Ошибки в обозначении мягкости звука на письме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ошибки в обозначении мягкости звука на письме



МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

Кафедра дополнительного образования

 

 

Итоговая зачетная работа

по дисциплине «Логопедический практикум»

На тему «Дисграфия»

Выполнил:

студенты ФДО

логопедия группа 217-Д

Думова О.А.

Зайцева С. В.

Коньшина Ю.А

Натарова С.Ю.

Позднякова Н.А.

Саева С.В.

.

Проверил:

старший преподаватель

Лоскутова Елена Владиславовна

 

 

Г. Волгоград, 2021г

Логопедический практикум

Анализ письменных работ учеников начальных классов с целью выявления и коррекции дисграфии.

Цель: Научиться на практике находить специфические ошибки письма, дифференцировать различные типы дисграфии и подбирать коррекционный маршрут на примере письменных работ младших школьников.

Задачи:

1. Проанализировать примеры письменных работ младших школьников

2. Выявить специфические ошибки письма, присущие ученику

3. Систематизировать все виды ошибок в соответствии с предложенной И.Н.Садовниковой типологией

4. Произвести статистическую оценку полученных данных

5. На основании результатов исследования определить характер ошибок и тип дисграфии присущий данному ребенку

6. Составить маршрут коррекционной работы

 

Таблица 1.

Учет специфических ошибок письма

Группа специфических ошибок Примеры ошибок из работ ученика

Количество ошибок

Процент ошибок данного типа

Ошибки звукового анализа

10

16,7%
Пропуски чудовщную - чудовищную одинцатое - одиннадцатое возух - воздух, многе - многие убвают - убивают нты –никиты

6

10%
Персеверации онон, рекака, одиинцатое, стросёонок

4

6,7%

Ошибки в обозначении мягкости звука на письме

13

21,6%
Гласные 2 ряда А-Я (ротя- рада) Ы-И (круглый)

2

3,3%
Мягкий знак тму(тьму), щупалца, маленкий, зеленьют, валс, малчик, борба, релсы, мелница, булдозер, беленкий

11

18,3%

Смешение букв по акустико-артикуляторному сходству

6

10%
Д-Т Б-П Ц-Ч рота-рода дубки – дупки (2 раза) цучело-чучело чулан-цулан чудовище-цудовице чудак-цудак

6

10%

Смешение букв по кинетическому сходству

8

13,4%
Оптическое безуд-безуб

1

1,7%
Кинетическое «т» с «а» без соединения «у» с «с» без соединения «к» замена прописных букв печатными (5раз) – «ш,б,р,н» «о» с «а» без соединения «т» с «о» без соединения «Ч» -«У» «о» с «л» без соединения  

7

11,7%

Прочие ошибки (орфографические ошибки)

21

35%
Правописание имен собственных с заглавной буквы Волга, зорге, щура,

3

5%
Заглавная буква в начале предложения  

6

10%
Точка в конце предложения  

3

5%
Правописание безударных гласных принести – принисти торфяной – торфеной глаза – глоза воровала –варавала

5

8,3%
Правописание приставок «пре»- «при» преносили, преводили

2

3,3%
Правописание «ча» -«ща»  

2

3,3%

Аграмматизмы

2 3,3%
  Вредные бактерия Они еще маленькия

2

3,3%
Общее количество ошибок  

60

100%
         

 

 

 

 

Выводы: В результате обследования ученицы начальной школы Ники К. были выявлены следующие ошибки письма. Самые распространенные ошибки носят орфографический характер. Что в данном случае, объясняется в большей степени возрастом ребенка и несформированностью у него парадигмы родного языка. Среди специфических ошибок письменной речи самыми частотными ошибки обозначения мягкости звука на письме, в частности с помощью мягкого знака. Следующими по распространенности являются ошибки звукового анализа. Часто встречаются пропуски и персеверации. Третью проблемную зону составляют ошибки, связанные со смешением букв по кинетическому и акустико –артикуляторному сходству. Исходя из данных статистического анализа ученице можно предложить работу в рамках следующих коррекционных программ: Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии», «Коррекция аграмматической дисграфии», «Коррекция оптической дисграфии».

 

ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

II. Предложение

10 1. Предложение Соотнесение предложений с графичес­кой схемой. Знакомство со словосоче­танием и предложением. Объяснение связей в предложении. Построение сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Диффе­ренциация понятий: предложение — сло­восочетание — текст 5 7. Состав предло­жения Наблюдение связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным сло­вам в предложении. Наблюдение за из­менением смысла фразы в зависимости от перестановки слов в предложении, изменения количества слов. Преодоле­ние устного аграмматизма. Работа с де­формированными предложениями 5

III. ТЕКСТ

3 1. Работа над текстом Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Зна­комство с понятием текст, его призна­ками: целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста 3

 

 

ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Й этап. Организационный.

Цели и задачи

1. Проведение первичного обследования.

2. Оформление документации и планирование работы.

3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы). Работа на этом этапе проводится с 1 по 15 сентября. На данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование (первичное и углубленное), выступления на родительских собраниях и т.д.

Й этап. Подготовительный.

Цели и задачи

1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

Развитие зрительного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета;

б) развитие восприятия формы;

в) развитие восприятия размера и величины.

Развитие буквенного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета букв;

б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;

в) дифференциация расположения элементов букв.

2. Развитие зрительного анализа и синтеза.

3. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):

а) развитие запоминания формы предметов;

б) развитие запоминания цвета;

в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).

4. Формирование пространственного восприятия и представлений:

а) ориентировка в схеме собственного тела;

б) дифференциация правых и левых частей предмета;

в) ориентировка в окружающем пространстве.

5. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

 

6. Развитие зрительно-моторных координации.

Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий по альбому 1.

3-й этап. Основной. Цели и задачи

1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

2. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

3. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

- Дифференциация гласных букв:

а) изолированно (написание);

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

- Дифференциация гласных и согласных букв:

а) изолированно;

б) в слогах и словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

- Дифференциация согласных:

а) изолированно;

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетании;

г) в предложениях и тексте.

Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий по альбомам 1-2.

4-й этап. Заключительный.

Цели и задачи

1.Закрепление полученных навыков.

2.Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.

Работа на данном этапе проводится в конце обучения.

Для удобства работы педагога все наиболее часто смешиваемые пары букв представлены в таблице.

7.

 

 

План работы по преодолению оптической дисграфии

№ темы Тема занятия Содержание работы Часы

ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Список литературы по теме дисграфия и дислексия

  1. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1989
  2. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. Пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей. - М.:ПАРАДИГМА, 2011
  3. Костромина С.Н. Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. Упражнения, задания, конспекты занятий. -.:Ось-89, 2006
  4. Тосуниди О.М. Дидактический материал для автоматизации чтения. -.:ПАРАДИГМА, 2013
  5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. -.:Национальный книжный центр, 2015
  6. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Ястребова А.В. Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. -.:АРКТИ, 2015
  7. Величенкова О.А. Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушения чтения и письма у младших школьников. -.:Национальный книжный центр, 2015
  8. Елецкая О.В. Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией. -.:Национальный книжный центр, 2015
  9. Аскульская Л.В. Предупреждение и коррекция дизорфографии у детей 2-5 классов общеобразовательной школы. -.:ВЛАДОС, 2015
  10. Иншакова О.Б. Назарова А.А. Методика выявления дизорфографии у младших школьников. -.:В.Секачев, 2013
  11. Ивановская О.Г. Гадасина Л.Я. Дисграфия и дизорфография: Изучение, методика, сказки. -.:КАРО, 2008
  12. Зегебарт Г. М. Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии. -.:Генезис, 2010
  13. Даньшина Н.Г. Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания у младших школьников с общим недоразвитием речи. -.:АРКТИ, 2011
  14. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. -.:ГНОМ и Д, 2008
  15. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза: конспекты занятий для логопедов.-.:ГНОМ и Д, 2008
  16. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии: конспекты занятий для логопеда. -.:ГНОМ и Д, 2010
  17. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. -.:ГНОМ и Д, 2010
  18. Яцель О.С. Коррекция оптической дисграфии у младших школьников. Конспекты логопедических занятий. -.:ГНОМ и Д, 2013
  19. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. Под редакцией О.Б. Иншаковой. -.:Московский психолого-социальный институт (МПСИ), 2007
  20. О.М. Коваленко. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы. -.:Астрель, 2005
  21.  Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2001
  22. Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1972
  23. Каше Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы (Под ред. Р. Е. Левиной). – М., 1965
  24. Колповская И. К., Спирова Л. Ф. Характеристика нарушений письма и чтения () Основы теории и практики логопедии (Под ред. Р. Е. Левиной). – М., 1968. – С. 166–190
  25. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003
  26. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: ВЛАДОС, 1997.
  27. Спирова Л. Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы (Под ред. Р. Е. Левиной). – М., 1965.
  28. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во «СОЮЗ»., 2001.
  29. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. -СПб,: СОЮЗ» 1998.
  30. Городилова ВЖ. Чтение и письмо.,- М.: «Владос», 1995.
  31. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма, чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. – М.: Юристъ, 1997. – 256 с.
  32. Лалаева Р.И. Устранение оптической дислексии и дисграфии. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 1998. – С.153-165.
  33. Немцова, Н. Л. Зеркальные ошибки письма / Л. Н. Немцова. – М., 1999.
  34. Мазанова, Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е. В. Мазанова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. - 88 с.
  35. Иншакова, О. Б. Нарушения письма и чтения учащихся правшей и неправшей / О. Б. Иншакова. – М., 1995. – 169 с.
  36. Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т. В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О. Б. Иншаковой. – М.: МПСИ, 2001. С.7-20.
  37. Розова, Коробченко: Преодоление оптической дисграфии у школьников. Учебно-методическое пособие. -.:Форум, 2016
  38. Розова, Коробченко: Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у школьников. -.:Редкая птица, 2017
  39. Ивановская, Куликова, Хвостова: Преодоление артикуляторно-акустической дисграфии у школьников. Учебное пособие. -.:Форум, 2016
  40. Татьяна Воронина: Дисграфия, или Почему ребенок плохо пишет? -.:Феникс, 2017
  41. Людмила Парамонова: Предупреждение и устранение дисграфии у детей. -.:Союз, 2004
  42. Татьяна Воронина: Дислексия, или Почему ребенок плохо читает?. -.:Феникс, 2017
  43. Мазанова Е.В. Комплект пособий по коррекции дисграфии. (Коррекция оптической дисграфии, акустической дисграфии, аграмматической дисграфии, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза). Альбомы и конспекты.
  44. Мазанова Е.В. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» 1. «Конспекты занятий для логопедов»
    2. «Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза»

 

МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

Кафедра дополнительного образования

 

 

Итоговая зачетная работа

по дисциплине «Логопедический практикум»

На тему «Дисграфия»

Выполнил:

студенты ФДО

логопедия группа 217-Д

Думова О.А.

Зайцева С. В.

Коньшина Ю.А

Натарова С.Ю.

Позднякова Н.А.

Саева С.В.

.

Проверил:

старший преподаватель

Лоскутова Елена Владиславовна

 

 

Г. Волгоград, 2021г

Логопедический практикум

Анализ письменных работ учеников начальных классов с целью выявления и коррекции дисграфии.

Цель: Научиться на практике находить специфические ошибки письма, дифференцировать различные типы дисграфии и подбирать коррекционный маршрут на примере письменных работ младших школьников.

Задачи:

1. Проанализировать примеры письменных работ младших школьников

2. Выявить специфические ошибки письма, присущие ученику

3. Систематизировать все виды ошибок в соответствии с предложенной И.Н.Садовниковой типологией

4. Произвести статистическую оценку полученных данных

5. На основании результатов исследования определить характер ошибок и тип дисграфии присущий данному ребенку

6. Составить маршрут коррекционной работы

 

Таблица 1.

Учет специфических ошибок письма

Группа специфических ошибок Примеры ошибок из работ ученика

Количество ошибок

Процент ошибок данного типа

Ошибки звукового анализа

10

16,7% Пропуски чудовщную - чудовищную одинцатое - одиннадцатое возух - воздух, многе - многие убвают - убивают нты –никиты

6

10% Персеверации онон, рекака, одиинцатое, стросёонок

4

6,7%

Ошибки в обозначении мягкости звука на письме

13

21,6% Гласные 2 ряда А-Я (ротя- рада) Ы-И (круглый)

2

3,3% Мягкий знак тму(тьму), щупалца, маленкий, зеленьют, валс, малчик, борба, релсы, мелница, булдозер, беленкий

11



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.062 с.)