Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Синтаксис сложного предложения
Сложное предложение - это предложение, состоящее из двух и более предикативных частей, которые составляют структурное, семантическое и интонационное целое. Ему присущ такой признак, как полипредикативность. Я знаю: век уж мой измерен, Но чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с вами днём увижусь я…. Функциональная классификация сложных предложений определяется главной частью (или первой при сочинении / бессоюзной связи). Если она представляет собой односоставное предложение со сказуемым-императивом, перед нами побудительное высказывание: «Смотрите, как луга благоухают». Но при сочинении нередко можно встретить разные функции предикативных частей: «Я еду в город, а вы куда?» Многомерная классификация рассматривает четыре критерия: наличие союза, тип союзной связи, отношения между придаточным и главным при подчинении, семантика. Но иногда реальное предложение не соотносится с характеристикой типа, разработанного в рамках общей классификации: Засмеялся он, точно сталь зазвенела – нарушен третий критерий. Структурно-семантическая (или традиционная) классификация взята за основу составителями школьного курса синтаксиса.
Языковые значения предложения – наиболее абстрактные семы, выражающие отношения между частями сложного предложения, грамматикализованные лексико-грамматическими средствами. Проанализируем следующие примеры: Печален я: со мною друга нет. Печален я, так как со мною другу нет. Я весел, со мною друг. Я весел, когда со мною друг. Схожие по речевой семантике предложения могут оформляться по-разному структурно, различаясь языковыми значениями (выбор между причиной и временем). Но нельзя сказать: «Я люблю чай, скоро пойдёт дождь». Части предложения имеют разобщённую речевую семантику.
Наиболее часто выделяемые отношения: Временные: «Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела» (последовательность) и «Сердце щемит, когда слышу эту мелодию» (одновременность). Причинно-следственные: «Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво». Противительные: «Я не пророк, они – не серафимы». Часто осложняются значением уступки. Сравнительные: «Молвит слово – соловей поёт». Условные: «Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись». Пояснительные: «Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников». Присоединительные: «Павел сидел рядом с Наташей; он был красивее всех».
Средства связи в составе сложных предложений: интонация, союзы и союзные слова, местоименные слова, типизированные группы слов (в том числе контактные слова), синтаксическое строение частей, порядок размещения частей, соотношение форм глаголов-сказуемых. Союзы делятся на асемантические (разные значения – «что») и семантические (узкие, неизменные значения – «потому что»). Какой союз представлен в следующем примере? Встала перед глазами изба голодная, а в избе голодной мать хворая лежит. Одна и та же лексема в разных предложениях может быть союзным словом, соотносящимся с семантически полным элементом (существительным) или неполным (местоимением / мест. наречием): Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. Смелый там найдёт, где робкий потеряет. Местоименные слова, являющиеся структурной частью одного простого предложения в составе сложного, получают семантическое наполнение за счёт другого. Впечатление такое: рассказ писали два человека. Ночь была полна глубокой тишиной, и темнота её казалась бархатной и тёплой. Типизированные лексические элементы – синонимы, антонимы, повторы, создающие цельность элементов сложного предложения: Подальше положишь – поближе возьмёшь. Сложные предложения фразеологического типа обладают типизированными структурами (достаточно …, чтобы; слишком …, чтобы и пр.): «Стоит только выйти на опушку, - и в лицо ударит жаром, резким светом». В качестве средства связи частотен синтаксический параллелизм: «Серебряные гидропланы прятались в ангары, как пчёлы заползают в улей». Порядок размещения частей сложного предложения может быть фиксированным и свободным. Придаточное следствия обычно постпозитивно, временное значение последовательности также требует определённого порядка частей, отношения одновременности позволяют менять простые предложения местами (кроме придаточных с конструкцией «как вдруг»). Иногда порядок зависит от союза. Попробуйте перефразировать: Я устал, так как много работал. Я проворонил клиента, потому что хотел спать. Дождь не начинался, хотя синоптики обещали высокую вероятность осадков. Пусть солнце грело не очень сильно, вода не казалась такой студёной. Соотношение вида и времени глаголов-сказуемых влияет на появление схожих модально-временных характеристик: Гремела атака, и пули звенели, и ровно строчил пулемёт (в данном примере также присутствует семантическая соотнесённость). Признак общей предикативности важен для связи частей с временными отношениями, при его невыраженности предложение получает дополнительное значение условия. Сравните: Когда же на запад умчался туман, урочный свой путь совершал караван. Когда приходит близкий друг, твой дом по-праздничному светел.
Сложносочинённое предложение Основное средство связи – сочинительные союзы. Семантика ССП: 1. Одновременность (соединительные союзы, одинаковые вид и время форм глаголов-сказуемых, общие второстепенные ЧП): Утром шёл дождь и ветер шумел. 2. Последовательность (соединительные или противительные союзы, фиксированный порядок предикативных частей): Я немножко смутился, но смущение моё сейчас же прошло. 3. Сопоставление или противопоставление (логическое ударение, противительные союзы, использование синонимов и антонимов): Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество. Противопоставление + уступка: «В комнате было сумрачно и прохладно, а в окна глядел жаркий июль». Иногда функцию союзов исполняют усилительные частицы: «Луна стала ещё крупнее и ярче, звёзды же чуть посинели», а также потерявшие своё обособленное восприятие вводные слова: «Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой». 4. Разделительность – чередование, несовместимость явлений (разделительные союзы, особая интонация): То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. 5. Причинно-следственные отношения (союз и, сочетающиеся с ними наречия потому, оттого, поэтому, модальные слова значит, следовательно и пр.): Красавицы той страны умывались первым снегом, и потому никогда не вяла их красота. При сочетании с семантикой последовательности порядок слов фиксированный («Машина застопорила, и катер медленно причалил к берегу»), при одновременности – свободный, причинно-следственная связь выражена слабее («Матвеев робел перед каждым инженером, и не было у него никакого образования»). 6. Присоединение (союз да и, слова притом, причем): Любил я чувства приукрашивать, да и теперь ещё люблю.
Сложноподчинённое предложение Одночленные СПП – те, в которых придаточные соотносятся со словом или словосочетанием главной части; Двучленные – те, в которых придаточные распространяют всю главную часть. Контактные слова – опорные лексемы главного предложения, распространяемые придаточными. Контактные рамки – сочетание контактного слова и союза / союзного слова: Помните, что наука требует от человека всей его жизни. Время шло медленно, медленнее, чем ползли тучи по небу. Указательные местоимения иногда не относятся к контактным словам (если последние уже есть в предложении), но являются важным связующим элементом двух частей. Их называют соотносительными словами / коррелятами. Мы всегда утешаем других тем, что не могло утешить нас.
Союз или союзное слово? Горько думать, что пройдёт жизнь без горя и без счастья. Кажется, что небо всё ниже наклоняется над морем. Этот листок, что иссох и свалился, золотом вечным горит в песнопенье. Вспомни песни, что пел соловей. Что ему книга последняя скажет, то на душе его сверху и ляжет. - Союз не выполняет синтаксической функции; - Союз можно опустить, союзное слово – нет; - Только союзное слово может быть произнесено с логическим ударением; - Союз можно заменить союзом, союзное слово – союзным словом (что во втором предложении = будто, в третьем = который); - Придаточное с союзным словом можно преобразовать в вопрос. Проанализируйте: Чем прозрачнее воздух, тем ярче солнечный свет. Каждый становится тем, чем ему легче стать. Сложнее отличить омонимы «как» и «когда». Попробуйте заменить их на союзы или союзные слова в следующих предложениях: Утром я хожу по дому и слушаю, как шумит ветер. Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек. Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. Он был рад тому, как быстро наладился выпуск газеты. Но есть одно время года, когда суровый Север расцветает подобно райскому саду. Когда послышался гудок парохода, берег ожил. «Как»-наречие – глаголы слышать, видеть, знать, возможность превратить придаточное в отдельное вопросительное предложение. «Как»-наречие-союз – сочетание с компаративами, использование конструкции «так… как» (соотносительность). «Когда»-наречие – соотнесённость со словом, называющим время. «Когда»-наречие-союз – указание на параллельность действий без слов-временных конкретизаторов.
Придаточные по соотнесённости с теми или иными ЧП делятся на: - Подлежащные («Счастлив тот, кто помогает другим»); - Сказуемостные («День был таков, что совершенно ни на что не оставалось времени»); - Определительные («Расскажи ту сказку, которую мама любила»); - Дополнительные («Никто не знает, где и с чего начинается Урал»); - Обстоятельственные («Проснулась Катя, когда было совсем темно»). Как и у ЧП, наблюдается синкретизм придаточных (можно задать разные вопросы): Это прекрасно (что? При каком условии? Когда?), когда город стоит на берегу реки. В изъяснительных придаточных сочетаются функции подлежащного и дополнительного типов: Было видно, что вопрос Анфисы застал его врасплох. Обстоятельственные придаточные так же, как и обстоятельства, делятся на прид. места, времени, причины, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки и следствия. Присоединительные придаточные отличаются тем, что союзное слово вмещает в себя семантику главной части: Весна, конечно, самое лучшее время года, о чём писано и переписано поэтами всех стран и народов. Некоторые присоед. прид. превратились во фразеологические обороты (как и следовало ожидать, что и требовалось доказать, с чем вас и поздравляю).
Л. Ю. Максимов в 1969-1977 гг. выделил сложноподчинённые предложения с придаточными таких типов, как: 1. Присубстантивно-атрибутивные; 2. Изъяснительно-объектные, сравнительно-объектные; 3. Качественно-обстоятельственные, количественно-обстоятельственные; 4. Места; 5. Времени; 6. Условия; 7. Цели; 8. Сравнения; 9. Причины; 10. Следствия; 11. Уступки; 12. Подчинительно-присоединительные; 13. Сложные сопоставительные с союзами «в то время как», «между тем как», «тогда как», «если… то». Классификация по структуре связи частей: - Местоименно-соотносительные (субстантивные, атрибутивные, адвербиальные – качественно-количественные); - Местоименно-союзные (качественно-количественные многозначные).
Примеры анализа предложений по многомерной классификации: Человек, который любит родину, служит ей – СПП с присубстантивно-атрибутивным придаточным. Тот человек, который любит родину, служит ей – СПП с присубстантивно-атрибутивным придаточным, собственно выделительный тип. Тот, кто любит родину, служит ей – СПП с местоименно-соотносительным придаточным. В школьной практике в первых двух предложениях придаточное определительное, в третьем – подлежащное. При синкретизме семантики придаточного в школе тип определяется по указательному слову / вопросу, в многомерной классификации рассматривается синкретичный вариант: Тихое утро было полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой – придаточное определительное (присуб.-атриб. собственно выделительного типа) осложняется семантикой сравнения и степени качества (количественно-обстоятельственный и сравнительный типы).
В сложноподчинённых предложениях могут совмещаться следующие значения: 1. Изъяснительные (субъектные и объектные): Известно (Что? О чём?), какую огромную роль в работе писателя играет воображение. 2. Субъектные и обстоятельственные: Как грустно (Что? Почему? Когда?), что ты завтра уедешь на три месяца (в главной части контактное слово соединяет в себе признаки прилагательного и лексемы категории состояния). У нас выходит так (Как? Что?), что правда только вам известна. 3. Объектные и определительные: Наоборот, желание (Какое? Чего?), чтобы сейчас случилось что-то внезапное, охватило меня. Контактное слово – отглагольное существительное, сохраняющее семантику действия, но способное определяться, чем и вызван синкретизм. Похожее явление возникает при неотглагольных существительных, присоединяющих изъяснительное придаточное, если в главной части есть указательное слово в функции дополнения: «Есть старая легенда (Какая? О чём?) о том, как тихий город у моря посетил один пожилой волшебник. 4. Объектные и целевые / причинные / временные / условные: Надо отдать все силы за то (За что? Зачем?), чтобы справедливость восторжествовала. Молодость счастлива тем (Чем? Почему?), что у неё есть будущее. Контактное слово – краткое прилагательное, выражающее семантику состояния. На появление синтаксической функции дополнения у придаточного влияет указательное слово. 5. Целевые и причинные (и прочие обстоятельственные): В цирк не стоит ходить часто (Почему? Зачем?), чтобы он не наскучил. 6. Определительные и степени / сравнительные / следствия: Океан бил в берега с такой силой (Какой? Насколько большой? Что из этого следует?), что земля дрожала на достаточно большом расстоянии от полосы прибоя. В глазах чувствовалась такая боль (Какая? Похожая на что?), будто я пристально и близко глядел на блестящую точку. 7. Условные и временные (и прочие обстоятельственные): Слово кажется нам поэтическим в том случае (Когда? При каком условии?), когда передаёт понятие, кажущееся нам поэтическим. 8. Образа действия и целевые (и прочие обстоятельственные): Горького надо уметь произносить так (Каким образом? Зачем?), чтобы каждая фраза звучала и жила. 9. Степени проявления состояния и следствия (и прочие обстоятельственные): К вечеру все так устали (Насколько сильно? Что из этого следует?), что с трудом добирались до городка. 10. Обобщённо-уступительные и образа действия / меры и степени / определительные: Сколько бы я ни жила, не забуду этого весеннего дня (Насколько долго? Вопреки чему?).
Часто в языке можно встретить конструкции, находящиеся на периферии сочинения и подчинения. - Части сложного предложения связаны союзами с уступительно-противительным значением: Хотя ложь ещё живёт, но совершенствуется только правда. Конечно, я старая и глупая, но хорошее и я понимаю. Пусть реки есть мощней намного, но Волга-матушка одна. - Сопоставительные предложения с союзами «в то время как», «тогда как», «если… то», «между тем как» также соединяют элементы двух синтаксических связей: «Если нет свободы речи, то свободы слуха нет». «В то время как у меня экзамены начались вчера, у моей подруги первый ожидается лишь на следующей неделе». - Подобны по типу связи предложения с фразеологизированной первой частью и второй, начинающейся с сочинительного союза: Стоит проявить сердечность, и обязательно кому-то это отзовётся. - Иллюстрируют это же явления предложения с пояснительными союзами «а именно», «то есть»: Время стояло благоприятное, а именно было темно и тихо. - Схожи с прочими предложения, части которых связаны элементами «добро бы… а то», «хоть бы… а то» и пр.: Лишь бы народ потише стал, а то вон что вытворять выдумали.
Сложное бессоюзное предложение СБП характеризуются меньшей степенью дифференциации смысловых отношений (потому в них явление синкретизма частотнее). По семантике такие предложения делятся на следующие группы: 1. Со значением одновременности: Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она. 2. Со значением временной последовательности: Послышались негромкие голоса, через минуту кто-то отворил дверь. Если СБП с временными отношениями включают в себя осложнённые предикативные части, между простыми предложениями ставится точка с запятой: Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес. 3. Со значением противопоставления: Ввысь взлетает Сокол – жмётся Уж к земле. Последняя сема иногда осложняется оттенком уступки: Нажимает кнопку звонка: звонок не действует. 4. Со значением обусловленности (условно-временная характеристика): «Совесть потеряешь – другой не купишь». «Лес рубят – щепки летят». 5. С причинно-следственной связью: Я доверяю любящим: они великодушны. Он включил вентилятор над головой – ворвалась струя воздуха. 6. С пояснительным значением: Вид великолепный: направо горы, налево река (собственно пояснительные отношения). Ужасно: человек достигает вершины своей зрелости лишь к концу жизни, превращаясь в немощного старика (субъектно-пояснительные отношения). Я знаю: в вашем сердце есть / И гордость, и прямая честь (объектно-пояснительные отношения). Я открыл калитку – за ней стоял мой знакомый рыболов (вторая часть СБП восполняет пропуск глагола восприятия в первой). Был подан сигнал: всем покинуть корабль (пояснительно-определительные отношения). Мне повезло – сколько добрых людей встретил я на своём пути (пояснительно-причинные отношения). 7. С присоединительным значением: Я не хочу судьёю быть, не все разлуку побеждают.
Предложения, состоящие более чем из двух предикативных частей, называются многокомпонентными. Они бывают следующих типов: 1. С ведущей сочинительной связью. Всё началось с большой капели, / И вот уже текут снега (,) / И зажурчали, зазвенели / Деревья, воздух и снега. 2. С ведущей подчинительной связью. Подчинение может быть параллельным неоднородным: «Он знал, что до сих пор его лучшая работа ещё не написана, и потому искренне удивлялся шуму, который всё чаще подымался вокруг его вещей». Одно из придаточных в подобных конструкциях чаще всего находится в интерпозиции. При однородном подчинении придаточные свободно располагаются относительно главной части: «Он вспомнил, что Пушкин ещё писал «Капитанскую дочку», а молодой Герцен уже отправился в ссылку». Для предложений с последовательным подчинением характерна постпозиция придаточных: «Всего же полнее и интереснее жизнь тогда, когда человек борется с тем, что мешает ему жить». Частотно смешанное подчинение: «Не может быть хорошего прозаика, если человек не знает на память лучших наших поэтов, если он не слышит, как звучит слово, как чередуются в нём звуки». 3. С ведущей бессоюзной связью. Чаще всего такие конструкции состоят из трёх предложений, причём первое характеризует последующие с помощью пояснительных отношений, второе и третье тесно связаны между собой (образуются два блока внутри СБП): Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. 4. Смешанного типа. В таких предложениях также выделяется ведущая связь, для её определения рассматривают отношения между блоками предикативных частей. - Преобладающее сочинение: Бесплодной почвы нет, и Сахару можно сделать плодородной, если работать усердно, с любовью. - Преобладающая бессоюзная связь: Он давно заметил: люди с особым уважением слушают то, чего не понимают. - Преобладающая пояснительно-подчинительная связь: Пока они дошли до дому, земля побелела и над снегом загорелся румяный рязанский закат.
|