Синтаксис сложного предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синтаксис сложного предложения



Сложное предложение - это предложение, состоящее из двух и более предикативных частей, которые составляют структурное, семантическое и интонационное целое. Ему присущ такой признак, как полипредикативность.
Я знаю: век уж мой измерен,
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днём увижусь я….

Функциональная классификация сложных предложений определяется главной частью (или первой при сочинении / бессоюзной связи). Если она представляет собой односоставное предложение со сказуемым-императивом, перед нами побудительное высказывание: «Смотрите, как луга благоухают». Но при сочинении нередко можно встретить разные функции предикативных частей: «Я еду в город, а вы куда?»
Многомерная классификация рассматривает четыре критерия: наличие союза, тип союзной связи, отношения между придаточным и главным при подчинении, семантика. Но иногда реальное предложение не соотносится с характеристикой типа, разработанного в рамках общей классификации:
Засмеялся он, точно сталь зазвенела – нарушен третий критерий.
Структурно-семантическая (или традиционная) классификация взята за основу составителями школьного курса синтаксиса.

Языковые значения предложения – наиболее абстрактные семы, выражающие отношения между частями сложного предложения, грамматикализованные лексико-грамматическими средствами.
Проанализируем следующие примеры:
Печален я: со мною друга нет.
Печален я, так как со мною другу нет.
Я весел, со мною друг.
Я весел, когда со мною друг.

Схожие по речевой семантике предложения могут оформляться по-разному структурно, различаясь языковыми значениями (выбор между причиной и временем).
Но нельзя сказать: «Я люблю чай, скоро пойдёт дождь». Части предложения имеют разобщённую речевую семантику.

Наиболее часто выделяемые отношения:
Временные: «Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела» (последовательность) и «Сердце щемит, когда слышу эту мелодию» (одновременность).
Причинно-следственные: «Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво».
Противительные: «Я не пророк, они – не серафимы». Часто осложняются значением уступки.
Сравнительные: «Молвит слово – соловей поёт».
Условные: «Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись».
Пояснительные: «Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников».
Присоединительные: «Павел сидел рядом с Наташей; он был красивее всех».

Средства связи в составе сложных предложений: интонация, союзы и союзные слова, местоименные слова, типизированные группы слов (в том числе контактные слова), синтаксическое строение частей, порядок размещения частей, соотношение форм глаголов-сказуемых.
Союзы делятся на асемантические (разные значения – «что») и семантические (узкие, неизменные значения – «потому что»).
Какой союз представлен в следующем примере?
Встала перед глазами изба голодная, а в избе голодной мать хворая лежит.
Одна и та же лексема в разных предложениях может быть союзным словом, соотносящимся с семантически полным элементом (существительным) или неполным (местоимением / мест. наречием):
Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
Смелый там найдёт, где робкий потеряет.
Местоименные слова, являющиеся структурной частью одного простого предложения в составе сложного, получают семантическое наполнение за счёт другого.
Впечатление такое: рассказ писали два человека.
Ночь была полна глубокой тишиной, и темнота её казалась бархатной и тёплой.

Типизированные лексические элементы – синонимы, антонимы, повторы, создающие цельность элементов сложного предложения:
Подальше положишь – поближе возьмёшь.
Сложные предложения фразеологического типа обладают типизированными структурами (достаточно …, чтобы; слишком …, чтобы и пр.): «Стоит только выйти на опушку, - и в лицо ударит жаром, резким светом».
В качестве средства связи частотен синтаксический параллелизм: «Серебряные гидропланы прятались в ангары, как пчёлы заползают в улей».
Порядок размещения частей сложного предложения может быть фиксированным и свободным.
Придаточное следствия обычно постпозитивно, временное значение последовательности также требует определённого порядка частей, отношения одновременности позволяют менять простые предложения местами (кроме придаточных с конструкцией «как вдруг»). Иногда порядок зависит от союза. Попробуйте перефразировать:
Я устал, так как много работал.
Я проворонил клиента, потому что хотел спать.
Дождь не начинался, хотя синоптики обещали высокую вероятность осадков.
Пусть солнце грело не очень сильно, вода не казалась такой студёной.
Соотношение вида и времени глаголов-сказуемых влияет на появление схожих модально-временных характеристик:
Гремела атака, и пули звенели, и ровно строчил пулемёт (в данном примере также присутствует семантическая соотнесённость).
Признак общей предикативности важен для связи частей с временными отношениями, при его невыраженности предложение получает дополнительное значение условия. Сравните:
Когда же на запад умчался туман, урочный свой путь совершал караван.
Когда приходит близкий друг, твой дом по-праздничному светел.

Сложносочинённое предложение
Основное средство связи – сочинительные союзы.
Семантика ССП:
1. Одновременность (соединительные союзы, одинаковые вид и время форм глаголов-сказуемых, общие второстепенные ЧП):
Утром шёл дождь и ветер шумел.
2. Последовательность (соединительные или противительные союзы, фиксированный порядок предикативных частей):
Я немножко смутился, но смущение моё сейчас же прошло.
3. Сопоставление или противопоставление (логическое ударение, противительные союзы, использование синонимов и антонимов):
Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество.
Противопоставление + уступка: «В комнате было сумрачно и прохладно, а в окна глядел жаркий июль».
Иногда функцию союзов исполняют усилительные частицы: «Луна стала ещё крупнее и ярче, звёзды же чуть посинели», а также потерявшие своё обособленное восприятие вводные слова: «Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой».
4. Разделительность – чередование, несовместимость явлений (разделительные союзы, особая интонация):
То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
5. Причинно-следственные отношения (союз и, сочетающиеся с ними наречия потому, оттого, поэтому, модальные слова значит, следовательно и пр.):
Красавицы той страны умывались первым снегом, и потому никогда не вяла их красота.
При сочетании с семантикой последовательности порядок слов фиксированный («Машина застопорила, и катер медленно причалил к берегу»), при одновременности – свободный, причинно-следственная связь выражена слабее («Матвеев робел перед каждым инженером, и не было у него никакого образования»).
6. Присоединение (союз да и, слова притом, причем):
Любил я чувства приукрашивать, да и теперь ещё люблю.

Сложноподчинённое предложение
Одночленные СПП
– те, в которых придаточные соотносятся со словом или словосочетанием главной части;
Двучленные – те, в которых придаточные распространяют всю главную часть.
Контактные слова – опорные лексемы главного предложения, распространяемые придаточными. Контактные рамки – сочетание контактного слова и союза / союзного слова:
Помните, что наука требует от человека всей его жизни.
Время шло медленно, медленнее, чем ползли тучи по небу
.
Указательные местоимения иногда не относятся к контактным словам (если последние уже есть в предложении), но являются важным связующим элементом двух частей. Их называют соотносительными словами / коррелятами.
Мы всегда утешаем других тем, что не могло утешить нас.

Союз или союзное слово?
Горько думать, что пройдёт жизнь без горя и без счастья.
Кажется, что небо всё ниже наклоняется над морем.
Этот листок, что иссох и свалился, золотом вечным горит в песнопенье.
Вспомни песни, что пел соловей.
Что ему книга последняя скажет, то на душе его сверху и ляжет
.
- Союз не выполняет синтаксической функции;
- Союз можно опустить, союзное слово – нет;
- Только союзное слово может быть произнесено с логическим ударением;
- Союз можно заменить союзом, союзное слово – союзным словом (что во втором предложении = будто, в третьем = который);
- Придаточное с союзным словом можно преобразовать в вопрос.
Проанализируйте:
Чем прозрачнее воздух, тем ярче солнечный свет.
Каждый становится тем, чем ему легче стать.
Сложнее отличить омонимы «как» и «когда». Попробуйте заменить их на союзы или союзные слова в следующих предложениях:
Утром я хожу по дому и слушаю, как шумит ветер.
Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек.
Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова.
Он был рад тому, как быстро наладился выпуск газеты.
Но есть одно время года, когда суровый Север расцветает подобно райскому саду.
Когда послышался гудок парохода, берег ожил
.
«Как»-наречие – глаголы слышать, видеть, знать, возможность превратить придаточное в отдельное вопросительное предложение.
«Как»-наречие-союз – сочетание с компаративами, использование конструкции «так… как» (соотносительность).
«Когда»-наречие – соотнесённость со словом, называющим время.
«Когда»-наречие-союз – указание на параллельность действий без слов-временных конкретизаторов.

Придаточные по соотнесённости с теми или иными ЧП делятся на:
- Подлежащные («Счастлив тот, кто помогает другим»);
- Сказуемостные («День был таков, что совершенно ни на что не оставалось времени»);
- Определительные («Расскажи ту сказку, которую мама любила»);
- Дополнительные («Никто не знает, где и с чего начинается Урал»);
- Обстоятельственные («Проснулась Катя, когда было совсем темно»).
Как и у ЧП, наблюдается синкретизм придаточных (можно задать разные вопросы):
Это прекрасно (что? При каком условии? Когда?), когда город стоит на берегу реки.
В изъяснительных придаточных сочетаются функции подлежащного и дополнительного типов:
Было видно, что вопрос Анфисы застал его врасплох.
Обстоятельственные придаточные так же, как и обстоятельства, делятся на прид. места, времени, причины, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки и следствия.
Присоединительные придаточные отличаются тем, что союзное слово вмещает в себя семантику главной части:
Весна, конечно, самое лучшее время года, о чём писано и переписано поэтами всех стран и народов.
Некоторые присоед. прид. превратились во фразеологические обороты (как и следовало ожидать, что и требовалось доказать, с чем вас и поздравляю).

Л. Ю. Максимов в 1969-1977 гг. выделил сложноподчинённые предложения с придаточными таких типов, как:
1. Присубстантивно-атрибутивные;
2. Изъяснительно-объектные, сравнительно-объектные;
3. Качественно-обстоятельственные, количественно-обстоятельственные;
4. Места;
5. Времени;
6. Условия;
7. Цели;
8. Сравнения;
9. Причины;
10. Следствия;
11. Уступки;
12. Подчинительно-присоединительные;
13. Сложные сопоставительные с союзами «в то время как», «между тем как», «тогда как», «если… то».
Классификация по структуре связи частей:
- Местоименно-соотносительные (субстантивные, атрибутивные, адвербиальные – качественно-количественные);
- Местоименно-союзные (качественно-количественные многозначные).

Примеры анализа предложений по многомерной классификации:
Человек, который любит родину, служит ей – СПП с присубстантивно-атрибутивным придаточным.
Тот человек, который любит родину, служит ей – СПП с присубстантивно-атрибутивным придаточным, собственно выделительный тип.
Тот, кто любит родину, служит ей – СПП с местоименно-соотносительным придаточным.
В школьной практике в первых двух предложениях придаточное определительное, в третьем – подлежащное.
При синкретизме семантики придаточного в школе тип определяется по указательному слову / вопросу, в многомерной классификации рассматривается синкретичный вариант:
Тихое утро было полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой – придаточное определительное (присуб.-атриб. собственно выделительного типа) осложняется семантикой сравнения и степени качества (количественно-обстоятельственный и сравнительный типы).

В сложноподчинённых предложениях могут совмещаться следующие значения:
1. Изъяснительные (субъектные и объектные):
Известно (Что? О чём?), какую огромную роль в работе писателя играет воображение.
2. Субъектные и обстоятельственные:
Как грустно (Что? Почему? Когда?), что ты завтра уедешь на три месяца (в главной части контактное слово соединяет в себе признаки прилагательного и лексемы категории состояния).
У нас выходит так (Как? Что?), что правда только вам известна.
3. Объектные и определительные:
Наоборот, желание (Какое? Чего?), чтобы сейчас случилось что-то внезапное, охватило меня. Контактное слово – отглагольное существительное, сохраняющее семантику действия, но способное определяться, чем и вызван синкретизм.
Похожее явление возникает при неотглагольных существительных, присоединяющих изъяснительное придаточное, если в главной части есть указательное слово в функции дополнения: «Есть старая легенда (Какая? О чём?) о том, как тихий город у моря посетил один пожилой волшебник.
4. Объектные и целевые / причинные / временные / условные:
Надо отдать все силы за то (За что? Зачем?), чтобы справедливость восторжествовала.
Молодость счастлива тем (Чем? Почему?), что у неё есть будущее. Контактное слово – краткое прилагательное, выражающее семантику состояния. На появление синтаксической функции дополнения у придаточного влияет указательное слово.
5. Целевые и причинные (и прочие обстоятельственные):
В цирк не стоит ходить часто (Почему? Зачем?), чтобы он не наскучил.
6. Определительные и степени / сравнительные / следствия:
Океан бил в берега с такой силой (Какой? Насколько большой? Что из этого следует?), что земля дрожала на достаточно большом расстоянии от полосы прибоя.
В глазах чувствовалась такая боль (Какая? Похожая на что?), будто я пристально и близко глядел на блестящую точку.
7. Условные и временные (и прочие обстоятельственные):
Слово кажется нам поэтическим в том случае (Когда? При каком условии?), когда передаёт понятие, кажущееся нам поэтическим.
8. Образа действия и целевые (и прочие обстоятельственные):
Горького надо уметь произносить так (Каким образом? Зачем?), чтобы каждая фраза звучала и жила.
9. Степени проявления состояния и следствия (и прочие обстоятельственные):
К вечеру все так устали (Насколько сильно? Что из этого следует?), что с трудом добирались до городка.
10. Обобщённо-уступительные и образа действия / меры и степени / определительные:
Сколько бы я ни жила, не забуду этого весеннего дня (Насколько долго? Вопреки чему?).

Часто в языке можно встретить конструкции, находящиеся на периферии сочинения и подчинения.
- Части сложного предложения связаны союзами с уступительно-противительным значением:
Хотя ложь ещё живёт, но совершенствуется только правда.
Конечно, я старая и глупая, но хорошее и я понимаю.
Пусть реки есть мощней намного, но Волга-матушка одна
.
- Сопоставительные предложения с союзами «в то время как», «тогда как», «если… то», «между тем как» также соединяют элементы двух синтаксических связей: «Если нет свободы речи, то свободы слуха нет». «В то время как у меня экзамены начались вчера, у моей подруги первый ожидается лишь на следующей неделе».
- Подобны по типу связи предложения с фразеологизированной первой частью и второй, начинающейся с сочинительного союза:
Стоит проявить сердечность, и обязательно кому-то это отзовётся.
- Иллюстрируют это же явления предложения с пояснительными союзами «а именно», «то есть»:
Время стояло благоприятное, а именно было темно и тихо.
- Схожи с прочими предложения, части которых связаны элементами «добро бы… а то», «хоть бы… а то» и пр.:
Лишь бы народ потише стал, а то вон что вытворять выдумали.

Сложное бессоюзное предложение
СБП характеризуются меньшей степенью дифференциации смысловых отношений (потому в них явление синкретизма частотнее). По семантике такие предложения делятся на следующие группы:
1. Со значением одновременности:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она
.
2. Со значением временной последовательности:
Послышались негромкие голоса, через минуту кто-то отворил дверь.
Если СБП с временными отношениями включают в себя осложнённые предикативные части, между простыми предложениями ставится точка с запятой:
Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес.
3. Со значением противопоставления:
Ввысь взлетает Сокол – жмётся Уж к земле.
Последняя сема иногда осложняется оттенком уступки:
Нажимает кнопку звонка: звонок не действует.
4. Со значением обусловленности (условно-временная характеристика): «Совесть потеряешь – другой не купишь». «Лес рубят – щепки летят».
5. С причинно-следственной связью:
Я доверяю любящим: они великодушны.
Он включил вентилятор над головой – ворвалась струя воздуха.
6. С пояснительным значением:
Вид великолепный: направо горы, налево река (собственно пояснительные отношения).
Ужасно: человек достигает вершины своей зрелости лишь к концу жизни, превращаясь в немощного старика (субъектно-пояснительные отношения).
Я знаю: в вашем сердце есть / И гордость, и прямая честь (объектно-пояснительные отношения).
Я открыл калитку – за ней стоял мой знакомый рыболов (вторая часть СБП восполняет пропуск глагола восприятия в первой).
Был подан сигнал: всем покинуть корабль (пояснительно-определительные отношения).
Мне повезло – сколько добрых людей встретил я на своём пути (пояснительно-причинные отношения).
7. С присоединительным значением:
Я не хочу судьёю быть, не все разлуку побеждают.

Предложения, состоящие более чем из двух предикативных частей, называются многокомпонентными. Они бывают следующих типов:
1. С ведущей сочинительной связью.
Всё началось с большой капели, / И вот уже текут снега (,) / И зажурчали, зазвенели / Деревья, воздух и снега.
2. С ведущей подчинительной связью.
Подчинение может быть параллельным неоднородным: «Он знал, что до сих пор его лучшая работа ещё не написана, и потому искренне удивлялся шуму, который всё чаще подымался вокруг его вещей». Одно из придаточных в подобных конструкциях чаще всего находится в интерпозиции.
При однородном подчинении придаточные свободно располагаются относительно главной части: «Он вспомнил, что Пушкин ещё писал «Капитанскую дочку», а молодой Герцен уже отправился в ссылку».
Для предложений с последовательным подчинением характерна постпозиция придаточных: «Всего же полнее и интереснее жизнь тогда, когда человек борется с тем, что мешает ему жить».
Частотно смешанное подчинение: «Не может быть хорошего прозаика, если человек не знает на память лучших наших поэтов, если он не слышит, как звучит слово, как чередуются в нём звуки».
3. С ведущей бессоюзной связью.
Чаще всего такие конструкции состоят из трёх предложений, причём первое характеризует последующие с помощью пояснительных отношений, второе и третье тесно связаны между собой (образуются два блока внутри СБП):
Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.
4. Смешанного типа.
В таких предложениях также выделяется ведущая связь, для её определения рассматривают отношения между блоками предикативных частей.
- Преобладающее сочинение:
Бесплодной почвы нет, и Сахару можно сделать плодородной, если работать усердно, с любовью.
- Преобладающая бессоюзная связь:
Он давно заметил: люди с особым уважением слушают то, чего не понимают.
- Преобладающая пояснительно-подчинительная связь:
Пока они дошли до дому, земля побелела и над снегом загорелся румяный рязанский закат.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.015 с.)