Экономическое развитие европы во второй половине XIX В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическое развитие европы во второй половине XIX В.



К концу этой эпохи человек пересаживает на аэроплан и автомобиль, появляются огромные международные корпорации, а государства вновь отгораживаются друг от друга стенами протекционизма.

Сельское хозяйство все еще определяло темпы экономического развития и жизнь в странах Европы и Америки. Но изменяются производительность, способы организации сельского хозяйства, изменяется его место в структуре экономики. Сельскохозяйственное производство значительно растет – и количественно и качественно: растут посевные площади, особенно в США и Канаде, в Европе в Италии, Германии и Швеции они тоже выросли, благодаря осушению болот, вырубке лесов и техническим новшествам. Качественный рост происходит в области урожайности, она увеличивается в 1,5-2 раза. Успехи достигаются и в животноводстве, если раньше корова в среднем давала 1300 литров молока в год - то теперь она дает 2200 литров молока в год. Это достигается за счет селекции, применения новых кормовых культур, применения новых машин – паровых плугов и комбайнов (в США), механических жаток и молотилок, но в первую очередь за счет улучшения элементарных традиционных орудий труда, которые теперь производились на фабриках – косы, серпы и т.д. Намного шире начинают применяться удобрения (ажиотаж по поводу удобрения гуано из Латинской Америки), на гектар в среднем начали использовать до 8 кг удобрений. Повсеместно сельскохозяйственное производство основано на свободном труде и ориентируется на продажу его результатов, за исключением Кубы, где есть рабство до 1880-х годов, и некоторых стран Латинской Америки, в США последние препятствия устранены в Гражданскую войну 1861-1865 гг., в Европе в революции 1848-1849 г., помещичьи и крестьянские хозяйства получили возможность преобразоваться в капиталистические. Специализации отдельных регионов или даже страна очень способствует невероятное развитие путей сообщения, многие страны благодаря этому превращаются в экспортеров монокультур («банановые республики»). К концу XIX в. завершается складывание европейского и мирового рынка сельскохозяйственной продукции. С другой стороны, включение в этот рынок, открывавшее большие перспективы роста, уже в 1880е годы создали в Европе трудности в связи с притоком массы дешевого зерна из США и России, когда началась эпоха промышленных холодильников, этот кризис перекинулся и на мясо (американское мясо в Дувре стоило в два раза дешевле местного). Отсюда с 1880-х годов начинается постепенный вялотекущий кризис сельского хозяйства.

В промышленности также происходит качественный и количественный рост, изменения в организации производства. Несмотря на появление нефти (28 августа 1859 г. в Пенсильвании впервые пробурена коммерческая скважина, и началась нефтяная лихорадка, которую в 1865 г. Рокфеллер остановил нефтяной монополией, нефть тогда использовалась только для смазки и производства керосина) и электричества, уголь вплоть до Первой мировой войны безусловно лидирует. Главным материалом промышленной эпохи стало железо, его производство бурно растет, в начале XIX в. лидирует чугун, а в последние четыре десятилетия происходит триумф стали – она отличается от чугуна меньшей крупностью и соответственно более широкой сферой применения, это было понятно и раньше, но производство ее было очень дорогим и дорогим, именно умение произвести сталь считалось одним из критериев состояния промышленности той или иной страны. В 1851 г. прошла первая Всемирная промышленная выставка, которые отныне стали использоваться для широкой рекламы своих товаров, на ней англичане похвастались блоком стали в 150 кг., но на этой же выставке Крупп предоставил кусок стали в 300 кг. С 1860-х годов объемами вообще перестали хвастаться, благодаря новой технологии, по сравнению с мартеновским способом, _____, производство стали страшно подешевело и ускорилось с 24 часов до 20 минут. Крупп теперь поражал весь мир размерами своих пушек: 25 тонн, 87 тонн, 122 тонны (самая большая пушка в человеческой истории, один ее снаряд весил тонну). Благодаря пушкам, Крупп пробился на американский рынок, но зарабатывать там стал не на пушках, а в производстве паровозов, у которых, в отличие от всех остальных были абсолютно надежные, безопасные колеса, к концу XIX в. вся Америка ездила на колесах Круппа. На той первой Всемирной выставке французы продемонстрировали губную помаду (ее придумали еще до того голландцы). (сравнение: французы помада, а немцы огромные пушки). Огромные новшества произошли в машиностроении: стали строиться механизмы для индивидуального потребления, швейные и печатные машинки (на ней одним из первых Марк Твен напечатал Тома Сойера), велосипеды, все это вызвало новые техники и способы обработки металла. Качественные изменения промышленного сектора были связаны не только и не столько со старыми отраслями, но с появлением абсолютно новых ультрасовременных отраслей –химической и эклектической, это т.н. «вторая промышленная революция». Химия, сталь и железо – триада XIX в. Химическая промышленность открыла эру производства синтетических товаров, т.е. того, чего в природе в принципе нет, возникла фармацевтическая промышленность, производство резины и каучука. Появилась автомобильная промышленность, в _____ изобретен автомобиль, в _____ братья Мишлен изобретают автоматическое колесо. Широко эпоха автомобилестроения началась с 1907 года, когда Генри Форд начал выпускать свою Модель Т, которая собиралась уже не кустарным способом, а не конвейере, который Форд высмотрел у производителей мяса, США стала безусловным лидером по производству автомобилей. У парового двигателя появляется несколько новых конкурентов 1886 г. Николаус Отто двигатель внутреннего сгорания, с середины века существуют электрические двигатели, с рубежа веков начинается бум электродвигателей, когда они становятся сами частью машин, которые приводят в движение. Происходит электрическая революция, наступает «эпоха света», производство теперь наконец может оторваться по расположению от непосредственного источника энергии. Тем не менее в массе свой пар все еще оставался главным (около 90% производительной энергии) видом получения энергии. Если в начале века лошади бросает вызов паровоз, то теперь господство паровоза пытается поколебать автомобиль с двигателем внутреннего сгорания (в начале 1894 происходит состязание лошади, паровоза и автомобиля, автопробег Париж-Руан, победу одержал маленький автомобиль Пежо с двигателем 3,5 лошадиные силы: «новое вновь обогнало старое, как ни старались кочегары»), эпоху пара завершили паровые автомобили. Изменился сам характер изобретений и нововведений: теперь это зачастую не единичные озарения изобретателей, теперь это результаты целенаправленных исследований, которые инициируются в интересах производства. «Вторая промышленная революция» означает и сильное изменение в организации производства. Если раньше большинство предприятий были семейными и небольшими, то теперь происходит очередная, «управленческая революция»: из-за укрупнения производства и усложнения его задач происходит разделение между собственностью на предприятие и управление им, управление теперь осуществляет не собственник, а группа профессиональных наемных управляющих. Производство очень сильно концентрируются, предприятия становятся все крупнее, объединяются в картели, синдикаты и тресты, этот переход просто бросался в глаза, современникам казалось, что отныне вся экономическая жизнь вообще определяется трестами. Концентрация производства сильнее всего происходила в сталелитейном и химическом производстве, диктовалась самим характером этого производство, она также была реакцией на экономические кризисы. Это не означает, что конкуренция исчезла, она продолжала существовать как монопольная конкуренция, никуда не делись средние и мелкие предприниматели.

К концу XIX в. была создана общеевропейская система железных дорог, во всех странах (кроме Испании и России) была унифицирована колея. На море пар навсегда вытеснил парус, путь от Европы до Америки теперь сократился с 2-3 недель до 10 дней. Так человек преодолевает вековую враждебность пространства. 1873 году Жюль Верн пишет вокруг Света за 80 дней, тогда это был роман фантастический, тогда как не было (!). Но прошло 16 лет, и он стал реальностью, в 1889 г. одна американская журналистка решила проделать этот маршрут и смогла сделать это за 72 дня, причем покупала только билеты на регулярные рейсы (по дороге заглянула к Жюль Верну). Именно в это время, благодаря телеграфу, мир впервые становится единым информационным пространством, телеграфист появляется в каждом самом маленьком городке, в 1844 г. изобретена азбука Морзе, в 1866 г. телеграфный кабель проложен через Атлантику, к 1870 году он связывает Европу с Индией, к 1871 г. с Китаем и Японией, в 1899 г. во время англо-бурской войны известия в Лондоне получались спустя часы. Больше всего от этого развития выиграла торговля, сложился мировой капиталистический рынок. В ментальном пространстве утверждается концепция свободной торговли. Договор Кобдена 1860, франко-прусский договор 1872 г. превратили всю Европу почти в одну единую зону свободной торговли, исключением оставались только США, дорожившие своим внутренним рынком.

В повседневной жизни стремительно растет производство предметов личного потребления, появляются первые универсальные магазины. Стандартизация товаров приводит к появлению марочных товаров (в частности Кока-колы, первоначально как средства от похмелья). В финансовой среде на смену старым семейным банкам приходят крупные акционерные банки, которые были ориентированы на финансирование промышленности, вывоз капиталов, выдачу и получение больших сумм на долгие сроки. Крупные банки создают свои филиалы по всей стране, уничтожая маленькие банки-конкуренты, так наряду с промышленной концентрацией, происходит концентрация банков (в Англии в конце века практически вся финансовая сфера контролируется пятью банками, в Германии четырьмя). Банки дают большие деньги на долгие сроки, и таким образом становятся заинтересованы в том, чтобы следить за расходованием этих средств, банки получают представительство в правлении промышленных корпораций, особенно в Германии, и наоборот, крупные корпорации создают собственные банки.

Свои особенности имело экономическое развитие разных стран. В целом оно было неравномерным, как всегда, но во второй половине XIX в. такая неравномерность постепенно нивелируется. Англия в это время утрачивает то безоговорочное доминирование в промышленности, которая имела раньше, на один уровень с ней становятся Германия и США. Первая в мире промышленная страна, Англия первая испытала соответствующие изменения. Доля занятых в сельском хозяйстве неуклонно снижалось, быстро росло количество занятых в промышленности и особенно в т.н. «третьем секторе». Однако во второй половине века Англия потеряла свою промышленную гегемонию, происходит этот как раз из-за того, что долгое безоговорочное доминирование, огромная пропасть между Англией и остальным миром, тормозит развитие самой Англии. Англия испытала на себе «закон тормозящего преимущества», по которому обновить уже существующий огромный фонд станков гораздо труднее, чем создавать всю цепочку с полного нуля (потом этот закон проявится в немецком и японском экономическом чуде). Британскому капиталу со временам стало гораздо проще вкладываться куда-то за границу, чем участвовать в долгой и сложной модернизации собственной промышленности. Исчерпав потенциал первой промышленной революции, Англия начала опаздывать ко второй.

Она быстрее и ярче всего происходила в Германии и США. И там, и там очень быстро росло население, очень быстро концентрировался банковский и промышленный капитал, который вкладывался в создание новой промышленности. Для США очень важным было наличие огромного платежеспособного внутреннего рынка, именно внутренний рынок, а не внешняя торговля обеспечивали американскую промышленность постоянным высоким спросом, отсюда происзводство стандартизированной продукции, рассчитанной на среднего потребителя. Во внешней же торговле американцы по старому вывозили сырье и сельскохозяйственную продукцию. Германия не обладала ни гаратированным внутренним рынкомЮ ни гарантированным внушним рынком сбыта в колониях, как англичнае и французы. Германская промышленность работалап опчти исключительно на экспорт, причем на самый сложный жэскопрт – европейский. Сильнее всего германский экспорт шел в бывшую мастерскую мира – Англию. Англичане очень болезненено воспринимали это являение, ощущали его как поражение (Вильямс «Сделано в Германии»). В 1887 г. в Англии был принят закон о товарных знаках, который обязывал на каждом товаре ставить маркировку страны производства, это был антигерманский закон, законоадетли надеялись, что патриотичные англичане не будут покупать немецкие товары, но произошло ровно наоборот, немецкие товарные знаки стали знаком качества и отличной рекламой.

От тройки лидеров сильно отставала Франция, где было слабое предожение рабочей силы, мелкопродуктивное сельское хозяйство, известный недостаток природных ресурсов, в первую очередь угля. Франция сильно пострадала в результате Франко-Германской войны 1870-1871 г., потеряв Эльзас и Лотарингию, где имелись богатые залежи железной руды, Франция заплатила чудовищную контрибуцию. Здесь преобладали небольшие семейные фирмы, предприниматели здесь традиционно жертвовали большей прибылью ради большей уверенностью. Французы предпочитали вкладываться в государственные бумаги, благодаря чему к началу XX в. французским банкам оказались должны и США, и Германия, и Англия, и Россия, но все эти средства не было вложены в национальную промышленность. Тем не менее, по темпам роста промышленного производства каким-то чудесным образом французы имели 3,7% против где-то 4-5% в Англии и Германии. Здесь имелись все появившиеся во второй половине века отрасли промышленности, хотя они и не были так сильно развиты и масштабно представлены, как в Германии и США.

Большой отрыв отделял от первых четырех стран Австрию и Италию. Для них была характерна очень сильная региональная неравномерность в экономическом развитии. В Италии до сих пор не преодолена проблема юга, где преобладали докапиталистические отношения, очень остро стояла проблема бандитизма. Если Германия к моменту объединения была экономически относительно едина, то в Италии пришлось создавать все с нуля, отменять местные таможни и пошлины, проводить унификацию системы мер и весов. В Италии, как и во Франции, не хватало железа и угля, здесь государство активно вмешивалось в экономику, проводя целенаправленную политику индустриализацию, существовал отдельный государственный сектор экономики – военные заводы, некоторые железные дороги, производство хинина, - это явление, крайне редкое для Европы того времени. Промышленность развивалась практически только на севере в Ломбардии и Пьемонте, промышленный переворот здесь завершился очень поздно, только к концу века. Тем не менее, в начале XX в. здесь вырастает сильное автомобильное производство (машины Фиат) и мощное электротехническое производство. В Австрии отсталые Галиция, Хорватия и Трансильвания соседствовали с развитыми Чехией и немецкими землями, очень неравномерным было распределение и развитие отраслей промышленности, хотя здесь в конце века появилось сильное автомобильное производство (завод Шкода в Богемии). Экономическое развитие здесь сильно страдало от нерешенности национальной проблемы (например, венгры противились строительству железной дороги между Хорватией и Далмацией).

Характерной чертой экономики этого времени был ее стремительный рост, но вместе с тем Европе пришлось столкнуться не только с ростом, но и с периодами его перерывов – кризисов. Спады производства существовали и при Старом порядке, но это были кризисы старого типа, которые порождались неблагоприятными погодными условиями и сельским хозяйством (последний такой кризис разразился накануне революций 1848 г.). Теперь кризисы вызвались самой логикой промышленного развития. 1860-1870 гг. – время невероятного экономического бума, «эпоха грюндерства», время полного экономического благоденствия. Но она неожиданно закончилась 9 мая 1873 г. после краха Венской биржи. Главной причиной этих новых кризисов была цикличность промышленного развития, которая подразумевала очень сильный спад перед новым подъемом, это оборотная сторона огромной экономической мощи и гигантских масштабов производства. Другой его причиной были т.н. «длинные волны Кондратьева» - циклы длинной примерно в 50-60 лет, первая такая волна определяется с 1780-х годов до 1840-х годов, в соответствии с ней на начало 1870- годов как раз приходился сильный спад производства и стагнация, которые были вызваны сменой тех отраслей, которые были двигателем эпохи (текстильная промышленность и паровой двигатель – паровой двигатель – электрохимическая промышленность). В начале 1870-х годов две волны кризисов совпали: кризис перепроизводства совпал со спадом длинной волны Кондартьева. С 1873 по 1896 г. продолжалась первая экономическая депрессия, она воспринималась как чудовищная катастрофа, множество людей кончали жизнь самоубийством. В результате очень сильно пострадала доктрина экономического либерализма, - основа политического либерализма, которая уничтожала остатки цеховых ограничений, законы против ростовщичества, таможни и экономические границы. Теперь эти меры навсегда ушли в прошлое, страны одна за другой стали переходить к политике протекционизма, вводя большие таможенные пошлины, это сделали все страны, кроме Англии, которая слишком сильно зависела от внешней торговли. Очень сильно изменились взгляды на роль государства в экономике, от идеи «государства-ночного сторожа», теперь пришли к идее требовать от государства защиты и помощи. Еще одним следствие стало новое качество борьбы за колонии в стремлении обеспечить себе хоть какие-то гарантированные рынки сбыта. Наконец, депрессия послужила очень сильным толчком в процессе концентрации производства и капитала. В середине 1890- годов депрессия сменилась новым стремительным подъемом производства, который называется «belle epoque» и продолжается до Первой мировой войны.

(ария Далилы из оперы Самсон и Далила)

 

Лекция VII



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.206.169 (0.011 с.)