. Чтобы рисунок был более четким, выделите верхнее веко, а нижнее слегка наметьте. Учитель ходит по классу, помогая ученикам.          
5.Просмотр работ. (3 мин.)   Дети размещают свои работы на доске, рассказывают о созданных ими образах, анализируют.  
6. Подведение итогов. (2 мин.) Подведите итог своей деятельности на уроке, по данному плану: 1.Композиционное размещение в листе. 2.Определение общих пропорций. 3.Конструктивное построение от общего к частному.  
7. Завершение урока. Спасибо за урок, вы прошли сегодня интересную и очень познавательную тему и хорошо постарались. Урок окончен.  

Технологическая карта.

Рисунок глаз Давида Иллюстрации и план
Цель: 1.Выполнить конструктивное изображение глаза Давида (Ученик) 2.Сформировать представление о глазе. (Учитель)
  • Задачи:
  • 1. Изучить строение глаза человека;
  • 2. Развивать у детей глазомер при рисовании;
3. Воспитывать любовь к рисованию
Упражнения: Зарисовки глаз человека с разных ракурсов.
Материалы и оборудование Ход занятия
Ученикам: бумага, карандаши Т-3М, ластик, кнопки Учителю: работы из методического фонда, пособия, Таблица «Строение глаза», Последовательность рисования гипсового слепка, предмет натурной постановки: части лица глаза

Упражнения (10 мин)

Самостоятельная работа (30-35 мин)

Итог. Просмотр (5 мин)

Оформление доски
Содержание Иллюстрации
1.Орг. момент. Объявление и раскрытие темы урока 2. Особенности рисунка, изучение строения глаза, компоновка на листе 3. Подготовка к выполнению упражнений, возможные варианты формы глаз 4. Последовательность рисования 5. Выбор каждым учащимся удачного ракурса 6. Выполнение задания 7. Подведение итогов и завершение урока Показ на доске

 

Конспект урока №5

Тема: «Наброски фигуры человека мягкими материалами»

Выполнила: Дадыкина Татьяна Сергеевна, ИЗО и ДО, гр. 403-2   

Вид занятий: рисование с натуры

Тип урока: комбинированный урок

Цель занятия: научить передавать движения, пропорции и характер натурщика.

Задачи урока:

Обучающие: Развивающие: Воспитательные:
- создать условия для знакомства обучающихся с особенностями изображения краткосрочных набросков фигуры человека; - создать условия для практического использования умений работы разнообразными материалами. - развивать образное мышление, творческое воображение, память, наблюдательность; - развивать пространственное, перспективное мышление.   - создать условия для формирования ответственности и инициативности учащихся, а так же формирования положительной мотивации к учению.

Материальное обеспечение учителя: школьная доска, наглядное пособие, видеопроектор, наброски, мягкие материалы и листы.

Для обучающегося: планшет, бумага разных сортов и размеров, простые карандаши от 5В до 8В, сепия, уголь, гелиевая ручка, фломастер, маркер.

План схема урока (1,5 часа):

1 Организационный момент 2 мин
2 Мотивационный этап 5 мин
3 Изучение нового материала 10 мин
4 Анализ художественных работ 5 мин
5 Практическая работа учащихся 1 час
6 Просмотр и анализ детских работ 3 мин.
7 Подведение итогов 2 мин
8 Завершение урока  
Этап урока Содержание Наглядное пособие
1.Организационный момент (2 мин.) Учитель: Сегодня у нас интересный урок. Мы будем учиться рисовать наброски. Проверяет готовность обучающихся к уроку.  
2.Мотивационный этап (5 мин) Преподаватель объясняет важность данного занятия. Наброски предназначены для изучения общих линий тела человека, помогают понять анатомическое строение фигуры человека, научить передавать характер позы, движения натурщика. Учитель: Мы с вами будем выполнять наброски друг с друга в разных техниках: от пятна, линейные, с тщательной проработкой. Лицо прорисовывать не надо. Используя различную бумагу и материал, вы попробуете нарисовать краткосрочные рисунки от 2 до 10 минут за один сеанс. Мы будем ставить таймер. В итоге у вас должно получиться около 10 набросков. В конце занятия проведем просмотр всех выполненных рисунков, отметим лучшие, проанализируем, с чем поработать каждому из вас, если обнаружатся проблемы.  
4. Изучение нового материала (10 мин) Итак, что такое набросок? Набросок – это небольшое графическое, живописное или скульптурное произведение, созданное художником в быстрой, беглой манере. Может быть выполнен с натуры, по памяти или быть плодом воображения художника. Для чего нужны наброски? 1.Наброски – это самый эффективный способ научиться изображаемое цельно и вести работу в правильной последовательности. 2.Позволяют максимально быстро расслабить кисть и овладеть живой линией, пятном. 3.Учат быстро и правильно компоновать лист. 4.Наброски – лучший способ сбора материала для большой и длительной работы. К наброскам не надо относиться, как к произведению искусства, на них отрабатываются навыки рисования. Но, тем не менее, по наброскам можно увидеть уровень мастерства. Ведь сделать хороший набросок сложнее, чем выполнить длительную детализированную работу. Самым универсальным материалом для набросков является мягкий карандаш. Он позволяет проводить и жирную и тонкую, еле заметную линию, делать темные заливки и накладывать штрих. Угольный карандаш, сепия оставляют обобщенный, бархатный след, линия достаточно толстая. Гелиевой ручкой и фломастером лучше рисовать линейные наброски, которые оставляют равную по толщине линию. Поговорим о пропорциях человеческого тела. На пособии изображен взрослый человек. Чем младше ребенок, тем меньше длинна тела и, голова кажется больше. У ребенка лет 6 величина головы входит в тело 6 раз, у взрослого уже 8 раз (в идеале 7,5). Дети возраста 11-12 лет – 7-8 раз, смотря какое телосложение.      
4. Анализ художественных работ (5 мин) Рассмотрим фотографии набросков, выполненные в разной технике, и проанализируем, как и чем пользовался художник (показ слайдов) 1. Набросок от пятна. Начинаем вести набросок от пятна, далее линия и штрих. Не надо делать контур, достаточно поставить небольшие засечки: голова, ступни, середина тела, средняя линия. Можно отказаться и от этого. Регулярное выполнение набросков от пятна, то есть от больших тональных отношений, помогает лучше их разобрать в длительных работах. (Показ на листе ватмана способов наложения пятна простым карандашом, углем, сепией) 2.Линейный набросок. Для выполнения данного вида наброска нужно долго воспитывать свою руку. Не гонитесь за похожестью и лучшим результатом в эту же секунду. Возможно, только 10-11 получится достойным. Линия должна иметь разный нажим, чтобы получить плановость. Гибкая или угловатая линия будет помогать передавать характер натурщика. Иногда линия может даже превратиться в точку или исчезнуть совсем. (Показ на листе ватмана способов рисования линии простым карандашом, маркером, гелиевой ручкой) 3. Линейный с последующей работой тоном. Эта манера соединяет в себе две названных выше. При этом отведенное количество времени приближает набросок к зарисовке, когда проводится более тщательная проработка деталей. Сначала, мы компонуем, измеряем пропорции, после прорисовываем линией (главное, чтобы она была разная по нажиму и манере наложения) всю фигуру и одежду. Теперь заливаем тоном и подчеркиваем ближний план штриховкой и линией.        
5.Практическая работа учащихся под контролем преподавателя (50 мин.) Преподаватель выбирает ученика для позирования. Напоминаю, что одной из важнейших задач в работе над наброском является передача движения тела. Можно нарисовать сначала оси туловища, рук и ног, как схему для себя. Старайтесь по возможности не пользоваться ластиками. Учитель следит за этапами работы, ходит по классу, помогает и тоже ведет свой рисунок.  
6.Просмотр работ. (3 мин.)   Выставка и презентация работ. Обобщение сведений, оценивание результатов работы    
7. Подведение итогов. (2 мин.) Учащиеся отвечают на вопросы: – Что нового вы узнали на уроке? – Все ли вам удалось в этом задании? – Что не удалось? – Как вы оцениваете свою работу?  
8. Завершение урока. Спасибо за урок, вы прошли сегодня интересную и очень познавательную тему и хорошо постарались. Урок окончен.  

Технологическая карта.

Наброски фигуры человека мягкими материалами Иллюстрации и план
Цель: 1. Выполнить набросок фигуры человека. (Ученик) 2. Научить передавать движения, пропорции и характер натурщика.  (Учитель)
  • Задачи:
  • 1. Научиться рисовать наброски фигуры человека мягкими материалами;
  • 2. Развивать у детей глазомер при рисовании;
  • 3. Воспитывать любовь к рисованию
Упражнения: Зарисовки глаз человека с разных ракурсов.
Материалы и оборудование Ход занятия
Ученикам: бумага, карандаши 5В-8В, сепия, уголь, фломастеры, планшет. Учителю: наглядные пособия, видеопроектор, наброски, мягкие материалы и листы.

Упражнения (10 мин)

Самостоятельная работа (1 час)

Итог. Просмотр (5 мин)



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.048 с.)