Северному и Южному  Чуйским хребтам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Северному и Южному  Чуйским хребтам.



Северному и Южному  Чуйским хребтам.

                    (Алтай).

                                  г. Миасс.

                                  2016 год.

                              

Отчет

О пешем туристском путешествии

                        четвёртой категории сложности

По Алтаю

Совершенном в августе 2016 г.

Маршрутная книжка № 48/2016.

Руководитель группы-Акимов В. И.

Адрес руководителя: 456318 Челябинская область,

                                        г. Миасс.

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено четвёртой кат. сложности шестерым

                    участникам и руководителю.

Отчет использовать в библиотеке  Челябинского областного

                             клуба туристов.

Содержание.

  1. Справочные сведения о путешествии.

1.1. Район проведения……………………………………………………………3

1.2. Справочные сведения о путешествии………………….…………………..3                     

1.3.  Подробная нитка маршрута………………………………………………..3

1.4. Обзорная карта региона…………………………………………………….4

1.5. Определяющие препятствия маршрута……………………………………5

  1.  Сведения об участниках………………………………………………………..6
  2. Общая идея похода (путешествия)…………………………………………….7
  3. Варианты подъезда и отъезда, дислокация ПСО, медучреждений…..……...7
  4. Перечень наиболее интересных природных, исторических и

  др. объектов (занятий) на маршруте…………………………………………..9

6. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте……..9

  1. Заявленный маршрут…………………………………………………………..9

8. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты…………...…….10

  1. Изменения маршрута иих причины…………………………………..……...10
  2. График движения………………………………………………………….……10
  3. Высотный график…………………………………………………………...….11

12. Техническое описание прохождения группой маршрута.…………………..12

13.  Итоги путешествия, выводы и рекомендации по прохождению маршрут..51

14. Расчёт категории сложности маршрута……………………………………….51

Дополнительные сведения о походе:

Краткая характеристика района……………………………………………….52

Общественное снаряжение…………………………………………………….54

Личное снаряжение…………………………………………………………….57

Питание на маршруте…………………………………………………………..58

Весовые характеристики груза………………………………………………...59

Другая полезная информация………………………………………………….60

О погоде в походе………………………………….…………………………..60

Смета расходов………………………………………………………………….60

Литература………………………………………………………………………60

Записки с перевалов………….………………………………………………....61

 

Справочные сведения о путешествии.

 

Вид туризма, категория сложности: пеший, четвёртая.

Состав группы: 8 человек

Время путешествия: 2 августа – 18 августа 2016 г.

Район путешествия: Алтай.

 

Маршрут:   пер. Карагем (н/к, 2700 м.) –  р. Йолдоайры - пер. Эренбурга (1А, 3080 м.) – р. Джело -  р. Талдура – пер. Перемётный (1Б, 3400 м.) - р. Атбажи - р. Иолдоайры - Карагемская поляна – оз. Камрю – р. Прав. Камрю. - пер. Терешковой (1Б, 3100 м.) - р. Лев. Юнгур – пер. Москвич (1Б, 3075 м.) - пер. Орбита (1Б, 3000 м.) - оз. Верхнее Шавлинское - оз. Нижнее Шавлинское - р. Шавла – пер. Орой (н/к, 2229 м.) - р. Орой – р. Чуя - пос. Чибит – турбаза «Кочевник».

 

Подъезды: г. Челябинск – г. Новосибирск – г. Бийск - п. Бельтир – пер. Карагем.

Отъезды: турбаза «Кочевник» – г. Бийск – г. Новосибирск – г. Челябинск.

 

Продолжительность путешествия: всего 17 ходовых дней.

Протяженность маршрута: - 181,9 км.

 

 

Обзорная карта региона.

 


7, 8
6
4, 5
1
2
3
9
Подъезд из Бельтира

Схема 1. Начальная часть маршрута. Красная линия – маршрут, зелёная – подъезд.

 

10
9
11
13
14

Схема 2. Средняя часть маршрута.

 

17 Турбаза «Кочевник»
14
15
16

 

Схема 3. Заключительная часть маршрута.

 

Организация заброски.

Район очень удобен для организации забросок, что позволяет существенно уменьшить вес рюкзаков. Из Бельтира можно осуществить заброски на машинах повышенной проходимости в различные долины Южно-Чуйского хребта, и на пер. Карагем, Карагемскую поляну Северо-Чуйского хребта. Мы делали 2 заброски: в устье р. Джело и на Карагемской поляне. Заброски завозили на ГАЗике.

 

 Мчс:

Туристские организации.

Бийский  ЦДЮТиТ г. Бийск Ул. Андреевская, 15

Турбазы:

- а/л «Актру» верховья дол. р. Ак-Тру (но это в стороне от нашего маршрута);

- турбаза «Кочевник» у с. Чибит (Администрация ООО «ЭКО туркомплекса «КОЧЕВНИК»:
Тел.: 8-903-990-69-01 (Гончаров Олег Викторович)E-mail: kochevnyk@yandex.ru
Сайт: eco-kochevnik.ru.)

- турбаза пока без названия в п. Бельтир  (Василий, тел. 8(963)198-63-42).

 

Прочие сведения.

Алтай считается энцефалитным районом, хотя реально случаев заболеваний там

давно нет.

 

6. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

 

    Постоянную опасность на маршруте представляют курумники, которые имеются на подходах ко всем перевалам, морены с осыпями. Требуется постоянная бдительность, особенно на мокром и с лишайниками куруме, на заснеженном куруме. У нас 1 участник подвернул ногу на простом участке спуска с морены и получил перелом косточки голеностопного состава (точный диагноз ему поставили только дома, после возвращения из похода).

 На перевалах 1А и 1Б опасны участки с повышенной крутизной, которые на перевалах 1Б, как правило, камнеопасны (необходима каска). Здесь опасны участки с натёчным льдом.

       Переправы через реки с небольшой глубиной (менее 0,5м), но с большой скоростью течения тоже опасны.

  Наиболее сложной у нас была переправа через р. Йолдоайры у устья р. Атбажи. Большая скорость течения, камни в русле, которые могут затруднить выход на берег при смыве участника при переправе в брод. Здесь мы натягивали воздушную переправу.

      Опасны ухудшения погоды – туманы, когда ограничена видимость и компас просто необходим, дожди ливневые и затяжные, переходящие на больших высотах в снег. У нас дождей было мало, туманов не было.

 

7. Заявленный маршрут.

Пос. Бельтир – устье р. Джело – пер. Карагем (н/к, 2837 м.) – р. Йордоайры –

пер. Эренбурга (1А, 3080 м.) – р. Джело – р. Талдура – пер. Перемётный

(1Б, 3400 м.) – р. Атбажи – р. Йордоайры – р. Камрю – р. Прав. Камрю –

пер.Терешковой(1Б, 3000 м.)– исток р. Лев. Юнгур – пер. Москвич (1Б,

3075 м.) – пер. Орбита (1Б, 3000 м.) – оз. Шавлинское – р. Шавла –

р. Ештыкол – пер. Орой (н/к, 2229 м.) - р. Чуя – пос. Чибит.

 

8. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

 

            Аварийные варианты.

Выход в ближайший населённый пункт (Бельтир  или Чибит) по наиболее простому варианту. Связь по спутникову телефону с МЧС.  

     

          Запасные варианты.

Выход в п. Чибит по мосту ниже посёлка.

  

 9. Изменения маршрута и их причины.   

 

При подготовке похода рассматривалась возможность осуществления забросок с помощью техники, но не было достоверных данных о перевозчиках. Информация было получена буквально в последние дни перед выездом в поход. Использование техники на этом не интересном участке маршрута для осуществления заброски позволило существенно снизить физические нагрузки на участников и сократить продолжительность похода на 1 день. Техническая сложность маршрута не изменилась.

 

10. График движения.

 

Дни пути     Дата     Участок маршрута. (место ночевки)   км     Время про-хож- дения, час, мин. Определяющие препятствия на участке. Метеоусловия.    
1   Пер. Карагем - р. Йолдоайры. 4   0-50   С утра пасмурно, потом ясно.
2   Пер. Эренбурга – оз. вост. перевала 14,5 8-50 Пер. Эренбурга (1А), 3080 м. Перем. облачность
3   Р. Джело – р. Талдура 24 10-20 Брод через приток р. Талдура. Перем. облачность
4    Р. Талдура – низ. ледн. Перемётный  15 9-15   Перем. облачность
5   Днёвка   -   Ясно
6   Пер. Перемёт-ный-оз. Атбажи 10,8 10-00 Пер. Перемётный (1Б), 3400 м. Ясно
7   Р. Йолдоайры-Карагемская поляна 13 9-40 Переправа через р.  Йолдоайры Перем. облачность, вечером дождь.
8   Днёвка   -    
9   Р. Камрю – оз. Камрю. 15,7 10-00 Переправа через р. Карагем. Ночью сильный дождь, перем. облачность
10   Озеро под пер. Терешковой 12 8-50   Перем. облачность, вечером град
11   Пер. Терешко-вой–долина р. Юнгур  9,8 11-35 Перевал Терешковой (1Б, 3100 м.)   Перем. облачность
12   Ледн. под пер. Москвич 8 7-45   До обеда ясно, позже пасмурно, вечером немного снежн. крупы.
13   Пер. Москвич – пер. Орбита-оз. Верхн. Шавлинское 10,5 10-20 Перевал 1Б Москвич, 3075 м.; перевал 1Б Орбита, 3000 м. С утра ясно, позже перем. облачность
14   Оз. Шавлинское.   Полуднёвка. 6,4 2-40   С утра перем. облачность, в обед и вечером дождь
15   1-ый по ходу приток р. Ештыкол. 13 9-40   Ясно
16   Пер. Орой – долина р. Орой 14,5 8-30 Пер. Орой (н/к). Ясно
17   П. Чибит – тур. база «Кочевник» 10,7 6-00   Ясно

Всего:                                            181,9 км.  124 час. 15 мин

 

11. Высотный график.

 

12. Техническое описание маршрута.

 

   Примечания.

1. Время движения указывается без учёта времени обеда и остановок на отдых. Обед был, как правило, около 2 часов. Во время обеда сушили палатки (от ночной влаги) и одежду (от утренней росы), при необходимости, и верёвки.

2. Высоты указаны по данным одного из навигаторов. Данные разных навигаторов немного отличались друг от друга. Навигаторы измеряют высоты, измеряя атмосферное давление. Т. е. их данные меняются с изменением атмосферного давления в данной точке местности.

 

                    1 августа

             0 день.

День заезда из Бийска до Бельтира.

Ясно, солнечно до Чибита, после мелкий дождь.

  Н = 1980 м.

 

 
         

 

Приехали в Бийск по расписанию в 7-40 местного времени. Водитель (руководитель фирмы) встретил у вагона поезда. Выехали через час. В пути останавливались на завтрак и затем на обед. Заехали на турбазу «Кочевник» около пос. Чибит в 16-30. Оставили чистую одежду, ненужные вещи и продукты на ужин последнего дня и завтрак перед отъездом домой. Минут через 40 выехали дальше. Свёрток дороги на Бельтир после Ортолыка, до Бельтира отсюда 29 км. Сначала немного асфальта, затем хороший грейдер.

Василий, который согласился нам организовать заброску на машинах, живёт в конце деревни, слева от дороги. Это небольшая, частная турбаза. На ней видны скульптуры оленя и 2-х баранов. Фото 1. Поселил в одной большой комнате отдельного дома, есть кухня с газом.

Фото 1. Турбаза Василия в п. Бельтир.

 

                    2 августа

             1 день.

День завоза забросок и выдвижения к 1-ой стоянке.

С утра пасмурно, затем ясно.

S = 4 км Нст. = 2365 м.

- 472 м.

Время движ. 13-00 - 13-50.
         

 

Встали в 5-30 (дежурные), остальные в 6-00. Выехали в 7-30 на 2-х УАЗиках по 4-ре человека с рюкзаками в каждом. Ехали сначала по дороге правого берега р. Талдуры, Километров через 10 переехали по мосту на левый берег. Дорога до р. Джело хорошая (но, есть один плохой участок). Реку Джело переехали вброд и в крохотном лесочке оставили первую заброску – продукты и часть спец. снаряжения на участок маршрута р. Джело – р. Талдура – пер. Перемётный – р. Атбажи – Карагемская поляна. Дорога далее до перевала Карагем относительно (для УАЗиков) неплохая. На перевале, как и договаривались, один УАЗик с менее опытным водителем высадил всех и поехал назад в посёлок. Фото 2.

Фото 2. На перевале Карагем.

 

Перегрузили все рюкзаки в оставшийся УАЗик, в него сели Валера и Александр Яковлев, и поехали везти заброску на Карагемскую поляну. Остальные пошли пешком к месту первой ночёвки в устье 1-го правого притока р. Йолдоайры. При проезде мимо места первой ночёвки выгрузили рюкзаки всех участников. Дорога, если её можно так называть, идёт в основном по правому берегу р. Йолдоайры, но несколько раз (осыпи с правого берега) уходит на левый берег и возвращается назад. Если идти пешком, то кроме первой осыпи, все осыпи имеют тропки у воды и переходить реку не нужно. Для обхода 1-ой осыпи необходимо уходить на левый берег. Первый брод неглубокий (чуть выше щиколотки ноги), второй брод (река дополнительно принимает воды 1-го правого и 2-го левого притока) более глубокий, течение сильное. Видели, как этот брод проходили верхом на лошадях. Вода была по брюхо лошадей. Перед Карагемской поляной дорога становится хорошей. Оставили заброску перед заездом на поляну. Вернулись назад к оставшимся участникам в 15-30 сильно измотанными. (На большей части дороги как таковой нет, думаем, что там, навряд ли, проедут крутые ребята на внедорожниках). Решили дальше в этот день не идти. Еду готовили на дровах (ветки кустарника).

 

                    3 августа

             2 день.

Р. Йордоайры – пер. Эренбурга (1А, 3080 м.) – озеро восточнее перевала.

С утра переменная облачность, затем ясно.

S = 14,5 км Нст. = 2605 м.

+715 м., -475 м.

Вр. движ. 8-00 - 16-50.
         

 

Поднимались к озеру Паспалагачиоюк (названия озера на карте-хребтовке нет, взяли из отчётов) и перевалу Эренбурга с места стоянки по левому склону долины. (По данным отчётов о походах наиболее прост подъём к перевалу от озера). Сначала движению мешали в отдельных местах заросли кустарников. На фото 3 вид на долину, по которой мы поднимались.

Фото 3. Долина р. Паспалагачиоюк.

 На пути движения три перемычки. На фото 4 одна из перемычек.

Фото 4. На пути к перевалу Эренбурга.

 

 Озеро Паспалагачиоюк обходили восточным берегом. На противоположном берегу три снежника. Один толстый и с обрывом в озеро. Там было бы проблематично пройти. Пообедали на северном берегу озера  (пришли в 11-30, готовили на газе). От озера поднимались по осыпям (устойчивым) левого борта долины. Фото 5.

Фото 5. Озеро Паспалагачиоюк. Путь подъёма на плато.

 

Подъём не крутой. На верхней части подъёма немного прошли по снежнику, и вышли на плато. На фото 6 вид на озеро с плато.

Фото 6. Озеро Паспалагачиоюк.

 

По плато пошли в юго-восточном направлении примерно 1 км, вышли в 14-10 к туру. Сняли записку группы туристов г. Одессы от 26.07.2016 г. (руководитель Сафтюк Л.А.). От тура начали ориентироваться. Пошли в направлении небольшого отрога на восток. Один человек сбегал в разведку на юг, вдоль обрывистого спуска в каньон со снежником с карнизом. Оттуда виден путь спуска. Надо идти дальше по отрогу, затем начать спуск в право (по ходу) по некрутой, устойчивой осыпи в долину ручья, стекающего в озеро. Фото 7.

 

Фото 7. Спуск с перевала Эренбурга. Путь спуска.

После спуска в долину снова спуск по  устойчивой осыпи в низ долины. В конце спуска прошли  немного по некрутому снежнику. Далее крутизна спуска ещё уменьшается, выходим на заболоченные зелёные полянки, видно озеро. Берега озера заболочены. Остановились на стоянку на бугорке у начала ручья, вытекающего из озера. Готовили еду на газе. У озера паслись лошади.

 

                    4 августа

             3 день.

Р. Джело – р. Талдура

Переменная облачность.

S = 24 км Нст. = 2330 м.

-355 м., +80 м.

Вр. движ. 8-00 - 18-20.
         

 

Со стоянки вышли, стараясь идти по верхам в южном направлении. Примерно через 0,6 – 0,8 км стали спускаться в низ долины р. Джело. На пути есть немного кустарника. Внизу видно тропу, идущую по нашему берегу реки. Её, наверное, сделали лошади, пасущиеся в долине. Спустились до тропы, и пошли по ней. Прошли на левом борту долины стойбище, затем стойбище на нашем борту долины. После выхода на дорогу, идущую с перевала Карагем, сначала неглубокий брод (чуть выше щиколотки) через правый приток реки, затем на реке Джело деревянный мост. Туристам, спускающимся с перевала (поднимающегося на него), можно им воспользоваться на пути к Бельтиру. Мы всё время шли правым берегом р. Джело. Затем на дороге подъём на пригорок - дорога обходит каньон перед устьем р. Джело. На фото 8 вид на верховья долины р. Талдура с пригорка.

 

Фото 8. Вид на верховья долины р. Талдура с дороги на пер. Карагем.

 

 Спуск с пригорка, и мы у крохотного лесочка, где оставили первую заброску. Волнения по поводу целостности заброски были напрасны – заброска цела. Пришли сюда в 11-30. Устроили обед, раскладывали заброску по рюкзакам. (Готовили на костре). После обеда вышли в верховья р. Талдура по дороге, идущей туда. Прошли мимо стойбища, затем подошли к левому притоку р. Талдура. Приток разбивается на 4 рукава. Сначала видно 2 наиболее мощных рукава, затем, метров через 100-120 будет ещё 2 мелких, переходимых по камням и брошенным доскам рукава. Первый и второй рукав шириной метров 5, глубиной чуть меньше колено каждый. Для малоопытных участников группы решили показать переход водного потока стенкой. Разбились на 2 стенки по 4 человека, и перешли протоки. Фото 9.

Фото 9. Тренировочный переход стенкой левого притока Талдуры.

 

Далее автомобильная дорога перешла на правый берег Талдуры (брод), а мы продолжили движение по левому, заболоченному берегу со старыми следами машин. На пути попадаются небольшие лесочки. В месте возвращения автомобильной дороги на левый берег реки деревянный мост. Здесь в кустах есть чистая вода. На дальнейшем участке дороги проблемы с чистой водой. Вода в Талдуре грязная, такую пить не хочется. Решили идти дальше до чистой воды, и там становиться на стоянку. Идём дальше, жарко, пить хочется, сильно устали, а воды всё нет и нет. Дорога уходит на приречные пригорки. Проходим мимо одного стойбища, воды около него нет (Складирующие там сено люди выгружали из подъехавшей машины емкости с водой). Идём дальше, проходим мимо ещё одного стойбища. Перед ним болотце с вытекающей из него чистой водой, но мы решили пройти за стойбище – там просматривается долинка, заросшая кустарником, т. е. должна быть вода. Остановились примерно в 0,5 км от стойбища (там никого не было) у небольшого ручейка с чистой водой. Готовили на костре из веток кустов.

 

                    5 августа

             4 день.

Р. Талдура – основание ледника с перевала Перемётный.

Переменная облачность.

S = 15 км Нст. = 2990 м.

 +660 м.

Вр. движ. 8-05 - 17-20.
         

 

Шли сначала по «дороге», а точнее по следу машины высокой проходимости. Дороги как таковой нет. Далее шли по берегу реки. В одном месте пришлось пробираться по скальным полкам около самой воды. Затем был неглубокий брод через левый приток. Фото 10.

Фото 10. Переправа через приток Талдуры.

Потом пошли моренные валы. Старались идти около реки. Обедали (газ) у последних одиночных деревьев. Хорошо виден ледник Б. Талдура. Фото 11.

Фото 11. Ледник Б. Талдура.

 Далее стали подниматься по склону (каменные россыпи) – нам пора подниматься к леднику из-под перевала Перемётный. Пересекли (по камням) прозрачный ручей. Но мутного потока воды из-под ледника не видно. Непонятно, где долина ледника с перевала Перемётный? Подошли к скальной гряде за долиной с зелёной от травы мореной. Вроде это наша долина? Два человека сходили (поднялись) без рюкзаков на скальную гряду на разведку. Вывод – долина с зелёной мореной и ручьем с прозрачной водой наша, нам идти в неё. Вылезли на эту зелёную, заросшую травой морену, и сразу узнали (по имеющейся фотографии) «наш» ледник из-под перевала Перемётный. Стали подниматься дальше по каменистым моренам (ручей здесь мутный). Предположительно мутный поток воды из-под ледника уходит под морену (но мы этого не видели), фильтруется и ниже становится чистым. Вышли на большую практически плоскую площадку. Фото 12 и 13.

Фото 12. На пути в леднику перевала Перемётный.

Фото 13. Ледник перевала Перемётный. Место стоянки.

 Здесь ручей разбивается на рукава и его легко перешли по камням. Идём дальше в правый по ходу край ледника. Остановились на стоянку на верху морены примерно в 0,5 км от ледника. Здесь хорошие места для установки палаток. Есть крохотное озерцо с непроточной чистой водой. Фото 14.

Фото 14. Лагерь у основания ледника пер. Перемётный. Виден ледник Б. Талдура.

 

 Ближе к леднику не пошли, т. к. там остановилась группа из Бийска (2 к.с.горная, 6 человек). Они пришли чуть раньше нас. (Тоже испытывали сложности с ориентированием на подходах к леднику).

 

                    6 августа

             5 день.

ДНЁВКА. Основание ледника с перевала Перемётный.

Переменная облачность, было 2 небольших дождичка.

  Нст. = 2990 м.

 

 
         

 

Отоспались и целый день посвятили тренировкам. Подгоняли кошки, отрабатывали хождение в связках по леднику, действия по попаданию участника в трещину, установку ледобуров для самостраховки, постановку перил (с помощью ледобуров) для спуска с перевала и спуск по перилам, снятие перил. Сначала тренировались у лагеря, затем на нижней части ледника. Фото 15, 16.

 

Фото 15 и 16. Тренировки на леднике.

Разыгрывался сценарий нашего спуска с перевала с конкретными ролями каждого участника.

 

                    7 августа

             6 день.

Перевал Перемётный – р. Атбажи – оз. Атбажи.

Ясно. На перевале очень холодно.

S = 10,8 км Нст. = 2550 м.

+210 м., -650 м.

Вр. движ. 6-30 - 16-30.
         

 

Очень важно пройти перевал как можно раньше, когда камни на склоне вморожены в склон и вероятность их падения минимальна. Поэтому встали очень рано: дежурные в 4-00 (было ещё темно), остальные в 5-00. Вышли в 6-30. Перед выходом на ледник одеваем кошки, системы. Подъём на ледник справа по кулуару. Далее вышли на купол ледника. Ледник открытый. Трещины, как забитые светлым снегом, так и открытые, хорошо просматриваются. Небольшой участок закрытого ледника впереди справа по ходу, у склона. Обходя закрытый участок ледник, и обходя широкие трещины, выходим в центральную часть ледника. В связки не связываемся. Фото 17.

 

Фото 17. На леднике.

 

 

 

 Далее, обходя широкие трещины и перешагивая через небольшие, идём в сторону хорошо видимого перевала Перемётный справа по ходу. Седловина перевала у края ледника. Фото 18.

 

Фото 18. Седловина перевала Перемётный.

Тур справа на склоне, здесь же памятник погибшему на перевале туристу. На перевале были в 8-30. Сняли записку ушедших на перевал в предыдущий день Бийских туристов (руководитель Дуров Н.П.).

В одном из отчётов говорится, что спускались немного справа, около скал, чтобы провешенных верёвок (2 штуки по 50 м) хватило для спуска за бергшрунд снизу крутого участка. Поступаем так же. Фото 19.

Фото 19. Начало спуска с перевала.

Начинаем спуск. Под камнями лёд, в одном месте около 2 метров голый, без вмерзших камней. Впереди идущие вырубили здесь во льду ступени. Далее спускаемся до скальной стенки, и спускаемся вдоль неё, придерживаясь за скалу руками. Далее спускаемся на несколько метров ниже, и передвигаемся по горизонтали до участка голого льда. Здесь можно вкрутить ледобуры. Впереди идёт наиболее опытный Евгений. Он вкручивает ледобур для своей страховки, и потом ледобуры для провешивания верёвки. Подходящие участники вкручивают свои ледобуры и страхуются за них. Фото 20.

Фото 20. Участники у станции.

 Первым спускается Александр Ворошилов (инструктор по туризму). Его задача – спуститься до конца верёвки, установить вторую станцию на ледобурах и продолжить спуск, убедиться, что конец верёвки заходит за бергшрунд. Он спускается по верёвке без рюкзака. Оказывается, одна верёвка (50 м.) заходит за бергшрунд. Второй верёвки не требуется. Предположительно, мы ошиблись с высотой спуска – верёвки надо было провешивать прямо с перевала. Это было бы более безопасно, и 2-х верёвок по 50 м. для спуска хватило бы. Далее начинают спускаться с рюкзаками участники с помощью восьмёрок. Фото 21.

Фото 21. Спуск с крутого участка по перилам.

Евгений контролирует правильность работы с верёвкой на станции, Александр помогает в преодолении бергшрунда на конце верёвки (надо было забирать немного вправо по склону, там снежный мост через бергшрунд). После спуска всех (кроме Евгения) участников, Александр поднимается вверх, вворачивая примерно через 10 м. ледобуры, затем спускается со своим рюкзаком, пропуская верёвку через карабины установленных при подъёме ледобуров. Евгений спускается (с рюкзаком, отказался от предварительного спуска рюкзака) страхуясь ледорубом, с нижней страховкой Александром, по пути выкручивая установленные ледобуры. Фото 22.

Фото 22. Евгений со снятыми ледобурами.

Далее ледник выполаживается, он открытый, чистый. Трещин нет. Фото 23.

 

Фото 23. Пологий участок ледника.

 Ниже ледник замусорен камнями. Здесь снимаем кошки. Вид на перевал со стороны долины р. Атбажи на фото (панорама) 24.

 

Фото 24. Вид на перевал Перемётный со стороны долины р. Атбажи.

Вид на долину р. Атбажи с ледника на фото 25.

 

Фото 25. Вид на долину р. Атбажи с ледника.

Далее спускались по правому краю ледника, постепенно уходя к его левому краю (справа промоины). Обедали на одном из озёр ниже ледника (большинство озёр на карте-хребтовке не показаны). После обеда шли левым берегом вдоль реки. Встали на стоянку на западном берегу озера Атбажи (в центральной части озера), находящегося за большой мореной, перекрывающей всю долину реки. Готовили на газе.

 

                    8 августа

             7 день.

Оз. Атбажи - р. Атбажи – р. Йолдоайры – Карагемская поляна.

Переменная облачность. Вечером дождь.

S = 13 км Нст. = 1960 м.

 -590 м.

Вр. движ. 8-10 - 17-50.
         

 

Сначала шли по морене вдоль озера, затем уходили влево к склону, потом перешли по нижней части морены на правый борт долины. Борт долины местами заболочен. Начинает просматриваться в кустах тропа. Тропа идёт по борту долины высоко от реки. После начала лесной зоны она спускается ниже к реке. На подходе к р. Йолдоайры поднимается, уходя в верховья долины р. Йолдоайры. Видели слабо заметную развилку – одна слабозаметная тропа идёт в верховья р. Йолдоайры, другая, по которой идём мы, к стрелке рек Атбажи и Йолдоайры. Тропа идёт высоко по склону. Река Йолдоайры (фото 26) и р.

Атбажи в каньонах.

 

Фото 26. Каньон р. Йолдоайры.

 

Слабо заметнная тропка идёт к скалистой стрелке, где сходятся борта каньонов обоих рек. Здесь очень крутой, серпантином спуск (можно придерживатся руками за скальные выступы) спуск на маленькую, заросшую лесом площадку каньона р. Йолдоайры. Пришли сюда в 12-30. На площадке следы костра – не мы здесь первые. Обедаем (костёр). Обсуждаем варианты переправы на другой берег. Наметили переправу по нижнему краю улова после резкого слива воды реки в верхней части площадки. Здесь на противоположном берегу реки тоже пятачок леса и за ним устойчивая, с деревьями осыпь, по которой можно будет вылезть из каньона реки к дороге на Карагемскую поляну. На обоих берегах есть толстые деревья, позволяющие натянуть верёвочную переправу. Решаем верёвочную переправу наводить! Провели на берегу 2 тренировки полного сценария переправы с распределением ролей участников. Фото 27.

 

Фото 27. Тренировка на берегу.

 На другой берег пошёл Александр Яковлев. На его страховке 2 человека. Уровень воды оказался менее ожидаемого – чуть выше колен. Фото 28.

Фото 28. Переправа через реку первого участника.

Верёвку натянули, как и планировали, между толстыми деревьями. На фото 29 и фото на 2-ой странице отчёта переправа участников.

Фото 29. Переправа.

Последним переправлялся Александр Ворошилов. Основную верёвку сдёрнули с противоположного берега с помощью вспомогательной верёвки. Всего на 2 тренировки и переправу затратили 4 часа. Все были очень довольны – теоретическое знание основ верёвочной переправы мы применили (впервые за многие походы) на практике.

Далее поднимались по среднеобломочной устойчивой осыпи с отдельно стоящими деревьями внизу и лесом выше по склону до дороги. Крутизна подъёма примерно градусов 35 – 40, высота метров 70 – 100. Под начавшимся дождём приходим на Карагемскую поляну. В первом домике группа из Н. Тагила (9 человек, пешая 6 к.с.). Домик справа от входа на поляну. Фото 30. Этот дом никому не принадлежит.

Фото 30. Дом на восточном краю Карагемской поляны.

 

Второй домик (дверь не закрыта на замок) частный, расположен ближе к стрелке рек Йолдоайры и Карагем. В доме посуда, подвешенные к потолку продукты, постельные принадлежности. Располагаемся в этом доме. Метрах в ста от домика стоянка геологов, заехавших сюда на большой машине ГАЗ. Они заканчивают работу в этом месте и должны уезжать в Бельтир в ближайшие дни. На поляне есть баня, закрытая на замок, и туалет. Сюда завозят на лошадях отдыхающих (видели при завозе заброски). Забрали заброску. Она цела, без повреждений (возможно махорка спасла от мышей?).

 

                    9 августа

             8 день.

ДНЁВКА. Карагемская поляна.

Переменная облачность.

  Нст. = 1960 м.

 

 
         

 

Все желающие выспались. Продолжили тренировки. Провесили верёвку на сук большого дерева и тренировались в подъёме по верёвке с жумарами. Фото 31.

 

Фото 31. Тренировка на Карагемской поляне.

 

 

Это может пригодиться на перевалах Терешковой и Москвич. Днём подошла группа туристов, которая шла от Шавлинского озера через «наши» перевалы по «нашему» маршруту. Наблюдали, где и как они переправляются через р. Карагем. Поговорили с ними о проблемных участках нашего маршрута.

  После разговора с семьёй по спутниковому телефону Ю. Слынько заявил о необходимости прервать маршрут и срочно выехать домой. Поговорили с геологами, которые собирались уезжать в Бельтир. Они уезжают завтра и возьмут с собой Юрия.

Юра сообщил об этом семье. Жена закажет ему по Интернету машину из Бельтира до Горно-Алтайска, билет на автобус до Барнаула и билет на самолет до Москвы.

 

 

                    10 августа

             9 день.

Карагемская поляна – р. Камрю – оз. Камрю.

Ночью был сильный дождь, утром туман. Днём ясно.

S = 15,7 км Нст. = 2050 м.

 -90 м.,+ 180 м.

Вр. движ. 8-15 - 18-15.
         

 

Брод через Карагем по тропке за туалетом. Здесь река разбивается на 2 рукава. Глубина первой протоки чуть ниже колена, второй чуть выше колена, ширина проток примерно по 10-12 метров. На фото 32 переправа через Карагем.

 

Фото 32. Переправа через Карагем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.266 с.)